Продолжатели дела Петра I
Портрет Екатерины II в зале Запасной галереи европейской живописи XVII — XVIII вв.
Годом основания Эрмитажа считается 1764-й, когда Екатерина II подписала указ о приобретении более чем 300 картин у Иоганна Эрнста Гоцковского, берлинского купца и предпринимателя. За 20 лет императрица сделала свой Эрмитаж — «уединённое место для отдыха» — сопоставимым с лучшими коллекциями искусства того времени как по количеству, так и по качеству отобранных работ.
Художественная политика Екатерины II была продолжена её потомками, двумя внуками — Александром I и Николаем I, которые приобретали целые коллекции в Европе и России. По свидетельству современника, в начале 1850-х годов царь «ежедневно приходил в Эрмитаж и от часу до двух дня, вместе с Бруни и другими, лазил в подвалы, вытаскивал оттуда картины, разбирал, определял и развешивал их».
17 декабря 1837 года Зимний дворец, и Николай I, помимо восстановления дворца, затеял также расширение здания для императорских коллекций. Проект Малого Эрмитажа заказали баварскому архитектору Лео фон Кленце, построившему Глиптотеку и Пинакотеку в Мюнхене. Музей императорских коллекций был торжественно открыт 5 февраля 1852 года.
Во второй половине XIX века наиболее важные приобретения императоры делали в своей стране. В 1886-м в Эрмитаж поступили экспонаты московского Голицынского музея, а в 1914 году — коллекция известного географа и путешественника П. П. Семёнова-Тян-Шанского. После Октябрьской революции 1917 года музей пополнили семейные коллекции князей Юсуповых, графов Строгановых, графов Шуваловых и других знатных семей.
Залы Нового Эрмитажа
Залы, посвященные Древнему Египту
Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.
На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.
В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.
Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.
Залы с памятниками Греции и Рима
Огромная часть достопримечательностей Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.
Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.
Рыцарский зал
Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.
Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.
Малый и Большой Итальянский просветы
Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.
Уменьшенная версия
Вторая жизнь мельниц
В 1802 году, обе мельницы приобретает месье Дебре. И 1895 году, когда мельницы перестали приносить большой доход, сын владельца Николя-Шарль пристраивает к мельнице таверну и танцевальный зал. И уже весь этот ансамбль стал носить современное название — «Мулен де ла Галетт».
Таверна вмещала сотню гостей. Танцевальный зал устроили в деревянном сарае, выкрасив его в ярко-зеленый цвет. Если погода была солнечной, гости таверны могли танцевать во дворе. Там же по круг были выставлены столы и лавки. Посетителями были в основном художники, актрисы, литераторы и просто веселые молодые люди с Монмартра.
Так вместо молока здесь стали подавать вино, а вместо традиционной мельницы образовался танцевальный зал. Зал был открыт по субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни.
«Две сестры» (Свидание) Пабло Пикассо
Пикассо написал картину в лазурных и темно-синих тонах в период своего творчества, который называют «голубым». Традиционно холодные цвета служат для изображения чувств смирения и искупления, которые не чужды христианским мотивам.
Одна из сестер передает своего ребенка второй, которая заберет его в монастырь. Идея для картины родилась у Пикассо в больнице для женщин «легкого поведения». Получился по-настоящему библейский сюжет: раскаивающаяся грешница и мудрая принимающая монахиня.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 11 441 times, 1 visits today)
Задумка базилики Сакре-Кёр
По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно. По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.
Сакре-Кер в Париже (Фото)
Самыми ревностными католиками оказались Александр Лежанти и Юбер де Флери, которые в 1875 году решили, что спасти Францию может только возведение базилики. По католическому верованию именно она является средоточием веры, куда приходят помолиться за избавление от прегрешений и процветание своей страны люди со всех ее уголков.
Александр и Юбер обратились к людям с речью, в которой призывали собрать деньги на новый храм, а ключевым постулатом было: «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!».
Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти. К тому же, задумка проекта нового сооружения, как всегда, не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.
Сакре-Кер в Париже
В образе же нового храма наблюдалось переплетение готики, ренессансного и византийского зодчества, а также элементы романского направления. Такое смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую базилику «национальным тортом».
Однако не только облик стал причиной негативного отношения. Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбление. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.
Базилика Сакре-Кер
Проект подвергся резкой критике со стороны политиков, в частности Жора Клемансо, и людей искусства, от лица которых Эмиль Золя не уставал негодовать по поводу «всеподавляющей каменной массы, доминирующей над городом, где началась наша Революция».
Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики. Архиепископ не только поддержал идею собора, но и одобрил для него высшую точку столицы – холм Монмартр, зная его долгую и непростую историю.
Всемирные выставки
В 1851 году в Лондоне открылась первая Всемирная выставка, и с тех пор такие выставки то и дело проводятся в крупных городах Европы и Америки. Пропустить их невозможно: обычно это самое грандиозное развлекательное мероприятие десятилетия. Здесь демонстрируют последние достижения науки и техники, от телеграфа и лифта до фотокабины, строят невиданные инженерные сооружения, проводят конкурсы среди художников, закатывают балы и дают возможность поглазеть на экзотические диковины, от яванского гамелана Яванский гамелан — оркестр традиционных инструментов с острова Ява. до орудий аборигенов. В Париже во второй половине XIX века таких выставок проходит четыре: в 1855, 1867, 1878 и 1889 годах.
Уже в 1867 году страны-участники начинают строить причудливые национальные павильоны, и выставка становится всемирной ярмаркой тщеславия — Наполеон III назовет ее «Олимпийскими играми всего мира, где все народы состязаются разумом и бегут наперегонки по бесконечному пути прогресса». Увидеть тут можно что угодно, от киргизской юрты до специально выстроенного русского трактира, от турецкой бани до голландского сыроваренного заводика или семиметрового хрустального фонтана фирмы Baccarat. Парижане ценят возможность увидеть весь мир разом, не покидая Парижа: если в 1855 году приходит пять с лишним миллионов посетителей, то в 1900 году уже в десять раз больше. Не нравится им только Эйфелева башня, построенная к выставке 1889 года в качестве входной арки. В 1887 году триста деятелей культуры, в том числе Ги де Мопассан и Александр Дюма — сын, подписывают протест против этой «гигантской фабричной дымовой трубы».
Поцелуй капуцинок. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1814 год
Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа
Павильонный зал
В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.
Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова горгоны Медузы и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.
Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.
Лоджии Рафаэля
Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.
Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.
Предупреждение туристу
Как бы замечательно вы себя не чувствовали в столице Франции, об осторожности тоже не следует забывать. У подножия базилики вы встретите представителей местного населения, которые настойчиво предлагают туристам необычную услугу – закрепить на запястье жгутик «счастья»
Если вы находитесь в команде с гидом, он должен вас предупредить, чтобы вы быстро проходили мимо, даже не глядя на них. Это обычные жулики, которые работают в паре
Пока один плетет на вашей руке жгут, приправляя паутиной лжи в лестных комплиментах, и отвлекает ваше внимание, его подельник поможет вам избавиться от тяжести в карманах и сумочке. Если им это не удастся, в ход пойдут приставания с настойчивыми просьбами помочь деньгами
«Женщина, держащая плод»
Дата создания 1893 г. Вдохновленный визитом на Таити, Поль Гоген нарисовал картину, которую сначала назвал «Куда ты идешь». Из частной коллекции И.А. Морозова, полотно перешло во владение Эрмитажа.
На картине показана полуобнаженная женщина, которая держит в руках большой экзотический плод. Она куда-то направляется, так как изображена в движении. Взгляд напряжен, в нем отражается подозрительность.
Нет единого мнения, рисовал ли Гоген ее с реального образа, или придумал. Некоторые исследователи полагают, что женщина существовала на самом деле. Погода, как и положено южному острову, очень жаркая, поэтому героиня оголена. На заднем плане видно нескольких женщин, которые рассматривают автора.
Базилику Сакре-Кёр (Фото)
Фотогалерея Сакре-Кер
1 of 18
Сакре-Кер в Париже (Фото)
Сакре-Кер в Париже (Фото)
Базилика Сакре-Кёр в Париже
Базилика Сакре-Кёр в Париже
Сакре-Кер в Париже
Сакре-Кер в Париже
Базилика Сакре-Кер
Базилика Сакре-Кер
Вид на Сакре Кёр и Монмартр
Вид на Сакре Кёр и Монмартр
Базилика Сакре-Кёр
Базилика Сакре-Кёр
Сакре-кер в разрезе (Фото)
Сакре-кер в разрезе (Фото)
Базилика Сакре-кер (Париж, Франция)
Базилика Сакре-кер (Париж, Франция)
Храм Сакре-Кер в Париже
Храм Сакре-Кер в Париже
Церковь Сакре-Кер Париж
Церковь Сакре-Кер Париж
Конные фигуры Сакре-Кер
Конные фигуры Сакре-Кер
Сакре-Кер скульптура
Сакре-Кер скульптура Исус Христос.
Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)
Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)
Сакре-Кер внутри!
Сакре-Кер внутри!
Храм Базилика Сакре-Кер внутри
Храм Базилика Сакре-Кер внутри
Мозаика Сакре-Кер
Мозаика Сакре-Кер
Смотровая площадка Сакре-Кер
Смотровая площадка Сакре-Кер
Собор в Париже (SacreCoeur)
Собор в Париже (SacreCoeur)
Читайте больше информации про достопримечательности Парижа
Страшная история одного памятника
Собор Сакре-Кёр в Париже огибает улица Сент-Элетер, знаменитая памятником шевалье де ла Барру, размещенном в сквере Надар. Этот памятник можно считать парадоксом, особенно учитывая, что стоит он рядом с храмом, который построен во имя искупление человеческих грехов и в честь затравленных во время революционных волнений.
Памятник Шевалье Де Ла Барру
Дело в том, что Жан-Франсуа Лефевр де ла Барр был молодым, слегка заносчивым в силу своего возраста дворянином 19-и лет. Его обвинили и казнили за пение порочащих церковь песен, разрушение распятия и то, что он не захотел снять шляпу, когда рядом проходило церковное шествие.
Впоследствии было признано, что парня оклеветали, поскольку нужен был «козел отпущения». Подозрения в осквернении святых реликвий и неподобающем поведении пали на троих юношей. Однако один сбежал, второй оказался совсем «зеленым» – 15 лет, а потому отделался штрафом, и только де ла Барру не повезло остаться без алиби, поскольку в момент инцидента он был дома один.
Усугубилось все тем, что следствие вел его личный враг – инспектор де Бельваль, который не гнушался принимать за факты лживые доносы и непроверенные слухи типа: «Я слыхал, как кто-то слыхал…».
Вначале шевалье осудили на галеры, но затем в назидание остальным решили приговорить к смерти, несмотря на рьяную защиту Вольтера.
Шевалье Де Ла Барру
Чтобы казнить де ла Барра, приехало пятеро палачей. Вначале несчастному вырвали язык, затем отрубили правую руку, далее он лишился головы. После этого планировалось медленно сжигать его на слабом огне, но решили смягчить приговор, и сделать это быстро, хотя это уже не имело значения. Перед тем, как предать огню мертвое тело, в его единственную руку положили «Философский словарь» Вольтера.
Данная история красочно иллюстрирует нередкие проявления человеческой глупости и жестокости, а памятник стал символом протеста против фанатичной веры и религиозной нетерпимости. Во Франции день казни юного дворянина стал поводом для манифестов против преследования тех, кто исповедует иную религию или не принадлежит ни к одной.
Сейчас монумент стоит чуть в стороне от базилики Сакре-Кёр, а установили его после войны. Лефевр де ла Барр словно бросает вызов своей молодостью и дерзкой позой, что разительно отличается от первоначального варианта 1905 года, где молодой человек выглядит настоящим мучеником, ожидающим сожжения, привязанный к столбу.
Таким образом, памятник стал ответом на возведение роскошного святилища на деньги буржуазии, вновь поднявшейся после поражения Парижской коммуны. Этот монумент был демонтирован и переплавлен нацистами еще в 1941 г., но после войны о свободолюбивом юноше не забыли, и вернули его в новом облике.
Строительство храма Святого Сердца
Собор Сакре-Кёр значит – «базилика Святого Сердца» или «Сердца Христа», которое пробито в момент казни, и с тех пор кровоточит за все человечество.
Сакре-кер в разрезе (Фото)
Когда в 1875 г. закладывали краеугольный камень, в фундамент захоронили протокол, описывающий процедуру основания сооружения, ларец с французскими медалями и медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику».
Произошло это после того, как Поль Абади победил в тендере, и был приглашен для создания нового святилища. Собственно, результат несложно было предугадать, ведь он являлся ведущим столичным архитектором и успел поучаствовать в реставрации многих церквей, в том числе и Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам).
К сожалению, Абади не дожил до момента, когда его детище было завершено, и эстафету передавали друг другу еще целых пять зодчих, воплощая по очереди во внешнем облике и внутреннем убранстве собственное видение прекрасного.
Базилика Сакре-кер (Париж, Франция)
Хотя авторство идеи в данном случае нельзя приписывать одному Полю Абади, его заслуге принадлежит самая главная удача – выбор идеального материала для строительства. Его предпочтение пало на редчайший по своим качествам минерал, добыча которого велась лишь в маленьком селении Шато-Ланон. Исключительность его в том, что он способен самоочищаться от копоти и пыли. Стоит ему соприкоснуться с водой, как он мгновенно преображается, становясь торжественно-белым, но с легким розоватым отливом при определенном естественном освещении.
Не привыкшим к его ослепительному наряду кажется, что стены здания сами излучают сияние, идущее из камня. Одни пытаются объяснить это хитростями современных технологий, другие убеждены в божественно-неземном благословении.
Прежде, чем церковь Сакре-Кёр в Париже была полностью отстроена, понадобилось более 40-а напряженных лет, и не обошлось без трудностей, которые непременно сопровождают все грандиозные задумки.
Храм Сакре-Кер в Париже
Поскольку в течение долгого времени под холмом добывали гипс, внутри он превратился в дырявый сыр, изобилуя многочисленными заброшенными шахтами. Практически полая земля не могла удержать столь тяжелое здание, а потому пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями, которые уходили вниз на 35 м.
Наложило свой отпечаток и время, ведь в процессе строительства не раз происходила смена моды на разные стили, что тоже внесло некоторые коррективы в первоначальный план Абади, который предполагал сделать здание в южно-французском направлении. Вследствие художественных экспериментов остальных архитекторов базилика Сакре-Кёр обрела стиль греко-византийского храма с увеличено-вытянутым куполом, а также дополнительной колокольней.
Церковь Сакре-Кер Париж
По официальным документам святилище достроили в 1914 г., но в реальности это случилось только в 1923 г., да и то, лишь снаружи, а над внутренним оформлением работа продолжалась еще долго.
Смотровая площадка и шикарный обзор
Сегодня Монмартр пользуется огромной популярностью у туристов, которые специально приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошной базиликой, удивляющей своим вечно белоснежным одеянием невесты.
Уже с площади рядом с храмом открывается прекрасный вид на Париж, а чтобы увидеть его как на ладони, поднимитесь по винтовой лестнице в 300 ступеней на самый верх под купол здания, и вам откроется панорама на 50 км вокруг.
Смотровая площадка Сакре-Кер
Смотровая площадка имеет оригинальное декоративное оформление с орнаментами и небольшими скульптурами, которые украшают даже водостоки, замаскировав их головами диковинных животных и горгулий, а стальная кованая дверь словно вынырнула из средневековья. Интересно, что за ней скрывается?
Тут же на террасе вы найдете подзорную трубу, которая выглядит вызывающим свидетельством современности рядом с изумительным старым декором каменных стен Sacre Coeur. И хотя она не вписывается в антураж, зато позволяет рассмотреть все детали Парижа, скрытого в дымке за горизонтом.
Если обойти купол по кругу, можно залюбоваться изумительным видом на разные части столицы. Сверху отлично видно играющий солнечными зайчиками коммерческий район Ла Дефанс, церковь Перта, самую стильную кокетку – Эйфелеву башню, одинокий среди маленьких домиков небоскреб Монпарнас и площадь Тетр.
Государство Ватикан — бриллиант в сокровищнице Вечного города
Еще один бриллиант в сокровищнице Вечного города – это государство Ватикан, резиденция главы католической церкви. Первые упоминания о нем восходят к 326 г.н.э., когда на Ватиканском холме была возведена базилика св. Константина. Предполагалось, что там находится захоронение апостола Петра, одного из 12 учеников Христа.
С той поры это место начало заселяться, в VIII веке появилось Папское государство, которое в 1870 году было упразднено Итальянским королевством. А спустя 59 лет были заключены знаменитые Латеранские соглашения между Святым Престолом и итальянским правительством во главе с Муссолини. Так и появилось в центре Рима государство Ватикан.
Теперь это не только резиденция главы католической церкви, а центр паломничества миллионов туристов, жаждущих увидеть дворцы, музеи Ватикана и, конечно, собор святого Петра.
К его созданию причастны такие люди, как Донато Браманте, Рафаэль Санти, Микеланджело. Работой над созданием облика этого гигантского храма занимался и Джованни Бернини. Он является создателем колоннады и площади перед собором, нескольких скульптурных групп внутри него. Огромный балдахин высотой в 29 м над главным алтарем – тоже его детище.
Собор святого Петра является крупнейшим историческим христианским храмом, его длина 211 м, высота в верхней точке купола 192 м, вместимость – около 60 тыс. человек. На площади перед собором может собраться около 400 тыс. прихожан.
Официальной резиденцией папы является Апостольский дворец, он же Дворец Сикста V. На самом деле это целый комплекс, состоящий из нескольких дворцов, капелл, галерей, выполненных в различных архитектурных стилях.
Наиболее известной капеллой является Сикстинская, первое время являвшаяся домовой церковью папы Сикста V. Теперь это величайший памятник эпохи Возрождения, а также место проведения конклавов, где кардиналы выбирают очередного папу.
Стены и свод капеллы украшены фресками работы величайших мастеров: Боттичелли, Микеланджело, Россели, Перуджино и другими. До наших дней из 16 написанных сохранилось 12 фресок, рассказывающих об истории Христа и истории Моисея.
Путешествие по Италии – событие незабываемое, но чтоб увидеть и понять все величие и красоту этой страны, нужно посетить ее не один раз. Просто надо бросить монетку в фонтан Треви, и это желание сбудется обязательно!
Наши дни
На сегодняшний день Новый Эрмитаж является одной из ключевых достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Большинство интерьеров 60 залов и кабинетов музея до настоящего времени сохранили свой первоначальный облик.
В Императорском Эрмитаже можно познакомиться с собраниями произведений немецкой, итальянской, голландской, французской, русской школ живописи, а также оценить редчайшие коллекции искусства античного времени.
Кстати, именно сегодня, 17 февраля, в честь своего 170-летия в Эрмитаж можно будет попасть бесплатно. Власти города сняли ограничения на посещение публичных мест для детей до 18 лет, и руководство музея вернуло акцию – каждый третий четверг месяца бесплатный вход для школьников. Символично, что сегодня он совпал с юбилеем.
Виктория Рубаненко
10 фактов о картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и ее пребывании в Эрмитаже
1. Никто прежде не писал на пленэре такую многофигурную картину, на которой люди чем только не занимаются: пляшут и отдыхают после танцов,прогуливаются,болтают,выпивают,веселятся,скучают… Почему бы не наделать эскизов и не собрать сложную композицию в мастерской? Все дело в том,что даже сильнее запечатленных на полотне людей Ренуара интересовал свет,который на картине тоже танцует и веселится,пробиваясь на танцплощадку сквозь листья акации. Развлекающиеся люди и резвящийся свет создают на картине головокружительную круговерть.
2. Ренуар писал картину все лето 1876-го года: приходил на площадку к трем дня и удалялся после шести.
3. При создании этой картины у Ренуара было много помощников — его друзья и тусовавшиеся в окрестностях галетной мельницы молодые художники: они знакомились с девушками,приводили их на площадку — танцевали и позировали все вместе. Например,за столиком справа вальяжно пожевывает стебелек Норбер Генетт — один из художников,с которыми Ренуар приятельствовал в ту пору.
4. Есть на картине и специально приглашенные натурщицы. Например,16-летняя швея Марго Легран — она танцует в левой части картины в платье персикового цвета. Современники сообщают,что черты ее лица были грубоваты,на веках ее не было ресниц,да к тому же она часто не приходила на оплаченные сеансы и водилась со всяким сбродом. Но Ренуару было виднее: он ее назначил музой и изобразил на многих своих работах. Спустя три года после написания«Бала» Маргарита Легран умрет от тифа. Но это потом,а пока Марго вдыхает ароматы горячего шоколада и белой сирени на портрете 1878-го года:
5. Две юные девушки на переднем плане в центре картины — тоже швеи: сестры Жанна(в темно-синем) и Эстель(в полосатом). Ренуар находил прекрасными уши Эстель и просил ее делать прическу,которая бы давала возможность ими полюбоваться.
Он поселился там на полгода,перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью,которой не передали бы никакие натурщики,и,вжившись в атмосферу этого популярного кабачка,с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху. Эдмон Ренуар,брат художника о работе над«Балом»
6. Премьера«Бала в Мулен де ла Галетт» состоялась на 3-й выставке импрессионистов в Париже,в 1877-м — и не произвела фурора. Но через два года для своей коллекции ее купит художник Гюстав Кайботт, в 1896-м она окажется в Музее Люксембургского сада,в 1929-м переберется в Лувр,а оттуда — в Музей д’Орсэ,уже в статусе шедевра,ради которого стоит затевать специальные выставки.
8. В обмен на ренуаровский«Бал» в д’Орсэ из Эрмитажа поедет триптих Пьера Боннара«У Средиземного моря».
9. Эрмитаж и сам располагает отменной коллекцией Ренуара, на которую стоит взглянуть после«Бала».
10. «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара будет выставляться в Эрмитаже до 7 июля 2015 года.
Заглавная иллюстрация: фрагмент кратины«Бал в Мулен де ла Галетт».
История мельницы Мулен де ла Галетт
Строительство мельниц
В действительности «Мулен де ла Галетт» было общим названием для двух мельниц«Блют-фан» (фр. Blute-fin) и «Раде» (фр. Radet), которые были построены в 1602 и в 1717 годах соответственно. Название «Blute-fin» происходит от французского глагола «bluter», означающего «просеивать муку». Но мельницы использовались не только для изготовления муки, но еще и для отжатия винограда и измельчения материалов для мануфактур.
Монмартр – начало истории
У холма, на котором красуется базилика Сакре-Кёр, насыщенное, увлекательное прошлое. По одной из версий в античные времена это место называлось Марсовым из-за стоящих тут святилищ Марсу и Меркурию. Но имеется и другая легенда, по которой название Монмартр идет от Mons Martyrium, что значит – «холм мученика», а это название он получил в честь христианского священномученика и первого парижского епископа – Дионисия, жившего в III столетии.
Базилика Сакре-Кёр
В сопровождении сподвижников он проповедовал учение Христа, но однажды во время гонения христиан их схватили и обезглавили на вершине горы Монмартр. Дионисий поднялся, взял в руки свою голову, омыл ее в ручье, медленно прошел 6 км, и только у подножия храма упал замертво.
На этом месте впоследствии образовалась коммуна Сен-Дени, но в II–III веках среди мелких речушек и болот тут был населенный район Катколак, что значит – «очень грязное место».
В середине веков возвышенность превратилась в место поклонения. Там, где некогда стоял храм Марсу, по инициативе Людовика VI (XII век) орден св. Бенедикта строит церковь с монастырем Сен-Пьер-де-Монмартр вблизи одного из давних священнейших мест столицы – площади Тертр. В эти же времена вокруг начали появляться новые виноградники и ветряки, призванные перемалывать гипс, который на холме добывали очень активно вплоть до XIX столетия.
Вид на Сакре Кёр и Монмартр
Весной 1871 года начались народные волнения, которые вылились в революционное движение, после чего в конце марта состоялись выборы в Парижскую коммуну. Однако уже в мае коммунарам устроили кровавое линчевание, в ходе которого пострадало также много обычных жителей, и все это на Монмартре.
Событие легло в историю столицы неприглядным пятном, и в знак памяти невинных жертв через три года после битвы на вершине было решено возвести собор Сакре-Кёр. Сегодня она является прекрасным символом города, его чистой душой и очаровательной достопримечательностью.
Кроме того, Монмартр помнит множество известных людей, ведь тут жили и работали небогатые живописцы и поэты, снимая комнатки в дешевом бараке Бато-Лавуар. Там не было никаких удобств, но зато поблизости их всегда с радостью принимали местные пабы и кабаре «Черный кот», «Шустрый кролик» и Мулен Руж, примадонн которого на своих картинах увековечил Тулуз-Лотрек. Помимо него тут писали свои полотна Ван Гог, Ренуар, Аполлинер, Утрилло, Анри Руссо, Модильяни, Пикассо и Брак.
Внешняя архитектура Сакре-Кёр в Париже
Уже не первый раз годы расставили в восприятии парижан все по местам, помогая разглядеть уникальность и полюбить очередное новшество в их городе. Из «народного торта» церковь незаметно превратилась в редчайшую жемчужину, сияющую небесной чистотой и привлекающую туристов посетить не только ее, но и достопримечательности поблизости.
Особенно впечатлительные люди не могут сдержать восторженного вздоха, глядя на необычный храм, в котором переплелось как минимум три разных направления. Но особенно бросается в глаза форма куполов и высота главного – 83 м. Аналогичные можно встретить в Перигё на базилике XII столетия.
Конные фигуры Сакре-Кер
Поднимитесь по лестнице или на фуникулере, и у главного входа на фасаде вас встретят две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк (Орлеанской девы), а слева – Людовика Святого.
Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.
Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)
Примыкает к святилищу высокая 100-метровая колокольня, внутри которой среди семейства колоколов главенствует неповторимый, внушительный «Савояр», весом 19 тонн, где 850 кг приходится только на его язык. Он считается самым большим в Париже и одним из крупнейших в мире, а создали это чудо в 1891 году в восточной французской провинции Анси. Снизу не разглядеть, но если подняться на смотровую площадку собора, легко увидеть крылатых мифологических существ, по контуру рассевшихся у самого верха, и ангелов по углам сооружения, держащих в руках скрижали.