РПЦ получила землю для захоронения московских сирот
На собрании духовенства Москвы патриарх Кирилл объявил о выделении на одном из подмосковных кладбищ участка для христианского погребения детей-сирот.
— В настоящее время на открывшемся в октябре 2012 года Алабушевском кладбище города Москвы выделен участок площадью 0,45 га. В данный момент оформляется необходимая документация и разрабатывается проект благоустройства участка, — сказал патриарх.
Решение просить об этом правительство Москвы было принято в декабре прошлого года, и объявление об успехе лишь по иронии судьбы совпало с подписанием «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских сирот гражданами США.
Непосредственно занимается как обустройством кладбища, так и посещением сиротских учреждений председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы священник Михаил Потокин.
Отец Михаил рассказал «Известиям», что на участке в Зеленограде хоронить будут детей чаще всего не из церковных, а из государственных учреждений — домов ребенка и больниц с отделениями для «отказников».
— Многие из них не доживают даже для отроческого возраста, так как рождаются очень больными и слабыми, — сказал священник. — Мы крестим таких детей практически во всех больницах и домах ребенка.
Многие дети с тяжелыми патологиями умирают через дни или месяцы после рождения, даже не успев попасть в базы данных по усыновлению. Государственный регламент департамента социальной защиты предписывает кремацию умерших детей. Учреждения соцзащиты объявляют тендеры и заключают договоры с фирмами ритуальных услуг, и неизвестно, существуют ли где-то именные детские захоронения. О регламенте действий структур министерства здравоохранения, если сирота или отказник умер в больнице, отец Михаил рассказать затруднился.
Теперь у сиротских учреждений всех типов появится возможность обратиться к Церкви для бесплатного христианского отпевания и похорон в случае смерти ребенка. Затем служители Церкви и православные волонтеры будут ухаживать за могилами, ведь родственники не приедут к умершим детям, как не приезжали к живым. Кто возьмет на себя формальности и транспортные расходы при погребении, пока обсуждается.
— Кладбище открылось два месяца назад, и одна могила младенца-сироты там уже есть. В том случае мы нашли добровольца с машиной и все было бесплатно, — сказал «Известиям» отец Михаил. — Кладбище новое, оно рассчитано на 25–30 лет. 0,45 га — это территория для примерно 800 детских могил, но там же мы планируем построить часовню.
Священник Михаил Потокин напомнил, что детям с тяжелыми патологиями часто не могут помочь ни наука, ни технологии, и бесчеловечно, если после и смерти никто о них не помолится, не проведет обряды, не позаботится о могиле.
Патриарх Кирилл сообщил о выделении участка для сирот на кладбище в день, когда президент Российской федерации подписал закон «Димы Яковлева», и в тот же день в Католической Церкви и живущих по новому стилю православных церквах отмечается память младенцев-мучеников, убитых царем Иродом в Вифлееме.
— Разумеется, эти события никак не связаны, — сказал «Известиям» священник Михаил Потокин. — Документы оформлены два месяца назад. Мы делаем свое дело и общаемся не с бумагами, а с каждой человеческой жизнью, и заботимся о личности. Для меня здесь нет никакого совпадения, потому что я давно участвую в заботе о брошеных детях и вижу, как развивается процесс.
Ранее представители Церкви по-разному высказывались о «законе Димы Яковлева». Например, протоиерей Всеволод Чаплин поддержал запрет на усыновление российских сирот в США, сказав, что это в большинстве случаев означает «невозможность получить истинно христианское воспитание, а значит, отпадение от Церкви и от дороги в вечную жизнь, в Божье Царство».
Председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон (Шатов) высказался сдержанно, подчеркнув, что запрет на усыновление сирот за рубеж налагает на всех россиян ответственность за их воспитание.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда подчеркивал, что регламентировать усыновление нужно «не в рамках политического противостояния с американской администрацией, но исключительно в интересах российских детей».
Как жилось сиротам в царской России
Сироты на Руси: Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились?
Сиротская доля незавидна в любом случае. И пусть в наше время о судьбе беспризорников заботится государство и ребенок, оставшийся без родителей, может рассчитывать на кров над головой, питание и обучение — это право ему гарантирует Конституция. Однако совсем иначе обстояли дела с сиротами в царской России.
Божедом и скудельница
Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?
«Дети-сироты на кладбище», худ. Василий Перов, 1864 г.
В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице.
Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом.
Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.
«Беспризорник», худ. Николай Фешин, 1890-е годы
Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.
Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.
«В церкви», худ. Николай Богданов-Бельский, 1939 г.
Переход заботы о сиротах к государству и первые детские приюты
В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.