Новую трактовку личности рабочего дал художник

Андронов николай иванович статьи о живописи. художественная галерея артпанорама.

Одним из главных представителей сурового стиля в живописи Советского Союза считается Андронов

        Николая Андронова считают основоположником так называемого сурового стиля в живописи. Первыми картинами, которые он написал по данной тематике стали «Строители Куйбышевской ГЭС» и «Монтажник». Именно в них проявилась социальная напряженность, выраженная в энергичной, смещенной форме. Однако подлинной  новацией стало  именно полотно «Плотогоны». Позже искусствоведы скажут, что решительные «деревянные» позы рабочих напоминают зрителю о монументальных картинах Петра Кончаловского и отсылают к образам итальянского кватроченто.

       Тем не менее,  все они все же отдают должное мастеру и не отрицают: Андронов сумел придать свои персонажам пластичность. Благодаря ей можно понять эмоции, которые в этот момент владеют героями. Кроме того, у художника получилось сделать полотно мощным, что мало у кого из его коллег по цеху получалось.  И ещё. Он смог передать, какой большой вклад вносят в развитие своей страны эти молодые рабочие…

     Несколько позже художник примется изображать российскую деревню и провинциальные города. Неухоженная Россия и тяжелая жизнь буквально подавляют зрителя фактурной тяжестью. Подобное наблюдается и на остальных картинах, написанных Андроновым в 60-е годы.

Новую трактовку личности рабочего дал художник Николай Андронов в своей работе «Плотогоны»

В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже Николай Андронов представил картину «Плотогоны». Критики картину объявили примером «злостного формализма», а самого автора исключили из Союза художников. Он уезжает в Вологодскую область и пишет там серию удивительных работ о жизни северных деревень. Однако именно «Плотогоны» будут считаться одной из его самых знаковых работ.

       Художник Николай Андронов в своей работе «Плотогоны» сумел дать новую трактовку личности рабочего. Нельзя сказать,  что всё, что изображено на полотоне понятно и может понравиться зрителю. Но работа запоминается сразу, стоит её увидеть один раз.

      Люди у Андронова получились похожими друг на друга. Ему удалось превратить рабочих в «типаж» и убрать индивидуальность  образов. На полотне ее заменяет мужественность и надежность, что в то время было привычным для всех. Все линии написано чётко. А вот фигуры, в том числе и женская, смотрятся несколько угловато. Один мужчина стоит спиной, но из-за техники написания это не сразу становится ясно. Герои не объеденены друг с другом. Более того,  они даже не общаются между собой. Лишь рука одного из них, лежащая на плече другого говорит о том, что они не просто знакомы, а, по всей видимости дружат.

Художник трагедийного плана

     Если сопоставить живопись Андронова с искусством второй половины ХІХ века или начала ХХ века, то, пожалуй, никто из художников выраженной социальной направленности не поднимался до такой степени трагизма, как это сделал он. Истинный передвижник своего времени.

     Искусствоведы считают Андронова художником преимущественно трагедийного плана. Его размышления о жизни, России, земле не просто печальны, они безысходны. Но вместе с тем признают — он внёс некую новизну в художественное искусство. Его работы не похожи на другие и вполне самостоятельны. Сам же Андронов любил говорить, что каждый мазок — это подвиг, что он нагружен нравственным смыслом. Вот эта самая нравственная оценка сущего не покидала его. В этом отношении он был истинным передвижником, хотя никого, кроме Алексея Саврасова, из передвижников не любил.

Биография

Родился в Москве. Отец — профессор математики Иван Кузьмич Андронов. Во время войны жил в селе у реки Суры, на родине матери.

С 1943 по 1948 год учился в средней художественной школе в Москве. В 1948 году переехал в Ленинград и поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

В 1951 году впервые принял участие в групповой выставке произведений ленинградских художников.

В 1952 году женился на Наталье Алексеевне Егоршиной и возвратился в Москву. Продолжил обучение в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, где его учителем стал Дмитрий Мочальский. Окончил институт в 1954 году.

С 1954 по 1956 год работал в городе Куйбышеве. В 1958 году вступил в Московский Союз художников. В 1960 году работал в Сибири.

В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже представил картину «Плотогоны». Картину объявили примером «злостного формализма». Андронова исключили из Союза художников, и он уехал в Вологодскую область, в село Ферапонтово возле знаменитого монастыря.

В 1967 году совместно с В. Элькониным и А. Васнецовым создал мозаику на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве. Впервые участвовал в зарубежной выставке, в Париже, затем (в 1970 году) в Праге.

В 1968 году подписал «Письмо 120» в защиту Александра Гинзбурга.

В 1974 году в музее-усадьбе «Абрамцево» состоялась первая персональная выставка Андронова.

С по 1988 год был председателем секции монументальной живописи МОСХ.

В 1978 году Андронову было присуждено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР».

В 1979 году получил Государственную премию СССР за мозаику «Человек и печать» в интерьере здания газеты «Известия», выполненную совместно с А. Васнецовым.

В 1979—1980 годах занимался декоративным оформлением клуба советского посольства в США.

Работал над оформлением Павелецкого вокзала после его реконструкции в 1988 году.

С 1992 года вёл мастерскую в Московском художественном институте имени Сурикова. Там же возглавлял созданную по его инициативе кафедру композиции.

Принимал участие в оформлении станций метро «Крестьянская застава» и «Савёловская».

В апреле 1996 года удостоен звания «Народный художник Российской Федерации».

Похоронен, как и его отец, на Введенском кладбище (20 уч.).

Его работы не воспринимались публикой

     В списке работ художника особое место занимает картина «Проводы», ставшая своего рода реквиемом по погибшей в тяжёлой войне с немцами крестьянской России. В картине предчувствуется трагедия людей, вставших на защиту своих родных, своей малой родины. Тёмная, землистая живопись порождает ощущение драмы.  Сами же люди изображены обезличено, как у его коллеги по цеху Александра Дейнеки в «Обороне Петрограда» или писателя Александра Серафимовича в «Железном потоке».

      Чего стоит его картина «Мёртвая лошадь и чёрная луна»! На ней экспрессивный накал чувств передают мёртвое тело лошади на фоне скупого деревенского пейзажа  и чёрная луна. По замыслу автора, павшая лошадь — это прежде всего символ неблагополучия, скорбная тема безысходности. В неё погрузилось крестьянское сословие — некогда бывшее опорой России. Под русским пейзажем, под деревней Андронов подразумевает не локальную область, а всю Россию. Неудивительно, что его многие работы просто не воспринимались как публикой  так властью. В прессе появляются разгромные статьи, что, естественно, не может не огорчать мастера.

Примечания

  1. . yavarda.ru. Дата обращения: 4 мая 2021.
  2. Анисимов Г. О Николае Андронове. // Андронов Н. Каталог выставки произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи и семьи художника. К 75-летию со дня рождения. — М.: ГТГ, 2004.
  3.  (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения: 28 июля 2013.
  4. . Международное общество «Мемориал». Дата обращения: 28 июля 2013.
  5. Ковалёв А. . Русский журнал (25 марта 2004). Дата обращения: 28 июля 2013.
  6. Трофименков М. . Коммерсант (12 декабря 2006). Дата обращения: 28 июля 2013.
  7. . Российская сеть культурного наследия. Дата обращения: 28 июля 2013.
  8.  (недоступная ссылка). ГНИМА им. А. В. Щусева. Дата обращения: 28 июля 2013.
  9. Изобразительное искусство. Россия XX век. — М. : Центр СЭИ, 1995. С. 89.
  10. Изобразительное искусство. Россия XX век. — М. : Центр СЭИ, 1995. С. 12—13.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: