Голландская живопись адриан ван остаде ямало-ненецкий автономный округ, пуровский район, пгт. уренгой автор-составитель: дрегун виктория николаевна, преподаватель.

Какими были картины малых голландцев

Габриэль Метсу. Спящий охотник

Прежде всего, картины были действительно маленькими – в первую очередь по сравнению с полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для залов дворцов и палаццо, для соборов и церквей. Теперь от художника требовалось не поразить размерами холста, масштабностью или величием фигур, а украсить городской интерьер и развлечь – поэтому одним из главным жанров малых голландцев стала бытовая живопись. Сюжеты из повседневной жизни, часто забавные или ироничные, наполненные символами и аллегориями – то, что украшало быт и повседневную жизнь бюргера и его домочадцев.

Питер Клас. Завтрак

Были очень востребованы натюрморты – сначала особенным спросом пользовались «цветочные» — имидж центра цветоводства складывался уже тогда. Позже в моду стали входить «завтраки» — композиции с белой скатертью и блестящей утварью. Постепенно натюрморты становились все более роскошными, пышными, экзотическими. Отдельным направлением этого жанра были ванитас – картины, призванные напоминать о бренности существования и неизбежности смерти.

Виллем Калф. Десерт

Многие художники писали пейзажи – именно в тот период изображения видов природы и городов превращались в самостоятельный жанр искусства, взяв на себя больше функций, чем просто создание фона. И здесь были вариации – художники писали марины и городские виды, лесные пейзажи и пасторали, ночь или зимы, кто-то специализировался на изображении лесных пожаров.

Арт ван дер Нер писал преимущественно ночные пейзажи

Голландцы любили свою родину – поэтому так востребованы были изображения местной природы. Отразить красоту того, что рядом, перед глазами – вот что было главной задачей художников.

Голландские живописцы XVII века обычно имели довольно узкую специализацию, этого требовала жесткая конкуренция на рынке картин. Зато работа в собственной нише давала возможность найти «своих» покупателей. Выбор картины будущим владельцем обычно определялся его профессией, образом жизни. Ученые приобретали натюрморты ванитас, богатые крестьяне и родившиеся в провинции бюргеры — сельские пейзажи, владельцы конюшен и любители животных покупали картины у анималистов.

ТВОРЧЕСТВО

Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян.

Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.

Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов («В школе», 1641, Париж, Лувр; «Крестьянский дом», Брюссель, собрание Т. Медденса; «Странствующий музыкант», 1648, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какими-то необыкновенными «золотисто-зелеными», а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками («Драка крестьян», Мюнхен, Старая пинакотека; «Веселые пьяницы», Гаага, Маурицхёйс; «Сельский концерт», ок. 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Два «Семейных портрета» (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает.

Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист».

Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах «Постоялый двор» (Лондон, Бэкингемский дворец) и «Отдых путешественника» (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине «Деревенский скрипач» (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург.

Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом. Вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.

История на картинах малых голландцев и малые голландцы в истории

Адриан ван Остаде. Крестьяне

В общем смысле этот период относится к эпохе барокко – но без той пышности и того великолепия, которыми отличается барочная живопись французских, итальянских и испанских мастеров. К тому же среди творений малых голландцев не встречались так распространенные в католической Европе картины на библейские сюжеты. Церковное искусство в протестантской Голландии не признавалось, а следовательно, церкви не были заказчиками или покупателями произведений живописи. Если и появлялись на холстах сюжеты из Библии, то они изображались в современной художнику обстановке, как будто перенесенные в новое время. Крупные исторические события и сражения также не были популярны у малых голландцев.

Ян Вермеер. Маленькая улица

Для их картин было характерно тщательное выписывание деталей, точность, отточенность техники, продуманность композиции, использование полутонов, теней. Некоторые использовали во время работы камеру-обскура. Известно, что с помощью этого прибора работал Ян Вермеер, которого иногда называют «великим малым голландцем».

Герард тер Борх. Бокал лимонада

Всего за двадцать лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Художники мало заботились об уникальности – ведь назначение картин не предполагало, что когда-нибудь они окажутся по соседству друг с другом в каком-нибудь музее. При этом, несмотря на количество произведений и непритязательность покупателей, творения малых голландцев стали настоящими жемчужинами живописи.

Мейндерт Хоббема — мастер изображения тихих сельских уголков

Ян ван Гойен — художник, чьи картины наполнены воздухом

Николас Мас, мастер жанровых сцен, один из последних представителей Золотого века голландской живописи

Французское вторжение 1672 года значительно пошатнуло рынок искусства, который после окончания войны больше уже не вернулся к уровню золотого века. Впоследствии отношение к малым голландцам было достаточно сдержанным – только в двадцатом веке этот феномен европейского искусства был оценен по достоинству. Сейчас, если и можно в чем упрекнуть эти произведения, то точно не в том, что они кажутся старомодными, напротив, трудно подобрать для малых голландцев более подходящий антураж, чем современный быт и нынешняя действительность.

Биография:

Возможно, Золотой век голландской живописи получил такое название не только потому, что подарил миру великих живописцев Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Хальса, Питера де Хоха и других, но и благодаря появлению так называемых «малых голландцев». «Малые» они не по талантам, а по небольшим камерным картинкам, пользовавшимся огромной популярностью у местного населения.

Одним из «малых голландцев» и является Адриан ван Остаде. Родился он в декабре 1610 года в городе Харлеме, в семье простого ремесленника. Но, тем не менее, из трех сыновей двое стали художниками – Адриан и Исаак.

В 24 года Адриан вступает в сообщество художников г. Харлема. В 1657 году он женится. В 1662 году становится главой Гильдии художников. Вот, собственно, основные вехи жизни Адриана. Но творческий путь его намного богаче и интереснее.

Адриану повезло учиться у прославленного Франса Хальса. Почти до 30 лет он подражает ему и рисует картины в его манере

Также под влиянием шедевров Рембрандта, Адриан начинает уделять внимание изображению света и тени, этой важной составляющей в живописи, благодаря которой эмоции людей становятся более живыми, а фигуры более выразительными. Но это будет позже

А пока начальный период творчества Адриана ван Остаде характеризуется небольшими жанровыми картинками из быта простого люда. Фигуры крестьян, лавочников, танцоров, пьяниц, игроков и прочих обывателей художник вырисовывает очень четкими контурами, и образы получаются немного резкими, но колоритными.

Из-под кисти художника выходят очень интересные жанровые сценки — с юмором, иногда с едким сарказмом, со знанием привычек и обычаев местного населения. Стоит рассмотреть его живописные картины, такие как «Ссора», «Кутеж крестьян в таверне», «Драка», «Крестьянин в красном берете курит трубку» и по ним легко будет представить нравы того времени.

Постепенно работы Адриана приобретают теплоту и мягкость, отточенность техники, полет кисти делается свободным, более продуманными становятся сюжеты и композиционные построения. В картинах также присутствуют юмор и улыбки.

И этот второй этап творчества уже сформировавшегося живописца ознаменован такими полотнами как «Бродячий музыкант», «Крестьянин расплачивается с долгами», «Счастливые крестьяне» и множеством других, прекрасно выполненных произведений.

Примерно с 1649 года Адриан ван Остаде уже зрелый художник, с огромной работоспособностью и с узнаваемым стилем. Сюжеты почти те же, что и раньше — быт и жизнь людей, но исполнение картин становится все блестящее и виртуознее: «Портрет семьи», «Алхимик», «Интерьер таверны с крестьянами, пьющими под окном», «Деревенская гостиница», «Двор коттеджа», «Деревенский скрипач», «Учитель». А также он рисует много портретов.

Великолепен его автопортрет, написанный в 1663 году – «Мастерская художника». Как чудесно передает автор общее настроение творческого человека, поглощенного любимым делом. Дневной свет проникает сквозь ажур мозаики и мягкими лучами озаряет мастерскую, различные предметы и рабочее место творца. Все наполнено теплом и гармонией.

Умер Адриан ван Остаде на 75-ом году жизни в Харлеме, в городе из которого он никогда не выезжал. Но это не помешало ему стать художником с мировым именем.

Благодаря тому, что его произведения нравились русскому государю Петру I, картины голландца появились в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Также эти небольшие по формату картинки разошлись по всему свету – музеи Вены, Мюнхена, Гааги, Парижа и даже Пензы, могут гордиться тем, что в их арсеналах есть работы Адриана ван Остаде.

Картины незамысловатые, иногда наивные, но такие характерные, веселые, живые, с танцующими, ссорящимися, гуляющими или работающими простыми деревенскими людьми.

ТВОРЧЕСТВО

Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян.

Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.

Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов («В школе», 1641, Париж, Лувр; «Крестьянский дом», Брюссель, собрание Т. Медденса; «Странствующий музыкант», 1648, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какими-то необыкновенными «золотисто-зелеными», а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками («Драка крестьян», Мюнхен, Старая пинакотека; «Веселые пьяницы», Гаага, Маурицхёйс; «Сельский концерт», ок. 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Два «Семейных портрета» (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает.

Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист».

Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах «Постоялый двор» (Лондон, Бэкингемский дворец) и «Отдых путешественника» (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине «Деревенский скрипач» (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург.

Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом. Вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.

Птицы с буквами

Фраза — это сочетание слов, которое выражает законченную мысль.
Расставь гнёзда на месте пробелов, чтобы составить несколько фраз. Количество гнёзд на одну фразу ограничено.

ПОДНИМИХЛЕБ (3 фразы)

Подними хлеб, под ним и хлеб, под ними хлеб

НАШЛАСЬТАМАРКА (3 фразы)

Нашлась Тамарка, нашлась та марка, нашлась там арка

СУТКАМИЕМХЛЕБСУХО­Й (4 фразы)

Сутками ем хлеб сухо­й, с утками ем хлеб сухо­й, с утками ем хлеб с ухо­й, сутками ем хлеб с ухо­й

ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ (6 фраз)

Поднимите перья, под ними теперь я, подними теперь я, подними те перья, под ним и те перья, под ним и теперь я

Вот пример ответа:

Сцены повседневной жизни

В то время как в изобразительном искусстве Италии, Фландрии и Испании преобладали духовные и религиозные сюжеты, голландские мастера обратились к светской тематике, в полном соответствии с протестантским представлением о том, что человеку не следует создавать «ложных идолов». Люди, покровительствовавшие живописцам, не были ни влиятельными правителями, которые заказывали произведения искусства для своих дворцов, ни религиозными лидерами, желавшими украсить церкви. Это были обычные люди, которым нравилось смотреть на красивые вещи — свидетельства их финансового благополучия. Поэтому голландские художники изображали в основном жанровые сцены, понятные богатому среднему классу, а также писали портреты, интерьеры, натюрморты и пейзажи или картины на исторические темы. Характерной их чертой было техническое мастерство и подчеркнутый реализм. Сами работы были небольшого размера, потому что предназначались для украшения кабинетов, гостиных или помещения магазинов.

По мере того как росло экономическое могущество, менялись и требования к художникам. Произведение должно было соответствовать вкусам покупателей, поэтому автор изображал предмет в точном соответствии с местными особенностями и периодом времени — это делало его работу еще более узнаваемой

Мастера северного Возрождения, такие как Ван Эйк, уделявший особое внимание мельчайшим деталям, не имели себе равных. И современники оттачивали мастерство в своем стремлении достичь его уровня

Нигде в Европе не было такого количества городов, как в Нидерландах, и самым богатым среди них был Амстердам. Впрочем, остальные центры немногим уступали ему. В Утрехте, к примеру, несколько художников, посетивших Рим, начали творить в манере, близкой к работам Караваджо. Подобно итальянскому живописцу подчеркивая контраст яркого света и глубокого черного фона, они создали стиль, известный как «утрехтский караваджизм». В целом голландские художники находились под влиянием барокко, хотя темы их произведений отличались от работ мастеров остальной Европы.

Основными видами изобразительного искусства того периода были живопись и гравюра. Художники обычно проводили несколько лет в обучении у известного мастера, прежде чем достигали технического совершенства и начинали работать самостоятельно. В отличие от остальной Европы, где художника приглашали для выполнения определенного заказа, голландские живописцы зачастую создавали полотно на свой страх и риск в надежде потом продать его на художественной ярмарке, которые проводились регулярно и собирали множество покупателей, рассчитывавших приобрести шедевр по сходной цене. Искусство было не только предметом национальной гордости, но и частью экономики страны.

«Золотой век» голландской живописи: знакомство

Пока Италия, Франция и Испания в 17 веке создавали яркие, барочные картины на религиозные темы, в Голландии писали скромные пейзажи и натюрморты. Узнаем, почему это произошло.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

1. Герард Дау. Девушка, режущая лук, 1646
2. Франц Халс. Портрет Конрада Витора, 1644
3. Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, 1665
4. Рембрандт. Ночной дозор, 1642
5. Ян Стейн. Гуляки, 1660

1. Ян ван Гойен. Зима, 1625
2. Бальтазар ван дер Аст. Яблоневый цвет, 1635
3. Герард Терборх. Семья точильщика, 1655

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Золотой век» голландской живописи — 17 век, когда в Нидерландах работали сотни художников в стиле, отличающемся от остальной Европы. Как так вышло?

Нижние Земли получили независимость. В 1581 году северные провинции Нидерландов освободились от Испанского владычества и образовали республику, в которую вошло семь провинций. Это дало мощный толчок их развитию.

️ Распространился кальвинизм — самое радикальное течение протестантизма. Аскетизм кальвинистов сказался на образе жизни, этике — и искусстве. Живопись начала уходить из церквей.

Вырос уровень жизни. Основными заказчиками стали бюргеры. Люди богатели, но кальвинизм не позволял им жить в роскоши. Чтобы показать достаток, они украшали дома маленькими картинами с занимательными и поучительными сюжетами.

Появился большой рынок живописи. Спрос родил предложение. Картин продавалось множество, в 17 веке в Голландии работало 2000 художников. У них была четкая специализация: один писал только натюрморты, другой — зимние пейзажи, и так далее.

1. Арт ван дер Нер. Зимний пейзаж с катающимися на коньках, 1655
2. Адриан ван де Вельде. Семья на фоне пейзажа, 1667
3. Адриан ван Остаде. Художник в мастерской, 1663
4. Питер де Хох. В спальне, 1659
5. Виллем Клас Хеда. Натюрморт с ежевичным пирогом, 1645

Что же делает голландцев такими особенными и как узнать их в картинной галерее?

Маленький формат картин — некоторые умещаются в ладонь. Их вешали в домах с аскетичной обстановкой — там было не до огромных полотен. Поэтому художников называют «малыми голландцами» (ну, и еще из-за приземленных сюжетов).

Сдержанная палитра. Картины не многоцветные, преобладают оттенки коричневого и охры, разбавленные серым.

Бытовые сцены. Библейские и исторические сюжеты редко попадают на картины голландцев. Обычно это домашние хлопоты, профессиональная деятельность. Даже если голландец пишет библейский сюжет, он похож на бытовую картину.

Внимание к деталям. На заказ писали, в основном, портреты, остальное выставляли на продажу

Художники знали, что нравится покупателям: тщательная детализация, внимательно выписанные фрукты, наряды, интерьеры.

Символизм. Голландские картины заключают в себе несколько смысловых слоев: что мы видим, как это связано с исторической и бытовой реальностью и что это символизирует.

Габриель Метсю. Девушка, читающая письмо, 1664–1666

1. Якоб ван Рейсдал. Луч света, 1665
2. Якоб ван Рейсдал. Берег в Эгмонд-ан-Зее, 1675
3. Мейндерт Хоббема. Аллея в Мидделхарнисе, 1689

Литературные жанры

Ответь на вопросы о литературных жанрах. Верный ответ пометил жирным.

Может ли вся сказка быть написана в стихах? Да/нет

Что важнее в стихотворении? Вымысел/Рифма и ритм

Могут ли у героя стихотворения быть волшебные способности? Да/нет

Обязательно ли герой стихотворения должен кого-то победить в конце? Да/нет

Можно ли использовать эпитеты в стихотворении? Да/нет

Кто более вероятно станет главным героем исторического романа? Наполеон/Незнайка

Может ли в романе быть только один герой и одна сюжетная линия? Да/нет

К какому роду литературы относится исторический роман? Эпос/Драма

Могут ли в историческом романе также быть вымышленные персонажи? Да/нет

Должны ли в конце исторического романа быть назидание читателю, мораль? Да/нет

Пример ответа:

Happy

Sad

Excited

1

Sleepy

Angry

6

Surprise

Какими были картины малых голландцев

Габриэль Метсу. Спящий охотник

Прежде всего, картины были действительно маленькими – в первую очередь по сравнению с полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для залов дворцов и палаццо, для соборов и церквей. Теперь от художника требовалось не поразить размерами холста, масштабностью или величием фигур, а украсить городской интерьер и развлечь – поэтому одним из главным жанров малых голландцев стала бытовая живопись. Сюжеты из повседневной жизни, часто забавные или ироничные, наполненные символами и аллегориями – то, что украшало быт и повседневную жизнь бюргера и его домочадцев.

Питер Клас. Завтрак

Были очень востребованы натюрморты – сначала особенным спросом пользовались «цветочные» — имидж центра цветоводства складывался уже тогда. Позже в моду стали входить «завтраки» — композиции с белой скатертью и блестящей утварью. Постепенно натюрморты становились все более роскошными, пышными, экзотическими. Отдельным направлением этого жанра были ванитас – картины, призванные напоминать о бренности существования и неизбежности смерти.

Виллем Калф. Десерт

Многие художники писали пейзажи – именно в тот период изображения видов природы и городов превращались в самостоятельный жанр искусства, взяв на себя больше функций, чем просто создание фона. И здесь были вариации – художники писали марины и городские виды, лесные пейзажи и пасторали, ночь или зимы, кто-то специализировался на изображении лесных пожаров.

Арт ван дер Нер писал преимущественно ночные пейзажи

Голландцы любили свою родину – поэтому так востребованы были изображения местной природы. Отразить красоту того, что рядом, перед глазами – вот что было главной задачей художников.Голландские живописцы XVII века обычно имели довольно узкую специализацию, этого требовала жесткая конкуренция на рынке картин. Зато работа в собственной нише давала возможность найти «своих» покупателей. Выбор картины будущим владельцем обычно определялся его профессией, образом жизни. Ученые приобретали натюрморты ванитас, богатые крестьяне и родившиеся в провинции бюргеры — сельские пейзажи, владельцы конюшен и любители животных покупали картины у анималистов.

Отличительные черты голландской художественной жизни:

  1. Так как кальвинизм не признавал церковного искусства вообще, то голландские художники потеряли очень выгодного заказчика – Церковь, им пришлось отказаться от религиозных сюжетов и искать новые. Окружающая действительность заинтересовала мастеров.
  2. Картины стали писать небольшого размера, так как они предназначались не для храмов и дворцов, а для интерьера обычного жилого дома, иногда очень даже скромного. Вот почему голландских мастеров XVII века называют «малыми голландцами».
  3. Заказчиками были горожане и ремесленники, а иногда даже крестьяне. Никогда не бывало такого в истории живописи, чтобы картины висели почти в каждом доме.
  4. XVII век — золотой век голландской живописи, он отличается огромной продуктивностью. Можно сказать, что художники налаживали конвейер по производству картин, писали их целыми партиями, до пяти картин в неделю.
  5. Каждый художник работал в каком-то одном жанре, более того, внутри каждого жанра была своя специализация, например, кто-то писал только вечерние и ночные пейзажи, кто-то только натюрморты-завтраки, кто-то цветы, и так далее. Ничего подобного не было ни в одной художественной школе другой страны.
  6. Часто случалось так, что над одной картиной трудился коллектив художников, один писал пейзаж, другой людей, третий и четвёртый ещё что-нибудь.

Как уже сказано, художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны, и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П.Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В.К. Хеда, цветы — К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. В 18 и 19 в. в произведениях «малых голландцев» видели только имитацию реальности и восхищались правдоподобием и виртуозным воплощением красоты материального мира. Выставки и публикации преимущественно голландских искусствоведов 1970-х — 1980-х г. показали, что во многих картинах скрыты аллегории пяти чувств или времен года, любовная эмблематика, намеки на народные пословицы, понятные современникам, но с течением времени утраченные. К малым голландцам относились: Рейсдал, Г. Доу, Я. Стен, А. Кейп, Остаде, Хендрик Аверкамп, Эгберт фан дер Пул, Я. Порселлис, С. де Флигер, Ф. Конинк, П.Я. Санредам, А. де Лорм, П. Класс, . К. Хеда, К. де Хем, П. Де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх, Ян Вермеер Делфтский.

«Скрипач».Адриан ван Остаде.

Болото. Я. Рейсдал.

«Учитель».Адриан ван Остаде.

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  VА  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Зеркало природы

Небывалый реализм стал одной из характерных черт живописи этого периода. Эффект света, струящегося сквозь оконное стекло, унаследован напрямую от итальянского барокко. На картине художник — вероятно, сам автор картины, хотя лицо его не видно зрителю, — работает над портретом молодой женщины. Она стоит у окна, на фоне висящей на стене большой карты Нидерландов. Складка разделяет северные и южные провинции, что символизирует политическое и религиозное противостояние. На картине множество других символических знаков, некоторые из которых отсылают к католицизму и гонениям на него. Вермеер, как ни странно, остался католиком в своей протестантской стране.

«Искусство живописи» («Мастерская художника»), Ян Вермеер, около 1666, холст, масло

Алексей Саврасов и Василий Перов: деревья одному, людей — другому

Передвижники Василий Перов и Алексей Саврасов были друзьями, поэтому не раз друг другу на картинах что-нибудь подрисовывали (с согласия, конечно). В 1871 году Перов работал над своей знаменитой картиной «Охотники на привале». Позировали мастеру его товарищи: врач Дмитрий Кувшинников, художник Василий Бессонов и чиновник Николай Нагорнов.

В. Г. Перов «Охотники на привале» (1871)

Мужчин, одежду, ружья, добычу Перов изобразил мастерски, поскольку сам был большим любителем пострелять по уткам и прекрасно знал экипировку охотника. А вот пейзаж… Уметь-то он умел — но вот большой тяги к деревцам, цветочкам да кочкам не испытывал. Закончить живописный фон помог автор известной картины «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов.

В «Птицелове» Перова Саврасов тоже помогал писать пейзаж. Говорить об этом он не любил, словно соавторство задевало его самолюбие. Он ведь умел изображать не только деревья:

«Хорош бы я был мастер, если бы грача мне написал Васька Перов, а я бы только лазурь и облака».

В. Г. Перов «Птицелов» (1879)

Но всё же и Саврасов прибегал к услугам «Васьки». В 1870 году Алексей Кондратьевич начал писать картину «Волга в окрестностях Юрьевца». Эскизы реки он сделал во время путешествия по Волге, а вплотную приступил к работе в учебной мастерской Московского училища ваяния и зодчества (в этом учебном заведении оба художника были профессорами). Перов увидел работу приятеля, оценил замысел и помог с написанием человеческих фигур.

А. К. Саврасов «Волга в окрестностях Юрьевца» (1870)

Исаак Левитан: сено лучше черепов

Любитель уединенных прогулок и мастер лирического пейзажа Исаак Левитан написал в 1879 году картину «Осенний день. Сокольники». Он показал ее другу Николаю Чехову, художнику и брату знаменитого писателя. Николай посмотрел на полотно и предложил добавить фигуру загадочной женщины в черном. Предложил — и сам сделал. Итоговая версия понравилась Павлу Третьякову, который поспешил купить работу.

И. И. Левитан «Осенний день. Сокольники» (1879). Источник

Людей Левитан изображал неохотно и редко, но нельзя сказать, что они живописцу совсем не давались. Он 11 лет отучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и блестяще прошел итоговое испытание: написал этюд с обнаженного натурщика — хотя в годы учебы он отказывался рисовать черепа, скелет и всё, что ассоциировалось у него со смертью.

Константин Коровин вспоминал, как поспорил с Левитаном, нужно ли художнику знать анатомию. Слова последнего объясняют многое в его творчестве: «Я хочу писать стог сена, в нем же нет костей и анатомии…»

Рекомендации

  1. ^
  2. Журнал Century Тимоти Коула, том 48, выпуск 2 (июнь 1894 г.) Старые голландские мастера. Адриан Ван Остаде
  3. ^
  4. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Ostade s.v. Адриан Остаде «. Британская энциклопедия. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 355–356.
  5. De archiefbescheiden van het St. Lukasgilde te Haarlem 1497–1798, Hessel Miedema, 1980, ISBN  90-6469-584-9
  6. Среди сокровищ Лувр Это поразительная фотография отца, сидящего в государстве, его жена рядом с ним, в окружении его сына, пяти дочерей и молодой супружеской пары в красиво обставленной комнате. По старинной традиции Остаде здесь нарисовал себя и своих детей в праздничных нарядах; но стиль слишком изыскан для художника хамы, а у Остаде была только одна дочь.

Dagelijckse aantekeninge, Винсент Лауренс ван дер Винне, вступительное слово Берта Слиггерса-младшего, Харлем, 1979 г. ISBN  90-228-3898-6

Настоящие книги

Распредели книги. Одних нет в русской литературе, другие есть.

ЕСТЬ:

Федорино горе
Тараканище
Крокодил Гена и его друзья
Серая шейка
Лев и собачка
Малахитовая шкатулка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Белый Бим, Чёрное ухо
Севастопольские рассказы
Властителям и судьям
Хорошее отношение к лошадям
Недоросль
Песнь о вещем Олеге
Мартышка и очки
Каштанка
Свинья под дубом
Двенадцать месяцев

НЕТ:

Кукушка-путешественница
Емеля
Непонимайка
Серый хвостик
Цветик-шестицветик
Телефонище
Царь Салтан
Мартышкины очки
Алёша Попович и Соловей Разбойник
Белкин
Майский полдень
Пугачев
Старушка Изергиль
Кавказская пленница
Капитанская дочь
Сказка о царе Гвидоне
Бедный всадник
Попрыгунья стрекоза
Сказка о царе и султане

Пример ответа:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: