Отец абстракционизма
Как и другие мастера абстракции Кандинский начинал с вполне реалистичных пейзажей и портретов. Но постепенно, на фоне общего настроения конца эпохи и развала привычного мира, стал искать свои идеальные миры гармонии, далекие от реальной жизни.
Есть в его биографии такой забавный эпизод. Рассказывают, что отец абстракционизма однажды увидел пейзаж, стоящий на боку и поразился неожиданной гармонии и глубине картины. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что это его пейзаж. После этого случая художник стал писать такие картины, которые большинство считали мозаикой или орнаментом.
Первой абстрактной работой является акварель «Без названия», написанная им в 1910 году. Сейчас она хранится в Национальном музее Грузии.
Здесь следует отметить, что Василий Кандинский всегда был аполитичным художником, однако даже он не мог остаться в стороне от революционных событий. Но вместе с тем до конца принять новую идеологию художник так и не мог… Хотя ему на жизнь жаловаться, как говорится, было грешно.
Он работал директором Музея живописи и культуры, занимался сохранением культурного наследия страны, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В 1921 году, выехав в Германию для участия в Первой выставке русского искусства, он остался там и больше никогда не возвращался в Россию. До 1933 года Кандинский преподавал в новаторской школе для архитекторов и дизайнеров Баухас. Затем, когда к власти пришли нацисты, перебрался в Париж. Там и скончался через 11 лет, не дожив полгода до Дня Победы. Ему было 78.
Во Франции с 1946 по 1961 годы по инициативе вдовы художника Нины Николаевны вручалась премия Кандинского. Также она написала книгу воспоминаний «Кандинский и я», которая была очень популярна в Германии и Франции. Множество работ своего супруга она завещала парижскому центру Помпиду.
Василий Кандинский: как понять творчество художника.
Поговорили с искусствоведом Кириллом Алексеевым о том, как современному зрителю понять Кандинского.
— Почему Кандинский все еще важен сегодня?
— В начале ХХ века два художника — Кандинский и Малевич — заложили основы современного искусства. Малевич создал геометрическую абстракцию, Кандинский — органическую. Влияние этих концепций современный человек ощущает все время. Причем если раньше преобладало в основном наследие Малевича (геометричность — в архитектуре, в дизайне), то сейчас начинает доминировать органика. Например, творчество недавно скончавшейся Захи Хадид тоже растет из этого корня.
— В чем Кандинский был новатор?
— Он выступал за идею смешивать все со всем, за синтез искусств. Кандинский соединял живопись и музыку. Он не только писал полотна, в которых будто оживала музыка, но и создавал сценические композиции с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура. Эти как бы театральные постановки и названия имели говорящие — «Зеленый звук», «Желтый звук». То же — в его картинах: он использовал энергичные цвета и пастозные мазки (с явно выраженным направлением), чтобы создать ощущение движения, кипящей направленной энергии.
Василий Кандинский. Секущая линия, 1923 год
Василий Кандинский. Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами. 1913 год
— Насколько сильно было влияние Кандинского?
— В тот период Россия с точки зрения искусства была крайне передовой страной. Покинув ее, Кандинский поселился в Германии и дал ее искусству прививку этого новаторства, встряхнул его. Он создал ключевую немецкую художественную группу «Синий всадник». Вокруг него собирались не десятки, а сотни людей — подражателей, учеников. Импульс, который он задал, огромен.
— Рисовать «как Кандинский» легко любому?
— Кандинский на аукционах — весьма дорогой художник, и некоторым бы, конечно, хотелось, чтобы подделывать его было легко, однако это не так. Уж не говоря о том, что он чуть ли не единственный русский художник-авангардист, у которого есть свой каталог-резоне. И все появляющиеся ниоткуда картины, которых в этом каталоге нет, крайне подозрительны. Главное — то, что кажущаяся беспорядочность абстракций Кандинского на самом деле весьма логична и продуманна (например, абсолютно зеленый цвет у него равен средним тонам скрипки, а светло-красный — фанфарам с призвуком трубы). И воспроизвести это, не будучи самим Кандинским, невозможно.
Описание картины Василия Кандинского «Картина с зелёным центром»
Картина написана маслом по холсту в 1913 году. Произведение с зелёным центром Василия Кандинского имеет традиционное композиционное построение. Художник выстраивает изображаемую композицию от центра. Именно таким образом написано изображение многих работ мастера. В представленной работе центральное место занимает фигура зелёного цвета. Фигура не неопределённой формы, не сомкнутая.
Картина написана в духе символизма. Каждый применённый цвет, использовался мастером, как определённый символ, который вызывает у зрителя определённые чувства. Например: холодный синий оттенок символизирует прохладу, вызывает ассоциацию с морем, льдом, лунным светом или с освещенной темнотой; зелёный цвет имеет много оттенков, благодаря чему получает особую глубину звучания в произведении, символизирует спокойствие, играет роль нейтрализатора между жёлтым и синим оттенками; красный ассоциируется с огнём и кровью, символизирует внутренне движение; обилие жёлтого цвета в картине, придаёт работе художника динамизм и символизирует непреодолимое стремление к чему-либо.
Немало важную роль в картине имеет сочетание цветовой композиции. Содержание картины дополняет противопоставление цвета: красного и зелёного, синего и жёлтого, чёрного и белого. Игра цветом выполнена мастером гениально и очень гармонично. Каждый оттенок имеет своё выражение в замысловатой форме. Сочетание форм и цвета, порождает у зрителя иллюзию вибрирующих переливов, которые при рассматривании ощущаются даже физически.
Мастерское построение элементов изображения, идеально подобранное цветовое сочетание, делает произведение шедевральным. Глядя на картину с зелёным центром, можно сделать вывод о том, что её автор гениален, потому, как никто из последователей не смог написать подобный шедевр.
Москва — высшая степень подвижности
В искусство Василий Кандинский пришёл достаточно поздно — в тридцать лет. Вначале он собирался стать юристом и закончил юридический факультет МГУ. Потом отправился учиться в Мюнхен. В Германии он прожил почти двадцать лет и именно там состоялся как художник. Хотя считается, что Кандинский решил оставить юридическую карьеру ради призрачного счастья стать художником под влиянием выставки импрессионистов, которая прошла в Москве в 1895 году. Говорят, он сделал это, потрясённый картиной Клода Моне «Стог сена».
Когда началась Первая мировая война Василий Васильевич возвращается в Москву, которая его всегда вдохновляла, и продолжает экспериментировать в живописи. Несколько позже он напишет в своей биографической повести «Ступени»: «Москва — двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но всё же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Описание картины Василия Кандинского «Черный аккомпанемент»
Василий Васильевич Кандинский — русский живописец, основоположник абстракционизма. Талант к рисованию у него открылся лишь в 30 лет после знакомства с работой Моне «Стог сена». До этого момента Василий, получив юридическое образование, становится преподавателем. Немного позже Дерптский университет приглашает его на работу в качестве доцента, но Кандинский отказывается.
Будущий художник несколько раз менял место жительства, выбирая между Россией, Германией и Францией. В итоге Кандинский получил французское гражданство и перевез с собой жену.
В качестве художника Василий Васильевич посещает множество выставок по всему миру, преподает уроки живописи и совершенствует свои навыки под началом лучших мастеров своего времени. Впоследствии Кандинский вырабатывает новаторскую концепцию ритмического использования цвета в живописи. В своем творчестве он выделил основную линию для создания абстракционных работ, которые имели широкую популярность среди публики.
Картина «Черный аккомпанемент» была написана в 1924 году. В ней присутствуют различного рода геометрические фигуры, «наложенные» друг на друга. Работа наполнена необычным сочетанием ярких и броских цветов на черном размытом фоне.
Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.
Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.
Пара влюблённых
В центре картины изображена пара влюблённых, вокруг которых и вертится весь город. Мы видим несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого – готова проклюнуться луна. За пологом жёлто-голубого неба открывается звёздная бездна.
Тут мнение критиков обычно разделяется. Одни говорят, что это словно иллюстрация, предвосхищавшая ещё не написанный Михаилом Булгаковым роман «Мастер и Маргарита». Другие, что скорее всего, это сам художник со своей будущей женой Ниной Андреевской, с которой познакомился осенью 1916 года. Ему тогда было 49 лет, а Нине Николаевне всего 17 и она была студенткой Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где изучила историю и философию.
Самые дорогие картины Кандинского
Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.
Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.
В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.
В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.
Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.
В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.
В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.
В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.
Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.