Левитан «вечер. золотой плес» описание картины, анализ, сочинение

Художник исаак ильич левитан | картины

Сочинение по картине После дождя. Плес Левитана (Описание 7, 8 класс)

Великая река Волга изображена на картине известного художника Левитана «После дождя. Плес». Это одно из лучших творений автора, созданная в 1889 году. Смотря на картину, создается впечатление грусти, умиротворенности, тишины, так как изображено хмурое утро, пасмурная погода на побережье небольшого городка Плес.

Берег реки, у которого стоят наспех причаленные судоходные баржи и одиноко брошенные лодки. После только что прошедшего дождя на берегу реки везде грязно, не уютно, сыро, безлюдно. Ощущение вымершей территории. Не видно ни одного человека.

В такую неприятную погоду все сидят дома, греясь у камина или печки, пьют горячий чай и занимаются домашними делами.

Художником использовались определенные тона красок, чтобы точно передать настроение утра на побережье реки, то настроение, которое появляется при такой неприятной погоде. Изображая лодки и баржи у берега. Художник дает понять, что именно труд на Волге с использованием барж и лодок является для жителей основным доходом в их жизни.

Облачность, изображенная автором на картине, заставляет думать, что достаточно тяжел труд жителей этого городка.

С большим трудом они зарабатывают себе на жизнь, также трудно, как пробиваются редкие лучи солнца сквозь плотную пелену хмурых облаков.

И когда удается лучам солнца коснуться земли, появляются блики на воде, на берегу, небольших кустарниках. И лишь вдалеке, сквозь темные тучи на дальний лесок льет сильный дождь.

Рассматривая эту картину, можно понять, как живет большая часть русского населения того времени. Но самое главное, что свои талантом видения и умением подмечать мелочи, художник смог точно передать настроение природы после дождя. А как известно, что у природы нет плохой погоды.

Сочинение 2 — описание

Бывая в маленьком городке, расположенном прямо на берегу Волги, Левитан написал эту картину. Городок назывался Плес, приехав туда во второй раз, вдохновленный величавыми и живописными пейзажами, он взялся за работу. Картина « После дождя. Плес» создана художником в 1889 году.

Изображение на холсте настолько реалистично, что порой кажется, что смотришь на фотографию. Все, до малейших мелочей уловил художник, даже звуки слышны, где то в подсознании. Глядя на картину, чувствуешь запах воды, негромкий плеск волн, басок гудка проходящего, где то там, парохода. В воздухе витает влажный запах побережья.

Левитана вдохновляли окрестности усадьбы Зенино

Почти сто лет от широкой публики была скрыта картина Исаака Левитана «Сумерки над водой», которую представят на аукционе «Старые мастера и полотна XIX века» («Alte Meister und Gemaelde des 19. Jahrhunderts») 2 декабря 2014 года в аукционном доме Auctionata в Берлине.

Из сумерек прошлого

История происхождения картины поразительна. После смерти Левитана это произведение, как и все его работы, перешло по наследству его родному брату Адольфу Левитану, который организовал вместе с Сергеем Дягилевым несколько посмертных выставок Левитана в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.

Участие этой картины в выставках также документировано до 1913-го года, в том числе и в одной из первых монографий о творчестве И.И.Левитана, написанной в 1913 году художником и историком искусства С. Глаголем.

Работы художника

Над вечным покоем

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.

Владимирка

«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.

У омута

У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.

Берёзовая роща

Работа принадлежит к «плёсскому» периоду творчества художника. Плёсские рощи продиктовали Левитану композиционное и «техническое» решение. Художник был великим умельцем вложить в простейший природный «мотив» богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ. «Берёзовая роща» бросается в глаза своей очевидной импрессионистичностью, но вместе с тем Левитан к исканиям импрессионистов оставался холоден.

Art on Web — художники в сети

биография, картины Главная → Левитан Исаак → Картины → После дождя. Плес

Бесспорно, картина Левитана «После дождя. Плёс», написанная им в 1889 году, относится к наиболее удачным работам волжской серии. Работая над ней, художник использовал богатство приемов живописной выразительности. Она написана в свободной замечательной манере. Всё это помогло художнику передать настроение обновлённой природы, ощущение лёгкого дыхания. Художник подчеркнул возможность существования природы и человека в ладу. Как обычно , у Левитана прекрасно изображено «дышащее небо» с плывущими серыми облаками, пробивающие сквозь них солнечный свет, играет на речной воде. Зритель ощущает единство величавости просторов волжских, и красоты мгновенья – всё это придаёт картине незабываемое обаяние. В картине вы не найдёте безмятежного покоя – она как бы вся пребывает в движении. Именно таким многие и видят Волжские просторы с бегущими по волнам пароходами, и покачивающимися у берега баржами. Городок вдали очень динамичен, и наполнен особым содержанием. Такой вид, как на картине, с детства знаком каждому человеку того времени. Двойное название картины «После дождя. Плёс» является закономерным, потому что в ней сочетается и состояние природы, и городка. Мы не видим жизнь этого городка, столь интересного для Левитана, но, однако, способны её ощутить. Река, небо и окружение объединяют городок бегущих по воде пароходов и барж. Большое место в этой композиции автор отвёл водному пространству, которое занимает как и небо, две трети пространства. Настроение картины меняется вместе с изменчивостью погоды. Ощущение только что прошедшего дождя, и влажности в воздухе, сгущаются в глубине горизонта, где по замыслу автора ещё продолжает идти дождь. Картина написана автором тонко и очень красиво. Колорит и состояние летнего пасмурного дня, когда прошёл дождь, и по небу низко плывут облака, переданы в голубовато-серебристой гамме. Именно она и является основной картиной. В дополнении к этой гамме написан коричневатый берег, и черноватые лодки и баржи у берега. Светлые блики на воде создают впечатление движения. Кажется, вода плещется. Манера живописи Левитана привела к тому, что картина написана жидко, в некоторых местах даже видны не закрашенный холст. Вместе с тем части неба наоборот по своей структуре очень плотные. Менее плотно и широко написаны сады и городок, баржи и берег с кустарником. Обсудить на форуме

Атмосферные явления

Завершая рассмотрение характерных для левитановской симфонии тем-«мотивов» (хотя список получился неполным — в него не вошли такие важнейшие для художника темы, как дорога, русская деревня, тишина и пр.), отметим то, как он изображал «атмосферные явления». Они, как и везде у Левитана, не являются застывшими «знаками», но всякий раз одушевлены тем или иным настроением самого живописца. Это касается, например, дождя — если в ранних подмосковных пейзажах Левитана дождь всегда рифмовался с унынием и некоей слезливостью, то на Волге он научился ценить тихие дожди, почувствовал в них особенную красоту. Эта перемена отношения зафиксирована в работе «После дождя. Плёс», 1889. Увидев это полотно, Чехов сказал художнику: «Ты знаешь, на твоих картинах даже появилась улыбка». Кстати, это одно из немногих чисто пленэрных произведений Левитана — он написал картину за четыре часа, стремясь зафиксировать редкое освещение, которое могло в любой момент исчезнуть. Разным у художника бывает и ветер: тоскливым, печальным, грозным, радостным. В последнем качестве ветер стал героем левитановской работы «Свежий ветер. Волга», 1895, относящейся к циклу его мажорной лирики 1895-96 гг.

Описание 2

Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге, стала новым направлением в его творчестве. Необъятные волжские просторы, поразившие Левитана своей красотой, дают ему понять ограниченность прежних приемов в живописи.

«После дождя» явилась началом создания лирико-эпических картин пейзажиста. Здесь художник старается ярче отразить всю прелесть природы, глубже передать ее состояние. В отличие от прежних работ, произведения этого периода отличаются большей эмоциональностью и насыщенностью, характерными для более опытного художника.

Местность на картине лишена какой-либо «красивости» и привлекательности. Прошедший накануне дождь наполнил атмосферу свежестью и влагой. Центральный план у берега занимают угрюмые баржи и пара лодок, символизирующие трудовые будни реки. На полотне запечатлен момент пустынного берега: рыбаки и грузчики, напуганные непогодой, спрятались. Вскоре рабочие покинут укрытия, и работа на берегу закипит вновь. Оживляет пейзаж пароходик, бегущий вдали. Пейзаж блестяще передает неторопливый рабочий темп жизни, сложившийся в городке.

Светлеющее серо-голубое небо, занимающее почти две трети полотна, вызывает ощущение свободы и простора. На летящие серебристые облака падают лучи солнца. Солнечные блики переливаются на глади воды. Ветерок, создающий рябь на поверхности реки, пронизывает зрителя прохладой. На дрожащей зеркальной воде видны отражения покачивающихся барж. Берег на переднем плане справа занимает скромная растительность. Природа обновлена, все вокруг ждет, что скоро выйдет солнце и вновь согреет омытую дождем землю.

Фоном картины выступает городок с бесхитростными домами рыбаков и церквушкой. Убогие деревянные постройки чередуются с новыми каменными домами. Силуэты голубых куполов храма доминируют над остальными строениями.

Красочная палитра не отличается разнообразием: от молочного до белого, местами – темно-зеленая, светло-голубая, передающая свежесть прошедшего дождя.

В этом хмуром дне художник точно и правдоподобно передал свои представления о жизни волжских берегов, о реке, подчинившей их ритму своего грандиозного течения.

Полотно, ставшее народным достоянием, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Описание[править | править код]

На картине «После дождя. Плёс» изображён берег Волги в пасмурный, облачный день. Только что прошёл дождь, ветрено, речная вода покрыта рябью. В центре картины изображены баржи и лодки, стоящие у берега, а слева на заднем плане — плывущий по Волге пароходик. Справа на заднем плане видны плёсские дома и церковь. Городок, баржи и пароход являются частями общего вида, который объединяется рекой и небом

Именно поэтому при разработке композиции было важно найти подходящее соотношение между частями холста, занимаемыми небом, землёй и водным пространством

Композиция полотна асимметрична — его правая часть, в которую входят берег, церковь, дома и сады, имеет относительно небольшую глубину, в то время как левая часть «дана пространственной и глубинной, как речная гладь». Кроме этого, изображение асимметрично по расположению светлого и тёмного, поскольку небо и вода (с отражённым в ней светом) гораздо светлее правого берега. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, «эта асимметричность основного построения была нужна для того, чтобы придать картине естественную жизненность, как бы некоторую „случайность“». В то же время тёмная масса барж, расположенная в центре холста, вносит в асимметрическую композицию картины определённую «центрическую устойчивость».

Все цвета объединены в относительно светлую гамму, в которой преобладают серебристо-серые тона. При этом, по словам искусствоведа Фаины Мальцевой, художник «тонко разрабатывает каждый цвет и даёт почувствовать его живописное богатство» — сюда относятся и лиловато-коричневая земля, и зеленоватые кустарники, и зелёные крыши домов, и синие церковные купола. Значительную роль в решении композиции и колорита играет небо. Несмотря на то, что бо́льшая часть его всё ещё покрыта дождевыми тучами, оно «кажется в картине как бы движущимся», что подчёркивается пробивающимся сквозь тучи светом, блики которого играют на поверхности воды. Благодаря этому весь пейзаж проникнут «состоянием изменчивости и беспокойства».

Фрагменты картины «После дождя. Плёс»

Баржи, лодки и пароход на реке

Плёсские дома и церковь

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Домик с красной крышей Рылова (8 класс) Девятнадцатый век в изобилии преподнёс русской культуре именитых и талантливых живописцев, готовых в огне гореть за свою мечту, пополняя ряды произведений искусств своими работами. Такая характеристика вполне пригодна
  • Вид из моего окна зимой — сочинение Вообще, мне повезло с видом из окна в том смысле, что там есть почти всё! А зимой особенно интересно смотреть в окно, так как у меня очень хорошие подоконники – удобно сидеть и смотреть на улицу, ведь холод я не особенно люблю
  • Сочинение на тему Моя любимая пословица В русском языке существует огромное количество пословиц. Они содержат в себе всю мудрость русского народа, помогают переживать и справляться с жизненными проблемами

Сочинение по картине Левитана После дождя. Плес (Описание) 7, 8 класс

Известная картина Левитана, которая в дальнейшем вошла в число его лучших произведений была написана в 1889 году. «После дождя. Плес» передает пасмурное и хмурое настроение города Плёс, а именно района возле реки Волга. Большая част картины, посвящена изображению берега, который в не очень хорошем состоянии из-за погоды. Кругом слякоть и темные пятна грязи. Глядя на картину, складывается впечатление, что жизнь там остановилась, ведь автор не изобразил ни одного человека. Ну это и правильно, ведь кто захочет разгуливать по улицам в такую мерзкую погоду.

Видно, что только закончился дождь, смотря на картину прям ощущается влага. К тому же почти везде можно увидеть лужи и грязь. Все небо укутано облаками, но можно заметить, что некоторые лучи солнца пытаются прорваться сквозь облака.

Все же некоторым лучам удалось прорваться и подарить немного тепла поверхности воды, кустарникам, невзрачному берегу и домам. Центральную часть картины занимают баржи и лодки. В данном городе река является источником «хлеба», поэтому многий труд людей связан с Волгой.

Если присмотреться в линию горизонта на картине, то можно увидеть лес, а также темное небо, которое льет на него дождь.

За берегом виднеется город, судя по строениям, которые можно увидеть, это окраина. Если посмотреть в центр строений, то в гуще домов можно увидеть церковь.

Церковь имеет купола в голубом цвете и это прибавляет некие черты торжества картине.

Возможно автор изобразил её, чтоб подчеркнуть духовность, церковь возвышается над городом, подчёркивая, что духовность для людей имеет большое значение.

Данная картина является ярким представителем жизни русских людей, а именно лирической жизни народа. Небольшой городишка, имеющий невзрачную архитектуру и берег Волги, все это символизирует жизнь русского народа.

Автор очень красиво изобразил природу в момент поле дождя. Видны капли воды на траве, слегка не беспокойная река и слабые лучи солнца, старающиеся прорваться сквозь облака. Маленькие лучи словно дарят надежду на скорое тепло.

Все это помогло автору правдиво написать настроение природы после дождя.

Картина имеет название двойное и это связано с тем, что автор хотел совместить природу и городок, в котором есть люди, хотя на картине их нет. В данной картине Левитан не изменил своему принципу, он снова уделил много времени воде и особенно небо, для автора это символ свободы.

Описание картины После дождя. Плес

Левитан является мастером пейзажа, он практически не пишет людей, но может создавать удивительные композиции, которые даже без самих людей выражают человеческую природу и всю суть человечества. Характерным примером тут является После дождя. Плес – картина, которая предоставляет зрителю возможность рассмотреть панораму волжского берега.

Великая русская река является довольно благодатной темой для рассмотрения. По сути, Волга объединяет всю центральную Россию, является для страны чем-то наподобие Нила для Египта или Ганги для индусов. При этом также Волга имеет и вполне практическое значение, все существование людей, которые живут на реке, определяется во многом именно этой рекой.

Левитан рассказывает нам историю простого русского города, а также через этот город рассказывает и историю всей России. Перед нами простой и довольно бедный берег, влажный от дождя.

Небольшим контрастом тут выступает пароход на заднем фоне, который частично говорит о более высоком социальном классе, но может также и просто символизировать богатство и прогресс человечества.

Литература[править | править код]

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мальцева Ф. С. И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов // История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, А. А. Сидоров, О. А. Швидковский. — М.: Наука, 1968. — Т. 10, кн. 1. — С. 108—178.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Конец XVIII — XIX век. — СПб.: Аврора, 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-7300-0847-2.
  • Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8.
  • Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «После дождя. Плёс» // Художник. — 1960. — № 8. — С. 46—51.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Рисунок. Акварель. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. — 24 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — С. 523—539. — 739 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «После дождя. Плёс» // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — С. 539—552. — 739 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан. Рисунок. Акварель // Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — С. 221—237. — 304 с.
  • Чижмак М. С. Хроника жизни и творчества Исаака Левитана // Третьяковская галерея. — 2010. — № 3. — С. 58—71.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева, М. В. Астафьева, С. Н. Гольдштейн, Н. Л. Приймак. — М.: Искусство, 1987. — 668 с.

Сочинение по картине левитана после дождя. плес (описание) 7, 8 класс описание

Сочинение-описание по картине Левитана “Весна – большая вода” вариант 1

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта (М. А. Шолохов).

Исаак Левитан, великий русский художник, в своей работе «Весна – большая вода» запечатлел прекрасный миг пробуждения природы. Точнее, прекрасный день – весенний день ее пробуждения. Он нарисовал картину апрельского половодья.

Солнечная погода на картине ослепляет зрителя. Ярко-голубое небо укрывает землю воздушным пологом, «барашки» редких белых облаков украшают его, как кружева. Наверное, это один из первых ярких весенних дней, один из первых по-настоящему теплых дней. Но лед на реке уже успел растаять, значит, благоприятная погода успела устояться.

Вода залила все окрестности. На дальнем плане картины видны какие-то деревянные строения. Может, это овины, амбары, сараи, а может быть, даже избы. Видно, что они купаются в воде.

Тонкие изящные деревца тоже стоят «по колено» в зеркальной воде, в которой ярко-синим цветом отражается небо. Одно толстое дерево выделяется среди своих собратьев. Все они наблюдают за своими рыжими отражениями в этой воде.

Небольшая лодочка «припаркована» у края суши. Людей нет. Тишина.

Деревья еще не успели распустить свои листочки, не украсились зеленью, поэтому одеты еще в цвет прошлогодней своей листвы. Или же в золотистый! Смотря как называть, как воспринимать.

Я заметил, что впечатление от картины очень зависит от самого зрителя, его настроения. Я сам внимательный зритель и наблюдал по самому себе. Когда устал, то все краски кажутся тусклыми, а когда радостен – сам дорисовываешь в своем воображении яркие, радующие глаз штрихи.

Популярные сочинения

Сочинение Роль пейзажа в пьесе Гроза Островского Познакомившись с произведением Островского А.Н

«Гроза», мы видим, какое отдельное внимание уделяется пейзажу. Пейзаж в этом произведении помогает читателю более глубоко проникнуться атмосферой переживаний
Сочинение на тему Поздняя осень (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс) Наступила поздняя осень, ноябрь накрыл унынием и какой-то особенной красотой все вокруг: дома, деревья, дороги и даже небо

Слышно шуршание коричнево-желтых листьев, в отчаянии пытающихся ухватиться за ветви
Сочинение на тему Юрист — моя будущая профессия Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.

Исаак Левитан «Вечер после дождя», 1879 год

На этом полотне мы видим одинокий полустанок с деревянным настилом и открытой платформой. Вечереет, только что прошёл дождь. Вдали виднеется поезд, но пассажиров, ожидающих его, нет. Это делает полотно ещё более одиноким и таинственным.

Исаак Левитан «Вечер после дождя», 1879 год

Однако Левитан не просто изобразил пустынный перрон. Он передал картине впечатления, которые произвёл на него этот пейзаж.

Полотно было создано в дачном посёлке Салтыковка под Москвой, где 18-летний Левитан оказался по воле жестоких обстоятельств. Дело в том, что на пасху 1879 года на императора Александра II было совершено покушение, после чего стали везде выявлять неблагонадёжных. Вскоре вышел странный указ, запрещавший евреям жить в столицах. В результате, Левитан переселился в дачный посёлок Салтыковка.

Дом молодого художника находился прямо возле небольшого полустанка, через который ходили поезда на Нижний Новгород. Левитан часто ходил сюда, чтобы полюбоваться железнодорожными пейзажами, которые навевали ему воспоминания о детстве. Ведь его семья жила в местечке Кибарты в Литве, которое находилось прямо на границе с Пруссией. Отец будущего художника был станционным служащим, поэтому Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке.

Станция Кибартай, Литва. Здесь прошло детство Левитана.

Картину «Вечер после дождя» художник написал в июле. Он тщательно прорисовал всё до мельчайших деталей: и кассовый домик, и пешеходный настил, и блестящие после дождя рельсы, и кучевые облака, и закат. Так описывал эту картину искусствовед Иван Евдокимов:

Молодой нуждающийся Левитан быстро продал своё творение лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги для начинающего художника, на которые он мог, спустя год, снять меблированную комнату на Лубянке.

Между тем, картина «Вечер после дождя» осела в частных коллекциях, поэтому не экспонировалась ни на одной выставке.

Одно время она даже считалась утерянной, пока, однажды, её не принесли в Третьяковскую галерею на экспертизу. Так об этом вспоминает научный сотрудник отдела живописи Любовь Ивановна Захаренкова:

К сожалению, теперь зрители могут видеть картину только в репродукциях. А вот полустанок Салтыковка сохранился до сих пор, конечно, уже не в том виде, в котором мы видим его на полотне Левитана.

Станция Салтыковская в советские годы

Сейчас эта станция состоит из двух платформ, на которые можно попасть по настилу через железнодорожный пути или через подземный переход.

В 2016 году южную платформу снесли, а вместо неё была построили более широкую островную платформу.

Платформа Салтыковская в наши дни

Сейчас станция находится в микрорайоне Салтыковский, входящем в городской округ Балашиха. Платформа названа в честь микрорайона Балашихи «Салтыковский».

История[править | править код]

В первый раз Исаак Левитан побывал на Волге в 1887 году, проведя там около двух месяцев. Вторая поездка Левитана на Волгу, в которой его сопровождали художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов, состоялась с апреля по октябрь 1888 года. Значительную часть времени они провели в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги (в XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области). Левитан приезжал в Плёс в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и там были задуманы и созданы многие его картины.

Вечер. Золотой Плёс (холст, масло, 84,2 × 142 см, ГТГ)

Полотно «После дождя. Плёс» было написано в 1889 году, по итогам второго пребывания Левитана в Плёсе, куда он опять ездил вместе с Кувшинниковой и Степановым. Левитан вместе со своими волжскими этюдами вернулся в Москву не позднее середины октября. В ноябре он переехал в дом-мастерскую в Большом Трёхсвятительском переулке, выделенную ему предпринимателем и меценатом Сергеем Морозовым. По-видимому, именно там в декабре 1889 года художник закончил работу над полотнами «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс». По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, эти две картины, завершающие «впечатления и переживания художника от его трёх поездок на Волгу в 1887—1889 годах», представляют собой «как бы итог художественного осознания и образного претворения волжской природы».

Картины Левитана «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс» (под более короткими названиями «После дождя» и «Вечер») экспонировались на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся 11 февраля 1890 года в Санкт-Петербурге, а в марте того же года переехавшей в Москву. Ещё до открытия выставки, 3 февраля 1890 года, обе картины были приобретены Павлом Третьяковым за 2000 рублей. В первой декаде марта Левитан выехал в заграничную поездку в Италию, где он пробыл до апреля

В письме к художнику Василию Поленову, посланном 31 марта из Бордигеры, Левитан просил позаботиться о его картинах, участвовавших в московской части передвижной выставки, и принять во внимание, что «они писаны не в сильном свету», так что «их выгоднее было бы поставить не в сильный свет и никак уже не у окон»

Петербургские издания (газета «Новое время», журнал «Всемирная иллюстрация» и другие), опубликовавшие отчёты и комментарии о 18-й передвижной выставке, в основном обошли произведения Левитана молчанием, так что сам художник опасался «окончательного неуспеха их и в Москве». Однако его опасения не оправдались: во время московской части выставки были опубликованы статьи художников и критиков Сергея Голоушева (литературный псевдоним — Сергей Глаголь) и Виктора Симова (в журнале «Артист» и в газете «Московские ведомости», соответственно), в которых работам Левитана была дана высокая оценка.

Впоследствии картина «После дождя. Плёс» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве. В 1971—1972 годах полотно принимало участие в приуроченной к столетию ТПХВ выставке «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее», проходившей в Москве, а также в московской части выставки «Пейзажная живопись передвижников». Оно также было одним из экспонатов юбилейной выставки к 150-летию со дня рождения Левитана, проходившей с октября 2010 года по март 2011 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В настоящее время картина «После дождя. Плёс» выставляется в «Левитановском зале» (зал № 37) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: