Художник зинаида серебрякова. жизнь в картинах

Карточный домик. 1919 г.

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

История

Жатва (графический эскиз, 1910-е, ГМИИ)

В мае и июне 1914 года Зинаида Серебрякова совершила поездку в Северную Италию, посетив также Германию и Швейцарию. В связи с началом Первой мировой войны она была вынуждена сократить срок своей поездки и вернуться в Россию. Возвратившись в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии (ныне в составе Харьковской области), Серебрякова начала работать над этюдами и картинами с изображениями крестьян. Конечной целью этой работы было создание полотна, «в котором обычное, повседневное раскрылось бы как возвышенное, в котором образы крестьян стали бы носителями общечеловеческих идеалов».

Работа над картиной, впоследствии получившей название «Жатва», заняла около двух лет. Многие материалы, связанные с созданием полотна, не сохранились — они сгорели во время пожара в Нескучном в 1918 году. Известно, что существовал вполне законченный «большой» вариант будущей картины, который позже был уничтожен художницей, так что остались только его фрагменты. Кроме этого, на основании одной из сохранившихся фотографий, запечатлевших работу Серебряковой, предполагают, что был ещё один, полузаконченный вариант меньшего размера. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «Серебрякова часто была не удовлетворена тем, что делала, и безжалостно уничтожала свои работы, предварительно вырезав из них понравившиеся ей куски».

Окончательная версия картины, под названием «Крестьянки в поле», была впервые представлена публике в 1916 году на проходившей в Петрограде выставке объединения «Мир искусства», причём вместе с основным полотном также экспонировался неоконченный вариант того же произведения. Нынешнее название «Жатва» впервые появилось в работе искусствоведа Сергея Эрнста — автора первой монографии о Серебряковой, опубликованной в 1922 году. По мнению исследовательницы творчества Серебряковой Валентины Князевой, изначальное авторское название «Крестьянки в поле» более точно соответствует содержанию произведения.

Полотно поступило в Одесский художественный музей из Одесского музейного фонда. Оно экспонировалось на ряде выставок, в том числе на выставке картин Общества независимых художников (Одесса, 1919), выставке картин Одесского музейного фонда (Одесса, 1926), а также на персональной выставке Зинаиды Серебряковой, проходившей в 1965 году в Государственном Русском музее в Ленинграде. Зал Одесского художественного музея, в котором экспонируются «Жатва» и другие произведения Зинаиды Серебряковой, получил название «Серебряковского зала».

(1884 — 1967)

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучное, Курской губернии в известной своими художественными традициями семье. Её отец знаменитый скульптор Е.А.Лансере, брат Е.Е.Лансере также известный художник, племянница А.Н., Альб.Н. И л.н.Бенуа. Именно в такой творческой обстановке созрело мастерство Зинаиды Серебряковой.

Уже первый её шедевр – картина «За туалетом. Автопортрет», стала настоящей сенсацией и была признана публикой и критикой. Тематика картин Зинаиды Серебряковой очень разнообразна – портреты, интерьеры, мир детей и балета, пейзажи. Классическим стало её отражение в своих работах темы крестьянского труда. Она признанный мастер обнаженной натуры.

В 1924 году Зинаида Серебрякова была вынуждена покинуть Россию и жила в Париже. В своих многочисленных поездках по Европе она продолжала создавать кристально чистые произведения, поражающие свежестью красок и бездонной простотой исполнения. Особенно известны её Марокканская и Бретонская серии.

Выставка «Зинаида Серебрякова. Александр Серебряков. Екатерина Серебрякова. Парижский период» — Государственная Третьяковская Галерея — февраль — март 2014 — подробнее >>

Страницы: 1

Картины Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном»

Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе — «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

«Карточный домик» Зинаиды Серебряковой

Этот портрет мы знаем с детства. Огромные яркие глаза, темные волосы, сияющее лицо молодой женщины, с удовольствием глядящей на себя в зеркало. Свой знаменитый автопортрет Зинаида Серебрякова написала в период, когда её жизнь казалась просто прекрасной.

Спустя годы она напишет в письме к друзьям: «Только бы не вспоминать беспрестанно прошлое, не переживать снова и снова то, что нельзя вернуть…»

Наследница двух известных родов, Бенуа и Лансере, Зинаида состояла в родстве с несколькими поколениями художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Большая дружная семья зимой жила в петербургской квартире неподалеку от Мариинского театра, а лето проводила в поместье Нескучное под Харьковом. Девушка с детства была дружна с кузеном Борисом Серебряковым, а с годами эта дружба переросла в любовь. Из-за близкого родства им долго не удавалось пожениться, но наконец в 1905 году нашёлся батюшка, согласившийся уладить дело за 300 целковых, и влюбленные обвенчались. Это была очень красивая пара: молодые, беззаботные, уверенные в своём будущем счастье.

Освещённая солнцем. 1928 г.

государственный музей

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

За туалетом. 1909 г.

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

Описание

Судя по первоначальным этюдам и наброскам, сначала Серебрякова собиралась изобразить активную работу нескольких жнецов. Позже она решила написать нескольких крестьянских девушек в момент отдыха. В частности, сыграл свою роль недостаток мужчин, многие из которых были призваны в армию. В окончательном варианте на картине изображены четыре девушки, две из которых стоят, а ещё две присели и готовят еду. Всё это изображено на фоне спокойного пейзажа с жёлтыми и зелёными полями. Линия горизонта находится довольно высоко. Вдали, среди деревьев, видны купола сельской церкви.

Фрагменты картины «Жатва» — крестьянские девушки

Присевшая с кринкой молока

Стоящая с граблями

Сидящая с хлебом

Стоящая с бочонком

Статные фигуры крестьянок, изображённые на фоне жёлтых полей и голубого неба с белыми облаками, одновременно производят и монументальное, и лирическое впечатление — фигуры девушек расставлены ритмично, как в танце, многофигурная композиция «ритмически чётко организована и колористически строго продумана». Красные, синие и белые цвета в одеждах крестьянок создают контраст с золотисто-жёлтыми цветами полей и соломы. В лицах девушек можно узнать портретные черты крестьянок из Нескучного, которые были моделями для ряда других картин Серебряковой, — Марфы Воронкиной (присевшая с кринкой молока), Анны Чуркиной (стоя́щая с граблями), Марины Безбородовой (сидящая и режущая хлеб) и Кати Воронкиной (стоя́щая с бочонком).

Примечания

  1. ↑ , с. 128.
  2. , с. 59.
  3. ↑ , с. 62—63.
  4. ↑ , с. 94.
  5. ↑ , с. 61.
  6. ↑ (HTML). Фонд Зинаиды Серебряковой — serebriakova.ru. Дата обращения: 2 ноября 2020.
  7. ↑ , с. 130.
  8. ↑ , с. 214.
  9. ↑ , с. 29—30.
  10. ↑ , с. 31.
  11. ↑ , с. 114.
  12. , с. 59—60.
  13. , с. 218.
  14. ↑ , с. 320.
  15. , с. 95—97.
  16. , с. 93.
  17. , с. 213.
  18. , с. 195.
  19. , с. 15.
  20. . (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Дата обращения: 1 ноября 2020.
  21. .
  22. ↑ , с. 16.
  23. , с. 59.
  24. , с. 59—61.
  25. , с. 113.
  26. , с. 297—298.
  27. ↑ , с. 34.
  28. , с. 298.
  29. ↑ , с. 225.
  30. , с. 249.
  31. , с. 98.
  32. ↑ , с. 297.
  33. ↑ (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 2 ноября 2020.
  34. ↑ , с. 21.
  35. ↑ (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 2 ноября 2020.
  36. ↑ , с. 78.
  37. ↑ .
  38. (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 2 ноября 2020.
  39. , с. 109.
  40. , с. 22.
  41. , с. 22—23.
  42. ↑ , с. 452.

За завтраком. 1914 г.

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

Работы художника — Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Работы художника — Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида Евгеньевна — русский художник, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.

Зинаида родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Один из её братьев, Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов — тоже родственник Зинаиды Серебряковой. Муж — Борис Анатольевич Серебряков. Дети — Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995),Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913). Внук — Иван Николаев, художник.

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром. 19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Автопортрет в белой кофточке. 1922

Автопортрет за работой. 1922

Автопортрет с дочерьми. 1921

Александр Серебряков в карнавальном костюме. 1952.

Балетная уборная (Балет П.И.Чайковского Лебединое озеро). 1924 — 1

Балетная уборная (Балет П.И.Чайковского Лебединое озеро). 1924 — 2

Балетная уборная. Снежинки. 1923 — 1

Балетная уборная. Снежинки. 1923 — 2

Баня. 1913

Беление холста. 1917

Бретонка. 1934

В доме Поповых кукла, мишка и игрушечный слон. 1947

Граф П.С.Зубов. 1956

Графиня Росарио Зубова. 1938.

Девочка в розовом. 1932

Девочка с куклой. 1921

Девочки у рояля. 1922

Девочки-сильфиды (Балет Шопениана). 1924

Девушка со свечой (Автопортрет). 1911

Дик Хантер, сын Екатерины Кавос-Хантер

Деревенская девочка. 1965

Еврейская девушка из Сефру. 1932

Жатва. 1915

Женский портрет 1934

За туалетом (Автопортрет). 1909

Карточный домик. 1915

Кассис. Крестьянка с корзиной. 1928

Катя в голубом костюме на рождественской елке. 1922

Катя с куклами. 1923

Катя с натюрмортом. 1923

Коллиур. Катя на террасе. 1930

Кормилица с ребенком. 1912

Крестьяне. Обед. 1914

Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках. 1916-1917

Купальщица. 1911

Лежащая обнаженная (Портрет Неведомской). 1935

Лежащая обнаженная с вишневой накидкой. 1934

Лежащая обнаженная. 1929 — 1

Лежащая обнаженная. 1929 — 2

Лежащая обнаженная. 1930

Лежащая обнаженная. 1932

Лежащая обнаженная. 1939

Мария Бутакова, урожденная Евреинова. 1931

Марокканка в розовом платье. 1932

Марокканка. 1932

Молодая марокканка. 1928

Молодая марокканка. 1932

Монахиня из Кассиса. 1928

На кухне. Портрет Кати. 1923

На пляже. 1927

Натюрморт с яблоками и круглым хлебом. 1948

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа. 1938

Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922

Портрет Б.А.Серебрякова. 1913

Портрет балерины Е.А.Свекис в костюме для балета Фея кукол. 1923

Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1922

Портрет балерины Мюриель Бельмондо. 1962

Портрет Берты Поповой в красном платке. 1940

Портрет Берты Поповой в цветочном легком шарфе. 1941

Портрет Берты Поповой в черном платье с кружевной оборкой. 1941

Портрет графини Р. Зубовой. 1939

Портрет дочери Кати. 1929

Портрет Е.И.Финогеновой. 1920

Портрет Е.М.Эйгеля. 1909

Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924

Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923

Портрет Лолы Бра. 1910

Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910

С.Прокофьев. 1927

Спящая обнаженная. 1932

Спящая обнаженная. 1941

Стоящая обнаженная. 1932.

Тата в танцевальном костюме. 1924

Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод. 1954

Этюд женщины. 1932

В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.

Снежинки. 1923 г.

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: