Описание картины василия перова «чистый понедельник». картина василия

Картина василия. описание картины аристарха лентулова «василий блаженный»

Абрам Архипов

Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.

Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.

Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.

Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».

Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.

Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.

Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.

В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.

Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.

А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.

Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.

В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.

В
XIX веке петербургская Академия
художеств оставалась
центром творческой жизни страны. Это
было достаточно консервативное учреждение
«…с царившими здесь педагогической
системой преподавания, устаревшими
нормами эстетики, потерявшими связь с
передовой русской художественной
культурой…».

В
1863 году случился скандал: 14 выпускников
Академии — Крамской, Корзухин,Маковский
К., Лемох,
Григорьев, Журавлев, Морозов и другие,
отказались участвовать в конкурсе на
большую золотую медаль и демонстративно
вышли из ее состава.

В
том же году ими была создана Артель
свободных художников, которая в течение
ряда лет являлась в Петербурге своеобразным
художественным центром.

Московские
художники Мясоедов Г. Г., Перов
В. Г., Маковский
В. Е.,
Прянишников И. М., Саврасов А. К. в конце
1869 года предложили петербургской Артели
соединиться всем вместе и образовать
новое общество. В 1870 году «товарищество
передвижников»
,
уже утвержденное правительством, начало
свою деятельность. Главное, чего прежде
всего сумели добиться художники
передвижники, — это устройство
самостоятельных выставок и передвижение
их по городам России.

С
появлением товарищества передвижников
новое искусство развивается в едином
русле с передовой русской литературой,
музыкой, театром, общественной мыслью,
образуя мощный поток русской демократической
культуры, одухотворенной передовыми
социальными идеями своего времени.

В
состав общества художников передвижников
в разное время входили Репин
И. Е.,
Суриков В. И., Маковский
В. Е., Прянишников
И. М.,
Саврасов А. К., Шишкин И. И., Максимов В.
М., Савицкий К. А., Васнецов A. M. Васнецов
В. М.
,
Куинджи А. И., Поленов В. Д., Ярошенко Н.
А., Левитан И. И., Серов
В. А. и
др. Участниками выставок художников
передвижников были Антокольский М. М.,
Верещагин В. В.,Коровин К. А., Коровин С.
А., Рябушкин А. П., и др.

Новые пути творчества

Стараниями «передвижников» Реализм постепенно вытеснил академическую живопись. Иногда она даже имела несколько драматический характер, чтобы очаровать обывателя и заставить его задуматься о несправедливости. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, аграрный вопрос не исчез. Жизнь бывших крепостных по-прежнему была нищенской. Художник Василий Перов посвятил крестьянской жизни серию работ, из которых «Тройка» — самая показательная. Он написал ее через три года после «Восстания четырнадцати». Зритель может видеть лица измученных детей. Они одеты по погоде — их обувь изношена, а одежда очень тонкая. Перов долго выбирал модели для своих работ, особенно главную фигуру — мальчика, стоящего в центре. Реальная судьба мальчика была еще печальнее, чем у фигур на картине. Через год после завершения картины, художник она узнала, что мальчик умер. Можно только предполагать, что послужило причиной смерти — тяжелый ежедневный труд, голод или болезнь.

Работа «передвижникаПьеса Ильи Репина «Бурлаков на Волге», также посвященная страданиям «маленького человека», вызвала бурную реакцию. «Бурлаков на Волге» художник начали писать в те годы, когда на смену парусным судам пришли пароходы и необходимость в рабочей силе отпала. Многие упрекали Репина за его опоздание и ничтожность. Возмущение вызвал и тот факт, что картина была отправлена на всемирную выставку в Вене. «Ну, скажи мне, ради всего святого, что заставило тебя нарисовать эту картину? Я свел старомодные средства передвижения к минимуму, и это еще не скоро уйдет в прошлое! Министр путей сообщения Алексей Бобринский гневно кричал на художника. Однако великий князь Владимир Александрович высказался в пользу Репина. Он не только приобрел «Бурлаков» для своей личной коллекции, но и охотно показывал картину всем своим гостям, подробно объясняя ее значение и человека, который на ней изображен. В своем творчестве Илья Репин не изменил своим принципам и продолжал браться за спорные и «опасные» темы. Однако не все его шедевры дошли до зрителя в том виде, в котором были задуманы изначально. Первая версия «Не ждать», например, датируется 1883 годом, а главной фигурой является девочка, встречающая своих сестер дома. Эта версия картины, конечно же, является основной был художнику для экспериментов с расположением фигур и цветом, но она стала самостоятельной, не менее интересной работой. Окончательный вариант картины «Я не жду» был написан Репиным после того, как он объявил амнистию ссыльным. Благодаря усилиям художника главный герой выглядит неуверенным и растерянным — по сути, таким как российское общество после рокового убийства царя Александра II.

Интересные факты из биографии художника

  1. Василий Григорьевич родился в семье древнего рода, берущего начало в XIV веке. Его отец — барон Крюгенер служил губернским прокурором, а позже управляющим поместьем семьи Языковых. Несмотря на принадлежность к роду, будущий художник не получил ни фамилии отца, ни его титула. Мальчик был рожден вне брака, и даже то, что его родители позже все же узаконили отношения, не дало ему право на наследство.
  2. Так и осталась неизвестной точная дата рождения знаменитого живописца. В одних источниках указывается 2 января, в других — 4 января 1834 года. По старому стилю датой рождения считается 21 декабря либо 23 декабря 1833 года.
  3. Перов имел очень плохое зрение. Причиной тому стала перенесенная в детстве болезнь. В 1842 году семья Крюгенеров переехала в село Саблуково, мальчик переболел оспой. Но это печальное событие не помешало его дальнейшей творческой деятельности.
  4. По законам Российской империи, незаконнорожденный младенец не мог получить родовую фамилию своего отца. Семья мальчика была вынуждена дать ребенку фамилию его крестного. Так Василий Григорьевич получил фамилию Васильев. Но спустя годы вся империя будет знать его как Перова. Эта фамилия произошла из детского прозвища живописца. Первый учитель Василия заприметил его талант к рисованию, и прозвал Перовым, после чего прозвище прочно прикрепилось к мальчику.
  5. Будучи учеником в художественной арзамасской школе, Перов сильно повздорил с сокурсником. Он объявил, что не намерен терпеть оскорбления, и покинул стены учебного заведения, не доучившись в нем до конца. Жизнерадостный вначале своего жизненного пути, художник становился с каждым годом все более угрюмым и замкнутым, что отчетливо можно увидеть в его творчестве. Василий Григорьевич все же закончил художественное образование, но уже позже, в Московском училище живописи и зодчества.
  6. Перов дважды вступал в брак. Первая его жена Елена Шейнс скончалась уже через пять лет брака, вместе с двумя сыновьями. Через пять лет художник вновь женился, на Елизавете Другановой, с которой и провел остаток жизни.
  7. Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
  8. У художника остался единственный сын от первого брака. Владимир Васильевич так же, как и отец, посвятил свою жизнь искусству. Он обучался рисованию у Василия Григорьевича, а позже окончил то же Московское училище живописи, что и его родитель. Работы Владимира Васильевича сохранены в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

«Портрет писателя Ф. М. Достоевского» (1872)

Портрет является вершиной портретной живописи Перова, биографическим портретом писателя. В нем точно переданы индивидуальные черты и «следы» прожитых дней героя.  На момент создания портрета писатель прошел гражданскую казнь, каторгу, написал великие произведения о трагическом мире «униженных и оскорбленных». Образ Достоевского удался благодаря мировоззренческой близости писателя и художника. Их заочное знакомство состоялось в начале 1860-х годов, когда Ф. М. Достоевский выделил в своем отчете об академической выставке картину «Проповедь в селе».

П. М. Третьяков мечтал собрать в своей галерее прижизненные портреты выдающихся деятелей русской культуры. Зимой 1871 года на просьбу П. М. Третьякова позировать Перову писатель без раздумий согласился. Из воспоминаний жены Достоевского, Анны Григорьевны:

Осенью 1872 года писатель навещал художника в Москве. Они ездили в галерею П. М. Третьякова.

Описание портрета

Достоевский изображен в рембрандтовской манере на фоне темного пространства. Его фигура словно выхвачена светом. Известно, что до написания портретной серии, художник копировал работы Ван Дейка и Веласкеса в Эрмитаже.

Взгляд писателя отведен в сторону. На лице читается глубокая скорбь. Отрешенная сосредоточенность – одна из основных художественных характеристик портрета. Сомкнутые в замок руки на приподнятом колене словно замыкают героя в мир его собственных переживаний.

Старый потертый сюртук похожий на арестантское платье намекает на каторжного прошлого писателя.

Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)

Родился: в 1833 году в Тобольске, окончил уездное училище в Арзамасе и художественную школу А. В. Ступина там же. В 1853 году поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. Скоти, А. Мокрицкий и С. Зарянко. В 1860 году был направлен в Академию художеств для работы над картиной на золотую медаль. В ранних работах примыкает к традиции социальных сатир Федотова («Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», «Приезд станового на следствие»). Творчество Перова формируется в непосредственной связи с основными принципами русских революционных демократов. Ранние картины Перова Василия Григорьевича «Проповедь на селе», за которую он был удостоен большей золотой медали, «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах»- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса. В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. 1860-1870-е годы XIX века — период творческого расцвета художника. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы.

Перов Василий Григорьевич пишет картины «Монастырская трапеза», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. А. Некрасова произведения, среди которых картины: «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников (А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, А. Г. Рубинштейна и других). Талантливый художник Перов был замечательным педагогом. С 1871 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вос-пикал целую плеяду художников.
В последние годы жизни Перов Василий Григорьевич пишет ряд произведений на религиозные чсюжеты и сюжеты из русской истории («Плач Ярославны», «Никита Пустосвят. Спор о вере»), которые по своим художественным качествам и идейной направленности уступают его произведениям поры расцвета. Напряженная творческая деятельность, лишения привели живописца к тяжелой болезни. Умер Перов Василий Григорьевич в 1882 году.
К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей).

Каждый портреный образ передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца.
К тому же автор произведения, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Портретное искусство насчитывает несколько тысячелетий.
В живописи имеется ряд портретов, где художник едва наметил лицо, и все-таки человека можно узнать. Художник Перов Василий Григорьевич — крупнейший русский художник-демократ 60-х годов ХХ века, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
НатюрмортыТакже можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах с картинами.

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:

Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.

Описание картины

Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку.  Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.

Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.

Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.

На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.

Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.

Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.

За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.

Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника.  Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Биография Василия Перова

Василий Перов появился на свет 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске. Он был внебрачным сыном прокурора барона Георгия Криденера и тобольчанки А. И. Ивановой.

Детство и юность

В скором времени после рождения Василия его родители узаконили отношения, но он все равно не имел прав на фамилию и титул отца. Интересен факт, что фамилия «Перов» представляет собой прозвище художника, данное ему учителем чистописания, который так отметил своего ученика за умелое владение пером для письма.

Семья часто меняла место жительства, что было связано с работой отца. В детстве Василий Перов переболел оспой, вследствие чего начал хуже видеть. В результате, у него было слабое зрение до конца его биографии.

Тогда же у Василия начал проявляться живой интерес к живописи. Во время учебы в уездном училище, он самостоятельно занимался рисованием, а позже начал посещать художественную школу Александра Ступина. Любопытно, что учитель раньше, чем других учеников, посадил Перова за мольберт, разрешив ему писать маслом.

Ступин сразу разглядел у Василия талант, о чем говорил своим воспитанникам. По приезду домой, Перов начал создавать свои первые картины: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка» и «Народное гуляние в семик». Именно тогда он стал делать первые серьезные шаги в живописи.

«Тройка» (1866)

Свой замысел картины Перов объяснял в письме к Д. Григоровичу:

В процессе работы автора над полотном постоянно менялась композиционная идея. Написав «пристяжных» детей, Перов долго выбирал модель для центрального персонажа. Об этой истории с поиском Перов пишет в рассказе «Тетушка Марья». Ребенка, подходившего для картины, художник встретил случайно на улице. Этот мальчик вместе с матерью шел молиться в храм.   Поначалу женщина, испугавшись сглаза, ответила на просьбу художника отказом, но затем согласилась. Спустя четыре года после создания картины она сообщила живописцу о смерти сына Васи и попросила показать ей эту работу. Художник повел ее в галерею П. М. Третьякова. Увидев своего мальчика, мать сказала: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!»

В. Г. Перов и П. М. Третьяков на какое-то время оставили женщину одну у холста. Вернувшись, они увидели ее стоящей на коленях перед картиной. Известно, что впоследствии Перов написал для несчастной матери портрет ее сына.

Описание картины «Тройка»

Действие происходит в Москве. На место действия указывает силуэт Рождественского монастыря на заднем плане картины. На фоне глухой монастырской стены изображены мастеровые, везущие в санях чан с водой.  Дети являются центром всей композиции. Их лица озарены теплым светом.

Все вокруг них тонет в морозной дымке большого города: отдаляющиеся человеческие фигуры, заиндевевшие деревья и заблудившаяся в тумане небольшая стая птиц.  Сердобольный прохожий подталкивает сани сзади.  Автор намерено не изображает его лица, словно он не присутствует на картине и является всего лишь частью мрачного пейзажа.

Дети, запряжённые в повозку, безропотно смирились со своей нелегкой участью. Путь у них был долгим. Безжалостный ветер распахивает полы верхней ветхой одежды. Заметенная снегом дорога и непосильный груз за плечами замедляет ход. Выплескивающаяся из кадки вода нарастает льдом на стенах бочек и полозьях саней. Рогожа, прикрывающая чан, взвилась от ветра вверх и вот-вот спадет вниз.

Центральной фигурой «тройки» является самый старший из детей. Мальчик рвется вперед, но веревки, перетянувшие грудь, мешают ему дышать, возвращая назад.  Осознавая безвыходность положения и превозмогая боль, он впрягается в узду обеими руками, взяв на себя большую тяжесть груза. Его щеки обморожены. Глаза полны отчаяния. Роль лидера ему досталась по старшинству, и он ее упорно выполняет.

Мальчик с левого края «Троицы» тащит воз из последних сил. Безвольно висящая правая рука отяжелела и ослабла. Его взгляд отрешен. Мышцы на вытянутой тонкой шее напряжены. Он падает от усталости, но не сдается.

В одной упряжке с мальчиками изображена маленькая девочка. Из-под распахнутого старого тулупа видна тонкая юбка. С головы спадает легкий платок. Волосы треплет ветер. Она не смотрит вперед, в ее полузакрытых глазах скрывается горькая обреченность. Замерзшие руки будто пристыли к веревке, перекинутой через плечо. На ногах большие тяжелые ботинки.

Впереди повозки бежит оскаливший зубы дворовый пес.   Он как бы ведет детей до мастерской, разделяя вместе с ними их страдания.

Эта драматическая картина стала своего рода протестом против узаконенного детского труда, типичного для России того времени.

Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.

Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.

На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.

Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.

Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.

А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.

Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.

Владимир Маковский. На бульваре. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.

Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.

Описание картины Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»

Лентулова в его время ласково называли русским футуристом, и во много это было справедливо. Его работы, выходящие за рамки картин, характеризующиеся сильной динамикой и непонятной для широкой публики проблематикой, несли на себе все отпечатки футуризма, чтобы считаться принадлежащими к этому движению.

Однако, если футуристы, как правило, обращались к будущему – к индустриальном городам, вырастающим за свои собственные пределы, тянущимся вверх и изборожденным невероятным по законам перспективы сочетанием граней – то Лентунов, напротив, обращался к прошлому. На его картинах сочеталось, казалось бы, несочетаемое – седая старина русской классической архитектуры, древних зданий, переживших столетия и новомодное веяние художественного стиля, в котором все смешивалось и ставилось с ног на голову.

«Василий Блаженный» изображает не просто одноименный собор, хотя его купола (ещё более яркие, чем в жизни) несомненно присутствуют на картине, но словно бы всю Москву с её Старым Арбатом, Красной Площадью, Садовым Кольцом. Несколько веков жизни огромного города помещаются в рамки картины. В ней нарушена перспектива, цветовые решения кажутся неимоверно яркими и потому несколько аляповатыми.

Больше всего она напоминает тот узор, который можно увидеть, заглянув в калейдоскоп – вот он, яркий, красивый, праздничный – но стоит только слегка встряхнуть трубку, и он рассыплется и сложится заново. В случае с картиной ожидаешь, что на ней вдруг появится Исаакиевский собор из Питера или Спас-на-Крови из Екатеринбурга. Что в ней проступит другой город – проступит и также выделится из картины, показываясь невозможно, не так, как его можно было бы видеть с точки зрения зрителя, но словно обволакивая собой и в себя заключая.

Невозможная динамика оставляет такое впечатления – замкнутого, застывшего движения, которое в любое мгновение готово завертеться дальше.

Описание картины Василия Перова «Савояр»

1864; холст, масло; 40,5х32,2; Третьяковская галерея.

Картина была написана во время поездки Василия Григорьевича по Европе. Долгое время художник не мог найти вдохновения, выбрать подходящий сюжет для своего нового произведения. Он искал его в привычных для себя образах: разглядывал сцены уличной жизни, изучал характеры обитателей городов, уличных артистов и лицедеев

Его внимание привлек мальчик, флейтист, выступающий для публики со своим инструментом и ручным сурком. Выразительная внешность ребенка-бродяги послужила толчком для начала работы над произведением

Полотно запечатлело саму жизнь, во всей ее неприглядной истине: маленький для своих лет, истощенный и осунувшийся мальчик со взрослым, умудренным опытом лицом старичка. На его челе, не прояснившемся даже в момент отдыха, можно прочесть повесть нелегкой судьбы. С особенным старанием выписан наряд бродяги, состоящий из оборванных штанишек, старого, не по размеру, сюртука, стоптанных башмачков и неожиданно почти щеголеватого шейного платка. В руках у савояра флейта, рядом – шляпа, в которую он собирает свои скромные гонорары. На плече мальчика примостился его верный спутник, единственное живое создание, которое разделяет его обездоленную жизнь.

Особенное внимание Серов уделил деталям, которые создают всю глубину трагического образа маленького нищего артиста. Шляпа для сбора монет пуста, значит, сегодня мальчику не удастся накормить себя и своего помощника

На фоне неприступных каменных стен, твердых серых и холодных, фигурка ребенка выглядит особенно уязвимо и трогательно. Весь фон, на котором изображен уличный музыкант со своим нехитрым скарбом, только подчеркивает уязвимость дитя и безразличие большого мира к судьбе малых сих.

Описание картины Василия Перова «Чистый понедельник»

Известный российский живописец Василий Перов обладал удивительной способностью совершенно точно передавать живые эмоции обычных, ничем не примечательных людей, работая в сложном жанре реализма. В 1866 году он пишет знаменитую картину «Чистый понедельник», изображая на ней пожилую супружескую пару, мирно бредущую по многолюдному зимнему городу.

Исходя из названия полотна, не сложно догадаться, о чем будет повествовать нам данная картина. Присмотревшись к главным героям, мы видим их уставшие, но довольные лица, а веники в руках указывают на то, что пожилая пара, хорошо распарившись, идёт из бани, возвращаясь к себе домой. На них старая, уже довольно хорошо изношенная одежда, доживающая вместе с ними свой век. В руках старички несут свои очень скромные пожитки и узелок с едой. На шее у мужчины висит связка баранок, которые, по всей видимости, они купили с супругой к чаю, ведь после бани для них это лучший способ расслабиться.

Взглянув на лица главных действующих лиц, создаётся впечатление их безысходности и усталости от жизни, которую приходится доживать в бедности. Несмотря на это, видно как им хорошо вместе. О чем эти милые старички ведут беседу, нам остаётся только догадываться.

Василий Перов прибегает к своей популярной технике, изображая действие посреди зимы, чтобы добавить ещё больше драматизма картине «Чистый понедельник». Используя теплые оттенки краски, художник пытается показать, насколько хорошо и тепло зимой может быть вместе двум людям, которые, даже пребывая в бедности, находят радость друг в друге.

Взяв за основу образы простых людей из народа, Перов нередко сталкивался с неодобрением общества его творческого мастерства, однако он смог совершенно точно донести основную мысль картины, используя обыкновенный житейский эпизод.

Автор книги: Екатерина Алленова

Заключение

Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.

В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.

Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: