Буря (картина джорджоне)

Джорджоне: жизнь и творчество художника

Оценка

Поклонение волхвов ( Национальная галерея , Лондон ).

Хотя он умер в возрасте 33 лет, Джорджоне оставил непреходящее наследие, созданное Тицианом и художниками 17 века. Джорджоне никогда не подчинял линию и цвет архитектуре, а художественный эффект — сентиментальному представлению. Он был, несомненно, первым итальянцем, написавшим пейзажи с фигурами как движущиеся картинки в собственных рамах без религиозной, аллегорической или исторической цели, и первым, чьи краски обладали той огненной, яркой интенсивностью, которая вскоре стала характерной чертой творчества всей венецианской школы . .

Джорджоне представлял для венецианской школы продвижение, подобное тому, что Леонардо да Винчи в Тоскане двадцатью годами ранее, преодолевая архаичную жесткость и давая живописи большую свободу в цветах и ​​​​темах. Это был вход чинквеченто в Венецианской республике .

Он имел огромное влияние на своих современников и своих непосредственных последователей из венецианской школы, таких как Тициан , Себастьяно дель Пьомбо (который обучался в его мастерской), Пальма Старший , Джованни Кариани , а также Доменико и Джулио Кампаньола .

Описание картины Джорджоне «Гроза»

Загадочность этой картины начинается уже с ее названия. По неизвестной причине Джорджоне не дал имени своему творению, поэтому оно также известно как «Буря». Молодой венецианец, проживший чуть больше тридцати лет, написал «Грозу» за два года до смерти – в 1508 году. Прочтению картины искусствоведы уделили немало времени, но к единому мнению так и не пришли. Дело в том, что на месте изображенной на переднем плане мужской фигуры то ли солдата, то ли другого персонажа, под рентгеновскими лучами проступает силуэт обнаженной женщины.

Все же в окончательном варианте Джорджоне изобразил мужчину, взгляд которого привлекла обнаженная женщина. Она присела вблизи небольших кустов покормить грудью ребенка. Ее женская красота кормящей матери ничем не прикрыта, лишь наброшена на плечи небольшая белая накидка из ткани. Задним фоном картины служат развалины строений с колоннами. Их освещает вспышка молнии. Природа затаила дыхание перед наступающей стихией, но женщина не спешит покидать свое ненадежное в условиях бури и дождя пристанище. В ее лице сквозит полное спокойствие и умиротворение, которое дарит радость материнства. В картине нет ярких красок, все тона приглушены. Таким образом, Джорджоне удалось передать сумеречность, которая наступила в связи с надвигающейся грозой. Небо затянуто темно синими облаками. Видно, что в них происходит активное передвижение воздушных масс, они буквально бурлят. Отблеск молнии отразился на деревьях, строениях и людях, осветив их бронзово-золотистым светом. Несмотря на преобладание темных красок, в картине нет зловещности или тревожности. Действительно, сложно догадаться, какой смысл заложен автором в сюжет. Скорее всего, это одна из версий на библейскую тематику, где главное действующее лицо – природа.

Аудиогид ГАЛЕРЕИ АКАДЕМИИ — Гроза — Джорджоне

Картина «Буря» (La Tempesta) ДжорджОне да КастельфрАнко, одного из величайших гениев венецианской живописи шестнадцатого века, является также одним из самых загадочных шедевров. Не часто можно увидеть картину, в которой трудно понять, что на ней изображено. Уже несколько веков назад исследователи искусства затруднялись с ее определением, ограничиваясь лишь названием «пейзаж с цыганкой». Рентгеноструктурный анализ выявил наличие других фигур, которые затем были стерты Джорджоне. Это еще более углубило тайну.

Картина была написана в начале шестнадцатого века и характеризуется наличием буйной природы. Несмотря на присутствие двух персонажей, пейзаж определенно не является простым фоном. Наоборот, ему отводится главная роль. Это очень редкий случай в живописи эпохи Возрождения. Он почему-то напоминает о художественном течении, которое возникло три столетия спустя: импрессионизме. Терпеливые и насыщенные мазки легкими слоями, которые накладываются один на другой, создают будоражащую и глубоко волнующую атмосферу.

Как уже подчеркивалось, немногие картины эпохи Возрождения вызвали столько споров среди ученых, пытающихся понять смысл этого произведения. Согласно последним теориям, одетый молодой человек и полуобнаженная женщина, кормящая ребенка — это Адам и Ева, изгнанные из рая. Но оставим в стороне гипотезы: то, что действительно поражает в этой картине, так это необычный пейзаж. Момент наступления бури, раздираемый молнией фон. Кажется, что само погодное явление принимает участие в действии. Земля, воздух, свет, отражающийся от деревьев и домов, формируют одно единое целое. А свет молнии словно усиливает ощущение неизвестности и тайны.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: Джорджоне вообще был загадочной личностью, учитывая совсем малое количество работ, которое он оставил, умерев молодым во время эпидемии чумы 1510 года. Дело в том, что сжигалось абсолютно все, к чему мог прикасаться больной чумой, включая картины, которые остались в мастерской. Некоторые картины Джорджоне были спасены благодаря его ученикам, среди которых был и молодой Тициан. Чтобы спасти работы, они объявили их авторами себя.

Творчество Джорджоне

Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.

Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.

Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Исторический

Работа впервые цитируется в году Маркантонио Михиэлем, который говорил о «небольшом пейзаже на холсте со штормом, цыганом и солдатом, написанном рукой Зорци де Кастельфранко в доме Габриэле Вендрамин, которая, вероятно, была не первоначальный спонсор. Это простое примечание, которое Михиэль хотел бы развить в своей Vite de ‘pittori e scultori moderni , прежде чем ему предшествовал Джорджо Вазари .

После смерти Вендрамина его завещание, добавив 15 марта 1522 г.показывает, как сильно он заботился о частной коллекции своего studiolo: по- итальянски  : «molte picture a ogio и guazo in tavole и tele, tute de man de excelentissimi homeni, da pretio и da farne gran conto» . Он посоветовал наследникам не разбрасывать его коллекцию.

Существует никаких сомнений в атрибуции и датировки между — +1510 , год смерти художника. Для Питера Хамфри это будет около 1505-1506 годов, что укрепляет более открытое предложение Джейни Андерсон, которое помещает картину в ранние годы художника, до 1507 года.

С XIX — го  века, работа была предметом многочисленных показаний, различные интерпретации все еще обсуждаются среди искусствоведов.

Примечания и ссылки

  1. , с.  70-71.
  2. Маньино Шлоссер , La letteratura Art. , Стр.  215
  3. ↑ и , с.  176.
  4. ↑ и , стр.  119.
  5. , стр.  302
  6. , стр.  86.
  7. Как в « Аркадии » Якопо Санназаро и « Гли Ассолани » Пьетро Бембо . : , стр.  118.
  8. , стр.  24 и 86.
  9. Giorgiones Geheimnis: Ein kunstgeschichtlicher Beitrag zur Mystik der Renaissance … , Allgemeine Verlagsanstalt, München 1925
  10. Темпеста Джорджоне с комментариями к поэтическим аллегориям Джорджоне , Clarendon Press, 1969
  11. Интерпретация «Темпесты»: Джорджоне, я совершаю, иль соггетто , Дж. Эйнауди, 1978
  12. , стр.  168–170
  13. В частности, одноименный роман Хуана Мануэля де Прада
  14. Мишель Бутор , Воображаемый музей Мишеля Бутора  : 105 решающих работ западной живописи , Париж, Фламмарион ,2019 г., 368  с. ( ISBN  978-2-08-145075-2 ) , стр.  58-60.

Реферат Гроза (картина Джорджоне)

Реферат на тему:

«Буря» (итал. La Tempesta) — одна из известнейших картин венецианского художника Джорджоне. В настоящее время хранится в Галерее Академии в Венеции.

Джорджоне не дал этой картине названия. Около 1530 года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом … руки Джорджоне из Кастельфранко». Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Она совершенно нага и только её плечи покрывает белая материя, возможно, символизирующая чистоту и невинность. Её округлый живот, полные груди и акт кормления в свою очередь, вероятно, символизируют плодородие. Очевидна и аллюзия с Девой Марией.

В нижней левой части картины изображён мужчина, возможно, солдат. Он стоит в положении контрапоста и держит в правой руке длинный посох или пику. Улыбаясь он глядит влево, однако маловероятно, что глядит он на женщину. Различные исследователи называли его солдатом, пастухом, цыганом либо холостяком. Колонны за ним могут символизировать силу и постоянство, однако то, что они сломаны, может являться символом смерти.

С помощью рентгеновской съёмки картины было установлено, что на месте мужчины Джорджоне изначально планировал написать другую обнажённую женщину, а вся картина писалась в несколько этапов.

Кажется, на картине всё находится в ожидании бури. Цвета смягчены. Доминируют зелёные и синие оттенки. Ландшафт доминирует над людьми. Многие исследователи считают, что сюжет здесь вторичен, а первична созданная Джорджоне на картине атмосфера.

…главное, что составляет очарование композиции — трепетное чудо природы, которая, пожалуй, впервые столь очевидно выступает одним из главных героев изображения

До настоящего времени не существует однозначной интерпретации этой картины. Предполагают, что на ней может быть изображено бегство в Египет, мифологическая сцена (Парис и Энона) или даже Адама и Еву с Каином, только что изгнанных из рая, символизируемого городом на заднем плане. Бога же в этом случае символизирует молния, а сломанные колонны символизируют смерть, как расплату за первородный грех. По версии Густава Фридриха Хартлааба картина может быть алхимической аллегорией превращения неблагородных металлов в золото с изображением четырёх стихий: земли, огня, воды и воздуха.

Примечания

  1. * Дзуффи С. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 103. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  2. Версия историка искусств Сальваторе Сеттиса

Литература

  • Hans Belting Exil in Arkadien. Giorgiones Tempestà in neuerer Sicht // Meisterwerke der Malerei. — Leipzig: Reclam, 2001. — С. 45—68. — ISBN 3-379-20013-1, S.
  • Salvatore Settis Giorgones «Gewitter». Auftraggeber und verborgenes Sujet eines Bildes in der Renaissance. — Berlin: Wagenbach, 1982. — ISBN 3-8031-3506-0
  • Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 165. — ISBN 3-8228-4746-1

Описание и стиль

Печально известный пример из венецианской школы , Буря — это картина, в которой освоенное знание человеческого тела уступает место нюансам света и тени. Этот первый настоящий пейзаж итальянской живописи стал также поводом для первого появления молнии в истории живописи.

Буря , которая также называется L’Orage (с. 1507) является картина , принадлежащая к поэзии ( Poesia ), жанр разработан в Венеции на рубеже XV — го  века и XVI — го  века. Впервые в истории западной живописи это, по сути, пейзаж, где пространство, отведенное для персонажей, вторично по сравнению с пространством, отведенным для природы. Фигура, держащая палку, слева, похоже, представляет пастуха, а не солдата, как это интерпретировал Маркантонио Михиэль в 1530 году в доме Габриэля Вендрамина. Этот пастырь был бы больше согласен с пастырским движением, которым отмечена итальянская поэзия того времени. Таким образом, тема не будет соответствовать письменному тексту, а будет лирическим образом объединять разрозненные источники. Таким образом, задача поэта состоит в том, чтобы превзойти свои прототипы по степени поэтических эффектов, которые производит его творение. И это действительно то, что La tempête вызывает у сегодняшних «зрителей».

Картина, кажется, подвергалась медленной обработке, потому что рентгеновский снимок показывает важное раскаяние: изображение обнаженной женщины с ногами в воде, внизу слева, было стерто. Этим созреванием идеи на холсте Джорджоне подтверждает свое венецианское противодействие флорентийским практикам, поскольку Флоренция является последователем подготовительного рисунка к работе

Джорджоне изобразил справа женщину, кормящую ребенка грудью, а слева стоящий мужчина, смотрящий на них. Между ними нет диалога. Оба они разделены небольшим ручьем и руинами. На заднем плане мы видим город, над которым грянет гроза. Молния пересекает пасмурное небо.

Со временем было сделано несколько интерпретаций; вот некоторые частичные воспоминания:

  1. Густав Фридрих Хартлауб (1925) находит здесь иллюстрацию четырех элементов: воды, земли, огня и воздуха.
  2. Эдгар Винд (1969) видит в мужчине солдата, символа силы и храбрости, а женщина представляет для него (поскольку в римской традиции милосердие представляла кормилица). Таким образом, Джорджоне воплотил в жизнь силу и милосердие.
  3. Сальваторе Сеттис (1978), со своей стороны, считает, что картина представляет собой изображение Адама и Евы, изгнанных из Рая.
  4. Для Джейни Андерсон (1996) наиболее убедительная интерпретация молодого человека Полифила, когда он обнаруживает в своих поисках античности Венера, кормит Купидона своими слезами. Колонки будут ссылаться на автора романа, Коллону, но также и на влюбленных, и на расстояние между полами. В самом деле, этот образ часто использовали поэты, и мы также находим его у Петрарки, когда он пробуждает свою любовь к Лоре: для Колонны, как и для Полифила, желаемое существо отождествляется с древней колонной, с древним миром. эмоциональная канава … Внизу пейзажа смесь классических башен и загородных построек кажется иллюстрацией Сада судьбы в «Сне Полифила» , гравюры которого наполнены древними памятниками. Комиссара и первого коллекционера картины Габриэля Вендрамина запомнили любителю руин и древней архитектуры.
  5. Для художественного критика Вальдемара Джанусзкзака , таблица основана на проходе в Одиссее из Гомеры (V, 125-128). В нем рассказывается история Иасиона и Деметры , которые объединились, чтобы родить Плутона , бога богатства. Чтобы отомстить самому себе, Зевс поражает смертного Иасиона в наказание за его союз с богиней, потому что он проявил чрезмерность ( hybris ). На картине птица на крыше (журавль) относится к Деметре, молния представляет Зевса, а сломанный столб — символ несчастья. Кроме того, журавль символизирует бдительность, потому что эта птица ночью держит в лапе камешек, который бросает, чтобы предупредить своих собратьев о малейшей опасности. Что касается расстояния между двумя персонажами на переднем плане, то это означает, что может быть между смертным и богиней.

История исследования и толкования сюжета

Неизвестно когда, для кого или по заказу какого лица Джорджоне написал эту картину. Самое раннее упоминание о ней принадлежит Марку Антонио Микьелю, который видел картину в 1530 году в доме её владельца, венецианского аристократа Габриеля Вендрамина, и описал, как «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанный рукой Дзордзи да Кастельфранко».

Картина находилась в домашней коллекции венецианской семьи графов Манфрини. В 1875 году семья выставила картину на продажу и только усилиями Джованни Морелли удалось предотвратить продажу картины за пределы Италии Берлинской картинной галереей, возглавляемой знаменитым Вильгельмом фон Боде.

В 1885 году известный историк культуры эпохи Возрождения Якоб Бурккхардт изучал картину в Венеции. В то время она называлась «Семья Джорджоне», однако, несмотря на то, что это название имело давнюю традицию, в дальнейшем оно не прижилось. После сообщения Бургкхардта началось научное изучение картины, и появилось множество исследований, посвящённых её сюжету.

В 1895 году немецкий учёный Франц Викхофф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, которая под видом кормилицы прячется в лесу, где спасает сына короля Ликурга. Трое других исследователей (Эйслер, 1925; Рихтер, 1937; Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху. Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов, игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе.

Арнальдо Ферригуто в своей монографии о Джорджоне, изданной в 1933 году, интерпретировал сюжет в духе учений венецианских гуманистов XV—XVI веков о философии Аристотеля, и считал, что в «Буре» изображено аристотелевское представление о четырёх стихиях: земле, воздухе, воде и огне, то есть дано живописное выражение элементов, из которых состоит каждое субастральное тело. Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса. М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста — охранителя ребёнка.

В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948; Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились, и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita); многие эксперты разделяют его точку зрения. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Теодоре», предположив, что когда-то она была элементом пределлы ныне утраченного алтаря и посвящена одному из подвигов святого, спасшего мать и дитя от пасти дракона. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати.

Внешние ссылки

Джорджоне (1477-1510)

Портрет
  • Мальчик со стрелой (1500)
  • Двойной портрет (1502)
  • Портрет Франческо Марии Делла Ровере (1502 г.)
  • Портрет воина со своим оруженосцем (1502-10)
  • Портрет мужчины с оружием (1505 г.)
  • Старая женщина (1506)
  • Лаура (1506)
  • Пастух с флейтой (1508)
  • Страстный певец (1508)
  • Автопортрет (1510)
  • Автопортрет (ок. 1510)
История Живопись
  • Богородица с младенцем в пейзаже (1498-1500)
  • Суд Соломона (1500)
  • Алтарь Кастельфранко (1503-1504)
  • Юдифь (1504)
  • Испытание Моисея огнем (1505 г.)
  • Буря (1506-1508)
  • Загородный концерт (1509)
  • Спящая Венера (1509)
  • Три философа (1505-1509)

описание

На снимке изображен пейзаж с высокими деревьями и рекой, которую пересекает мост. Гроза поднялась над городом на заднем плане с башнями и куполом. В городе изображен лев Святого Марка в виде герба на стене. Справа от молнии виден замок с четырехколесным гербом над воротами. Это может быть отнесено к семье да Каррара в Падуе. Последний синьор из семьи да Каррара был задушен в венецианском плену в 1405 году. На переднем плане — молодой человек в современной модной одежде (Landsknechthose) с пастушьим посохом в руке, напротив него — обнаженная женщина с ребенком на груди. У них нет зрительного контакта друг с другом, но женщина смотрит на зрителя. Каменистый ландшафт зарос немногочисленными редкими кустами, просматриваются руины и части стены. Город, ярко освещенный вспышкой молнии, кажется безлюдным. Единственное живое существо, которое вы можете увидеть, — это аист на крыше.

Пейзаж на картине Джорджоне больше не является второстепенным фоном. Скорее, он имеет абсолютный приоритет перед двумя человеческими фигурами, размещенными на краю, и определяет атмосферу и харизму картины. Преобладают глубокие оттенки ярко-синего и зеленого, с помощью которых Джорджоне создает почти волшебный живописный эффект спокойствия, тишины и гармонии, который не нарушается далекой грозой на горизонте.

Биография Джорджоне

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции

Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу

Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

Умер от чумы.

ФАКУЛЬТЕТ ДУРАЦКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ — The Art Story

А теперь для сравнения представим отрывок из статьи Вадима Клеваева:

«…Гениальное новаторство Джорджоне проявилось и в том, что в его творчестве, впервые в истории европейской живописи, природа, ландшафт, в котором изображен человек, выступает не как фон, более или менее приспособленный к сюжету, не как аккомпанемент, а как реальная среда, составляющая с героем единое целое. Иногда они создают даже своеобразный контрапункт, звучат как самостоятельные темы, которые развиваются, пересекаются, дополняют друг друга. Такое видение природы, ее роли в структуре произведения требовало перестройки колористической манеры. Джорджоне – один из лучших колористов итальянского искусства. Опираясь на опыт предшественников, он выработал своеобразный вариант письма, пользуясь тончайшими нюансами света и тени… Произведения Джорджоне, как правило, небольшого размера. Их камерность как бы подчеркивает интимность мировосприятия, очерчивает его эмоцианальный диапазон, в котором нет места пышной риторике, а все основано на полутонах, на изменчивости чувств, которыми охвачены персонажи художника… Ярким примером может служить знаменитая и загадочная «Гроза» (Венеция, Академия). Что объединяет женщину, кормящую младенца, и молодого солдата в левой части полотна? Какой символический смысл имеют остатки колонны на втором плане? Не аллегоричен ли сам мотив грозы? В соответствии с некоторыми гипотезами, картина представляется как аллегория милосердия. Известно, что ее композиция тоже изменялась в процессе работы. Но главное, пожалуй, то, что перед нами чуть ли не первый в мировой живописи пейзаж, где интерес автора сосредоточен на передаче грозного атмосферного явления с его световыми эффектами. Тени от туч бегут по земле, фосфоресцирующим светом выхвачены постройки в глубине полотна, резкий зигзаг молнии разрывает небо. Состояние тревоги, которым охвачена природа, как будто постепенно передается и людям, изображенным на полотне».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: