Джорджоне «Спящая Венера»
Вэтом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.
Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает.
Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время, Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал.
За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком’и синяя полоска озера.
Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры.
Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.
Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, Венера кисти Джорджоне замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей ее природы. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.
Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные вежды и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты.
Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в совершенном теле.
Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы.
Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
Эта картина была создана венецианским художником Джорджоне, который известен всему миру. Вскоре после начала работы над «Спящей Венеры» художник покинул этот свет. И получилось так, что картина осталась незаконченной. Известно, что Джорджоне самостоятельно удалось написать Венеру. А вот авторство скалы, которая расположена за женщиной, может и не принадлежать автору картины, который умер от чумы в 1510 году.
Закончена картины была не менее известным художником Тицианом. Последний отлично справился с пейзажем. Его руке приписывают написанное небо, одежду, на которой расположена Венера, и купидон, лежавший у ног женщины.
Специалистами неоднократно отмечалось, что отдельные места картины тоже могут не принадлежать Джорджоне и Тициану. Проанализировав некоторые данные, стало известно о третьем почерке на полотне.
Купидон, которого нарисовал Тициан, не сохранился. О его присутствии стало известно только после воздействия на картину инфракрасной съемкой. Это и дало возможность утверждать, что женщина является Венерой. Что касается первоначальной задумки художника, то она может отличаться от нынешней. Купидон ранее был вооружен стрелами в руке, что дало возможность предполагать об эротических символах картины.
Подобные мотивы данной картины встречаются в поэмах Рима. Там богиня любви, как правило, отдыхала, окружив себя путти. Купидон же был нужен, чтобы разбудить богиню. Тогда Венера спешила на создание новой семьи. Латинская поэзия имеет аналогичный сюжет. Если следовать этой версии, то, возможно, что Джорджоне писал картину по заказу Джероламо Марчелло, который женился на Морозине Пизани в 1507 году.
Существует версия, что при создании своей Венеры, художник вдохновился одной гравюрой Полифила. Кроме того, подобная поза была использована и Тицианом.
Живопись Джорджоне (ок. 1477-1510 гг.), «Спящая Венера», описание картины
Живопись XV-XVI вв.
В жизни и творчестве итальянского живописца Джорджоне еще многое остается под покровом тайны. Исследователи до сих пор не могут установить точное количество созданных им картин. Кроме того, еще не составлена достоверная биография художника. С полной уверенностью можно говорить только о дате его смерти. Джорджоне умер в возрасте 32-33 лет от чумы.
Однако искусствоведы все же располагают некоторыми сведениями о художнике. Джорджоне – один из основоположников Высокого Возрождения, представитель венецианской школы итальянской живописи и, вероятнее всего, ученик Джованни Беллини. Признаками принадлежности живописца к венецианской школе являются высокий уровень мастерства при передаче цвето-световой гармонии и гуманизм полотен. Джорджоне совершил в этой области настоящий прорыв. Все его произведения отмечены органическим единством человеческого тела и окружающего пейзажа. Художник умеет передавать тончайшие эмоциональные переживания персонажа.
Сохраняя ясность объемов и четкость контуров, т.е. черт, свойственных Раннему Возрождению, Джорджоне добился путем использования прозрачной светотени эффекта зрительного слияния человека с окружающей его природой, причем пейзаж подчеркивал оттенки внутреннего состояния персонажа. Влюбленность в человека, земное бытие, появившиеся в картинах живописца, впоследствии станут главной темой всего Возрождения.
Никто до сих пор не смог ответить на вопрос о количестве картин, написанных художником. Одни исследователи его творчества считают, что живописец создал не менее 60 произведений, другие утверждают, что число картин, написанных им, колеблется от 4 до 6, что лишь немногие полотна можно с уверенностью приписать кисти Джорджоне. Бесспорно одно: все творения Джорджоне – и «Юдифь», и «Спящая Венера», и «Поклонение волхвов», и «Гроза» – несут на себе печать тихой меланхолии, поэтического восприятия жизни и природы.
«Спящая Венера» – одна из известнейших картин этого художника. Образ, ставший олицетворением гармонии духовного и физического, слияния божественного и телесного начал в единую красоту. Но зритель забывает о том, что смотрит на бессмертную богиню. Он видит только красоту обнаженного человеческого тела, которое создает у смотрящего ощущение нравственной чистоты и непогрешимости Венеры. Его взгляд приковывают правильные линии тела молодой женщины, и безмятежность, сквозящая во всем облике богини, постепенно передается и смотрящему.
Вся природа, окружающая Венеру, передана художником в том же ритме и эмоциональном настрое, что и портрет богини: то же спокойствие и умиротворение, та же созвучность частей. Прекрасный мир соответствует красоте женщины. Их неповторимое очарование есть проявление божественной воли; все земное и все небесное является результатом одного творческого акта.
В картине нет внешнего движения, но на самом деле оно пронизывает собой все полотно. Зритель видит Венеру во сне, т. е. в состоянии, когда человек не совершает никаких действий. Лицо спящей богини прекрасно и не омрачено ни одной тревожной мыслью. Природа тоже находится в статичном состоянии. Но зритель, внимательно присмотревшись и поймав ритм образа, начинает замечать, как мерно и едва слышно дышит богиня во сне, чувствовать тепло ее тела. Все вокруг оказывается наполненным жизнью.
Джорджоне органически соединяет человека и окружающий мир в единое целое, но при этом картина не создает у зрителя ощущения законченности. Джорджоне выводит пейзаж за рамки холста, тем самым подчеркивая, что изображенное – это всего лишь часть огромного целого, постичь которое невозможно, как невозможно и отразить его полностью. И человек находится в нерасторжимой связи с этим миром.
Хочу вам предложить свои услуги по созданию продающих сайтов (landing page) и посадочных страниц. Как все это делается? Делаю всё на wordpress, поэтому одностраничник может перерасти в полноценный информационный сайт. Примеры работ tv102.ru, cosmetologufa.ru, remont102.ru , atmosferaufa.ru Если вы хотите сотрудничать пишите в ВК https://vk.com/seobuild
Джорджоне, Спящая Венера, ок. 1508
Джорджоне, Спящая Венера, ок. 1508, Галерея старых мастеров, Дрезден.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477-1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.
Джорджоне — художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение — естественное содержание его картин, в которых как будто нет сюжета, нет и активного действия, но присутствует порой сложный подтекст.
Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир.
Его полные жизни произведения светского характера навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями (renessans.jimdo.com).
Современники называли имя Джорджоне рядом с именами Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, но сведений о его жизни почти нет. Нет и картин, подписанных им. Работ, чьим автором признаётся Джорджоне, меньше десятка.
Его авторство определяется на основе сочинения Маркантонио Микиеля, который в XVI в. составил каталог картин, хранившихся в коллекциях венецианских патрициев.
В нем указано шестьдесят произведений Джорджоне (rushist).
- Подробнее о Джорджоне:
- wikiart
- flourishing.ru
- bibliotekar.ru
Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует ещё в римских свадебных поэмах. Богиня любви обычно спала в окружении путти, а Купидон будил её. После этого Венера отправлялась на свадебное торжество к паре, которой была посвящена поэма.
«Спящая Венера» Джорджоне была написана им незадолго до смерти. Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног.
Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки.
Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне (wiki).
А меня эта картина с Венерой невероятно умиротворяет. Распечатаю и повешу на стену, буду любоваться и расслабляться!
Спящая Венера Джорджоне | Artifex.ru
Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.
Это трудно представить, но в начале XVI века образ Венеры не был на вершине популярности и не изображался в сотнях вариаций разными мастерами
Несомненно, Сандро Боттичелли привлёк внимание к этой богине, написав в 1486 году картину «Рождение Венеры». Но тогда прекрасная мифическая девушка лишь начинала покорять человеческие сердца, которым так свойственно стремление к красоте
Итак, загадочный мастер эпохи Возрождения Джорджоне в 1510 году запечатлел на своём полотне Венеру, спящую на лугу в вечерний час. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Фигура девушки кажется совершенной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины. Плавные линии тела Венеры словно повторяют изгибы зелёных холмов и покатых крыш небольших домиков, едва виднеющуюся гладь синеватого озера и очертания листьев на деревьях. Нежный цвет пышных волос богини не контрастирует с природой, а становится её частью, находясь в единой цветовой гамме с земляным валом. Всё это говорит о том, что она не оторвана от реального мира, а является воплощением идеала, существующего в действительности.
Джорджоне будто говорит зрителям, что его богиня – не холодный и едва мерцающий на горизонте миф, а собирательный образ земной женщины. Фигура Венеры светится теплотой, знакомой каждому человеку. Взглянув на прекрасную девушку с полотна Джорджоне, зритель не испытывает отчаяния из-за её недостижимости, а начинает замечать черты прекрасного в женщинах, живущих в одном измерении с ним.
Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения. Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала. На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности. Вот почему Венера выглядит столь невозмутимой и спокойной, отдыхая телом и душой и не ведая своей наготы, как это было много столетий назад.
Как и многие другие картины XVI века, «Спящая Венера» окутана тайной. Нет сомнений в том, что фигура богини написана самим Джорджоне, но вот фон, небо и одежду, на которой она лежит, приписывают кисти Тициана. Еще он нарисовал у ног Венеры Купидона, но божество любви с годами «скрылось» от любопытных глаз зрителей, и теперь его можно увидеть только с помощью инфракрасной съёмки.
Дальше – больше. Прошло время, были проведены специальные исследования, в ходе которых учёные обнаружили на холсте руку третьего творца. Кто был художником, приложившим свою кисть к созданию шедевра — это не определено и по сей день.
Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. Это может свидетельствовать о том, что существует разница между первоначальным замыслом автора и тем, что зритель видит в окончательной версии картины. Взгляды на сюжет двух великих мастеров — Джорджоне и Тициана — могли существенно различаться. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».
Мифологические сюжеты: какой была женская красота
В мифологических картинах изображается женская красота, приземленность богинь и неземная любовь. Узнаем, как рисовали Венеру и какой в этом был смысл.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Джорджоне. Спящая Венера, 1508
Поговорим о мифологических сюжетах Тициана. Но для начала выясним, что для венецианцев означала женская красота на примере «Спящей Венеры» — картины Джорджоне, старшего товарища Тициана.
Жители Венеции наслаждаются жизнью. «Мы прежде всего венецианцы, а уже потом христиане», — говорили они. В богатой Венеции много торговцев, моряков и куртизанок — поэтому художникам доступна женская нагота, и они наиболее смелые в ее изображении.
Богиня у Джорджоне показана обычной женщиной. У нее нет привычных атрибутов: ракушек, жемчуга, роз, Амура поблизости. Художник не скрывает, что главное для него — показать женскую красоту. Венера спит и не видит, что за ней наблюдают, поэтому ее нагота не провоцирующая.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Тициан. Венера Урбинская, 1538
Теперь перед нами «Венера Урбинская» Тициана. Композиция и сюжет напоминает «Спящую Венеру» Джорджоне, которую мы рассмотрели до этого, но сам подход к женской красоте меняется.
Чем отличаются эти две картины
️ Венера Тициана более чувственная, чем у Джорджоне. Она знает, что на нее смотрят, и смотрит в ответ. Две служанки достают платье, чтобы ее одеть — это делает девушку еще более земной. При этом прием сфумато размывает контуры, обволакивая обнаженное тело, как вуалью.
Много примет венецианской моды: золотистые волосы, коса на голове, жемчужные сережки. Действие происходит в роскошном палаццо со шпалерами на стенах. Рядом маленькая собачка — таких любили заводить в Венеции.
Тициан
1. Венера и Адонис, 1553 (первая версия из музея Прадо)
2–6. Венера и Адонис, версии, между 1550 и 1565
Завершим часть картиной «Венера и Адонис». Существует пять копий — картина была популярна у итальянских коллекционеров. Все копии созданы в мастерской Тициана — незначительно отличаются, но равнозначны.
Посмотрим на картину
Адонис — смертный возлюбленный Венеры. Ему предсказана гибель на охоте, поэтому Венера не хочет его отпускать.
Венера изображена в сложной закрученной позе, чтобы показать и лицо, и ноги, и спину. Мы видим чувственную красоту тела — и в то же время его активность, напряжение.
Диагональная композиция подчеркивает борьбу. Насыщенная левая часть уравновешена фигурами собак справа, которые смотрят в сторону леса.
Виртуозная работа с цветом: кожа Венеры будто светится изнутри. Это та самая светоносность, о которой мы говорили.
Символизм. Спящий Амур с колчаном на ветке — спящая любовь, которая не может защитить Адониса. Луч света из облаков — небесная любовь рядом с земной.
Мы рассмотрели две картины с изображением Венеры: кисти Тициана и его наставника Джорджоне.
Подумайте, в чем их основное отличие? Какая картина вам нравится больше и почему?
1. Тициан. Венера Урбинская, 1538
2. Джорджоне. Спящая Венера, 1508