Картина «В.И. Ленин на трибуне»
Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины — фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.
Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо — в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.
Портреты
В конце 1920 – первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.
Личная жизнь
В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.
Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.
Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.
Новости
Масштаб некоторых событий или объектов лучше всего раскрывается в деталях. Таких, например, как обстоятельства недавней находки во время грандиозной реставрации на столичной ВДНХ. Выставка город отпраздновала недавно 75-летие. Её общая площадь двести тридцать семь гектаров. Площадь павильонов 132 тысячи квадратных метров. Под впечатлением таких цифр не удивляешься тому, что там могла затеряться картина гигантских масштабов. Это работа художника Александра Герасимова. Советский живописец, соцреалист, он был первым президентом Академии художеств СССР. Во времена Хрущёва был освобождён от занимаемых постов, а картины художника убрали из большинства музейных экспозиций. Рассказывают «Новости культуры».
На женщинах – расписные платки и рубашки с вышивкой. Мужчины в костюмах и галстуках. Они не просто колхозники – ударники. Делегаты II Всесоюзного съезда, который прошёл в феврале 1935-го. Взгляды устремлены на трибуну зала заседаний Верховного совета СССР. На ней, конечно, Иосиф Сталин. О существовании полотна, созданного спустя 18 лет после этого съезда любимым художником вождя народов – Александром Герасимовым, долгое время никто не догадывался.
«Где она висела – это хороший вопрос, – отмечает культуролог Павел Нефедов. – И висела ли она вообще где-либо. Или возможно, была создана, но не успела найти свое место. Потому что она настолько огромная. Картина беспрецедентных размеров, что найти такое место даже в Москве, достаточно сложно».
В конце концов, картина оказалась в не самом подходящем месте. Огромное полотно размером почти 7 на 11 метров обнаружили во время реставрации на цокольном этаже одного из самых монументальных зданий ВДНХ – главного павильона. Полотно было намотано на огромный барабан. Как и когда оно там оказалось – неизвестно. Дальнейшая судьба – уже решена.
«Могу сказать однозначно, что территорию Выставки она не покинет, – говорит заместитель генерального директора ОАО «ВДНХ» Ирина Гордина-Невмержицкая. – А каким образом мы будем ее экспонировать, решат также эксперты. Первым делом, сейчас будет составлен план реставрации. Будет созвана группа реставраторов, которая специализируется именно на этом периоде и пройдет, наверное, в течение года».
Реставрацию проведут прямо здесь, в главном павильоне ВДНХ. Ее уже назвали первой в Москве «открытой реставрацией».
Посетители «Главной выставки страны», которая расположилась в соседнем зале павильона, смогут наблюдать за процессом реставрации полотна Герасимова. Для этого в стене было сделано специальное окно.
Отсюда даже можно разглядеть. что на полотне рядом со Сталиным – правительственная элита. Вот они – за столом, обитым зеленым сукном. Но на фотографиях с того съезда стол без покрытия. За ним – нарком земледелия Чернов, Бухарин. А на полотне 53-го – уже другие лица. «Здесь, конечно, в 53-м году, этот президиум сильно подредактировали, – поясняет Павел Нефедов. – И в том числе появились какие-то фигуры, которых там и не было. Можно угадать и Ворошилова, и Жданова, которых тогда в руководстве не было».
Но доподлинно известно, что именно на этом съезде рабочие и крестьяне просили партию организовать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве – нынешнюю ВДНХ. В последние минуты президиум постановил: выставке быть. Возможно, на картине Герасимова изображен именно этот момент. Теперь, спустя более шести десятилетий, картина снова будет выполнять своё главное предназначение – иллюстрировать историю создания выставки.
Новости культуры
Детство и юность
12 августа (по новому стилю) 1881 года в семье купца Михаила Герасимова, проживавшей в двухэтажном доме в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, случилось пополнение — родился сын Саша. Возможно, это было любимое имя его родителей, ведь взрослые назвали Александрой и старшую дочь.
О ранней биографии прославленного деятеля искусств информации немного. Известно, что он поначалу посещал местную церковно-приходскую школу, затем уездное училище и только что открытую Сергеем Криволуцким «художку», параллельно перенимая у отца премудрости торговли.
В 22 года парень поступил в знаменитое МУЖВЗ, где внимал наставлениям Константина Коровина («Зимой», «В лодке»), Абрама Архипова («Прачки», «Пьяница») и Валентина Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).
С 1915-го Александр участвовал в Первой мировой войне, после демобилизации вернулся на родину. В 1925-м Герасимов окончательно перебрался в столицу, поступил в АХР, занялся преподаванием, а в дальнейшем стал председателем Союза художников СССР и первым президентом Академии художеств Советского Союза.
Описание картины Александра Герасимова «Ленин на трибуне»
Славу деятеля советского искусства заслужил А. М. Герасимов за свою знаменитую работу «Ленин на трибуне». Изображение вождя революции было дублировано с картины миллионы раз. Художнику удалось лучше всего передать величие В. И. Ленина как ключевой фигуры коммунистического движения.
Перед непосредственным созданием легендарного полотна, живописец долго изучал документальные материалы о Ленине, брал во внимание фотографические изображения, беседовал с приближенными к вождю особами. Самому Герасимову повезло лишь дважды воочию видеть лидера коммунизма
Но с дальнего расстояния не удалось в нужной степени разглядеть его черты. Художник хотел с точностью изобразить портрет Ленина и передать силу его духа, мощь его влияния на народные массы.
На этапе написания лица Ленина Герасимову помогал К. Е. Ворошилов, который лично знал главного коммуниста. Ценнейшие указания пригодились портретисту. Когда лицо было написано максимально близко к оригиналу, Ворошилов посоветовал художнику больше не вносить никаких поправок. Герасимов прислушался к совету товарища.
Фигура Ленина размещена высоко на трибуне. Он вещает народу о грядущих изменениях и зазывает всех стать их движущей силой. На переднем плане развиваются на ветру большие алые стяги с символикой коммунизма. Эти же флаги мелькают в огромной людской толпе у трибуны.
Фоном для портрета выступает мрачное небо, затянутое грозовыми тучами. Таким образом подчеркивается революционная атмосфера на картине.
Работы конца 1930-х годов
Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.
Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.
Герасимов А.М. — руководитель художественной жизни страны
Александр Михайлович бы не только прекрасным художником, но и отличным руководителем. За свою жизнь он добился больших успехов в руководящих должностях. Он занимал должность председателя правления Московского отделения союза художников, возглавлял оргкомитет союза советских художников. Затем стал руководителем творческой мастерской живописи в АХ СССР, а в следствии и президентом Ассоциации Художников.
Герасимов прожил очень активную жизнь, как партийный деятель, так и живописец. Он удостоился множества наград и памяти. Основная деятельность Александра Михайловича закончилась при правлении Хрущева Н.С., когда постепенно Герасимов был освобожден от всех занимаемых постов, а за художником и его картины из музейных экспозиций. Герасимова не стало 23.07.1963 года.
Семейный портрет
Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.
Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.
Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.
А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.
Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.
В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…
Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.
Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.
Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.
Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляют эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.
После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.
Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.
И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.
Художественное описание картины Герасимова
Разработка урока по русскому языку в 6 классе
Художественное описание картины Герасимова А.М.
(Натюрморт. Полевые цветы)
Тираспольская Алла Юрьевна,
Учитель русского языка и литературы
лицея № 470 Санкт-Петербурга
Цели урока:
1. Образовательная – подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме картины) сочинению на основе жизненного опыта;
2. Развивающая — развитие познавательных способностей и интеллектуального мышления;
3. Воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе, формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
— научить шестиклассников собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;
— научить учащихся систематизировать материалы и использовать их в своем сочинении;
— развивать внимание, наблюдательность;
— научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.
Ход урока:
— Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?
(развивать свою речь, используя изобразительно-выразительные средства языка , учиться составлять текст)
— Сегодня нам предстоит непростая задача. Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст.
— Скажите, а вы любите цветы? А какие цветы ваши любимые?
(розы, лилии, хризантемы)
— А я вот люблю полевые цветы. Вы знаете, какие цветы называются полевыми?
(те, что растут в поле)
— А какие это цветы?
(ромашки, васильки, колокольчики, клевер)
— Верно. А теперь обратимся к картине Герасимова Александра
Михайловича «Натюрморт. Полевые цветы» – слайд 1.
— Ребята, а что вы знаете о художнике Герасимове?
(подготовленный ребенок рассказывает кратко о художнике) – слады 3,4
Герасимов Александр Михайлович
(12.08.1881 – 23.07.1963)
Народный художник СССР, доктор искусствоведения, четырежды лауреат Сталинской премии, первый президент Академии художеств СССР. В 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание художника первой степени и архитектора. Народный художник СССР А.М.Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. Произведения А.М.Герасимова находятся во многих художественных музеях и картинных галереях бывшего СССР: Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее Вооруженных Сил, в Историческом музее и др.
— Ребята, на слайдах 5, 6, 7, 8 представлены самые известные картины Герасимова А.М.
— А теперь давайте рассмотрим картину «Натюрморт. Полевые цветы».
— Нам встретилось слово, требующее пояснения. Что такое натюрморт?
(подготовленный ученик отвечает: натюрморт — в переводе с французского языка «мёртвая природа» — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве) – слайд 9
— Разберемся в картине. Скажите, что изображено на первом плане? – слайд 10
(банка с водой, в которую поставили клевер).
— Клевер какого цвета? (сиреневый с зелеными листочками)
— Что изображено на втором плане?
(позолоченное зеркало и такой же подсвечник)
— Каких цветов больше всего в букетах?
(это ромашки)
— Ребята, обратите внимание, что это не садовые, большие ромашки, а именно полевые, некрупные. — Скажите, а еще какие цветы изображены на картине?
— Скажите, а еще какие цветы изображены на картине?
(синие колокольчики вместе с желтыми цветами, похожими на лютики)
— Ребята, обратите внимание, как изображены букеты. Они изображены в четырех стеклянных вазах разнообразной формы и цвета
Еще букеты расположены так, чтобы большие цветы не загораживали маленькие. Второй план выполнен в темных и холодных тонах, чтобы акцентировать внимание на вазах с цветами.
— Слайд 11. Чтобы избежать повторов слов, давайте подберем синонимы к словам:
художник — живописец, автор картины, мастер;
картина — полотно, холст, натюрморт, произведение живописи
— Слайд 12. Давайте составим план творческой работы:
План сочинения
I. Вступление
1.1. Общие сведения о художнике.
II. Основная часть
2.1. Изображение баночки
с клеверами на первом плане
2.2. Ромашки – главные героини картины.
2.3. Общая цветовая гамма картины
III. Заключение
3.1 Настроение от картины
— Мы закончили подготовительную работу. Ваша задача – написать сочинение по картине. Для создания творческого настроения я включу вам музыку Антонио Вивальди «Эльфийская песня».
Биография художника Герасимов Сергей Васильевич
26 сентября 1885 (Можайск) — 20 апреля 1964 (Москва)
Живописец, график.
Родился в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. В 1901 приехал в Москву, поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, занимался у С. В. Иванова и С.-В. Ноаковского (1901–1907). Продолжил образование в МУЖВиЗ у К. А. Коровина (1907–1911). Одновременно осваивал технику литографии под руководством С. С. Глаголя и практиковался в типографии Товарищества И. Д. Сытина. С 1906 участвовал в выставках Московского салона.
В 1912–1914 преподавал живопись и рисунок в Художественной школе при типографии Сытина. В 1914 призван на военную службу. После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии (бывш. Типография Сытина). Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам.
Жил в Москве, летние месяцы работал в Можайске, где в 1915 построил себе мастерскую. В 1921 вступил в «Мир искусства», с 1922 стал членом и постоянным экспонентом общества «Маковец». В 1920–1927 преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1927–1929 — во ВХУТЕИНе, получил профессорское звание. В 1925 совершил поездку в Италию, Грецию, Турцию. В 1926 посетил Новгород и Псков, создал ряд рисунков и картин с изображением быта местных крестьян и природы края.
В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 — в Ассоциацию художников революции (АХР). В 1930–1936 преподавал в Московском полиграфическом институте, в 1936–1950 — в Московском художественном институте, где занимал пост декана живописного факультета, а в 1946–1948 должность директора Института
Снискал себе репутацию осторожного либерала, что стало причиной увольнения с поста директора
Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва — Самарканд — Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького. Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. В 1966 (посмертно) был удостоен Ленинской премии.
Сергей Герасимов — один из ведущих мастеров советского искусства. В его ранней живописи заметны черты сезаннизма. В 1920-х он создал в рисунке, литографии и живописи галерею крестьянских образов, которые принадлежат к лучшим творческим достижениям художника. Писал также картины на темы революционной истории, в частности «Фронтовик» (1926), «Клятва сибирских партизан» (1933), решая их в монументально-эпическом ключе. Его произведения 1920-х — первой половины 1930-х отличаются простотой композиционного решения, аскетичным, подчас монохромным колоритом, экспрессивным рисунком.
В середине 1930-х живописная манера Герасимова претерпела изменения. Художник обратился к традициям русской пленэрной живописи, выступив в своих жанровых картинах и, особенно, пейзажах последователем К. А. Коровина и В. А. Серова. Пейзажи художника отличает поэтичность, тонкое ощущение жизни природы, гармоничность и свежесть цветов. Много работал в технике акварели (цикл «Можайские пейзажи», 1954). В ряду наиболее значительных тематических картин 1940-х — 1960-х выделяются «Мать партизана» (1943, переработана в 1949–1950) и «За власть Советов» (1957).
Произведения Герасимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Можайске в открыт мемориальный Дом-музей С. В. Герасимова.
Александр Михайлович Герасимов — Журнал обо всём
. Это цитата
Русские художники.Герасимов Александр Михайлович
Герасимов Александр Михайлович (12.08.1881 – 23.07.1963)Народный художник СССР, доктор искусствоведения, четырежды лауреат Сталинской премии, первый президент Академии художеств СССР. Родился в городе Козлове (ныне — Мичуринск). В 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание художника первой степени и архитектора. Учился у известного художника Коровина.
Портрет дочери
В 1918 — 1925 годах А. М. Герасимов жил в Козлове, много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал «Коммуну творчества Козловских художников».Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 20-е годы начинает писать картины в манере социалистического реализма.В 1925 году художник переехал в Москву. За 50 лет творческой деятельности им написано свыше трёх тысяч картин – настоящих шедевров. Александр Михайлович был награждён медалью «Гран-при» в Париже, Золотой медалью в Брюсселе. Его картины демонстрировались в Японии, Германии, США, Франции. Талант художника получил мировое признание.
Полдень.Теплый дождь
Умер А. М. Герасимов 23 июля 1963 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Мичуринцы увековечили память о художнике в названии одной из улиц.Его имя носит художественная школа.В 1977 году в Мичуринске Тамбовской области была восстановлена усадьба А.М. Герасимова, открыт музей его имени и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А. М. Герасимовым был написан известный пейзаж «Мокрая терраса», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка. По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году. В годы Великой Отечественной войны передал свои личные сбережения в Фонд обороны.
Живопись интересная, умышленно не привожу картины со Сталиным, Лениным и другими деятелями.
Песня скворца
Женский портрет
Женский портрет
Портрет актрисы А.К.Тарасовой
Портрет балерины Ольги Лепешинской
В саду. Портрет Нины Гиляровской
Портрет Мичурина
Придорожные цветы
Иллюстрации в «Тарасу Бульбе»
С каким сибирским городом, университет которого представлен на этом фото и который подразумевается в приведённом ниже тексте, связана инициатива работавших там учёных по организации научной деятельности в условиях начавшейся войны?
«Для организации эффективной работы учёных в интересах обороны и тыла по инициативе учёных и городской партийной организации спустя несколько дней после начала войны, а именно 27 июня 1941 года, был организован комитет учёных по содействию промышленности, транспорту и сельскому хозяйству. Первоочередной задачей для комитета стало укрепить связи
между наукой и промышленностью: для этого нужно было перестроить работу в вузах, выполнять научные темы и разработки по укреплению обороноспособности страны. … _ комитет располагался в здании Сибирского физико-технического института (СФТИ), который на время войны стал «научным штабом» учёных. Это была первая в СССР подобного рода общественная организация, объединившая более 400 учёных самых разных областей знания».
1) Барнаул
2) Иркутск
3) Новосибирск4) Томск
Рассмотрите изображение и выполните задание.
На плакате графика В.Б. Корецкого, выпущенном в 1944 г., изображён советский боец-бронебойщик, подбивший из своего противотанкового ружья вражеские танки и удостоенный за это ордена Славы.
↑ Биография Александра Герасимова
Александр Герасимов родился 19 июля 1881 года в семье купца в городе Козлове (Мичуринск) Тамбовской области. Также как многие знаменитые художники начала XX века обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после его окончания не получил широкого признания.
Ярким подтверждением этого является его призыв в армию в 1915 году. Служа в санитарной части на Юго-Западном фронте, он не принимает участие в боевых действиях, и через 2 года возвращается домой, в родной Козлов. Там он и остается до 1925 года. Однако потом едет в Москву, где вступает в Ассоциацию художников революционной России.
В следующие годы основными его занятиями остаются рисование и педагогика. При этом следует отметить, что Герасимов быстро становится последовательным приверженцем советский идеологии. В своих статьях и заметках он часто критикует западных коллег, обвиняя их в пропаганде расовой ненависти и пособничестве империализму.
Также художник утверждал, что их работы не имеют ничего общего с искусством в целом. Спустя 9 лет в 1934 году он отправляет в рабочее путешествие по Европе. С 1939 года работает председателем организационного комитета Союза художников СССР. В 1943 году получает звание народного художника СССР. В том же году вносит свою лепту в победу над немецким нацизмом, отдав большую часть сбережений в Фонд обороны (около 50 000 тысяч рублей – колоссальная сумма).
А.Герасимов. картина Выступление Сталина фото
В 1947 году в СССР начинает работу Академия художеств. Герасимов сразу становиться членов академии, а вскоре ее президентом. С приходом к власти Хрущего, его начинают смещать с должностей, и к концу 1954 года он уже не играет большой роли в художественном сфере. В 1963 году 23 июля Герасимов Александр Михайлович скончался.
«Гимн октябрю»
Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров
Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре — бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль
Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность
В центре — бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.
Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.