Якопо тинторетто — картины: «тайная вечеря», «страшный суд», «юдифь», «поклонение золотому тельцу». художник эпохи возрождения

Смерть

Тинторетто скончался 31 мая 1594 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Художник прожил длинную жизнь по меркам своей эпохи и не переставал работать ни на день. В последний путь его проводили с почестями. Отдать дань таланту живописца приехали художники, последователи, друзья и вельможи из числа его заказчиков.

Сегодня с творческим наследием Тинторетто может ознакомиться любой желающий. Для этого достаточно посетить Венецию или увидеть репродукции работ автора. Его биография оказалась настолько насыщенной, что кинематографисты 21-го века решили запечатлеть ее в документальной ленте. В 2019 году на экраны вышел фильм «Тинторетто: Бунтарь в Венеции». Картина создана итальянским режиссером Джузеппе Доминго Романо и представляет собой музейное шоу.

Новый взгляд на классический сюжет

Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» — написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами. Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.


Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.

Уникальные особенности иконы «Битва архангела Михаила с сатаной»

Художественное решение иконы в целом не противоречит её созданию в конце XVIII столетия. Светотеневая интерпретация лика имеет массу аналогий на рубеже веков. Эффектная колористическая разработка, построенная на противопоставлениях холодных синих, зеленоватых тонов с красными и жёлтыми различной тональности, создают дополнительную динамику произведения. Она усиливается за счёт мастерского распределения и движения складок одежд. Два цветовых акцента — золото нимба и белильные отвороты сапожек Господа уравновешивают и оживляют композицию иконы. Полукружие позёма с едва намеченными полукружиями холмов создают эффект всемирности, космичности происходящего события. И лишь позже можно заметить маленькую фигурку сатаны у самого нижнего края иконы. Нам дают понять, что он никто перед величием создателя мира.

И ещё одна неожиданная деталь. За алым плащом Михаила видна алая роза на длинном стебле без шипов. Она нас однозначно отправляет к западной символической системе. Известно, что роза у древних римлян была символом победы, гордости, а также цветком Венеры, цветком любви. В христианском контексте красная роза — символ страданий, а белая — символ чистоты. По свидетельству св. Амвросия райская роза была без шипов. Лишь после грехопадения она оделась шипами, чтобы напоминать человеку об изгнании из Рая .

Попутно напомню, что и сейчас у могилы св. Франциска в Ассизи в храме Санта Мария дельи Анджели произрастают уникальные розы без шипов из стеблей которых делают чётки. В контексте нашей иконы роза имеет как бы два значения. Первое и наиболее вероятное, что здесь ей присвоено первоначальное римское значение цветка победы, перед заключительным этапом которой мы присутствуем. Роза как знак страданий в данном случае если и присутствует, но лишь в очень слабой и далёкой привязке. Но, несмотря ни на что, изображение этого цветка остаётся уникальным и единичным явлением в русской иконописи.

Рассматривая икону «Битва архангела Михаила с сатаной», мы, скорее всего, имеем дело с уникальным единичным явлением, не исключающим возможности конкретного заказа в связи с конкретным событием, так как повторений этого иконографического извода больше встретить не удалось. Этот пример интерпретации сакрального образа позволяет утверждать, что в церковной культуре позднего времени воплощение православных ценностей в иконописи вбирало в себя европейские основы. Это культурное влияние, ориентированное на более высокий уровень секуляризованной культуры, входило в русскую конфессиональную жизнь и расширяло границы традиционной архаичной иконографии.

Литература:
1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Спб., 1893. С. 100.
2. Ринекер Ф., Г. Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. 1999. С. 34.
3. Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом завете. Словарь. М., 1998. С. 291.
4. Толковая библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. З. Петербург, 1911-1913 (репринт: Стокгольм, 1987), Откровение, гл. 12, комментарий к ст. 9.
5. Фергюсон Д. Христианский символизм. М., «Золотой век», 1998. Сс. 40-41. См. также: Fergusson G. Signs and Symbols in christian Art.

Статья предоставлена порталом Иконовед.рф.

Следующая страница: Кондитерские столы из нержавеющей стали

      • Начало   • Интерьер, декор, отделка   • Битва архангела Михаила с сатаной. Европейская живопись и русская икона  

Стиль

Портрет старухи ( Галерея Академии Венеции ) .

Его обширные знания позволили ему выделиться большим мастерством как в технике фрески , так и в традиционном использовании темперы и масла на панели, а также в новаторском использовании холста . Хотя он доминировал в рисовании , он не подчинялся первоначально намеченному плану в завершении своих работ, который свободно варьировался в ходе выполнения работы.

В эволюции его стиля можно увидеть два этапа:

  1. Сначала он был связан с живописью венецианских мастеров кватроченто , хотя в его работах можно увидеть появление мощной личности благодаря его оригинальности в обработке пейзажа, полностью залитого светом. К этому периоду относятся религиозные темы. Таким образом, выделяется алтарь Кастельфранко , которым завершается эта фаза, в которой уже раскрываются новшества в расположении фигур, не отходя от традиционного Sacra conversazione .
  2. Полнота его творчества обеспечивает свободу исполнения и богатство хроматических эффектов. Он рискует техникой в ​​обмен на большую выразительность. Подчеркивается использование пейзажа не как обрамления, а как главного героя произведения. Примеры этого можно найти в «Буре » или «Трех философах » .

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Тинторетто-портретист

Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает — в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи — недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо

Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности. Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни

Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.

Мост Риальто Антонио де Понте

Одним из символов стоящего на воде города стал пешеходный мост через Гранд-канал, построенный в конце XVI века. Многие тогда считали, что конструкция, состоящая всего из одного пролета, не выдержит и обрушится. Однако мост стоит до сих пор. Его секрет — 12 тысяч свай, забитых в дно канала.

Подобно Понте Веккио во Флоренции, на мосту Риальто в арочных галереях элегантно расположились торговые лавки. И днем, и ночью здесь крутятся туристы, начинаются пешеходные маршруты и прогулки по воде.

Посмотреть можно: Венеция. Увидеть главные достопримечательности Венеции и неограниченное время кататься на вапоретто выгодно с этим проездным.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проём, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трёх, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашён для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно повреждённые участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбёжке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению

Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря… зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи.

Один из представителей семейства, Козимо, сильно изменил дворец. Он повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккьо.

Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи интересно увидеть в рамках авторской русской экскурсии в Палаццо Питти.

Где находится: Флоренция. Чтобы купить билет онлайн, жмите сюда.

Биография Тинторетто

Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка.

А вот дата его появления на свет остается загадкой: церковные записи говорят одно, биографы – другое, посему принято считать, что случилось это радостное событие в 1518 году.

Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. К тому же не исключено, что некоторые моменты биографии были подвергнуты правке ввиду неравнодушия Ридольфи к творчеству венецианца.

О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдениям за работой отца. Уже подростком он решил обучаться живописи у Тициана, но был изгнан из мастерской спустя всего 10 дней. Бытует мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, увидевшего талант юного художника, однако более вероятно, что произошел так называемый конфликт характеров. Имена дальнейших учителей в книге не раскрываются, хотя обучение как таковое, скорее всего, состоялось.

Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».

В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.

С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.

Вторая версия картины

Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой. Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен. При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента. И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Творчество Тинторетто

Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.

«Чудо св. Марка», 1548. Галерея Академии в Венеции

Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.

Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность

«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549

Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др. Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.

В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства. Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.

В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.

«Страшный суд», фрагмент

Победитель конкурса

Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.

Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке

Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок. Там было закреплено готовое полотно «Св. Рох во славе»

Рох во славе».

«Св. Рох во славе»

Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.

Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.

«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Личная жизнь

В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.

Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детей. Трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.

Лучший живописец Венеции

Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.

После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.

«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция

В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.

В статье представлены картины художника. Посмотреть картины можно в этой подборке видео.

Видео

Дополнительная информация по теме «Тинторетто: картины и жизнь художника»

МирТесен

«Тайная вечеря» Тинторетто

Тинторетто, чье имя в переводе означает «маленький красильщик», заимствовал у Микеланджело и Тициана самое лучшее, что видел в их работах. Накопив мастерство, он создал свой заключительный шедевр.

«Тайная вечеря» создана на излете Возрождения и на пике таланта Тинторетто. Ее главная сила заключается в сверхъестественном свете, исходящем от одной лампы и падающем на головы апостолов и Христа под разными углами. Есть что-то мистическое в том, как раздвигаются границы картины, переходя в полумрак церкви.

Посмотреть можно: церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция. Советуем эту поездку на остров Сан-Джорджо Маджоре с посещением монументального комплекса.

«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан

Аллегорическая картина задумана как подарок знатного венецианца своей невесте. Девушка в брачном наряде сидит с рукоделием, позади нее — богатый дом и пара кроликов, как пожелание плодотворного брачного союза. Рядом обнаженная Венера держит чашу с огнем — символ вечной и страстной любви.

Детали мастерски написанной картины искусствоведы трактуют по-разному, а современное название полотно получило лишь через 200 лет после создания.

Посмотреть можно: галерея Боргезе, Рим. В галерее собрано огромное количество образцов итальянского искусства, советуем посетить ее с интересной экскурсией.

Мятеж ангелов

Так какова история Михаила? Вначале Бог создал, вместе с остальным миром, ангелов. Все ангелы были сначала святыми и блаженными, однако они должны были доказать свою доброту и таким образом заслужить особенные милости, которыми Бог наделил ангелов. Они должны были выбрать — или быть с Богом, или быть против него. Мы не знаем, каким именно было испытание ангелов. Существуют логические предположения, что Бог явил ангелам тайну Воплощения своего Сына. Но когда эта тайна была открыта ангелам, одна часть выступила против Сына Божьего и не хотела преклоняться перед ним. Эти мятежные ангелы считали его человеческое естество слишком жалким для того, чтобы Бог с ним связывался и тем самым возвысил его выше них.

Поэтому они выступили против Бога. План Воплощения казался им в их гордыне недостойным, так что они осмелились пренебречь волей Всемогущего. Сам Люцифер сказал известные слова: «Не буду служить!» — тем самым добровольно и навсегда сошёл с пути правды, справедливости и любви.

Напротив, мудрый Михаил ответил: «Кто, как Бог?» — и таким образом прямо последовал за правдой, справедливостью и любовью, а также указал на полное безумство Люцифера, который ступил на путь лжи, гибели и разочарования. Так Михаил ясно выразил, что служение Богу, с которым ничто несравнимо, не только обязанность всех творений, но и бесконечная радость.

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

«Тайная вечеря»: описание первой версии

На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет. Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней. Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.

Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу. Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.

«Камера дельи Спози» Андреа Мантенья

Это очень необычный образец искусства эпохи Возрождения в Италии. Одна из первых перспективных обманок в оформлении интерьера, создающая в помещении высотой не более семи метров ощущение пространства, высоты и света. Как будто комната чудесным образом раздвинулась и вместила в себя все обширное семейство маркиза Гонзаго.

Стены украшены реалистичными колоннадами, ступенями и занавесами — кажется, их можно отодвинуть рукой. Плоский потолок расписан в виде купола, раскрытого к небу, а светотени поддерживают ощущение льющегося сверху света.

Посмотреть можно: Палаццо Дукале (он же Герцогский дворец), Мантуя.

Кстати, мы нашли для вас трехчасовую экскурсию по палаццо, вот она.

«Афинская школа» Рафаэль Санти

Эта фреска — заказ папы Юлия II. Под высокими сводами фантастического здания Рафаэль поместил идеальное сообщество мыслителей. Здесь Платон и Аристотель спорят, что важнее — Земля или небо, Диоген возлежит на каменных ступенях, Архимед и Пифагор что-то пишут и вычисляют, а Сократ вещает о том, что есть истина.

В образах великих греков угадываются черты современников Рафаэля: Микеланджело и Леонардо, Браманте и его возлюбленной Маргариты. Не забыл он и про себя: пристальный взгляд молодого человека в углу картины выдает автопортрет.

Посмотреть можно: станцы Апостольского дворца, Ватикан.

Хорошая групповая экскурсия по музеям Ватикана на русском языке тут.

Ботанический сад Падуи

Искусство — это не всегда картины и фрески. Рекомендуем вам посетить первый ботанический сад Европы, созданный в Падуе как источник лекарственных трав в момент подъема медицинской отрасли. Круг в квадрате — такова была основа планировки территории, ограниченной стеной.

Сад пополнялся новыми экзотическими растениями, вводились технические новшества, и передовой опыт постепенно распространился на всю Европу. Ценный с научной точки зрения сад — это еще и интересное место, где можно полюбоваться его планировкой и увидеть редкие и старейшие растения — гинкго и магнолии, орхидеи и растения-хищники.

Посмотреть можно: Падуя.

Если знаете английский, советуем этот тур с посещением Ботанического сада.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Тинторетто – маркетолог

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: