Интересные факты о художнике
Гойя является одним из величайших мастеров офортов. За свою карьеру он создал четыре основных серии офортов. Эти работы отражают оригинальность художника и его истинное мнение о социальных и политических событиях его дня даже больше, чем его картины. Предмет его офортов меняется от сказочного к гротескному, документального к воображаемому и от юмористического до сатирического.
Женщины занимают центральное место в творчестве Гойи, и его изображения махасов (диковинных представителей низших классов Испании в 18-м и 19-м веках), ведьм и королев являются одними из его самых смелых и современных интерпретаций.
Поздние картины Гойи являются одними из самых мрачных и загадочных его творений. За три года до того, как он покинул свою родную страну, Гойя написал 14 картин прямо на штукатурке стен своего сельского дома в Мадриде. Эти работы, известные под общим названием «Черная живопись» (1821), изображали ужасные сверхъестественные сцены. Эти произведения не имели аналогов в живописи в того времени, выражая трагические порождения фантазии художника. Это пессимистические выражения стареющего, глухого гения, который разочаровался в обществе и борется со своим здравомыслием. Живя в изгнании в Бордо, Франция, художник умер 16 апреля 1828 года.
«Бешеный Гойя»
«Фантазия, лишённая разума, рождает чудовищ; а в соединении с разумом она — мать искусства и источник его чудес», — утверждал один из самых гениальных и загадочных художников Испании Франсиско Гойя. Он был сыном владельца крохотной позолотной мастерской из небольшой испанской деревушки Фуэндетодос. Азы живописного мастерства юноша постигал у одного из художников Сарагосы. Вступительные экзамены в Королевскую академию живописи в Мадриде он дважды провалил и около 1766 года поступил учиться к придворному художнику, своему земляку Франсиско Байеу. Три года, проведённые в мастерской Байеу, оказали существенное влияние и на карьеру Гойи, и на его личную жизнь. Сестра Байеу стала супругой Гойи, а сам наставник всю жизнь помогал родственнику в получении престижных и высокооплачиваемых заказов. Однако брак, заключённый по расчёту, оказался несчастливым. Хосефа, женщина крутого нрава, не изъявила желания мириться с бесконечными любовными похождениями мужа. Франсиско же непрестанно давал поводы для сплетен. Его даже прозвали «бешеный Гойя». Однажды, например, он воспылал страстью к монахине. Под покровом ночи он пробрался в монастырь и был застигнут на месте преступления. Лишь заступничество высокопоставленного покровителя спасло жизнь любвеобильному Франсиско.
Вскоре мастерская Байеу стала тесной для таланта Гойи. Тогда живописец отправился в Италию, место паломничества и ученичества молодых художников. И снова не обошлось без авантюр. Чтобы добраться от Сарагосы до Рима, 23-летний Франсиско присоединился к группе матадоров и сам не раз участвовал в
. А в Риме, научившись трюкам уличных акробатов, он взобрался на купол собора Святого Петра с целью нацарапать на нём свои инициалы.
Жизнь Гойи в первые годы XIX века (1799—1808)
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет, изображающий её в мантилье. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50 000 реалов в год. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент — сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Его финансовое состояние позволило купить ещё один дом на улице де лос Рейес. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
Личная жизнь
Супругой Франсиско стала сестра его хорошего приятеля, юная Хосефа Байеу. В этом браке родилось пятеро детей, но выжил лишь один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем пошёл по стопам отца и стал художником.
В 1792 году Франсиско Гойя серьёзно заболел, что привело к полной потере слуха. Художник стал избегать людей, полностью ушёл в себя, продолжая писать портреты.
С годами состояние художника становилось все хуже: его мучили сильные головные боли, ухудшилось зрение, какое-то время он был парализован. Скончался Франсиско Гойя 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет.
Гойя и Испания
Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.
Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.
«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.
Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).
Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.
Первый живописец короля
Получив вторую премию на конкурсе Пармской академии, Гойя вернулся в Сарагосу. В 1773-м он перебрался в Мадрид, где стал получать заказы на изготовление эскизов для Королевской обойной мануфактуры. За 7 лет художник создал свыше полусотни ярких и причудливых панно для ковров. Шаг за шагом Гойя продвигался вверх по карьерной лестнице. В 1780-м его избрали членом Академии Сан-Фернандо, той самой, куда в юности он безуспешно пытался поступить. А после написания портрета первого министра, графа Флоридабланки, у Гойи появились выгодные знакомства в высшем обществе. В аристократических кругах он стал признанным портретистом, а затем — королевским художником.
Героини полотен Франсиско — решительные и страстные женщины, неизвестные простолюдинки и надменные аристократки. К последним относилась герцогиня Каэтана Альба, которая стала возлюбленной художника. Обладая необыкновенной работоспособностью, Гойя творил даже ночью, при свете свечей, которые он прикреплял к полям шляпы. Жизнь живописца текла как по маслу. «Я никому не прислуживаюсь. Я завален заказами…», — писал он.
Legacy
Did you know?
Spanish painter Francisco Goya is both the last of the Old Masters and the first of the modern artists
Remembrance plaque for Goya in Bordeaux
Goya is a pivotal figure in Western art, often described as the last of the old school painters and simultaneously the first of the modern artists, who would influence most of modern art, including Romanticism, French Impressionism and even Pablo Picasso.
Given his importance, his life and work has been portrayed in multiple films and even opera.
Film portrayals
- Goya (1948) at the Internet Movie Database
- Goya, historia de una soledad (1971) at the Internet Movie Database
- Goya in Bordeaux (1999) at the Internet Movie Database
- Volavérunt (1999) at the Internet Movie Database
- Goya’s Ghosts (2006) at the Internet Movie Database
Operas
Enrique Granados composed a piano suite and later an opera called Goyescas inspired by the artist’s paintings in 1916. Gian Carlo Menotti wrote a biographical opera about him titled Goya (1986), commissioned by Plácido Domingo, who originated the role; this production has been presented on television. He also inspired Michael Nyman’s opera Facing Goya (2000), in which he appears in the present to protest the use of his skull in racist science, for which reason the historical Goya had his skull hidden and not buried with the rest of his body. Goya is the central character in Clive Barker’s play Colossus.
In 1988 American musical theatre composer Maury Yeston released a studio cast album of his own musical, Goya: A Life In Song. Plácido Domingo again starred as Goya, with Jennifer Rush, Gloria Estefan, Joseph Cerisano, Dionne Warwick, Richie Havens, and Seiko Matsuda singing supporting roles. Music and lyrics were by Yeston, and the recording was released by CBS/Sony. The score featured one break-out song, “Till I Loved You,” sung by Placido Domingo and Gloria Estefan. It was subsequently a Top 40 hit by Barbra Streisand. In spite of that commercial success, the piece has not received a major staging.
Болезнь Франсиско Гойи
1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».
Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявились в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был еще молод.
Всерьез болезнь овладела художником в 1792 году, когда он находился в Кадисе. Над Гойей впервые повис демон смерти.
Болезнь Гойи долгое время не могли диагностировать. Существовало предположение, что первые симптомы 1770-х связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Выдвигались и другие версии происхождения болезни. Впоследствии ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того как симптомы появились у Гойи.
Проявления болезни были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьезные проблемы с координацией движений, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, часто терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.
Болезнь Гойи то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить. Это воистину являет пример сильного духа в больном теле.
Взлеты и падения Гойи
Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.
Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.
Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.
Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.
Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.
Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.
Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.
«Дом Глухого» и что там происходило
В «Доме Глухого» страдало физическое и психическое здоровье Гойи — там он создал знаменитую серию «Черных картин». Разберемся, что они из себя представляют.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Макет Дома Глухого 1828-1830 годов
2. Дом Глухого, ок. 1900
3. Дом Глухого, ок. 1907
4. Схема размещения «Черных картин» на стенах «Дома Глухого»
5. Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм» на стене «Дома Глухого», фото 1874
6. Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий своего сына» на стене «Дома Глухого», фото 1874
Поговорим о самом загадочном и мрачном периоде творчества Франсиско Гойи — его жизни и работе в «Доме Глухого».
Для начала узнаем саму историю дома
В 1819 году Гойя устал от преследований роялистов и решил переехать из столицы в место потише. Он купил дом у реки Мансанарес на окраине Мадрида и начал там жить с дальней родственницей Леокадией Вайс — у них еще в 1814 году родилась дочь.
️ «Дом Глухого» назвали так еще при прошлом владельце, с глухотой самого Гойи это не имеет ничего общего.
В этот период Гойя очень плохо себя чувствовал. Именно тогда написан двойной портрет художника с врачом Арриетой и благодарственной надписью.
️ Безусловно, физическое состояние художника усугублялось моральным. В «Доме глухого» Гойя завершил серии офортов «Бедствия войны» и «Нелепицы», о которых мы говорили в прошлой части.
️В «Доме глухого» Гойя создал так называемые «Черные картины» — серию из 14 очень мрачных, страшных фресок прямо на стенах дома.
Когда дом выкупил немецкий банкир и коллекционер Эмиль Эрлангер, фрески перенесли на холсты. В 1878 году их показали на выставке в Париже, а затем подарили музею Прадо. До этого полвека о «Черных картинах» знали только несколько специалистов.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Франсиско Гойя. «Мрачные картины», 1819-1823
1. Собака
2. Асмодей, или Фантастическое видение
3. Сатурн, пожирающий своего сына
4. Мойры
5. Два старика
6. Два старика едят суп
7. Поединок на дубинах
8. Шабаш ведьм
Давайте теперь посмотрим сами «Мрачные картины».
В серию входит 14 фресок. Сам Гойя их никак не называл, все названия появились уже после его смерти. Тем не менее, они многое говорят о содержании работ: «Два старика едят суп», «Шабаш ведьм», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Асмодей, или Фантастическое видение» и так далее.
Известно, что фрески на стенах написаны поверх других. Первоначальные изображения были интерьерными, приятными, в духе его картонов для гобеленов. Потом, видимо, болезнь стала прогрессировать, и художник закрасил старые фрески более мрачными.
Вот только несколько из них
«Собака». Практически предтеча абстрактного искусства: перед нами просто цветовые пятна, в которых сразу не увидишь голову собаки. Работа также известна под названием «Тонущая собака», что делает ее еще более мрачной и тревожной.
«Асмодей, или Фантастическое видение». Асмодей — злой демон. Сам Гойя не называл так персонажа, но изображение двух парящих фигур — мужской и женской — перекликается с греческим мифом, в котором Афина пронесла Асмодея над Кавказскими горами.
🪐 «Сатурн, пожирающий своего сына». Согласно мифу, Сатурн, в греческом варианте Кронос, проглотил своих детей, потому что боялся предсказания, что кто-то из них свергнет его. Гойя изобразил древнее божество страшным стариком с безумным взглядом. Этот пугающий образ сделал «Сатурна», пожалуй, самой известной и жуткой из «Мрачных картин».
Франсиско Гойя
1. Автопортрет, 1770-е
2. Автопортрет, 1783
3. Автопортрет в мастерской, 1790-е
4. Автопортрет, 1795
5. Автопортрет, 1799
6. Автопортрет, 1815
7. Автопортрет, 1824
8. «Я все еще учусь», 1824–1828
Детство и юность
Будущий художник появился на свет 30 марта 1746 года в городе Сарагоса, расположенном на северо-востоке Испании. Его отец был известным мастером по золочению, который пользовался уважением среди местных жителей.
Глава семейства не придавал большого значения наукам. Франсиско с двумя старшими братьями получил весьма посредственное образование и до конца жизни писал с ошибками.
В возрасте 13 лет Франсиско, у которого обнаружилась склонность к изобразительному искусству, стал учеником местного художника Хосе Лу-сан-и-Мартинеса. На протяжении трёх лет мальчик по большей части просто копировал гравюры, так и не получив полноценного обучения основам живописи.
В 1763 и 1766 годах Франсиско пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо в Мадриде. Обе попытки оказались провальными, но юный художник не опустил руки и продолжал работать.
Колосс Гойи
Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом. Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа. Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо. Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.
В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.
Анализ картины
Колосс (с испанского можно перевести как «Гигант»), один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек. Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере. Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз. Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.
Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте. Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них. Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.
Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.
Техника
Техника, используемая Гойей в «Колоссе» подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома («черных картин»), однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.
Основным источником вдохновения послужила поэма «Пиренейское пророчество», Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.
Одна из иллюстраций к подвигам Геркулеса. Сурбарано.
Авторство
В июне 2008 года года у главы музея Прадо (Мадрид) возникло мнение о том, что «Колосс» — работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.
Росписи, фрески и картоны Гойи
Гойя воплотил в церковных работах приемы мастеров прошлого, чем заработал хорошую репутацию. Посмотрим на росписи и фрески художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Франсиско Гойя. Поклонение имени Бога, роспись потолка в базилике Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагос, Испания, 1772
Поговорим о росписях, фресках и картонах — эскизах для гобеленов. И начнем с ранних церковных образов.
️ Ризница и реликварий церкви в Фуэндетодос. Завершив обучение в мастерской Мартинеса, 17-летний Гойя расписал церковь в родном городке — и современники оценили ее очень высоко. Рассказывают, что когда уже в преклонном возрасте сам художник снова увидел эту работу, то воскликнул: «Только не говорите, что это нарисовал я!». К сожалению, реликварий был уничтожен во время Гражданской войны.
️ Свод капеллы в куполе собора Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В 1772–1773 годы Гойю пригласили написать фрески в церкви, которая была на реконструкции.
️ Гойя как раз вернулся из путешествия в Италию и смог воплотить приемы, которым научился у мастеров прошлого. У фрески барочная композиция — клубящаяся, динамичная и несколько избыточная, но гармоничная.
️ Судя по эскизам, Гойя планировал более качественную роспись с большим контрастом цвета и света, чем получилось в оригинале. К тому же сказались неоднократные реставрации.
️ Комиссия была довольна результатом: фрески оказались хорошими, к тому же Гойя запросил за работу 15 000 реалов, хотя такая работа стоила не меньше 25 000.
️ Роспись собора принесла ему репутацию и уважение, а значит — новые заказы. Довольно быстро он стал самым преуспевающим художником Сарагосы. Это позволило ему жениться на Хосефе — сестре своего учителя Рамона Байеу.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1–3. Фрески Аула Деи, Сарагоса, Испания, 1774
4. Роспись купола Сан-Антонио-де-ла-Флорида, Мадрид, Испания, 1798
Рассмотрим еще две росписи Гойи — в церкви картезианского монастыря Аула Деи на окраине Сарагоса и в Королевской церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде.
Аула Деи. Фрески со сценами из жизни Девы Марии занимают фриз вокруг стен монастырской церкви. Размер фресок — от пяти до десяти метров в длину и от одного до трех метров в высоту. Сегодня из одиннадцати фресок сохранилось только семь.
Королевская церковь Сан-Антонио де ла Флорида. У фрески круговая динамичная композиция. Сцена воскрешения мертвого Святым Антонием очень реалистична: образы людей будто взяты с испанских улиц времен Гойи. На эту работу у художника ушло шесть месяцев.
О религиозной живописи Гойи
1. Франсиско Гойя. Иоанн Креститель в пустыне, 1808–1812
2. Франсиско Гойя. Святое семейство со св. Иоакимом и Анной перед Господом в его славе или Третье поколение, до 1769
3. Франсиско Гойя. Распятие, 1780
4. Веласкес. Распятие, 1631–1632
Франсиско Гойя
1. Зонтик, 1777
2. Продавец посуды, 1779
3. Жмурки, 1789
4. Кукла, 1791–1792
5. Ходули, 1791–1792
6. Великаны, 1791–1792
В завершение этой части поговорим об интересном жанре в творчестве Гойи — картонах или заготовках для гобеленов.
В 1775 году Гойя устроился на работу в Королевскую мануфактуру гобеленов «Санта-Барбара». Там тогда как раз проходила реконструкция.
Гобелены были чрезвычайно популярны в Испании. Ими украшали частные дома, аристократические особняки и даже королевские покои. Самыми любимыми сюжетами были жизнерадостные сценки с изящными и привлекательными героями — праздники, игры, народные гулянья.
Гойя сотрудничал с мануфактурой 18 лет. За это время он создал несколько десятков картонов на самые разные темы и для самых разных домов — в том числе для дворца испанского короля. Сотрудничество с «Санта-Барбарой» принесло художнику много покровителей и заказчиков, а также завистников и недоброжелателей.
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Francisco_Goya history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Francisco Goya»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
«Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)
В начале 1820 года Гойя тяжело заболел. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Предположительно весной или летом 1823 года Гойя расписал стены своего «Дома глухого» поверх его же обширных пейзажей сценами, бичующими вечное безумие и напасти человечества. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Беспокоясь за собственную безопасность зимой 1823-1824 годов, Гойя нашёл приют у аббата Дуасо. А в мае 1824 года он получил разрешение на поездку на Пломбьерские воды (англ.)русск., но на самом деле Гойя перебрался в Бордо, где нашли убежище многие его друзья. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.
Further Reading
There is much to learn about Francisco Goya’s paintings and life. If you are interested in learning more about Francisco de Goya’s biography or artwork, we can suggest the following books. These books cover the life of Goya the artist, as well as the artworks created by the Spanish painter Goya.
Goya: Order & Disorder (2014) by Stephanie Stepanek
His work’s multi-layered and changing interpretations have rendered him one of the nation’s most researched painters. Few, though, have undertaken the arduous task of examining his work as an artist, printmaker, and draughtsman across mediums and space. This book provides precisely that, providing a complete and comprehensive view of Goya’s most significant painting, prints, and sketches through the ideas and images that the painter was constantly challenged or fascinated with.
Francisco de Goya (2022) by Martin Schwander
Francisco de Goya was one of the last wonderful court painters and a substantial trendsetter for contemporary art; now, the Fondation Beyeler, in cooperation with the Museo Nacional del Prado, has assembled one of the most comprehensive expositions of his artwork from outside Spain, a significant occasion honored by this momentous edition. Over the course of his more than 60-year career, Goya served as an insightful spectator of the spectacle of rationality and madness, visions and horrors.
Take a look at our Francisco Goya paintings webstory here!
История картины
Гигант, также называется Колосс (ненумерованный эстамп, 1814-1818 гг.). Полированная акватинта офорта Франсиско де Гойи, нижняя часть гравюры, где должно было быть вставлено название, обрезана.
Картина стала частью коллекции Музея Прадо в 1931 году, когда она была подарена имением Педро Фернандеса Дурана. Первое задокументированное приписывание картины Гойе датируется 1946 годом, когда Франсиско Хавьер Санчес Кантон опубликовал описи поместья Хосефы Байеу, жены Гойи, после ее смерти в 1812 году. В описи описывается картина с изображением «гиганта» с такими же размерами. так как Колосс, который был идентифицирован X (Ксавье Гойя) и числом 18.
Картина перешла в собственность Мигеля Фернандеса Дурана Фернандеса де Пинедо-и-Бисаррон, маркиза Пералеса, так как он оставил ее своему правнуку, Педро Фернандесу Дурану после его смерти в 1833 году.[требуется разъяснение ] Картина внесена в нотариально заверенное имение Паулы Бернальдо де Кирос (маркизы Пералеса и Толосы и матери Педро Фернандеса Дурана) после ее смерти в 1877 году.[требуется разъяснение ] В это время картина описывалась как «Пророческая аллегория несчастий, произошедших во время Войны за независимость, оригинал Гойи, размером 1,15 на 1 3 (глобальные единицы измерения) (имеющий значение тысяча пятьсот песеты «.
Совсем недавно возникли вопросы об авторстве Колосс и его отсутствие на выставке Прадо Гойя в военное время обратили внимание, среди прочего, на офорт Гойи на ту же тему, который был включен в ту же выставку (каталог выставки № 28). В статье «Художественная техника как метод исследования, относящаяся к« Колоссу »Гойи» (в журнале Гойя № 324) Хесуса Вега установил связь между офортом, известным как Гигант (из которых второй экземпляр хранится в Национальной библиотеке Испании в Мадриде) и Колосс Этими словами: «гигант переходит от сопротивления / защиты, гордого и возвышенного, к упавшей меланхолии, отражая настроение многих испанцев, коллективное чувство, разделяемое его создателем»
Если приписать картину написанной между 1808 годом — началом Полуостровная война — и 1812 год — когда картина записывается как находящаяся в числе товаров, разделенных между Гойей и его сыном Хавьером, тогда эстамп следует датировать как созданный после окончания войны из-за техники и материалов, использованных в серии офортов. Бедствия войны.
Рисунок с названием Gran Coloso dormido (Большой спящий Великан) почерком Гойи. Литографический карандаш, Альбом Г-3 или Первый альбом Burdeos (1824–1828), бывшая коллекция Герстенберга, Берлин, и Эрмитаж (Санкт-Петербург ).