Эвакуации
Большинство картин из коллекции Лувра пережили на своём веку три эвакуации. Во время Франко-прусской войны, а затем ещё двух мировых войн. При Наполеоне III Лувр был одновременно и музеем, и резиденцией правителя. Император имел грандиозные планы по реконструкции дворца, и его архитекторы начинают строительство нескольких новых помещений, в том числе Зала законодательных собраний.
Эпоха Наполеона III, последнего императора Франции, завершилась катастрофической для страны Франко-прусской войной. Вскоре после разгрома французских войск и пленения монарха, когда германские войска двигались к Парижу, а в самой столице кипело восстание, смотрители луврской коллекции приняли решение об эвакуации картин. «Брак» был отправлен в Брест и почти год пролежал в тамошнем арсенале, что не лучшим образом сказалось на полотне.
В Париж оно вернулось уже в 1871 году. Следующие 70 лет картина не покидала стен Лувра. Во время Первой мировой её, единственную из всей коллекции полотен эпохи Возрождения, оставили в Париже. А вот Вторую мировую «Брак» пережидал в Монтобане. В Лувр её вернули в 1942-м, ещё при немецкой оккупации. И определили в тот самый Зал законодательных собраний, построенный по приказу Наполеона III. Теперь это 711-й зал Лувра, и здесь выставлены лучшие произведения итальянской живописи.
711-й зал в Лувре после реставрационных работ в 2019 году. («Дилетант»)
Так «Брак в Кане Галилейской» занял то место, на котором находится и теперь. Место ужасно невыгодное. Полотно Веронезе висит ровно напротив «Моны Лизы». Именно поэтому «Брак» и является той самой картиной, к которой, по статистике, чаще всего поворачиваются спиной посетители Лувра.
Секреты работы ван Эйка и других нидерландцев
В 1430-х годах в нидерландской живописи произошло чудо. Ещё за 20-30 лет до этого изображение было совсем иным. Нам очевидно, что такие художники, как Брудерлам, рисовали по воображению.
Но вдруг почти в одночасье на картинах появилась невероятная натуралистичность. Как будто перед нами фотография, а не рисунок!
Слева: Мельхиор Брудерлам. Встреча святой Марии и святой Елизаветы (фрагмент алтарной картины). 1398. Монастырь Шанмоль в Дижоне. Справа: Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. Wikimedia Commons.
Я согласна с версией художника Дэвида Хокни (1937), что это вряд ли было связано с резко возросшим мастерством художников в отдельно взятой стране, в Нидерландах.
Дело в том, что за 150 лет до этого были изобретены… линзы! И художники взяли их на вооружение.
Оказалось, что с помощью зеркала и линзы можно создавать очень натуралистичные изображения (подробнее о технической стороне этого метода я рассказываю в статье «Ян Вермеер. В чем уникальность художника»).
Именно в этом секрет шляпы Арнольфини!
Когда предмет проецируется на зеркало с помощью линзы, его изображение оказывается прямо перед глазами художниками со всеми нюансами.
Однако я ни в коем случае не умаляю мастерства ван Эйка!
Работа с использованием таких вот приспособлений требует невероятного терпения и сноровки. Уже не говоря о том, что художник тщательно продумывает композицию картины.
Линзы в то время делали небольшого размера. И технически художник не мог взять и перенести все на холст разом, с помощью одной линзы.
Приходилось накладывать изображение кусочками. Отдельно лицо, ладони, половину люстры или тапочки.
Особенно хорошо такой коллажный метод виден в другой работе ван Эйка.
Ян ван Эйк. Святой Франциск получает стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии. Artchive.ru.
Видите, с ногами святого что-то не так. Они как будто не из того места растут. Изображение ступней наносилось отдельно от всего остального. И мастер ненароком их сместил.
Что ж, в то время ещё не изучали анатомии. По этой же причине часто кисти изображались маленькими по сравнению с головой.
Так что я вижу это так. Сначала ван Эйк выстроил в мастерской что-то наподобие комнаты. Затем отдельно нарисовал фигуры. И «прикрепил» к ним головы и руки заказчиков картины. Затем добавил остальные детали: тапочки, апельсины, набалдашники на кровати и прочее.
Получился коллаж, который создаёт иллюзию реального пространства с ее обитателями.
Обратите внимание, что комната как будто принадлежит очень обеспеченным людям. Но… насколько же она маленькая! А главное, в ней нет камина
Это легко объяснить как раз тем, что это не жилое помещение! Лишь декорация.
И вот что ещё указывает на то, что это очень искусный, великолепный, но все же коллаж.
Мы нутром чувствуем, что для мастера не было никакой разницы, что он изображает: тапки, люстру или человеческую руку. Все одинаково точно и кропотливо.
Нос с необычными ноздрями мужчины выписан так же тщательно, как и грязь на его обуви
Все для художника одинаково важно. Да потому что создано одним способом!
Три линейных корабля и двадцать картин
Паоло Веронезе большую часть жизни трудился в Венеции, создавая картины для богатейших и знатнейших жителей города. Сюжеты его работ мало чем отличались от сюжетов, к которым обращались его более именитые коллеги. Библейские мотивы, портреты заказчиков и их родственников и порой что-то из современной истории. Так, кисти Веронезе, жившего во второй половине 16 века, принадлежит картина, посвящённая битве при Лепанто — крупнейшему сражению той эпохи. Писал венецианский мастер даже и «Тайную вечерю», из-за чего едва не угодил на костёр инквизиции.
«Брак в Кане Галилейской» художнику заказал бенедиктинский монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Картина, рассказывающая о том, как Иисус Христос превратил воду в вино, должна была украшать трапезную. Заказ был выполнен, и следующие двести лет «Брак» провёл в трапезной. Висел бы он там, быть может, и поныне, кабы не Жан-Симон Бартельми — куда менее известный, чем Веронезе, художник.
Паоло Веронезе. Автопортрет, 1558−1563 годы. («Дилетант»)
В конце 18 века Венеция была захвачена Францией и по мирному договору (по сути, это был акт капитуляции) обязалась выплатить огромную контрибуцию, а также передать Франции три линейных корабля и 20 картин. Да-да, во Франции всегда ценили искусство, особенно итальянское. И, разумеется, Французская Республика не могла позволить венецианцам самим отбирать картины. В город прибыла комиссия, возглавляемая Бартельми, и художник лично отобрал 20 картин, среди которых был и «Брак в Кане Галилейской» кисти Паоло Веронезе
Бартельми как тонкий знаток истории и искусства обратил внимание на то, что среди гостей Веронезе изобразил знаменитых исторических деятелей своего времени. Если присмотреться к «Браку», то можно увидеть, например, английскую королеву Марию Кровавую или даже турецкого султана Сулеймана Великолепного.