Картина «колосс»

История картины

Великан , также называемый Колоссом (без номера, 1814-1818 гг.). Полированная акватинта офорта Франсиско де Гойи, нижняя часть гравюры, где должно было быть вставлено название, обрезана.

Картина стала частью коллекции Музея Прадо в 1931 году, когда она была подарена имением Педро Фернандеса Дурана. Первое задокументированное приписывание картины Гойе датируется 1946 годом, когда Франсиско Хавьер Санчес Кантон опубликовал описи поместья Хосефы Байеу, жены Гойи, после ее смерти в 1812 году. В описи описана картина с изображением «гиганта» с такими же размерами. как Колосс , который был отождествлен с X (Ксавье Гойя) и числом 18.

Картина была передана в собственность Мигелю Фернандесу Дурану Фернандесу де Пинедо и Бисаррону, маркизу Пералесу, так как он оставил ее своему правнуку Педро Фернандесу Дурану после его смерти в 1833 году. Картина занесена в нотариально заверенное поместье Паулы. Бернальдо де Кирос (маркиза Пералеса и Толосы и мать Педро Фернандеса Дурана) после ее смерти в 1877 году. В это время картина была описана как «Пророческая аллегория несчастий, произошедших во время войны за независимость, оригинал Гойи, размером 1,15 на 1. 3 (глобальные единицы измерения) (имеющий стоимость одна тысяча пятьсот песет «.

Совсем недавно поднятые вопросы относительно авторства Колосса и его отсутствия на выставке Прадо Гойя в военное время привлекли внимание, среди прочего, к офорту Гойи на ту же тему, который был включен в ту же выставку (каталог выставки № 28 ). В статье под названием «Художественная техника как метод исследования, относящаяся к« Колоссу » Гойи » (в журнале Goya № 324) Хесуса Вега установил связь между офортом, известным как «Гигант» (второй экземпляр которого имеется на испанском языке)

Национальная библиотека в Мадриде) и «Колосс» в следующих словах: «гигант переходит от сопротивления / защиты, гордого и возвышенного, к упавшей меланхолии, отражая настроение многих испанцев, коллективное чувство, разделяемое его создателем». Если приписывается, что картина написана между 1808 годом — началом войны на полуострове — и 1812 годом — когда картина записана как находящаяся в числе товаров, разделенных между Гойей и его сыном Хавьером, — тогда гравюра должна быть датирована как возникшая после окончания войны. войны за счет техники и материалов, использованных в серии офортов «Катастрофы войны» .

Рисунок с названием Gran Coloso dormido (Большой спящий великан), написанный почерком Гойи. Литографический карандаш, Альбом G-3 или Первый альбом Бурдео (1824–1828), бывшее собрание Герстенберга, Берлин и Эрмитаж ( Санкт-Петербург ).

Гойя и Испания

Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.

Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.

«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.

Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).

Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.

«Дом Глухого» и что там происходило

В «Доме Глухого» страдало физическое и психическое здоровье Гойи — там он создал знаменитую серию «Черных картин». Разберемся, что они из себя представляют.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Макет Дома Глухого 1828-1830 годов
2. Дом Глухого, ок. 1900
3. Дом Глухого, ок. 1907
4. Схема размещения «Черных картин» на стенах «Дома Глухого»
5. Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм» на стене «Дома Глухого», фото 1874
6. Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий своего сына» на стене «Дома Глухого», фото 1874

Поговорим о самом загадочном и мрачном периоде творчества Франсиско Гойи — его жизни и работе в «Доме Глухого».

Для начала узнаем саму историю дома

В 1819 году Гойя устал от преследований роялистов и решил переехать из столицы в место потише. Он купил дом у реки Мансанарес на окраине Мадрида и начал там жить с дальней родственницей Леокадией Вайс — у них еще в 1814 году родилась дочь.

️ «Дом Глухого» назвали так еще при прошлом владельце, с глухотой самого Гойи это не имеет ничего общего.

В этот период Гойя очень плохо себя чувствовал. Именно тогда написан двойной портрет художника с врачом Арриетой и благодарственной надписью.

Безусловно, физическое состояние художника усугублялось моральным. В «Доме глухого» Гойя завершил серии офортов «Бедствия войны» и «Нелепицы», о которых мы говорили в прошлой части.

️В «Доме глухого» Гойя создал так называемые «Черные картины» — серию из 14 очень мрачных, страшных фресок прямо на стенах дома.

Когда дом выкупил немецкий банкир и коллекционер Эмиль Эрлангер, фрески перенесли на холсты. В 1878 году их показали на выставке в Париже, а затем подарили музею Прадо. До этого полвека о «Черных картинах» знали только несколько специалистов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Франсиско Гойя. «Мрачные картины», 1819-1823

1. Собака
2. Асмодей, или Фантастическое видение
3. Сатурн, пожирающий своего сына
4. Мойры
5. Два старика
6. Два старика едят суп
7. Поединок на дубинах
8. Шабаш ведьм

Давайте теперь посмотрим сами «Мрачные картины».

В серию входит 14 фресок. Сам Гойя их никак не называл, все названия появились уже после его смерти. Тем не менее, они многое говорят о содержании работ: «Два старика едят суп», «Шабаш ведьм», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Асмодей, или Фантастическое видение» и так далее.

Известно, что фрески на стенах написаны поверх других. Первоначальные изображения были интерьерными, приятными, в духе его картонов для гобеленов. Потом, видимо, болезнь стала прогрессировать, и художник закрасил старые фрески более мрачными.

Вот только несколько из них

«Собака». Практически предтеча абстрактного искусства: перед нами просто цветовые пятна, в которых сразу не увидишь голову собаки. Работа также известна под названием «Тонущая собака», что делает ее еще более мрачной и тревожной.

«Асмодей, или Фантастическое видение». Асмодей — злой демон. Сам Гойя не называл так персонажа, но изображение двух парящих фигур — мужской и женской — перекликается с греческим мифом, в котором Афина пронесла Асмодея над Кавказскими горами.

🪐 «Сатурн, пожирающий своего сына». Согласно мифу, Сатурн, в греческом варианте Кронос, проглотил своих детей, потому что боялся предсказания, что кто-то из них свергнет его. Гойя изобразил древнее божество страшным стариком с безумным взглядом. Этот пугающий образ сделал «Сатурна», пожалуй, самой известной и жуткой из «Мрачных картин».

Франсиско Гойя

1. Автопортрет, 1770-е
2. Автопортрет, 1783
3. Автопортрет в мастерской, 1790-е
4. Автопортрет, 1795
5. Автопортрет, 1799
6. Автопортрет, 1815
7. Автопортрет, 1824
8. «Я все еще учусь», 1824–1828

Кинта дель Сордо (Дом Глухого)

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи — небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов  выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который  можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

Колосс Гойи

Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом. Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа. Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо. Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.

В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.

Анализ картины

Колосс (с испанского можно перевести как «Гигант»), один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек. Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере. Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз. Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.

Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте. Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них. Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.

Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.

Техника

Техника, используемая Гойей в «Колоссе» подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома («черных картин»), однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.

Основным источником вдохновения послужила поэма «Пиренейское пророчество», Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.

Одна из иллюстраций к подвигам Геркулеса. Сурбарано.

Авторство

В июне 2008 года года у главы музея Прадо (Мадрид) возникло мнение о том, что «Колосс» — работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.

Атрибуция

Мазки кистью из нижнего левого угла Колосс, который Найджел Глендиннинг определены как два числа (17 или 18) из инвентаря (что Хесуса Вега заявляет в «Колосс написан Франсиско де Гойя» 2012 года, это 18 лет) и Мануэла Мена, сначала идентифицированные, как инициалы Асенсио Хулиа (A.J.), хотя в январе 2009 года она отказалась окончательно заявить, что эти штрихи были подписью валенсийского художника.

В июне 2008 года Музей Прадо выпустил пресс-релиз, в котором Мануэла Мена, главный хранитель живописи XVIII века и Гойи, заявила, что картина «с почти полной уверенностью» является работой художника. Асенсио Хулиа который был другом и соратником Гойи. Анализ в январе 2009 г. пришел к выводу, что картина является работой одного из учеников Гойи, но не смог с уверенностью сказать, что этим человеком была Хулия.

Эксперт Гойи Найджел Глендиннинг отвергает идею о том, что картина была написана Асенсио Хулиа, заявляя, что аргументы в пользу взглядов Мены являются «полностью субъективными» и что мазки кисти, которые, по утверждению Мены, являются подписью «А. Дж.» На самом деле это первые цифры инвентарного номера 176, который виден на старых фотографиях картины. Также можно увидеть другие числа на этих старых фотографиях, такие как число 18, которое упоминается в предложении «Великан с числом восемнадцать», используемом в описании картины. Гигант так называлась картина в описи работ Гойи, выполненной в 1812 году после смерти жены художника Хосефы Байеу. В 2012 году Хесуса Вега опубликовала статью под названием «Колосс работы Франсиско де Гойи», в которой она показывает, как штрихи различных восьмерок, нарисованных Гойей, соответствуют тем, что видны на Колосс. Вега отвергает основную предпосылку, которая изначально ставила под сомнение авторство Гойи картины. Кроме того, она показывает, что все другие результаты исследования, проведенного Прадо, указывают на то, что картина была нарисована Гойей; они включали анализ пигментов и связующих, оценку использованных художественных техник, а также темы и композиции картины, а также ее сходства с другими картинами Гойи. Черные Картины. Затем в 2009 году историк искусств Валериано Бозал, увидев пресс-релиз Мены, заявил, что «отчет не является окончательным». и позже он безуспешно пытался провести конгресс международных экспертов с целью достижения консенсуса, заявив в июне 2010 года, что «авторство Гойи было снято на основании слабых и не относящихся к делу доказательств. Наследие картины было искалечено без окончательных выводов. доказательства». Другие ученые, реставраторы и бывшие директора Прадо указали, что они не согласны с гипотезой Мены.

С другой стороны, Мануэла Мена отказалась сделать окончательный вывод о том, что буквы A. J. были подписью Асенсио Хулиа, что является одним из основных аргументов в пользу атрибуции картины валенсийскому художнику. В марте 2009 года Найджел Глендиннинг и Хесуса Вега опубликовали статью в академическом журнале. Гойя под названием «Неудачная попытка исключить Колосс у музея Прадо? » в котором они подвергают сомнению методологию и аргументы отчета Мены:

Подпись Асенсио Хулиа на Эль-Науфраго (Кораблекрушение)

С 2001 года Джульетта Баро-Уилсон и Мануэла Мена подвергли сомнению авторство Гойи картины, предположив, что ее написал сын Гойи, Хавьер. Кроме того, они приписывают Доярка Бордо крестнице художника Росарито Вайса. Однако в статье под названием Проблема размещения с экспозиции Гойи 1900 года Найджел Глендиннинг и тогдашний директор Музея Прадо Фернандо Чека отвергают эти утверждения. В 2004 году Найджел Глендиннинг также опубликовал статью под названием Колосс Гойи и патриотическая поэзия своего времени, установление связи между идеями Гойи о гиганте, изображенном на картине, и литературой, которая вызвала патриотический пыл у населения, пережившего войну, спровоцированную вторжением Наполеона в Испанию. Это сочетание идей не существовало бы, если бы Колосс был нарисован позже, что является аргументом, который Глендиннинг использует для опровержения гипотезы Баро-Уилсона и Мены. Эта гипотеза пытается отделить картину от описи поместья жены Гойи, Хосефы Байеу, после ее смерти в 1812 году. В описи указана картина того же размера, что и Колосс, который называется Гигант и который традиционно идентифицируется как одна и та же картина.

В июле 2009 года испанские университеты и многочисленные эксперты Гойи подписали декларацию в поддержку Найджела Глендиннинга, защищая использование научного метода в изучении истории искусства и приписывая Колосс Гойе.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

Болезнь Франсиско Гойи

1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».

Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявились в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был еще молод.

Всерьез болезнь овладела художником в 1792 году, когда он находился в Кадисе. Над Гойей впервые повис демон смерти.

Болезнь Гойи долгое время не могли диагностировать. Существовало предположение, что первые симптомы 1770-х связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Выдвигались и другие версии происхождения болезни. Впоследствии ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того как симптомы появились у Гойи.

Проявления болезни были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьезные проблемы с координацией движений, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, часто терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.

Болезнь Гойи то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить. Это воистину являет пример сильного духа в больном теле.

Болея, он творил

Заболевание, приносящее художнику дикие муки, отразилось и на его полотнах. Изменился стиль его работ: из них исчезли яркие и теплые тона, уступив место печальным серому, черному и коричневому оттенкам. По мнению специалистов, именно болезнь продиктовала Гойе ту пугающе — таинственную атмосферу, которой дышат его работы.

Госпиталь зачумленных

Примечательно, что с первых дней своего заболевания мастер включает в свои картины медицинскую тему. Полотно «Врач», написанное им еще начальный период творчества, является пророческим. Нередко мы видим картины художника с изображением страдающих людей. К таким картинам можно отнести «Госпиталь зачумленных» и «Госпиталь умалишенных». В этих и других его работах четко прослеживается намек на больное общество, в котором живет Гойя.

Госпиталь умалишенных

Интересно полотно «Гойя и его врач Аррьета», где художник изображает самого себя и доктора, спасшего его от очередного смертельного приступа в 1819 году.

Гойя и его врач Аррьета

Тема страданий и смерти становится основной в работах великого художника. Так, на картине «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника» перед нами предстает умирающий человек и демоны, кровожадно ждущие его кончины. Напротив него изображен святой Франциск Борджиа с распятием в руках, из которого на умирающего падают струи крови. Именно это чудо должно помощь человеку не попасть в ад и спастись.

Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: