Никита пустосвят. спор о вере

Автор книги: Екатерина Алленова

Заключение

Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.

В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.

Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».

Живопись

Хотя Перов обладал бесспорным художественным талантом он понимал, что ему следует продолжать обучение. В 20-летнем возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это был один из самых сложных периодов в его биографии.

Молодому человеку катастрофически не хватало денег, а также не было постоянного места жительства. Это привело к тому, что он решил оставить учебу, не видя выходя из сложившегося положения. Однако, когда об этом стало известно его учителю, Егору Васильеву, он разместил Перова в своем доме и обеспечил всем необходимым.

В 1856 г. за представленный в Императорскую академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», Василий удостоился малой серебряной медали. Спустя год ему вручили большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие», в котором уже прослеживался его собственный «почерк».

Тройка

Незадолго до окончания училища Василий Перов стал автором таких картин, как «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». Примечательно, что за первую работу его наградили большой золотой медалью и предоставили возможность побывать за рубежом в статусе пансионера.

Став дипломированным художником Перов написал полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем ленивый священнослужитель сидит за обеденным столом, а рядом стоят голодные нищие, которых слуга не подпускает к господину.

После этого Василий отправился за границу, побывав в разных городах Германии и приехав в Париж. Здесь он прожил более года, продолжая заниматься живописью. В ту пору были написаны такие полотна, как «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре» и другие работы.

В 1864 г. Перов возвратился в Москву, где провел всю оставшуюся жизнь. Его сильно волновали жизнь простых людей и социальные проблемы, в связи с чем он выражал свои мысли с помощью кисти. Во второй половине 1860-х годов он изображал на полотнах крестьян, батраков, бедных детей и т. д.

В данный период биографии Василий Перов стал автором таких известных работ, как «Проводы покойника» и «Очередь у бассейна», за которые удостоился наград на художественных конкурсах. Тогда же в его творчестве стали преобладать драматические сюжеты.

Затем мастер представил картины «Сцена на почтовой станции», «Тройка», и «Приезд гувернантки». На них он изобразил крайне тяжелое и унизительное положение батраков – персонажи Перова как бы с упреком смотрят на зрителя.

Интересен факт, что искусствоведы отмечали, что подобный прием будет использоваться живописцем на многих его портретах. За работы «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» он получил звание академика. В 1867 г. его полотна участвовали на Всемирной выставке, получив прекрасные отзывы от критиков.

В последующие годы биографии Перов начал уделять больше внимания портретной живописи. На холсте он стремился передать психологический и духовный мир портретируемого, достигнув в этой области больших высот.

В 1869 г. Василий Перов вместе с Григорием Мясоедовым основал московскую группу передвижников; в течение 7 лет он был членом правления. В скором времени он стал профессором Академии художеств за работы «Странник» и «Птицелов».

Охотники на привале

В последнее десятилетие своей творческой биографии Перов увлекся житейской бытовой тематикой. Именно тогда появилась его знаменитая картина «Охотники на привале». В 1871 г. он попробовал себя в качестве преподавателя Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Тогда же Василий Григорьевич написал множество портретов известных ученых и деятелей культуры, включая Даля, Тургенева, Островского, Достоевского и др. В 1873 г. его работы «Рыболов» и «Охотники на привале» выставлялись на Всемирной выставке в Австрии.

В следующем году художник простудился во время охоты, что привело к развитию чахотки. В те годы для его полотен были характерны исторические, литературные и религиозные мотивы. В 1877 г. он вышел из состава Товарищества передвижников.

Примерно через год несколько картин Перова были выставлены на Всемирной парижской выставке. Затем весь трагизм своего внутреннего мира он выразил «евангельским» циклом и знаковым полотном «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Материалы по теме

08:59 — 15 марта 2015

«При Петре I Россия стала частью глобальной экономики»

Историк Игорь Курукин об итогах, цене и последствиях петровских преобразований в России Поэтому, на первый взгляд, действительно кажется, что там, где Софья Алексеевна и Василий Голицын пытались аккуратно развязать сложные узлы внутренней и внешней политики, Петр I их попросту разрубал. Я думаю, что на самом деле все было несколько иначе — там, где Софья и Голицын неоправданно затягивали с решением важных вопросов, Петр с его стратегическим мышлением оперативно их разрешал.

Но верно и то, что петровские реформы вряд ли стали бы успешными, если бы они не опирались на опыт правления Софьи. Например, внешняя политика Петра I была явным продолжением курса старшей сестры — усиление связей с Европой, стратегический союз с Речью Посполитой и окончательное закрепление протектората над Украиной.

Получается, что правление Софьи подготовило почву для преобразований Петра?

Как это обычно бывает в политике, речь идет о прощупывании возможностей, которое давало положительный или отрицательный результат. Например, два малоуспешных похода Василия Голицына в Крым показали Петру I бесперспективность этого направления внешней политики, поэтому он сосредоточился на взятии Азова. Безусловно, он сделал много выводов из результатов деятельности правительства регентства Софьи.

Вы писали, что «недостаточно изучена роль Иоакима в крахе династических и дипломатических проектов Софьи в 1687-1688 годах». О чем тут речь?

Патриарх Иоаким (Савелов) — это потрясающая и абсолютно недооцененная фигура в нашей истории. Его совершенно незаслуженно представляют каким-то узколобым консерватором.

Примечания[ | ]

  1. 12345678 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 81.
  2. 1234 В. М. Обухов, 1983, с. 111.
  3. 12345 С. М. Соловьёв, 1962, с. 287.
  4. 12 А. Г. Верещагина, 1988, с. 221.
  5. 12 Н. С. Лесков, 1887, с. 293—295.
  6. 12 Л. К. Дитерихс, 1893, с. 67.
  7. 12 В. В. Стасов, 1937, с. 403.
  8. 12 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 69.
  9. 12 В. М. Обухов, 1983, с. 31—32.
  10. А. Г. Верещагина, 1988, с. 222.
  11. А. И. Леонов, 1959, с. 60.
  12. В. А. Леняшин, 1987, с. 231.
  13. 12 О. А. Лясковская, 1979, с. 153.
  14. 12 Н. П. Собко, 1899, стб. 159.
  15. А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 77.
  16. Л. К. Дитерихс, 1893, с. 77.
  17. 12 А. П. Новицкий, 1902, с. 559.
  18. Каталог ГРМ, 1980, с. 151.
  19. И. Н. Крамской, 1953, с. 274.
  20. М. В. Нестеров, 1986, с. 349.
  21. 12 Н. П. Собко, 1899, стб. 140.
  22. В. М. Обухов, 1983, с. 32.
  23. XV Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. (неопр.) (HTML). «Узнай Москву» — um.mos.ru. Проверено 26 февраля 2017.
  24. Всероссийская выставка, 1882, с. 27.
  25. И. Н. Крамской, 1953, с. 419.
  26. О. А. Лясковская, 1979, с. 152.
  27. Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 495.
  28. Н. А. Яковлева, 2005, с. 246—247.
  29. 123 С. Г. Антоненко, 1996, с. 42.
  30. С. Г. Антоненко, 1996, с. 41—42.
  31. 123 О. А. Лясковская, 1979, с. 151.
  32. В. С. Кеменов, 1987, с. 139.
  33. А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 72.
  34. 12 В. С. Кеменов, 1987, с. 114.
  35. 12 Н. А. Яковлева, 2005, с. 247.
  36. О. А. Лясковская, 1979, с. 151—152.
  37. В. М. Обухов, 1983, с. 31.
  38. С. М. Соловьёв, 1962, с. 290.
  39. 12 В. А. Леняшин, 1987, с. 83, 243.
  40. Н. П. Собко, 1899, стб. 163.
  41. Сорокоумовские (неопр.) (HTML). Общество купцов и промышленников — www.okipr.ru. Проверено 28 сентября 2020.
  42. Л. К. Дитерихс, 1893, с. 67, 73.
  43. Л. К. Дитерихс, 1893, с. 73—74.
  44. В. В. Стасов, 1950, с. 224.
  45. В. В. Стасов, 1950, с. 176.
  46. А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 70.
  47. В. М. Зименко, 1948, с. 42.
  48. 123 В. А. Леняшин, 1987, с. 99.
  49. Н. Н. Ге, 1978, с. 239.

Биография Василия Перова

Василий Перов появился на свет 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске. Он был внебрачным сыном прокурора барона Георгия Криденера и тобольчанки А. И. Ивановой.

Детство и юность

В скором времени после рождения Василия его родители узаконили отношения, но он все равно не имел прав на фамилию и титул отца. Интересен факт, что фамилия «Перов» представляет собой прозвище художника, данное ему учителем чистописания, который так отметил своего ученика за умелое владение пером для письма.

Семья часто меняла место жительства, что было связано с работой отца. В детстве Василий Перов переболел оспой, вследствие чего начал хуже видеть. В результате, у него было слабое зрение до конца его биографии.

Тогда же у Василия начал проявляться живой интерес к живописи. Во время учебы в уездном училище, он самостоятельно занимался рисованием, а позже начал посещать художественную школу Александра Ступина. Любопытно, что учитель раньше, чем других учеников, посадил Перова за мольберт, разрешив ему писать маслом.

Ступин сразу разглядел у Василия талант, о чем говорил своим воспитанникам. По приезду домой, Перов начал создавать свои первые картины: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка» и «Народное гуляние в семик». Именно тогда он стал делать первые серьезные шаги в живописи.

Эскизы и этюды

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть — в московской коллекции А. И. Балк. Один из графических эскизов впоследствии был передан в собрание Третьяковской галереи — «Никита Пустосвят. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см, 1880).

В списке, составленном Николаем Собко, также упоминался живописный эскиз для картины «Никита Пустосвят», датированный 1881 годом и находившийся «у г. Сорокоумовского, в Москве» (по-видимому, имелся в виду один из представителей известной купеческой династии Сорокоумовских).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: