Неоценимый вклад
Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.
Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.
Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.
Описание картины Жана Батиста Симеона Шардена «Прачка»
На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.
Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.
Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.
Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.
Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.
Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.
Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.
Картины, описание картин — Прачка. 1735 *
Описани е картины Жана Батиста Симеона Шардена: Прачка.На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.
Последние годы
В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.
Последние годы мастер посвящает Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике — «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены».
Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.
Первая выставка
В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были «Скат» и «Буфет», которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.
На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.
Работы художника
- Госпожа Шарден
- Кухарка, чистящая репу
- Прачки
- Карточный замок
- Молитва перед обедом
- Девушка читающая письмо
- Атрибуты искусства
- Натюрморт с индюком
- Натюрморт с фруктами
- Натюрморт
- Медный бак для воды
- Трудолюбивая мать
Вклад этого художника в копилку мирового искусства до конца еще не оценен по достоинству. После векового забвения после смерти, его творчество было признано величайшим достижением реализма. Его натюрморты и жанровые картины украшают экспозиции самых великих музеев мира. Его технику и манеру письма изучают в художественных академиях всего мира. Больше всего на свете он любил писать фрукты…
О детстве и молодости Шардена известно совсем немного. Все его биографии начинаются с того момента, когда мастеру уже исполнилось 30 лет. Достоверно известно, что родился художник в семье столяра-краснодеревщика. Где Шарден получал художественное образование также неизвестно, скорее всего, его школа — это мастерская Ноэля Куапеля, где мастер работал подручным. Достоверно известно также, что на протяжении всей своей жизни Шарден не покидал пределов .
Работая в мастерской признанного мастера, молодой Шарден выполнял поручения, связанные с изображением аксессуаров и деталей картин хозяина. Необыкновенная скрупулезность и точность в работе, ответственное отношение — все эти качества привели к тому, что все чаще детали картин Куапеля выглядели лучше, чем вся работа целиком. Хозяин Шардена, понимая, что из подмастерья вырос настоящий мастер, предлагает своему работнику отдать некоторые свои работы на выставку «дебютантов», которая проходила в Париже на площади Дофина.
На выставке работы Шардена были замечены. Впечатление было настолько сильным, что многие были уверены — перед ними работы голландских мастеров XVII века. Один из почетных членов Академии сделал предложение начинающему мастеру выставить свои работы в стенах самого престижного выставочного зала . Спустя несколько лет подручный, подмастерье, помощник Шарден становится членом Французской академии, записан с формулировкой «изобразитель плодов и бытовых сцен».
Всю свою творческую жизнь художник писал жизнь «третьего сословия». Идя наперекор моде, которая предписывала приверженность галантному стилю, пустому, но изящному искусству, призванному украшать и оживлять интерьеры, мастер обрек себя на вечную исключительность и обособленность. Он получал заказы на натюрморты в стиле голландского барокко. А его жанровые работы были по достоинству оценены только самыми прозорливыми современниками (его картинами восторгался Дидро, а французские энциклопедисты восторженно отзывались о его работах в своих публикациях). Соотечественники забыли мастера сразу после его смерти. Потом была революция, всплеск романтизма, потом пышный ампир застил работы реалистов XVIII века.
Только во второй половине XIX века, когда развитие живописи вплотную подошло к реализму, творчество Шардена стало образцом и самым высоким ориентиром для мастеров Западной культуры. Работы мастера и сегодня вызывают восхищение не только знатоков искусства, но и самых неискушенных зрителей.
Техника живописи и новые сюжеты
Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.
Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Жан Батист Шарден: картины
Жанровые картины Шардена рисуют «сцены повседневной жизни», уютный и устойчивый быт: молитву перед обедом, гувернантку с наряженной барышней перед зеркалом, выздоровление больного, мальчика с волчком, девочку с воланом…
Жанры Шардена отличают простота содержания, сила и гармоничность красок, мягкость и сочность кисти. Кроме того, поразительно зрение Шардена, умевшего разглядеть за простотой содержания сложную жизнь предметов в воздушной среде, рефлексы цвета, игру цвета и света, игру цвета и контура; все это Шарден умел передавать исчерпывающе полно, до иллюзии реальности, и с изысканной прямотой, как великие голландцы. И речь здесь, разумеется, может идти о сродстве стиля, о близости мировосприятия, о чем угодно, только не об имитации, хотя именно с мастерами Голландии и Фландрии сравнивали Шардена первые почитатели.
Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была… уличная вывеска. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием, и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет… Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску. Для денег? Ради эксперимента? Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Обычно Шарден
обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Картина «Возвращение с рынка»
— она перед вами — свидетельствует об этом.
Творчество
Мальчик, играющий с картами, около 1740. Холст, масло, 82*66 см. Уффици, Флоренция. Художник наполнял детские портреты тихой поэзией и очарованием бездонности. Несмотря на кажущуюся близость персонажа, мальчик сохраняет свою недоступность для зрителя. Он изображен в профиль и кажется полностью поглощенным игрой. Его спокойная осанка, игральные карты и полуоткрытый выдвижной ящик стола указывают на родство этой жанровой картины с натюрмортом.
Художник, 1737. Холст, масло, 81*64 см. Лувр, Париж. По примеру голландских художников XVII века Шарден писал детские портреты в спокойных тонах, подчеркивая непринужденность изображенных на них сцен. Юный художник, представленный на картине, увлечен работой и полностью погружен в свои мысли. Как и в натюрмортах, художник точно передает суть выбранного момента. Шарден мастерски отображал красоту человека, не затушевывая и не подчеркивая ее дополнительными обстоятельствами.
Натюрморт со скатом, 1727–1728. Холст, масло, 114*146 см. Лувр, Париж.
Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Несмотря на следование голландской школе, в картине уже прослеживается индивидуальность автора. Очевидно ощущение художником материальности предметов, которые обладают определенным эстетическим воздействием, несмотря на откровенный реализм. Однако продуманная композиция позволяет художнику как бы отстранить изображенные предметы от зрителей.
Натюрморт с трубками и сосудами для питья, около 1762. Холст, масло, 32*42 см. Лувр, Париж.
Это позднее полотно свидетельствует о смене творческого стиля художника. Будто бы произвольно выставленные на столе предметы написаны неяркими, приглушенными красками и погружены в полумрак. Художник противопоставляет материалы, из которых они сделаны, этому способствует контраст между вертикалями и горизонталями композиции. Так переплетаются внешнее спокойствие и внутренний динамизм.
Атрибуты искусств, 1765. Холст, масло, 112*140,5 см. Лувр, Париж.
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Палитра с красками и кисть символизируют живопись, статуэтка Меркурия — скульптуру, чертежные и рисовальные принадлежности — архитектуру. Критерием оценки мастерства художник считал всеобщее признание, о чем свидетельствует орден на муаровой ленте. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии.
Первая выставка
На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.
Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 2 ноября 1699 — 6 декабря 1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.
Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.
Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия.
В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.
Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
-
Моя будущая профессия футболист сочинение на английском
-
Искусство лечить важнее всех искусств сочинение
-
Кто такой законопослушный гражданин сочинение
-
Когда итоговое сочинение прошло но еще остались переживания за результаты
- Айвазовский среди волн сочинение
Личная жизнь
В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.
Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.
Техника живописи и новые сюжеты
Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.
Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Дидро восхищался умением его передавать краской материальность предметов. Он написал об этом восторженные строки: «О, Шарден, это не белая, черная и красная краски, которые ты растираешь на палитре, но сама суть предметов; на кончик своей кисти ты берешь воздух и свет и накладываешь на холст!»
В тридцатых годах начался новый виток в творчестве Шардена. Продолжая следовать за голландскими мастерами, он обращается к жанровой живописи. Художник стал изображать повседневную жизнь французского третьего сословия, в которое входили все группы населения, кроме привилегированных. К тому времени относятся его картины «Дама, запечатывающая письмо», «Прачка», «Женщина, чистящая овощи», «Вернувшаяся с рынка», «Трудолюбивая мать». Эти сцены признаны одними из лучших в жанровой живописи.
Шарден Жан Батист Симеон — все картины художника
Алфавитный указатель живописцев:
- а
- Аа Питер Ван дер
- Абрахамссон Эрик
- Абстракция фото
- Аверкамп Хендрик
- Агард Карл Фредерик
- Адамс Джон Клейтон
- Адриансен, Александер
- Адрион Люсьен
- Айвазовский Иван Константинович
- Алексеев Федор Яковлевич
- Аллом Томас
- Алотт Роберт
- Алслот Денис ван
- Алст Виллем ван
- Алтамурас Иоаннис
- Альберт Эрнест
- Альт Якоб
- Альтенкопф Йозеф
- Амен и Леон Хуан Ван дер
- Анвиль Жан Батист Бургиньон де
- Андерссон Нильс
- Анеси Паоло
- Апол Луи
- Арельяно Хуан де
- Арнегер Алоис
- Арнтениус Флорис
- Артсен Питер
- Архоманди Бесад
- Аскеволд Андерс
- Асселин Ян
- Аст Бальтазар ван дер
- Ахенбах Андреас
- Ахенбах Освальд
- Аш Анри Ван
б
- Бааде Кнут Андреессен
- Бабюрен Дирк ван
- Бакхейзен Жерардина Джакоба из Санде
- Бакхейзен Людольф
- Баннистер Эдвард Митчелл
- Барбарини Густав
- Барбарини Франс
- Барбарини Эмиль
- Барбьери Паоло Антонио
- Баркер Томас
- Баррет Джордж
- Барро Ейми
- Баскенис Эваристо
- Баттаглиоли Франческо
- Баттем Геррит
- Баттерсворт Джеймс Эдвард
- Баттерсворт Томас
- Бауер Николас
- Башинджагян Геворк Захарович
Бега Корнелис Питерс Беггров Александр Карлович Бегейен Абрахам Беерен Абрахам ван Беерстратен Ян Абрахамс Бейкелар Иоахим Беклин Арнольд Белли Давид Беллин Жак-Николас Беллотто Бернардо Бельведер Андреа Бельвью Джейкоб Адрианесс Белэнджер Луи Бем Эдуард Бемер Генрих Бенеденсен Йенс Кристиан Бентам-Динсдейл Джон Бенуа Альберт Николаевич Берг Гиллис Гиллиш Де Берг Иоганн Эдуард Берггольц Ричард Александрович Берге Кристоффель ван ден Беренц Кристиан Беркос Михаил Андреевич Беркхейде Геррит Бернаскони Лаура Беро Жан Берт Осиас Бертиус Петрус Бертри Николя Анри Жура де Берхем Николас Питерс Берч Сэмюэл Бессонов Борис Васильевич Беттера Бартоломео Бива Анри Биду Жан Жозеф Ксавье Биенвету Гюстав Бирштадт Альберт Бичи Ричард Бриджес Блаклок Ральф Альберт Бланшар Антуан Блау Ян Блехен Карл Блинов Леонид Демьянович Бломфилд Чарльз Блот Питер де Блумарт Абрахам Блумен Ян Франс ван Блумерс Арнольдус Бо Сэм Богаевский Константин Федорович Богет Николас-Дидье Боголюбов Алексей Петрович Боддингтон Генри Джон Бодеман Уильям Боем Эдуард Бозелли Феличе Бойс Томас Шоттер Бок Адольф Болоньер Ханс Болтон Хью Джонс Боммел Элиас Питер ван Бонавия Карло Бонвен Франсуа Бонингтон Ричард Паркс Бонне Ригобер Бонсиньори Стефано Боплан Гийом Левассер де Борман Йоханнес Борселен Ян Виллем ван Боссоли Карло Боссюет Франсуа-Антуан Босхарт Амброзиус Старший Босхарт Ян Баптист Бот Андрис Бот Ян Бохмер Генрих Брайт Генри Бракелер Фердинанд де Бракенбург Рихард Брандес Генрих Георг Брандт Альберт Йонас Брандт Карл Браувер Адриан Браун Уильям Мейсон Бреански Альфред де Бредаль Ян Франс ван Брей Дирк де Брей Йозеф де Брейгель Абрахам Брейгель Авраам Брейгель Питер младший Брейгель Питер старший Брейгель Ян старший Брекеленкам Квирин ван Бреретон Джеймс Бретт Джон Бричер Альфред Томпсон Броун Георг Лоринг Брук Элиас ван ден Брукинг Чарльз Брэдфорд Уильям Брэндеис Антониэтта Брюссель Пол Теодор ван Бувар Антуан Бувар Ноэль Жорж Буден Эжен Буланже Луи Бургарицки Йозеф Бусири Джованни Баттиста Бухнер Ханс Буше Франсуа Бюркел Генрих в
- Вагеманс Питер
- Вагнер Фриц
- Вайент Александр Хельвиг
- Вакк Жерар
- Валайе-Костер Анна
- Валансьен Пьер-Анри де
- Валкенборх Фредерик ван
- Валскапелл Якоб ван
- Вальдмюллер Фердинанд Георг
- Васильев Федор Александрович
- Васильковский Сергей Иванович
- Вауверман Питер
- Вауверман Филипс
- Вауверман Ян
- Везерол Джорж
- Вейнантс Ян
- Вейнгарт Антони Якобус ван
- Вейсенбрух Иохан Хендрик
- Вейсенбрух Ян
- Вельде Адриан ван де
- Вельде Виллем ван де младший
- Вельде Виллем ван де старший
- Вельде Эсайас ван де
- Вельде Ян ван де
- Вельц Иван Августович
- Веникс Ян Баптист
- Венн Адольф ван дер
- Вербрюгген Гаспар Пеетер Младший
- Вербукховен Шарль-Луи
- Вербум Адриан Хендрикс
- Вервир Саломон
- Вервлоет Франс
- Верендаль Николас ван
- Верещагин Петр Петрович
- Вермеер Ян
- Вермюлен Андрис
- Верндл Эдмунд фон
- Верне Клод Жозеф
- Верне Орас
- Вернер Карл
- Вертин Питер Герардус
- Веруш-Ковальски Альфред фон
- Верхейен Хендрик Ян
- Вещилов Константин Александрович
- Вигмаер Себастьян
- Вида Габор
- Виертц Хенрикус Франциск
- Визингер-Флориан Ольга
- Викас Карл
- Вильденс Ян
- Вильямс Альберт
- Виноградов Сергей Арсеньевич
- Висс Антон
- Висшер Клас Янсон
- Висшер Николас
- Вит Фредерик де
- Виттель Гаспар ван
- Влигер Симон де
- Вог Джад Фредерик
- Вогер Эдуард
- Воланакис Константинос
- Волков Ефим Ефимович
- Воллердт Иоганн Кристиан
- Воллон Антуан
- Вольфартс Ян Баптист
- Ворси Томас
- Врабец Антон
- Врис Янц
- Вукт Геррит ван
- Вутке Карл
- Вуттон Франк
г
- Габриэль Пол Джозеф Константин
- Габрон Виллем
- Гаджум Кэл
- Гаккерт Якоб Филипп
- Галле Иеронимус
- Гальен-Лалу Эжен
- Гамильтон Джеймс
Анри де Тулуз-Лотрек Прачка: Описание произведения
Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: «Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!» Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека (1, 2, 3, 4).
Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.
Если и могло художника в то время что-то обрадовать больше, чем ее благосклонность, так это только признание из уст настоящего гуру, которого Лотрек боготворил и которому не видел равных во всем современном французском искусстве. Он никогда бы не посмел лично попросить Эдгара Дега взглянуть на свою мазню, это друзья Лотрека выпросили у метра хотя бы один взгляд бросить на картины Анри. Скупой на похвалы и неспособный к лести Дега был к Лотреку благосклонен, в отличие от Кармен, которая хранила верность любовнику, постоянно ее избивавшему.
Юный Анри работы Дега изучал и восхищался ими. «Прачка» Лотрека получилась гениальной эмоциональной противоположностью «Гладильщицы» Дега при явном сходстве композиции и совершенно идентичном расположении модели, стола, окна в пространстве. В отличие от Дега, Лотрек отбирает у девушки атрибуты ее профессии, переносит акцент из внешнего мира на внутренний. В отличие от анонимного и лишенного индивидуальных черт силуэта, написанного Дега, Лотрек бросает мягкие лучи на лицо своей героини. Так ангельское сияние освещает лица святых на древних фресках.
Лотреку все женщины были ангелами – он смотрел на их волосы цвета золота немного снизу вверх. Этот взгляд на модель легко проследить и в «Прачке». Лотрек был ниже тех женщин, которых писал и в которых влюблялся. Но уже тогда, в последние годы ученичества, он доставал из них эту внутреннюю бурю, пронзительную печаль и неизбывное одиночество. Этот портрет Кармен Годен и не портрет уже – мы даже глаз ее не видим. Только мороз по коже – вдруг повернется…
Анонимный покупатель в 2005 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке купил эту картину за рекордную на тот день для Анри де Тулуз-Лотрека сумму – 22 миллиона долларов.
Натюрморты
В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде «низшего» жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.
Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.