Известная и скандальная картина

Секреты третьяковки: картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании

Адреса

в Санкт-Петербурге (b)

  • лето 1874 — дача Крамского (b) на Сиверской; (b)
  • 1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатовых, Бассейная улица, 27;
  • 1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов, Сергиевская улица (b) , 63.

в Кисловодске (b)  — в собственном доме (c 16 ноября 1885 года). Здесь художником была создана картина «В тёплых краях (b) », находящаяся в экспозиции Русского музея

Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск. Неофициально — «Белая Вилла».

11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске был открыт дом-музей Н. А. Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.

в Калужской губернии (b)

усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой (b) ) Павлищев Бор (b) , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее, это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день (b) в соседней деревушке Павлищево.

в Полтаве (b) (ныне Украина (b) ):

Вся наша жизнь — тюрьма

   Сам же Ярошенко в споре с Чертковым, настойчивым проповедником толстовского учения, отрицает рациональную иллюстративную направленность искусства и превращение его в средство проповеди определённых идей.

   «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно, и сил бодро и энергично в ней участвовать,-исполняет ли основную задачу искусства или нет?» — спрашивал художник. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, потому что задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь…». Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но в полной мере соответствует его художественной практике.

    За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком. В глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого», и тем подсказал зрителям — кто это). Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, „все“ там, за решеткой. Вся жизнь наша — тюрьма».

Картины Николая Ярошенко

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Картина 1888 года «Всюду жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке.

Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.

Сестра милосердия, 1886, Ивановский художественный музей

Александр Яковлевич Герд, 1888, Музей-усадьба художника

Философ Владимир Сергеевич Соловьев, 1895, ГТГ

В музее-усадьбе художника «Белая вилла» в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы «В теплых краях», Ярошенко написал здесь картины «На качелях», «Проводил», «Девушка-крестьянка» и другие.

Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно «Хор». К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ.

Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «еще не добирался ни один становой». Из больших пейзажей следует отметить работу «Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца».

К лучшим по живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское озеро», «Эльбрус в облаках» и «Красные камни» – очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.

На качелях в селе Павлищево на Духов день, 1888, Русский музей

Девушки с письмом, 1892, Бурятский музей, Улан-Удэ

Проводил, 1891, Омский музей изобразительных искусств

В петербургской квартире художника проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов.

Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон.

С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.

Всюду жизнь, 1888, ГТГ

Студент, 1881 ГТГ

Девушка-крестьянка, 1891, частное

Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт.

Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.

В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.

Цыганка, 1886, Серпуховской историко-художественный музей

Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей

Николай Николаевич Обручев, 1898, Музей-усадьба, Кисловодск

Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.

Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.

Эльбрус в облаках, 1894, Русский музей

Красные камни, 1892, Музей-усадьба художника Ярошенко

Гора Седло в окрестностях Кисловодска, 1882, Музей-усадьба

Картины и биография Николая Ярошенко ►

Известная и скандальная картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Художник Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него. Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью. О его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором известного и скандального шедевра — картины «Всюду жизнь».

    Современники к этой квартире относились по разному. Одни восторгались. Другие обвиняли в толстовстве и тенденциозности.  Но чтобы там не говорилось, вот уже много десятилетий  зрителя приковывает  это зарешеченное окно арестантского грязно-зелёного, с облезшей краской, вагона.

    Центральная группа напоминает Святое семейство. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Но все сходились в едином мнении — Ярошенко нашёл «золотое сечение»:  герои жизненны и простонародны.

   За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком. В глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого», и тем подсказал зрителям — кто это). Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, „все“ там, за решеткой. Вся жизнь наша — тюрьма».

Ревнитель выставок в провинции

   Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания.

   Под влиянием Ильи Репина в её организации принимала участие Мария Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: Апполинария Васнецова, Николая Касаткина, Исаака Левитана, Владимира Маковского, Василия Поленова, Ильи Репина, Ивана Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Николая Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Николая Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.

Биография

Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).

Окончив с отличием академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск

В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, , Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен.

«ВСЮДУ ЖИЗНЬ»

Если бы художническая деятельность Ярошенко оборвалась в середине восьмидесятых годов, если бы он был автором только «Кочегара» и «Заключенного», «Студента» и «Курсистки», портретов Стрепетовой, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина, он уже успел бы завоевать себе прочное место в русском искусстве. Он уже выказал бы себя как художник-демократ, выразитель настроений передовой интеллигенции и революционной молодежи, — о нем уже можно было бы сказать едва ли не все лучшее, что о нем сказано, что принято о нем говорить.

Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. И не потому, что это — итоговая картина, хотя в какой-то степени картина действительно итоговая, завершающая искания художника в семидесятые и восьмидесятые годы.

И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих.

«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного, искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Сразу же. И вроде бы сама собой.

— Играйте Бетховена, — просил и просил Суриков, слушая музыку. — Играйте, я найду свое.

Ярошенковский «иероглиф» — как музыка — настраивает зрителей на определенный лад, но не исчерпывается названием, объединяет всех общим чувством, но оставляет возможность каждому найти свое.

«Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. И еще того более: для многих «Всюду жизнь» — одна из исходных точек интереса к русскому искусству вообще, познания его; «Всюду жизнь», наконец, одна из тех первых, первоначальных русских картин, к которым мы приходим так рано, что и не успеваем заметить, когда вобрали их в себя, мы растем, развиваемся (и не только в своих отношениях к искусству), уже храня в памяти, в душе эту картину, ставшую частицей нашей духовной жизни.

  • Вряд ли большинство зрителей достаточно четко помнит все подробности полотна и не мелочи, даже самые существенные подробности: лица, образы, положение каждого из людей, изображенных художником, но и тюремный вагон, арестанты в окне, ребенок за решеткой, кормящий вольных голубей, — вот это горькое, больное, привычное для русского сердца, как песня, как пословица, запрещающая от тюрьмы и от сумы зарекаться, это и остается в душе, как песня, как пословица, памятью сердца: можно неточно помнить мотив, слова, расположение их — суть давно и навсегда стала частицей нашего «я».
  • Здесь, наверно, одна из причин безгранично широкой известности картины, ее долголетия — не музейного, но долгой жизни в людях, в народе и в каждом человеке, с ней однажды соприкоснувшемся, общего для всех ощущения ее значительности и многозначности ее восприятия.
  • Следующая глава

Творческая деятельность

Передвижники в 1885 г. Н.Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана. Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка» (прототипом для картины стала Анна Дитерихс), «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».

Произведения Н. А. Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.

Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал пейзажи, воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Ряд картин и этюдов из этих работ находится в Третьяковской галерее.

Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания. Под влиянием И. Е. Репина в её организации принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.

Описание картины Николая Ярошенко «Студент»

Кроме «Курсистки» известной работы бывшего генерал майора, после выбравшего ремесло художника, Николая Александровича Ярошенко является работа «Студент». Николай Александрович, несмотря на свое происхождение, не чурался общением с людьми из значительно низших слоев населения. Его кисть отображала на холсте и богатых, и бедных.

Картина «Студент» послужила некоторым ориентиров в образе для известного в те времена актера Садовского. В постановке «Таланты и поклонники», которая проходила в театре в 1881-ом году, актер старался уподобиться именно этому неизвестному студенту, которого изобразил Ярошенко. Это оставило свой отпечаток на образе персонажа пьесы.

На темном фоне перед нами предстает молодой человек, с аккуратно подстриженной бородкой. На его голове мягкая шляпа, схожая с той, что носил когда-то Александр Сергеевич Пушкин. Студент не из богатого рода. Это можно понять по пледу, находящемуся на его плечах. Лишь только богатые студенты того времени могли позволить себе шубу и ли пальто. Те же, что не располагали средствами обходились пледом, который они носили вместо куртки в холодное время года.

На персонаже надета форма студента – черный короткий сюртук и брюки. Данную форму выдавали бесплатно ввиду реформы 1861-ого года. Студент имеет длинные черные волосы, что было характерно для интеллигентной молодежи тех времен. Волосы на его голове значительно отличаются от бородки, ведь она светло-коричневого цвета. Это говорит о совсем юном возрасте, когда не доходило и до первого бритья.

Несмотря на принадлежность к классу «бедняков» студент позирует, демонстрируя аристократические повадки. Чуть наклоненный, он смотрит на нас, повернув голову немного в бок. Его рука подобно влиятельным господам, засунута в нагрудный проем сюртука.

Интересные факты

  1. В начале 1881 года Н. Ярошенко закончил картину «Террористка», прототипом героини которой послужила Вера Засулич. Картина была написана под впечатлением судебного процесса, который оправдал В. Засулич в её покушении на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. 1 марта полотно появилось на очередной передвижной выставке, однако вскоре была снята с выставки представителями полиции. Художник подвергся домашнему аресту. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  2. Эсер-террорист и писатель Борис Савинков — племянник Н. А. Ярошенко.

Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» («Студент», 1881, ГТГ; «Курсистка», 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне «Всюду жизнь», 1888, ГТГ). Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни; среди последних наиболее популярна картина «На качелях» (1888, ГТГ).

Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.

Мнение общества разделилось

    Поначалу картину приняли с восторгом. Однако вскоре критики стали уличать Ярошенко в тенденциозности. А кто-то и вовсе картину «Всюду жизнь» переименовал в картину «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку. Потом Ярошенко стали упрекать в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое.

      Для недругов Ярошенко и передвижничества «Всюду жизнь» стояла в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». А через 20 лет после написания картины, художник к тому времени уже скончался и вовсе заговорили о том,  что картина написана под впечатлением рассказа Льва Толстого «Чем люди живы?».

    В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых», Сергей Глаголь, отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Он даже намеревался дать картине название „Где любовь, там и Бог“».

Выражение социальной психологии

    В книге «Памятные встречи» Александр Алтаев (псевдоним писательницы Маргарита Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщина…и этот человек, отмеченный позором… — «Всюду жизнь» — ведь это символ… — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташке…»где любовь там и бог»… — Ну, запахло «толстовщиной»! В толпе сдержанный смешок. — Гораздо глубже надо подойти, психологичнее… Здесь выражение социальной психологии понимаете…»

Ярошенко Николай Александрович1846–1898

1 декабря 1846 (Полтава) — 25 июня 1898 (Кисловодск)

Живописец, график

Происходил из дворянской семьи, сын военного. С 1855 учился в полтавском Петровском кадетском корпусе. В 1863 вместе с родителями переехал в Петербург, продолжил образование в Павловском военном училище (1863–1864) и в Михайловском артиллерийском училище (1864), которое окончил в числе лучших учеников. В 1867–1870 учился в Михайловской артиллерийской академии. С 1870 руководил штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.

Наряду с военной службой занимался искусством. Первоначальное художественное образование получил в Петровском кадетском корпусе у И. К. Зайцева. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского, и занятия в ИАХ (1867–1873). Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью.

С 1875 — член и постоянный экспонент ТПХВ, а с 1879 — член правления Товарищества. Экспонировал свои работы также на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), международных художественных выставках в Копенгагене и Мюнхене (обе — 1897).

В 1898 в Петербурге и 1899 в Москве состоялись мемориальные выставки художника.

Ярошенко — крупнейший мастер жанровой живописи в России второй половины XIX века, один из идеологов и активных участников ТПХВ. Его творчеству присущи критическая направленность, демократизм, стремление рассказать о передовых социальных и этических идеалах своей эпохи. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к , 1878). Много работал в жанре портрета, создав целую галерею образов представителей отечественной культуры — Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге, В. Г. Короленко, В. С. Соловьева, П. А. Стрепетовой и других.

Произведения Ярошенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Полтавском художественном музее, Киевском музее русского искусства и других. В Кисловодске открыт мемориальный музей-усадьба художника.

«Портретист гор»

   В 1874 году Ярошенко женился на бестужевке и общественной деятельнице Марии Невротиной. Молодожёны посещают Полтаву, Пятигорск… От его первых кавказских пейзажей публика в восторге. А уж когда он привозит в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» многие считают панораму Кавказского хребта фантазией автора. Вскоре с лёгкой руки критика Стасова Ярошенко стали называть «портретист гор».

   Вскоре Ярошенко покупает в Кисловодске дом, который называют «Белой Виллой». Там семья проводит лето и к ним приезжают друзья из Петербурга. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей. С росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

    В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1897 году, несмотря на серьёзное заболевание художник отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ…

   Ярошенко умер 26 июня 18981 года.  Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца. Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Николай Дубовской и Павел Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника  Леонид Позен.

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Первый русский импрессионист Константин Коровин до последних дней жизни тосковал по родине»

Наталья Швец

Репродукция картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех

Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.

Портрет Крамского И. Н., 1874 г.

В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.

“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.

В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.

Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: