Серия картин «подсолнухи» ван гога

Одна картина с “Подсолнухами” – подделка?

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 г. Японский музей искусств Сомпо, Токио

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.

К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.

Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.

Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.

Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?

Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?

И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?

Время покажет.

О других картинах художника читайте в статье “5 самых известных шедевров Ван Гога”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.

Рекомендации

  1. Wildenstein
  2. Автопортрет à l’ami Gauguin
  3. Дорн 1990, стр. 336–337.
  4. Дорн 1990, стр. 344–348.
  5. Дорн 1990, стр. 337–340; 340–343 и Van Tilborgh & Hendricks, стр.
  6. См. Dorn 1999, стр.
  7. Письмо
  8. Дорн 1999 г. и Столвейк и Вененбос 2002 г.
  9. Бейли, 2013, стр. 202

Источники

  • Бейли, Мартин: Подсолнухи — мои: история шедевра Ван Гога, Фрэнсис Линкольн Лимитед (2013 г.), ISBN  978-0-7112-3298-3
  • Дорн, Роланд: «Декорация»: Дом Винсента Ван Гога для дома в Арле., Георг Олмс Верлаг, Хильдесхайм, Цюрих и Нью-Йорк, 1990, стр. 58–61, 73–80, 113–117, 335–348, 455–462 ISBN  3-487-09098-8
  • Хоффманн, Конрад: Зу Ван Гогс Зонненблюменбильдерн, Zeitschrift für Kunstgeschichte 31, 1968, стр. 27–58.
  • Элиза Рэтбоун; и др., ред. (2013). Ван Гог повторения. Коллекция Филлипса. ISBN  978-0-300-19082-3.
  • Столвейк, Крис, и Виненбос, Хан: Бухгалтерская книга Тео Ван Гога и Джо Ван Гог-Бонгера, Музей Ван Гога, Амстердам и Primavera Press, Лейден, 2002 г. ISBN  90-74310-82-6
  • Теллеген, Аннет: Винсент ан Гоген: Schilderijenruil в Париже, Museumjournaal 11, 1966, стр. 42–45.
  • Ван Тилборг, Луи и Хендрикс, Элла: Токийские «Подсолнухи»: подлинное повторение Ван Гога или подделка Шуффенекера?, Журнал музея Ван Гога 2001, стр. 17–43.
  • Валлийский Овчаров, Богомила: Право собственности на «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, Журнал Берлингтон, Март 1998 г., стр. 184–192.

Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими “Подсолнухами”.

Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи. Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.

По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам – Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.

Слева: “Подсолнухи” из Новой пинакотеки в Мюнхене. В центре: “Колыбельная (портрет Августины Рулен)” из Музея Ван Гога в Амстердаме. Справа: “Подсолнухи” из Национальной галереи в Лондоне.

Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности. Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

«Подсолнухи», Ван Гог

Год написания: 1888Размер: 92 × 73 смМестонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 102 слова

Картина «Подсолнухи», созданная Винсентом Ван Гогом в 1888 году в городе Арле, стала самой знаменитой из серии работ художника, посвящённых этим летним цветам. Полотно изобилует разнообразными оттенками жёлтого цвета.

Это натюрморт, на котором изображены стоящие в вазе подсолнухи. Некоторые из них свежи и полны сил. Они настолько велики, что стремятся занять собой всё пространство и даже вырваться за пределы холста. Другие же, напротив, кажутся поникшими и унылыми. Некоторые цветы практически полностью лишились своих лепестков.

Ваза стоит на скатерти оттенка охры, а за сосудом виднеется бледная лимонная стена. Подсолнухи на картине, в понимании Ван Гога, символизируют надежду и являются источником жизненных сил человека.

Вариант 2 — Подробно

24 предложения/ 271 слово

Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога стала частью созданного художником цикла, посвящённого этим радостным солнечным цветам. Живописец писал одно полотно за другим, находясь сначала в Париже, а затем в Арле.

Каждая из таких работ представляет собой яркий натюрморт, насыщенный аллегорическим смыслом. Самой известной картиной из данной серии стали «Подсолнухи», созданные в 1888 году.

Живописец был неравнодушен к жёлтому цвету и в своём творчестве нередко использовал его. Этот натюрморт также не стал исключением. Более того, он практически полностью написан в данной цветовой гамме.

Солнечные цветы стоят в белой вазе на покрытом скатертью оттенка охры столе. Сзади виднеется участок бледной лимонной стены. Пропорции в картине явно нарушены, поэтому пышные бутоны на длинных извилистых ножках кажутся слишком тяжёлыми для такого маленького почти невесомого сосуда.

Подсолнухи хаотично переплетаются между собой. Их головки смотрят в разные стороны. Самые высокие и пышные цветы словно стремятся вырваться наружу и выйти за пределы холста. Так много в них жизни и какой-то безудержной энергии.

А вот бутоны на коротких ножках у края вазы, напротив, кажутся совершенно поникшими. Они грустно повесили свои головы, обратив коричневые сердцевинки к плоскости стола. Есть среди подсолнухов и те, что уже практически полностью утратили свои лепестки. Тем не менее они по-прежнему гордо и радостно взирают на зрителя.

Ван Гог отрицал, что он писал подсолнухи с натуры. На своём полотне художник стремился воссоздать образы цветов такими, какими он видел их в своём воображении. Слишком крупными, слегка неказистыми, но по-настоящему живыми и проворными.

В понимании Ван Гога подсолнухи были символом надежды и перемен к лучшему. Вероятно, именно поэтому живописец стремился окружить себя таким большим количеством картин с этими летними цветами. Он хотел верить в возможность для себя счастливого будущего.

см. также:Все сочинения-описания картин

Описание картины «Подсолнухи»

С точки зрения классических канонов живописи Винсент Ван Гог не может похвастаться мастерством. Однако за годы усердного труда он выработал личную манеру письма, которая и нашла отражение в его знаменитой картине.

Картина «Подсолнухи» целиком поглощает внимание зрителя своими харизматичными и крупными мазками. Визуально ваза выглядит маленькой для огромных и строптивых подсолнухов

Что касается последних, то они будто стремятся проникнуть за рамки холста, исследуя окружающий мир и стремясь к размашистым лучам солнца. Фактура картины привлекает внимание своей рельефностью. Мазки переполнены эмоциями. Создается впечатление, будто художник торопился «излить себя» на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга.

При пристальном рассмотрении картины создается иллюзия динамичности подсолнухов, словно они колышутся на стеблях под плотным весом лепестков и соцветий.

Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими “Подсолнухами”.

Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи. Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.

По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам – Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.

Слева: “Подсолнухи” из Новой пинакотеки в Мюнхене. В центре: “Колыбельная (портрет Августины Рулен)” из Музея Ван Гога в Амстердаме. Справа: “Подсолнухи” из Национальной галереи в Лондоне.

Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности. Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами.

На самом деле Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!

Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887 г. Метрополитен Музей, Нью-Йорк

А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. В городе Арль на Юге Франции.

Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.

Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен

Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Частная коллекция

Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.

Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.

На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог.

Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.

Но обьяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.

Думаю, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.

Репродукция погибшей картины Винсента Ван Гога “Подсолнухи” 1888 года.

Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия “Лондонских” подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Национальной галерее Лондона. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии.

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Новой пинакотеке в Мюнхене. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в художественном музее Филадельфии.

Третья авторская копия “Подсолнухов” хранится в Японии. С ней связана невероятная история. Поэтому о ней чуть позже.

Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену

Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил.

Летом 1888 года он прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.

Так были созданы 4 натюрморта с “Подсолнухами” в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. О каком творческом союзе могла идти речь, если они совершенно по-разному работали. Ван Гог писал только с натуры. Гоген любил пользоваться своим воображением.

Гоген уехал. Ван Гог отрезал себе мочку уха и отдал его проститутке со словами “Возьмите, это может вам пригодиться”. После этого его нашли в невменяемом состоянии у себя в комнате. Добровольно лёг лечиться в психиатрическую больницу. Он проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих “Подсолнухов”.

2.1 Анализ картины «Звездная ночь»

Это одна из самых узнаваемых картин в мировом изобразительном искусстве, и разнообразные воспроизведения этого полотна украшают интерьеры множества домов. Когда Ван Гог был чуть моложе, он собирался стать пастором и миссионером, хотел помогать бедным людям словом Божьим. Религиозное образование в чем-то помогло ему создать «Звездную ночь». В этом году, когда и было написано ночное небо со сверкающими в лунном свете звездами, художник находился в психиатрической лечебнице. Считается, что «Звездная ночь» была создана Ван Гогом в момент религиозного вдохновения, на что указывает количество звезд на небе.

Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна

Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Самый загадочный элемент картины

На безоблачном небе мы видим вихревые потоки.

Исследователи уверены, что Ван Гог изобразил такое явление, как турбулентность. Которую невооружённым взглядом едва ли можно увидеть.

До такой степени, что Ван Гог увидел то, что обычному смертному не под силу.

Еще один интересный элемент картины — неправдоподобно большие звезды. В мае 1889 года на юге Франции можно было наблюдать Венеру. Она и вдохновила художника на изображение ярких звёзд. На первый взгляд, она яркая и оптимистичная, но если рассматривать ее разбитой на отдельные части, то в каждой из них можно увидеть, как если бы больной человек пытался сохранить свой последний контакт с внешним миром, который еще живет в его воспоминании.

Ночь в выдуманном городе выполнена в ярких оттенках. На первом плане выделяются кипарисы. Эти растения с их темно-зеленой листвой обозначали в античное время печаль и смерть. В тоже время в христианстве символизировался с вечной жизнью. В картине Ван Гога кипарис играет и роль печали который в скором времени расстанется с жизнью, и вечное движение Вселенной. Чтобы показать динамику и движение в своей картине Ван Гог придумал новую технику.

В «Звездной ночи» преобладает сочетание цветового контраста ,при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин.. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога.

Более глубокий взгляд обозначающий некую философию и размышление на картину «Звездная ночь» тотчас заметит большую черную структуру слева в темноте. «Звездная ночь» — это его взгляд в общем на жизнь, и эта картина свидетельствует на самом деле о великом душевном спокойствии художника. Он добровольно заключил себя в Сен-Реми, но тем не менее чувствовал себя оторванным от мира.

Однако сам Ван Гог считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».

Такое отношение автора к своей картине и не удивительно, так как картину он писал из своей головы ,а не с натуры.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

“Автопортрет с трубкой” был написан в больнице Арля. Куда художник попал после своей легендарной истории с отрезанным ухом.

Все началось с приезда Гогена. Ван Гог хотел создать школу-мастерскую, видя Гогена ее лидером. Они начали жить и работать под одной крышей.

Ван Гог был очень непрактичным в быту. Аккуратного и собранного Гогена это раздражало. Ван Гог был слишком эмоциональным, спорил до посинения. Гоген же был самоуверенным и не терпел, когда сомневались в его мнении. Представляете, каково было ужиться таким людям? Нашла коса на камень.

Когда Ван Гог осознал, что им не по пути, его сорвало с катушек. Он набросился на друга с бритвой. Гоген остановил его своим грозным взглядом.

Тогда Ван Гог направил агрессию на самого себя, отрезав себе мочку уха. Такой жест может показаться очень странным. Если не знать одну особенность Арля.

В уже упомянутом амфитеатре проходила коррида. Но она была более гуманной, чем в Испании. Побеждённому быку отрезали ухо. Ван Гог отрезал себе ухо, считая себя проигравшим.

История с Гогеном была лишь последней каплей. Нервная система Ван Гога уже к тому времени была сильно расшатана бешеным ритмом работы и постоянным недоеданием.

Однажды он проработал 4 дня без сна, выпив за это время 23 чашки кофе! Представьте, что было бы с вами после таких издевательств над своим организмом.

И вот после первого нервного приступа Ван Гог создаёт свой странный автопортрет. Он написан дополнительными цветами. Это такие цвета, которые усиливают друг друга. Красный становится ещё более красным рядом с зелёным. Недаром эти цвета использованы в светофоре.

Но это усиление болезненно для глаз. Цвета становятся слишком кричащими. Зато они передают какофонию в душе художника.

“Подсолнухи” Ван Гога могли быть мрачными

Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок.

Когда в 27 лет он решил стать художником, то выбрал для себя роль жизнеописателя простых людей. Так родилась знаменитая картина “Едоки картофеля”.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная “крестьянская” живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и Писсарро.

Другое дело – радостная и светлая живопись импрессионистов. Такие картины созданы для успеха. Брат Тэо пригласил Винсента в Париж. Познакомил с Моне, Ренуаром, Дега и другими “светлыми” живописцами.

Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Брат Тэо, который многое сделал для развития Винсента, тоже не успел разбогатеть благодаря работам брата. Он так и не смог оправиться после смерти Ван Гога. Он пережил его всего на полгода.

Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену

Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил.

Летом 1888 года он прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.

Так были созданы 4 натюрморта с “Подсолнухами” в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. О каком творческом союзе могла идти речь, если они совершенно по-разному работали. Ван Гог писал только с натуры. Гоген любил пользоваться своим воображением.

Гоген уехал. Ван Гог отрезал себе мочку уха и отдал его проститутке со словами “Возьмите, это может вам пригодиться”. После этого его нашли в невменяемом состоянии у себя в комнате. Добровольно лёг лечиться в психиатрическую больницу. Он проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих “Подсолнухов”.

Описание

«Звездная ночь» была написана в 1889 году и сегодня является одной из самых узнаваемых картин Ван Гога. Начиная с 1941 года, данное произведение искусства находится в Нью-Йорке, в известном Музее современного искусства. Винсент Ван Гог создал данную картину в Сан-Реми на традиционном холсте размером 920х730 мм. «Звездная ночь» написана в довольно специфическом стиле, поэтому для оптимального восприятия лучше смотреть на нее издалека.

Стилистика

На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна

Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо. На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам

Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд

На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд.

Общее исполнение

В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов. Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу. Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна. Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.

«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины. Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места. Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.

Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии. Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения. Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.

В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.

История написания

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин. «Звездная ночь» — одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога. Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.

Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими “Подсолнухами”.

Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи. Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.

По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам – Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.

Слева: “Подсолнухи” из Новой пинакотеки в Мюнхене. В центре: “Колыбельная (портрет Августины Рулен)” из Музея Ван Гога в Амстердаме. Справа: “Подсолнухи” из Национальной галереи в Лондоне.

Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности. Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

Одна картина с “Подсолнухами” – подделка?

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 г. Японский музей искусств Сомпо, Токио

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.

К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.

Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.

Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.

Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?

Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?

И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?

Время покажет.

О других картинах художника читайте в статье “5 самых известных шедевров Ван Гога”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

“Подсолнухи” Ван Гога могли быть мрачными

Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок.

Когда в 27 лет он решил стать художником, то выбрал для себя роль жизнеописателя простых людей. Так родилась знаменитая картина “Едоки картофеля”.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная “крестьянская” живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и Писсарро.

Другое дело – радостная и светлая живопись импрессионистов. Такие картины созданы для успеха. Брат Тэо пригласил Винсента в Париж. Познакомил с Моне, Ренуаром, Дега и другими “светлыми” живописцами.

Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Брат Тэо, который многое сделал для развития Винсента, тоже не успел разбогатеть благодаря работам брата. Он так и не смог оправиться после смерти Ван Гога. Он пережил его всего на полгода.

“Подсолнухи” Ван Гога могли быть мрачными

Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок.

Когда в 27 лет он решил стать художником, то выбрал для себя роль жизнеописателя простых людей. Так родилась знаменитая картина “Едоки картофеля” .

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная “крестьянская” живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и Писсарро .

Другое дело – радостная и светлая живопись импрессионистов. Такие картины созданы для успеха. Брат Тэо пригласил Винсента в Париж. Познакомил с Моне , Ренуаром , Дега и другими “светлыми” живописцами.

Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Звездная ночь. Июнь 1889 г.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

История с отрезанным ухом очень напугала соседей Ван Гога. Они написали петицию с требованием выдворить “сумасшедшего” из Арля. Он покорился. И добровольно уехал в лечебницу для душевнобольных в маленький городок Сен-Реми.

Здесь был написан один из самых известных его шедевров “Звездная ночь”.

Это одна из немногих работ, написанная им НЕ с натуры. Ван Гога не выпускали из больницы ночью. Только днём в сопровождении медработника.

Поэтому “Звездная ночь” была создана в воображении. Лишь из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. А заодно и Венеру, которая в тот месяц была видна невооружённым взглядом. Самая яркая звезда на небе Винсента – как раз планета Венера.

Ван Гог считал, что все в нашем мире имеет душу. И цветок, и камень. Даже космос дышит. Это он и передал в своей “Звёздной ночи”. Добился он этого необычным расположением мазков вокруг каждой звезды и луны. Завихрения тоже помогли сделать небо “живым”.

“Звездная ночь” написана любимым сочетанием жёлтого и синего. Приступы отступили. Ван Гог обрёл надежду, что болезнь отпустила. Вскоре он покинет лечебное заведение и переедет в другой городок Овер.

О картине также читайте в статье “Звездная ночь” Ван Гога. 5 неожиданных фактов о шедевре”.

Сияние желтого в Арле

желтым домикомСнаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца

Вид на Арль с пшеничного поля Июнь 1888 год . Холст, масло. Париж, Музей Родена


Стога сена в Провансе Июнь 1888 года . Холст, масло . Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер


Ночное кафе на площади Ламартин в Арле Сентябрь 1888 года . Холст, масло. Нью-Хейвен (штат Коннектикут, США), Художественная галерея Йельского Университета


Красные виноградники Ноябрь 1888 года . Холст, масло. Москва, Музей им А.С.Пушкина


Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой Сентябрь 1888г. Холст, масло. Кеймбридж (штат Массачусетс, США), Музей изобразительного Искусства Фогг, Гарвард


Кресло Винсента и его курительная трубка Декабрь 1888 года . Холст, масло. Лондон, Национальная Галерея

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: