Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой»
Полотно создано в 1898 году маслом на холсте.
Борисов-Мусатов – это русский художник конца 19 столетия начала 20. Он родился в Саратовской губернии, где им написано много полотен. Прожив всего 30 лет, он оставил нам прекрасные картины, которые вышли в культурное наследие нашей страны.
Автопортрет со своей сестрой художник написал в 1898 году, с того года он уже жил в Саратове. Сам портрет он создал в усадьбе Зубриловка. Это было его любимое место, красота и живописность тех мест, всегда имела особое место в его душе.
На автопортрете художник изобразил себя и свою сестру Елену. Она была совсем юна, ей всего 14 лет. Но образ, созданный автором на полотне, показывает нам не молоденькую, взбалмошную девчонку, а леди, которая глубоко рассуждает о прошедшей эпохе. Она одета в платье, которое носили в сороковых годах 19 столетия.
Свой портрет художник изобразил лишь наполовину. На лицах запечатлена отрешенность. Все произведения Борисова-Мусотова наполнены таинственностью, проникнуть духом и печалью уходящей эпохи. Портрет с сестрой отражает драму в их душах. Молчание, взгляд все показывает нам, как остро герои ощущали близившиеся перемены.
Уходит эпоха символизма, галантности кавалеров и безмятежности дам. Наступает новый век, который уже никогда не будет схож с тем, что было раньше. Брат с сестрой словно прокручивают все события, связанный с ушедшей эпохой, желая остановить временной бег.
Художник создал эту картину за несколько лет до своей кончины. Спустя век, мы можем лицезреть красоту, изящность того времени. Картина написана в летний, солнечный день на террасе любимой усадьбы. По ее мотивам Тютчев написал несколько прекрасных строк. Через пару лет здесь же Борисов-Мусатов создаст еще один шедевр живописи «Призраки», под впечатлением от запущения и увядания любимого места, словно предчувствия скорую кончину.
Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Москва.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Весна»
Виктор Эпильдифорович Борисов-Мусатов – русский живописец, художник и мастер изображений символики дворянских гнезд. В наследии творца не так уж и много пейзажей, но в его зрелищных произведениях искусства природа отыграет большую роль. Как и великие живописцы XVIII века, художник изображал очень часто парковую и садовую природу, в которой должен был быть человек.
Первым произведением искусства, в котором живописец Борисов-Мусатов синтезировал впечатления от реальности, увидел в конкретном общее, стала «Весна». Она ознаменовала новый период творчества автора, что связан с его наиболее известными работами. Живописец очень профессионально наносил краску, небольшими мазками, а затем менял их направления. Именно произведение искусства с названием «Весна» дает уникальную возможность зрителю посмотреть смену в творчестве импрессионизму на декоративный стиль.
Фактура прекрасной поверхности, мазок на полотне напоминает импрессионизм, но в целом зрелище, с равновесием и определенностью цвета, хорошей композицией, изысканностью пейзажа говорит о декоративном стиле. Особенностью полотна считается отсутствие повествовательности полностью. На изображении художник с помощью природы смог передать настроение композиции зрителю. Грустная тишина, только девушка ступает по траве печальная. Она выглядит очень загадочно, потому что мы не можем увидеть лица её.
В этом уникальном полотне одухотворенность и красота девушки, ковер из травы с прекрасным садовым фоном, а также тепло цветущих и роскошных вишен составляют особенный мир, который для зрителя очень легкий и прекрасный. Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создает для зрителя очень тихое и необычное настроения, но чувствуется все равно грустная и погруженная мыслями праздничность. В этой картине пейзаж не только использован, как фон, он есть основным элементом композиции, мечтой творца о красоте жизни.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Гобелен»
Виктор Борисов-Мусатов появился на свет в Саратове, там он и прожил всю свою юность. Учился он в Московской школе искусств, там его научили безупречно владеть кистью и передавать свое настроение красками. В 1895 году у него, получается, перебраться в Париж. Там он совершенствует свое мастерство и открывает новые грани таланта.
В России о художнике заговорили в 1902 году, именно тогда на свет родилась картина «Гобелен». Выбирал автор пастельные тона для своих работ, но особенно его привлекла необычная техника гобелен. Эту технику Мусатов подробно изучил во Франции, зародилась она еще в XVII в. Картина становится похожей на ткань, за счет того, что краска на холст наносится очень тонким слоем. Текстура проявляется, волокна становятся видны.
На картине изображены две молодые дамы, они прогуливаются по саду. Расположился парк в старинной усадьбе. Темноволосые красавицы вышли прогуляться в солнечный день, на улице немного жарко и они вынуждены взять с собой свои прелестные веера. Одна из дам поправляет свое пышное платье, а вторая кидает на нее равнодушный взгляд. Парк ухоженные, газоны ровные, а деревья пострижены. На заднем плане красуется сама усадьба, виднеется аллея с небольшой лавочкой.
Платья женщин украшено воланами и многочисленными складками на юбке. На шее виднеется жемчужное украшение, указывающее на статус молодой особы. Прическа убрана назад, это придает строгости, нарисованной барышне.
Виктор Борисович передал настоящую атмосферу одного из прогулочных дней двух прекрасных женщин. Он лично наблюдал такие прогулки ежедневно. Ему нравилось рисовать девушек, рисуя их лица в истории своего творчества. Больше всего восхищает умение подбирать такие легкие и естественные оттенки. Солнечный свет передается во всем, а детали нарядов смотрятся скромно, но в то же время богато.
Фотография в творчестве Борисова-Мусатова — 0valia
(1870-1905) — русский художник.
Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые «переросли» рамки «пособия», превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова — это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых — цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.
Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография.
«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.
«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова.
«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей.
Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.
«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова.
«Одиночество». Пастель.
Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
«Сидящая девушка» (?)
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.
«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.
Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.
«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год.
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.
«Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.
«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей.
Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.
«Осеннее настроение». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.
«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.
«Летний день». Акварель.
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.
«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей.
Праздник зеленого маскарада. Фотография.
Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.
«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.
«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.
Картины, описание картин — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
Полотно «Водоем» было написано Виктором Борисовым-Мусат овым в 1902-1903 гг. Написанием картины автор занялся в парке имения княгини Прозоровой-Голи цыной в усадьбе Зубриловка. Борисовым-Мусат овым были изображены его сестра и Елена Владимировна Александрова. Картина написана вскоре после того, как Елена дала согласие стать невестой художника. В рисунке все детали демонстрируют воспеваемую его автором женственность.Многим зрителям, в особенности увидевшим картину в оригинале, она показалась не совсем реальной, в ней видели что-то сказочное и отстраненное от времени. Видимо, хотя полотно писалось целиком и полностью с натуры, эта особая атмосфера объясняется духовным состоянием художника во время его творчества. Изображение передает его видение мира: поэтическое и возвышенное.В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний план. Фигуры в картине дополняют друг друга: водоем, выходящий за пределы полотна, имеет овальную форму, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь. В отличии от всего вокруг, спокойного и утонченного, она вся в извилистых складках, которые добавляют динамики картине, как, например, небольшая рябь делает живее тихий морской пейзаж. Вообще, отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной глади деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой.Героини находятся рядом с прудом, на переднем плане картины. И несмотря на то, что водоем изображен совсем рядом, он может показаться безмятежным небом, которое буквально нависает над барышнями. И вот это уже совершенно иной пейзаж, в котором дамы стоят на небольшом холме, за которым может быть что угодно. Но скорее всего – лес, некоторые деревья из которого устремились в самое небо. Таким образом, художник-символ ист смог создать пейзаж, предстающий в совершенно разных вариантах, зависящих от фантазии зрителя.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Цветы»
Вот уж кажется совсем незаметное полотно, да и ничего не выражающее. Всего-то часть стола, угол и на какой-то белой черепице выложены цветы. Причём не просто цветы, а именно соцветия, то есть самый верх, стебли убраны. Точно определить какие именно цветы практически невозможно.
Заметна роза, самое яркое пятно. Затем можно предположить, что лежат васильки или веточки сирени. Но это только предположение.
Удивительно построена композиция. Фоном дан нам пол, и он максимально зрительно приближен к нам, потом угол чего-то коричневого – то ли стола, то ли картонки, которая лежит на полу. И только на этом коричневом возлежат цветы.
А вот теперь стоит рассказать немного и об авторе. Всё дело в том, что он вошёл в русскую живописную школу как гениальный художник, имея в багаже всего-то несколько десятков полотен. Ярких полотен, жанровых и просто пейзажных, есть и портреты. Но всё это делалось при весьма печальных обстоятельствах – художник с трёх лет был не здоров и уродлив. Он был горбат.
Но это не помешало пройти учёбу в художественных училищах и академии. И даже учился в одной из художественных студий Парижа. Он рисовал великолепно, так считали многие. Его полотна сейчас практически все находятся в Третьяковской галерее. Но сам художник никогда не был столичным жителем, в основном он прожил в Саратове, а конце своей жизни провёл в Подольске или Тарусе.
Таруса и стала его последним приютом. Художнику было всего тридцать пять лет, когда его не стало. Ничтожно мало и, к сожалению, не успел он полностью проявить свой талант. А может быть это и хорошо, что такой талантливый человек ушёл рано. Он наверняка не смог бы пережить все те события, которые как раз начались в 1905 году. Ведь известно, как ранимы, бывают такие люди. Революцию он бы точно не смог пережить.
Фотография в творчестве Виктора Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов — Девушка с ожерельем, 1904, х.м., частная коллекция
Любопытным и неожиданным открытием для меня оказалось то, что Борисов-Мусатов, в своих творческих исканиях, использовал фотографию, которой занимался весьма серьёзно и даже экспериментировал с цветом.В фотографии Борисов-Мусатов — всё тот же большой мастер, это чувствуется в каждом снимке.
Об этом — интереснейший пост galimatja_44: Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова, сестра художника
Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые «переросли» рамки «пособия», превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова — это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых — цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.
Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография
«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея
«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея
Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке Е.Э. Мусатова
«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей
Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке Е.Э. Мусатова
«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке Ю.Ю. Домбровская
«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова
«Одиночество». Пастель
Фотоэтюд. На снимке Ю.Ю. Домбровская
«Сидящая девушка» (?)
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке Ю.Ю. Домбровская
«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника
Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография
«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография
«Дама в голубом». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея
Фотоэтюд. На снимке Н.Ю. Станюкович
«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей
Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография
«Гобелен». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея
Фотоэтюд. На снимке М. Ягодская
«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея
Натурщицы в старинных костюмах. Фотография
«Летний день». Акварель
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография
«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография
«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей
Праздник зеленого маскарада. Фотография
Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография
«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея
Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография
«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея
ЗДЕСЬ интересная статья об использовании В.Борисовым-Мусатовым и М.Врубелем фотографии в своих работах…
ОТСЮДА взято
Автопортрет с сестрой. 1898
Борисов-Мусатов В.Э.Холст, темпера, масло143 x 177
Русский музей
Аннотация
Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной. Оно лишает действительность конкретности и предполагает существование рядом иных миров. В „Автопортрете с сестрой“, где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.
Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель.
Биография автора
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.)
Живописец.
Родился в Саратове. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П.П. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже.
До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904).
Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. В 1905 избран членом «Салона национального общества изящных искусств» в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения «Голубой розы».
Борисов-Мусатов В.Э.
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.)
Живописец.
Родился в Саратове. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П.П. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже.
До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904).
Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. В 1905 избран членом «Салона национального общества изящных искусств» в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения «Голубой розы».
Последние статьи
-
Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» сегодня, 19:11 -
+1 Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят сегодня, 17:07 -
+1 6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл сегодня, 17:03 -
+1 Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато сегодня, 15:30 -
+1 Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни сегодня, 14:10 -
+1 Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни сегодня, 12:44 -
Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор сегодня, 10:26 -
Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией сегодня, 09:21 -
+1 Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33 -
+1 8 фактов из жизни Достоевского, которые позволят по-другому взглянуть на его творчество 31.07.2023, 22:19
Все статьи