Черные и белые стороны художника дейнеки

Детство и юность

Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье слесаря железнодорожного депо. Первое знакомство мальчика с миром живописи состоялось благодаря найденным в старом семейном сундуке иллюстрированным журналам и лубочным картинкам. Вскоре в подаренном бабушкой альбоме появились первые зарисовки скачущих лошадок, птичек и собак, марширующих солдатиков и дам под зонтиком.

Первые профессиональные навыки Саша получил в местной художественной студии, в 16-летнем возрасте поступил в Харьковское художественное училище

После Февральской революции 1917 г. Харьковское училище было закрыто и Дейнека вернулся в Курск, устроился художником рисования в местной женской гимназии, затем стал фотографом в уголовном розыске. В 1919 г. Александр был призван в Красную армию, в качестве художника–оформителя занимался агитационной и пропагандистской работой. В августе этого года в опубликованной журналом «Наш день» статье молодой художник сформулировал свое творческое кредо и заявил о желании стать «художественным летописцем» героической борьбы пролетариата за справедливое устроение общества.

В 1921 г. после демобилизации Александр Дейнека был направлен Курским отделом народного образования на учебу в Москву и стал студентом полиграфического факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Его наставником стал известный российский художник и график В.В. Флаворский, под влиянием которого были созданы многие студенческие работы — офорты «Акробаты», «Метатели диска», гравюра «Танец». В 1925 г. у Александра возникли разногласия с администрацией училища, ему не были зачтены результаты производственной практики в журнале «Безбожник у станка», и Дейнека покинул училище.

Библиография

Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.

  • А. А. Дейнека: . — M., 1935;
  • Никифоров Б. М. А. Дейнека. — Л. 1937;
  • С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов: . — М.: ГТГ, 1944;
  • Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
  • А. А. Дейнека: . — M., 1957;
  • Konečny D., A. Dejneka. — Praha, 1961;
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — С. 4.
  • Почтовая марка России, 2017 года, из серии «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Футбол в искусстве». На марке помещена репродукция картины А.А. Дейнеки «Футбол» (1928 год). А. А. Дейнека: . — M., 1969;

  • Дейнека А. Жизнь, искусство, время. — М., 1974;
  • Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
  • А. А. Дейнека: . — M., 1980;
  • Сысоев В. П. А. Дейнека. — Л., 1982;
  • Ненарокомова И. «Люблю большие планы…»: Художник Александр Дейнека. — М., 1987;
  • А. А. Дейнека: . — M., 1989;
  • А. А. Дейнека: . — M., 2001;
  • Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
  • Дейнека. Графика. — М.: Интерроса, 2009;
  • Якимович А. Дейнека и другие: свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76—85;
  • Дейнека. Живопись. — М.: Интерроса, 2010;
  • А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура: ,/ Тексты И. Вакар, И. Лейтес, Л. Бедретдинова, Е. Воронович, К. Кэр. — M.: ГТГ, 2010;
  • Воронович Е. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — № 8. — С. 11—15;
  • Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
  • Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. — № 3. Сентябрь. — М., 2011. — С. 28—37;
  • Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. — М.: Интерроса, 2012;
  • ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
  • EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012;
  • Воронович Е. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. — М., 2017.

На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.

“Паровой молот на Коломенском заводе”, 1925

“Рабочий и крестьянин”

“Футбол”

“Спортплощадка. У финиша”, 1927

Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, “снайперское” искусство – вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время “более графическое, чем живописное”. В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт “своей любимой вещью” – полотно “Оборона Петрограда” с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. 

Новые горизонты.

В том же году Дейнека уходит из “Общества станковистов” вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи – плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: “Я думал, что ОСТ – это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в “Октябрь”. Нельзя сказать, что его надежды оправдались – новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в “Октябре” Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал “Даёшь”, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из “Безбожника”. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ

Тридцатые годы

Творческие силы активно ищут выхода. Они просто выплескиваются на полотна

В это время окончательно складывается монументальный стиль художника, который окрашивается глубоким лиризмом, человечностью и вниманием к своим моделям

Вершиной явилась картина «Мать» (1932). Прекрасна и благородна материнская душа. Велика ее нежность к своему доверчиво лежащему на ее плече ребенку. Это поистине советская мадонна. Композиция полотна асимметрична, а колорит предельно сдержан, гармоничен и выразителен. Чуть позже будет писать Александр Дейнека картины, наполненные светом и солнцем.

Оборона Севастополя. 1942.

«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. Если в ней нет позы, аффектации, то есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя. Это, как говорят практичные художники, «выигрышные моменты» для картины. Таких «выигрышных» ситуаций будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства». «Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце. Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается

Важно постоянно работать, возможно чаще писать, рисовать». А.А.Дейнека

Живопись 1930 – 1939 гг

Крымский пейзаж1930 г

Мальчики, выбегающие из воды1930 – 1935 г

Пляж1930 – 1940 г

Поезд прошел. Из поезда.1930 г

Дорога на юг1930 г

На балконе1931 г

Наемник интервентов1931 г

Кросс1931 г

Пейзаж1931 г

Пейзаж с поездом1931 г

Теннис1931 г

Бега1931 г

Кросс.1931 г

Бомбовоз1932 г

Футболист1932 г

Игра в мяч1932 г

Кто кого?1932 г

Мать1932 г

Полдень1932 г

Севастополь. Вечер1932 г

Спящий мальчик с васильками1932 г

В воздухе1932 г

Кросс1932 г

Гражданская авиация. Панно для фабрики кухни.1932 г

Утренняя зарядка.1932 г

Подмосковье1932 г

Женский портрет1932 г

Коммунисты на допросе (В штабе белых)1933 г

Купающиеся девушки1933 г

Ночной пейзаж1933 г

Отдыхающие дети1933 г

Пирс1933 г

Сухие листья1933 г

Девочка у окна. Зима1933 г

Безработные в Берлине1933 г

Вечер. Ужгород1933 г

Из окна.1933 г

Подмосковный пейзаж.1933 г

Сельский пейзаж с коровами.1933 г

Солнечный день.1933 г

Утро.1933 г

Бегуны1934 г

Колхозное собрание1934 г

Крымские пионеры1934 г

Осень. Водопой1934 г

Парашютист над морем1934 г

Пейзаж со стадом1934 г

Пионер1934 г

Вратарь1934 г

Этюд с гидропланами1934 г

Вечер1934 г

Этюд с жеребятами1934 г

Совхоз. Новые дома1934 г

Деревня1934 г

Севастополь. Водная станция Динамо1934 г

Севастополь. Порт1934 г

Севастополь. У мола1934 г

Балаклава1934 г

Гидропланы.1934 г

Крестьянское восстание.1934 г

Портрет девушки с книгой.1934 г

Физкультурники1934 г

Танец1934 г

Два класса1934 г

Американский пейзаж1935 г

Донбасс. Обеденный перерыв1935 г

Дорога в Маунт-Вернон1935 г

Итальянский мотив1935 г

Колхозница на велосипеде1935 г

Монахи1935 г

Негритянский концерт1935 г

Нью-Йорк1935 г

Нью-Йорк1935 г

Ночь (фрагмент)1935 г

Парижанка1935 г

Париж набережная Сены1935 г

Париж. В кафе1935 г

Парк1935 г

Филадельфия1935 г

Филадельфия. Старая площадь1935 г

Портрет С.И.Л.1935 г

Рим. Переулочек1935 г

Скука1935 г

Танцоры в Гарлеме1935 г

Улица в Риме1935 г

Вашингтон. Капитолий1935 г

Тюильри1935 г

У воды1935 г

Натюрморт с дичью1935 г

Юноша-негр1935 г

Нью-Йорк1935 г

Нью-Йорк. Центральный Парк1935 г

Филадельфия1935 г

Американка1935 г

Париж. Площадь согласия1935 г

Сен-Жермен1935 г

Букинисты. Набережная Сены у Лувра1935 г

Итальянские рабочие на велосипедах1935 г

Итальянские рабочие. Завтрак1935 г

Стадион в Риме1935 г

Площадь в Риме1935 г

Парк1935 г

Рим. Площадь Испании.1935 г

Севастополь. 1935 г

Отец и сын в парке1935 г

Женский портрет1935 г

Бейсбол1935 г

Портрет С.И. Лычевой1935 г

Герои первой пятилетки1936 г

Натурщица1936 г

Портрет С.И.Л.1936 г

“Шесть монахинь”1936 г

Бегунья1936 г

Будущие летчики1937 г

На женском собрании1937 г

Портрет Шервинской1937 г

Стахановцы1937 г

Спор о меже (часть 1, 2).1937 г

Эскиз росписи потолка1937 г

Краснокрылый гигант1938 г

Ленин на прогулке с детьми1938 г

Портрет И. Ширвинской1938 г

Студентка1938 г

Женщина в красном1939 г

Окно в мастерской1939 г

Восстание 1905 года. Эскиз росписи для ВСХВ1939 г

Два класса. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г

Разгром барской усадьбы. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г

Художник Александр Александрович Дейнека: биография и творчество

Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.

После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.

В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.

В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.

В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.

Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».

В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.

После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.

Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.

Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.

Послевоенный период

В послевоенный период Дейнека возвращается к привычному жанру изображения трудовых будней, спорта и физического совершенства. Перечень его живописных шедевров дополняют полотна «На Донбассе», «Выходной день», «На юге», «У моря. Рыбачки», «В Севастополе», его мозаиками украшаются фойе МГУ и Кремлевского Дворца Съездов.

Александр Александрович передает свой богатый опыт новому поколению художников в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте, является членом Академии художеств СССР.

Заслуги А. Дейнеки перед Родиной были не раз отмечены орденами и медалями, в 1963 г. ему было присвоено звание Народного художника СССР, а в 1969 г. высокое звание Героя Социалистического Труда.

Александр Александрович Дейнека скончался в Москве 12 июня 1969 г., спустя всего несколько дней после своего семидесятилетнего юбилея.

Сегодня работы великого мастера можно увидеть в собраниях крупнейших российских музеев — Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства, а также на родине художника в Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки.

1.2. Краткий анализ творчества А.А. Дейнека в контексте эпохи.

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.

Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры

В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.

Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.

После Февральской революции 1917 года занятия в художественном училище прекратились и Александру пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Александр Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений.

↑ Направление, стиль и тематика произведений

В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.

А.Дайнека. картина Полдень фото

В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».

А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото

Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118524380 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
  2. 123 Дейнека Александр Александрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

    https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. Берлинская академия художеств — 1993. https://wikidata.org/Track:Q414110″>https://wikidata.org/Track:P4114″>
  5. Могила А. А. Дейнеки на Новодевичьем кладбище
  6. Художник недели: Александр Дейнека (неопр.) . artinvestment.ru (30.07.2013). Дата обращения 22 января 2014.
  7. Эротика кисти Дейнеки бьет рекорды — BBC Русская служба (рус.). BBC Русская служба. Дата обращения 13 октября 2020.
  8. Юлия Логинова. «Возвращение Дейнеки». // Независимая газета. 21.04.2001 г.
  9. Денисов М. Е. А. Дейнеки» Архивная копия от 6 февраля 2020 на Wayback Machine // deinekagallery.ru, 2007.
  10. База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (9514) (англ.)

Мог ли в царской России великий полководец заказать посуду с изображением своих битв?

Конечно, мог, но чаще за него это делали цари. Моду на военную посуду ввёл Александр I. Он заказал Императорскому фарфоровому заводу сервиз в честь своего народа, который победил в Отечественной войне 1812 года. За работу отвечал управляющий заводом граф Дмитрий Гурьев, поэтому сервиз назвали «Гурьевским». На посуде были изображены крестьяне в разные моменты их жизни, позже искусствоведы назовут сервиз одой народу-победителю.

Императорский фарфоровый завод отреагировал на патриотический запрос в «верхах» и продолжил тему Отечественной войны 1812 года в серии «военных тарелок» с солдатами и офицерами в мундирах всех родов войск. В это же время появились и отдельные чашки для коронованных особ с полководцами. На посуде изображались герои недавних сражений: фельдмаршал Михаил Кутузов, генерал-фельдмаршал Пётр Витгенштейн, генералы Пётр Багратион и Александр Сеславин, атаман Матвей Платов, партизан полковник Денис Давыдов и многие другие.

Главные детали всей «военной» серии этого периода — точность и историческая достоверность в мельчайших элементах униформы, все знаки отличия выписаны максимально чётко. И в этом заслуга батальных литографов, именно на их работы опирались фарфоровые мастера. Боевые мотивы присутствовали не только на центральной части посуды, но и переходили на орнамент: на бортиках красовались двуглавые орлы и предметы воинской амуниции и снаряжения. Росписями занимались лучшие художники, а правильность изображения деталей мундиров проверял сам император Николай I.

Интересно, что для обеда «военные» тарелки в то время не использовались: ими украшали стены дворцов и иногда отправляли в подарок иностранным монархам.

При Николае I стали популярными «военные» тарелки с кавказскими мотивами: в 1841 году вышла серия «Чины Кавказского сапёрного батальона Кавказского корпуса» с росписью Фёдора Даладугина, в 1843 году — серия «Штаб-офицер 23-й батареи, обер-офицер 24-й леёкой батареи и рядовые 3-го резервного кавалерийского корпуса 3-й конно-артилерийской дивизии» с росписью Фёдора Артемьева. Воины здесь изображены на фоне гор, что придает серии романтичность.

«Военную» галерею продолжил и Николай II. В непростой для завода период после поражения на Всемирной выставке в Париже он заказал мастерам тарелки с изображениями военных в форме времён Александра III.

Также при царствовании Романовых (начиная с Александра II и до конца правления Николая II) в ходу были «военные» чарки. В 1874 году, когда праздновалось столетие лейб-гвардии Гусарского полка, придворному ювелиру Александру Любавину поручили изготовить как для офицеров, так и для императора серию небольших серебряных чарок для полковых посиделок. Каждая чарка в миниатюре повторяла форменный кивер лейб-гвардии Гусарского полка.

В исторической описи дворца сохранилась заметка и об одной из чарок Николая II: «Золотая чарка 56 пробы, в ручке золотая монета в 10 рублей, монета 1899 г., заключённая в венке. На дне надпись: „В память смотров 1906 года, подавать только на полковых праздниках для пития здравиц войска“. 1 мая 1906 г.».

Ранний период творчества

Сотрудничество с массовыми журналами, начатое еще во время учебы в училище, стало одним из направлений творчества Дейнеки двадцатых годов. Широко известным стал графический цикл «Донбасс», опубликованный в 1924 г. в журнале «У станка» и посвященный теме промышленного возрождения и трудового подвига советских людей. Другой темой журнальных работ художника становится сатира, направленная против религиозных и буржуазных пережитков — «Сам батюшка пожаловал», «Святые прозорливцы», «Тоска по изящной жизни».

В эти годы вместе с сокурсниками Дейнека организует художественные объединения «Группа трех» и «Общество станковистов» (ОСТ), задачей которых становится изображение «примет XX столетия» — индустриализации, мирной советской жизни, физической культуры и массового спорта. В 1924 г. на знаменитой «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» было выставлено первое монументальное полотно молодого художника «Футбол».

Кроме станковой живописи, в этот период Дейнека занимается плакатным творчеством, иллюстрирует детские книги и журналы, работает над созданием театральных костюмов и декораций.

Одной из наиболее значительных и любимых самим автором работ 20-х годов стал патетическое полотно «Оборона Петрограда», изображающее уходящие на фронт шеренги петроградских рабочих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: