Живопись 1922—1933 гг.
Эскиз к настенному панно для «Свободной художественной выставки». Стена «B» 1922 г. Черная бумага, картон, гуашь, 34,7х60 см. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Белый крест 1922 г. Холст, масло, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Белый зигзаг 1922 г. Холст, масло, 95х125 см. Неизв.
Черная решетка 1922 г.
Композиция VIII 1923 г. Холст, масло, 140х201 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
В черном квадрате 1923 г. Холст, масло, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Черное и фиолетовое 1923 г.
На белом II 1923 г. Холст, масло, 105х98 см. Неизв.
Круги в круге 1923 г.
Секущая линия 1923 г. Холст, масло, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия.
Мягкая напряженность 1923 г. , Мадрид, коллекция баронессы Тиссен.
Black Relationship 1924 г. Бумага, акварель, тушь, 36,8х36,2 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Scharfruhiges Rosa 1924 г. Картон, масло, 63,6х48,2 см. Кельн, Музей Людвига.
Контрастные звуки 1924 г. Картон, масло, 70х49,5 см. Неизв.
Черный аккомпанемент 1924 г.
Scharfruhiges Rosa 1924 г.
В синем 1925 г. Холст, масло, 80х110 см. Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия.
Желтое-красное-синее 1925 г. Холст, масло, 127х200 см. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Маленькая мечта в красном 1925 г. Картон, масло, 35,5х41,2 см. Берн, Художественный музей.
В ярком овале 1925 г. Картон, масло, 73х59 см. Мадрид, коллекция баронессы Тиссен.
Качающееся 1925 г.
Calm Bend 1925 г.
All around 1925 г.
Несколько кругов 1926 г. Холст, масло, 140х140 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Asserting 1926 г. Холст, масло, 45,5х53,3 см. Неизв.
Акцент розового 1926 г.
Синее 1927 г. Холст, масло, 49,5х36,8 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Черное увеличение 1927 г.
Линия-пятно 1927 г.
Тяжелые круги 1927 г.
Softened Construction 1927 г.
Разделенное 1928 г. Бумага, акварель, тушь, 48,3х32 см. Вашингтон, США. Национальная художественная галерея.
Композиция 1928 г. Гуашь, Неизв.
Из прохладных глубин 1928 г.
Маленькая игра 1928 г.
Этажи 1929 г. Картон, масло, 56х41 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Вверх 1929 г. Картон, масло, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Сильное 1929 г.
Причудливое 1930 г. Картон, масло, 40,5х56 см. Роттердам, музей Бойманса — ван Бёнингена.
Тугая линия 1931 г. Акварель, тушь, бумага, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Легкое прикосновение 1931 г. Картон, масло, 69,9х48,8 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Мягкое давление 1931 г. Фанера, масло, 99,5х99 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Коричневатое 1931 г. Картон, масло, 49,2х70,2 см. Сан-Фрациско, США. Музей современного искусства.
White-Soft and Hard 1932 г. Холст, масло, гуашь, 80х99,8 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Fixed Flight 1932 г. , 49х70 см. Частная коллекция.
Decisive Pink 1932 г. Холст, масло, 80,9х100 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Неравное 1932 г.
История[ | ]
Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Помимо них в группе также были Август Макке, Марианна Верёвкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени — фовизму и кубизму.
Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Название „Синий всадник“ мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само. |
«Синий всадник» — Вспомнить, подумать…
Василий Кандинский День Всех Святых І 1911
Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных,дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года(1911 — 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всехискусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, осамодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи. Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающиекистью и пером. Здесь лучшие представители «нового искусства» писали революционныйальманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.
Василий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха).
Художники, создавшие «Синего всадника», в искусствоведческих учебниках все сплошь числятся немцами, хотя простой перечень имен и фамилий в этом факте совсем не убеждает.Все они, русские, швейцарцы и немцы, съезжались в Мюнхен,художественную Мекку начала XX века, чтобы сначала изучить основы живописи, а потом их навсегда изменить.Для каждого участника «Синего всадника» эти три года, один альманах и две выставкиоказались по-разному знаковыми и важными. На портретах времен «Синего всадника» всеони выглядели бы совсем по-разному.
Клода Моне «Стога сена» Серия из 15 картин с изображениями стогов пользовалась большим успехом
Блестящий юрист Кандинский увидел на выставке импрессионистов в России «Стог сена»Моне, отказался от профессорской должности и приехал в Мюнхен учиться живописи. Ему было больше 30 лет, он еще ничего не умел и совсем не был похож на художника.
До и после «Синего всадника» Кандинский умудрился затеять и поучаствовать в несколькихграндиозных проектах в разных странах («Фаланга», Новое мюнхенское объединение художников, Свомас и Вхутемас, Баухауз). Он прожил 74 года — уникальная везучесть для художников его поколения
И «Синий всадник» был хоть и важной в его творческих поисках затеей, но далеко не единственной
Вспоминая эти три года перед Первой мировой,Кандинский говорил: «Синий всадник — это мы двое, Франц Марк и я». Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром иживописью,Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном.Мечтали,что он будет выходить в Мюнхене, Париже и Москве. С названием тоже все оказалось просто: «Мы оба любили синий цвет. Я —всадников, а Марк — лошадей».
Василий Кандинский Все Святые І 1911
Идеей великого синтеза и «чистого» эмоционального искусства бредил именно Кандинский — это он написал книгу «О духовном в искусстве», это он мечтал вытащить русский лубок и баварскую подстекольную живопись в один ряд с академическим искусством, это его картина «Импровизации» потрясла Франца Марка на выставке«Нового мюнхенского объединенияхудожников». Наконец, это Кандинский первым в истории мировой живописи создал абстрактную картину. Он мог самозабвенно растить картошку и цветы в тихом городке Мурнауи с тем же азартом устраивать авангардные выставки в городе «философического искусства» Мюнхене.
Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель
Василий Кандинский. Пейзаж с красными пятнами
Василий Кандинский Москва. Красная площадь 1916
Василий Кандинский Композиция VII 1913
Василий Кандинский Композиция 5 1911,
Василий Кандинский Дама в Москве 1912
Василий Кандинский Святой Георгий и дракон 1915
Василий Кандинский Лирическое 1911
Синее небо
«Синее небо». После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
Василий Кандинский Синий всадник: Описание произведения
Василий Кандинский никогда не делал заявлений о том, что объединение было названо в честь его картины. Художник лишь однажды признался в том, что название было данью уважения обоим основателям: «Мы оба любили синий цвет. Я – всадников, а Марк – лошадей». Всадники в самом деле становятся героями его картин (1, 2, 3, 4) так же часто, как Франц Марк изображает синих лошадей (1, 2, 3). Ради этих героев Кандинский даже после ухода в абстракционизм периодически возвращается к фигуративной живописи, например, в 1915 году изображает Георгия Победоносца на коне.
Картина «Синий всадник» стала первой живописной работой художника, изображающей человека на лошади. И хотя она была написана задолго до отказа Кандинского от предметной живописи, некоторые искусствоведы уже в ней видят предпосылки будущего стиля художника. Одетый в синее всадник, который скачет через зеленый луг, изображен будто бы небрежно, его размытая фигура и лицо не позволяют угадать ни пол, ни возраст. Нечеткость очертаний человека вместе со «смазанным» фоном создают ощущение быстрого, стремительного движения, не оставляя сомнений в том, что всадник несется к своей невидимой цели во весь опор. Некоторые исследователи выдвигают версию о том, что на руках человека лежит младенец. Следуя этой теории, можно вообразить целую захватывающую историю, романтическую или трагическую, скрывающуюся за полотном.
Композиция VIII
«Композиция VIII». Кандинский был глубоко верующим человеком, и это могло не отобразиться в творчестве художника. Являясь продолжением апокалипсической линии, создание картины пришлось на период, когда рациональное начало, строгость и логика преобладали в работах автора. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах
Автор понимал, что для обывателя будет сложно понять всю глубину мысли, поэтому рекомендовал не заострять внимание на каждой детали. Художник советует попробовать провести через себя эмоции исходящие от картины, прочувствовать музыку в формах и линиях
Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами
«Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Знаменитая картина художника является переходным моментом в творчестве Кандинского от хаотичности к строгой геометрии. Некоторым толчком в этом стала выставка его картин в 1912 году, холодно принятая критиками. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Отмечает, какие фигуры и цвета оказывают на них положительные или отрицательные эмоции, какие ассоциации вызывает та или иная картина. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души.
Волошин Максимилиан Александрович
Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.
Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.
Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.
Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.
В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.
На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.
Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.
Рисунок М.А. Волошина | Максимилиан Волошин. Акварель. | Пейзаж Максимилиана Волошина. |
Синий всадник
«Синий всадник». Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже
Нечеткие очертания, вольные мазки передают идею автора, о не важности того, что изображено, главное что чувствует созерцатель картины. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма
Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.
Примечания
. Новалис — псевдоним Фридриха Леопольда Фрайхерра фон Харденберга.
. «Kunstblatt», 1930, № 14 S. 59.
. März Roland. Franz Marc. Welt der Kunst. Berlin, 1984. S. 8.
. Kandinsky W. Über das Geistige in der Kunst. Цит. по: Der Blaue Reiter. Dokumenten einer geistigen Bewegung. Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig, 1986. S. 344—348.
. Scheidig W. Bauhaus. Weimar 1919—1924. Leipzig, 1966. S. 6.
. Цит. по: Der blaue Reiter. Dokumentarische Neuausgabe von Klaus Lankheit. Piper und со., Verlag, München — Zürich, 1987. S. 284.
. Август Гауль, известнейший скульптор-анималист, член закупочной комиссии Национальной галереи в Берлине, чрезвычайно высоко оценивал и знания, и умение Марка, когда речь шла о приобретении работ Ф. Марка для галереи (июль 1919 г.).
. Б. Келер не только оказывал материальную поддержку Ф. Марку, но и субсидировал издание «Синего всадника», поддерживал словом и делом многих художников, группировавшихся вокруг редакции этого альманаха.
. В 1937 году на выставке «выродившегося искусства» было представлено работ Марка, в числе которых находилась и «Башня синих лошадей». В ответ на протест «Союза немецких офицеров» последняя была удалена с выставки. Клаус Ланкхайт утверждает, что видел ее в Берлине еще летом 1945 г. Затем она исчезает бесследно.
. Цит. по: Marz R. Franz Marc. Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft. Welt der Kunst, 1984, N 26.
В 1993 г. в мюнхенской Государственной галерее современного искусства была открыта выставка полотен и рисунков Франца Марка последних лет его жизни (1912—1915), на которой он впервые предстал в качестве автора целого ряда абстрактных работ, являющих собой ряд «позитивной утопии».
. Kandinsky W. Gesammelte Schriften. Hrsg. von H. K. Roethel und J. Hathekoch. Bern, 1980. S. 66.
. Pauli G. Erinnerungen aus sieben Jahrhunderten. 1936. S. 264.
. Werefkin — Archiv. Vom Bernt Fäthe. München.
. Werefkin M. Briefe an einen unbekannten. 1901—1905. Hrsg. CI. Weiler, Köln, 1960. S. 33
. Архив M. Веревкиной. Мюнхен.
. Collek R. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München, 1974. S. 10.
. Expressionisten. Die Avantgarde in Deutschland. 1905—1920. 125 Jahre Sammlungen der Nationalgalerie 1886—1986 (Katalog). Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1986. S. 100.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. Köln, 1964. S. 32.
. Münchener Neueste Nachrichten. Цит. no: Expressionisten. S. 93 (Chronik 1910).
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 65. Марк ошибался в оценке дарования А. Канольдта (1881—1939). В двадцатые годы последний стал одним из крупнейших представителей «Новой вещественности».
. Franz Marc im Urteil seiner Zeit. Köln, 1960. S. 45.
. Ibid. S. 49.
. Lankheit К. Zur Geschichte des Blauen Reiters. Cicerone, 1949. Heft 3. S. 110.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 72.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentirt von K. Lankheit. München/Zürich. S. 40.
. Вильгельм Воррингер — один из крупнейших немецких историков искусства и теоретиков экспрессионизма.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentiert von K. Lankheit. München/Zürich. S. 54.
. Рудольф Штайнер (1861—1926), австрийский писатель, философ, скульптор и педагог. В 1902—1912 годах возглавлял вюрцбургское отделение теософского общества, основанного X. П. Блавацким в Нью-Йорке в 1875 г. В 1912 году Штайнер порывает с Блавацким и в 1913 году основывает в Штутгарте антропософское общество. В теориях Штайнера значительное место отводилось познанию духовного мира, духовной сущности человека.
. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. С. 142.
. Дуглас Ш. Лебеди иных миров. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма. Советское искусствознание. Вып. 27. Советская национальная секция Международной ассоциации критиков. М., 1991. С. 397.
. Интересно, что одновременно с «О духовном в искусстве» Кандинского готовилась к печати книга Шенберга «Учение о гармонии».
. Macke A. Ausstellungskatalog. München, 1962. S. 63.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. S. 128.
. Buchheim L. G. Graphik des deutschen Expressionismus. Feldafing (сор. 1959). S. 18.
. Цит. по: Expressionismus. Literatur und Kunst. 1910—1923. Katalog N 7. Marbach, 1960. S. 86.
. Ball Hugo. Briefe 1911—1927. Einsiedeln (Zürich). Köln, 1957. S. 29
. Это Гартман предлагал Московскому Художественному общедоступному театру сценическую композицию Кандинского «Желтый звук» с его эскизами декораций и своей музыкой, которые были отклонены театром.
. Ball H. Die Flucht aus der Zeit. Luzern, 1946. S. 8, 10, 12.
. Цит. по: März R. Franz Marc. Berlin, 1984, N 25.
. Ibid.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Описание картины Василия Кандинского «Желто-красно-синий»
Василий Васильевич Кандинский – русский график, художник-революционер. Ворвался в отечественное искусство с самыми смелыми идеями, которые воплощал в своих картинах. Живописец и основоположник знаменитого направления в искусстве – абстракционизма, которому следовал почти всю свою сознательную творческую жизнь.
Кандинский прославился не только своими произведениями, шокирующими публику и академическое сообщество начала 20-го века, но и теоретическими трудами на тему искусства и живописи. Василий Васильевич также основал «Синий всадник», группу художников-экспрессионистов и долгое время работал преподавателем во многих странах мира.
Удивительно, но необычность Кандинского заключается и в его биографии. Василий Васильевич решил стать художником только в 30 лет, и с энтузиазмом посвятил этой мечте свою жизнь. Этому способствовало неизгладимое впечатление, произведенное на Кандинского выставкой импрессионистов в Москве, на которой он впервые увидел картину Клода Моне «Стог сена».
Глядя сейчас на произведения Кандинского, такие, как «Желто-красно-синий», трудно поверить, что художник начинал свое увлечение искусством с легких и воздушных картин импрессионистов. Шедевры абстракционизма, вышедшие из-под кисти Кандинского, отличаются резкой линией, обилием деталей и очень ярким, бросающимся в глаза, цветовым пятном.
Название картины «Желто-красно-синий» говорит, пожалуй, само за себя. На холсте действительно изображены указанные цвета – порой смешанные, перекрытые, усиленные оттенками или, наоборот, замаскированные деталями.
Во всех картинах Кандинский отображает душевный порыв, вкладывает частичку своего видения мира. Далеко не каждый зритель поймет данное произведение, но его художественная ценность неоспорима и по сей день.
Синий всадник /Der Blaue Reiter
от /нем./ — Der Blaue Reiter (1911-1914)
Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года, в Мюнхене, Василием Кандинским и Францем Марком. Наименование «Синий всадник» повторяло название картины Кандинского (1903г.), и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Выбор названия заявлял некую претензию на духовность: небесного цвета рыцарь — традиционная фигура христианских приданий. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха «Синий всадник» (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства — ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России, искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Право художника на субъективное восприятие реальности, в случае Кандинского вылившееся в полный отказ от фигуративности и переход к абстракции, устанавливало особые соотношения между эмоциональным переживанием, формой и цветом. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Франц Марк (Franz Marc), Пауль Клее (Paul Klee), Август Макке (August Macke), Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky), Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin), Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin), Габриель Мюнтер (Gabriele Münter).
Выставки: 1911, Мюнхен, Галерея Тангейзер; 1912, Берлин, Галерея дер Штурм, «Немецкие экспрессионисты».
Тексты: Альманах «Синий всадник», 1912; В.Кандинский «О духовном в искусстве», 1912.
См. также статьи: Баухауз, Экспрессионизм, Абстрактное искусство.
Описание некоторых произведений:
Василий Кандинский «Композиция II. Этюд», 1910. Картон, масло. Частная коллекция. В эскизе ясно виден процесс угасания натурализма и появление живописи, построенной на вибрирующих массах цвета. Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Художник размещает фигуры в пейзаже. Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности. Переплетаясь друг с другом, они напрвляют наш взгляд к центру. Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев. Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Цвет насыщенный и плотный.
Василий Кандинский «Композиция II. Этюд», 1910.
Франц Марк «Большие синие лошади», 1911. Холст, масло. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера. «Как все воспринимают лошадь? Сравнивают с орлом или собакой?» — спрашивал Марк. Глубокая эмоциональная связь с миром природы, лежит в основе поисков, цель которых, как писал сам художник, «пантеистическое воссоединение с током крови, пульсирующим в живой природе, деревьях, животных и самой атмосфере». Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой — цвет духовный, суровый и мужской; красный — торжественный и тяжелый; желтый — чувственный и женский.