Страшный суд (триптих босха). картина босх страшный суд

Живопись Нидерландов (XV-XVIIв.)

Сказочный рай центральной панели уступает кошмару Ада, в который волнение страсти преобразовано в безумие страдания. Правая створка триптиха — Ад — темная, мрачная, тревожная, с отдельными вспышками света, пронзающими ночную мглу, и с грешниками, которых мучают какими-то гигантскими музыкальными инструментами.

Как всегда у Босха при изображении Ада, горящий город служит фоном но здесь здания не просто не горят, скорее они взрываются, выбрасывая струи огня. Основная тема — хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном, и обычные предметы.

В центре Ада находится огромная фигура монстра, это своего рода «гид» по Аду — главный «рассказчик». Его ноги — это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны — это вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами… Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.

Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит птицеголовый монстр, карающий обжор и чревоугодников. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их и затем они погружаются в яму, обжору заставляют беспрерывно рвать в яму, тщеславную женщину ласкают монстры.

Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Эти химеры нечистой совести обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши, несущие большой нож, размалывают тела проклятых и служат предзнаменованием несчастья. В туловище монстра находится таверна, над которой развевается знамя -— все та же волынка, а голова поддерживает диск, на котором под звуки волынки мучают грешников.

Ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби.Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства. Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.

«В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах » — говорит пессимистически Босх.

Заказ (1504)

Упоминание о депозите в регистре B 2185 Северного ведомственного архива , Лилль , f o  230v.

Филипп ле Бо , спонсор Страшного суда . Портрет Хуана де Фландеса , около 1500 г.

В отличие от большинства картин Босха, датирование которых возможно только гипотетически и чью историю редко можно проследить до смерти художника (1516 г.), Страшный суд задокументирован подлинным и датированным произведением. В Ведомственных архивах Севера (ADN), расположенный в Лилле , на самом деле держать учет регистра Генерального Получателя финансов графства Фландрии запись платежа, вСентябрь 1504 г., залог за заказ, размещенный у Босха графом Фландрии и герцогом Бургундским Филиппом де Габсбургом , известным как Филипп ле Бо (1478-1506):

— ДНК, зарегистрировать B 2185, F о  230v

Уплата этого депозита, подтвержденная упоминанием на полях, должна произойти вскоре после самого заказа. Действительно, Филипп ле Бо, в то время воевавший против Шарля де Гельдра , с того же месяца оставался в Буа-ле-Дюк.Сентябрь 1504 г..

Тема Страшного суда очень распространена в средневековом христианском искусстве. Босх и его мастерская также создали несколько версий, о чем свидетельствуют триптихи, сохранившиеся в Вене и Брюгге . Работа, заказанная в 1504 году, также должна была быть триптихом с Судом на центральной панели, Небом с левой стороны и Адом с правой стороны, о чем свидетельствует упоминание этих трех сцен и сцены большого размера.

Это примерно соответствует высоте 252  см и ширине 308  см , при этом длина подножия Буа-ле-Дюк составляет чуть более 28  см . Такие исключительные в творчестве Босха размеры можно сравнить разве что с триптихом в Саду земных наслаждений . Они также побудили Dollmayr видеть это Страшный суд в виде , а не проект алтарной картины.

Помимо депозита Сентябрь 1504 г., нет документа, подтверждающего последующие платежи или доставку работы, из которых можно было бы предположить, что она, возможно, никогда не была произведена

Эта гипотеза была представлена с осторожностью по изучению и сохранению проекта Bosch (BRCP) команды и заняли Пилар Silva Maroto, который считает , что художник не может быть в состоянии выполнить поручение до вылета. Финал Philippe для Кастилии вЯнварь 1506.

Страшный суд приписаны Босха, к сожалению , разрушен в результате пожара, был частью картин , отправленных в 1593 году в Эскуриале от Филиппа II в Испании , внук Филиппа Красивого. Приобретенный королем одновременно с Садом земных наслаждений во время продажи товаров дона Фернандо де Толедо (1527-1591), незаконнорожденного герцога Альбы , его нельзя спутать с работой, заказанной в 1504 году из-за его меньших размеров ( брасс и четверть брасса и шестой, или примерно 104  см на 97  см ).

Исполнитель капризов заказчиков

И, наконец, гипотеза, которая кажется вполне достоверной: Босх любил загадывать зрителю загадки, его самого забавляло обилие трактовок и смыслов, которые вкладывала в его работы публика. Он был внимателен к желаниям заказчика и добросовестно исполнял его капризы (особенно, если заказчик был влиятельным вельможей). Не забывая притом оставить интригу — чтобы, разгадывая ребус, влиятельный вельможа мог остаться в дураках.

Иконографическое решение «Сада земных наслаждений» было отчасти продиктовано религиозным содержанием, но также было рассчитано и на мощный визуальный эффект. Легко представить, какое впечатление производил на гостей владевший картиной Генрих III, когда распахивал внешние черно-белые створки. Босх был «полиглотом», универсальным переводчиком на любой язык. Он зашифровывал в своих образах библейские сюжеты, сатирические намеки и — в изобилии — местный фольклор тех лет. Так фрагмент центральной части с любовниками в стеклянной сфере, мог символизировать грехопадение, мог показаться пропагандой учения адамитов или его критикой, мог быть прочитан как алхимическая аллегория, а мог быть и просто иллюстрацией к старой нидерландской поговорке: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

Да что сфера, изображение обычной рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста, а также намекать на голландские пословицы: «Большая рыба поедает маленькую» или «Каждая селедка на своем хвосте висит».

Ревностный католик

В то время как часть биографов выясняет отношения, споря, к какой именно ереси тяготел Босх, другие уверены, что он был истово верующим католиком, как сказали бы в наше время — «тру». И антиклерикальный пафос, который бесспорно присутствует в его работах, вызван как раз мягкостью Престола по отношению к адамитам, манихейцам, гуманистам и прочим греховодникам.

Босх жил в эпоху великого перелома. Сквознячки гедонизма, гулявшие по Италии, задували в Северную Европу. Бедность, смирение, умеренность — идеалы, казавшиеся незыблемыми веками, вдруг дрогнули под натиском крамольной идеи о том, что «человек — венец творений природы». Церковь теряла былой авторитет, и Босх остро чувствовал, что час расплаты не за горами. Вездесущих жаб и сов, ассоциировавшихся с тьмой и ересью, он рисовал в назидание. Священников изображал деградантами, поскольку считал, что церковь тоже погрязла в алчности и разврате. И дивные образы того же «Сада земных наслаждений» навеяли ему не еретические учения, а незамутненное чувство католической вины.

Несение креста

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское. «Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:

Он сел в углу, прищурился и начал: Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре. Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и горе Сей живописи Страшного суда.

«Несение креста» — имитация?

Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).

Отличие гентского «Несения креста» от венского

В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.

Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.

Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?

Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).

Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных

Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

Предложения по идентификации

Предполагая, что орден 1504 года действительно был соблюден, историки искусства предложили считать Страшный суд Филиппа Прекрасного утраченным или, наоборот, идентифицировать его среди сохранившихся произведений, приписываемых Босху.

Страшный суд в Вене

Страшный суд Вены (открытый), около 1500–1505 гг.

Ряд авторов связывает порядок 1504 на Страшном суде в Венской академии изобразительных искусств , впервые упоминается в 1659 году и осуществляется в соответствии с дендрохронологического анализа , после 1476.

Эта идентификационная гипотеза была осторожно выдвинута в 1884 году Анри Хайманом. Однако размеры венского триптиха совершенно не совпадают с размерами, записанными в депозите 1504 года

Действительно, Страшный суд Вены в настоящее время имеет высоту 163  см и ширину 247  см (включая 127  см для панели. Central, которая утрачена). около 4  см во время обрезки и по 60  см на каждую боковую заслонку). Однако это различие сводится к минимуму несколькими авторами. Фредерик Эльсиг считает, что конечное состояние может отличаться от первоначального проекта и что исчезновение пределлы могло уменьшить высоту триптиха.

Святой Ипполит , ранее отождествляемый со Святым Бавоном (реверс в гризайле на правом стекле).

В начале XX — го  века , австрийский Glück затем Baldass считается картина Вены может быть копия меньших размеров, то решение заказана в 1504 Это предположение основано главным образом на изучении иконографических сцен , окрашенных в гризайль обратных боковых клапанов, которые представляют святого Иакова и, по словам Глюка, святого Бавона . Действительно, Святой Иаков является покровителем Испании , наследница которого Филипп Прекрасный женился (будущая королева Кастилии Жанна ла Фоль ), а Святой Баво будет представлять Бургундские Нидерланды в качестве покровителя Гента и нескольких других городов этого региона. Пустые щиты, нарисованные под этими двумя фигурами, следовательно, были бы украшены гербами этих двух территорий в первоначальной версии 1504 года. Этот последний аргумент опровергается Эльсигом, который напоминает, что щит без оружия был частым мотивом из конца 19 — го века. XV — го  века .

Сен-Жак легко узнаваем благодаря его одежде паломника, в частности, его шляпе, украшенной ракушкой. Святой Бавон представлен в виде молодого дворянина с соколом в руке, одетого по моде 1500-х годов и подающего милостыню нищим. Следуя гипотезе Глюка и Бальдасса , некоторые авторы даже предложили признать черты Филиппа Прекрасного в чертах Святого Бавона.

Осуждая «круговой аргумент», эксперты BRCP опровергают эту демонстрацию, отождествляя характер правой части не со святым Баво Гентским, а со святым Ипполитом , покровителем высокого бургундского чиновника Ипполита де Бертоса (ок. 1438-1503 гг.) ). Последний, таким образом, был бы настоящим спонсором венского триптиха, которым Филипп ле Бо мог восхищаться в своем подчинении и поэтому он хотел бы иметь еще более впечатляющую версию.

Мюнхенский осколок

Последователь Босха, Страшный суд (фрагмент), ок. 1530-1540.

Сейчас в Старой пинакотеке в Мюнхене эта картина впервые упоминается в 1822 году и впервые приписывается Босху в 1893 году. Это фрагмент более крупной композиции, о чем свидетельствует отсутствие бород с трех сторон. В левом нижнем углу, кусок синей ткани указывает на наличие очень большого рисунка, который мог быть Архангел весом души , как и в известных примерах из полиптиха Боне нарисованной Ван дер Вейдена и о Страшном суде от Мемлинга . Согласно этой гипотезе, произведение, из которого был извлечен этот фрагмент, могло иметь ширину почти три метра, что могло соответствовать порядку 1504 года.

Управляется первым в 1930 году Бюхнера и Tolnay, эта комбинация все еще имеет сторонников в начале XXI — го  века . Однако с 1968 года большинство искусствоведов больше не приписывают мюнхенский фрагмент последователю Босха. Хотя панно могло быть написано уже в 1442–1444 годах, некоторые авторы теперь помещают его после 1520 года или даже в 1530-е годы, то есть после смерти Босха.

Тайный еретик

О том, что работы Босха тронуты «тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке, и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном, ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают, что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа, члены которого совершали свои обряды нагишом, проповедовали свободу сексуальных отношений, не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем, где все были бы равны, невинны и беспечальны, словно Адам и Ева. В качестве «доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений», считая, что Босх изобразил ритуалы «клуба, за который играет» (в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).

Другие уверены, что изобильная обнаженная натура нужна художнику, чтобы показать свое презрение к плотским утехам. К примеру, биограф Линда Харрис считает, что ересь Босха восходит к катаро-манихейской традиции с ее четким дуализмом (отсюда очевидное «деление» образов на Свет и Тьму, рай и ад, духовное и материальное).

Триптих «Страшный суд» — Artrue

Габариты: 163*128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло)

Страшный суд. Триптих.

Центральная часть

Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.

Наличие грехопадения Адама и Евы в триптихе Последнего Суда является необычным; две другие панели еще больше отходят от традиционной иконографии. Вообще Небесам отводилась главная роль в эсхатологической драме.

В версии Босха божественный суд оказывается маленьким и незначительным в верхней части центральной панели, и очень немногие души в числе «избранных». Большая часть земли охвачена катаклизмом, который бушует по всему низу центральной части.

Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается посредствам огня, предсказанного в известном гимне тринадцатого века, посвященного мрачному судному дню:

«День гнева, в тот же день, когда мир раствориться в светящемся пепле» (перевод)

Босх, вероятно, под влиянием книги, которая пользовалась популярностью в конце пятнадцатого века, «Откровение святого Иоанна», в которой был иллюстрирован Дюрером в 1497–1498. Большая долина, доминирующая на центральной панели, может представлять собой долину Иосафата, которая, на основе нескольких ссылок из Завета (Иоиль 4: 2,12), традиционно считается местом Страшного суда, со стенами Иерусалима пылающего на фоне. В любом случае, земля стала неотличима от ада, изображен на правом крыле. Вечность мучений началось.

Ад

Сцена ада на правой части изображает наказания за смертные грехи. На Последнем Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

Визионер

Многие уверены, что патологическая образность Босха — родом из видений, которые посещали художника в состоянии измененного сознания. Однако насчет природы видений единодушия снова нет.

Кто-то норовит поставить Босху диагноз. Так видный российский психиатр Марк Бурно отмечает, что творчеству Босха свойственен «полифонический характер — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом».

Немногочисленные биографические факты свидетельствуют о том, что Босх прожил удручающе нормальную и даже скучную жизнь. Кроме того, современная психиатрия считает, что в той или иной мере шизотипическим расстройством личности страдает каждый десятый, а в мире искусства — и вовсе каждый третий. Так что, если эта версия и состоятельна, то разве что в качестве утешения тем мастерам культуры, которых природа обделила воображением.

Другие намекают на то, что для «погружения в тему» Босх принимал рекреационные препараты. Сегодня сложно поверить, что у голландского художника могли возникнуть с этим какие-либо сложности. Однако во времена Босха кофешопов было не так уж много. И никаких документальных свидетельств о том, что в XV веке в Хертогенбосе проводились транс-вечеринки и психоделические оупен-эйры до нас не дошло. В общем, культура потребления галлюциногенов в те годы была не на высоте.

Рекомендации

  1. Ильсинк и , с.  31 , примечание 87 и стр.  305 , примечание 6.
  2. ↑ и Ильсинк, стр.  25-26 .
  3. Ильсинк, стр.  305 , примечание 7.
  4. Чинотти, стр.  102
  5. Пилар Сильва Марото, Bosch: 5-я столетняя выставка , Мадрид, 2016, стр.  34 .
  6. Чинотти, стр.  117 , кат. 117.
  7. Анри Хайман , Книга художников Карела ван Мандера , т.  I , Париж, Руам, 1884, стр.  174 .
  8. Ильсинк и , с.  296 .
  9. ↑ и Эльсиг, стр.  81 .
  10. Густав Глюк, «Zu einem Bilde von Hieronymus Bosch in der Figdorschen Sammlung in Wien», Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen , vol.  25, 1904, стр.  181 .
  11. Людвиг фон Бальдасс , «Die Chronologie der Gemälde des Hieronymus Bosch», Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen , vol.  38, 1917, с.  189 .
  12. Ильсинк, стр.  299-305 .
  13. Ильсинк, стр.  450 .
  14. Ильсинк, стр.  451 .
  15. Эрнст Бухнер, «Ein Werk des Hieronymus Bosch in der älteren Pinakothek», Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst , т.  11, 1934, с.  297 .
  16. Шарль де Толне, Иероним Босх , Базель, 1937, стр.  35 и 95 .
  17. Пол Ванденбрук, Филипс де Шоне. De schoonheid en de waanzin , Брюгге, 2006 г., стр.  228 .
  18. Эльсиг, стр.  135 .
  19. Фриц Корени, Иероним Босх: die Zeichnungen: catalog raisonné , Turnhout, 2012, p.  112-115 и 258-260 .
  20. Ильсинк, стр.  452 .
  21. Чинотти, стр.  110 , кат. 52-53.

Недостающая работа

В вероятной гипотезе исчезновения работы 1504 года мы можем представить ее появление благодаря триптихам Вены и Брюгге, а также принимая во внимание гравюры, которые могли полностью или частично воспроизвести некоторые утраченные работы мастера. .. В частности, мы можем процитировать Страшный суд, выгравированный Алартом Дюамелем около 1490 года (согласно BRCP), композиция которого широко используется в картине из коллекции Себастьяна де Бурбона и продана на Christie’s в 2003 году

Подпись «Иеронимус Босх» и продано как продукция мастерской мастера, очевидно, что она была изготовлена ​​учеником или учеником.

В частности, мы можем процитировать Страшный суд, выгравированный Алартом Дюамелем около 1490 года (согласно BRCP), композиция которого широко используется в картине из коллекции Себастьяна де Бурбона и продана на Christie’s в 2003 году. Подпись «Иеронимус Босх» и продано как продукция мастерской мастера, очевидно, что она была изготовлена ​​учеником или учеником.

Другая гравюра, опубликованная в Антверпене в 1550-1570 годах Жеромом Коком с упоминанием «Иероним Бос Изобретатель», ранее интерпретировавшаяся как отражение утраченного оригинала, сегодня считается стилизацией, сделанной ее последователем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: