Тициан

Тициан

Самые известные картины Тициана Вечеллио

Многие картины Тициана достойны отдельного упоминания в нашей статье. Кроме перечисленных выше работ великий живописец создал и другие известные шедевры:

  • «Любовь небесная и любовь земная» (1514) — знаменитая аллегория раннего периода творчества великого мастера. На ней изображены пышно одетая светская женщина и богиня Венера. Произведение наполнено множеством иносказательных символов, а современное название появилось лишь спустя 200 лет после написания картины.
  • «Венера Урбинская» (1538) — гениальный образ женской красоты кисти знаменитого венецианца. Это произведение через 300 лет после создания вдохновило Эдуарда Мане (Édouard Manet) на написание знаменитой «Олимпии».
  • «Се человек» (1543) — монументальная картина на библейскую тематику. Художник сумел мастерски совместить в композиции элементы действительности своих современников с событиями ранней христианской эпохи.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1565) — глубоко эмоциональное произведение религиозного жанра. Согласно одной из легенд, именно с этой картиной в руках великий живописец умер в своей мастерской.

Имя Тициана сегодня известно каждому ценителю живописи. Работы великого мастера потрясают и заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях. А портал Very Important Lot предоставляет своим посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства. Посетители сайта также могут недорого купить картины напрямую у современных художников.

Библиография

  • Kennedy Ian G. Titian, Tascen, 2007.
  • Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)
  • Cecil Gould, The Sixteenth Century Italian Schools, National Gallery Catalogues, p. 265, London, 1975
  • When Was Titian Born?. Lafrusta.homestead.com (4 November 2002).
  • See references above
  • В. Н. Лазарев.«Тициан» // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , , 

Тициан: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.5/5 — (15 голосов)

Творчество

Еще в молодости Тициан начал обращаться в живописи к библейским и мифологическим темам. Наиболее известными полотнами того времени стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком».

Когда в 1510 г. от чумы скончался Джорджоне, Тициан дописал немало незавершенных картин своего приятеля. В последующие годы биографии в его творчестве стали преобладать много женских портретов и мадонн, включая «Женщину с зеркалом», «Цыганскую мадонну» и «Любовь земную и Любовь небесную».

Когда не стало Джорджоне, имевшего репутацию лучшего венецианского художника, пальма первенства перешла к Тициану. Более того, в 1517 г. он удостоился официального титула – 1-го художника Венеции, вследствие чего мастер начал получать приличное жалование.

Женщина перед зеркалом

Тициан тщательно исследовал полотна Рафаэля и Микеланджело. В конечном счете, у него появился собственный стиль. Картины того периода отличались масштабностью, яркостью образов и динамикой. Он нередко выстраивал композиции на холсте по диагонали, создавая ощущение «движения» образов.

В те годы жизни Тициан стал автором многих шедевров, которые по-прежнему были написаны в духе религиозных и мифологических сюжетов: «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Андреане» и др. Параллельно с этим он пишет мужские и женские портреты, стремясь как можно точнее изобразить характер портретируемого.

В зрелые годы Тициану покровительствовали короли, высокопоставленные чиновники и представители духовенства. В 1533 г. император Священной Римской империи Карл V Габсбург удостоил его почетного титула графа Палатинского. Позднее художнику удалось достичь еще больших высот в области портретного искусства.

Тициан с поразительной точностью передавал на холсте чувства и характеры своих современников: любовь, высокомерие, подозрительность, предательство, продажность и прочие человеческие пороки и достоинства. Вместе с тем, его кисти принадлежит немало групповых портретов, на которых он смело показывал скрытую сущность персонажей.

Важно отметить, что Тициан самостоятельно создавал для каждого портретируемого свою атмосферу: подбирал позу, ракурс, жесты и т. д

В результате, каждое его полотно представляло собой индивидуальное колористическое решение.

Благодаря этим и другим приемам искусствоведы отмечают на портретах Тициана глубокий психологизм и чувственность. Наилучшими работами того периода биографии художника считаются «Портрет Карла V с собакой», «Кларисса Строцци», «Рануччио Фарнезе», «Красавица», «Кающаяся Магдалина» и др.

Находясь на пике популярности Тициан посетил немало стран, где обзавелся новыми знакомыми. В 1540-е годы у портретиста брали заказы папа Павел III, герцоги, князья и прочие зажиточные люди. Тогда же он стал автором монументальных картин «Коронование терновым венцом» и «Се человек».

Живописец достигает вершин мастерства. Посредством композиционных и колористических решений ему удается изображать на холсте движение, эмоции и передавать всю красоту человеческого тела, созданного по образу Творца.

Кающаяся Мария Магдалина

В 1550-1560 г. Тициан написал ряд известных полотен: «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Девушка с веером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Похищение Европы» и т. д. В это время жизни он создал свой наиболее известный автопортрет, на котором запечатлел себя с кистью в руке.

Основным отличием поздних работ Тициана биографы называют колористический хроматизм

Он уделял большое внимание оттенкам цвета, их смешению, а также мягким или резким переходам. С помощью подобных приемов, ему удавалось по-прежнему максимально точно изображать характеры своих героев

Интересен факт, что к концу биографии Тициан представил новую технику живописи. Мастер выполнял мазки не только кистью, но также шпателем и пальцами. Наиболее знаменитыми картинами того времени являются «Положение во гроб», «Тарквиний и Лукреция», «Святой Себастьян» и «Коронование терновым венцом».

Последним полотном Тициана стала «Пьета» (1575-1576). К сожалению, мастер так и не успел окончить эту работу. Примечательно, что композицию и игру цвета, которые можно увидеть на этой картине, и сегодня ставят в пример живописи «тициановской» эпохи.

Биография Тициана

Тициан появился на свет в 1488 году, тогда как по другим источникам датой его рождения считается 1490 год. Стоит заметить, что существуют и другие версии касательно даты его рождения.

Живописец рос и воспитывался в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. В подростковом возрасте у него начали проявляться прекрасные способности к рисованию. По этой причине, мальчика отправили в Венецию для обучения художественному искусству.

Здесь Тициан обучался у Себастьяна Цуккато, после чего его наставниками были братья Беллини. В данный период биографии ему посчастливилось познакомиться со многими художниками, работавшими в различных стилях. Тогда же он начал искать свой стиль живописи.

Тициан был дружен с художником Джорджоне, с которым он создал свои первые серьезные работы – фрески для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески.

Биография Тициана

Тициан, или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

 Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию.

Ссылки[ | ]

Тициан
  • Чудо ревнивого мужа (1511)
  • Цыганская мадонна (1511—1512)
  • Любовь небесная и Любовь земная (ок. 1514)
  • Женщина перед зеркалом (1515)
  • Флора (1515)
  • Динарий кесаря (1516)
  • Браво (1516—1517)
  • Успение Богородицы (1516—1518)
  • Венера Анадиомена (1520)
  • Портрет Томмазо Мости (1520)
  • Вакх и Ариадна (1520—1523)
  • Портрет Изабеллы д’Эсте (1534—1536)
  • Портрет девушки в мехах (1535)
  • Красавица (1536)
  • Венера Урбинская (1538)
  • Возложение тернового венца (1543)
  • Се человек (1543)
  • Даная (1545—1546)
  • Конный портрет Карла V (1548)
  • Портрет Карла V в кресле (1549)
  • Портрет Иоганна Фридриха Саксонского (1550—1551)
  • Венера и Адонис (1553)
  • Даная (1553—1554)
  • Венера перед зеркалом (1555)
  • Диана и Актеон (1556—1559)
  • Диана и Каллисто (1556—1559)
  • Благовещение (1559—1564)
  • Смерть Актеона (1559—1575)
  • Похищение Европы (1560—1562)
  • Кающаяся Мария Магдалина (ок. 1565)
  • Несение креста (1565)
  • Портрет Якопо Страда (1566—1567)
  • Нимфа и пастух (1570)
  • Пьета (1575—1576)
  • Коронование терновым венцом (1570–1576)

Отрывок, характеризующий Коронование терновым венцом (картина Тициана)

– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле. – Но, мой друг… – Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть. – Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole. – Comtesse a tout peche misericorde, – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом. Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери. «Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня. В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма. «Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene». Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Сюжет картины[ | ]

В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.

Фрагмент картины.

В картине Тициан открывает новую красоту — красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.

Коронование терновым венцом — Иероним Босх


Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом. Их взгляды полны хладнокровной ответственности и вместе с тем то ли истинного, то ли ложного сочувствия. Один даже ободряет Христа, положив руку на его плечо. Он, как Иуда, даже готов поцеловать свою жертву. Но палка, которую воин держит левой рукой, очень скоро ему понадобится, чтобы глубже надвинуть колючий терновник на чело Спасителя.

Ошейник с острыми шипами, надетый на шею воина справа, загадка для исследователей. Такие ошейники надевали на собак, чтобы защитить от нападения волков. Известно также, что во времена Босха один господин, приговоренный к изгнанию по подозрению в соучастии в убийстве, разгуливал по улицам в золотом ошейнике с шипами, чтобы «защититься от жителей Гента». Ошейник здесь — несомненно, символ, который Босх хотел донести до зрителя.

Ниже два фарисея готовят Христа к предстоящему бичеванию: один хватает его за одежды, другой в насмешку дружески пожимает ему руку. На капюшоне фарисея с бородкой можно разглядеть три знака — звезду, полумесяц и что-то, напоминающее букву «А». Видимо, они должны были указывать на его принадлежность к иудеям. Число «четыре» — число изображенных мучителей Христа — среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка — Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Многие исследователи считают, что четыре злобных лица мучителей Христа — это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу — сангвинического и холерического.

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Если в алтарных триптихах он рассматривает корни зла, уходящие в прошлое человечества, в грех прародителей, то в сцене Страстей он стремится проникнуть в суть человеческой природы: равнодушной, жестокой, жаждущей кровавых зрелищ, лицемерной и корыстной. До Босха искусство никогда не поднималось до такой конкретности передачи сложнейших нюансов человеческой души, но и не опускалось так глубоко в ее темные глубины.

Мрак поздних работ: что изменило взгляды Тициана на творчество

Поздний Тициан стал пессимистичнее, краски помрачнели, появились крупные мазки. В этой части обсудим, из-за чего изменилась манера художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Тициан. Святой Иоанн Милостивый, 1550

В этой части поговорим о позднем Тициане, который заметно отличается от раннего.

Тициан стал пессимистичнее. К концу жизни он начал терять зрение. К тому же в 16 веке начались противостояния католиков и протестантов. Ренессанс понял, что в мире есть не только гармония. Все это повлияло на картины Тициана: палитра стала более сдержанной, в основном мрачных тонов.

Пример нового стиля — картина «Святой Иоанн Милостивый»

Иоанн Милостивый был богачом, но отказался от богатства и раздал его бедным.

На картине Иоанн дает милостыню. Слева ее принимает нищий в оборванных одеждах, показанный очень натуралистично.

Между объектами нет четких контуров. Тициан свободно работает широкой кистью, нанося крупные мазки. Позднее такую слегка размытую живопись мы увидим у импрессионистов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тициан. Мученичество святого Лаврентия, 1548–1559

Теперь перед нами картина «Мученичество Святого Лаврентия». Ее настроение сильно отличается от ранних работ Тициана. Святого Лаврентия заживо изжарили на железной решетке — картина полна мрака, мучения и ужаса.

Как Тициан этого добивается

Святой Лаврентий на переднем плане. Решетка повернута к нам, что добавляет натуралистичности. Мы видим мощное, атлетически сложенное тело, погруженное во мрак. Его окружили палачи, которых плохо видно.

Полумрак освещают только огни факелов. Пространство разделено на освещенные сцены. Факелы рифмуются с горящей решеткой, усиливая ощущение ужаса.

В раннем творчестве Тициана важную роль играют большие цветовые плоскости. Однако к концу жизни его картины все более похожи на вибрирующие цветовые ковры.

Тициан

1. Благовещение, 1564
2. Коронование терновым венцом, 1575

Завершаем часть двумя картинами Тициана — «Благовещение» и «Коронование терновым венцом».

Значительную часть пространства занимает цветовое облако — небесное видение. В правом нижнем углу яркие цветы, которые пылают, словно горящий куст Моисея, и символизируют рождение младенца. Богородица очень взволнована

Такая эмоциональность не свойственна Ренессансу — здесь формируется новый язык искусства, в котором важно показать чувства через цвет, жесты, расположение фигур. Это станет в будущем отличительной чертой барокко.

«Коронование терновым венцом». Драматичный сюжет из Страстей Христовых. Иисуса окружили бичующие палачи. На лицах акцента нет — картина берет не психологизмом. Замкнутая круговая композиция усиливает ощущение безысходности: тяжело дышать, не хватает пространства. Вокруг множество диагоналей: фигуры Христа и палачей, палки в руках. Это создает ощущение хаоса и дисгармонии.

Что почитать для углубления знаний о Тициане и Венецианском Ренессансе.

Юрий Колпинский. «Искусство Венеции 16 века».
Книга интересно и понятно рассказывает обо всех важных мастерах Венеции 16 века, не упуская из вида контекст, важный для понимания многих картин.Филипп Педрокко. «Тициан».
Довольно новое исследование творчества и отдельных работ Тициана.

Павел Муратов. «Образы Италии». Глава о Венеции.
Для вдохновения: это не искусствоведческая, а, скорее культурологическая и слегка лирическая книга об итальянских городах, художниках и не только.

В этом уроке мы подробно изучили творчество Тициана. Предлагаем потренироваться узнавать работы художника в нашем тренажере.

Так ли легко узнать его картины? Подумайте, на что стоит обращать внимание?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: