Врубель поверженный
На пятом году семейной жизни, в сентябре 1901 года, у Врубелей родился сын. У Саввочки были материны голубые глаза и уродливая заячья губа. Для Врубеля, поклонника всего изящного, это был страшный удар! Он говорил: «Наш род обречен на вырождение. В этом — только моя вина». Но в чем та вина — не объяснял. Он теперь находился в постоянной тревоге. Сестра Надежды Забелы – Екатерина Ге писала: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное. Но сомневались: все-таки в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку».
Эти периоды вдруг сменялись крайней нелюдимостью. И тогда Врубель надолго запирался в мастерской. Он снова писал Демона. Был заказан огромный холст — позже Врубель пришил к нему еще кусок, чтобы дописать фон — Кавказские горы. Он стоял у мольберта по 20 часов подряд! Написанное очищал, начинал заново, в нетерпении залеплял куски непросохшей краски газетной бумагой и писал по ней… Самым трудным было поймать нужное выражение лица. Однажды Врубель нашел то, что искал: в иступленном, больном взгляде этого человека читалось гордое и злобное нежелание смириться с поражением. Художник даже не сразу понял, что глаза эти он видит в зеркале…
Порой на Михаила накатывали приступы агрессии, и тогда он выходил на улицу. Однажды избил извозчика, потом капельдинера в театре, газетного репортера… Жена писала Римскому-Корсакову: «Вообще это что-то неимоверно странное, ужасное. В нем как будто бы парализована какая-то сторона его душевной жизни… Ни за один день нельзя ручаться, что он кончится благополучно». Врубель теперь почти не ел, бросил умываться и бриться, не стал даже лечиться, когда началась лихорадка. Врачи считали, что это — нервное. Что пациенту надо поменьше работать и побольше спать. Только вот беда — спать-то Врубель как раз и не мог: стоило задремать, как во сне ему являлся Демон и требовал немедленно становиться за мольберт… В одно из таких «посещений» Врубелю было велено назвать картину «Ikone», то есть «Икона». Но с таким названием на выставку не брали — пришлось остановиться на «Демоне поверженном».
На выставке «Мир искусства» полотно вызвало настоящую сенсацию! Женственно-хрупкое, почти бесплотное и бесполое существо синеватого цвета, словно мертвая ощипанная птица. Впрочем, пока шла выставка, Михаил Александрович приходил каждое утро и переписывал картину: Менялся нос, глаза, в иные дни Демон становился особенно страшен, в другие — жалок…
…Скоро наступила развязка: обеспокоенные друзья-художники организовали Михаилу Александровичу консультацию у Бехтерева, питерского светила психиатрии. И тот поставил диагноз: неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции. (Видимо, отсюда и заячья губа – среди детей больных сифилисом такое встречается). Через несколько дней этот диагноз подтвердил и московский консилиум с участием профессора Сербского. У него-то, в психиатрической клинике Императорского Московского Университета, Врубель и лечился. Вышел оттуда через год — сломанный, выжженный изнутри, но все же почти выздоровевший. Он так надеялся, что все его несчастья позади!.. О Демоне он больше не вспоминал — объявил, что отныне станет рисовать только жену и сына. За четыре сеанса портрет Саввочки был готов: на детском личике — взрослые, скорбные глаза, полные смертной муки…
Портрет сына художника
Не прошло и месяца, как Саввочка умер: от обыкновенной простуды, которая при переезде в плохо отапливаемом поезде перешла в крупозное воспаление легких. Просто Врубелю в Москву пришло приглашение погостить у приятеля в Малороссии, и он велел Забеле собираться, невзирая на легкий насморк малыша. До киевских докторов Саввочку довезти сумели, но было поздно…
…Врубель, не помня себя, слонялся по Киеву. И вдруг обнаружил, что стоит напротив Кирилловской церкви. Одно воспоминание вдруг всплыло в памяти:
— Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь?
— Возьмите извозчика и скажите ему, чтоб отвез Вас к дому для умалишенных, — ответил неизвестный девятнадцать лет назад…
«Кто был этот человек? И что хотел мне тогда сказать? — гадал Михаил Александрович, переводя беспокойный взгляд с нарядного храма на здание клиники. В тот же день Врубель попросил жену: «Подбери мне какую-нибудь лечебницу, не то я вам наделаю еще каких-нибудь бед. Но, ради Бога, только не отдавайте меня в ту, что у Кирилловской церкви».
Забор психиатрической больницы Усольцева, где лечился Врубель, выполнен Шехтелем по эскизу самого Врубеля
Описание картины Царевна Лебедь
Врубель Михаил Александрович — это один из великих художников конца девятнадцатого начала двадцатого веков. Творческая манера картин Врубеля отличается декоративность и цветовым богатством. Автор умел ценить великолепие окружающего мира. Михаил Александрович был удивительно талантливым человеком. Он писал прекрасные работы, посмотрев на которые создаётся впечатление будто сказка оживает. Примером подобной работы может являться всеми известная картина «Царевна Лебедь», которая была написана в качестве иллюстрации к сказке Александра Сергеевича Пушкина «О царе Солтане».
В центре полотна изображена красивейшая молоденькая девушка, которая одета в белоснежно-воздушный наряд. Одним из элементов её изысканного наряда является большая серебряная корона, которая украшена драгоценностями, а с длинных чёрных волос спадает тоненькая прозрачная ткань. Так же драгоценности присутствуют и на руках прекрасной дивы. У девушки сказочно-волшебный образ. Белоснежное одеяние плавно переходит в лебединые перья. Огромные глубокие карие глаза изображают теплоту и нежность, и в то же время грусть. У девушки тонюсенький носик и чёрные брови. Изображённая красавица скромная и прекрасная. Русская царевна показана на фоне спокойного мутного моря и серенького неба. Автор изобразил природу так, что кажется словно она пробуждается от сна. В своём творении художник использовал и тёмные, и светлые оттенки, что подчеркнуло доброту и сказочность картины. Уходя вглубь неизвестности, создаётся впечатление словно царевна прощается с нами. Она выглядит беззащитно и одиноко. Не все очертания девушки чётко прорисованы, что придаёт картине большую таинственность.
Михаил Александрович изобразил данную картину очень таинственно и волшебно. Ей можно восхищаться. Содержание завораживающие и мистическое. Художник вдохнул в своё произведение жизнь. Глядя на неё начинаешь невольно задумываться нравственных ценностях, которые будут вечны. Ты начинаешь верить в то, что в нашей повседневной жизни точно отыщется местечко для удивительных чудес! Не даром сие творение находится в Третьяковской галереи.
`
Примечания
-
Маковский С. К. Силуэты русских художников /
Владимирский собор 1885–1886 Орнаменты (1884—1885) · 5-й день творения мира · Воскресение Христово · *Сошествие святого духа на апостолов Сошествие Святого Духа (1885) · Ангел с кадилом и свечой (1887) · Прощание Зары с Исмаилом · Воскресение (1887) · Христос в Гефсиманском саду (1887) · Иоанн Креститель (1904) · Шестикрылый Серафим (1904)
Живопись Натурщик (1882—1883) · Натурщица в обстановке Ренессанса (1883) · Девочка на фоне персидского ковра (1886) · Надгробный плач (1887) · Восточный танец (1889) · Тамара в гробу (1890—1891) · Принцесса Грёза (1896) · Египтянка · Гадалка (1895) · Маргарита (1896) · Муза (1900) · Лебедь (1901) · Кровать (1905) · Левая рука художника Сказочные сюжеты Князь Гвидон и Царевна-Лебедь · Восточная сказка (1886) · Микула Селянинович и Вольга (1898—1899) · Микула Селянинович (1895-1896) · Морская царевна (1897—1900) · Богатырь (декоративное панно) (1898) · Морской царь (1899—1900) · Царевна Волхова {1898) · Купава (1898—1899) · Прощание царя морского с царевной Волховой (1899) · Садко (1899—1900) · Царевна-Лебедь (1900) · Тридцать три богатыря (1901) Мифология Игры наяд и тритонов · Пан (1899) · Суд Париса (1893) Иллюстрации Свидание Анны Карениной с сыном (1878) · Гамлет и Офелия (1883) · Одиллия (1894) · Ромео и Джульетта (1895—1896) · Роберт и монахини (1896) · Пляска Тамары · Пророк (1899) · Дуэль Печорина с Грушницким · Полет Фауста и Мефистофеля Пейзажи Пирующие римляне (1883) · К ночи (1887) · Неаполитанская ночь (1891) · Италия (1891) · Испания (1894) · Море (1903) · Дерево у забора (1903—1904) · Дворик зимой (1903—1904) · Тени лагун {1905) · Фантастический пейзаж Архитектура Натюрморты Белая акация (1886—1887) · Орхидея {1886—1887) · Роза · Сирень (1900) · Сирень (1901) · Раковина (1904) · Кампанулы (1904) · Жемчужина (1904) Автопортреты Автопортрет (1880) · Автопортрет (1882) · Автопортрет (1904) · Автопортрет (1905) Портреты Портрет Брюсова (1906) · Портрет доктора Усольцева · Портрет на фоне березок (1904) · Портрет Забелы-Врубель в туалете ампир (1898) · Портрет Забелы-Врубель в у рояля · Портрет Кончаловского · Портрет Саввы Мамонтова (1897) · Портрет Арцыбушева (1897) · Портрет сына (1902) Учителя А.С. Годин · П.П. Чистяков Окружение А. В. Прахов · Э. Л. Прахова · С. Т. Морозов · К. А. Коровин · В. А. Серов На Викискладе ·Викицитатник
Значение в искусстве
Картина имела большое значение для искусства в целом. Её репродукцию в своём кабинете держал известный русский поэт Александр Блок. Полотно вдохновило его на написание большого стихотворения, посвящённого Врубелю. Но наибольшее значение оно имело для мира художников.
Неуловимое движение превращения девушки в лебедя подобно тому, как на фоне день превращается в ночь, всегда ставили в заслугу художнику. Этому пытались учиться у него начинающие авторы. А сам Врубель раскрыл тайну своего умения сочетать фантастическое и реальное. Своим друзьям он говорил, что секрет в том, чтобы начинать картину с какой-нибудь действительной детали и прорисовывать её с натуры, копируя до мелочей.
Не малоинтересна и техника живописца. Он чётко прорисовал черты лица, тонкие пальцы, детали, сумел передать игру теней, делающую картину объёмной, зато всё остальное создано при помощи грубых мазков мастихином, подчищенных ножом. А также критики отмечали краски, с которыми работал Врубель. Уникальные перламутровые оттенки и полутона нечасто можно увидеть даже на самых прекрасных картинах, признанных во всём мире.
«Демон сидящий» 1890
На горе сидит печальный великан среди тревожного мерцающего пространства. Вокруг него необыкновенная космическая красота: распускаются разноцветные цветы в виде огромных сияющих кристаллов.
Однако его колени согнуты, руки вывернуты, голова опущена, взгляд отречен. По щеке скатывается слеза скорби.
Вот что об этой картине Врубель писал своей сестре Анне 22. 05. 1890 года:
По мнению Врубеля,
В этой картине Врубель показал мастерство монументалиста. Он пишет широкими мазками, которые, превратившись в цветовые пятна, напоминают мозаичные камни. Выбор красок (лиловые, синие, черные, серые…) соответствует душевному состоянию художника, подчеркивают его меланхолию.
Картина является своеобразным автопортретом Врубеля, обладающего уникальными способностями, но сомневающегося в истине и непризнанного. Это центральное произведение художника. Врубелевский герой сложен и символичен. В нем представлен особый демонизм с изображением всеобщего страдания людей, причастных к великой русской культуре XIX века.
Рекомендации родителям:
Рассмотрите с ребенком героя картины и опишите его. Задайте несколько наводящих вопросов:
- Каким представил художник своего героя?
- Что чувствует Демон, сидя на вершине горы?
- Какие краски использовал Врубель в картине: теплые или холодные?
- Почему фигура Демона срезана сверху и снизу? (Таким образом, художник представил одиночество героя).
Объясните значение слов Врубеля «Демон – дух властный и величавый»
Обратите внимание на то, что в Демоне нет дьявольских и злобных мыслей. Он будто вырубленная скульптура из драгоценного камня. В нем Врубель изобразил себя, свою душу, свои переживания
Художника не понимали, не ценили.
Начало творческого пути художника
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в семье военного. Способности к рисованию проявились у него уже в 10 лет, также он был одарён артистическими данными, увлекался театром и музыкой. Учась в гимназии, Михаил рисовал маслом — написал портрет младшего брата и копировал картину Айвазовского, но о карьере художника при этом он не мечтал, а всерьёз собирался стать юристом.
В студенческие годы Врубель занимался созданием иллюстраций к литературным произведениям, но художественное творчество занимало мало места в этот период его жизни. Гораздо больше Михаила Александровича интересовала философия, в частности, история эстетики Канта. Кроме того, он вёл богемный образ жизни, что не лучшим образом сказывалось на учёбе. В итоге он окончил университет на год позже, чем должен был, и не смог защитить конкурсную работу, из-за чего ему была присвоена лишь низшая учёная степень действительного студента.
В дальнейшем будущий художник активно участвовал в театральной жизни. Деньги на это он зарабатывал репетиторством: почти 5 лет обучал латыни своего сокурсника Пампеля и жил с его семьёй. Там поощряли его художественный талант, и Врубель принял решение поступить в Академию художеств. Однако оказали Пампели и некоторое негативное влияние на его жизнь, поскольку именно во время пребывания у них обнаружилась склонность Михаила Александровича к вину.
В дальнейшем Врубелю представился счастливый случай поработать с Адрианом Праховым, который искал талантливого, но неизвестного (значит, и недорогого) художника для написания нескольких икон. Вскоре русский историк искусства стал покровителем молодого Врубеля, а тот влюбился в его жену и не пытался скрыть своих чувств. Он изобразил её лицо на иконе Богоматери, и Праховых вначале забавляла эта привязанность, но когда она стала нежелательной, Врубель был отправлен в командировку в Италию.
По возвращении в Россию Михаил Александрович всерьёз задумался о создании картин, изображающих демона по поэме М. Ю. Лермонтова. Он едва ли не заболел этот идеей, написал три десятка иллюстраций к литературному произведению и три самостоятельных картины.
https://youtube.com/watch?v=V5EUaujcoNk
Популярные сочинения
- Сочинение Лука в пьесе На дне (Образ и характеристика) Лука — пожилой странник. У него нет своего дома, поэтому он вынужден скитаться по миру и останавливаться в ночлежках
- Моя любимая фотография сочинение-описание изображенного человека Когда наступает лето, нас с братом на летние каникулы, родители отправляют к бабушке в глухую деревушку. Это время мы проводим очень весело. У бабушки нашей старый деревенский домик
- Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке
Первые шаги в творчестве
Знаковым стал переезд семьи Михаила Врубеля в Саратов в 1865 году. Так как отец был военным, ему часто приходилось переезжать с места на место, куда звала служба военным юристом. Однажды в саратовскую галерею привезли на выставку копию с фрески «Страшный суд» великого мастера прошлого Микеланджело.
Семье Врубелей не чуждо было искусство и, естественно, они посетили эту выставку. «Страшный суд» произвел на юного Михаила неизгладимое впечатление. Врубель младший решил перерисовать фреску итальянского гения. Его работа поразила всех: мальчик очень точно и детально воспроизвел работу Микеланджело.
Несомненно, отец заметил талант сына, но о художественной школе даже речи не шло. Александр Михайлович, как это часто бывает, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Так что судьба юного Врубеля в какой-то мере уже была предопределена его отцом.
Михаил Врубель с сестрой Анной в годы учёбы в гимназии
С отцом Михаил спорить не стал и отправился в северную столицу учиться юриспруденции. В 1874 году юноша поступил на юротделение Санкт-Петербургского университета. Сам он, конечно, был далеко не рад такому ходу событий, так как видел своё призвание в абсолютно другом направлении – в живописи.
В то время ещё не было свободы выбора своего жизненного пути, с родителями, по обыкновению, не спорили. Не стал перечить отцу и Михаил Врубель. Тем не менее, переезд в Петербург не стал для молодого человека чем-то неприятным, наоборот, он очень полюбил этот северный город.
Архитектура столицы казалась художнику произведением искусства, он не мог оторвать глаз от зданий, любовался ими как произведениями искусства. В Петербурге Михаилу повезло жить у родственников в доме, который стоял по соседству с домом, где раньше жил Александр Сергеевич Пушкин.
Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
История создания
Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска . Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.
Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.
Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.
Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.
Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.
«Царевна-Лебедь» — одна из самых загадочных картин Врубеля
«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.
Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.
Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.
От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.
О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.
За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.
От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.
Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?
Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.
Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.
Царевна-лебедь. | Михаил Александрович Врубель (Автопортрет 1904 г.) | Демон сидящий. |
Начало истории
В начале весны 1856 года в городе Омске появился на свет ещё один талантливый человек. 5 марта мальчик, которого родители назвали Мишей, впервые увидел этот мир. Он был четвертым ребенком в семье отставного генерал-лейтенанта.
Военный юрист Александр Михайлович Врубель, который вновь стал отцом, был женат на Анне Григорьевне Басаргиной, которая и стала матерью будущего гениального живописца. Она была родственницей Николая Васильевича Басаргина, участвовавшего в восстании декабристов.
К сожалению, после рождения Михаила долго Анна Григорьевна не прожила. Спустя два года после её кончины, Александр Михайлович женился повторно. Избранницей его стала Елизавета Христиановна Вессель. Она занималась музыкой – играла на пианино, была отзывчивой и доброй женщиной.
Михаилу повезло, его мачеха отнеслась к детям Александра Михайловича от первого брака очень благодушно, окружила их заботой и участием. Именно благодаря Елизавете Христиановне молодой Михаил Врубель впитал в себя любовь к творчеству и разного рода искусствам.
Семья Врубелей, 1863 год
История создания[ | ]
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют[кто?
] самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», а также духи и шоколад с таким названием. В 1900 году на сцене Императорского московского нового театра, а затем и в Мариинском театре была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза».
В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно.
Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Призрачное счастье
В Петербург писать декорации к «Гензелю и Гретель» — постановке частной оперы Мамонтова — должен был ехать Константин Коровин. Но он заболел, и Савва Иванович послал Врубеля.
В здании панаевского театра — репетиция. Врубель вошел в полутемный зал, и замер, ошеломленный: волшебный женский голос на темной сцене выводил прелестные фиоритуры… В перерыве Михаил кинулся за кулисы. «Кто поет Гретель?» — «Я» — «Дайте скорее вашу руку! Позвольте же поцеловать!»… Он сразу влюбился — не столько в женщину, сколько в создание своего воображения: голос, тонкие пальцы, аромат духов, манеру смущенно смеяться… И только потом узнал, что зовут чаровницу Надеждой Ивановной Забелой, что она молода и по-своему красива: аристократически-тяжелый подбородок, узкое лицо, крупный нос, светло-голубые насмешливые глаза…
Надежда Забела-Врубель в роли Царевны-лебедь«Царевна-лебедь»
На одну только оперу «Садко», где пела Забела, Врубель ходил потом девяносто раз. Писал сестре, что, если Надежда Ивановна откажется выйти за него, он покончит с собой. Она не отказала, хотя вся ее семья восставала против этого брака: слава Врубеля была скандальной, заработки случайными, к тому же он много пил и безумно сорил деньгами. Кстати, к свадьбе Михаил Александрович подарил невесте чудную брошь с опалом и бриллиантами вокруг…
Врубелю было сорок, Забеле — двадцать восемь, когда они поженились в Женеве. Потом путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции. А вернулись в Харьков, где у Наденьки был ангажемент. Художника Врубеля там не знали, но заскучать он не успел: жена объявила, что будет петь Тамару — в театре принято решение ставить «Демона». Мог ли Врубель остаться в стороне? Он предложил свои услуги в качестве оформителя спектакля, и сочинил столь фантастические и непригодные для реальности декорации, что сам чуть не погиб, когда конструкция внезапно обрушилась. Зато костюм, прическа, грим, придуманные Врубелем для жены, были великолепны…
Вскоре Мамонтов призвал супругов в Москву. Для Врубеля накопилось много работы, да и с Забелой мечтал познакомиться начинающий композитор — Римский Корсаков, тоже мамонтовский протеже. Очень скоро Надежду Ивановну стали называть «корсаковской певицей»: специально под нее ставились оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». В последней она пела Царевну-Лебедь — считается, что врубелевская «Царевна Лебедь» написана с нее. Впрочем, лицо на картине очень мало напоминает Забелу, зато многие видят сходство с … одной из дочерей Эмилии Львовны Праховой.
Как бы там ни было, Врубель, женившись, перестал тосковать о несбывшейся когда-то любви, и на какое-то время сделался совершенно счастливым человеком. О демонах он, казалось, забыл навсегда. Своего дома они с женой так и не завели — снимали в Москве квартиру за квартирой, и каждый раз тратили уйму денег на обустройство: проводили новомодное электричество, заводили лифт, обставлялись дорогой мебелью — иной раз Михаил сам мастерил какие-то изысканные, диковинные шкафчики или обтягивал кресла уникальной восточной тканью — его талант был удивительно многогранен… Бывало, что за месяц супруги издерживали по 800 рублей — больше, чем уходило на быт у Саввы Мамонтова, страшное расточительство!
В один из счастливых московских дней Врубель получил телеграмму: отец при смерти. Михаил поехал прощаться, но переключиться на печальный лад не сумел: у постели умирающего все шутил, заказывал к обеду шампанское и поднимал игривые тосты. Сестра Анна упрекала его в черствости, каменном бесчувствии — тот объяснил, что не в силах спуститься с заоблачных высей творчества к будничной житейской прозе. «Мишенька, но ведь тем, кто бежит от реальности, она жестоко мстит», — грустно сказала сестра…
«Демон поверженный»