Описание картины андрея петровича рябушкина «илья муромец». рябушкина картины

Р.и. власова. «андрей петрович рябушкин. жизнь и творчество. 1861—1904» :: глава vii

Описание картины Андрея Рябушкина «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» Картины художников

Известный русский живописец Андрей Петрович Рябушкин знаменит своим исключительным мастерством, с которым он писал исторические и жанровые картины и воссоздавал быт московских домов 17-го века.

Одной из самых популярных картин художника является «Свадебный поезд в Москве», расположенная сейчас в собрании Государственной Третьяковской галереи, и пышущая жизнью и особым очарованием.

Произведение было написано в 1901 году и является одним из многих, посвященных мастером изображению народа, костюма и архитектуры 17-го века. Одного взгляда на картину хватает, чтобы почувствовать атмосферу того времени и ненадолго перенестись в мир иных культурных традиций.

Рябушкин изображает обычную деревенскую улицу, по которой стремительно проносится процессия из лошадей, людей и повозки – древний обряд, который на Руси проводили в

честь свадьбы. Вся композиция картины подвержена одному ритму – быстрое движение, много движущихся фигур и предметов.

Справа большую часть холста занимает темное пятно, деревянный дом, возле которого стоит одинокая и грустная девушка. Колорит картины очень типичен для живописи Рябушкина. Доминирует ярко-красный цвет, окрашивающий повозку и народные традиционные костюмы, в которые облачены герои.

«Свадебный поезд в Москве» написана на холсте очень широкого, больше даже панорамного, формата. Данная особенность не была характерна для живописи того времени, но Рябушкин очень удачно обыграл нетипичный формат. Это позволило художнику не только подчеркнуть вытянутую композицию «свадебного поезда», но и увеличить эффект присутствия – зрителю действительно кажется, что он является свидетелем происходящих событий.

Атмосфера 17 века, яркая и праздничная, но с ноткой грусти на фоне общей радости – это произведение действительно можно считать знаковым во всем творчестве художника.

Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 22:21:06

Примечания

. Ростиславов А.А. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. М., б.г. С. 23.

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант // Исторический вестник. 1904. № 10. С. 268, 270—271.

. Воскресенский А.К. Рябушкин. Биографический очерк. СПб., 1912. С. 13—16, 20.

. Маковский С.К. Страницы художественной критики. СПб., 1909. Кн. II. С. 71.

. Андрей Петрович Рябушкин. 1861—1904 / Автор текста и сост. Е.А. Одинокова. М., 1977. С. 5.

. И в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и в Академии художеств Рябушкин был в числе наиболее нуждающихся учеников, хотя в Академии он как государственный крестьянин получал стипендию 300 руб. в год. Однако, как пишет в своем дневнике Ф.Г. Солнцев, Рябушкин «помогает своим родным и стипендию отсылает в Москву брату, а сам ест заработками…» (Дневник Ф.Г. Солнцева за 1889 г. 7 февраля — ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 143. Л. 43). По словам Воскресенского, заработок в журналах «был его основной фонд» (Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 13).

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 24.

. Там же. С. 27—28.

. Помимо «Сидения царя Михаила Федоровича…» в журналах в гравированном виде воспроизведено еще несколько картин Рябушкина, но они, естественно, здесь не рассматриваются — в отличие от иллюстраций, исполненных самим художником на основе тех или иных своих картин (Кат. ЖИ 4, 8, 9, 67).

. Павлов И.Н. Жизнь русского гравера. М.; Л., 1940. С. 115—116.

. Масалина Н.В. Андрей Петрович Рябушкин. М., 1966.

. Андрей Петрович Рябушкин. Каталог выставки. К столетию со дня рождения. 1861—1961. М., 1961.

. А.К. Воскресенский называет еще «Живописное обозрение», но там иллюстраций Рябушкина не обнаружено. В «Историческом вестнике» и «Ниве» публиковались также рисунки Рябушкина другого плана — путевые зарисовки. Они вместе с рисунками И.Ф. Тюменева и В.П. Павлова иллюстрировали очерки Тюменева о путешествиях друзей-художников по России. Эти работы здесь не рассматриваются. (См. прим. 128 в основном тексте.)

. «Москва». 1882. № 1. С. 2.

. Журнал имел «Литературное приложение», тоже на четырех листах.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 22.

. Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 13.

. Десятилетие «Исторического вестника». 1880—1890 // Исторический вестник. 1889, декабрь. С. III, V.

. «Поэтому, скажем мы, нельзя поставить в осуждение художнику, изобразившему Марину под фалдами юбки ее гофмейстерины, в ужасные для нее минуты». (Костомаров Н.И. Марина Мнишек. (По поводу картины художника Рябушкина) // Исторический вестник. 1885, январь. С. 11)

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 9 мая 1885 года. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 226. Л. 3.

. Герман Дмитриевич Гоппе // Нива. 1894. № 1. С. 19.

. Каталог выставки оригинальных рисунков из журнала «Всемирная иллюстрация». СПб., 1898.

. Подсчитать точно невозможно, поскольку часто названия рисунков в каталоге выставки и в журнале (следовательно, и в моем каталоге) не совпадают.

. Письма А.П. Рябушкина С.Н. Шубинскому б. д., от 4 июля и 16 августа 1884 г. — ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 125. Л. 3, 4, 6. Про один из рисунков он пишет 4 июля: «Третий портрет не готов, потому что нет портрета (карточки), с чего рисовать…»

. Бороздин К.А. Упразднение двух автономий. (Отрывок из воспоминаний о Закавказье) // Исторический вестник. 1885, январь—июнь.

. Письмо А.П. Рябушкина С.Н. Шубинскому от 22 января б. г. — ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 125. Л. 11. Иллюстрация опубликована в «Некрологе Н.И. Костомарова» (Исторический вестник. 1885, май). Кроме того, в пяти письмах Рябушкин пишет о своих рисунках к повести «Аленка», не называя, к сожалению, ее автора. Найти эти рисунки не удалось.

. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.; Л., 1937. С. 68.

. Север. 1888. № 10. С. 15.

Предыдущая страница К оглавлению  

Примечания

. Письмо от 16 сентября 1891 года. Архив семьи Тюменевых.

. «Картина «В церкви» почти готова, — писал он Тюменеву в Петербург 9 января 1892 года. — Фигуры боярышень по крайней мере придется едва-едва пройти. Теперь пишу по этой картине фреску и мусолю ее вот уже второй день. Тружусь до пота в лице… На днях возьмусь за «Кабак» (Архив семьи Тюменевых).

. Например, мотив боярского поезда был разработан Рябушкиным на натуре. Как-то весной около речки Кардыньки он написал этюд «Боярский поезд» (1899, ГРМ). Сюжет его был навеян, очевидно, известной картиной В.Г. Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье».

. В.В. Беляев (1867—1928) родился в Петербурге в богатой купеческой семье. Будучи учеником 7-го класса гимназии, поступил в Академию художеств, которую окончил в 1891 году, получив малую золотую медаль и звание художника первой степени. Состоял профессором училища Штиглица. Много времени отдал монументальной церковной живописи. Хорошо изучил мозаичное дело, заведовал мозаичным отделением Академии. После Великой Октябрьской революции — профессор, занимал в Академии различные административные должности.

. Встречам бывших друзей мешало и то обстоятельство, что вскоре после свадьбы Беляевых всякие отношения между их семьей и Тюменевыми надолго прекратились. И.Ф. Тюменев не мог простить своему зятю историю с женитьбой и был на него обижен вдвойне, когда тот «переманил» к себе Рябушкина. Их примирению содействовала в какой-то степени кончина Рябушкина. Оба они остро ощутили эту тяжелую потерю и много хлопотали по устройству его посмертной выставки.

. Картина была показана на выставке «36-ти художников», а в следующем, 1902 году на выставке журнала «Мир искусства».

. См.: А. Ростиславов, Андрей Петрович Рябушкин, стр. 69.

. Эти новые качества произведения впервые со всей определенностью отметил в своей книге П.К. Суздалев («А.П. Рябушкин», М., «Искусство», 1961, стр. 52, 53).

. «Андрей Петрович Рябушкин». Альбом репродукций. М., 1960.

. Можно допустить, как это сделал П.К. Суздалев в своей книге, что Рябушкин отождествил себя с героем картины. Но эту версию нельзя считать обоснованной. Крестьяне, среди которых он жил, искренне любили и глубоко уважали художника. Лишь некоторые из стариков действительно могли осуждать отношение живописца к одной из крестьянских девушек, ставшей его подругой. Но едва ли возможно, чтобы личная тема заняла столь большое место в произведении такого подлинно народного мастера, каким был Рябушкин. Если в картине и отразились личные мотивы, то, как и в «Свадебном поезде», скорее всего, они тесно переплетались с более широкой картиной народной жизни.

. А. Ростиславов, Андрей Петрович Рябушкин, стр. 73.

. К.Ф. Юон, Об искусстве, т. I, М., «Советский художник», 1959, стр. 257.

. ГРМ, Отдел рукописей, ф. 23, ед. хр. 9, л. 1, 2. Письмо от 1 октября 1903 года.

. А. Ростиславов, Андрей Петрович Рябушкин, стр. 75.

. Алонсо Перец Table d’hote наших предков.

. Скорее всего, из этих соображений А.П. Рябушкин написал своих героев с членов одной и той же семьи Зарубиных из деревни Кородыни. Представители этой семьи постоянно позировали художнику. Так, одна из Зарубиных, Мария Григорьевна, была изображена уже в первом варианте «Ожидания новобрачных от венца» в виде девушки, сидящей у печки. Многие из членов этой семьи показаны в картине «Едут».

. ГРМ, Отдел рукописей, ф. 23, ед. хр. 9, л. 3.

. Рисунок изображает О.И. Тюменеву на фоне усадьбы «Дидвино». Современный образ трансформирован в данном случае в излюбленный тип женщины Древней Руси.

. Рябушкин был похоронен около церкви Доброго Села, украшенной его иконами, близ «Дидвина». Эти места были ареной жестоких боев в годы Великой Отечественной войны. По ее окончании прах живописца был перенесен на станцию Любань и на могиле установлен новый памятник.

. В.А. Серов писал Рябушкину в 1900 году: «Уговаривать никого и ни в чем никогда не мог… но выразить вам свое действительное огорчение и сожалеть о том, что выставка «Мир искусства» будет лишена ваших вещей — могу, так как ценю вас как большого художника» (ГРМ, Отдел рукописей, ф. 14, ед. хр. 125, л. 5—5 об.).

. Интерес к искусству фото появился у Рябушкина в последние академические годы. Задумав картину «Приглянулась», в одном из писем в «Приволье» он просит И.Ф. Тюменева снять для него идущую по улице «девушку с мамкой» (Архив Тюменевых). Начиная с середины 90-х годов в семье Тюменевых сильно увлекались фотографией.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Примечания

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 31 июля 1889 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 298—298 об.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 4—6 января 1891 г. — Там же. Л. 355 об.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 24 сентября 1891 г. — Там же. Л. 428, 428 об.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 24 сентября 1891 г. — Там же. Л. 428,428 об.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 8 января 1891 г. — Там же. Л. 355 об. Точное название книги: Погодин М.П. Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого, 1672—1689. М., 1875. (Прим. ред.)

. Рисунок был в собрании И.Ф. Тюменева — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 10. Коллекция рисунков А.П. Рябушкина. № 19. (Прим. ред.)

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 20 декабря 1891 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 445—445 об.

. Всемирная иллюстрация. 1893, т. 50. № 6. Название рисунка в журнале — «Песенка спета!» (Из эпохи Петра I). (Кат. ЖИ 62, ил.)

. Письма И.Е. Репина. Переписка с П.М. Третьяковым. 1873—1898. М.; Л., 1946. С. 157.

. Стасов В.В. Избранные сочинения. В 2 т. М.; Л., 1937. Т. 1. С. 424—425.

. Флетчер Дж. О государстве Русском. . С. 105.

. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1872. С. 123.

. Книга Г.К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» издавалась в Санкт-Петербурге в 1840, 1859, 1884 и 1906 гг. В предисловии говорится: «Подлинная рукопись сочинения Котошихина не имеет никакого заглавия». В библиотеке Тюменева было издание 1884 г. (Прим. ред.)

. Флетчер Дж. О государстве Русском или образ правления царя (обыкновенно называемого царем московским) с описанием нравов и обычаев жителей этой страны. ; , 1867.

. Мейерберг А. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга, члена Придворного совета, и Горация Вильгельма Кальвуччи, кавалера и члена Правительственного совета нижней Австрии, послов августейшего римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу в 1661 году, описанное самим бароном Мейербергом. М., 1874.

. Аделунг Ф.П. Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга. СПб., 1827.

. Олеарий А. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. М., 1870.

. Север. 1893. № 45. В журнале рисунок называется «Царица Марья Ильинишна шествует из церкви до своей «каптаны»». (Каптана — возок.)

. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1872. С. 295, 297. (Прим. ред.)

. Аделунг Ф.П. Указ. соч. Рис. 58.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Описание картины Андрея Рябушкина «Микула Селянинович»

Андрей Рябушкин особенно любил славянскую мифологию. Он много путешествовал и изучал былины народа русского и стремился нарисовать достоверно некоторых персонажей. В 1895 году он нарисовал портрет вымышленного персонажа – Микулу Селяниновича.

В былинах новгородского цикла очень много упоминалось историй с участием этого знаменитого богатыря, любившего пахать земли. Рисуя его, автор хотел передать простоту народа и его безграничную силу.

По фольклорным рассказам у него имеется две дочери и безмерная любовь к русской земле. Одел Рябушкин героя в совершенно простую рубаху и штаны шаровары. Рисуя этого статного мужчину, художник стремился передать спокойствие всего народа.

Известно, что тягот всегда хватало, но силу духа сломить не удалось ни одному врагу.

Микула на полотне смотрит вдаль, словно осматривает просторы и убеждается, что враг не бежит из дальних холмов. На заднем плане мирно пасется лошадь, отдыхая от пашни. Это доказательство того, что русский народ живет только своим трудом. Обрабатывая поля, выращивают зерно и получают ароматный хлеб. Вот и герой не боится этой работы, он смело запрягает своего боевого коня и пашет черную землю. Возделывая ее, он чувствует умиротворение. Это явно видно на его широком лице.

В волосах героя играет легкий ветер, на макушке лежит привычная для всех мужиков того времени шапка. Рубаха немного оголяет его мощную грудную клетку, а на подоле красуется ручная вышивка. Руки сильные, способные поднять непомерную тягу земную.

Рябушкин Андрей изобразил истинного былинного героя, эта зарисовка стала обложкой к книге об известных русских богатырях. Народу понравился этот образ, который так был приближен к обычному рабочему мужику. Так выглядели народные герои, которые ничем не отличались от простых селян.

Личная жизнь

Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.

Петр Кончаловский с женой (автопортреты)

Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.

У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.

Петр Кончаловский с семьей

Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.

Примечания

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 278.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 54.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VII. 12 марта 1894 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 42.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 57.

. Олеарий А. Указ. соч. С. 108.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 2 ноября 1892 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 54.

. Голубец — столб при дороге, завершенный иконой под двускатным покрытием.

. Охабень — женская верхняя накладная одежда (т. е. одевающаяся через голову) с частыми пуговицами от верха до низа.

. Кузнецов Б.М. Народные основы творчества А.П. Рябушкина. Диссертация… — НБА РАХ. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 804. Л. 75. Там же в прим. 102 (Л. 150) поясняется, на основе архива И.Ф. Тюменева, что в Кородыне ежегодно 7 июля проходил крестный ход и окропление скота по случаю бывшего здесь морового поветрия.

. У Рябушкина есть этюд «Голова деревенской девушки», очень похожей на героиню этой картины: то же скуластое лицо, сосредоточенность, даже ракурс схож. Е.А. Мурина и Б.М. Кузнецов предположительно относят этот этюд к середине 1890-х гг. (В каталогах выставки 1961 г. и Н.В. Масалиной он датируется 1902 г. — Прим.ред.)

. Правда, А.А. Ростиславов еще в начале 1910-х гг. писал о «Московской улице»: «Она сильно почернела, но в свое время выделялась и живописью и свежей непосредственностью». (Ростиславов Л.А. Указ. соч. С. 57.) (Прим. ред.)

. Нельзя сказать, что 1896 год, когда писалась «Семья купца», одарил Рябушкина лишь творческими радостями. Неохотно работал он над картиной «Посещение императором Александром III нефтяного городка в Баку» для Нобелевского павильона на Нижегородской выставке. А.К. Воскресенский свидетельствует, что Рябушкин писал картину долго, затянул исполнение до самой выставки, перекочевал вместе с ней в Нижний Новгород, писал и после открытия выставки, но так и не окончил. (Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 12)

. В каталоге выставки дан подробный комментарий А.П. Рябушкина к картине, в котором приведены названия составных частей одежды всех членов семьи. В картине до ее переработки в 1897 г. старшая дочь была представлена как невеста, в венце с жемчужными украшениями и фатой, в накладной шубке с меховым ожерельем. (Общество художников исторической живописи. Обзор второй выставки картин в Москве. 1896 г. М., 1896. С. 8—9. Ил. 19.) (Прим. ред.)

. Олеарий А. Указ. соч. С. 159—160.

. Москва. Типы и картины (отточие в оригинале; подпись: Old Gentleman) // Новое время. 1896. 23 марта.

. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902. С. 222—223.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VII. 24 февраля 1896 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 143. Здесь можно привести и более раннюю запись Тюменева, от 12 марта 1894 г., характеризующую его тогдашние художественные представления: «Были с Шурой и мамашей на передвижной <…> Левитан «Над вечным покоем», мотив оч. хорош, но написано крайне неприятно и слабо. <…> Вообще Левитан не отличился». (Там же. Л. 40). Позднее он писал по поводу картины Рябушкина «Едут», над которой художник тогда работал: «…несколько холодновата и душе говорит мало. <…> Лепка плосковата, колорит…, впрочем, колоритом в красках А.П. никогда не отличался». (Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. IX. 26 декабря 1900 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 166)

. Учредителями Общества стали участники «Первой выставки картин художников исторической живописи», проходившей в Москве в марте 1895 г.: В.В. Беляев, К.Н. Горский, А.А. Карелин, Н.С. Матвеев, А.П. Рябушкин и М.А. Шитов. Устав был утвержден в августе 1895 г. Последняя, третья, выставка состоялась в 1898 г.

  К оглавлению Следующая страница

Немного из биографии художника-горбуна

Виктор Борисов-Мусатов — русский художник 19 века.

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в 1870 году в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Мальчик унаследовал от отца, редкое отчество. А имя деда по отцовской линии — Бориса Александровича будущий художник впоследствии присоединил сам в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет.

И так уж случилось, что в возрасте трёх лет маленький Витя очень неудачно упал с высокой скамьи и получил тяжелую травму позвоночника. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс, вследствие которого у мальчугана начал расти горб. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался на всю жизнь «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем»,— по словам одного из его биографов.
Судьба зло подшутила над ним, и проблемы со здоровьем преследовали художника в течение всей его жизни. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о Борисове-Мусатове саратовский литератор Александр Федоров. Да, он мог быть…, а стал«болезненным, маленьким, горбатеньким человеком с острой бородкой. — писал М. Добужинский, — Всегда очень изысканно одетым и элегантным…».«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминал близко друживший с саратовским художником Игорь Грабарь.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Майские цветы». (1894 год). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И кто знает, как бы сложилась жизнь Виктора Эльпидифоровича после несчастного случая, если бы не любовь к художественному творчеству — он с шести лет настолько увлекся рисованием, что к четырнадцати годам занимался только живописью.
Первоначальные знания и навыки рисования Виктор получил от приходящего учителя рисования. Пытливо вглядываясь в окружающий его мир, он с большим воодушевлением изучал азы живописи. Это позволило юному таланту поступить в студию Саратовского общества изящных искусств, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, созревшим юношей, перевестись в Петербургскую Академию художеств. При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы.

В.Э. Борисов-Мусатов.«Весна». 1898—1901 Холст, масло. 71 х 98 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Петербурге его учителем был известнейший педагог и художник своего времени Павел Петрович Чистяков. Обучался Борисов-Мусатов и в мастерской не менее знаменитого живописца Василия Поленова. Учился также три года в студии Фернана Кормона в Париже, где осваивал классические приемы рисования. В музеях и галереях французской столицы он изучал произведения искусства маститых художников мира. Был близок с художниками «Мира искусства». В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников.

Окно. (1886 год). Третьяковская галерея. / Усадьба. (1891 год).

Примечания

. Письмо С.П. Дягилева А.П. Рябушкину от 5 декабря 1900 г. — Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 61.

. Письмо В.А. Серова И.С. Остроухову : «…я окончательно пришел к заключению, что нам необходимо приобрести следующие вещи: 1) Рябушкина 2) Врубеля <…> 3) Бенуа <…> 4) Левитана <…>» — Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2 т. Л., 1985. Т. 1. С. 318.

. Письмо В.А. Серова А.П. Рябушкину от 19 января — Там же. С. 321.

. Письмо С.П. Дягилева А.П. Рябушкину от 18 октября 1902 г. — Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 77.

. Письмо В.А. Серова А.П. Рябушкину от 27 октября 1902 г. — Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. С. 397.

. И.И. Трояновский очень просил Рябушкина продать ему картины «Чаепитие» и «Церковь», и это, добавлял он, «при крайнем напряжении платежных сил» (Письмо И.И. Трояновского А.П. Рябушкину от 19 января 1904 г. — ОР ГТГ. Ф. 23. Ед. хр. 11). «Чаепитие» к Трояновскому попало, а «Церковь» оказалась в собрании М.К. Воскресенского, лечившего Рябушкина в последние два года его жизни.

. В.О. Гиршман тоже очень просил уступить ему «Чаепитие».

. Письмо М.К. Воскресенского А.П. Рябушкину — НБА РАХ. Ф. 51. Оп. 1.Ед. хр. 21. Л. 2 об.; Письмо М.К. Воскресенского В.В. Беляеву от 23 февраля 1903 г. — Там же. Ед. хр. 35. Л. 2.

. Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 41.

. Письмо А.П. Рябушкина В.В. Беляеву от 1 июня 1903 г. — НБА РАХ. Ф. 51. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 66 об. — 67.

. Письмо А.П. Рябушкина В.В. Беляеву от 25 июня 1903 г. — Там же. Л. 70.

. Кузнецов Б.М. Народные основы творчества А.П. Рябушкина. Диссертация… — НБА РАХ. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 804. Л. 94, 125.

. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 1. М., 1910. С. 97.

. Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 40.

. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1963. С. 161.

. Письмо В.В. Беляева А.Е. Архипову от 2 апреля 1904 г. — НБА РАХ. Ф. 51. Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 1.

. После кончины Андрея Петровича в живых из его рода остались только жена брата Федора, А.Е. Рябушкина, и ее четырнадцатилетний сын Александр, ученик Борисоглебского двухклассного железнодорожного училища. Они оказались без средств, т. к. жили главным образом благодаря помощи Рябушкина. (НБА РАХ. Ф. 51. Оп. 1. Ед. хр. 41.)

. Член Новгородского общества любителей древности, историк и краевед С.М. Смирнов, посетивший в 1926 г. могилу А.П. Рябушкина в селе Доброе, 29 августа 1927 г. писал : «На могиле Рябушкина стоит в настоящее время ветхий деревянный крест, на средней перекладине которого имеется сделанная белой краской надпись «А. П. Рябушкин». Крест не сегодня-завтра упадет, вследствие чего может быть утеряно самое место погребения художника. Ввиду этого необходимо теперь же принять меры к тому, чтобы эта могила, дорогая для каждого культурного человека, была отмечена более достойным образом». (НБА РАХ. Ф. 51. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 14.) (Прим. ред.)

. См. обстоятельный отчет об организации и проведении этой выставки: Посмертная выставка картин, этюдов и рисунков Андрея Петровича Рябушкина.

. Каталог посмертной выставки картин, эскизов, этюдов и рисунков художника Андрея Петровича Рябушкина в залах Императорской Академии художеств. , 1912. В каталоге выставки — 257 номеров, но более двадцати из них включают в себя по несколько произведений — от 2 до 27, что дает еще 130 произведений. Кроме того, 16 работ поступили уже после открытия выставки и в каталог не попали. (Прим. Ред.)

. Бенуа А.Н. Художественные письма. Две выставки // Речь. 1912. 12 октября. С. 2.

. Бенуа А.Н. Художественные письма. Две выставки // Речь. 1912.12 октября. С. 2.

. Материалы об устройстве памятника на могиле Рябушкина — НБА РАХ. Ф. 51. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 3—5. Надгробный памятник в виде камня со стоящим на нем крестом в православной традиции символизирует Голгофу. (Прим. ред.)

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 78, 80.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

В поисках себя

Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.

Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».

Детство и начало художественного пути

Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (ныне город в Донецкой области Украины).

Отец Кончаловского был потомственным дворянином, являлся успешным переводчиком и издателем. Оказался связан с революционной деятельностью, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Позже семья Кончаловских переехала в Харьков. Там в возрасте 8 лет Петя начал обучаться в Третьей Харьковской рисовальной школе.

Тяга к искусству с ранних лет охватила будущего творца. Он продолжает обучение на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище, когда семья переезжает в Москву в 1889 году.

Отец настоял на том, чтобы Петр оставил художественное образование и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако вскоре молодой Кончаловский оставляет учебу в университете и продолжает овладевать искусством живописи.

Художественная манера его поначалу напоминала манеру Коровина. В 1896 году молодой Кончаловский уезжает в Париж, где он обучается у представителей тулузской школы – Лоранса и Бенжамена-Констана. Там молодой художник посетил выставку картин Винсета Ван Гога. Впечатления от его живописи были настолько яркими, что наложили отпечаток на творчество юного Петра. Среди воспоминаний художника есть признание, что Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

В этот период мастер ближе знакомится с творчеством других знаменитых художников: Поля Сезанна и Анри Матисса.

«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея», пишет Кончаловский.

Влияние их картин на творчество молодого Петра узнается во многих его работах. Разумеется, соревноваться с известными в ту пору мастерами реалистичной живописи, Репиным и Серовым, было непростой задачей. В поисках своего стиля молодой Петр путешествует по Франции, Италии, Испании. Поездка в последнюю страну оказалась решающей, поскольку именно с этого периода в работах автора появляется самобытность и начинает проявляться ни на кого не похожий стиль.

По возвращению в Россию Петр поступает в петербургскую Академию художеств. Однако здесь юношу ожидает разочарование, впоследствии он даже сжигает свои картины, написанные за период обучения. Он сменяет место обучения и уходит в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где ищет себя, свою манеру письма и стиль.

В 1912 году Кончаловский пробует себя в качестве художника по театральным костюмам и декорациям для оперы «Купец Калашников» (постановка Антона Рубинштейна). Этой работой Петр Петрович остался доволен и считал, что это лучшее его произведение в данном жанре. В этот период в его живописи появляются новые черты, в работах появляется внутренняя энергия, добавляется движение.

Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.

Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.

У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.

Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.

Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: