Как умер сократ: предпосылки и причина смерти философа

Картина смерть сократа

Смерть Сократа

Картина Жака-Луи Давида (1787)

Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стертым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал:

— Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком — что же мне надо делать?

— Да ничего, — отвечал тот, — просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само.

  • С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял ее с полным спокойствием, Эхекрат, — не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил:
  • — Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?
  • — Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить.

— Понимаю, — сказал Сократ. — Но молиться богами можно и нужно — о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так.

Договорив эти слова, он поднес чашу к губам и выпил до дна — спокойно и легко.

До сих пор большинство из нас еще как-то удерживалось от слез, но, увидев, как он пьет и как он выпил яд, мы уже не могли сдержать себя. У меня самого, как я ни крепился, слезы лились ручьем.

Я закрылся плащом и оплакивал самого себя — да! не его я оплакивал, но собственное горе — потерю такого друга! Критон еще раньше моего разразился слезами и поднялся с места.

А Аполлодор, который и до того плакал, не переставая, тут зарыдал и заголосил с таким отчаянием, что всем надорвал душу, всем, кроме Сократа. А Сократ промолвил:

— Ну что вы, что вы, чудаки! Я для того главным образом и отослал отсюда женщин, чтобы они не устроили подобного бесчинства, — ведь меня учили, что умирать дóлжно в благоговейном молчании. Тише, сдержите себя!

Картина Смерть Сократа

Кто автор

: Жак Луи Давид

Как называется картина

: см.

  • ерть Сократа

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

В каком году написана(когда) : в 1787

Оригинальное название картины на английском : фр.
Холст, масло.
130 на 196 см.
Метрополитен-музей

Описание картины «Смерть Сократа»

«Смерть Сократа» (фр. La Mort de Socrate) — историческая картина Жака-Луи Давида (1787) из собрания музея Метрополитен (New-york, США).

1 История сотворения 2 Описание произведения 3 Примечания 4 Литература

История сотворения

Картина была заказана Давиду сначала 1786 года его близким знакомым, советником парижского парламента Шарлем Мишелем Трюденом де ла Саблером.

С тех пор, как Дидро рекомендовал этот сюжет художникам в трактате «О драматической поэзии», к нему не раз обращались живописцы, в том числе Шаль, Ализар (фр. Jean-Baptiste Alizard, 1762), Сане.

Дидро, делая упор на рассказ Платона на последней страничке «Федона», поделил историю смерти философа на 5 сцен: Сократ в заточении; Сократ два раза отрешается от побега; дискуссия с арбитрами о бессмертии души; Сократ воспринимает цикуту.

Адри рекомендовал поместить в изножье ложа погружённым в раздумье Платона (по сути заболевший в тот денек Платон отсутствовал), изобразить Критона, более открыто выражающего свои чувства, и, в конце концов, самым экспрессивным из присутствующих представить Аполлодора.

Сведениями о том, как шла работа над картиной, исследователи не располагают. По предположению А.

Шнаппера, Давид использовал свои римские зарисовки, в том числе и с картины, принадлежащей кисти неведомого караваджиста, также этюды древних изваяний.

Положение руки философа повторяет один из набросков берлинского альбома Давида и очень близко к наброску Пейрона, который обратился к тому же сюжету и представил рисунок на Салон 1787 года.

Описание произведения

У нагой каменной стенки стоит обычная кровать. На ней — Сократ, прощающийся со своими учениками. На полу лежат кандалы, от которых уже освободили философа. Живописец противопоставил серьезное мужество старенького философа глубочайшему отчаянию собравшихся вокруг него. Сам палач, передающий яд осуждённому, потрясён происходящим.

Синопсис

Смерть Сократа — холст, созданный французским мастером — Жаком-Луи Давидом. Как и другие работы живописца, созданные в том десятилетии, сюжет картины основан на классической истории, в данном случае о смерти Сократа, о которой рассказал Платон в диалоге Федон. В нем философ был приговорен к лишению жизни, с помощью яда цикуты, из-за доноса о якобы опасной деятельности мыслителя. Вместо паники и волнения, Сократ использует свое положение, чтобы преподать последний урок для своих учеников.

На картине, старик в белом халате сидит на кровати. Он окружен людьми разного возраста, большинство из которых, в отличие от главного героя, переживают: они плачут и закрываю лица руками, юноша протягивает чашу приговоренному, не смотря в его сторону, пожилой мужчина припал к кровати, за углом, в арке слева, можно видеть других опечаленных персонажей.

Смерть Сократа

Описание этого сюжета содержит массу исторических неточностей. Для простоты, композиция была лишена многих символов, первоначально описанных Платоном. Это и присутствие Аполлодора, прислонившегося к арке, несмотря на то, что в диалоге он был отослан Сократом, и искажение возраста многих учеников. Несмотря на то, что к моменту смерти Сократа Платон был еще молод, на картине он — старый человек, сидящий у ног умирающего. Даже лицо Сократа было идеализированно и отличается от классического бюста, считающегося эталонным. Он спокоен, ведь видит смерть как отдельное состояние, как отдельное царство, другое состояние бытия. А переживает Сократ больше не за себя, а за тех, кто горюет о его судьбе.

Клятва Горациев

Подпись под сиденьем Платона помогаю сделать вывод, что история преподносится его взглядом, а вторая подпись, под Критоном, означает, что художник идентифицирует себя именно с этим персонажем.

Существует несколько противоречий относительно даты происхождения картины, но несмотря на то, что возможно работа была задумана еще в 1782 году, закончена она была в Париже, в 1787.

Смерть Сократа — холст, созданный французским мастером — Жаком-Луи Давидом. Как и другие работы живописца, созданные в том десятилетии, сюжет картины основан на классической истории, в данном случае о смерти Сократа, о которой рассказал Платон в диалоге Федон. В нем философ был приговорен к лишению жизни, с помощью яда цикуты, из-за доноса о якобы опасной деятельности мыслителя.

Вместо паники и волнения, Сократ использует свое положение, чтобы преподать последний урок для своих учеников.

картине, старик в белом халате сидит на кровати. Он окружен людьми разного возраста, большинство из которых, в отличие от главного героя, переживают: они плачут и закрываю лица руками, юноша протягивает чашу приговоренному, не смотря в его сторону, пожилой мужчина припал к кровати, за углом, в арке слева, можно видеть других опечаленных персонажей.

Описание этого сюжета содержит массу исторических неточностей. Для простоты, композиция была лишена многих символов, первоначально описанных Платоном. Это и присутствие Аполлодора, прислонившегося к арке, несмотря на то, что в диалоге он был отослан Сократом, и искажение возраста многих учеников. Несмотря на то, что к моменту смерти Сократа Платон был еще молод, на картине он — старый человек, сидящий у ног умирающего.

Даже лицо Сократа было идеализированно и отличается от классического бюста, считающегося эталонным. Он спокоен, ведь видит смерть как отдельное состояние, как отдельное царство, другое состояние бытия. А переживает Сократ больше не за себя, а за тех, кто горюет о его судьбе.

Давид использует цвет, чтобы подчеркнуть эмоциональный характер картины. Например, оттенки красного более приглушены по краям картины, а к центру становятся более яркими, достигая кульминации в темно-красном одеянии мужчины, держащего чашу с ядом. Спокойствие сохраняют только Платон и Сократ, которые облачены в контрастные голубовато-белые одежды.

Подпись под сиденьем Платона помогаю сделать вывод, что история преподносится его взглядом, а вторая подпись, под Критоном, означает, что художник идентифицирует себя именно с этим персонажем.

Существует несколько противоречий относительно даты происхождения картины, но несмотря на то, что возможно работа была задумана еще в 1782 году, закончена она была в Париже, в 1787.

  • Хлопок белое золото сочинение

      

  • Как стать миллионером сочинение

      

  • Сочинение о короле артуре

      

  • Почему в современном мире нельзя отказываться от литературы сочинение

      

  • The next generation mobile phones сочинение

«Исторический» Сократ, или Удачливый «парень с агоры»


Жак-Луи Давид «Смерть Сократа»

В ноябре 2020 года издательство «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина» выпустило русский перевод «Людей Платона» (2002) Дебры Нейлз (далее Д.Н.). Это масштабный справочник персоналий (просопография), действующих или упомянутых в диалогах Платона, знакомство с которыми, по мнению автора, необходимо для понимания платоновского философского метода (с. 28). Что это за метод? Ответ на этот вопрос остается за рамками просопографии. Сама Д.Н. посвятила ему целую книгу (далее «Агора»), в которой предложила рассматривать «метод Платона» как, по сути, развитие «метода Сократа». Это задает определенную перспективу, в которой все «люди Платона» оказываются не только персонажами платоновских диалогов, но и историческими лицами в достоверных обстоятельствах – «людьми Сократа». Таким образом, согласно Д.Н., диалоги оказываются выходом на социальное окружение и философские практики исторического Сократа. И это окружение она предлагает переосмыслить, сделав Сократа своего рода уличным проповедником, открытым для общения со всяким, кто пожелает «улучшить» свою душу. Но здесь есть некоторые нестыковки.

Перед картиной Давида

Во вступлении к «Людям Платона» мы читаем: «На картине Давида “Смерть Сократа”… отдана дань широко распространенному мнению о том, что Сократа окружали юноши-аристократы. Между тем это мнение ошибочно» (с. 29). Д.Н. приводит неумолимую статистику: в диалоге «Федон» «из двадцати трех присутствующих афинскими аристократами достоверно являются только двое, и, самое большее, пятеро – афиняне моложе тридцати лет»; среди присутствующих – «три раба, бывший раб, незаконнорожденный, две-три женщины, три ребенка и шесть чужеземцев, только один из которых, по-видимому, богат».

Конечно, для поддержания тезиса, что Сократу были интересны не только «красивые и богатые» (ср. «Агора», с. 209), «Федон» – наиболее подходящая иллюстрация; но достаточно сослаться на «Протагора», где представлен весь цвет афинской молодежи, чтобы нарушить эту статистику. Впрочем, даже «Федон» едва ли поддерживает образ лишенного социальных предрассудков Сократа. Женщины, дети и рабы появляются, чтобы тут же исчезнуть; Сократ благожелателен ко всем, но ему гораздо интереснее молодые интеллектуалы Симмий и Кебет, учившиеся у пифагорейца Филолая; старик Критон больше хлопочет по поводу похорон. Прочие – афиняне и чужеземцы – сохраняют молчание; можно заподозрить, что 14 имен понадобились Платону лишь ради метафоры, представляющей Сократа как своего рода Тесея (кстати упомянутого в начале диалога как спасителя знаменитых «семи пар» юношей и девушек и всех Афин).

Другие свидетельства безграничной демократичности Сократа тоже оказываются призрачными, но разбирать их нет необходимости: прежде всего следует задаться вопросом о том, насколько верно платоновские диалоги воспроизводят окружение Сократа, каким бы оно ни было. Для этого необходимо обратиться к тому решению «проблемы Сократа», которую Д.Н. предложила ранее.

В кого верил Сократ?

Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.

Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи

    Национальная библиотека Франции ( данные )

     :

  • Ресурсы изобразительного искусства

    Метрополитен-музей

     :

Работа от Жака-Луи Давида

История и мифология живописи Битва Марса против Минервы  • Диана и Аполлон пронзают детей Ниобы своими стрелами  • Смерть Сенеки  • Эрасистрат обнаруживает причину болезни Антиохия  • Похороны Патрокла  • Велизарий просит милостыню  • Боль Андромахи  • Клятва Горации  • Смерть Сократа  • Любовь Парижа и Елены  • Ликторы возвращают Бруту тела его сыновей  • Сабинянки  • Сафо, Фаон и Любовь  • Леонид в Фермопилах  • Любовь и Психея  • Прощание Телемаха и Евхариды  • Гнев Ахилла  • Марс обезоружен Венерой
Современные темы Клятва Jeu de Paume  • Смерть Марата  • Переход Бонапарта через Большой Сен-Бернар  • Коронация Наполеона  • Распределение орлов
Портреты Мари-Франсуаза Бурон  • Портрет Франсуа Бурона  • Мари-Жозеф Бурон  • Мишель-Жан Седен  • Мадемуазель Гимар  • Портрет графа Станислава Потоцкого  • Жак-Франсуа Десмезон  • Портрет доктора Альфонса Леруа  • Портрет Шарля-Пьера Пекуля  • Портрет Мадам Шарль-Пьер Пекуль  • Портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены  • Портрет графини Сорси-Телюссон  • Портрет маркизы д’Орвилье  • Автопортрет с тремя воротничками  • Автопортрет  • Портрет Эмили Серизиа и ее сын  • Портрет Пьера Серизиа  • Портрет Якоба Блау  • Портрет Гаспара Мейера  • Портрет мадам де Вернинак  • Переход Бонапарта через Большой Сен-Бернар  • Портрет Купера Пенроуза  • Сюзанна Ле Пеллетье из Сен-Фаржо  • Портрет Папы Пия VII  • Портрет графини Дарю  • Портрет графа Антуана Франсэ де Нанта  • Наполеон в своем кабинете  • Портрет Антуана Монжеза и его жены  • Портрет Шарлотты Давид  • Портрет Генера аль-Этьен-Морис Жерар  • Портрет Жан-Пьера Делахэ  • Графиня Вилен XIIII и ее дочь  • Портрет Сийеса  • Портрет Александра Ленуара  • Шарлотта и Зенаида Бонапарт  • Жюльетта де Вильнев  • Портрет Клода-Мари Менье
Религиозные картины Святой Иероним  • Святой Рох заступается за Богородицу  • Христос на кресте
Исследования Гектор  • Патрокл  • Весталь  • Заброшенная Психея
Пейзаж Вид на Люксембургский сад
Незавершенные или утерянные картины Последние мгновения Мишеля Лепелетье  • Клятва Жё де Пом  • Смерть молодого Бары  • Портрет Филиппа-Лорана де Жубер  • Портрет мадам Трюден  • Портрет мадам Пасторе  • Неоконченный портрет Бонапарта  • Портрет мадам Рекамье  • Портрет Наполеона в императорском костюме  • Апеллес рисует Кампаспа перед Александром
Ошибочные или сомнительные ссылки Баре у трибуны  • Портрет обычного Мильо  • Обычный Мишель Жерар и его семья  • Портрет флейтиста Девьен  • Рыночный сад  • Три гентские дамы  • Тюремщик
Рисунки Фриз в античном стиле  • Мария-Антуанетта привела к эшафоту  • Портрет Жанбона Сен-Андре  • Гомер читает свои стихи грекам
Ориентирники Список учеников Жака-Луи Давида  • Секта бородатых мужчин  • Неоклассическая живопись  • Ампир

Рисование

Хотя он консультировался с отцом Адри, ученым по этому вопросу, описание Дэвидом смерти Сократа содержит много исторических неточностей. Он удалил многих персонажей, первоначально описанных в диалогах Платона. Тем не менее, он включил Аполлодора , человека, прислонившегося к стене прямо внутри арки, хотя, как говорят, он был отправлен Сократом за то, что выказал слишком много горя. Давид также исторически искажал возраст многих учеников Сократа, включая Платона. Платон был бы молодым человеком на момент смерти Сократа, но на этой картине он — старик, сидящий у изножья кровати. Даже лицо Сократа гораздо более идеализировано, чем классический бюст, который обычно используется как эталонный портрет Сократа. Это подчеркивает, что жизнь Сократа спроецирована из разума Платона, в то время как старый Платон идеализирует Сократа. Таким образом, картину можно рассматривать скорее как анализ, чем как неудачное историческое изображение.

Дэвид использует цвет, чтобы подчеркнуть эмоции на этой картине. Оттенки красного более приглушены по краям картины и становятся более яркими в центре, кульминацией чего становится темно-красная одежда человека, держащего чашу с ядом, которую обычно воспринимают как подношение чаши Сократу, а не получение ее после Сократа. поглотил его содержимое. Единственные два безмятежных человека, Сократ и Платон, облачены в контрастные голубовато-белые одежды. Более приглушенная цветовая гамма этой картины может быть ответом критикам Давида « Клятва Горациев» , которые назвали его цвета «яркими».

Давид подписал эту картину в двух местах; он поставил свою полную подпись под Критоном , молодой человек, сжимающий бедро Сократа, и свои инициалы под Платоном. Размещение подписи Давида часто имело символическое значение — например, на его картине Станислава Костки Потоцкого Давид подписал ошейник дракона, который лает на натурщика. В « Смерти Сократа» его подписи тоже имеют значение. Его инициалы под Платоном являются отсылкой к тому факту, что история исходит от Платона, благодарности за вдохновение. Его более полная подпись под Crito означает, что это персонаж, с которым художник отождествляет себя больше всего. Это может быть отсылкой к позиции Критона в композиции — сжимая бедро Сократа. Таким образом, Давид будет рассматриваться как человек, который также цепляется за мораль и ценности, которые олицетворяет Сократ.

Есть некоторые разногласия относительно происхождения картины. Vidal утверждает , что «младшая из Trudaine де Монтинья — х   два сына по заказу Давида Смерть Сократа в 1786 году», но Борд говорит , что «рисунок для Сократа … носит неожиданный дата 1782» Однако возможно, что заказ в 1786 году был сделан для картины, которую Давид уже задумал еще в 1782 году, и Бордес действительно признает, что дата является добавлением к рисунку. Независимо от того, когда она была задумана изначально, картина была завершена в 1787 году в Париже.

Во время первой поездки Давида в Рим он начал изучать изображение погребальных сцен и рисовать множество примеров. Многие из основных работ Давида происходят от этих погребальных рисунков. На этой картине Дэвид исследует подход философа к смерти. Сократ стоичен и спокоен, потому что он видит смерть как отдельную, актуальную сферу, состояние бытия, отличное от жизни, но не как конец бытия. Фактически, в «Федоне» Сократ, кажется, больше озабочен тем, как Крито отреагирует на свою смерть, чем своим собственным благополучием. На картине жест Сократа показывает нам, что он все еще учит, даже в момент перед своей смертью. Говорят, что этот жест был вдохновлен поэтом Андре Шенье .

Краткая биография

Сократ родился в 469 году до н.э., в простой греческой семье. Отец Софрониск, был свободным скульптором и камнерезом с нестандартным мировоззрением. Мать Фенарета являлась повитухой. У родителей был ещё один сын, старший брат Сократа. Именно брату в дальнейшем досталось всё имущество отца по наследству. Всё потому, что согласно афинскому календарю, дата рождения философа (6 Фаргелиона, май-июнь) была особой – праздник в честь Аполлона и Артемиды. Люди, родившиеся в эту дату, должны были стать жрецами на всю жизнь.

Детство и юность, учеба Сократа

Когда мальчик подрос, отец отправил его с глаз долой, служить помощником в храме, на освободившееся место жреца без оплаты и содержания. Согласно обычаям древних Афин, юный Сократ стал бесправным фармаком, которого могли убить, покалечить или прогнать из города в любой момент. Если на поселение надвигалась беда, то фармаков приносили в жертву. Сократу удалось избежать страшной участи, а вместе с этим он научился в храме грамоте. Учителем его стал софист Диамон, не призирающий мальчика.

Популярность

Сократ формировал своё мировоззрение и убеждение в той среде, которой ему приходилось жить. Мудрец практиковал аскетичный образ жизни. Некоторые обзывали его нищим и голодранцем.

Но всё же, люди шли к нему за советом в поисках истины. Они пытались разобраться в добре и зле. Сократ не брал денег с прихожан за советы или беседы. Поэтому он был необеспеченным. Но мудрец не тяготился стеснительного материального положения. Особую популярность мудрецу принес отказ от религии. Он стал агностиком.

Дополнительное уважение Сократ заработал на войне. Он служил у полководца Алкивиада и спас ему жизнь, защитив от своры спартанцев. Это произошло при одном из сражений Пелопоннесской войны (430-403 гг.). За спасение Сократ был назначен копьеносцем и латником. В то время такие доспехи себе мог позволить не каждый воин. Стоимость амуниции равнялась 10-и мулам, навьюченных товарами. Всего философ трижды ходил на войну.

Рис. 3 Скульптурная голова Сократа

Друзья, ученики

Сократ обладал необычайной силой размышления, что притягивало к нему людей различных полов и возрастов. Некоторые оставались преданными ему и внимали учения мудреца, например, молодой Евфидем по прозвищу Красавец. Самыми известными последователями являются:

  • Платон;
  • Ксенофонт;
  • Критон.

Именно Критон, будучи богатым человеком, организовал попытку побега Сократу, подкупив охранников. Но мудрец отказался бежать.

Личная жизнь

Согласно летописям и толкованиям, Сократ был дважды женат. В первом браке он делил очаг с женщиной по имени Мирто, которая родила ему двух сыновей: Софрониска и Менексена. Но, по некоторым данным, это была не супруга, а наложница. Мирто пребывала в плачевном положении и примкнула к бедному мудрецу от безысходности.

В возрасте 48 лет, после завершения Архидамовой войны, Сократ повторно женился. Избранницей стала молодая красавица Ксантиппа, из хорошей и обеспеченной семьи. Мудрец перестал нуждаться в материальных благах. У пары родился сын Лампрокл. Супруга была верной, но отличалась истеричным и сварливым характером. Ксантиппа прибегала к рукоприкладству и частенько поколачивала своего супруга.

Сократ — честный гражданин

Имея, как и все граждане, определенные обязательства перед семьей, городом, страной, Сократ всегда выполнял их добросовестно. Оно почитал общественный закон, но старался поступать ответственно и отличался тем, что всегда высказывался собственное мнение. К примеру, когда он был в составе суда, где присяжных было около 500 человек, он один не согласился с вынесением смертного приговора стратегам, которые выиграли битву при Аргинусах. Их обвинили в том, что они не похоронили тела погибших в битве воинов.

Сражаясь в Пелопонесской войне, он проявил себя как очень мужественный воин. Два раза он рисковал жизнью, чтобы спасти своих товарищей. Таких подвигов на счету у Сократа множество, но он никогда не кичился ими. Он считал, что это называется «жить по совести».

Метаданные

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Название изображения
Автор Trujillo Juan
Обозначение Complete
Краткое название
Оригинальные дата и время 12:41, 6 июня 2017
Ширина 4000 пикс.
Высота 2663 пикс.
Глубина цвета
  • 8
  • 8
  • 8
Цветовая модель RGB
Ориентация кадра Нормальная
Количество цветовых компонентов 3
Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм
Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм
Программное обеспечение Adobe Photoshop CS6 (Windows)
Дата и время изменения файла 11:45, 28 марта 2018
Версия Exif 2.21
Цветовое пространство sRGB
Использованный объектив HC 120
Серийный номер камеры TR36000163
Дата и время оцифровки 12:41, 6 июня 2017
Дата последнего изменения метаданных 13:45, 28 марта 2018
Уникальный идентификатор исходного документа xmp.did:391e366b-973f-4c4a-8842-7b371428b011
Ключевые слова Front
Версия IIM 65 236

Обвинение Сократа

К сожалению, он закончил свои дни трагически. Далее поговорим о том, каковы причины и обстоятельства смерти Сократа. Трое граждан Афин обвинили его в том, что он учит молодежь не признавать богов, которым поклоняются в Афинах, и рассказывает юному поколению о каких-то новых гениях. Людей, которые обвинили Сократа, звали так:

  • Мелет (поет);
  • Анит (владелец кожевенных мастерских);
  • Ликон (оратор).

Граждане требовали смертной казни для него. Нельзя сказать, что обвинение не имело оснований. Сократ действительно учил молодежь пользоваться собственным разумом и не уповать полностью на волю богов, как тогда было принято. Но таким образом он лишал родителей и учителей авторитета, подрывал устои традиционного воспитания афинян.

Салон 1787 года

Выставка в Салоне 1787 года , офорт Пьетро Антонио Мартини . Картина Давида видна на оборотной стороне, в нижнем ряду, пятом слева.

Смерть Сократа Пьера Пейрона, 1787 г. 133,5 × 0,98  см .

Давид и Пьер Пейрон представили в Салоне 1787 года картину под названием «Морт Сократа» . Картина Давида была заказана Шарлем-Мишелем Труденом де ла Саблиером, картина Пейрона — графом д’Анживильером для Людовика XVI. Помимо Платоновского « Федона» , Дидро, безусловно, служил источником вдохновения для двух художников. В то время как их предшественники решили изобразить Сократа, умирающего после проглатывания яда, Дэвид и Пейрон вводят новшества в выборе времени. Сцена происходит, когда Сократ заканчивает свою речь и готовится взять чашу.

Описание смерти Сократа

Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.

После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.

Смерть Сократа на картине до Давида

До середины восемнадцатого — го  века Сократ был предметом редко рассматривается в живописи, и его смерть еще меньше. Однако в конце 1740-х годов под влиянием критики, в основном со стороны Королевской академии живописи и скульптуры , возникло желание сделать историческую живопись более нравственной в противовес легкости. Мифологические сюжеты, такие, какими их представлял Франсуа Например, Буше . Королевская школа заповедных Студентов также помогла выявить фигуру Сократа как пример добродетели. Основным средством уроков истории в этой школе была Древняя история из Роллен , который дал большое место в жизни Сократа. Текст сопровождался гравюрами Юбера-Франсуа Гравело, которые впоследствии оказали влияние на многих художников, включая Давида. Именно в этом контексте смерть Сократа становится живописной темой. Мишель-Франсуа Дандре-Бардон представляет картину на эту тему на Салоне 1753 года (картина, которая больше не существует), а Шарль-Мишель-Анж Шаль — на выставке 1761 года. Мишель-Франсуа Дандре-Бардон затем преподавал историю в Королевской школе защищал учеников с 1755 года. В 1762 году смерть Сократа была предложена в качестве сюжета живописи (а смерть Германика как предмета скульптуры) на конкурсе на Prix ​​de Rome , в то время как обычно выбирали сюжет. из Библии. Сам Мишель-Франсуа Дандре-Бардон был членом жюри в том году.

Основная сложность сюжета в том, что он не очень драматичен, что затрудняло работу как в театре, так и в живописи. В частности, Дидро в своих « Рассуждениях о драматической поэзии» представил пьесу о Сократе, но так и не завершил этот проект.

Римская премия 1762 года

«Смерть Сократа » Жака-Филиппа-Жозефа де Сен-Кантена выиграла Римскую премию в 1762 году. Жан-Батист Алисард получил вторую премию. В исключительных случаях Жан-Франсуа Сане также отправляется в Рим вне конкурса. Картина Сане утеряна, но известна благодаря гравюре. Живопись Сен-Кантена явно находится под влиянием барокко и пытается придать сцене театральный аспект, подчеркнув живописные эффекты. Картина Алисард, несмотря на свою неуклюжесть, приближается к «истине костюма», отстаиваемой академизмом. Самым успешным из трех действительно является Санэ. Последний вдохновлен классицизмом ( Эсташ Ле Сюер и Пуссен ). Однако его главный недостаток в том, что сцена очень плохо охарактеризована. Только вырезка, едва заметная, идентифицирует эпизод.

Отказ от побега

Так как период ожидания затянулся, друзья философа искали выход из сложившейся ситуации, ведь они любили Сократа и считали приговор страшной ошибкой. Не раз за этот месяц они предлагали ему организовать побег, но тот категорически отказывался. Вот в чем героизм смерти Сократа. Он посчитал, что раз так случилось, то на это воля Божья.

В последний день Платону — другу и ученику Сократа — разрешили провести с ним беседу. Это были разговоры о бессмертии души. Обсуждение было настолько эмоциональным, что тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя тише. Он объяснил, что Сократу перед казнью не стоит себя будоражить, то есть «горячить». Считалось, что все, что «горячит», может помешать яду подействовать на приговоренного, и он будет умирать в страшных муках. К тому же яд придется пить два, а то и три раза.

Внешность Сократа

Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.

Сократ в суде

В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.

Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.

Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.

На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя

Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян

В чем героизм смерти Сократа? В зале суда афинский философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства ,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.

Дата и причины смерти

Великий мудрец Сократ, принял смерть в 399 году до нашей эры. Приговор был приведён в исполнение путём перорального приёма яда. Философа обвинили в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Одним из основных обвинителей стал влиятельный богач демократ Анит. Смерть мудрец встретил так, что об этом до сей поры ходят легенды. Например, Сократ в агонии попросил принести в жертву петуха после казни, для бога медицины Асклепия. Хотя по обычаям, такой обряд проводился после исцеления больного.

Желанием задобрить бога Асклепия жертвоприношением, мудрец дал понять, что его смерть является оздоровлением души, освобождением от земных тяготений. При умерщвлении Сократа присутствовало несколько учеников, также томящихся в неволе. Среди них был и Федон. Впоследствии, ученик Сократа Платон уделил главу в своих рукописях диалогу под названием «Федон». В произведении автор передал последние часы жизни философа, рассказанные ему учеником мыслителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: