Красный Ленин (1987)
Знаменитая икона поп-арта. Не удивительно, что Энди Уорхол обратил свой взор на лидера русской революции, который перевернул жизнь самой огромной страны на планете. Это одна из последних картин художника. Автор очень точно подметил черты характера Ленина, выбрав именно этот образ: Ленин ещё молод, его взгляд строг, губы решительно сжаты, его можно сравнить с хищником перед броском. Лик изображён на огненно-красном фоне, как символе кровавой и беспощадной революции. Это некий штамп, икона, которая 70 лет смотрела со стен и страниц учебников когда-то великой страны СССР.
По иронии судьбы картина принадлежала одиозному и опальному российскому олигарху — Борису Березовскому. Перед смертью он продал её за 200 тыс. долларов. Ещё один вариант картины «Чёрный Ленин» был продан за 110 тысяч долларов неизвестному покупателю.
Пока, Диор. Привет, массмаркет!
Энди Уорхол был не только художником, но и дизайнером. Кстати, у него неплохо получалось. Так как нью-йоркские девушки обычно меняли наряды по несколько раз за день, Уорхол разработал модель удобного бумажного платья, которое способно поместиться в небольшой сумочке. Необычность платьев заключалась в том, что выпускались они белыми, и с помощью красок можно было создать собственный дизайн.
Придуманное Уорхолом платье не было оригинально скроено. Такой фасон прошёл через все 1960-е, заявив о победе мини над пышными юбками от Кристиана Диора. Одежда стала более демократичной, сексуальной и инфантильной. Дорогим нарядам от кутюрье стали предпочитать одежду массового производства, в повседневный женский гардероб вошли брюки. В эти годы изменился идеал женской красоты: образ зрелой женщины с большой грудью был вытеснен юностью и худобой, и лицом эпохи стала Твигги. Именно в это десятилетие сложился невероятный культ молодости, и искусство поп-арта ориентируется на любовь молодежи к яркому, вызывающему, свободному и приносящему удовольствие.
Энди Уорхол. СУПерплатье. 1966—1967 гг. Частная коллекция
Узнать больше не только о произведениях поп-арта, но и о других направлениях в искусстве XX века поможет книга «Искусство XX века».
Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл»: описание картины
Картина, прославившая Энди Уорхола на весь мир и принёсшая ему славу как художнику, была создана в 1962 году. «Банки с супом Кэмпбелл» появились после долгих и безуспешных попыток Уорхола в мир искусства. Переехав в Нью-Йорк в самом конце 40-х и все пятидесятые напролёт проработав в глянцевых журналах и оформляя витрины магазинов, Уорхол зарабатывал около сотни тысяч долларов в год — безумные по тем временам деньги, — и не чувствовал себя счастливым
Его некоммерческая выставка 58-го года прошла незамеченной, а критики, соизволившие обратить на Уорхола внимание, отмечали, что коммерческому художнику не место среди богемы
Всё изменилось в начале 60-х, когда Энди, уставший от работы и бесплодных попыток заявить о себе, взял отпуск и начал изображать то, что он на самом деле знал и любил. Первые эксперименты с темой и формой не принесли успеха, но когда от сложного Уорхол обратился к действительно простому — тому самому супу в банках, — его работа возымела оглушительный успех.
В создании цикла из 32 полотен, на которых отображены все выпускавшиеся на тот момент в Америке вариации «Кэмпбелл»-супа, Энди Уорхолу помогла мать: она, использовавшая жесть с банок для собственных поделок — цветов, — беспрекословно ходила в магазин, собирая всё новые вкусы.
А Уорхол рисовал. Работа заняла почти год, основной техникой для исполнения Энди выбрал шелкографию, но на тридцати двух полотнах встречаются элементы гравировки и других не-живописных стилей. Воображение потрясает полное отсутствие украшений и каких-либо изменённых элементов: «Банки…» — это 32 полотна, на которых на светлом фоне с почти фотографической точностью изображены банки консервированного супа.
Выставка-презентация работ состоялась в июле 62-го в галерее «Ferus». Именно от этой даты можно с уверенностью вести отсчёт взлёта популярности и признания поп-арта в США, поскольку успех «Банок с супом Кэмпбелл» был по-настоящему впечатляющим. Зрители и критики в один голос заговорили об обществе потребления, чрезмерной одинаковости окружающих их товаров, погоне за «концентратами» — быстрыми и совершенно бездушными вещами, воплощением которых стал обыкновенный, так любимый Уорхолом суп.
На фоне успеха «Банок» Энди Уорхол создал и другие работы в том же направлении — в том числе, знаменитые «Зелёные бутылки кока-колы». Поп-арт начал привлекать всё больше внимания, в нём начали видеть настоящее искусство — возможно, упрощённое и гротескное, но, тем не менее, точно отражающее современную жизнь.
Смерть
Энди Уорхол умер 22 февраля 1987 г. в возрасте 58 лет. Он скончался в Манхэттенской больнице, где ему удаляли желчный пузырь. Официальной причиной смерти художника является остановка сердца.
Его родственники подали в суд на больницу, обвинив персонал в ненадлежащем уходе. Конфликт был сразу же урегулирован вне суда, а семейство Уорхола получило денежную компенсацию. Стоит отметить, что врачи были уверены, что он переживет операцию.
Однако переоценка случая, спустя 30 лет после смерти Энди, показала, что в действительности операция была более рискованной, чем казалось изначально
Эксперты приняли во внимание возраст, проблемы с желчным пузырем, а также его предыдущие огнестрельные ранения
Восемь Элвисов (1963)
Кому-то может показаться, что картина изображает лишь многократное фотографическое изображение знаменитого певца
Но редакция most-beauty обращает ваше внимание на то, что в этой картине есть тонкий философский подтекст. Каждый образ Элвиса — это отпечаток, и каждый последующий такой отпечаток накладывался на предыдущий
Постепенно они наслаиваются и собираются в правой части картины. Все знают, что жизнь Элвиса Пресли, культового певца, оборвалась в самом расцвете лет от употребления наркотиков. Эта картина — размышление о страхе смерти, образе жизни, славе и забвении даже самых выдающихся современников. Для картины Уорхол взял кадр из фильма, в котором снимался молодой певец. Первоначальный вариант картины предполагал 16 изображений, но Энди Уорхол оставил лишь 8, создав параллельно двойного и тройного Элвиса. В 2009 году «Восемь Элвисов» ушли к тайному покупателю за $100 млн.
5
Зебра (1983)
Картина «Зебра» входит в цикл шелкографий под названием «Вымирающие виды». Эту серию художнику заказали защитники животного мира. Существует альтернативное название этой серии — «Животные в гриме». Серия изображает 10 самых редких и исчезающих животных планеты: зебру Греви, орангутанга, амурского тигра, чёрного носорога и других животных.
Зритель видит перед собой развёрнутую голову зебры. Техника исполнения — шелкография. Тонкие красно-сине-желто-белые линии, переплетаясь создают изящный образ зебры
Картина очень динамичная, яркая и сразу привлекает к себе внимание. Можно часами рассматривать изящный узор переплетающихся линий. 10
10
Вполне профессиональный коммерческий художник
Энди Уорхол иногда производит впечатление бездаря, который каким-то скандальным чудом умудрился пройти на Олимп американской славы через чёрный вход искусственно фабрикуемой скандальности. Это совершенно не соответствует действительности. В детстве, прикованный к постели болезнью, он вырезал картинки из различных журналов, делал коллажи, которые раскрашивал. Получались своеобразные детские произведения. Главное в них было, чтобы мальчику нравилось. Эта тенденция перевеса субъективного над общепринятым сохранилась в течение всей жизни. Ему нравится тоже самое, что и всем людям, но только он умудрился превратить детский экстаз созерцания картинок из журналов, обёрток от леденцов и банок из-под супа в особый вид экзистенциального искусства.
Он с трудом окончил среднюю общеобразовательную школу и поступил в Техническую школу Карнеги, которая на тот момент ещё не была институтом, но уже входила в число престижных образовательных заведений США. В 1949 году художник получает диплом бакалавра и начинает работать по специальности. Он оформлял витрины, создавал различные рекламные материалы и открытки, а потом работает иллюстратором в популярных изданиях, таких как Vogue, Harper’s Bazaar и подобных. Кроме этого иллюстрирует самоучитель испанского языка, что превращает его в один из наиболее популярных учебников того времени. Так что недостатком профессионализма Энди Уорхол никогда не страдал. Как и коммерческой востребованностью своего таланта. Если бы творчество Энди Уорхола никак не вышло в ранг искусства, то он всё равно был бы одним из наиболее богатых художников своего времени. Достаточно сказать, что дизайн банок напитка Кока-кола образца 1960 года — это его работа. Так что художественные произведения создавались для души, а лучше сказать, — в силу потребности психики.
Основы жизни Энди Уорхола
Биография Энди неразрывна с тремя явлениями:
- поп-арт как направление в искусстве;
- концепцией массового производства, когда картины делаются сериями. Вершиной практического осуществления стала мастерская «Фабрика»;
- философией универсального человека.
Поп-арт, родоначальником которого он считается, в понимании Энди — это выражение сиюминутных чувств, которые вызывает всё — люди, суп в банках, гоночные машины. Назвать его прославлением упаковки — ничего не понять в том, кто такой художник и что такое его странная живопись.
Массовое производство чего-то в искусстве — это вовсе не тираж с потерей качества. Вспомним гравюры, которые тоже тиражируются. Просто Энди запал на чисто детскую идею шелкографии, которая в его воображении связалась с фото. По типу характера он представляет собой хитрый комплекс шизоида, истероида и уклоняющейся личности. От шизоида в нём основное свойство — умение каждый раз придумать мир заново. Поэтому он придумал технику под себя. Ни один фотограф не скажет, что Энди Уорхол фотографии делал какие-то художественные. Он специально выбрал самое массовое, предназначенное для чайников — фотоаппарат Полароид, в те времена — самых первых модификаций. Снимки переносились на нейлоновую сетку с помощью контактного засвечивания. Таким образом создавалась матрица, а на её основе производился небольшой тираж произведений особого искусства.
Покушение
Радикальная феминистка Валери Соланас в свои 32 года уже хлебнула немало бед: девочкой ее изнасиловал собственный отец, затем она некоторое время жила на улице и даже занималась проституцией, однако это не помешало ей поступить в Мэрилендский университет на факультет психологии и с успехом окончить его. В 1967 году Соланас написала и самостоятельно издала свою самую известную работу — SCUM Manifesto.
На «Фабрику» Соланас пришла в поисках союзника, которого в первую очередь видела в Энди. Поначалу отношения Уорхола и Валери развивались в традиционном для него ключе — как и другие обитатели «Фабрики», Соланас притягивала художника своей странностью, он снял ее в киноленте «Я — мужчина», записывал их телефонные беседы и явно позаимствовал у нее немало фраз для своих фильмов. Но вскоре утратил к ней интерес, переключившись, как это с ним всегда бывало, на следующую «суперзвезду». Соланас хотела, чтобы Уорхол поставил ее пьесу с разухабистым названием «Засунь себе в задницу». Он поначалу даже согласился, но затем стал увиливать. Она не сдавалась и в отчаянье отправляла художнику злые письма, где называла его «жабой» или спрашивала, можно ли ей сняться в каком-нибудь его «говенном кинце». Ситуация вышла из-под контроля летом 1968-го.
В понедельник 3 июня, после визита к своему продюсеру, где Соланас получила отказ в постановке пьесы, она отправилась прямиком на «Фабрику». Несколько часов она караулила Уорхола, затем вместе с ним поднялась в студию, и, пока он болтал по телефону с одной из суперзвезд — Вивой, Валери Соланас несколько раз выстрелила в художника.
Соланас добровольно сдалась полиции.
От полученных ран у Энди случилась клиническая смерть, никто не верил, что он выкарабкается. После долгой операции художник лишился селезенки и части легкого. Всю оставшуюся жизнь он будет вынужден носить корсет и еще больше стесняться своего тела.
Но больше всего его огорчила новость об убийстве Роберта Кеннеди, которое случилось через три дня после нападения на Уорхола. Кеннеди отобрал у Энди его 15 минут славы, сместив с первых полос газет.
Энди Уорхол, 1969 год. Фотография Ричарда Аведона
Начало карьеры
Окончив институт в 1949 г. Энди Уорхол отправился в Нью-Йорк, где занимался оформлением витрин, а также рисовал открытки и постеры. Позднее он начал сотрудничать с несколькими авторитетными изданиями, включая «Harper’s Bazaar» и «Vogue», выступая в качестве художника-иллюстратора.
Первый творческий успех к Уорхолу пришел после того, как он оформил рекламу для обувной фабрики «И. Миллер». Он изобразил на плакате обувь, украсив свой эскиз кляксами. За свою работу он получил хороший гонорар, а также немало предложений от известных компаний.
В 1962 г. Энди организовал свою первую выставку, которая принесла ему большую популярность. Его дела шли настолько хорошо, что он даже смог купить дом на Манхэттене.
Став обеспеченным человеком Энди Уорхол смог заняться любимым делом – рисованием. Интересен факт, что он был одним из первых, кто начал применять трафаретную печать. Таким образом ему удалось быстро размножать свои полотна.
Посредством матриц Уорхол создал свои самые знаменитые коллажи с изображениями Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Ленина и Джона Кеннеди, которые позднее стали символами поп-арта.
Восполнение нехватки личностных качеств как основа творческого процесса
Загадка того, что представляют собой картины Энди Уорхола основана на типе патологии его личности. Психопатия расстройство дефицитарное: всегда не хватает чего-то — чувств, сопереживания, самоидентификации, что человек стремится восполнить. Он очень много написал про это, ведь его тянуло и к писательской деятельности, он даже организовал журнальчик «Интервью», на страницах которого публиковались интервью, что звёзды брали друг у друга.
Однажды он увидел девушку с нарушением пигментации
Она привлекла внимание, он даже пошёл за ней. А спустя всего дней десять — у него начались проблемы пигментации кожи, волос, глаз
Отсюда и легендарный серебряный цвет волос. С медицинской точки зрения — это расстройство из области психосоматических. Он потом спрашивал, по его же словам, у знакомого студента медика, а можно заразиться расстройством пигментации визуально, просто посмотрев на другого больного. Неизвестно, что сказал ему студент. Можно, если речь идёт о человеке с особым укладом личности. Он, словно губка, впитывает в себя образ, у него огромное вместилище вещей в сознании, их он и стремится тиражировать.
Творчество
В 1960 г. Энди работал над дизайном банок «Кока-колы». Затем он увлекся графикой, изображая на полотнах денежные купюры. Тогда же начался этап «консервных банок», которые он рисовал с помощью трафаретной шелкографии.
Уорхол был признан одним из самых талантливых представителей поп-арта в истории. Его творчество комментировали по-разному: одни называли его сатириком, другие мастером по обличению повседневной жизни американцев, а третьи относились к его работам, как к успешному коммерческому проекту.
Стоит заметить, что Энди Уорхол являлся прекрасным мастером эпатажа и отличался экстравагантностью. У него заказывали портреты артисты и политики мирового значения.
Дом на Манхэттене, где жил художник, Энди назвал «Фабрикой». Здесь он печатал картины, снимал фильмы и часто устраивал творческие вечера, где собирался весь бомонд. Его называли не только королем поп-арта, но и ключевым представителем современного концептуального искусства.
Сегодня Уорхол возглавляет рейтинг наиболее продаваемых художников. Положением на 2013 г. общая стоимость проданных на аукционах произведений американца превысила $427 млн! Тогда же был установлен рекорд – $105,4 млн за «Серебряную автокатастрофу», созданную в 1963 г.
Близкие друзья
Энди Уорхол и Джон Леннон
Одним из лучших друзей Уорхола был Джон Леннон. Познакомились они в начале 70-х, благодаря Йоко Оно, которая, как известно, сама была художницей.
Энди Уорхол и Йоко Оно
Впоследствии Энди часто упоминал Джона в своём дневнике, а всего за несколько месяцев до его трагической кончины создал шикарный арт. Впоследствии картина украсила посмертный альбом 1986 года «Menlove Ave.». Когда в следующем году не стало самого Уорхола, Оно выступила на его похоронах.
Обложка посмертного альбома Джона Леннона «Menlove Ave.» с подписью Уорхола
Ещё одним близким другом художника был Жан-Мишель Баския, который прославился как очень успешный неоэкспрессионист и граффити-художник. Существенную роль в его становлении сыграл Уорхол.
Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския
К сожалению, карьера Баския была трагически недолгой: он скончался в 1988 году в возрасте 27 лет.
Жан-Мишель Баския
Пожалуй, самой яркой и близкой его сердцу девушкой, которую Уорхол встречал на своём пути, была очаровательная «Блонди» Дебби Харри.
Дебби Харри, поп-арт Энди Уорхола
Он посвятил ей знаменитый портрет, который в 2011 году был продан почти за 6 миллионов долларов!
Дебби Харри и Энди Уорхол
Харри оставалась близка с Уорхолом до самой его смерти. По её собственным признаниям, он стал для неё художественным наставником:
Упоминание книг автора:
- 12 книги, написанных художникамиПодборки
- Книги про АмерикуПодборки
Цитаты из книг автора
•<p>Человек может смеяться или плакать. Всякий раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться, выбор за тобой.</p>Энди Уорхол
Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)
•<p>В конце концов, все целуют на ночь не того, кого хотели</p>
Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)
•<p>Это мое правило, оно состоит из трех частей: (1) никогда не жаловаться на ситуацию, пока ситуация длится; (2) если ты не можешь поверить, что это происходит, сделай вид, что это кинофильм; и (3) когда это кончится, найди кого-нибудь, кого можно в этом обвинить, и не давай ему забыть об этом.</p>
Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)
•<p>Иногда люди позволяют одной и той же проблеме годами портить им жизнь, а между тем они могут просто сказать: «Ну и что». Это одно из моих любимых выражений: «Ну и что?»</p>
Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)
•<p>Быть женщиной такое же ничто, как быть мужчиной.</p>
Все рецензии
Кто такой Энди Уорхол и что он сделал для искусства
Застенчивый болезненный мальчик, выросший в семье эмигрантов из Словакии в рабочем районе Питтсбурга, он грезил о магии Голливуда и нью-йоркском бомонде. Окончив Технологический институт Карнеги в родном городе, Уорхол переехал в Большое яблоко, где с головой окунулся в мир рекламы, параллельно пытаясь пробиться на арт-сцену.
Энди Уорхол
Суровая послевоенная Америка, признававшая истинным искусством только брутальный абстрактный экспрессионизм, неблагосклонно отнеслась к манерному творчеству Уорхола. Его первые выставки не пользовались успехом, однако встреча с кинорежиссером и бывшим арт-агентом Эмилем де Антонио всё изменила.
Шестидесятые стали временем Энди Уорхола. Истории про изображение бутылок кока-колы и долларов (совет «рисуй то, что любишь больше всего на свете») как отправную точку его творческого взлета уже давно превратились в притчу во языцех.
Французский философ Жан Бодрийяр так характеризовал деятельность Уорхола:
Уорхол не просто перевернул с ног на голову само понятие искусства и стер любые границы между высокой и низкой культурой, заменив ее популярной, — он, подобно зеркалу, явил на свет божий все проблемы общества потребления, живущего в мире этикеток.
Многократно растиражированный портрет Мэрилин Монро 1962 года, созданный в год ее смерти, представляет собой далекое от традиционного воплощение голливудской актрисы.
Энди Уорхол, «Мэрилин Монро», 1962 год
Во-первых, эти изображения являются калькой с рекламной фотографии фильма «Ниагара». То есть мы действительно видим образ, а не живого человека. Трогательная и несчастная Норма Джин Бейкер здесь тщательно скрыта за маской блистательной Мэрилин с алыми губами, платиновой гривой и соблазнительной родинкой на щеке.
Во-вторых, Уорхол создает работу уже после трагической гибели актрисы. Он фиксирует ее лик для вечности, избегая любого проявления человеческой индивидуальности.
Энди Уорхол работал с черно-белыми фотографиями, которые раскрашивались вручную. Мэрилин, поставленная на конвейер, как и долларовые купюры до этого, была призвана олицетворять не личность, но знак. Она бесценна, она постоянна, она нерастрачиваема.
Энди Уорхол, «Двести однодолларовых купюр», 1962 год
Несмотря на яркую оболочку, искусство Уорхола всегда так или иначе затрагивает тему смерти. Подобно натюрмортам vanitas, где повседневные вещи превращаются в сложную символику скоротечности жизни, размноженные портреты погибшей Монро, болеющей Лиз Тейлор или нарезка кадров с Джеки Кеннеди после убийства мужа показывают, насколько хрупко человеческое существование перед неизбежностью катастрофы.
Однако Уорхолу удалось десакрализировать даже смерть — ведь если у снимка крушения самолета, автомобильной аварии или электрического стула отобрать его эксклюзивность, превратив в бесконечную череду повторяющихся на разный лад картинок, то и благоговейный ужас перед вездесущим Танатосом тоже исчезнет. Не это ли мы наблюдаем каждый день, переключая телеканалы или скролля ленту новостей в смартфоне?
Энди Уорхол, Green Disaster (Green Disaster Twice), 1963 год
Существует мнение, что знаменитый электрический стул есть не что иное, как автопортрет самого художника, мечтающего уничтожить в себе всё живое и превратиться в автомат.
Энди Уорхол, «Электрический стул», 1964 год
Стиль и произведения
Стиль Уорхола в искусстве — это его собственная концепция поп-арта и артхауса. В кино он делает тоже самое, что и в живописи. Он всегда стирает границы. Всем известна эта легендарная банка супа Кэмпбелл. Критикам очень трудно признать это, но Энди не имел никакого второго смысла, когда её изображал и преподносил зрителям. Он видит её в качестве куска от гештальта. В психологии — это нечто большее, чем сумма вещей. Если кто-то смотрит на кухонный стол, то видит не стол, скатерть и тарелки на нём, но ещё и своё отношение к пространству и времени. Стол может ассоциироваться с чем-то, что является источниками комфорта или дискомфорта. Энди не мудрит с такими конструкциями, а просто рисует банку супа, который ему на самом деле нравится. Кухню никто придумать не сможет, не успеет, психику ослепляет сама этикетка, сам образ банки. Это, кстати сказать, основная сила воздействия коммерческих упаковок. Они работают ещё до того, как человек начинает думать в качественных категориях.
Энди Уорхол работы свои любил, но более любил самого себя. Это совершенно не означает, что он был законченным эгоистом. Он помогал тем, кого считал достойным. Почему? Потому что универсальные люди многофункциональны. Так он их видел, в этом их отличие от всех остальных вещей. Люди — это более вещи, чем вещи, потому что они люди. Они имеют право использовать объекты живой и неживой природы так, как им нравится. Вот такая у него была философия. И это вовсе не призыв к вседозволенности. Ему самому насилие не нравилось, поэтому он считал насилие неестественным для людей и вещей. В общем — такой парень, которому нравятся джинсы, которому не нужно объяснять, что делать зло — это зло, потому что делать зло ему было бы слишком сложно. Это вызывает дискомфорт, а вещи и универсальные люди должны быть в порядке. Железная логика аутиста, и придраться к ней невозможно.
Публика создала много шума вокруг портретов известных личностей, образа Ленина на красном фоне, диптиха Мэрилин Монро, содержащего множество её портретов и созданного после смерти актрисы, картины «Пистолет», название которой вводит в заблуждение, потому что на ней изображён револьвер. С уверенностью можно сказать, что Энди таких тонкостей просто не отсекал. Для него было куда более важным то, что на картине изображёна копия оружия из которого некто Валери Соланас, писательница, сценаристка и радикальная феминистка, широко известная в крайне узком кругу до покушения и ставшая знаменитостью после него. Это произошло на «Фабрике», которая представляла собой художественную мастерскую, клуб, киностудию и иногда вертеп. Результатом покушения стало то, что он испытывал большие физические и нравственные страдания. Три пули угодили ему в живот, был ранен кто-то ещё из тех, кто постоянно ошивался на «Фабрике» по делу и без дела. Однако Энди не стал подавать иск на Валери. Её приговорили к трём годам и принудительному лечению в психиатрической клинике.
Из-за покушения здоровье было серьёзно подорвано, но непосредственной связи между ним и смертью не было. Выстрелы прозвучали в 1968 году, а смерть наступила в 1987 году, через 19 лет. В эти годы художник продолжал заниматься творчеством, в частности — ставил свои эксперименты с раскраской гоночного автомобиля, который представлял собой динамическое произведение искусства.