Исаак Левитан «Вечерний звон»: описание картины и идея ее создания
Искусство и развлечения 30 марта 2015
Все самое ценное художественное наследие России бережно хранится в стенах Третьяковской галереи. Картина «Вечерний звон», написанная рукой Левитана, является ценным экземпляром, находящимся в 37-м зале.
Она выполнена маслом на холсте размером 87х107,6 см. Пространство картины разграничено тремя планами, каждый из которых мог бы существовать обособленно. Манера исполнения максимально реалистична, каждая деталь отточена до мельчайших подробностей.
Биография художника
Исаак Левитан был рожден в 1860 году в Литве. Когда мальчику было 10 лет, его семья переехала жить в Москву. Юный Исаак очень быстро стал сиротой. В возрасте 13 лет мальчик поступает на учебу в Московское училище живописи. Трудолюбие и талант юноши вызывают симпатии мастеров и художников, и уже в 17 лет Исаак является учеником А.К. Саврасова, а позже – В.Д. Поленова.
По окончании училища Исаак Ильич Левитан становится весьма узнаваемым и популярным живописцем, участвует в передвижных художественных выставках. Наиболее плодотворный период творчества мастера — 1890-1895 гг. В 1898 году ему присуждают звание почетного академика пейзажной живописи.
Творческое наследие
Основной жанр, в котором работал мастер – пейзаж. Однако в его послужном списке имеются и записи о том, что он был автором декораций для Московской частной оперы. Левитан был одним из немногих художников, кому удалось, будучи в юном возрасте, завоевать симпатию Третьякова, который приобрел у него картину и поместил в качестве экспоната в собственной коллекции.
Начиная с 1884 года Левитан активно пишет с натуры. Однако для современников наибольший интерес представляют его пейзажные работы. Самая популярная его картина – «Вечерний звон», фото которой не раз становилось обложкой учебников, календарей и открыток.
Свое вдохновение художник черпал в богатстве окружающей его природы. После того как в 1987 году он побывал на побережье Волги, его рабочий список пополнился следующими полотнами: «Сосны», «Дуб», «Вечер на Волге», «Дубовая роща. Осень».
Последующие работы мастера приходятся на период 1995 года и можно смело утверждать, что с этого времени его рука начала творить настоящие шедевры, благодаря которым он и прославился на весь мир. Именно в данный период он пишет «У омута» и «Над вечным покоем», а также «Владимирку», которую он впоследствии преподнес в дар Третьяковской галерее.
ВОЛГА
Следующий 1887-й год оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провёл на великой русской реке. Ездил он на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой, художницей, музыкантшей, актрисой и просто оригинальной, довольно экстравагантной женщиной, чей московский салон посещали многие знаменитости. Левитана не смущало, что она была замужем и более чем на десяток лет его старше. Софья Петровна часто ходила в мужском костюме, умела стрелять, любила охоту и подолгу пропадала (иногда даже одна) в подмосковных лесах. Софья Петровна была очень даровита. Красавицей она не была, но умела подать себя. Своему мужу эта дама изменяла чуть ли не открыто. Антон Чехов считал, что Софья использует друга, но Левитан был влюблён страстно и ничего не хотел слышать.
Почти восемь лет они провели вместе — этот романтический эпизод жизни Левитана в достаточно шаржированном виде отражён в рассказе Чехова «Попрыгунья», вызвавшем после публикации скандал и приведшем к трёхгодичному охлаждению отношений между писателем и художником.
За годы, проведённые с Кувшинниковой, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли ведущего русского живописца.
О работе:
Год создания этой работы — один нз самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. «Вечерний звон» — одна из них. Её жанр можно определить как «церковный пейзаж» — таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по «мотиву» — «Тихая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там и здесь «моделью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.
Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, ешё раз вернулся к этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном взгляде становится понятно, что изменилась сама «населённость» пространства картины. Если «Тихая обитель» являла собой некий застывший образ «русской благодати», её символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как предельно конкретны её реалии — дорога, хранящая тепло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И всё это необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к «символизму» он ещё вернётся в конце жизни — на новом витке своей эволюции.
Особенности течения рек
И устье реки, уже известно, но какие особенности течения воды в каждой из них? Ведь известно, что есть реки со стоящей водой и тихим течением, а есть такие, где вода бежит с такой скоростью, что может снести на своем пути любое, даже самое большое препятствие.
Характер течения и скорость реки зависят от рельефа, уклона и падения воды. На равнинах речные потоки широкие, спокойные, и уклон падения у них небольшой. К таким рекам можно отнести Волгу, Дунай, Днепр, Неман. Но есть и такие, которые протекают среди горных возвышенностей. Они отличаются бурными и сильными потоками, на их пути встречается много порогов, а иногда и высоких водопадов. Такие реки имеют огромную величину падения, а это означает, что характер течения у них совсем другой. К таким потокам можно отнести Терек, Риони, Тигр и Янцзы.
От климата зависит полноводность, режим, а иногда и питание рек. Во влажных условиях реки в любое время года остаются полноводными, а в сухом климате они очень часто пересыхают и питаются только выпавшими осадками, а их бывает за год не очень много.
Горные реки относятся к холодным, так как питаются они тающими ледниками, расположенными на вершинах. Но если пройтись по всему руслу реки, то в самом ее конце вода может быть очень теплой, так как за время своего пути она нагревается под палящими солнечными лучами.
СЕМЬЯ ЧЕХОВЫХ
Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устали. Вообще, Подмосковье, видимо, следует назвать первой любовью художника. Два счастливых лета он провёл в Бабкине, поблизости от Нового Иерусалима. Там, в Бабкине, жило семейство Чеховых. Николай Чехов был однокашником Левитана по училищу, он и свёл его со своими родными. Долгая дружба Левитана с А. П. Чеховым началась именно тогда.
Училище художник покинул в 1884 году, получив диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Причины тому называются разные: одни говорят, что это произошло из-за «непосещения классов»; другие утверждают, что в этом выразилось довольно снисходительное отношение к самому жанру пейзажа, как к чему-то второстепенному и не достойному высокой оценки. Последнее весьма вероятно — в условиях тогдашнего господства «обличительного» направления в живописи (и в искусстве вообще).
Лето 1885 становится особенным. Левитан, которому в тот год исполнилось 25 лет, провёл его в Бабкино у своих друзей Чеховых, где много и усердно работал. Компания в Бабкино собралась интересная, по вечерам играли в крокет, много шутили, сыпали остротами, всевозможным выдумкам не было конца.
Мария Чехова, которой было 22 года, также отправилась вместе с семьей в Бабкино. Она окончила в том году Высшие женские курсы Герье и стала взрослой барышней.
С самого утра Исаак уходил с этюдниками работать, и Мария часто встречала его в окрестностях усадьбы, любовалась новыми работами художника. Впоследствии под руководством Левитана и сама увлеклась живописью. Исааку Мария казалась очень интересной, красивой девушкой. Симпатия к ней быстро перерастает во влюблённость. Левитан сразу предпочитает ей в этом открыться. Даже позвал замуж.
Но Мария не любила его. Скорее, ей больше льстило, что такой талантливый художник, лучший друг старшего брата — признался ей в любви. Мария рассказала о случившемся брату Антону Чехову. Тот, недолго думая, заявил сестре категорично: «Ты, конечно, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие как ты». Девушка поняла, что Левитан — не подходящая партия, и художник так и не дождался её согласия.
После этого небольшого увлечения Левитан ушёл в свойственную ему депрессию, но добрые чувства к Маше пронёс через всю свою жизнь. Больше он никогда не пытался создать семью.
ПУТЬ В МОСКВУ
Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но, в конце концов, выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге — переводчиком, контролёром, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в 1870 году
В Москве Илья Абрамович перебивался грошовыми уроками, но при этом с вниманием относился к душевным устремлениям подростков и не возражал, когда сначала старший сын, Адольф (Авель), а потом и младший, Исаак, захотели учиться живописи. Так братья оказались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
Исаак поступил в училище совсем юным — в 1873 году. Братья имели внешнее сходство и в училище их называли просто «Левитаны».
Существует ещё одна версия рождения Исаака. Предполагают, что художник в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына племянником — старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана. И, хотя родной сын Авель был моложе, но младшим записали Исаака. Мотивом указания Авеля старшим и изменения дат рождения могло стать желание гарантировать родному сыну Авелю освобождение от воинской повинности. По существовавшим тогда законам старший сын был свободен от такого бремени.
С момента поступления в училище мы можем проследить жизнь Исаака довольно подробно — благодаря многочисленным воспоминаниям знавших его. О детстве же художника известно немногое — он не любил вспоминать о нём (возможно, именно по причине усыновления), а письма, из которых мы могли бы почерпнуть более подробные сведения, были уничтожены по воле Левитана после его смерти.
ГРУСТНЫЙ РЫЦАРЬ
«Левитан вообще отличался редкой красотой, — пишет биограф живописца Иван Евдокимов. — Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах.»
«Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал. Левитан был неотразим для женщин, и он сам был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно», — описывал Исаака Левитана Михаил Чехов (брат Антона Чехова).
Около этого времени произошло сближение Левитана с Саввой Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком. Левитан много работал в Подмосковье — в частности, в Саввинской слободе под Звенигородом, известной своим знаменитым монастырём. Эти пейзажи написаны в 1884 году именно там.
Для только что открывшейся Частной оперы знаменитого мецената Левитан выполнил несколько декораций — к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них — по эскизам Поленова и В. Васнецова). Впрочем, окончательно своим в абрамцевском кружке художник не стал, да и театральная работая его, прирождённого станковиста, не увлекла. Но заработанные деньги позволили Левитану совершить в 1886 году первое дальнее путешествие — в Крым. До этого Левитан писал только в Подмосковье. После этой поездки в его живописи появились новые краски.
Вяземский Пётр Андреевич.
Дыханье вечера долину освежило, Благоухает древ трепещущая сень, И яркое светило, Спустившись в недра вод, уже переступило Пылающих небес последнюю ступень. Повсюду разлилось священное молчанье; Почило на волнах Игривых ветров трепетанье, И скатерть синих вод сравнялась в берегах. Чья кисть, соперница природы, О Волга, рек краса, тебя изобразит? Кто в облачной дали конец тебе прозрит? С лазурной высотой твои сравнялись воды, И пораженный взор, оцепенев, стоит Над влажною равниной; Иль, увлекаемый окрестною картиной, Он бродит по твоим красивым берегам: Здесь темный ряд лесов под ризою туманов, Гряда воздушная синеющих курганов, Вдали громада сел, лежащих по горам, Луга, платящие дань злачную стадам, Поля, одетые волнующимся златом, — И взор теряется с прибережных вершин В разнообразии богатом Очаровательных картин. Но вдруг перед собой зрю новое явленье: Плывущим островам подобяся, вдали Огромные суда в медлительном паренье Несут по лону вод сокровища земли; Их крылья смелые по воздуху белеют, Их мачты, как в водах бродящий лес, темнеют. Люблю в вечерний час, очарованья полн, Прислушивать, о Волга величава! Глас поэтический твоих священных волн; В них отзывается России древней слава. Или, покинув брег, люблю гнать резвый челн По ропотным твоим зыбям, — и, сердцем весел, Под шумом дружных весел, Забывшись, наяву один дремать в мечтах. Поэзии сынам твои знакомы воды! И музы на твоих прохладных берегах, В шумящих тростниках, В час утренней свободы, С цевницами в руках Водили хороводы Со стаей нимф младых; И отзыв гор крутых, И вековые своды Встревоженных дубрав Их песнями звучали, И звонкий глас забав Окрест передавали. Державин, Нестор муз, и мудрый Карамзин, И Дмитриев, харит счастливый обожатель, Величья твоего певец-повествователь, Тобой воспоены́ средь отческих долин. Младое пенье их твой берег оглашало, И слава их чиста, как вод твоих зерцало, Когда глядится в них лазурный свод небес, Безмолвной тишиной окован ближний лес И резвый ветерок не шевелит струею. Их гений мужествен, как гений вод твоих, Когда гроза во тьме клубится над тобою, И пеною кипят громады волн седых; Противник наглых бурь, он злобе их упорной Смеется, опершись на брег ему покорный; Обширен их полет, как бег обширен твой; Как ты, сверша свой путь, назначенный судьбой, В пучину Каспия мчишь воды обновленны, Так славные их дни, согражданам священны, Сольются, круг сверша, с бессмертием в веках! Но мне ли помышлять, но мне ли петь о славе? Мой жребий: бег ручья в безвестных берегах, Виющийся в дубраве! Счастлив он, если мог цветы струей омыть И ропотом приятным Младых любовников шаги остановить, И сердце их склонить к мечтаньям благодатным.
1815 или 1816 (опубл. 1821)
Работы художника
Над вечным покоем
«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.
Владимирка
«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.
У омута
У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.
Берёзовая роща
Работа принадлежит к «плёсскому» периоду творчества художника. Плёсские рощи продиктовали Левитану композиционное и «техническое» решение. Художник был великим умельцем вложить в простейший природный «мотив» богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ. «Берёзовая роща» бросается в глаза своей очевидной импрессионистичностью, но вместе с тем Левитан к исканиям импрессионистов оставался холоден.
Описание
На картине изображена нищая и заброшенная деревня. На фоне сизого вечернего неба выделяются тёмные силуэты полуразвалившихся изб, обнесённых ветхим забором. Между избами проходит грязная дорога с лужами, в которых видны отблески предзакатного неба.
Как и некоторые другие произведения Левитана того периода, полотно «Вечер» имеет грустный, сумеречный характер. Вероятно, это связано с тем, что в тот год, когда оно было написано, у Левитана умер отец (его мать умерла ещё раньше, в 1875 году), так что он остался сиротой. Кроме этого, подобная мрачноватая трактовка деревенских пейзажей была в целом характерна для художников-передвижников 1870-х годов.
Описывая картину «Вечер», искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «эффект заката вносит в изображение ноту тревоги, ещё усугубляющей общую печальную картину». По его словам, «этот красочный эффект и его эмоциональная выразительность, сам способ внесения таким образом поэтического момента в прозаический мотив свидетельствуют о приглядке молодого Левитана к работам гремевшего тогда Куинджи».
Другие работы художника
Над вечным покоем
«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.
Владимирка
«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.
У омута
У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.
Берёзовая роща
Работа принадлежит к «плёсскому» периоду творчества художника. Плёсские рощи продиктовали Левитану композиционное и «техническое» решение. Художник был великим умельцем вложить в простейший природный «мотив» богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ. «Берёзовая роща» бросается в глаза своей очевидной импрессионистичностью, но вместе с тем Левитан к исканиям импрессионистов оставался холоден.
Жизнь в реках: растения
Характеристика рек — это не только питание, протяженность и другие параметры, но еще и животные с растениями. Ведь в каждом водном потоке, будь он самым крупным или маленьким, есть своя жизнь. В каждой быстрой или тихой реке нашли свое пристанище многие растения, которые приспосабливаются к жизни именно в определенном потоке, с его особенностями течения, температурой воды и другими параметрами.
Растения рек можно разделить на 5 основных групп:
- Растения, находящиеся в воде и на суше. Они начинают свой рост на дне реки, а верхняя их часть возвышается над водой. К ним относятся тростник, камыш, хвощ, рогоз и стрелолист.
- Растения, корни которых прикрепляются к дну, а листья плавают на поверхности воды. Такими растениями являются и рдест плавающий.
- Растения с корнями у дна, чьи листья остаются в воде — это уруть и рдест обыкновенный.
- Растения плавающие, не имеющие корней на дне. Одним из таких растений является ряска.
- Растения, которые обитают в среднем слое воды — роголистник, нитчатые водоросли и элодея.
Атмосферные явления
Завершая рассмотрение характерных для левитановской симфонии тем-«мотивов» (хотя список получился неполным — в него не вошли такие важнейшие для художника темы, как дорога, русская деревня, тишина и пр.), отметим то, как он изображал «атмосферные явления». Они, как и везде у Левитана, не являются застывшими «знаками», но всякий раз одушевлены тем или иным настроением самого живописца. Это касается, например, дождя — если в ранних подмосковных пейзажах Левитана дождь всегда рифмовался с унынием и некоей слезливостью, то на Волге он научился ценить тихие дожди, почувствовал в них особенную красоту. Эта перемена отношения зафиксирована в работе «После дождя. Плёс», 1889. Увидев это полотно, Чехов сказал художнику: «Ты знаешь, на твоих картинах даже появилась улыбка». Кстати, это одно из немногих чисто пленэрных произведений Левитана — он написал картину за четыре часа, стремясь зафиксировать редкое освещение, которое могло в любой момент исчезнуть. Разным у художника бывает и ветер: тоскливым, печальным, грозным, радостным. В последнем качестве ветер стал героем левитановской работы «Свежий ветер. Волга», 1895, относящейся к циклу его мажорной лирики 1895-96 гг.
И. И. ЛЕВИТАН. «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» (сочинение по картине)
И. И. ЛЕВИТАН. «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР». В творчестве И. И. Левитана представлен особый жанр живописи, так называемый «пейзаж настроения». Передовая литература и искусство конца XIX — начала XX столетия доказывали неистребимую потребность человека в прекрасном, раскрывая ее, в частности, в человеческой способности наслаждаться природой.
«Пейзаж настроения» ставил своей задачей как бы очеловечивание природы, выражение человеческих чувств через состояние природы. Пейзаж, картина отражала переживания человека, его едва ощутимые душевные движения. Природа печалилась, грустила, негодовала и возмущалась или радовалась и ликовала вместе с человеком.
Пейзаж Левитана под лирическим названием «Летний вечер» своим тревожным колоритом выражает не только обеспокоенность автора нищетой, царящей в деревне, но и надежды на перемены к Лучшему. Пейзаж волнует, лишает покоя — так и должно действовать на чувства человека истинное искусство.
Но вот неожиданный поворот: картина была неодобрительно встречена критиками. Например, в «Московском листке» было опубликовано возражение одного из критиков против ее приобретения в галерею Третьяковых. Он писал: «Прежде всего, мне очень нравится этот только еще начинающийся летний вечер, я чувствую его, я хочу насладиться им. Надо сознаться, что к нему так и тянет…» Однако, по замечанию критика, весь эффект пропадает, когда он подходит ближе к картине. Оказывается, ее надо смотреть на расстоянии, иначе впечатление теряется.
Трудно согласиться с этим мнением, так как, если следовать логике критика, и архитектурные творения необходимо смотреть при малм приближении. В таком случае вместо высокой колокольни мы увидим несколько кирпичей.
Летний вечер. Околица деревни. Скользнув по верхушке ворот, солнце озаряет поле и дальний лес. Ощущение беспокойства вызывают определенные контрасты: небо чистое, только вдалеке плывет подсвеченное лучами уходящего солнца облако, внизу же серая деревенская необустроенная дорога в окаймлении зеленой травы.
Дорога изогнута и вызывает в воображении такую же извилистую жизнь деревенских жителей. Будни наполнены тяжелым трудом, борьбой за урожай, которая для крестьян сродни борьбе за выживание. Малейший каприз природы — обильные дожди или засуха, — и крестьянский труд пропадает даром. Однако и этот тяжелый труд может обеспечить только минимальные потребности.
Дорога ведет в лес, и тут мы сталкиваемся с еще одним контрастом: насколько уродлива, некрасива изгородь на переднем плане пейзажа, настолько прекрасен и гармоничен лес, виднеющийся на горизонте. Почему живописец выбрал именно такую перспективу? Существует ли в этом расположении предметов на картине скрытый смысл? На мой взгляд, изгородь символизирует ограничение прав и возможностей обитателей деревни.
Благословенный крестьянский труд, с одной стороны, является жизненной необходимостью, с другой — он ограничивает свободу крестьян, привязанных к родной земле нитями этой жизненной необходимости. Не случайно, как мне кажется, тень падает именно на пространство, огороженное изгородью. Вместе с тем и сама изгородь, и перекошенные ворота вносят определенный разлад в гармонию окружающего мира. Эти предметы словно лишние в композиции пейзажа. А лес, освещенный лучами уходящего солнца, похож на мечту. Дорога ведет к лесу, то есть к счастью, свободе, гармонии.
Именно эти контрасты будоражат внимательного зрителя. Но гармоничная красота летнего вечернего пейзажа, переданная художником просто, скупо, но с такой живописной щедростью, вселяет надежду и веру в светлое и прекрасное.
[править] Литература
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.5. Д.156.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1972. С.39.
- Владимир Иванович Овчинников. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1984.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007.
- Иванов С. В. Владимир Овчинников в воспоминаниях современников. К 100-летию со дня рождения //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 21. СПб, 2011. С.46-53.
- Иванов С. В. Овчинников Владимир Иванович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб., Петрополис, 2014. Кн.2. С.142—144.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2020.