Основные законы композиции. секреты великих картин

Основные законы композиции. секреты великих картин

Начало тридцатых годов, родная станица

Жизнь художника-активиста полна событий, он много ездит по стране с творческими командировками. Молодая советская власть на него возлагает большие надежды и ждёт монументальных и значительных произведений, подтверждающих счастливую жизнь в стране. В 1929 году 50-летнему художнику назначают персональную пенсию, он больше не преподаёт и уезжает в родную станицу. Но не на покой – Машков задумал сделать Михайловскую образцовой во всех без исключения сферах жизни – с отличным стадионом, прекрасным парком, хорошей школой, богатой библиотекой… Причём в этом показательном социалистическом раю все объекты должны хитро переплетаться: «парк со стадионом, опытные поля с парашютной вышкой…» По инициативе художника церковный иконостас вместо икон был украшен портретами вождей пролетариата, Ленина и Сталина, а купола вместо креста – красными флагами. «Дом социалистической культуры имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И. Машкова» – значится на вывеске, сделанной по собственному эскизу художника. Бывало, и не раз, письменно жаловался властям на непонимание со стороны некоторых жителей, называя их кулацкими агентами. На волне собственного оптимизма и в полном соответствии с ожиданиями партии создаёт картины, герои которых – счастливые труженики благодатной страны, пишет виды широкой станицы, «где так вольно дышит человек».

Жанровые картины

Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.

Модернизм (итал. modernismo — современное течение)

Модернизм часто путают с модерном, однако это разные понятия. Если модерн — это конкретный стиль, то модернизмом называют большое количество течений, которые пошли вразрез с действующими до этого художественными стилями и были направлены на поиск нового. К модернизму относятся экспрессионизм, импрессионизм, футуризм, кубизм и прочие течения.

В этом смысле модернизм близок авангардизму. Их основные отличия сводятся к тому, что сторонники модернизма фактически устроили бунт против художественных традиций внутри искусства и занимались поиском новых художественных средств, а авангардисты бунтовали против традиций в целом и занимались поиском искусства нового вида, поиском самого предмета этого искусства (вместо изображения предметов окружающего мира перешли к беспредметному искусству). Среди русских художников в этом стиле работали, например, И. Бродский, Р. Фальк, Н. Фешин, П. Филонов.

Примеры картин известных русских художников в стиле модернизма

Картина Р. Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». 1917 г.

Картина Н. Фешина «Обливание». 1911-1914 гг.

Картина П. Филонова «Пир королей». 1913 г.

Как построить

Для правильного построения сюжетной картины необходимо:

  • Грамотно выбрать стиль;
  • Гармонично сочетать цвета и оттенки;
  • Правильно выбрать объекты для передачи идейного замысла;
  • Адекватно использовать средства художественной выразительности.

Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции. Сложность этого задания в том, что целью жанра является передача социальных взаимоотношений, отличающихся многогранность, неоднозначностью. Это касается и общественной жизни, и бытового уровня отношений.

Религиозная живопись

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

Умение передать все нюансы жанра – результат мастерства и опыта художника. Для работы в данном направлении мало умения красиво отображать на полотне объекты, требуется быть наблюдательным живописцем, умеющим замечать тонкости эмоций и чувств человека.

Учитель

На протяжении почти всей жизни Илья Машков много преподавал. Ещё в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл ещё в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР.

С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества — ВХУТЕМАС). Он проработал здесь до 1929 года главным профессором индивидуальной мастерской живописного факультета. Также много работал на различных курсах, в Военной академии. Вместе со своими учениками Машков создавал монументальные панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.

Творческий путь Илья Машков завершил, как говорят в таких случаях, на боевом посту: он рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и медиков в Первом Московском госпитале в Лефортове и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года художник скоропостижно скончался, так и не дожив до Победы.

Илья Иванович Машков оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины пользуются сегодня большой популярностью, периодически появляются на крупных аукционах, где продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» — за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях.

Лимоны и бессмертник Клубника и белый кувшин Натюрморт с дынями и тыквами Натюрморт с самоваром

Как стать творческой личностью

Может показаться, что у открытых людей имеется больше возможностей, чем у остальных. Но могут ли люди, изначально обладающие не творческими особенностями личности, расширить эти возможности? И так ли это нужно?

Существуют убедительные доказательства того, что личность можно выстроить, слепить как глину и сделать такой, какой хочется. Повышение открытости восприятия наблюдается, например, после специализированных когнитивных тренировок с применением вещества псилоцибина (химическое соединение, присутствующее в некоторых галлюциногенных грибах). Если говорить о менее радикальных примерах, то повышение уровня открытости нередко наблюдается у студентов, обучающихся за границей, что лишь очередной раз подтверждает мнение о том, что путешествия помогают расширить ваше сознание.

Но на самом деле в «открытости сознания» не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Психологи нередко связывают открытость с некоторыми аспектами психических заболеваний, в частности с повышенной склонностью к галлюцинациям. Между способностью видеть больше и возможностью видеть то, чего нет, присутствует очень тонкая грань. В общем, наличие многообразия личностей — это хорошо

Важно помнить: точка зрения одного человека необязательно будет лучше точки зрения другого

Пейзаж портрет натюрморт

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:

  • Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;
  • Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
  • Натюрморт может быть тематическим, если живописец вложил определенную идею в произведение.

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Исходя из особенностей жанра, можно сделать вывод, что любое изображение можно охарактеризовать как сюжетно-тематическое, если путем передачи объектов на полотне, художник излагает свой идейный замысел. Опираясь на тему и идею, художник выбирает стиль и жанр, которые максимально подходят для иллюстрирования идеи живописца.

Революционная молодость

Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.

В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.

Способы развития восприятия произведений искусства

Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.

Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.

В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д

Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине. Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник

Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.

Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.

Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»

Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.

Наследие и память

Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» — за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.

Структура

Направление подразумевает наличие идейного замысла, темы, формы, мотива, которые помогают сформировать и передать зрителям идею автора полотна.

  • Идейный замысел – центральная линия идеологии, исходя из которой, художник выбирает средства для реализации идеи.
  • Тема – событие, действо, изображенное на полотне для воплощения идейного замысла.
  • Художественная форма, выбирается, исходя из особенностей темы и идеи. Правильно выбранная форма – залог доступности идеи автора зрителям. Художественная форма – это особенности выбора цветовой гаммы, света и стиля, прочих средств художественной выразительности.
  • Мотив или сюжет – воплощение темы и идеи на полотне.

Бытовая живопись

Структура

Направление подразумевает наличие идейного замысла, темы, формы, мотива, которые помогают сформировать и передать зрителям идею автора полотна.

  • Идейный замысел – центральная линия идеологии, исходя из которой, художник выбирает средства для реализации идеи.
  • Тема – событие, действо, изображенное на полотне для воплощения идейного замысла.
  • Художественная форма, выбирается, исходя из особенностей темы и идеи. Правильно выбранная форма – залог доступности идеи автора зрителям. Художественная форма – это особенности выбора цветовой гаммы, света и стиля, прочих средств художественной выразительности.
  • Мотив или сюжет – воплощение темы и идеи на полотне.

Описание картины

Вариант 1

Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы.

Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект.

Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин – все говорит о скором приближении весны.

Весенних же цветов использовано много – целая палитра пастельных и ярких тонов. Немало оттенков голубого цвета, цвета ультрамарина, в который окрашено небо над березовым лесом. Сочетания этих цветов сливаются в невероятную гармонию- музыку весны, и легкую грусть расставания с зимой.

Форма березы, изображенная на картине «февральская лазурь» заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки березы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта, картина, безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы» выдающегося русского художника Игоря Грабаря.

На центральной березе еще виднеется кружевной иней, он сверкает блестками, словно на березу накинуты бусы. Настоящая красавица – русская береза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные березки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней.

Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.

Вариант 2

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами

Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг

Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза — символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых, и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Описание картины Ильи Машкова «Синие сливы»

«Бубновый валет» был объединением художников, прославлявших предмет и предметность. Живопись в их толковании становилось не искусство, но ремеслом, в котором также, как и в любом ремесле, есть свои мастеровые, свои бездари, свои гении. Как потребен талант столяру, также он потребен и художнику, и как художник может создать шедевр, так его может создать и столяр. Машков, являясь преданным членом объединения всегда придерживался его основных принципов – в портрете, в пейзажа, в натюрморте.

«Синие сливы» – работа, в которой он намеренно отступает от реалистичности. Апельсин, возвышающийся на блюде в окружении слив, кажется плоским. Персики и яблоки, разложенные вокруг, переливаются разными цветами, но ни один из них не является по-настоящему натуральным. Гротеск и нарочитая небрежность исполнения представляют изображенные на картине фрукты только предметами, грубой поделкой и подделкой под настоящую жизнь.

Не стремясь перенести их на холст во всей красоте, Машков показывает несостоятельность живописи, в любом случае неспособной скопировать реальность максимально точно. Картина в его толковании – всего лишь предмет, который изготовил мастер-ремесленник, и ничего возвышенного и божественного в ней нет. Прославляя ремесло, прославляя трудолюбие вместо вдохновения, в нарочитой простоте Машков находит выражение собственных убеждений.

Его картина – манифест простоты и твердости руки, и в этом его отличие от художников, считающих свой дар отличным от дара сапожника или плотника. Воспевая себя, свою вдохновенность, свою возвышенность над людьми простого труда художники несправедливы, ведь то, что они делают, также делается руками и также всего лишь бледная копия реальности. Ничего божественного и достойного превознесения в этом нет.

Общество «Бубновый валет»

Проторенной дорогой реалистической и академической живописи не хотел идти не только Машков, у него было достаточно единомышленников, среди которых Пётр Кончаловский, Наталья Гончарова, , Аристарх Лентулов и другие художники, выступающие против идейности искусства. В декабре 1910 года открылась выставка, названная «Бубновый валет», что имело особый смысл. Картины шокировали публику, выставка стала скандальной. После неё художники, представители раннего авангарда, организовали творческое объединение с тем же названием, чем знаменовали переворот в искусстве. Союз просуществовал до 1917 года.

Как знакомить ребенка 4-5 лет с жанрами изобразительного искусства?

От ознакомления с репродукциями домашней выставки (по мере взросления сына или дочери) можно постепенно перейти к просмотрам художественных альбомов

Во время таких просмотров очень важно поддерживать интерес ребенка

Для ребенка 4-5 лет уместны информативные игры и беседы.

Есть прекрасные загадки о жанрах из известного мультфильма Григория Гладкова, которые ребенок легко запомнит:

Спустя какое-то время, посетив музей, ребенок увидит своих старых знакомых в подлинниках. От этой встречи он получит новые впечатления, почувствовав разницу между живой картиной и копией. Следующие походы в музеи ребенок совершит с новым предвкушением красоты и радости.

Воспитанию вкуса служат сказки, иллюстрированные известными художниками-иллюстраторами (И. Я. Билибин, Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, Б. А. Дехтерёв, Н. Э. Радлов,  Е. М. Рачев, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, и др.

При чтении сказок малыш рассматривает книжные иллюстрации, которые помогает ему полнее представить героев и их жизнь. Иллюстрации оказывают воздействие на чувства ребенка, помогают раскрыть до конца содержание сказки, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия.

Сегодня во многих музеях проводятся тематические занятия для дошкольников и школьников. Это хорошая возможность для воспитания ценностного отношения к искусству.

Родители должны понимать, что посещение музея для ребенка будет самым счастливым воспоминанием детства.

Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин»

Илья Иванович Машков — очень известный художник. Его картины экспонируются с 1910 года. Наиболее известны натюрморты художника. Одна из самых известных его картин — «Клубника и белый кувшин», созданная в 1943 году. Картина написана в ярких красках и крупными мазками,- типичная манера художника.

С какой любовью изображены ягоды на картине. Клубники на полотне настолько яркие, сочные и спелые, что так и хочется взять одну, откусить ее сладкую мякоть, насладиться неповторимым вкусом

Плоды клубники очень большие, их выгодно освещает солнце, они как будто греются в его лучах, и очень привлекают внимание на первом плане картины, в противовес заднему плану, неосвещенному и тусклому

Рядом с ягодами клубники лежит малина. Ее листья почти белые, а плоды по сравнению с клубникой светлые и мелкие. Возле стоит серебряная тарелка с белой и черной смородиной, ягодки выглядят словно бусинки, такие наливные и блестящие. На столе в банке стоят ветки смородины с ягодами, призывая нас, как в детстве, сорвать их прямо с веточки и сразу съесть.

Основные составляющие натюрморта, безусловно, клубники. Они разлеглись по всему столу, будто позируют художнику, а он в благодарность им с любовью вырисовывает каждый их изгиб и выпуклость.

Клубнички разные, есть очень крупные и яркие, как эти две слева, есть и поменьше, они индивидуальны, каждая со своим характером. Разная форма и размеры ягод отражают разнообразие природы, ее проявлений.

Те ягоды, которые не поместились на столе, щедро лежат с горкой в серебряном блюде на краю стола.

Задний план картины плохо освещен, край кувшина сливается и растворяется в темноте, от этого краски на залитом солнце столе еще ярче и насыщенней.

С какой любовью к природе и ее плодам рисовал Машков картину. Сколько благоговения перед дарами родного края. Когда смотришь на картину, ощущаешь и запах, и сладкий вкус изображенной клубники. И проникаешься любовью к родному краю, так хорошо переданную автором.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин»« Краткое содержание «Как закалялась сталь» ОстровскогоАнализ комедии Маяковского «Клоп» »

Машков и революция

Подобно многим авангардистам, Илья Машков ликовал, видя революционные преобразования в стране. Как человек не робкий и наделённый организаторскими способностями бросился навстречу переменам: развернул профсоюзную деятельность, преподавал в стенах реорганизованного родного училища. Вместе с тем поменялось и содержание его картин – стало больше женской натуры, натюрморты изобиловали посудой и фруктами – в целом работы стали более декоративными. Ярким примером является «Натюрморт с женской фигурой» (1918). Кстати, на картине вторая жена Машкова, Елена Фёдорова, брак с которой был заключён в 1915 году.

Первые послереволюционные годы художник активен не только профессионально, хотя он много пишет и выставляется. Машков чрезвычайно инициативен в жизни общества – деловито и энергично участвует во всех возможных организациях, честолюбив – ищет всяческих наград от грамот до званий. Он верит в революцию и в скорое изобилие. В подтверждение этого к выставке Ассоциации художников революционной России 1925 года «Революция, быт и труд» Машков готовит триптих «Снедь московская», куда входят «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». К приготовлению некоторых компонентов картин приложила руку третья жена живописца, на этот раз последняя, тоже художница Мария Данилова.

Виды композиции

Несмотря на всю индивидуальность художественных произведений, существует достаточно ограниченный перечень композиционных форм. Существует несколько классификаций, которые по разным основаниям выделяют виды композиций. По особенностям представления объекта выделяют фронтальный, объемный и глубинно-пространственный типы. Они различаются по распределению объектов в пространстве. Так, фронтальная представляет только одну плоскость объекта, объемная – несколько, глубинно-пространственная – показывает несколько перспективных планов и размещение предметов в трех измерениях.

Также существует традиция выделять замкнутую и открытую композиции, в которых автор распределяет предметы либо относительно центра, либо по отношению к внешнему контуру. Исследователи делят композиционные формы на симметричные и асимметричные, по доминирующему расположению объектов в пространстве с определенным ритмом. Кроме того, динамика и статика в композиции также являются основанием для выделения типов формы произведения. Они различаются по наличию или отсутствию движения в произведении.

Творческий почерк

Картины Машкова начала ХХ века – сочные, яркие, многоцветные, дающие зрителю почувствовать восторг и пыл художника, склонного к простоте и ясности форм. Налицо пристрастие к чистым интенсивным цветам и выразительной красочности изображаемого. Будь то натюрморт с преувеличенно замечательными фруктами и ягодами, или портрет человека в одежде насыщенных оттенков, который изображён на расписном фоне. Ценители живописи, современники Машкова, находили в его картинах «радость дикаря», но многие и ругали художника, не понимали. В 1910 году Машкова исключили из училища. Но после всё было с лихвой компенсировано: он выставляет 10 картин в Салоне, который демонстрирует их в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Риге. Затем везёт свои работы в Париж на Осенний салон, после которого натюрморт «Синие сливы» купил известный коллекционер И.А. Морозов.

Статическая композиция

Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса – настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.

Дивизионизм в живописи

Дивизионизм является ответвлением живописного метода под названием «пуантилизм», основой которого является манера письма или рисования точками. Точки могут быть изолированными друг от друга и неизолированными.

Дивизионизм стал отдельным стилем благодаря сложному, практически математическому подходу к созданию изображения. Особой характеристикой стиля является практически стопроцентный отказ от смешивания красок. В основе дивизионизма лежит разделение сложного цвета или оттенка на ряд «чистых цветов» и нанесение их на холст мазками правильной формы (необязательно точками). Мазки наносятся с точным расчетом на то, что в результате зритель увидит именно тот оттенок, который изначально был разбит на спектр составляющих его цветов.

Годы учёбы, частные уроки

Занятия приносили молодому художнику удовольствие. Его работы стали выделяться, отмечаться жюри на конкурсах. Какой Машков художник, узнали за пределами училища. В 1902 году он получил премию Сергея Третьякова (1834-1892), одного из основателей знаменитой галереи. Но в целом его очень угнетала нехватка средств, и в 1904 году он начинает давать уроки в частной школе живописи. Этот «хлеб» будет выручать художника до 1917 года, а частная студия сведёт его со многими известными личностями. Так, в 1907 году Машков познакомится с (1876-1956), с которым его на долгие годы свяжут творчество и дружба. Частные уроки поправят материальное положение, в 1905 году Машков женился (его избранницей станет итальянка София Аренцвари), в 1908-м отправился в Европу для ознакомления со старыми и новыми направлениями живописи. Вернувшись, Илья Машков беспрестанно учится, пишет, выставляется.

Машков Илья Иванович (1881-1944)

Экспонированное на первой выставке «Бубновый
валет» (1910) огромное полотно И. И. Машкова «Автопортрет и портрет
Петра Кончаловского» ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах
музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными
бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика
в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест
нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому
Машкову — азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся
жизненного опыта «в людях» (работая в лавках у торговцев),
прошедшему «университеты» в европейских музеях, но изгнанному в 1909
г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом
учил сам — его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную
студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в
Москве.

Поразив зрителей и критиков «варварским» напором
своей живописи на выставках «Золотого руна» и «Салона Издебского»
(1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших
общество «Бубновый валет» (П.
П. Кончаловский, А. В.
Лентулов и др.). «Валеты» утверждали материальность мира и
«низкого» предмета; щедрость и мажорность машковской палитры,
изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны
программе объединения.

В стремлении вернуть искусство «с небес на землю»
художники этого круга ориентировались на «ремесло» — уличную
вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства,
и примитивизм его натюрмортов и портретов — самый простодушный и
подлинный («Ягоды на фоне красного подноса», «Натюрморт с ананасом»,
оба 1908; «Портрет мальчика в расписной рубашке», 1909;
«Автопортрет», «Портрет дамы с фазанами», оба 1911, и др.).

Яркое начало стало одновременно «звездным часом»
художника — к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую
стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи
делаются «избранными», драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не
только в масштабе полотен, не только в «богатырстве» плодов и
грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и
интерьерных сюжетов («Натюрморт с парчой», 1914; «Натюрморт с
фарфоровыми фигурками», 1922, и др.).

Пристрастие к материальному миру, естественно,
приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации
противостояния «левых» и традиционалистов, он оказывается среди
последних и, в отличие от друзей-«валетов», вошедших в 1928 г. в
Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В
тематической программе АХРР существовала установка на одическое
прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные
«апофеозы» художника («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», обе
1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в
его натюрмортах 1930-х гг. («Ананасы и бананы», 1938; «Клубника и
белый кувшин»,1943). Но слишком многое из созданного им в поздний
период — ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины
1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в
общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное
открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим
интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется
одним из самых ярких художников того времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: