Живопись
После 2-летней работы в Крыму, Айвазовский написал немало картин морской тематики, а также увлекся батальной живописью. Более того, он участвовал в военном конфликте на берегу Черкесии, вследствие чего сделал наброски происходивших событий для предстоящей работы – «Десант отряда в долине Субаши».
Когда эту картину увидел император Николай I он сразу же купил ее. В результате, у Ивана появился покровитель в виде русского императора. Став дипломированным художником, он также получил личное дворянство.
«Девятый вал»
Примерно тогда же Айвазовский начал тесно общаться с живописцем Карлом Брюлловым и композитором Михаилом Глинкой. В 1840 г. он вместе с коллегой поехал в Италию, где познакомился с Николаем Гоголем. Здесь у него выработался характерный стиль написания картин.
Иван работал на улице лишь непродолжительное время, после чего шел в мастерскую. Тут он дописывал полотно по памяти, прибегая при этом к импровизации. Интересен факт, что когда он представил свой новый шедевр на тему сотворения мира – «Хаос», он сразу же был приобретен Папой римским Григорием XVI.
Понтифику настолько понравился холст, что он наградил русского художника золотой медалью. Картины Ивана удостаивались высоких похвал от разных искусствоведов, а также прекрасно распродавались. К тому моменту он уже имел европейское признание, удостоившись золотой медали от руководства Парижской академии художеств.
Позднее Айвазовский посетил несколько стран Европы, вернувшись домой в 1844 г. Стоит заметить, что в Бискайском заливе судно, на котором он плыл, попало в шторм и едва не пошло ко дну. В прессе даже появились новости будто живописец погиб.
В последующие годы биографии Иван Айвазовский стал художником Главного морского штаба России, после чего ему доверили должность профессора в стенах родной академии. Мужчина массово писал картины на морскую тематику, однако он стал автором и немалого количества крымских городских пейзажей.
Кроме этого, кисти Айвазовского принадлежит достаточно много полотен, в основе которых лежит историческая, портретная и библейская тематики. В 1857 г. он отправил на выставку в Париж цикл из 4-х пейзажей «Богатства России», за который первым из русских художников удостоился французского ордена Почетного легиона.
В 1880 г. мастер основал в своем доме выставочный зал. Эта дата считается годом открытия Феодосийской картинной галереи, которую Иван Айвазовский завещал родному городу. Он был первым среди русских живописцев, кто начал организовывать выставки картин не только в России, но и за границей.
Иван Константинович продолжал часто путешествовать, черпая вдохновение в разных уголках планеты. Когда ему было около 75 лет, он вместе с супругой побывал в США. В скором времени им была представлена картина «Ниагарский водопад».
Айвазовский удостоился множества самых престижных наград, а также получил звание действительного тайного советника, что приравнивалось к чину адмирала.
Встреча с Пушкиным
В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.
Сумерки в бухте Золотой Рог
За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.
Айвазовский в Италии
Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.
Неаполитанский залив
Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.
Тифлис
Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.
Хаос. Сотворение мира. 1841
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на море ночью»
Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на море ночью»
Море во всех его состояниях – это основная тема полотен Ивана Константиновича Айвазовского. Одним из его шедевров, бесспорно, считается картина «Буря на море ночью», которая была написана художником в 1848 году.
Сюжет картины достаточно привычен для произведений Ивана Айвазовского: ночь, бурное море и одинокий корабль, борющийся с разбушевавшейся стихией. И лишь Луна, появившаяся в просвете облаков, наблюдает за происходящим с отстраненным равнодушием. Но человек победит в этой борьбе, ведь после тьмы всегда приходит свет.
Как и на большинстве других полотен Айвазовского, море не вызывает ощущения статичности. Оно движется, оно бурлит, оно живое.
Лунный свет, отражающийся в бушующей воде, придает полотну еще большую естественность и подчеркивает невероятную динамику морской стихии. Зритель буквально ощущает упругие потоки воздуха и брызги морских волн…
Картина написана в темных тонах, и лишь в центре, яркое пятно Луны и озаренных ею волн, создают иллюзию внутреннего свечения всей картины.
Именно цветовая гамма передает поразительный символизм каждого элемента этого полотна.
Темный, накренившийся на один борт, корабль, смещенный несколько в сторону от центра и находящийся в тени явно указывает на тяжесть борьбы его команды с несопоставимой человеческим силам стихией.
В то же время лунный свет в центре картины несет в себе надежду на спасение и веру в то, что буря вот-вот закончится и надо только выдержать ее последние удары. Использование художником теплых оттенков создает еще большую уверенность в победе человека над природой.
(4 votes, average: 3.75
Крымско-европейский период
Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В. Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н. Гоголем.
Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У. Тернер. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию.
Краткая биография Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия. Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский. Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.
17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.
После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.
В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).
Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Детство мариниста
Иван в то время увлекался рисованием. Он жил в Крыму, недалеко от Черного моря, красота которого завораживала его с ранних лет. Мальчик мог часами сидеть на берегу и наблюдать за волнами. Именно водная стихия вдохновляла будущего художника творить.
Айвазовский особенно сильно любил наблюдать за бушующим штормом на море
Бюджет семьи не позволял тратить средства на краски, кисти и холсты. Мальчик поначалу рисовал песком на пляже. Свои работы он не мог представлять родителям, сестрам и братьям, так как морская стихия прятала их под собой сразу же после сотворения. Единственный способ сохранить работы на время – создавать рисунки на стенах дома.
С помощью уголька маринист разрисовывал белые стены и показывал свои старания родителям. Мать видела, что у сына талант к искусству, а отец не разделял ее восторга. В 10 лет Иван понял, что способен помогать маме и папе. Он устроился на работу в местную кофейню, чтобы вносить лепту в семейный бюджет.
Родители понимали, что их сын вырастет самостоятельным и трудолюбивым. Несмотря на плотный рабочий график, Ваня всегда находил время для рисования. В то же время он искусно овладел игрой на скрипке, что сильно повлияло на его жизнь. Первая судьбоносная встреча для будущего художника произошла с известным архитектором Яковом Кохом.
Он настолько был впечатлен работами подростка, что решил вложиться в его талант. Кох регулярно привозил мальчику новые краски, карандаши, листы и прочие принадлежности. Это позволяло мальчику развивать свой талант.
Вторая встреча, внесшая изменения в жизнь Айвазовского, была с губернатором города. Александр Казначеев услышал игру мальчика на скрипке и удивился его умениям. Он решил, что нельзя упускать из виду такое дарование и подарил ему шанс на получение хорошего образования.
Иван Айвазовский во время учебы в академии являлся самым младшим учеником
С 1830 года Айвазовский являлся учеником симферопольской гимназии. Позднее он познакомился с Натальей Нарышкиной – супругой губернатора крымского города. Подросток часто заходил в гости в эту семью, где пользовался богатой библиотекой и мог получать знания по живописи и искусству.
Наталья понимала, что ее статус позволяет ей помочь талантливому ребенку хорошо устроиться в жизни и стать известным творцом. Она написала письмо своему знакомому – главе академии художеств в Петербурге.
Тот, в свою очередь, связался с императором, что поспособствовало зачислению подростка в императорскую академию. Так в 13 лет Айвазовский стал учеником у мастера Воробьева. Живописец познакомил дарование с Филиппом Танкером, который повлиял на развитие карьеры художника.
Музей Айвазовского в Феодосии
Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему.
Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея. Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.
Время войны здание было разрушено — от попадания корабельного снаряда.
Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.
В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада. Такие особенности здания необычны для Крыма.
При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.
Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.
Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.
Биография 2
Иван Айвазовский — русский художник-маринист. Появился на свет 17 июля 1817 года в армянской семье под именем Ованнес. Иван с малых лет начал увлекаться музыкой, рисованием и даже сам обучился игре на скрипке. Известный архитектор Яков Кох является одним из первых, кто заметил одаренность Айвазовского, дал ему основные уроки и всячески помогал в развитии способностей.
Иван переехал в Петербург в возрасте 16 лет и начал обучение в академии у живописца Воробьева. Уже тогда он показывал невообразимые результаты своего труда, а позже стал помощником французского мариниста Филиппа Таннера.
Художник запрещал Айвазовскому писать картины самостоятельно, но тот все же ослушался наставника. Его работы получали очень хорошие комментарии. Но вскоре Таннер пожаловался царю Николаю I и все произведения молодого художника убрали с выставки. Только спустя полгода он заслужил прощение и занялся изображением морских баталий. Всего через несколько месяцев он получил награду за картину «Штиль». Вскоре художественная академия приняла решение закончить обучение Айвазовского на пару лет раньше положенного за его успехи. Вместо учебы он должен был самостоятельно работать в Крыму, а потом отправиться в командировку за границу 6 лет.
В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Затем Айвазовский уехал в Венецию, а потом в Рим. Иван очень много проработал в Италии, где получал в основном только положительные отзывы местных критиков. Затем он посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где гулял слух, что художник погиб при кораблекрушении.
Айвазовский продолжал путешествовать и стал знаменит почти во всем мире. Сейчас он известен больше всего как маринист, но Иван также писал крымские пейзажи и исторические события. За всю жизнь он создал более 6 тысяч произведений, среди которых известные всем «Девятый вал» и «Наполеон на острове Святой Елены». Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, находящуюся в его собственном доме.
Иван Айвазовский закончил свой жизненный путь в 1900 году на родине и похоронен около средневековой армянской церкви.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Личная жизнь
Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.
В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.
На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.
Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника».
Неаполитанский залив
Во время путешествия в Италию, Айвазовский написал одну из своих самых известных картин – «Неаполитанский залив». Европа была настолько поражена мастерством российского автора, что назвала его одним из лучших художников во всей Европе. Король Фердинанд Карл и Папа Римский Григорий XVI лично выразили желание увидеть картину российского автора. После увиденного, они были поражены мастерством Айвазовского, и Папа вручил ему золотую медаль. Во время написания картины Айвазовский окончательно определился как художник-маринист, который использует методы создания картин по памяти.
Художественное наследие
Творчество Ивана Айвазовского является несомненным богатством и достоянием русской культуры. За свою плодотворную жизнь художник написал около 6000 картин и устроил 125 персональных выставок по всему миру. Он задолго до своего конца начал создавать собственный музей в Феодосии. Город свой он любил страстно, отдавал много сил его благоустройству и просвещению. Еще в 1845 году Айвазовский спроектировал и построил Феодосийский музей древностей, к которому позже присоединил дополнительный зал для демонстрации собственных полотен. Этот музей стал настоящим культурным центром города. После смерти художника галерея по его завещанию стала собственностью города. Но у властей не было ни средств, ни мотивации, чтобы заниматься ею. И только с приходом советской власти в 1921 году музей обрел государственный статус и начал возрождаться. Сегодня в коллекции музея Айвазовского хранится около 600 полотен. Крупнейшие собрания работ Айвазовского находятся также в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Национальной картинной галереи Армении, в Петергофе. Но кроме того, работы русского мариниста есть почти во всех крупнейших музеях мира. Его полотна нередко появляются на мировых художественных аукционах, производя там всякий раз фурор. В 2012 году на аукционе «Сотбис2 работа художника «Вид Константинополя и Босфора» была продана за рекордные 3,2 млн фунтов стерлингов.
Карьера Живописца
В 1847 году Иван Константинович стал членом Императорской Академии художеств. К этому времени его творческий почерк уже определился. Конечно, в первую очередь он был известен как художник-маринист, но много писал и на другие темы. Морской пейзаж, батальные сцены, пейзажи крымских и других прибрежных городов, а также портреты, хотя их и немного — творческое наследие художника поистине многогранно. Однако, очевидно, что в большинстве его самых известных произведений определяющей является морская тема. После возвращения в Россию Айвазовский отказывается от заманчивых предложений работы в столице и уезжает в Феодосию. Он строит дом на городской набережной. Это его дом — отныне и навсегда. Художник часто бывает по делам в Санкт-Петербурге, зимой выставляет там свои работы. Много путешествует по Европе, участвует в экспедициях. Начинается самый плодотворный творческий период в жизни Ивана Константиновича. Его работы имеют успех, картины хорошо продаются, карьера стремительно развивается.
Айвазовский становится состоятельным человеком. Кроме дома в Феодосии, он приобретает имение в расположенной неподалеку деревне Шейх-Мамай и дом в Судаке, рядом с дачей армянского композитора А. Спендиарова. Пришедшее богатство дало возможность свободно распоряжаться сравнительно большими средствами, но не изменило характера Ивана Константиновича и не повлияло на его активную общественную позицию.
Самые дорогие картины Айвазовского
Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.
И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.
Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.
И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.
Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.
Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.
И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.
Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.
И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.
Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.
Память
Иван Айвазовский — горячо любимый и чтимый художник. Признание он получил еще при жизни, но и после смерти о нем не забыли. Большую популяризаторскую работу ведут многие российские музеи и музей Айвазовского в Феодосии, они собирают полотна художника, проводят выставки. Память о художнике увековечена в наименовании астероида. Также в Симферополе, Кронштадте и Ереване установлены памятники Айвазовскому. А в родной Феодосии кроме памятника возле музея в его честь еще создали два фонтана. Также в его честь названа одна из улиц Феодосии и железнодорожная станция города. Во многих городах России есть улицы имени художника.
И.К. Айвазовский в Нахичевани
Библиография
- Лазаревская энциклопедия
- Булгаков Ф.И. Альбом 120-й выставки картин Айвазовского И.К. С.-Петербург: типография А.С. Суворина, 1896
- Л. Вагнер и Н. Григорович. Повесть о художнике Айвазовском. «Детгиз», 1958
- Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., «Государственное издательство изобразительного искусства», 1958
- Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., «Искусство», 1962
Хачатрян Ш. Певец моря // Газета «Коктейль» № 27 (35) от 12-18 июля 1997
- Айвазовский И.К. Документы и материалы. Издательство «Айастан», Ереван, 1967
- Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. К 150-летию со дня рождения. М., «Знание», 1967
- Барсамова С.А. Галерея Айвазовского. Симферополь, «Крым», 1968
- Барсамов Н.С. Айвазовский в Крыму. Симферополь, «Крым», 1970
- Вагнер Л.А., Григорович Н.С. Айвазовский. М., «Искусство», серия «Жизнь в искусстве», 1970
- Хачатрян Ш.Г. Айвазовский. «Советский художник», 1989
- Чурак Г.С. Иван Айвазовский. М., «Белый город», 2000
- Рудычева И.А., Скляренко В.М. Иван Айвазовский. Харьков, «Фолио», 2010
- Андреева Ю.И. Айвазовский. «Вече», 2013
- Орлова Е. Иван Константинович Айвазовский. М., «Рипол классик», 2014
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.288, ISBN 978-9939-0-1120-2
- Акопян-Гаспарян Э. Армения – их колыбель. Рязань, 2002
- Армянский вопрос / Под ред. К.С. Худавердяна. Ер., 1991
- Барсамов Н.C. и Барсамова С.А. «Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского»
- Булгаков Наши художники. Т. I. СПб., 1890
- Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1971
- Ерканян В.С. Армянская культура в 1800-1917 гг. / Пер. с арм. К.С. Худавердяна. Ер., 1985
- Иван (Ованес) Айвазовский (документы и материалы). Ер., 1967г.//Составители М.Саркисян, Г.Арутюнян, Г.Шарибян. Редактор З.Башинджагян
- Саргсян М.С. Жизнь великого мариниста: Иван Константинович Айвазовский. Перевод с армянского Е.В. Барашьяна. Предисловие, подготовка текста и комментарии Д.А. Лосева. Послесловие Ш.Г. Хачатряна. Феодосия, Издательский дом «Коктебель», 2010
- Хачатрян Ш. «Айвазовский. Апостол мира и гуманизма».Ер., Принтинфо. 2007
- Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., 1978
- Самин Д.К. Сто великих художников. Иван Константинович Айвазовский. М., 2004. С. 239-245
- Чурак Г. Иван Айвазовский // Журнал «Великие имена». Из собраний Государственной Третьяковской галереи. 2007. № 4
- Балаян С.Б.Всемирная серия. Народы и времена. Украина. Крым. Армяне.Издательство:Таврия-ДОЛЯ //Симферополь, 2007, ISBN978-966-435-158-1/ 978-966-336-115-4
- Айвазовский Иван Константинович. Сайт о жизни и творчестве художника
- Биография
- Развлекательно-познавательный блог «Коктейль»:7 ГЛАВНЫХ БЕСТСЕЛЛЕРОВ ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО
- И.К. Айвазовский — Из истории русского флота
- Айвазовский
- Иван Константинович Айвазовский — Русская живопись
- Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского — Список работ
- Биография.ру
- Музы Айвазовского
- Орден на шее собаки — Голос Армении
- Айвазовский и Турция. Российское зарубежье во Франции 1919-2000 гг. биогр. словарь : в 3 т. / под. общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — Наука : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008-2010. — 3 Т.
- Могилы знаменитостей — Народ.ру
- Энциклопедия Армении
- Айвазовский Иван Константинович «Счастье улыбнулось мне!»
- Хронос
- Культура России
- Иван Айвазовский и его феодосийский дом
- Айвазовский Иван Константинович: «Счастье улыбнулось мне!»
- Нахичеванская-на-Дону армянская община » Иван Айвазовский в Таганроге
- Звезда первой величины – Русское единство
- Иван Айвазовский: иметь, чтобы помогать
- Шаэн Хачатрян. Иван Константинович Айвазовский – Армения или Россия?
- Известные картины Ивана Константиновича Айвазовского
- И. К. Айвазовский и его соотечественники
- Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки
- Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере
- Айвазовский
- ЛИЦА АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ: ВЫПУСК XV. ПОРТРЕТНЫЕ РАБОТЫ ВЕЛИКОГО МАРИНИСТА
- 8 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ИВАНЕ АЙВАЗОВСКОМ
- НЕУЗНАВАЕМЫЙ АЙВАЗОВСКИЙ: НЕ ТОЛЬКО МОРСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
- ТАЙНЫ 5 МИСТИЧЕСКИХ ПОЛОТЕН ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО
- АЙВАЗОВСКИЙ В АДРЕС АБДУЛ-ГАМИДА II: «Я ШВЫРНУЛ ЕГО ОРДЕНА В МОРЕ, ПУСТЬ ОН И МОИ КАРТИНЫ ВЫБРОСИТ В МОРЕ»