Елена рерих

Пример исторического портрета

Годы жизни: 1314(или 1322)- 1392)

Преподобный Сергий Радонежский — собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).

Из биографии

  • Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили, чтобы это произошло после их смерти.
  • Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.
  • После смерти родителей, когда Сергию было 20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.
  • Постепенно к отшельнику стали идти люди, ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство, стал игуменом.

Александр Невский

Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.

Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».

12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.

На переднем плане картины зритель видит полководца

Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней

За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.

Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.

Удивительные облака на картинах николая рериха и не только

rassvet_svetaНа всех картинах Николая Рериха облака занимают особое место, полное символизма.                                                                                 НЕБЕСНЫЙ БОЙ

На картине «Небесный бой» менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками.

Остальное — клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.

                                                                                    ВЕЛЕНИЕ НЕБА

На картине «Веление неба» люди уже сознательно обращаются с молитвой к небесам. Они подняли руки, сердечно устремились к Высшему. И небо «услышало и отозвалось». Бурлящие облака низко нависли над Землей. Они несут небесный глас.

Н. Рерих пишет: «От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака.

Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы — чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных…

Картины «Небесный бой», «Веление неба» и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты«.

Из дневников З. Фосдик, ученицы и последователя Н.Рериха узнаем, что Елена Рерих была одарена настоящим воображением художника

«У Е.И. поразительное воображение, она видит целые картины в облаках и так сообщает о них другим, что и все начинают их видеть.

учит всех наблюдать цвета на камнях: серые, лиловые, розовые – у нее учишься видеть природу в красках»

Происходило ли у вас подобное?

Ниже подборка картин из интернета с удивительной и необычной формой облаков, похожих на известные нам персонажи.

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.

Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги. Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.

На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.

Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.

Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.

Святой Сергий Радонежский

Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, житие Сергия Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание этот образ отразить на холсте.

После смерти подвижника не осталось никаких записей, только воспоминания современников. Только его молитвенный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляют преклоняться перед этим человеком, который поднимал веру воинов для борьбы с полувековым рабством.

На переднем плане картины изображен Сергий. Величественно красив и добр. В руках у него символ души человеческой – храм Божий. Тепло и уютно ей быть в руках Преподобного.

Художник преклоняется перед этим человеком и любит его. «Преподобный отче наш Сергий, моли Бога за нас» – так звучат слова молитвы, и они будут услышаны.

Преподобный

Жизнь и духовная деятельность Сергия Радонежского пришлись на то время, которое стало одним из самых тяжелых в истории Древней Руси. XIV век – это время после татаро-монгольского нашествия, лишившего народ не только материальной, но и духовной основы. Кроме того, это эпоха сильнейшей раздробленности Руси. Как пишет В.О. Ключевский, Сергий родился в то время, когда старики еще помнили древний, первобытный, животный страх; страх, мешавший объединиться, решиться противостоять врагу. И поколение Сергия – это поколение, которое совершило, по сути, русское возрождение – возрождение духа, позволившее в итоге изгнать ордынцев, объединить Русь, возродить духовную и материальную культуру. Именно благодаря духовному расцвету XIV века, у истоков которого стоял Сергий, стал возможен расцвет культуры XV века.

Сергий Радонежский – сеятель духовности и начинатель монастырей, он оставил после себя множество учеников и последователей, распространивших его учение и волну духовного возрождения по Руси. Причем учил он не проповедями и поучениями, а самой своей жизнью. А жил он просто: много работал. Много молился. Никогда не сеял ненависть, злобу и зависть, а всегда хранил внутреннюю чистоту и любовь в сердце. Жертвовал своими личными желаниями и удобствами ради блага других. Делая выбор, всегда отдавал предпочтение общему перед частным. Любил каждого человека и видел в нем лучшее. Единство ставил выше различий.

Именно в это время монастыри становятся очагами культурной жизни, а их число резко возрастает. При этом сам Сергий со своей обителью и своими учениками был примером в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырям, иже в Руси».

Образ Сергия в русской истории – это идеал, напоминание о внутренней силе русского народа, о его корнях. И неудивительно, что к его образу с новой силой обращаются деятели искусства в непростое время рубежа XIX–XX веков. Время самоидентификации, поиска духовных корней, духовной опоры и защиты. Именно тогда, в 1892 году, по случаю 500-летия кончины Сергия Радонежского, В.О. Ключевский произнес свою знаменитую речь о его значении, так тронувшую его современников (включая и Нестерова и Рериха).

Сочинение по картине Рериха «Небесный бой»

На многих картинах Рериха облака и небо занимают особенное место, наполненное глубоким символизмом. На картине «Небесный бой» они представлены в виде прекрасных и неповторимых форменных узоров, находящиеся в вечном движении, как кочевники.

Основа картины представлена на облачных образованиях, с разнообразием красок.

Белый цвет объёмных облаков плавно сменяется жёлтым, нежно переходя в светло голубой, после сменяясь коричневым, прорываются и фиолетовые переливы, доходит до тёмно синего и даже местами проявляющего сероватого оттенка.

В верхней части неба облака белые, ещё пропускающие солнечные лучи, а ближе к земле они более тёмного цвета, без ноток радости, переходящие в синеву грозовых туч. Но красота и небесная синева, облачных преобразований прекрасна и радует глаз.

Они растут на глазах, увеличиваясь в размерах и приумножаясь количественно, всё больше нависая над землёй. Создаётся ощущение, что с такими темпами роста, облака достигнут земли, полностью затмив воздушное пространство между небом и землёй.

Несомненно, появляется желание взять их в руки, насладиться их красотой, поиграть с ними.

Перестроение их в небе надолго привлекает глаза зрителя взгляду ввысь. Всматриваясь в разнообразие форм облаков, можно представить чудесных животных проплывающих в небе, богатырей на конях, сражающихся с могучими драконами, белых лошадей с волнистыми могучими гривами, корабли с распущенными цветными парусами, заманчивые горы и другие воображаемые эпизоды.

Возможно, предположить, что злоба, одиночество и другие негативные качества людей, нарушающие спокойствие и равновесие в человеке и в отношении к самой природе и является причиной небесного боя в небе.

Поведение человека притягивает стихийные бедствия, вызывая расстройство стихии и им давать ответ за все провинности.

Это бой среди двух начал, борьба тьмы и света, земного и небесного. Пусть в воображении, но неземные силы природы присутствуют там в облаках.

(1 votes, average: 3.00

Автор: Бодрова Анастасия

Журнал: № 7 (135), Июль, 2005

Николай Рерихкартины РерихаПреподобный Сергий

Николай Константинович Рерих часто называл свои картины вестниками. В разные страны несли они весть о Красоте, о Добре и Подвиге. Судьбы этих посланников Света часто складывались драматично.

Картина «Святой Сергий» была создана Рерихом в 1932 году и являлась, по его замыслу, «левым крылом диптиха», предназначавшегося «для цветного стекла» (правое крыло — картина «Святой Франциск»)1.

На картине Рериха великий русский Подвижник XIV века благословляет русское воинство на решающее сражение — Куликовскую битву. В руках Преподобный Сергий держит храм — символ будущей, возрождённой Руси. «…Наверху изображено Всевидящее Око, — писал художник. — …На древнейших фресках это изображение неоднократно могло быть найдено»2. А внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь».

В 1937 году картину «Святой Сергий» в числе других художник передал Русскому историко-культурному музею в Праге, директором которого был известный русский литератор В.Ф.Булгаков.

Предчувствуя надвигавшиеся грозные события, Рерих уже в 1938 году пишет Булгакову о том, что надпись на картине «можно временно прикрыть. Но внутри будем знать твёрдо, что Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасёт и в третий раз»3.

Началась война. Русский музей подвергся варварскому разрушению фашистами, но, к счастью, картины Рериха не пострадали. «Помните, — пишет Рерих Булгакову уже после войны, — Вы мудро прикрыли надпись на картине »Св. Сергий». Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев»4. «…До Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были…»5

Н.К.Рерих часто сожалел, что «картины, мысленно предназначенные для Родины, уходят в музеи на чужбине»6. Как порадовался бы он, что именно эта картина вернулась в Россию. Это произошло в 1949 году, когда Булгаков передал в Москву 15 полотен Рериха. Пережив вражеское нашествие, картина «Святой Сергий» наконец оказалась на Родине, но… прошло ещё долгих пятьдесят лет, прежде чем она была поднята из запасников Третьяковской картинной галереи и выставлена для всеобщего обозрения.

Интересным свидетельством огромной значимости этой картины является высказывание известной болгарской пророчицы Ванги. Отметим, что Наталия Дмитриевна Спирина называла имя Ванги в ряду имён «великих провидцев» и говорила, что её пророчества «точно совпадают с тем, что говорится в Учении Живой Этики»7. В одной из бесед Ванга назвала Преподобного Сергия «не просто святым, а главным русским святым», а затем, по внутреннему представлению, подробно описала картину Рериха «Святой Сергий». И далее сказала: «Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это самое большое богатство России. Не посылайте её в другие страны. Она предназначена лишь для России». И заключила: «Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из света!»8

Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа. Художник писал: «…Вечно жив он — Великий Наставник Народа Русского»9. «Не отступит народ русский от своего великого Наставника и не выдаст Преподобный любимую страну Свою»10. «…Увидите, как Воевода взойдёт на Башню и защитит свой народ»11.

Анастасия Бодрова

1 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 418.

2 Письма с Гор. Т. 2. Минск, 2000. С. 35.

3 Там же.

4 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 418.

5 Там же.

6 Там же.

7 Н.Д.Спирина. Отблески – 1998. Новосибирск, 1999. С. 16.

8 В.Сидоров. Людмила и Вангелия. М., 1992. С. 48–49.

9 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 428.

10 Там же. С. 453.

11 Там же. С. 541.

Рассказать о статье друзьям:

Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Образ Сергия

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890

Нестеров писал в воспоминаниях: образ Сергия Радонежского «…пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «был нам близок, входил… в обиход нашей духовной жизни». За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвященных ему. Первой в этой серии была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889), далее следовали: «Юность Преподобного Сергия» (1892–97), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–97), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–99). Был и второй цикл работ, созданный в 1920–30-е годы: «Пересвет и Ослябя» (точная дата создания неизвестна), «Три всадника. Легенда» (1932) о защите Троице-Сергиевой лавры под святым покровительством преподобного, «Дозор» (1932). Они значительно менее известны широкой публике.

Как и у Нестерова, образ Сергия – один из центральных в творчестве Рериха. «Ты пишешь, – отмечает он в письме 1938 года к А. Бенуа, – что Твой патрон – Фома Неверный, а мой – Св. Преп. Сергий Радонежский. Помню, что, когда братия изгнала Преподобного из им же выстроенного монастыря, он нисколько не огорчился, но, взяв посох, пошел на новое строительство. В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество». Сергий высоко почитался в семье Николая и Елены Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом «Н. Яровская» написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский».

Рерих Н.К. Сергий-Строитель. 1924

Николай Константинович посвятил святому множество работ: «Сергий-Строитель» (1924 и 1940), «Святой Сергий (Сотрудники)» (ок. 1942-1947), «Сам вышел» (1922), «Мост Славы» (1923), «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934), «Часовня Св. Сергия на перепутьи» (1931), «Сергиева Пустынь» (1933, 1936), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Земля Славянская» (1943). К той же тематике можно отнести и серию картин «Санкта» (Святая, Священная) созданную Н.К. Рерихом в США в 1922 году.

Сравнивая работы художников более раннего периода: «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия» у Нестерова и «Сергий-строитель», «Сотрудники» у Рериха, – можно отметить близость выбранного сюжета (известный момент из жития Сергия, когда он разделял с приходившим к нему медведем и без того скудную пищу; сюжет с обработкой дерева) и даже живописные приемы (колорит, горизонт и т. д.), несмотря на разную живописную манеру художников. Однако трактовка образа Преподобного, как и послание в их работах, различна

Так, Нестеров концентрируется на идее внутреннего духовного развития и самосовершенствования Сергия; его внимание приковано к внутренней работе, к отшельничеству, к единению с природой и Богом. У Рериха же в образе Сергия отсутствует спокойствие

При взгляде на картину мы как будто слышим стук топора, ощущаем кипучую деятельность Сергия. Здесь преподобный не только трудится физически над строительством обители, но и трудится духовно над построением Руси. Для Нестерова Сергий это, прежде всего, «душа русского народа», а потом уже «игумен Земли русской», исторический деятель, защитник. А для Рериха Сергий, в первую очередь, строитель русской духовности.

По-разному и они сами говорят об образе своего Сергия.

Нестеров М.В. Труды преподобного Сергия. 1896-1897. Триптих

Нестеров: «Я не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Поэтому картины Нестерова так любимы русским народом, так понятны ему.

Рерих Н.К. Святой Сергий (Сотрудники) (ок. 1942-1947)

Рерих: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает Святого Сергия поистине преподобным для всех веков и народов… Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания… Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве. Сергий – труженик, один из зачинателей русского культурного строительства».

Жизнь Святого Иссы

Рерихи были убеждены в историчности Иисуса. Его личность реальна, и по мнению мистиков, тот отрезок его жизни между 14 и 30 годами, о котором нам мало что известно, Иисус провел именно в Гималаях, проповедуя среди местного населения. Еще в 19 веке российским ученым Н.А. Нотовичем было издано Тибетское Евангелие, переведенное ученым на французский язык. Позже Николай и Елена Рерихи удостоверились в существовании этой рукописи, посетив монастырь, хранящий ее в своих стенах.

Христос в пустыне

Сюжеты с образом Великого Мессии потрясают своим воздействием на сознание созерцающего. Вот он, этот сакральный момент истины, изображенный на полотне «Знаки Христа». Мгновение, когда на учителя человечества снизошло прозрение и он изрек свое пророчество, обращенное к людям и открывающее перед ними истинный путь к спасению.

Знаки Христа. Николай Рерих

«Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно говорю — ногою человеческою». Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат: «Истинно рукою человеческою». Между квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой.

Он говорил: «О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?» И встав, тростью смешал начертанное.»

Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества

Перекресток путей Христа и Будды

Несомненно, Иисус был известен народам Азии под именем Исса, они называли его лучшим из сынов человеческих. Исса жил среди мудрецов и воинов, но ходил читать свои проповеди и для низших сословий индийского общества, что вызывало непонимание у браминов и кшатриев, ведь на тот момент в Индии было строгое разделение на касты, и низшие сословия приравнивались к рабам, недостойными слышать строки святого писания. Уже тогда Иисус вел свою неустанную борьбу за сердца и умы людей, пытаясь донести до них мудрость великого закона Вселенной: все равны перед Отцом Небесным, и не делает Он различий между своими детьми.

Матерь Мира

Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.

Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.

Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.

Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.

Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица

Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.

Песнь о Шамбале

Свои искания Рерих осуществлял вместе с женой Еленой Рерих, которая была его верной спутницей и соавтором его книг. Среди долин гималайских гор вместе они искали таинственную Шамбалу – священный город, обитель Учителей человечества, чьими силами движется эволюция.

Песнь о Шамбале

Шамбала упоминается во многих духовных традициях. Именно здесь по древним преданиям родится новый мессия, которого ждут под именами Будды, Христа или Аватара Вишну. Мудрец знает, что шамбалу можно найти в глубинах собственной души. Она – источник любого знания и любой науки, открывающейся перед внутренним взором искателя. Однако вместе с этим, Елена Петровна Блаватская утверждала в свое время , что это место имеет и физическое расположение на земле, и находится оно не где-то, а в Гималаях в ущелья Тибетского Нагорья.

Гималаи. Розовые горы

Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира».

25.05.2012 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата, д.72) в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР состоялась одиннадцатая лекция из цикла «Знамена Востока». Тема: «Серия картин Н.К.Рериха «Знамена Востока». «Матерь Мира. Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира». 1924 г.». Лекцию с видео-презентацией представила член СПб отделения МЦР Корчемкина Е.Е.

В 1924 г. Николай Константинович Рерих создаёт несколько вариантов картины «Матерь Мира». Одну из них художник включает в серию «Знамена Востока». Картина «Матерь Мира» становится одним из Знамен Востока, которые оповещают наступление Новой Эпохи, несут человечеству знания и опыт святых и подвижников. На протяжении развития человечества различные народы по-разному отражали своё понимание Женского Божества. Это восприятие соответствовало уровню их сознания и развития, состоянию культуры и знания в конкретную историческую эпоху. Праматерь всех народов, Все-матерь всего живого. Так можно назвать этот образ, рожденный импульсом вселенской жизни. На лекции в форме видео-презентации был представлен обзор некоторых сохранившихся до наших дней образов Высокого Женского Начала в культурах различных народов мира.

Именно женщине – представителю Женского Начала на нашей планете, предстоит милосердием и любовью сердца объединить человечество в Новой Эпохе и повести его в будущее. Мысль новой эпохи должна быть направлена на развитие сознания человека, рост его духовного понимания жизни и духовного творчества. Елена Ивановна Рерих, мыслитель и философ-космист XX века писала: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!».

Смысл всей серии «Знамена Востока» концентрируется в символах полотна «Матери Мира». Общемировая ценность духовных достижений святых, подвижников на уровне интуитивном ощущается человеком при внимательном рассмотрении картин этой серии. На лекции был дан анализ некоторых символов, сопровождавших изображение высокого Женского Начала в культурах разных народов; показана их трактовка в некоторых картинах Н.К.Рериха, посвященных Женскому Началу и Женским Божествам разных народов. «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Благостной Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Ражесвари, Ниука – все эти великие образы, все эти жертвовательницы. Каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех…» – писал Н.К.Рерих.

Н.К.Рерих, используя известные символы Женского Божества, переосмысливает их творчески и раскрывает в картине «Матерь Мира» их новые грани, оттенки и смыслы, которые не только позволяют более полно понять значение символики при изображении исторических женских божеств, но и осознать новые знания, заложенные в картине «Матерь Мира». Великий художник средствами искусства позволяет зрителю вместить образы и идеи, столь необходимые в наступающую эпоху преображения человеческого сознания – в Эпоху Матери Мира. Картина «Матерь Мира» по глубине внутреннего содержания может считаться .

Музеи России

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)

130 лет со дня рождения Е.И.Рерих

  • Доклады
    • Творец космической эволюции
    • «Знание есть неотъемлемое право человека». Записи Елены Ивановны Рерих о науке (1940-е гг.): по материалам отдела рукописей МЦР
    • Мысли Е.И.Рерих о науке будущего
    • Живопись и графика в пространстве жизнетворчества Рерихов
    • Эпистолярное наследие Е.И.Рерих из отдела рукописей МЦР
    • Рациональное и иррациональное в науке и религии
    • «Магниты» древних святилищ Центральной Азии
    • Елена Рерих: истоки и Ренессанс
    • Елена Рерих: ритм жизни и блистательная Шакти (пер. с англ. Н.А.Феногенова)
    • Некоторые аспекты трудов Е.И.Рерих (пер. с англ. Н.А.Феногенова)
    • Образ Н.К.Рериха в изобразительном искусстве России первой половины XX века
    • Женщина накануне XXI века
    • К вопросу о генезисе смыслового поля орнамента в свете энергетической картины мира
    • Космическое мыслетворчество Платона и Е.И.Рерих: диалог культур
    • Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи и Иоганн Вольфганг Гете: созвучие мировоззренческих принципов.
    • Е.И.Рерих и Н.К.Рерих о творчестве Ю.К.Балтрушайтиса
    • Музыка в жизни Е.И.Рерих
    • Мысль и сердце. Труды Е.И.Рерих и современные исследования
    • Наука о душе в трудах Е.И.Рерих
    • Идеи Живой Этики в очерке Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский»
    • Е.И.Рерих и учение сердца Преподобного Сергия Радонежского
    • Одухотворение педагогики. Размышление над письмами Елены Ивановны Рерих
    • Идеи педагогики культуры и научное развитие их в современном образовании (на основе творчества Е.И.Рерих)
    • К вопросу о включении имен Н.К.Рериха и Е.И.Рерих в антологию культурологической мысли
    • Слово и смысл: работа Е.И.Рерих над переводом текстов «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской и корректура иностранных переводов Живой Этики
    • Образ Матери Мира в творчестве отца и сына Рерихов
    • Мужское и женское начала в росписи Николая Рериха для молельни в Ницце
    • Философия Живой Этики как методология научного осмысления творческого наследия Рерихов
    • Стремиться к Прекрасному – постигать Истину
    • Космологические записи Елены Ивановны Рерих – основа науки будущего
    • Вклад Елены Ивановны Рерих в утверждение Пакта Рериха и Знамени Мира
    • Елена Ивановна Рерих о буддизме
    • «Восставшие духом»: вестники и творцы космической эволюции
    • «Мир будет потрясен действительностью героизма»: эволюционный смысл героизма в творчестве Е.И.Рерих
    • «Мы будем неутомимо трудиться на Указанном Пути»
    • Концептуальные идеи Живой Этики в экспозиции одноименного зала Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве
  • Круглый стол
  • Резолюция

Великие учителя человечества

Частые персонажи картин Рериха – величайшие учителя человечества, такие как Будда или Иисус. Надо сказать, что представители теософского общества, основанного Еленой Блаватской, в унисон ее доктрине настаивали на том, что имя Будды – не имя исторического персонажа, а степень посвящения и эволюции ума. Другими словами, Будда – это тот, кто познал всеобъемлющую мудрость земной сферы бытия и обрел свободу от ограничений физической реальности.

Николай Рерих. Будда-победитель

На картине Рериха «Будда-победитель» сценой служит ущелье пещеры, которая издавна ассоциировалась с потусторонним миром мертвых. Посвящаемый заходил в ее темные стены, символически оставляя мир живых. Он умирал, чтобы родиться заново в новом духовном качестве.

Картина Рериха делает нас свидетелями такого рождения. Стены подземелья озарены золотым сиянием, исходящим от просветлевшего Будды. Это — золотой свет истины, которую он познал в ту ночь перед решающей схваткой с демоном преисподней. И хотя на полотне схватка еще не состоялась, Будда уже назван победителем. Ведь его победу над чудищем ознаменовала победа внутренняя над собственным существом через обретение им мудрости — высшего совершенного знания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: