Русский пейзаж художника и.и.левитана

Сочинение по картине левитана вечер золотой плес

Сочинение по картине Левитана «Вечер. Золотой Плес»

Известно, что художники часто выбираются за творческим вдохновением на пленэры, в поездки, в путешествия. Вот и И.И.Левитан отправился на Волгу искать новые сюжеты для своих будущих бессмертных полотен.

Благодаря этому и появился его очередной шедевр – «Вечер. Золотой Плес», прославивший маленький волжский городок на века. Маленький, тихий Плес казался художнику уютным и теплым.

И эти чувства он и перенес на свое полотно.

Перед нами расстилается великая могучая русская река, уже укрытая вечерним маревом. Густой туман, подсвеченный угасающим солнцем, клубится и поднимается вверх, создавая иллюзию того, будто Волга горит золотом.

Туман уже захватил и Заволжье, расстилающееся далеко, к линии горизонта. Но особо притягивает своим мягким сиянием молочного и фиолетового цвета небо: оно кажется бесконечным, поскольку местами сливается с туманом.

Скоро фиолетовый цвет поглотит золотой: сумерки сменят закат.

А вот на переднем плане – тишь и благодать. Вдалеке, под горой, разбросаны несколько домиков и часовенка. В монастыре на берегу, скорее всего, идет вечерняя служба. Но композиционный центр полотна принадлежит не культовому строению, а крутому косогору на левом берегу реки. Некогда он был покрыт деревьями, но их вырубили, и теперь от них остались только высокие пни.

Ближе к реке косогор порос большим, местами непроходимым кустарником

Казалось бы, что может быть примечательным в таком месте? Это ни густой лес, ни могучая река, ни широкая равнина, но то внимание к деталям, та тонкость цветовых переходов, с которыми художник выписал этот склон горы, делает его выразительным и пронзительным по своей красоте

Именно он поддерживает гармоничное ощущение бескрайнего простора, заданное рекой с туманом. Художник гениально передает игру света и тени, переходы оттенков освещения – от розоватых к желто-золотистым тонам. Поэтому и рождается впечатление разлитого на полотне золота, давшего название картине.

(1 votes, average: 5.00

Описание картины Золотой Плес – Исаак Левитан

Картина относится к знаменитому “волжскому” периоду творчества художника. Уже через год, после окончания работы, она была куплена Третьяковым для своей галереи. Обычный волжский берег с городом, виднеющимся вдали, обладает необыкновенной притягательностью, сказочностью и необъяснимым оптимизмом.

На берег надвигаются сумерки. Противоположный берег уже весь во власти преддверия ночи, окутан дымкой, сонным вечерним полупрозрачным покрывалом. Город на берегу еще достаточно хорошо виден.

Две доминанты – пожарная каланча и церковь – вносят в пейзаж то ощущение покоя и надежности, которые отмечали многие искусствоведы. Автор словно пытается передать некую информацию об изображаемом городе

Особое внимание художника обращено на отдельно стоящий домик под красной крышей

Известно, что сам автор останавливался в этом доме всякий раз, как посещал Волгу. Многообразие оттенков зеленого цвета, используемые автором для передачи буйной зелени крутого берега, очень точно и достоверно отражают разнообразие и сочность прибрежной растительности. Но особенно хорошо удалась автору сама Волга.

Вечерний свет превратил великую русскую реку в сияющий, густой поток золотистого цвета. Легкий розовый оттенок придает этому потоку золотой, драгоценный шлейф. Едва обозначенное вечернее небо, практически белое, наполняет картину легкостью, прохладой и тишиной.

Покой – вот главное в картине, именно изображению покоя и величественной тишины посвятил автор свою работу.

(2 votes, average: 4.50

Сочинение по картине Вечер. Золотой Плес — Исаак Левитан

На картине автор изобразил склон берега Волги, освещенный золотистыми солнечными лучами. Взору зрителя предоставлен небольшой прибережный городок. На полотне нарисован закат лета.

Так, солнце начало уже садится, и его лучи ярко освещают гладь реки.

На переднем плане, мы видим склон берега, покрытый выгоревшей травой. Ближе к реке расстилается лес. Чуть дальше — тропинка, ведущая к зданиям. Это маленький домик, построенный из белого камня и имеющий красную черепичную крышу, а также церковь и колокольня. Они привносят в пейзаж особенный шарм и безмятежность.

Еще дальше в дымке приближающегося вечера виднеются еще дома. Большинство сооружений городка скрыто деревьями и плотным кустарником.

Благодаря присутствию солнечных лучей на водной глади создается впечатление, что в реке не вода отнюдь, а жидкое золото. Волга кажется бескрайней, так автор изобразил всю ее естественную силу и мощь. Величественный простор этого пейзажа вызывает огромное восхищение.

На дальнем плане запечатлен другой берег реки. Он уже немного скрыт дымкой заката, весь его вид и очертание слилось в единое синевато-лиловое пятно. Берег поник в преддверии надвигающейся ночи, которая вскоре перекинется на городок по другую сторону реки.

Полотно наполнено тишиной и умиротворением. Тихое течение воды и покойный закат вызывают самые приятные впечатления и воспоминания из детства. Автором изумительно реалистично изображена вся палитра летнего заката, все многообразные красоты летней природы.

(1

Описание

На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы (ныне — гора Левитана) на город Плёс и Волгу. Храм с колокольней, который виден на картине, — это церковь Варвары Великомученицы. Правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей — это дом купца Грошева, часть которого некоторое время снимали Левитан и его спутница, художница Софья Кувшинникова, которая также изобразила этот дом на своей картине «Плёс» (ныне хранится в Доме-музее Левитана). Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника — в нём находится Музей пейзажа.

Городские здания на фоне реки (фрагмент картины)

Церковь Варвары Великомученицы (фотография 2012 года)

С. П. Кувшинникова. Плёс (1895, Дом-музей Левитана)

Три пространственных плана, разделённые идущими по диагонали линиями, соответствуют ближнему берегу, речной поверхности и дальнему берегу, над которым находится вечернее небо. Левитан представил на картине тот момент, когда ещё не опустившееся за горизонт солнце освещает всё вокруг себя мягким золотистым предвечерним светом. Благодаря этому «более ощутимым стало состояние покоя, а весь пейзаж в целом получил гармонию в колорите». Подробно выписан ближний гористый берег, склоны которого спускаются к воде. На переднем плане — вырубка с торчащими пнями, начинающая зарастать кустарником. Вдали находится небольшой городок, окружённый зелёными деревьями. По словам искусствоведа Татьяны Коваленской, в этом произведении Левитана природа «вновь показана в непосредственной близости к человеческой жизни, слитой с нею в неразрывное целое». В гладкой поверхности реки отражаются небо и дальний лесистый берег.

Хотя в каталоге Третьяковской галереи и ряде других публикаций картина представлена как «Вечер. Золотой Плёс», в работах некоторых искусствоведов используется название «Вечер. Золотой плёс»: по-видимому, подразумевается не название города, а речной плёс — глубокий участок русла реки. По мнению плёсского художника и краеведа , «в картине запечатлен именно волжский плёс», то есть «название чётко обозначает не город Плёс, а часть реки — волжский плёс — при вечернем освещении».

Примечания

  1. , с. 353—354.
  2. ↑ , с. 55.
  3. ↑ , с. 53.
  4. ↑ , с. 20.
  5. ↑ , с. 21.
  6. ↑ , с. 539.
  7. ↑ , с. 370.
  8. ↑ , с. 42.
  9. ↑ , с. 419.
  10. ↑ , с. 118.
  11. ↑ , с. 103.
  12. ↑ , с. 104.
  13. , с. 39.
  14. ↑ , с. 63.
  15. , с. 40.
  16. , . (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения: 28 сентября 2021.
  17. . (HTML). lib.kostromka.ru. Дата обращения: 26 сентября 2021.
  18. , с. 78.
  19. ↑ , с. 41.
  20. , с. 45.
  21. , с. 307.
  22. , с. 65.
  23. ↑ , с. 354.
  24. , с. 256.
  25. , с. 189.
  26. , с. 463.
  27. (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 27 сентября 2021.
  28. , с. 471.
  29. , с. 472.
  30. (HTML). www.plesru.ru. Дата обращения: 26 сентября 2021.
  31. ↑ .
  32. , . (HTML). www.plyos.org. Дата обращения: 26 сентября 2021.
  33. . (HTML). www.plyos.org. Дата обращения: 26 сентября 2021.
  34. (HTML). Культура.РФ — www.culture.ru. Дата обращения: 29 сентября 2021.
  35. (HTML). Плёсский музей-заповедник — ples-museum.ru. Дата обращения: 29 сентября 2021.
  36. , с. 139.
  37. , с. 26.
  38. , с. 10.
  39. , с. 103—106.
  40. ↑ , с. 257—258.
  41. , с. 7—12.
  42. ↑ , с. 353.
  43. , с. 93.
  44. (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 27 сентября 2021.
  45. , с. 192.
  46. , с. 145.
  47. , с. 533.
  48. , с. 120.
  49. ↑ , с. 257.
  50. , с. 255—256.
  51. , с. 287.
  52. , с. 288.

Неудачные детали картины «Вечерний звон»

Левитан не любил изображать людей. Фигура ему давалась гораздо хуже, чем пейзаж.

Но иногда персонажи явно просились на полотно. В том числе на картину «Осенний день. Сокольники».

Парк сложно назвать парком, если он безлюден. Левитан не стал рисковать. Нарисовать фигуру девушки доверил Николаю Чехову (брату писателя).

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Третьяковская галерея, Москва.

На картину «Вечерний звон» фигуры тоже просились. С ними проще представить звук.

Левитан изобразил их сам. Но даже такие мелкие персонажи вышли не очень удачными. Не хочется критиковать мастера, но детали уж очень занимательные.

Посмотрите на сидящую фигуру в одной из лодок. Она кажется слишком мелкой для переднего плана. Хотя, может, Левитан изобразил ребёнка. Но судя по очертаниям, это скорее женщина.

Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892. Третьяковская галерея, Москва.

А ещё мы видим толпу на лодке посередине реки. Фигуры людей слишком миниатюрные, чтобы к ним придираться.

Но вот с лодкой что-то явно не то. Как-то она странно накренилась. А еще сливается с отражением в воде.

Честно говоря, я этой лодки долго не замечала. Вопрос: зачем она тогда понадобилась. Ведь зритель ее не замечает. А когда замечает, озадачивается ее перекошенным видом.

Может быть, поэтому работу не стал покупать Павел Третьяков? Он был придирчив к живописным достоинствам картин. И даже мог попросить художника внести поправки.

То есть Третьяков видел картину на выставке, но не купил. Она досталась дворянской семье Ратьковых-Рожновых. Они владели несколькими доходными домами в Санкт-Петербурге.

Но картина все же попала в Третьяковку. Когда остатки семьи бежали в Европу в 1918 году, спешно передали ее музею.

Краткая биография художника

Знаменитый русский живописец Исаак Ильич Левитан появился на свет в 1860 году в небольшом городке Кибартай в Литве. Его отец был мелким служащим. Спустя несколько лет после рождения сына семейство переехало в Москву, так как родители очень хотели дать детям достойное образование.

В возрасте 13 лет Исаак стал студентом столичного училища живописи и зодчества. Его преподавателями были Алексей Саврасов и Василий Поленов. Педагоги сразу заметили в юноше талант. Спустя некоторое время внезапно скончалась мать, затем заболел и умер отец. Мальчик вынужден был пропускать учебу, чтобы работать и обеспечивать свое существование.

Несмотря на все трудности, Исаак Левитан учился хорошо, но дипломированным художником юноша так и не стал. Скорее всего, так произошло из-за еврейских корней парня. Вместо этого ему вручили диплом преподавателя чистописания.

В 1890 году Левитан написал картину, которая впоследствии сделала его известным. Работа называлась «Тихая обитель». Она предстала на суд зрителей в 1891-м во время выставки.

Важный аспект: история написания «Тихой обители» тесно переплетается с «Вечерним звоном», который был создан в 1892 году. Произведения вовсе не были «портретом» определенной местности. Это фантазия художника, навеянная образами нескольких монастырей. Некоторые из них:

  • Кривоозерский;
  • Саввино-Сторожевский.

История

В 1887—1890 годах, в течение четырёх лет, Левитан каждый год проводил по несколько месяцев на Волге. Во время второй из этих поездок, проходившей с апреля по октябрь 1888 года, Левитан и сопровождавшие его художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов значительную часть времени провели в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги (в XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области). Левитан приезжал в Плёс в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и там были задуманы и созданы многие его картины.

И. И. Левитан. После дождя. Плёс (холст, масло, 80 × 125 см, ГТГ)

Полотно «Вечер. Золотой Плёс» было написано в 1889 году, по итогам второго пребывания Левитана в Плёсе, куда он опять ездил вместе с Кувшинниковой и Степановым. Краткое описание того, как Левитан работал над картиной, содержится в письме художника Сергея Виноградова к пейзажисту Георгию (Егору) Хруслову от 9 октября 1889 года: «Я слышал, что он писал картину там, в Плёсе („Закат“), и писал следующим образом. Ходил куда-то на гору каждый вечер и наблюдал закат, а днём писал дома картину по впечатлениям, и так каждый вечер и день продолжал».

Вместе со своими волжскими этюдами Левитан вернулся в Москву не позднее середины октября 1889 года, а в ноябре того же года он переехал в дом-мастерскую в Большом Трёхсвятительском переулке, выделенную ему предпринимателем и меценатом Сергеем Морозовым. Исследователи творчества художника полагают, что именно там в декабре 1889 года он закончил работу над полотнами «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс». По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, эти две картины, завершающие «впечатления и переживания художника от его трёх поездок на Волгу в 1887—1889 годах», представляют собой «как бы итог художественного осознания и образного претворения волжской природы».

Картина «Вечер. Золотой Плёс» в ГТГ

Картины Левитана «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс» (под более короткими названиями «Вечер» и «После дождя») экспонировались на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся 11 февраля 1890 года в Санкт-Петербурге. Ещё до открытия выставки, 3 февраля 1890 года, обе картины были приобретены Павлом Третьяковым за 2000 рублей. В марте 1890 года 18-я передвижная выставка переехала в Москву, где картина «Вечер. Золотой Плёс» экспонировалась под названием «Вечер. На берегу большой реки». Во время московской части выставки были опубликованы статьи художников, писателей и критиков Сергея Голоушева (литературный псевдоним Сергей Глаголь), Митрофана Ремезова (литературный псевдоним М. Анютин) и Виктора Симова (в журналах «Артист», «Русская мысль» и в газете «Московские ведомости» соответственно), в которых работам Левитана была дана высокая оценка.

Впоследствии картина «Вечер. Золотой Плёс» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве. Она также была одним из экспонатов юбилейной выставки к 150-летию со дня рождения Левитана, проходившей с октября 2010 года по март 2011 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

Полотно неоднократно экспонировалось в других странах Европы и Азии: в 1959 году — на выставке русских и советских художников, проходившей в Лондоне, в 1973—1974 годах — на выставках русского искусства в Бухаресте и Варшаве, в 1976 году — на выставке произведений художников-передвижников в Вене и Граце, в том же 1976 году — на проходившей в Берлине выставке полотен из Третьяковской галереи, а также на организованных в 1977 и 1978 годах в Токио двух выставках произведений русского и советского изобразительного искусства.

«Вечерний звон» — пейзаж настроения

Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892. Третьяковская галерея, Москва.

«Вечерний звон» — одна из самых популярных картин Левитана. Шансов остаться незамеченной у неё не было. В ней собрано все то, что вызывает самые приятные чувства.

Кому бы не хотелось посидеть на берегу в теплый сентябрьский вечер! Смотреть на тихую водную гладь, белые стены монастыря, утопающего в зелени, и розовеющее вечернее небо.

Умиление, тихая радость, умиротворение. Поэзия природы, написанная маслом.

Читайте о других работах мастера в статье “Картины Левитана: 5 шедевров художника-поэта”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

Литература

  • Русский реализм и проблема идеала. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 304 с.
  • Исаак Левитан. — М.: Арт-Родник, 2001. — 50 с. — (Золотая галерея русской живописи). — ISBN 5-88896-051-9.
  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов // История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, А. А. Сидоров, . — М.: Наука, 1968. — Т. 10, кн. 1. — С. 108—178.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Конец XVIII — XIX век. — СПб.: Аврора, 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-7300-0847-2.
  • Паустовский К. Г. Книга о художниках. — М.: Искусство, 1966. — 152 с.
  • Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8.
  • Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Поспелов Г. Г. Мотив «приюта» в искусстве конца XIX — начала XX века // Русское искусство XIX века. — М.: Искусство, 1997. — С. 255—261. — ISBN 5-210-00921-1.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
  • Сергей Арсеньевич Виноградов. — М.: Искусство, 1971. — 151 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — С. 523—539. — 739 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева, , С. Н. Гольдштейн, . — М.: Искусство, 1987. — 668 с.

Март

Картина Март написана в 1895 году. Хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

По сохранившимся воспоминаниям современников художника, зритель знает, что Исаак Левитан не любил зиму. Его больше вдохновляли переходы времен года. Бунтарство в природе, когда один сезон сменяется уходящим, который, в свою очередь, не хочет расставаться со своими правами, описан очень убедительно в этой картине.

Искрящийся снег при солнечном ясном дне толстым настом лежит везде. А под ним уже начинают пробуждаться невидимые пока ручейки.

Чуть-чуть стала видна дорожка к дому помещика. Здесь же стоит усталая лошадь, жадно вдыхающая теплый душистый воздух пробуждающейся природы. Весенний день короток, но птичье семейство уже заселило скворечник, а это значит, день будет разбужен утренней трелью.

Сочинение по картине Левитана «Вечер. Золотой плёс»

Эта картина — один из тех шедевров, что написаны Исааком Левитаном в тихом месте на берегу Волги — Плёсе. Одного взгляда на неё достаточно, чтобы полюбить всё то, что запечатлено на холсте, и что автор сам так любил.

Однако когда всматриваешься в изображение, первое, что чувствуешь — удивление: откуда.

Откуда такая торжественность, красота и свет, если на картине нет ни одного луча солнца.

Итак, на «земной» части картины, то есть на первом её плане — серые пеньки, кое-где виднеются перелески. Понятно, что день пасмурный, и поэтому всё тускло. Появляются и резкие цвета.

Вся «небесная» часть картины, наоборот молочно-фиолетового цвета, всю её застилает туман. Плохо виден противоположный берег Волги.

Укутанная туманом церковь преображает пейзаж, без неё он не был бы столь гармоничным и выразительным. Храм создаёт ощущение спокойствия и умиротворения

Первое, на что обращаешь внимание — это церковная колокольня. Кажется, что это центр картины, вся природа окружает именно её

Храм и природа как будто сливаются в единое целое, становятся неотъемлемой частью друг друга. Если убрать церковь из пейзажа, он потеряет всю свою удивительную атмосферу.

Некоторое время назад мне довелось побывать в том самом месте, где Левитан проводил много времени и где он очень много творил. Наверное, из-за этого, когда я вижу эту картину, мне очень и очень хочется попасть в тот самый золотой Плёс и опять почувствовать всё то, что когда-то произвело на меня такое яркое впечатление.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Левитана «Вечер. Золотой плёс»« Сочинение на тему Подарок для мамыБорьба с вредной привычкой »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: