Виктор васнецов. иллюстрация к поэме а.с. пушкина песнь о вещем олеге. описание картин. шедевры русской живописи

Исторический жанр

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и переплетаясь с другими. Смешанными видами являются:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

При этом в исторический жанр в живописи включают также и его разновидности, в том числе и религиозные сюжеты. Библейские события из Ветхого и Нового завета также отображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому провести четкую черту, которая разграничивает эти виды искусства достаточно сложно.

История также переплетается и с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отожествляются с правителями, известными личностями.

Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди произведений исторической направленности следует отметить следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина

Настоящим виртуозом русской исторической живописи по праву считается Василий Иванович Суриков. Даже далекий от искусства человек наверняка вспомнит его картины о Суворове, Боярыне Морозове или о стрелецкой казни. Это масштабные полотна, которые никого не оставят равнодушными. Интересно то, что многие из них художник создавал не по недавним событиям, а по тому, что было в далеком прошлом. Так, сюжет картины «Утро стрелецкой казни» художнику пришел внезапно, когда он гулял по улицам Москвы и вдруг со всей явственностью увидел в воображении казнь стрельцов. Но на картине это был не просто вымышленный эпизод, так как долгие годы художник изучал историю и кропотливо подбирал нужные ему образы и атрибуты. Сам же образ казни настолько пронзил его, что он многие дни с облегчением просыпался по утрам после ночных кошмаров о казненных. Аналогичным образом он создавал и другие свои картины, которые превратились в целые летописи.

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Работы Сурикова пользовались большим успехом. Так, знаменитая картина «Боярыня Морозова» относится к числу первых русских холстов, на которых художнику удалось так полно передать русскую историю. Его работы широко обсуждали в обществе, а именитые персоны даже называли самые высокие цены, чтобы заполучить шедевры в свои коллекции. Например, император Николай II перекупил за 40 тысяч рублей картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», которая должна была за 30 тысяч рублей перейти в коллекцию Павла Третьякова. Это были огромные для своего времени деньги, которые многим другим художникам и не снились.

В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 гг.

Обращался к прошлому в своей живописи и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. Его полотна были не менее драматичны, чем у Сурикова, и поднимали острые социальные вопросы. Мало кого оставила равнодушным его известная картина «Бурлаки на Волге» и тем более холст об убийстве Иваном Грозным его сына. Первая картина просто шокировала общество, которое буквально забросало художника противоречивыми отзывами от критики до полного восторга. Вторая работа продолжает потрясать общество и сегодня — до такой степени глубоко художник передал душевный разлад в описанном сюжете. Сам художник писал картину об Иване Грозном в больших муках, неоднократно бросал ее, и, вероятно, эта выстраданная боль и позволила ему так тонко передать все чувства на полотне. Этот сюжет до сих пор воспроизводится в кино, театрах, студиях восковых фигур и на других площадках искусства.

И. Репин. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 г.

Репина особенно волновали сильные личности, которые оставили глубокий след в обществе. Это могли быть известные писатели, композиторы, царские особы или простые люди, которые показали свой сильный характер. Так, непокоренной волевой женщиной предстает перед нами царевна Софья — сестра и опекун Петра I. Гордость и самобытность прослеживается и в образе простой русской девушки в картине «Садко». Пока заморские красавицы пытаются вскружить голову видному жениху драгоценностями и богатыми нарядами, скромная русская девушка стоит в отдалении

Она понимает ценность своей души и не пытается привлечь внимание мишурой.

И. Репин. «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (неполное название). 1879 г.

Его знаменитые картины представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей. Так, эмоционально многогранна картина «Крестный ход в Курской губернии» или не менее знаменитый холст «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Именно эти эмоции многофигурных композиций так захватывают зрителей и заставляют часами рассматривать картину и удивляться ей.

И. Репин. Картина «Запорожцы». 1878–1891 гг.

1885 Васнецов В.М. «Богоматерь с младенцем»

Этот эскиз для абсиды Владимирского собора в Киеве Виктора Михайловича Васнецова, был написан в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В.М. Васнецова. Владимирский собор – кафедральный патриарший собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата; находится на бульваре Шевченко, был заложен в честь ознаменования 900-летия Крещения Руси. Идея возведения храма в честь равноапостольного князя Владимира принадлежала митрополиту Филарету, которая понравилась Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор средств, длившийся 7 лет, до 1859 года, но за это время было собрано только 100 тыс. рублей. Еще Киево-Печерская лавра для строительства собора пожертвовала со своего завода миллион кирпичей. Только после визита в Киев императора Александра II, в 1875 году решено было продолжить строительные работы. Для этого был приглашен петербургский архитектор Р. Бернгард, который произвел новые расчеты и нашел техническое решение для ликвидации трещин — он предложил укрепить стены контрфорсами; в целом строительство храма завершилось к 1882 году. Владимирский собор представляет собой шестистопный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания – 55 м, ширина – 30 м, а высота с крестом – 49 м; фасад украшен мозаиками; на массивных бронзовых дверях главного портала можно увидеть литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира. Работы по оформлению интерьера проводились по проекту петербургского профессора, знатока древней живописи А.В.Прахова, руководившего в Киеве реставрацией фресок Кирилловской церкви. Прахов, чтобы добиться финансирования в полном объеме, пошел на хитрость и первоначально занизил стоимость отделочных работ, а по мере их продвижения, добивался новых ассигнований. Под общим наблюдением профессора Прахова на протяжении 10 лет (1886-1896 гг.) Владимирский собор расписывала группа выдающихся художников – В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский; в украшении интерьера собора мозаиками принимали участие мастера из Венеции. Общая тема живописи в интерьере подчинена идее спасения, о чем повествуют как масштабные композиции на евангельские сюжеты, так и символически изложенная история Русской Православной церкви, которую представляют 30 фигур святых – мучеников, святителей, князей. Основную часть фресок выполнил художник В.М. Васнецов, расписавший в общей сложности 3 тыс. кв. м стен — его кисти принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. Центральная композиция в алтаре храма – «Богоматерь с Младенцем», производящая наиболее сильное впечатление на зрителей. Иконостас собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора; разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, Испании и России украшают интерьер храма; из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны. В мае 1914 года при Владимирском соборе было организовано благотворительное Свято-Владимирское братство, которое в годы Первой мировой войны опекало раненных солдат. После установления в Киеве Советской власти, из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола, а запрет на отопления храма привел к разрушению росписей. В 1929-1941 годах во Владимирском соборе размещался Музей антирелигиозной пропаганд. Во время Второй Мировой войны после оккупации Киева немецкими войсками, в 1941 году в соборе возобновились богослужения. В 1944 году Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины; в 1946-52 годах была проведена масштабная реконструкция собора и возвращены ему некоторые раннее конфискованные предметы. Ныне собор действующий, с 1990-х годов является главным храмом УПЦ КП.

Религиозная живопись в картинах Н. Рериха, М. Врубеля и А. Иванова

Николай Константинович Рерих внес огромную лепту в развитие исторической живописи благодаря своим путешествиям, открытости миру и неоспоримому таланту. Он не просто бывал в разных странах, но и сам организовывал экспедиции, справляясь со всеми сложностями дальних походов через горы и другие нехоженые места. Будучи тонким наблюдателем с широким мировоззрением и философскими взглядами, художник отражал в своих работах множество нюансов разных мест, народностей и их религий. Рерих мечтал о возрождении художественной Руси, о том, чтобы перейти к изображению в искусстве общества и культуры в целом, а не отдельных персонажей. И не просто мечтал, а активно действовал в этот направлении, создав более семи тысяч картин и написав несколько значительных трудов. В отличие от академистов, Рерих часто творил в стиле модерна.

Н. Рерих. «Святые Глеб и Борис». 1942 г.

Немало внимания Рерих уделял народной тематике и религии. Многие его известные картины полны глубокого смысла, описывают духовные искания, как например работы «Святые Глеб и Борис» или «Святой Сергий Радонежский». Особенно выделяется из картин религиозной тематики «Матерь Мира» — полная символов картина, от которой зрители подолгу не могут оторвать глаз. В этой картине художник воплотил сокровенное — приход на Землю Матери Мира и наступление Новой Эпохи, которое описала в учении «Живая Этика» супруга художника Елена Рерих. Это учение направлено на восстановление гармонии между человеком и природой, и большая роль здесь отводится именно женской духовности. Интересно, что многие полотна Рериха воспринимаются жизнеутверждающими в том числе благодаря особым краскам, рецепт которых он разработал самостоятельно.

Н. Рерих. «Матерь Мира». 1924 г.

Михаил Александрович Врубель пошел еще дальше в использовании стиля модерн, перемещаясь в своем воображении в мистику и отражая на холстах свое необычное видение мира. Как и многим модернистам, пошедшим против канонов классической живописи, Врубелю пришлось продираться сквозь заросли непонимания. Работа без отдыха с огромным напряжением, нападки критиков и трагедия в семье подорвала его здоровье настолько, что он много лет провел в психиатрических больницах. Тем не менее, душевное состояние не мешало ему создавать картины, многие из которых были признаны шедеврами.

Особенный интерес представляет серия картин о демонах. Многолетние рассуждения на эту тему и художественная смелость позволили Врубелю создать более десятка уникальных картин, полных подлинного демонизма, который никого не оставит равнодушным. Демоны сидящие, летящие, поверженные, демоны неразделенной любви — все они отражали страдания самого художника и заставляли его выражать свои глубокие чувства на холстах.

М. Врубель. «Демон поверженный». 1902 г.

В отличие от Рериха и Врубеля, Александр Андреевич Иванов творил свои религиозные полотна в академическом стиле. Он считается художником одной картины, хотя при жизни создал немало интересных произведений, за которые в свое время получал медали и похвалы. Свой главный труд «Явление Христа народу» мастер писал целых двадцать лет, создав около шестисот эскизов (они тоже представляют сегодня большую ценность). Такой огромный период работы над одним холстом был связан с тем, что при изучении Священного Писания Иванов задумал написать великую картину о Мессии. А великая работа и трудов требовала соответствующих.

Полотно получилось просто гигантским, ведь его длина составила более семи метров, а высота — более пяти метров. Работа произвела неизгладимое впечатление на общество: многие именитые художники и критики считали и считают картину гениальным творением, а некоторые называют даже иконой истории. Однако по достоинству этот шедевр оценили не сразу, так как Иванов представил ее в 1957 году, когда всех будоражила тема отмены крепостного права.

А. Иванов. «Явление Христа народу». 1837–1857 гг.

Жанровые картины

Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.

Передвижники

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.

В.И. Суриков. Боярыня Морозова.

В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

Многие передвижники работали не только над реальными картинами и событиями. Никуда не уходили и религиозные темы, которые были неразрывно связаны с историей русской культуры.

В. Д. Поленов. Христос и грешница.

И. Н. Крамской. Неизвестная.

Для передвижников характерна не только настоящая реальность, а больше ее драматизм, эмоции, идейная направленность. Тем и сюжетов в их работах очень много, но все они направлены на одно – рассказать людям всю правду о прошлой и настоящей жизни.

Источники

Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

Исторический жанр получил свое развитие в эпоху Возрождения. В этот период появилось большое количество картин и фресок с библейскими и античными сюжетами, которые отличались крупным форматом и многофигурной композицией. Средневековый живописец и писатель Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti) называл историческую живопись самой благородной формой искусства, так как при создании полотен от художника требовалось немалое мастерство, чтобы показать взаимодействие и эмоции всех изображенных персонажей.

Фольклорная живопись в картинах В. Васнецова и Е. Поленовой

Историю можно выражать по-разному, в том числе в виде былин и сказаний. Казалось бы, они относятся к вымыслу, но те же знаменитые богатыри жили на Руси в разное время на самом деле, а каждое сказание очень точно выражало их дух и силу. Виктор Михайлович Васнецов стал одним из первых художников, который не побоялся представить обществу свое художественное видение русских героев. Как и другим первопроходцам, ему приходилось сталкиваться с недоумением и неприятием при обращении к былинам вместо изображения реальных персонажей. Но он поставил перед собой колоссальную задачу — передать физическую и духовную мощь русского народа.

Как и Иванов, Васнецов рисовал свою знаменитую картину «Богатыри» более двадцати лет. Это было крайне трудно, ведь ему пришлось глубоко проникнуться бытом русского народа, много изучать, много искать и еще больше экспериментировать на холстах. И такая долгая напряженная работа себя оправдала, так как зрители испытывали потрясение при виде картины, а сегодня она украшает многие заведения, обсуждается на школьных уроках и продолжает волновать умы людей от мала до велика.

В. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898 гг.

Собирательный образ русского народа ярко продемонстрирован в картинах «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» и многих других. Много внимания художник уделил и религиозной тематике, рассуждая над темами рая и ада, смерти, страшного суда, добра и зла. В этом направлении интересны монументальные работы «Радость праведных о Господе», «Крещение Руси», «Положение во гроб» и другие.

В. Васнецов. «Крещение Руси». 1890 г.

Огромная увлеченность Васнецова народным творчеством повлияла и на русскую художницу Елену Поленову. Хотя она не училась у Васнецова, но, по ее словам, набиралась у него понимания русского народного духа. Чем больше она знакомилась с народным искусством и национальным складом жизни, тем активнее хотела проявлять себя в этой сфере. Она участвовала в организации музеев и мастерских, в которых обучала ребят русским ремеслам и создавала эскизы для прикладного искусства.

Е. Поленова. «Князь Борис перед убиением». 1896.

Проводя много времени с детьми, художница обратила внимание, с каким интересом они листают зарубежные книжки с яркими картинками. Тогда Поленова загорелась идеей создать такие же красочные детские книги у себя на родине

Причем дело было не столько в наличии иллюстраций, сколько в том, чтобы они тонко передавали особенности древнерусского склада. Она стала одной из первых в России художниц, которые иллюстрировали детскую литературу.

В конце девятнадцатого века создать красочные иллюстрации было непросто из-за ограниченных возможностей полиграфии. Для получения удовлетворительного качества печати художнице приходилось упрощать как рисунки, так и колористические решения. Ее картины на тему фольклора не относятся к монументальным в привычном понимании этого слова, тем не менее, ее работа стала большим вкладом в дальнейшее развитие книжной иллюстрации в России, а также помогла не одному поколению детей изучать русские сказки. Среди ее работ назовем иллюстрации к сказкам «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-бурка», «Волк и лиса» и прочие. Из других работ отметим картины «Иконописная мастерская XVI века», «Князь Борис перед убиением» и другие.

Е. Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1889 г.

Мы рассмотрели ряд русских художников, которые внесли большой вклад в развитие исторической живописи

Однако этот список намного больше, так как немало русских мастеров уделяли внимание русской истории. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться с исторической живописью И

Акимова, Г. Угрюмова, А. Егорова, В. Поленова, П. Филонова, И. Глазунова, А. Певзнера и многих других русских художников разных веков.

Русский исторический жанр

Изначально русское искусство характерно своей религиозной направленностью. Прежде всего, художественные полотна были связаны с Библией и ее сюжетами. Но многие художники писали и для царя, знатных особ, их приближенных. Семейные и парадные портреты, тематические сценки для украшения дома, все это – отражение действующего времени.

И если религиозное направление было самобытным, то жанры вроде портрета, натюрморта, пейзажа и исторической тематики в основном заимствовали из европейской культуры. Художники изучали картины, которые привозились из-за границы, старались работать в таком же стиле и такими же художественными приемами.

Основоположником русского исторического жанра можно назвать А.П. Лосенко. Он создал целую серию картин из прошлого Древней Киевской Руси и античности.

«Владимир и Рогнеда», «Зевс и Фетида», «Прощание Гектора с Андромахой» и другие картины стали начальной точкой в работах других русских художников.

В. Лосенка. Владимир перед Рогнедой.

И. А. Акимов продолжил труды Лосенко. Он писал реальные картины об античных героях и божествах – Геркулесе, Прометее, Сатурне, Мифологические образы, смешанные с реализмом, писал П. Соколов. Историей XIII века увлекался художник Г. Угрюмов. Все их работы идут параллельно с европейскими, отличаясь лишь специфичной техникой и определенной возвышенностью образов.

XIXвек в русской культуре стал взрывом работ в историческом стиле. Картины пользовались популярностью не только среди интеллигенции, но и у простых граждан.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи.

Именно в этом веке живописцы сделали ставку на истории России. В ход идут не только христианские сюжеты, уже привычные многим. Картины рассказывают о великих прошлых битвах, известных личностях (Петр I, Екатерина Великая, знаменитые полководцы), и о простом народе, который много сделал для страны.

И. Е. Репин. Иван Грозный убивает своего сына.

При этом художники изображают не только самых известных людей. Становится популярным бытовой исторический жанр.

Пример сочинения

В своем творчестве русский живописец Виктор Михайлович Васнецов всегда обращался к древним былинам, мифам, истории страны

. Главными героями его полотен становились богатыри, прославляющие земли государства на протяжении веков. Могучие защитники отчизны изображаются художником колоритно и умело, что добавляет им мощности. Ярким тому примером является картина «Богатырский скок».

Центральную позицию в художественной композиции занимает могучий всадник-богатырь, сидящий верхом на вороном коне. Вместе они, возможно, отправляются на поле битвы. Всадник облачен в полное обмундирование — он имеет крепкие доспехи, защитный шлем, устрашающее оружие. Смелый и прыткий конь скачет высоко над землей. Он настолько выглядит живым и реалистичным, что невольно слышится топот копыт. Навстречу коню дует ветер, развивающий его гриву, но он не становится преградой для смелых соратников в бою.

Детальное изображение коня, мчащегося в галопе по полю, его напряженные ноги, заточенные под быстрый скок, — все это говорит о подготовленности животного, которое неоднократно со своим хозяином участвовало в битвах. Наверное, поэтому всадник доверяет лошади настолько, что даже не смотрит вперед, а устремляет свой взгляд на зрителей

. Воинственности образу добавляет затемненный фон, показывающий бескрайние поля и леса.

Главный герой настолько могуч, что занимает почти все пространство — от земли до небес

. Грозный взгляд внушает страх перед воином. Сразу складывается впечатление, что он точно одержит победу. Об этом он намекает грозным взглядом своему оппоненту в бою.

  1. Сочинения
  2. По картинам
  3. Васнецов В.М.
  4. Богатырский скок

В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли — богатыри. Автор умело и с колоритом умел передавать их боевой настрой и дух, их настроение и переживания по поводу предстоящей битвы.

Не обошла стороной мое внимание картина Васнецова «Богатырский скок», на которой в самом центре событий автор изобразил пылкий и быстрый скок русского богатыря на своем верном помощнике – смелом и прытком коне. Картина настолько кажется «живой», как – будто я слышу удары копыт об твердую землю и порывы свежего ветра, который летит навстречу всаднику, создавая препятствие его намерениям. Автор показывает мощь и силу русского духа, изображая всадника так, как будто он настолько велик и могуществен, что занимает пространств от земли до самых небес

Кажется, что богатырь своей головой касается облаков. Его взгляд очень суров, таким образом, он навеивает страх у своих врагов, что является одним из боевых подходов. Так он показывает свое преимущество и намекает противнику, что бой будет неравным

Автор показывает мощь и силу русского духа, изображая всадника так, как будто он настолько велик и могуществен, что занимает пространств от земли до самых небес. Кажется, что богатырь своей головой касается облаков. Его взгляд очень суров, таким образом, он навеивает страх у своих врагов, что является одним из боевых подходов. Так он показывает свое преимущество и намекает противнику, что бой будет неравным.

Одетая на всаднике кольчуга, дополняет его образ, и является средством защиты от врага. Длинное копье, которое далеко выдается вперед за пределы головы коня, напоминает мне полет стрелы по бескрайнему пространству, как будто она разрывает на своем пути потоки ветра.

Васнецов детально изображает каждое движение коня, его прыжок, напряженные и поджатые ноги, все это говорит о хорошей тренированности животного, о его стремлении угодить своему «хозяину». А богатырь полностью доверился животному чутью, и взгляд его прикован в сторону зрителя. Таким образом, автор показывает связь между душевными порывами человека и чувствами животного инстинкта.

Работы художника

Алёнушка

Васнецов как-то признался Рериху, что «Алёнушка» — его любимейшее произведение. Это не «комментарий» к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в её настроение; создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, — рассказывал Васнецов, — но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах…».

Витязь на распутье

Картина создана по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Первый вариант картины появился в 1878 году; Васнецов показал его под названием «Витязь». Этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова новую версию картины.

С квартиры на квартиру

Это лучшая картина в ряду жанровых полотен Васнецова. Благодаря этим работам передвижники и опознали его как «своего». Пафос этого произведения имеет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных».

После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве» и вызвала громкие споры, обозначив расхождения среди передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Васнецов изобразил не саму битву, а её завершение, но это было обдуманно. Картина ознаменовала поворот Васнецова от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся

Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств

«Богатыри»

В.М. Васнецов работал над картиной более 20 лет (1881–1898). Когда 23 апреля 1989 года она была завершена, её сразу же приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. И даже после этого художник иногда приходил в зал с палитрой и что-то доделывал на полотне.

Первый карандашный эскиз, возникший в 1971 году, очень понравился В.Д. Поленову, а простосердечный Виктор Михайлович даже хотел его подарить. Поленов предложил известную сделку: «Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше». Художник выполнил все условия.

Первый карандашный набросок «Богатыри», 1871

Исследователи полагают, что основному варианту предшествовало не менее 13 пейзажей, набросков и этюдов. Васнецов тщательно прорабатывал характеры былинных персонажей, уделял много внимания цвету и свету.

Одним из прообразов для Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого художник изобразил на этюде в 1883 году. Других натурщиков Васнецов находил прямо на улице, просил позировать ему извозчиков и кузнецов. Сила персонажа показана через детали: даже палица «сорока пудов» не сгибает правой руки, а коня может удержать только цепь.

Самый опытный из товарищей, Добрыня Никитич – собирательный образ отца, дяди и самого художника, сравните! Есть версия, что натурщиком был Поленов. Прототипом Алёши Поповича стал сын Саввы Мамонтова, Андрей.

Для В.М. Васнецова эта картина была одной из самых главных в творчестве. Работая над ней, он чуть не отказался расписывать Владимирский собор в Киеве. Однако успел всё.

Богатыри. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1881—1898

История развития

Впервые исторические события начали изображать еще в глубокой древности. В пещерных рисунках люди рисовали не только бытовые сценки из жизни (например охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события вроде извержений вулканов, землетрясений, первые войны за территорию. Часто реальные события переплетались с мифологическими, выдуманными или такими, которые люди не могли объяснить. Например, встречаются изображения богов и волшебников, но вполне вероятно, что это были живые люди, которых просто обожествляли.

Со времен античности люди начали делать различия между мифологией и историей. И понимать, что необходимо донести до предков истинную правду о настоящем. Впервые реальность фактов стала изображаться отдельно от символики.

В Средневековье на концепцию изображения событий сильно влияла религиозная направленность. Эпизоды из Библии, некоторые войны, представлялись как действительные, и разораться, что реальность, а что выдумка достаточно сложно. Уже в то время историческую живопись называли самой благородной формой искусства, ведь описать правду намного сложнее, чем выдумку. Кроме того, творчество художников должно было быть направлено на укрепление морали и нравственности общества, приблизить народ к вере в Бога, в государство, в общественных деятелей.

 

Уолтский диптих. Король Ричард II со святым Эдмундом Мучеником, Эдуардом исповедничком и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться в качестве отдельного в эпоху Возрождения. Активная торговля и путешествия породили новых образованных людей, знающих множество языков, умеющих общаться и создавать новое. Главная идея эпохи – показать красоту человека и его внутреннего мира. Кроме того, языком живописи художники Возрождения пытались донести до зрителя некоторые магические знаки. Картины критиковали власть, чиновников, рассказывали про убогость либо великодушие некоторых людей. Так историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Значительную роль в развитии жанра сыграло веяние романтизма. Он провозгласил реализм и историзм главными творческими принципами в изображении человека

При этом художники писали не только важных персон, внимание направилось и на простых людей. Главным стало описание события, которое повлияло на них и на следующие поколения

В XVII веке исторический жанр выходит на первый план. Классицизм предполагал рассказы о настоящих героях, изображенных на монументальных полотнах и работах. И здесь история вступает в свои права. Ведь настоящие, а не мифологические образы и события вызывают больше чувств, в силу их значимости.

Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII век стал переломным для всей живописи мира. Реализм становится академическим и обязательным для всех художников. При этом приобретают большое значение не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами – натюрмортом, пейзажем, портретом и пр. К героям добавляются религиозные и научные символы, современные атрибуты и одежда.

Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Картины исторического жанра писали и русские художники. XIX – начала XX вв. Это было расцветом для русской школы. Основные идеи – сила народа и его единство, постепенно переросли в революционные темы. При этом использовались не только современные темы – художники возвращались к сюжетам из прошлого, особенно к темам великих войн и достижений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: