Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)

Описание картины антона лосенко «авель». лосенко картины

Биография[ | ]

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметьева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.

Обучался в Париже у Ж. Рету и (позднее) у Ж. М. Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)

», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда

» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался».

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, о художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.

Из учеников А. П. Лосенко следует отметить: И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова и М. И. Козловского.

Новое в блогах

Среди всех картин художника Ильи Глазунова есть одно произведение, которое я по наивности своих представлений, считаю лучшей работой мастера. Картина не столь известна как многие другие популярные работы художника, но которая обладает, по моему убеждению, более глубоким смыслом, чем все остальные. Речь идет о полотне «Братоубийца» (Каин и Авель), написанной в 1963 году. (Фотографию картины прилагаю, изображение смотрите ниже)

На картине мы можем увидеть изображение двух мужчин – персонажи известной библейской истории. Согласно Святому преданию, Каин и Авель были родными братьями – первыми детьми прародителей рода человеческого Адама и Евы. Авель стал первой жертвой убийства, его убил родной брат. Эту историю все прекрасно знают и без меня, не думаю, что следует отдельно останавливаться на изложении теологического и прочих смыслах известного сюжета. Всем, кому действительно интересна эта тема, без труда смогут найти множество источников и комментариев к ним. Картина в данном случае, поднимает несколько иной пласт вопросов, которые для меня и определяют особую ценность произведения. А именно, она позволяет внутри себя обнаружить скрытые начала человеческой натуры.

Предлагаю небольшой эксперимент. Постарайтесь сейчас отвлечься от текста, посмотреть на картину и интуитивно определить: кто на картине изображен. Кто из них Авель, а кто Каин?

Делюсь своими интуитивными соображениями, буду признателен, если у кого-то возникнут другие ассоциации или другие мысли. Мои наблюдения следующие: один человек, изображенный с левой стороны картины, предстает перед нами с открытым взглядом, с благородными чертами лица, вызывающий, чисто внешне, расположение к себе. А второй человек, наоборот, больше похож на уголовника, какая-то приземистость и ограниченность наполняет его образ. Если сопоставить внешний вид с известными именами, то создается ложная уверенность в том, что слева изображен Авель, а справа Каин, уж больно как-то сомнительно и недостойно выглядит человек справа на холсте. А теперь давайте вспомним библейский сюжет. Именно высокомерие и зависть послужило мотивом убийства. И именно смесь этих чувств и заставляет нас думать о том, что человек справа – это недостойный человек. Рискну предположить, что сам Каин именно так и думал, поэтому, выразил свой гнев и возмущение «более достойного» через убийство своего брата. Каин себя считал человеком высшего, особого порядка. Есть еще пару других косвенных признаков, указывающих, что замысел художника заключался именно в том, чтобы вывернуть картину наизнанку и дать нам, всем зрителям, примерить чужие пороки на себе. И мне кажется, что Глазунову этот прием в данном произведении удался. Если ошибаюсь, прошу меня великодушно простить.

Парки и сады

Бергамо может похвастаться наличием природного парка, площадь которого занимает почти 5 тыс. га, ботаническим садом с редкими растениями. Любители фестивалей также не обижены: во многих парках Бергамо по выходным происходят интересные мероприятия.

Парк дей Колли

Большая часть Parco dei Colli покрыта лесами, а сам он условно разделен на четыре части, в каждой из которых можно найти уникальную флору и фауну. Здесь обитают лисы, барсуки, малиновка. Есть участки с фруктовыми садами, виноградниками, лугами. Самая высокая точка парка дей Колли – это гора Canto Alto, что расположена возле городка Сорисоль (Sorisole), в 7 км от Бергамо. Высота горы составляет 1144 м.

Парк Турани Редона

Главный вход в парк Турани Редона (Parco Turani Redona) расположен на окраине северо-запада Бергамо, на Via Radini Tedeschi. Это место хорошо подходит для пикника в знойный летний день. Здесь много деревьев, уютных аллей. Есть пруд, где живут черепашки, лебеди, утки. Если повезет, можно увидеть сову.

Для любителей активного отдыха обустроены спортивные площадки, беговые дорожки. В Parco Turani Redona часто проводят различные праздники и фестивали.

Ботанический сад

Ботанический сад (Orto Botanico di Bergamo «Lorenzo Rota») появился в Citta Alt в 1972 г. Назвали его в честь ученого Лоренцо Рота, который первым классифицировал растения Ломбардии. Гербарий, который он собрал за годы своей работы, существует и поныне. К сожалению, увидеть его могут только биологи.

Расположен ботанический сад на холме Scaletta di Colle Aperto, откуда открывается красивый вид на нижний город и окрестности. Площадь сада не превышает 1,5 тыс. м2, а на его территории растет девятьсот видов флоры.

В восьмидесятых годах прошлого века за садом не было кому ухаживать, что привело к запустению, и его пришлось на некоторое время закрыть для публики. В 1989 г. власти города решили возродить сад, и присоединили его к городскому музею естественных наук. После этого начались восстановительные работы, длившиеся около десяти лет.

Вход в ботанический сад бесплатный, но желающие его посетить предварительно должны уточнить график работы. Когда нет сезона, для посетителей он закрыт.

Фантабоско

Туристам с маленькими детьми интересно будет заглянуть в парк аттракционов Фантабоско, что находится по адресу Via Luigi Tadini, 21. Следует заметить, что парком его можно назвать очень условно, поскольку в действительности являет собой крытое помещение с игровыми площадками, где установлены качели, горки, интересные для детей игры

Не обделены вниманием и взрослые: здесь предусмотрены места, где можно спокойно отдохнуть, почитать, посидеть в Интернете, съесть пиццу

Такое времяпровождение более актуально в дождливую или зимнюю холодную погоду, когда бродить по улицам особо не хочется.

Краткая история Академии художеств

В 1757 г. во времена правления императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств в качестве образовательного учреждения. Инициаторами ее создания стали М.В. Ломоносов и граф И.И. Шувалов. Уже со следующего года было положено начало музею Академии. Основу коллекции составили предметы искусства, переданные в дар Шуваловым: картины, рисунки, гравюры европейских мастеров живописи. В нынешней музейной экспозиции из них сохранилось лишь одно произведение – «Избиение младенцев»  А.Челести.

В 1764 г. императрица Екатерина II расширила привилегии Академии, даровав ей собственный Устав. И уже на следующий год на Васильевском острове было заложено новое каменное здание для учебного заведения. Строительство велось до 1788 г. 

Вид из окон здания Академии Художеств на Университетскую набережную

С восшествием на престол Екатерины президентом Академии становится А.А. Бецкой, сменивший Шувалова. Он открыл при учебном заведении Воспитательное училище, существовавшее до 1797 г. Сюда набирали детей 5-6 лет, где их обучали живописи, архитектуре, скульптуре, медальерному и ювелирному делу. Полный курс обучения составлял 15 лет, в течение которых ученик не мог встречаться с близкими. Целью такой изоляции было объявлено выведение новой породы людей, свободных от пороков человеческого общества.

Музей Академии Художеств пополнял свою коллекцию в течение всего периода существования. В нее в качестве даров поступали личные собрания картин (графа Орлова, графа Н. А. Кушелева-Безбородко и пр.). Императрицы Елизавета и Екатерина передавали произведения искусств, хранившиеся в Петергофском и Зимнем дворце, в  Ораниенбауме. В качестве подношений поступали картины, принадлежащие любителям искусств.

Парадная лестница и вестибюль второго этажаВестибюль второго этажаПарадная лестницаИзображение парадной лестницы Академии на одной из картин, выставленных в залах Академии

Богатые сановники и вельможи старались добиться избрания в качестве почетного члена Академии, видя, какое значение ее процветанию придает царствующая династия. После избрания от новоявленных почетных членов требовалось отправить в учебное заведение свой портрет. Благодаря такой традиции в музее появилась целая галерея изображений академиков, профессоров, почетных членов. Часть ее до сих пор сохранилась в Академии. Остальные работы переданы в другие музеи России.

Академия пережила различные этапы развития. Не всегда благоприятные. Меняли ее наименование, фонды, некоторые направления деятельности. Музей в 20-30ые годы прошлого века лишился огромной части экспонатов, переданных в Эрмитаж.

С 90х годов Академия названа Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Здесь продолжают учиться студенты.

Каинова печать

Ставшее нарицательным, выражение «каинова печать» означает указание на убийцу, но убийцу, находящегося под защитой Всевышнего. Согласно библейской легенде, убивший брата Каин испугался мести людей за его преступление. Господь решил предотвратить новые убийства и пометил Каина специальным клеймом, запретив всем покушаться на него. Почему Бог так поступил? Он своим милосердием предотвратил возможное проявление в будущем кровной мести, распространенной у древних народов мира.

И все же каждый, увидев злобное и ненавидящее лицо Каина, сразу же должен был вспомнить о совершенном им преступлении — это и есть назначенная Господом кара, «каинова печать».

Вариант №2

Илья Ефимович Репин — это русский живописец, талант России, хотя сам он не называл себя талантливым человеком, однако зарекомендовал себя еще в 19 веке. Репин написал достаточно картин, но самая наиважнейшая и популярнейшая — это картина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Над этой картиной Илья Ефимович работал 11-13 лет. Такой огромный промежуток своей жизни, он потратил не зря, потому что он смог изобразить смеющихся людей, а это получается очень редко. Данное произведение считают наиболее популярным среди картин Репина. Многие считают, что именно этим произведением талантливый живописец выразил стремление к свободе.

Смысл этой великой картины известен наверняка каждому. Суть заключается в том, что казаки Запорожья пишут письмо-ответ турецкому султану на предложение. А предложение было таково: перейти на сторону Османской империи. Репин каждого персонажа пишет с таким чувством, которое действует заразительно на зрителя. Если рассмотреть картину внимательнее, то можно заметить в самом центре писаря. Он сидит за большим столом вместе с товарищами. Они бурно, но дружно обсуждают важную для всех тему. Писарь очень сосредоточен, внимателен, он прислушивается к каждому и все кропотливо записывает. Как единственный грамотный человек, писарь очень доволен тем, что именно ему досталась такая миссия.

За столом с писарем сидит оголенный до пояса человек, я думаю это картежный, потому что в Сечи их заставляли раздеваться до гола для точно, чтобы они не прятали карты и тем самым не жульничали.

Каждый из запорожцев по максимуму старается как-то оскорбить и усмехнуться над турецким султаном, предложение которого заключалась в том, чтобы предать Родину, стать зависимыми. Но для народа это было невозможным, они были преданы своей Родине. Около массивного стола можно увидеть бочку, на которую валится один из казаков от неудержимого смеха

Казалось бы важное дело и ответственное, от которого зависит свобода каждого, но в кругах казаков сохраняется все равно дружеская атмосфера

Великолепно прорисованы их оружие, костюмы, трубочки и фляжечки для вина. По — моему мнению, именно это придает данной картине какую-то неповторимую изюминку. И, конечно, такая картина не может обойтись без народного юмора! Храбрые, смелые и не отступающие назад казаки от души хохочут, только представив как султан Турции будет читать их письмо и гореть от злости, впадать в ярость.

Если вычитали произведение Гоголя «Тарас Бульба», то наверняка изучая эту картину, вы узнали героев этой книги на картине. Можно узнать Андрия и Остапа. Также самого Тараса, он на полотне стоит за спиной судьи в белой шапке.

В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его достоинстве, силе, непреодолимости. Автор картины также отмечает свободу и вольность братства. Репин часто бывал в Запорожских деревнях. Его неимоверна интересовала история запорожцев. Самую драгоценную информация Илья Ефимович Репин получал от украинского историка и очень ценил ее.

Репина — Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
Сейчас читают:

  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение

    К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию «Горе от ума». В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.

  • Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора

    Художник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.

  • Соня и Раскольников в Преступлении и наказании – их воскресила любовь сочинение

    Роман Достоевского Ф. М. открывает всем читателям частичку души в отступнике, от которого отвернулось все его общество. В этом произведении под названием « Преступление и наказание » Федор Михайлович объединить эту ситуацию, которая в итоге приведет

  • Сочинения по картинам

    В разделе собраны сочинения по картинам известных художников

  • Сочинение по картине Юона Августовский вечер 6 класс

    Передо мной работа прекрасного художника-пейзажиста Константина Федоровича Юона «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво». Картина создаёт атмосферу тепла и уюта летнего вечера. Каким же образом автору удалось так

  • Сочинение на тему Благородство

    Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.

Piazza Vecchia

Главной площадью города является Piazza Vecchia. Появилась она во второй половине XV ст. после сноса старых зданий. Здесь расположены старая и новая Ратуши, а в углу площади возвышается самая высокая башня города. Её сигнальный колокол и сейчас каждый вечер отбивает сто ударов в память о временах, когда ворота закрывали на ночь. В центре Piazza Vecchia установлен фонтан со сфинксами.

Старая ратуша

Первое здание старой ратуши, Palazzo Vecchio o della Ragione появилось в середине XII ст. Сначала главный фасад здания выходил на соседнюю площадь Duomo и находился напротив церкви Basilica di S. Maria Maggiore. Но через сто лет здание сгорело, из-за чего его пришлось восстанавливать.

Выглядит ратуша интересно за счет того, что первого этажа в ней нет: вместо этого – открытые высокие арки, придающие внушительному каменному зданию легкий и воздушный вид. Миновав их, можно попасть на соседнюю площадь Duomo. На второй этаж ведет каменная лестница, что находится на Piazza Vecchia справа от здания, если стоять к нему лицом. Окна второго этажа выполнены в венецианском стиле. Также на площадь выходит балкон, с которого глашатаи оглашали принятое решение. В XVIII в. на Ратуше установили солнечные часы, сделанные математиком и физиком Джованни Альбрици (Giovanni Albrizzi).

Использовали Palazzo della Ragione как место, где вершили правосудие, тогда как напротив была построена новая ратуша, где заседал городской совет. Сейчас здесь размещается выставка икон и картин, XIV-XVI в., которые завезли сюда из монастырей, храмов, гражданских зданий. Попасть в Старую Ратушу можно лишь в определенные дни и часы (зависит от работы экспозиций в зале Sala delle Capriate).

Новая ратуша

Новая ратуша (Palazzo Nuovo) расположена напротив Palazzo Vecchio o della Ragione. Строительство достопримечательности началось в XVII ст. и было завершено в середине XX ст. В 1928 г. фасад ратуши украсил белый мрамор, а в 1958 г. на нем установили шесть скульптур.

С 1928 г. в Palazzo Nuovo размещается одна из самых больших библиотек Италии – Анджело Маи (Angelo Mai). Тут хранится 700 тыс. томов, 11 тыс. газет и журналов, а также 2 тыс. книг, выданных в Европе до 1501 года. Помимо этого, здесь находятся книги из коллекции кардинала Алессандро Джузеппе Фуриетти (Giuseppe Alessandro Furietti), которую он подарил Бергамо в 1768 г.

Гражданская башня

Гражданская башня (La Torre Civica или La Torre Campanone) размещается справа от Palazzo Vecchio o della Ragione, если стоять к старой ратуше лицом.

Построили сооружение в XI ст. Некоторое время зданием владел богатый аристократический род Суарди-Коллеони(Suardi-Colleoni). Затем башня Suardi стала принадлежать городу, и была переименована в Torre Civica. Наверху разместили колокола, а в 1656 г. появился самый большой из них – колокол Campanone (диаметр 2, 7 м, вес 5,6 т), который и дал второе название башне. Ежедневно он сообщал о закрытии всех четырех ворот, что вели в город (в память о тех временах его звон в десять вечера раздается до сих пор). Также Campanone использовали, созывая горожан на собрание.

В XIX ст. La Torre Civica отреставрировали, а в 1960 г. в ней разместили лифт. Поэтому желающие осмотреть панораму города, могут выбирать: подниматься пешком или на лифте.

Фонтан Контарини

В центре Piazza Vecchia расположен фонтан Контарини (fontana Contarini). Назвали его в честь Альвизе Контарини (Alvise Contarini), который в 1780 г. подарил Бергамо фонтан. Целью подарка было не только украсить центральную площадь: из фонтана можно было набирать питьевую воду даже в период засухи.

Стоит фонтан Контарини на мраморной основе, в центре которой размещается большая восьмигранная чаша. Из неё выбивается небольшой фонтанчик и наполняет емкость. Окружают чашу львы и змеи, которые держат во рту цепь. Возле фонтана друг напротив друга расположены статуи сфинксов: один смотрит на старую ратушу, другой – на новую. Изо рта у них торчат трубы, из которых течет вода в расположенные под ними чаши. Эту воду можно пить, что актуально для туристов и горожан в жаркие летние дни.

Каин и Авель в картинах Д. Дюпре и А. П. Лосенко (описание)

Д. Дюпре. Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К легенде о Каине и Авеле обращались многие ху­дожники

Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дю­пре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Уби­тый Авель». Зловеще выражение лица Каина. Он смо­трит туда, где только что им было совершено престу­пление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой по­ступи. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человече­скому и на Земле преследует пер­вых людей.

Другая фигура — распростёр­тый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, без­жизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает од­новременно восхищение и усили­вает горечь утраты.

Д. Дюпре. Убитый Авель. 1842 г. Палаццо Питти, Флоренция

Среди работ русских художни­ков на этот сюжет можно выде­лить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Ни­кто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.

А. П. Лосенко. Каин. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в от­крытых устах. Он показан художником в сложном ди­агональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышца­ми, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, кото­рый лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень). Материал с сайта https://worldofschool.ru

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художе­ственный образ. Сильный обнажённый человек си­дит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут». Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приоб­ретает ещё большую выразительность. Тень подчёрки­вает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ мо­лодых, начинающих художников.

А. П. Лосенко. Авель. 1768 г. Художественный музей, Харьков

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу: Сопоставьте скульптурные портреты художника Д. Дюпре и живо­писные произведения А. П. Лосенко.

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768).

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался».

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Литература

  • Верещагина А. Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века. — Л.: Искусство (Ленинградское отделение), 1973. — 204 с.
  • Антон Павлович Лосенко. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 64 с.
  • Жидков Г. В. К вопросу о природе раннего русского академического классицизма // Труды отделения искусствознания. — М.: Институт археологии и искусствознания, 1926. — С. 51—60.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. — 438 с.
  • Карев А. А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 319 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0688-5.
  • Коростин А. Ф. Русский рисунок XVIII века. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 1952. — 78 с. — (Русская графика).
  • Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII — начала XIX века. — М.: Просвещение, 1972. — 182 с.
  • Петров В. Н. А. П. Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой» // Замечательные полотна. — Л.: Художник РСФСР, 1961. — С. 42—47.
  • Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Лосенко Антон Павлович // Русские живописцы XVIII—XIX века. Биографический словарь / Е. Ф. Петинова. — СПб.: Азбука-Классика, 2008. — С. 382—386. — ISBN 978-5-91181-923-1.
  • Савинов А. Н. Антон Павлович Лосенко. — М.: Искусство, 1948. — 46 с. — (Массовая библиотека «Искусство»).
  • Савинов А. Н. Историческая живопись // История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов, В. Н. Лазарев. — М.: Наука, 1961. — Т. 7. — С. 162—192.
  • Эрнст С. Р. А. П. Лосенко // Старые годы. — 1914. — № 1. — С. 1—24.
  • Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. — М.: Белый город, 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М., 2015. — Т. 2: Живопись XVIII века. — 408 с. — ISBN 978-5-89580-070-6.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания. — М., 1996. — Т. 1: Рисунок XVIII века. — 312 с. — ISBN 5-900743-21-7.
  • Императорская Академия художеств. Музей. Русская живопись / . — Пг.: Унион, 1915. — 308 с.

Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»

Лосенко – русский живописец, положивший начало русской исторической живописи. До него её, как таковой, не существовало – были религиозные и мифологические сюжеты, но преимущественно западные, не имевшие к России никакого отношения. Только после Лосенко история родной страны выделилась во что-то, что можно отражать в картинах, тем самым увековечивая.

«Владимир и Рогнеда» – картина исключительно сюжетная. На ней изображен один из кульминационных моментов предания о князе Владимире и его первой жене. Полюбив её за её красоту – Рогнеда была дочерью князя и сестрой княжичей, веселой и жизнерадостной – Владимир посватался к ней и получил отказ. Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» – именно этот момент и отражен на картине.

В центре её две фигуры, притягивающие взгляд. Рогнеда сидит в кресле, глаза у неё слепые и белые, одной рукой она ещё пытается оттолкнуть Владимира, второй держится за случайную ткань.

Владимир над ней, в богатых одеждах, в короне, но лицо его не соответствует сложившемуся в легенде образу насильника и язычника – он смотрит на Рогнеду с чем-то вроде ужаса и сострадания, держит её отталкивающую руку, свою вторую руку прижимает к груди, к сердцу, словно желая достать его и показать, какая в нем заключена тоска. Возможно, это излишняя романтизация. Возможно, художник полностью меняет смысл легенды, но одновременно в этом жесте есть своеобразная красота.

Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица, с лицом смиренным и скорбным. За Владимиром толкутся его солдаты, смотрящие на сцену безразлично и серьезно – похоже, им не терпится начать делить добычу.

Благодаря изменению на лице Владимира, вся сцена кажется двойственной. Да, женщину здесь собираются силой сделать женой, но в князе чувствуется предчувствие раскаяния, к которому он придет однажды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: