«роль пейзажа в повести н. м. карамзина «бедная лиза»»

Сюжет[ | ]

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё, и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, однако с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход, и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Елизавета, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (на войне он проиграл в карты своё имение и теперь, вернувшись, вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд, около которого они гуляли.

Купеческая дочь и аленький цветочек

В сказке «Аленький цветочек», написанной Аксаковым для внучки Оленьки, имени героини нет. Она просто младшая, самая любимая и хорошая, дочь купца. Не нов и сюжет, он известен в разных вариациях по всему миру. Похожая история была у Амура и Психеи еще в Древней Греции. Но мы рассматриваем детскую сказку. О любви чистой и бескорыстной, в первую очередь дочерней.

В роли аленького цветочка могла быть роза, но здесь она явно не подходит, не тот случай. Скорее – это полевая красная гвоздика.

  • Во-первых, ее исстари называли «аленьким цветочком».
  • Во-вторых, отец-купец сорвал его на зеленом пригорке, пройдя сквозь сказочный лес. Да и запах от цветка, как говорится в сказке, – «по всему саду ровно струя бежит», а полевые цветы пахнут сильно.
  • Наконец, красная гвоздика, судя по тому же языку цветов, – тоже символ любви, но чистой, божественной.

Девушке, за то что она попросила себе у отца аленький цветочек и получила-таки его, пришлось пожертвовать собой. Но делает она это с готовностью, в отличие от сестер. Попадает к чудищу, но готова служить ему во всем. И в итоге обретает любовь прекрасного царевича, который, оказывается, был заколдован.


Главная героиня «Аленького цветочка» найдет счастье с прекрасным царевичем. А все благодаря цветку

Он не мог забыть свою Мариуччи

   Ко всем страданиям прибавлялась тоска по маленькой шестилетней девочке Анне-Марии Фалькуччи, которую художник называл Мариучча. К слову, именно она позировала Кипренскому для знаменитой «Девочки в маковом венке с гвоздикой в руке». Мариучча оказалась ненужной матери и жила в доме художника. Он настолько привязался к малышке, что даже обратился в Ватикан с просьбой оформить над ребёнком опекунство.

  «На мрачной и безнравственной стезе, по которой идёт мать её, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели», – писал он в письме к кардиналу. Но поскольку Кипренский находился в православной вере, ему отказали, а девочку забрали в монастырский приют.

  Но Кипренский никак не мог забыть свою маленькую музу. Он просил скульптора Самуила Гальберга, оставшегося в Италии, выяснить, как живётся Мариучче: «Я весьма бы желал узнать о её положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи».

   В следующем письме он пишет: «Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице её, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трёх лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в её судьбе. У меня никого ближе её нет на земле, нет ни родных и никого».

Париж встретил равнодушно

  Слух об убийстве долетел до Парижа. Русские художники, бывшие друзья Кипренского, отвернулись от него. Враждебно захлопывали перед его носом двери. Выставка картин, устроенная самим художником во французской столице, была встречена равнодушно. И газеты о ней просто промолчали. Великий мастер оказался выброшенным из общества. Естественно, он затаил обиду.

   В дорогую сердцу Италию возврата не было, Париж не захотел его принимать. Оставалось лишь одно место на земле, где он мог обо всём забыть и вновь взяться за кисть. Это была Россия.

  Но и на Родине его ожидал холодный приём. Многие дома Петербурга закрылись для него, а академическое начальство отказало в присвоении звания профессора. Больших трудов Кипренскому стоило вновь упрочить своё положение, хотя сплетни по-прежнему преследовали его. И это доставляло много боли.

Описание картины «Бедная Лиза»

На тёмном, не отвлекающем, фоне изображена совсем юная девушка, вчерашняя девочка. Ничто в ней не выдаёт крестьянского происхождения – ни внешность, ни одежда. В знак молодости и невинности девушка одета в белую, присборенную по горловине блузку с длинными рукавами. На одно плечо накинута нежно-розовая атласная шаль. На её фоне выделяется кисть руки с изящными пальцами, в которых Лиза держит простой цветок тагетеса – красный, бархатный и очень ароматный, на тонком стебельке и с резными листьями, он олицетворяет сильную любовь простой девушки и хрупкость судьбы.

Повернув головку и слегка наклонив её, Лиза с грустью смотрит в сторону – может, увидела любимого через окно (свет падает со стороны лица). Блеск печальных глаз выдаёт страдания и муки. Мягкий овал лица, ямочка на подбородке, нежный румянец, аккуратная причёска, приглаженная сеткой для волос, нехитрая серёжка вдоль открытой шеи, едва оформившаяся грудь – облик девочки полон восхищения юностью со стороны художника и пронизан печалью безысходности.

Орест Адамович Кипренский «Бедную Лизу» не писал с реальной модели. Это был тщательно продуманный собирательный образ, посвящённый всем женщинам, оказавшимся в положении Лизы.

Первый из русских мастеров

    Об Италии Кипренский начал мечтать ещё в 1803 году, когда оканчивал Академию художеств. Мечте этой суждено было исполнится лишь в 1816 году. Именно тогда расположенная к нему императрица Елизавета Алексеевна выделила из личных средств сумму для зарубежной поездки.

  Талант Кипренского, как написано выше, итальянские мастера живописи оценили очень высоко. Ему сразу предложили написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици, известной собранием большой коллекции автопортретов великих художников. К слову, он стал первым из русских мастеров, который был удостоен чести представить там собственную работу

Описание второстепенных героев

В «Бедной Лизе» Карамзин описывает тему противостояния деревни и города. В этой новелле главные персонажи изображены в качестве примера этой противоположности. Но также существуют и дополнительные герои:

  1. Автор. Этот персонаж повествует о несчастной любви двух людей, судьбу которых узнает от Эраста. Это честный и хороший герой, который умеет сочувствовать. С восхищением и трепетом он показывает образ бедной девушки, с состраданием и пониманием относится и к главному герою. Он не порицает молодых людей и приходит на могилу Лизы только из светлых побуждений.
  2. Мать Лизы. Женщина в пожилом возрасте, она болеет, очень переживает за смерть супруга. Чувствительная и очень добродушная, любит и сочувствует дочке. Ее главная мечта — выдать Лизу замуж за порядочного мужчину. Общительной женщине нравится беседовать с Эрастом. Ей симпатичен юноша, однако она не может себе представить его мужем Лизы, поскольку отлично понимает, что у них разный социальный статус. Узнав о гибели дочки, сердце женщины не выдерживает, она умирает следом за ней.
  3. Отец Лизы. При жизни являлся богатым крестьянином, не пил, любил и умел трудиться, к этому приучил свою дочку. Это был заботливый отец и любящий муж, его кончина принесла для семьи немало страданий.
  4. Богатая вдова. Автор мельком описывает этот персонаж в «Бедной Лизе». Это довольно пожилая дама, которая давно любит юного офицера. Чтобы полностью не обанкротиться, Эраст женится на этой женщине.
  5. Анюта. Юная девушка, которая является соседкой и подружкой Лизы. Именно к Анюте обратилась Лиза перед гибелью. Это надежная и искренняя девушка, которой можно довериться. Главная героиня попросила ее передать маме деньги, и объяснить ей свой поступок. Опешив от безумных речей Лизы, от ее неожиданного броска в речку, Анюта не смогла помочь ей, и с плачем побежала в село.

Загадка «Бедной Лизы» Кипренского: почему эта картина вызывала у художника особенные чувства


О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827. Фрагмент | Фото: gallerix.ru В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза»

, а спустя 35 летхудожник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.


О. Кипренский. Автопортрет, 1809 | Фото: tretyakovgallery.ru Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина. К тому времени, когда был написан портрет – 1827 г. – интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки. Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 г. По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом. Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.


О. Кипренский. Автопортрет (с розовым шейным платком), 1809 | Фото: gallerix.ru Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным. В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа. Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках – символом ее любви. Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.


О. Кипренский. Портрет А. К. Швальбе (Портрет отца), 1804 | Фото: gallerix.ru Точных данных о дате рождения и отце Кипренского не сохранилось. Биографы предполагают, что он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и его крепостной Анны Гавриловой. Чтобы скрыть этот факт, после рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе и дал им вольную. От Швальбе художник принял отчество, он всю жизнь называл его своим отцом. А вот по поводу фамилии Кипренский существует несколько версий. Согласно одной из них, она происходит от названия местечка Копорье, близ которого на берегу Финского залива находилось поместье Дьяконова. По другой версии, своей фамилией Кипренский был обязан тем, что родился под «звездой любви» и назван в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюбленных.


О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827 | Фото: gallerix.ru Один из первых биографов художника Н. Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений». В биографии Кипренского действительно было немало загадок, и одной из первых стала тайна его рождения. Художник знал о бедственном положении своей матери, и поэтому историю бедной Лизы воспринимал как личную, как экстраполяцию истории своей семьи. Его положение в обществе и будущее было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде.


О. Кипренский. Автопортрет, 1828 | Фото: tretyakovgallery.ru По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.


О. Кипренский. Рисунок для автопортрета, 1828. Фрагмент | Фото: gallerix.ru Тайна рождения художника – не единственный загадочный эпизод его биографии: как итальянская беспризорница стала музой и женой Кипренского

Описание картины «Бедная Лиза»

На тёмном, не отвлекающем, фоне изображена совсем юная девушка, вчерашняя девочка. Ничто в ней не выдаёт крестьянского происхождения – ни внешность, ни одежда. В знак молодости и невинности девушка одета в белую, присборенную по горловине блузку с длинными рукавами. На одно плечо накинута нежно-розовая атласная шаль. На её фоне выделяется кисть руки с изящными пальцами, в которых Лиза держит простой цветок тагетеса – красный, бархатный и очень ароматный, на тонком стебельке и с резными листьями, он олицетворяет сильную любовь простой девушки и хрупкость судьбы.

Повернув головку и слегка наклонив её, Лиза с грустью смотрит в сторону – может, увидела любимого через окно (свет падает со стороны лица). Блеск печальных глаз выдаёт страдания и муки. Мягкий овал лица, ямочка на подбородке, нежный румянец, аккуратная причёска, приглаженная сеткой для волос, нехитрая серёжка вдоль открытой шеи, едва оформившаяся грудь – облик девочки полон восхищения юностью со стороны художника и пронизан печалью безысходности.

Орест Адамович Кипренский «Бедную Лизу» не писал с реальной модели. Это был тщательно продуманный собирательный образ, посвящённый всем женщинам, оказавшимся в положении Лизы.

Загадка «Бедной Лизы» Кипренского. — Никогда ни о чем не жалейте вдогонку…

О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827.

В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.

О. Кипренский. Автопортрет, 1809

Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина. К тому времени, когда был написан портрет – 1827 г. – интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки. Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 г. По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом. Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.

О. Кипренский. Автопортрет (с розовым шейным платком), 1809

Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным. В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа. Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках – символом ее любви. Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.

О. Кипренский. Портрет А. К. Швальбе (Портрет отца), 1804

Точных данных о дате рождения и отце Кипренского не сохранилось. Биографы предполагают, что он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и его крепостной Анны Гавриловой. Чтобы скрыть этот факт, после рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе и дал им вольную. От Швальбе художник принял отчество, он всю жизнь называл его своим отцом. А вот по поводу фамилии Кипренский существует несколько версий. Согласно одной из них, она происходит от названия местечка Копорье, близ которого на берегу Финского залива находилось поместье Дьяконова. По другой версии, своей фамилией Кипренский был обязан тем, что родился под «звездой любви» и назван в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюбленных.

О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827

Один из первых биографов художника Н. Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений». В биографии Кипренского действительно было немало загадок, и одной из первых стала тайна его рождения. Художник знал о бедственном положении своей матери, и поэтому историю бедной Лизы воспринимал как личную, как экстраполяцию истории своей семьи. Его положение в обществе и будущее было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде.

О. Кипренский. Автопортрет, 1828

По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.

via

Аллегории остались неосуществлёнными

   Всё его творчество связано с жанром портрета, в котором Кипренский сумел обновить традиции русского портретного искусства.

    При этом не следует забывать, что он был также виртуозным рисовальщиком, который в технике итальянского карандаша и пастели создал образцы высокого графического мастерства. К слову, довольно часто по эмоциональности они превосходят даже его живописные портреты. В этом списке и бытовые типажи «Слепой музыкант», «Калмычка Баяуста», и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года, и многие другие работы.

   Большое число набросков и свидетельства современников показывают, что художник в свой зрелый период тяготел к созданию большой, как он сам писал президенту Академии художеств Алексею Оленину: «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины». Он очень хотел написать работу в аллегорической форме и изобразить в ней итоги европейской истории и предназначение России.

  К великому сожалению, наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными. Некоторые и вовсе пропали, как случилось с «Анакреоновой гробницей». Эта его идея была реализована в творчестве Карла Брюллова и Александра Иванова.

Значение живописи Кипренского

Публика встретила картину с восторгом

Этой работой и другими подобными художник привлёк внимание всех ценителей искусства. Особенно теми переменами в жанре русского портрета, которые позволяют выделять в портретируемом его индивидуальность

Уловить её и заключить в черты лица и жесты стало особенностью Кипренского как мастера портрета, внёсшего весомый вклад в развитие портретного искусства.

И самое ценное даже не то, что сегодняшний зритель видит, как выглядели и одевались люди двести лет назад, а то, что есть возможность заглянуть им в глаза, поймать тень грусти или улыбки, познакомиться с людьми, как с живыми.

Когда-то Орест Кипренский решил, что его муза богиня истории Клио. Время показало, что он был прав. Его полотна – живая и увлекательная история, сама жизнь. Картина «Бедная Лиза» – яркое тому подтверждение.

Фенечка и розы

В «Отцах и детях» Тургенев подробно описал цветы в руках не светской львицы Одинцовой или эмансипе Кукшиной, а крепостной Фенечки – женщины, с которой отец главного героя Кирсанова «имеет связь».

С одной стороны, она родила барину ребенка, живет с ним в господском доме, в отсутствие других персонажей и больше на правах хозяйки, с другой – перед обществом возлюбленный ее стесняется, начинает прятать. Но на протяжении всего романа, несмотря на свое двойственное неприличное положение, молодая женщина ведет себя очень достойно: просто, естественно. Стесняясь, конечно, но не попадая из-за этого в неловкие ситуации.

В эпизоде с цветами описывается, как Фенечка сидит на скамейке, рядом с ней только что сорванные в саду розы – белые и красные. К ней подходит Базаров и просит за свои услуги доктора плату, «хоть бы и цветком». Поначалу он хочет спровоцировать молодую женщину, даже заигрывает с ней (в другом эпизоде даже обманом целует).

«Какую вам…» – просто, безо всяких подтекстов спрашивает Фенечка. И главный герой выбирает «красную и не слишком большую».

На этом все.

Розы – известный символ любви. Цвета – белый и красный – чистоты и страсти. Все это очень хорошо отражает именно неоднозначность положения женщины. По тому, как просто Фенечка выбрала цветок, подтекстов в ее поведении нет.

Что касается Базарова, то по тому, как он просит цветы и что выбирает, литературоведы предполагают: в любви нуждается он сам. Но это уже совсем другая история.

А на Фенечке ее барин в конце романа все-таки женился.


Фенечка из романа «Отцы и дети» с розами

Неприятная история

  Однако его пребывание в Италии было омрачено неприятной историей. Молодую натурщицу, позировавшую Кипренскому, обнаружили мёртвой в его мастерской. Она была накрыта облитым скипидаром и подожженным холстом. Кипренский утверждал, что девушку убил его слуга, молодой и дерзкий итальянец.

  Полиция начала расследование, но установить правду оказалось невозможно — слуга скончался в городской больнице «Санта-Спирито». По Риму поползли слухи, что это Кипренский убил натурщицу. Вечный город отвернулся от художника. На улице мальчишки швыряли в него камни и свистели, соседи грозились убить…

   Художнику ничего не оставалось, как бежать отсюда в благословенный Париж. Но и там он, к сожалению, не нашёл покоя…

«Бедная Лиза» в искусстве[ | ]

Литературные реминисценции

  • Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году).
  • Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как комедия, во втором — как трагедия.
  • История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».

Инсценировки

  • 1989 — мюзикл «Бедная Лиза» — театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский.
  • Камерная опера «Бедная Лиза» — Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.

Экранизации

  • 1967 — «Бедная Лиза» (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.
  • 1978 — «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников
  • 1998 — «», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.

Примечания[ | ]

  1. 12Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Избранные сочинения в двух томах. — Москва — Ленинград: Художественная литература, 1964. — Т. I. Письма Русского Путешественника. Повести. — С. 605—621.
  2. Басовская Е. Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. — М.: Интерпракс, 1994.
  3. Очерки из истории русского романа
  4. О. А. Кипренский, «Бедная Лиза». История создания Архивировано 19 февраля 2011 года.
  5. Текст повести «Несчастная Лиза»
  6. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина Архивировано 10 декабря 2008 года.
  7. Все спектакли театра «У Никитских ворот» (недоступная ссылка)

«Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»»

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного. Ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе не испытанное ею чувство. Несмотря на то что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом. Они любят друг друга, и ее ощущения тут же меняются: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… — дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «…ни одной звездочки не сияло на небе… Между тем блеснула молния и грянул гром…» Эта картина не только раскрывает душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда. Она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью. Она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания

Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажные зарисовки просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел

Тест по сюжету повести

1. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? А) 19 Б)15 В)10

2. Почему после смерти отца, семья стала жить бедно? А) не могли платить аренду за землю Б) работники не так хорошо обрабатывали землю и урожай снизился В) деньги тратились на лечение сестры Лизы

3. По какой цене продавала Лиза ландыши? А) 5 копеек Б) 5 рублей В) 13 копеек

4. Почему Лиза не стала продавать цветы за 1 рубль? А) Это было слишком дешево Б) ей не позволила ее совесть В) Рубль был испорчен

5. Почему Лиза и Эраст встречаются ночью? А) весь день Эраст занят Б) Их могут оклеветать В) Их встречи могут стать причиной размолвки с невестой Эраста

6. Почему Лиза испугалась грозы во время одной из их ночных встреч с Эрастом? А) Она боялась, что гром поразит ее как преступницу. Б) Лиза всегда боялась грозы. В) Гроза была очень сильной и девушка боялась, что мать проснется и обнаружит, что Лизы нет дома.

7. Почему Эраст не отказался следовать на войну ? А) не мог противоречить приказу Б) Лиза стала ему отвратительна В) над ним бы насмехались все и считали его трусом

8. Почему Эраст не боится умереть на войне? А) Ему неведом страх Б) смерть за Отечество не страшна В) он уже давно мечтает о смерти

9. Почему Эраст приказал Лизе забыть его? А) ему надоела девушка Б) боялся, что все будут смеяться над ним, узнав об их отношениях с Лизой В) он был помолвлен и отношения с Лизой могли навредить его браку.

10. Что сделала Лиза с деньгами, которые ей отдал Эраст? А) вернула назад Эрасту Б) отдала нищему, стоящему под церковью В) отдала соседской дочке, чтобы она передала их Лизиной матери.

11. Как восприняла мать Лизы ее смерть? А) Убила Эраста Б) Утопилась от горя В) Новость для нее была настолько ошеломительной, что она тут же скончалась

12. Что думают крестьяне, услышав завывание ветра в доме, где жила Лиза с матерью? А) это плачет душа Лизы Б) бродяги забрались на ночлег в дом В) Это Эраст приходит потосковать об утраченном счастье.

Безвременно угасший светоч

    Спустя годы Кипренский вернулся в Италию и разыскал Мариуччу в одном из римских монастырей. Девушке было уже 17 лет. Её красота настолько поразила художника, что несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте он сделал предложение. Более того, ради неё даже перешёл в католичество. Свадьба состоялась через несколько лет, но брак не был долгим, он продлился всего три месяца.

    В 1836 году Орест Кипренский скончался от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

   Дочь Ореста Адамовича Клотильда появилась на свет, когда отца уже не было в живых. О дальнейшей судьбе Мариуччи известно лишь то, что в 1844 г. она вышла замуж, после чего её следы затерялись…

Наталья ШвецРепродукция картины Ореста Кипренского «Бедная Лиза»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

История создания портрета Лизы

В 1792 году Н.М. Карамзин (1766-1826), и сегодня считающийся одним из главных для России литературных деятелей, в собственном журнале издал свою повесть «Бедная Лиза». В основе сюжета трагедия простой девушки, которую соблазнил и бросил дворянин. Юная героиня повести не справилась с переживаниями и покончила с собой, утопившись в пруду.

Произведение Карамзина имело оглушительный успех. Оно стало идеалом русской литературы того времени, образцом сентиментализма. Общество было поражено трагическим финалом и словами автора: «И крестьянки любить умеют».

К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции.

К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина поутих. Но художника тема не оставляла. После смерти Карамзина, с которым Кипренский ещё в 1809 году познакомился в московском литературно-светском салоне, живописец решил создать портрет так волновавшей его воображение Лизы. Как символ первой, трогательной, наивной и готовой на всё, любви. Как дань памяти великому писателю.

Молодого портретиста вдохновила не только сама повесть, но и её связь с жизнью. Судьба матери художника во многом походила на случившееся с литературной героиней. Юная красавица Анна, так же бедна и бесправна, была разделена с избранником социальным неравенством и подчинилась законам крепостного права. К счастью, судьба молодой матери Кипренского была не столь трагична. Но художник, человек восприимчивый и тонкий, очень хорошо понимал, что чувствует совсем юная и неопытная девушка, когда её искренняя любовь не имеет будущего.

Маргарита и мимозы

При первом описании встречи главных героев «Мастера и Маргариты» Булгаков отмечает только, что это были «…отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Нередко это вводит в заблуждение читателя. Мимозы ли несет женщина, а может, розы или какие-нибудь еще цветы?

Ответ надо искать дальше по тексту. В 19-й главе о Маргарите говорится уже как о ведьме, «украсившей себя тогда весною мимозами».

Мимоза становится предсказателем судьбы героев. Желтый – традиционно цвет неверности, предательства, в более широком смысле беды. Мимозы Маргариты как бы предвещают, что ничего хорошего с персонажами не случится, и эта тревожность и напряжение будут только нарастать.

И еще. В христианстве мимоза – цветок света, а ведьма Маргарита от света с радостью отвернулась, выбрав покой. Поэтому можно сказать, что в начале романа мимозы уже намекают на уход из мира главных героев.


Мимозы – цветы ведьмы Маргариты

Значение в русской литературе

Карамзин своим произведением начал в литературе большой цикл рассказов о «маленьких людях». Тему «Бедной Лизы» можно проследить в других творениях классиков:

  1. Образ Лизы можно проследить в произведении Толстого «Воскресенье». Соблазненная Нехлюдовым Катюша бросается под поезд. Хоть героиня остается живой, но ее жизнь наполнилась унижением и грязью.
  2. Пушкин при написании «Барышни-крестьянки» ориентировался на «Бедную Лизу», он превратил «печальную быль» в произведение со счастливым концом.
  3. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и забирает офицер, ее отец не выдерживает этого, спивается и погибает.
  4. В «Пиковой даме» можно увидеть дальнейшую жизнь Лизы, если бы она не умерла.

Именно в этом произведении зарождается утонченный психологизм литературной прозы. В нем автор, открыв галерею «лишних людей», находится у истоков другого мощного направления — описание умных лентяев, людей, которым безделье позволяет дистанцироваться между собой и государством. Именно поэтому лишние люди постоянно находятся в оппозиции.

https://youtube.com/watch?v=Q21y6vcPekg

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: