Павел корин: триптих «александр невский»

Картины на темы александр невский презентация. образ александра невского в живописи выставочный. «александр невский побеждает ярла биргера»

История создания памятника дружине Невского

В январе 1967 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, в котором определялся план возведения памятников общегосударственного значения на период 1967–70 гг. На его основе в 1968 году Министерством культуры был объявлен конкурс по созданию монумента, увековечивающего память о Ледовом побоище, Александре Невском и его дружине. По итогам рассмотрения предложенных проектов художественно-экспертная комиссия выбрала совместную работу И. И. Козловского и П. С. Бутенко, после чего началась детальная проработка скульптурной композиции.

Проект монумента «Ледовое побоище» длительно согласовывался с руководящими партийными органами Пскова, областным исполкомом и общественными организациями, он обсуждался в советской прессе. Место размещения на горе Соколиха, выбранное с учетом дальней видимости памятника с разных сторон, утвердили в 1981 году, после одобрительного решения секретариата ЦК КПСС. Сооружение «Ледового побоища» было заложено в план XII пятилетки (1986–90 гг.).

Могучий витязь с правой стороны от князя, Stefano Pedro

История длиною в четверть века завершилась торжественным открытием монумента 24 июня 1993 года. Дату приурочили к 1090-летию Пскова. На церемонии присутствовали тысячи людей. Алую ленточку перерезал Виктор Черномырдин, занимавший в то время пост премьер-министра РФ, а освятил памятник архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Мероприятие сопровождалось театрализованным представлением, концертом духового оркестра, парадным шествием десантников и народным гуляньем.

  • Авторы «Ледового побоища» — скульптор, заслуженный художник РСФСР И. И. Козловский и заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор Псковской области П. С. Бутенко.
  • В работе принимали участие — скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова.
  • Процесс отливки и монтаж монумента — комбинат ВХПО имени Е. В. Вучетича при Минкульте СССР.

Северный фасад памятника, serjulitsky

Александр Невский и Ледовое побоище

Будущий полководец родился в 1221 году и принял обряд посвящения в воины в младенческом возрасте. Уже в 15 лет он стал единоличным князем новгородским. Александр Невский с 1547 года почитается Русской православной церковью как святой-чудотворец, в его честь освящены храмы, его именем названы улицы и площади, о его жизни написаны книги и сняты фильмы. Орден Александра Невского является наградой трех государств — Российской империи (1725—1917 гг.), Советского Союза (с 1942 г.) и Российской Федерации.

Ледовое побоище произошло на Чудском озере 5 апреля (по старому стилю) 1242 года. С одной стороны в нем принимала участие княжеская дружина под предводительством Александра Невского, с другой — войско ливонских рыцарей. Как именно происходила битва, доподлинно неизвестно, однако победа русских воинов — это факт. Благодаря тактике 20-летнего князя, противников не только удалось остановить, их обратили в бегство и преследовали 7 верст. То, что под немцами из-за тяжелых доспехов проламывался лед, и они массово тонули, не соответствует исторической действительности. Этот миф был создан благодаря эпизоду битвы, показанному в знаменитом фильме Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). На самом деле, никакие исследования и летописи данное событие не подтверждают.

Памятник дружине Невского, Елена Яхонтова

«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад

Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.

А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».

Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая

Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.

Митрополит Трифон (фрагмент)

Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.

Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.

На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».

И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.

Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги. Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.

На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.

Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.

Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.

4

Биография

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Старший сын известного юриста и общественного деятеля К.Ф. Рериха и его супруги Марии Васильевны, урожденной Калашниковой. Мальчик получил превосходное образование: в 8 лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию К. Мая.
Первым учителем живописи Николая стал известный скульптор М.О. Микешн. Увидев работы начинающего художника, Микешн убедил Константина Федоровича Рериха в том, что его сыну надо серьезно заняться живописью. Но отец настаивает на продолжении семейного дела и в 1893 году юноша поступает одновременно в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета. В Академии художеств он учился у известного пейзажиста А. И. Куинджи. В 1897 году с отличием окончил Академию художеств, а через год — университет. Сразу после окончания университета становится заместителем главреда журнала Императорского Общества Поощрения Художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1901 году женится на Е.И. Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Получает место секретаря Общества Поощрения Художеств. Принимает участие во всех крупных выставках России и Европы, его работы получают награды, Рерих становится знаменитым.
В 1902 у Рерихов родился сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.
Еще в студенческие годы Николай Константинович стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году он вместе с женой отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины. В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне».
С 1905 является художником «Старинного театра» Н. Б. Дризена. С 1906 года на посту директора занимается реорганизацией Художественной Школы Общества Поощрения Художеств. В 1910 художник назначается председателем основного российского художественного объединения «Мир искусства».
С 1912 занимается совместным балетным творчеством со Стравинским, пишет либретто, разрабатывает эскизы костюмов и декораций. Пробует силы в качестве архитектора, побеждает в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша).
В 1916 году в связи с болезнью (хроническая пневмония) переезжает с семьёй в Финляндию, откуда имеет возможность по необходимости посещать Петроград. Много работает: пишет картины, статьи, стихи, пьесы, повести, проводит персональные выставки.
В 1919 году Рерих живет в Лондоне, а через год переезжает в США, где в течение 2, 5лет проходят его передвижные выставки. Пишет книгу «Листы Сада Мории. Зов». В 1923 году в Нью-Йорке стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.
В 1923 Рерих покинул Америку и до 1928 участвовал в научно-художественной экспедиции по Гималаям, Тибету, Алтаю и Монголии, а в 1934–1935 по Маньчжурии и Китаю. Проводил археологические и этнографические исследования, создал около 500 полотен. Тогда был собран огромный научный материал, для которого требовалась систематизация и обработка. И супруги Рерихи основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований. А затем институт «Урусвати» в Гималаях.
Еще в 1939 году Николаю Константиновичу диагностировали серьёзную болезнь сердца. Художник мечтал вернуться на Родину из своего затянувшегося странствия по Индии, но сначала война помешала планам осуществиться, потом ему неоднократно отказывали во въездной визе. Сердце художника остановилось 13 декабря 1947 года, он так и не узнал, что советское правительство в очередной раз отказало ему в праве вернуться в Россию.

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Картинки «Александр Невский» (36 фото) ⭐ Забавник

Александр Невский — великий русский князь, который правил Владимиром. Святой князь — внук Всеволода Большого гнезда — обычно считается ключевой фигурой средневековой Руси — стал легендарным статусом из-за своих военных побед над немецкими и шведскими захватчиками, согласившись отдать дань уважения могущественной Золотой Орде.

Александр Невский отбивает стрелы щитом

Александр Невский сидит на белом коне

Александр Невский держит в одной руке меч и палку во второй руке

Александр Невский на белом мече приказывает воинам идти в бой

Александр Невский смотрит в сторону

Александр Невский с грустным взглядом

Александр Невский

Александр Невский

Александр Невский поднял руку вверх

Александр Невский с грустным лицом

Александр Невский изображен на иконе

Александр Невский на облаке и ангелы над ним

Александр Невский изображение на иконе

Икона с образом Александра Невского

Александр Невский и воин смотри на него

Великий русский князь Александр Невский

Разные иконы с изображение Александра Невского

Икона Александра Невского

Князь Александр Невский

Александр Невский мчит по степи на белом коне и воин возле него

Александр Невский с мечем изображен на иконе

Александр Невский показывает в сторону

Сочинение Александр Невский сын земли

Русь невероятно богата истинными героями, которые не щадили собственной жизни и полностью отдавались служению Отчизне. В сложные исторические периоды деятельность таких героических личностей заметна максимально ярко. Как раз таким человеком по праву считается Александр Невский, который хорошо известен всем россиянам.

Сын земли русской Александр Невский – уроженец Переславля-Залесского. Он был посвящен в воины, а затем стал правителем Руси. Ему досталась достаточно тяжелая роль. Князь вынужден был защищать государство от множества захватчиков, которые были благословлены самим Папой Римским на крестовый поход. Правда, уничтожить Русь врагам все-таки не удалось. Даже в самом первом бою Невскому удалось одержать победу. Он проявил в сражении невероятную отвагу и решительность, даже мудрость. Это был поистине великий полководец, обладавший огромным талантом.

По истории Александр Невский, как известно, смог освободить от захватчиков Днестр. После этого ему пришлось противостоять литовским противникам, чтобы отвоевать Смоленск. Здесь также воин проявил свой талант, его войско смогло одержать победу.

Правда, враги на Руси были не только внешними. Угрозу в Невском, который становился все более и более влиятельным, видели бояре. Они делали все возможное, чтобы князь потерял свой авторитет. Как ни прискорбно, но им удалось достичь поставленной цели. В итоге полководец покидает столицу Руси и отправляется к своему отцу, который жил во Владимире. Правда, бояре в тот момент забыли о том, какую опасность несут шведы. Шведские воины за период отсутствия мужественного воина смогли подойти к Новгороду максимально близко.

Городскую знать в тот момент охватил неистовый страх. Ведь город в любой момент мог оказаться захваченным. Им ничего не оставалось, как броситься к князю в ноги и молить о помощи, чтобы избежать столь страшного исхода. Тогда Невский принял этот вызов. В битве, которая произошла в 1242 году ему удалось применить особый тактический прием и победить немецких воинов. Он вынудил их сражаться на льду на знаменитом Чудском озере.

Невский был весьма осторожным политиком. Он смело вступал в бой с западными противниками, но при этом пошел на мировую с Золотой Ордой. Ведь они были невероятно сильны. Князь, помимо этого, ответил Папе Римскому отказом на предложение принять католичество. Это одна из основных причин, почему полководца причислили к лику святых.

На этом сочинение рассуждение Александр Невский можно закончить. Правда, о столь могущественном, смелом и самоотверженном человеке можно говорить еще много. Ведь он до последнего мгновения своей жизни защищал родную землю.

Жизнь и карьера

Павел Корин родился в селе Палех (ныне Ивановская область ) в семье профессионального иконописца Дмитрия Николаевича Корина. В 1897 году, когда Павлу было всего пять лет, умер его отец. В 1903–1907 учился в Иконописном училище в Палехе, получив аттестат профессионального иконописца. В 1908 году он переехал в Москву и до 1911 года работал в иконописной мастерской Донского монастыря .

В 1911 году он работал учеником Михаила Нестерова на фресках из Покрова Церкви на монастырь Марфы и Марии ( Марфо-Мариинской ) на Большой Ордынке в Москве . Нестеров настоял на том, чтобы Корин получил формальное образование станковой живописи, и организовал его поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1912 году. Павел окончил это училище в 1916 году, обучаясь у Константина Коровина и Леонида Пастернака .

В 1916 году работал над фресками мавзолея Великой княгини Елизаветы Федоровны в Покровской церкви Марфо-Мариинского женского монастыря. По желанию великой княгини он ездил в Ярославль и Ростов для изучения традиционных фресок старинных русских церквей.

Портрет скульптора Сергея Коненкова , 1947 г.

В феврале 1917 года он начал работать в своей мансардной мастерской на Арбате в Москве и проработал там до 1934 года.

В 1918-1919 преподавал во 2-х Государственных художественных мастерских (2-ые ГСХМ). В 1919-1920 годах он работал в анатомического театра в МГУ , как он считал , что, как художник, он нуждался в более глубокие знания о человеческой анатомии. По вечерам копировал картины и скульптуры Музея изящных искусств .

В 1923 году он путешествовал по Северной России, посетив Вологду , Старую Ладогу , Ферапонтов монастырь и Новгород . В 1926-1931 годах работал инструктором в классах живописи для начинающих в Музее изобразительных искусств.

В 1926 году монастырь Марфы и Марии был закрыт Советами, и все произведения искусства должны были быть уничтожены. Павлу и его брату Александру удалось тайно вывезти и спасти иконостас и некоторые фрески. 7 марта того же года он женился на Прасковье Тихоновне Петровой, ученице Марфо-Мариинского женского монастыря.

В 1927 году мастерская художника- акварели Корина и его масляный пейзаж « Моя Родина» были куплены Третьяковской галереей в знак признания Советского Союза.

В 1931 году мастерскую Корина посетил Максим Горький , с тех пор поддерживавший Корина. В 1932 году Корин последовал за Горьким в Сорренто , написал портрет Горького, посетил Италию и Германию .

В 1931 году Корин начал работать заведующим реставрационной мастерской Музея зарубежного искусства (бывший Музей изобразительных искусств, позже ГМИИ им. А.С. Пушкина). В этой должности он проработал до 1959 года. После этого он до своей смерти занимал должность директора Государственного центрального художественно-реставрационного завода (ГЦРХМ). Как один из самых высокопоставленных российских реставраторов того времени, он внес огромный вклад в сохранение и реставрацию известных картин.

В 1933 году Корин переехал в мастерскую на Малой Пироговке в Москве, где проработал до самой смерти. Сейчас в здании находится музей Корина.

В 1940-х годах он написал множество портретов представителей советской интеллигенции (в том числе Леонида Леонидова , Михаила Нестерова , Алексея Толстого , Качалова и Надежды Пешковой (невестки Горького)). Написал фреску « Матч в будущее» для Дворца Советов в Московском Кремле и Триптих, посвященный Александру Невскому .

Прощание с Русью , подготовительный рисунок к композиции, 1935-1959 гг.

В 1950-х годах Корин работал над мозаикой для Московского метрополитена . Его мозаики украшают станции Комсомольская-Кольцевая , Арбатская (Арбатско-Покровская линия) и Новослободская , а также Главный зал (Актовый Зал) МГУ . Он также получил внушительный список советских наград 1950-х и 1960-х годов:

  • Сталинская премия — 1954 г. за мозаику для станции Комсомольская-Кольцевая,
  • Ленинская премия — 1963 г. за портреты Мартироса Сарьяна , групповой портрет карикатуристов Кукрыниксов , итальянского художника Ренато Гуттузо.
  • Действительный член Академии художеств Советского Союза — с 1958 года.
  • Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе — 1958 за портрет Мартироса Сарьяна,
  • Народный артист РСФСР 1958 г.
  • Народный артист СССР — 1962 г. ()
  • Орден Ленина — 1967

Павел Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 года и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Фотография мастерской Корина с холстом для рисунка Прощай, Русь , 1960-е гг.

Интересные факты

  • Александр Невский носил титул князь Новгородский, Великий князь Киевский (с 1249), Великий князь Владимирский (с 1252);
  • дед Александра — знаменитый Всеволод Большое Гнездо;
  • младший сын Невского, Даниил, стал первым удельным князем Москвы;
  • князь вел личную переписку с Папой Римским Иннокентием IV. Последний убежал Александра обратить русский народ в католицизм и использовать рыцарей-крестоносцев для подавления Орды. Тем не менее, Невский отказался;
  • достоверных сведений о внешности Александра не сохранилось. Чаще всего распространено суждение, что князь был невысок (до 170 см.), но жилист и крепок. Впрочем, научно доказанным фактом является то, что в прошлом люди в принципе были ниже ростом, поэтому при росте 170 он мог бы считаться и «очень высоким» человеком;
  • существует теория, что Александр получил прозвание «Невский» не из-за битвы, а потому, что владел землями по берегам Невы. В качестве доказательства приводится тот факт, что прозвание Невский распространяется и на его сыновей, которые в легендарной битве за малостью лет не участвовали. Впрочем, трудно назвать это весомым доказательством — ведь они вполне могли «унаследовать» титул отца;
  • осенью 1263 года князь Александр Ярославич вернулся из очередной поездки в Орду в плохом состоянии. Чувствуя приближение смерти, он принял монашеский постриг под именем Алексий. Умер 14 ноября в возрасте 42 лет в Городце. Теле перевезено во Владимир и захоронено в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря;
  • канонизация Александра в качестве святого произошла только в XVI веке (т. е. спустя примерно 300 лет), хотя почитание началось сразу после смерти.

Бюст Александра Невского перед здание Росконцерта

Грани агни-йоги. Последователи

Подсчитать количество человек, считающих себя последователями учения Агни-йоги, невозможно. Учение позволяет им не указывать собственную идентичность. Определённые выводы можно сделать по сообществам социальных сетей. Так, к примеру, в крупнейшей группе по теме Живой этике «ВКонтакте» состоит чуть более двадцати тысяч человек. О числе последователей также можно судить по распространённости организаций, связанных с учением и творчеством Рерихов, по всему миру. Крупные центры располагаются в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве и в других городах.

Музей Николая Рериха в Нью Йорке. (wikipedia.org)

Организации, придерживающиеся учения Рерихов, отличаются в интерпретации текстов. Поэтому существует множество групп, основой для которых послужило учение Агни-йоги, однако в целом они имеют не слишком много общего между собой.

Международный центр Рерихов. (wikipedia.org)

В настоящий момент рериховское движение можно условно разделить на два направления: культурно-просветительское и оккультное. Преобладающим можно назвать первое из них. В его рамках участники занимаются издательской деятельностью, проводят вечера, лекции, выставки и семинары, изучают наследие Николая Рериха. На оккультное направление обращается гораздо меньше внимания. Оно содержит в себе огромное множество ответвлений. В них осталось не столь многое от изначальной идеи, прописанной в книгах Елены Рерих. Разнообразен и состав участников движения. Они принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разный достаток и социальный статус. Живая этика не имеет единого штаба или сайта, регулярных конференций или лекций. Объединяющим звеном для всех членов движения является чтение книг Елены Рерих и почтительное отношение к тем, кто стоял у истоков учения.

Рериховское движение

В зарубежных странах рериховское движение начало развиваться ещё в 20-х годах XX века. Пионерами были США, Латвия, Франция и Маньчжурия. Далее последовало усиление движения в этих и многих других странах мира, включая постсоветское пространство. Общества, посвящённые Рерихам и их учению, продолжают существовать до сих пор. В СССР рериховское движение не приветствовалось. Виной тому была антирелигиозная политика государства, под которую попали не только религии, но и разные околорелигиозные сообщества. Поэтому впервые «Живая этика» появилась в России только в 1957 году. Тогда в страну вернулся старший сын семьи Рерих, Юрий. Он обосновался в Новосибирске, активно выступал и там же в 1960 году организовал первую в Советском Союзе выставку, посвящённую Николаю Рериху. Конечно, не обошлось без осуждения движения в прессе, но крупных гонений не было. По-настоящему популярной Агни-йога стала в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов. Тогда, сначала благодаря деятельности Святослава Рериха, а после из-за заинтересованности в рериховских организациях представителей российской науки и культуры, течение распространилось и среди населения.

Агни-йога. Суть учения

Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.

Агни Йога. Диптих. Левая часть, 1928. (wikipedia.org)

Агни Йога. Диптих. Правая часть, 1928. (wikipedia.org)

В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия. Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей. Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Великая отечественная война

*    С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.*    Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.*    «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».*    В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин – «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

Матерь Мира

Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.

Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.

Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.

Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.

Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица

Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.

Сочинение-описание по картине Владимира Серова «Ледовое побоище»

Крупное, многофигурное полотно Владимира Александровича Серова «Ледовое побоище» раскрывает перед зрителем кульминационный момент знаменитой битвы новгородской дружины Александра Невского с отрядом немецких крестоносцев.

Русские воины князя оттеснили неприятеля на места тонкого озёрного льда (на «сиговицы»), где немцы в своих тяжёлых латах стали проваливаться и тонуть в ледяной воде. На картине мы видим, как под напором новгородского войска рыцари Ливонского ордена падают в избитый комьями снег, проваливаются под лёд, тонут и терпят решительное поражение.

Перед нами последний бой: неожиданный, разрушительный, рвущий в пух и прах чёткий план самоуверенных и педантичных иноземцев. Живописец явно противопоставляет бледных, закованных в латы, действующих по шаблону немцев доблестным русичам –лихим румяным парням, которые дают отпор противнику не только оружием, но и благодаря крепости своей силы духа.

Владимир Серов убедительно демонстрирует нам жар души русской – расшевелённой, отчаянной, свободолюбивой, удалой. На переднем плане валит немца на снег обычный воин. Даже не воин, а просто ополченец: парень без шлема и лат, в обычном полушубке, с обыкновенным плотницким топором. Упавший немецкий рыцарь, шлем которого отлетел в сторону, с ужасом смотрит расширенными глазами на этот занесённый над ним топор.

За спиной молодого разгорячённого ополченца бьются с противниками на мечах профессиональные военные; колет врага копьём немолодой мужик с седой бородой – тоже представитель народного ополчения.

Ливонские рыцари сражаются мужественно: они тоже являются умелыми и стойкими воинами. Но битва ими уже проиграна. Один провалился под лёд, и судорожно пытается вылезти из полыньи. Другой, потерявший шлем, с озлобленным и разочарованным лицом устремился в бегство. Вся его фигура выражает сосредоточенное стремление уцелеть, во что бы то ни стало выбраться из этой смертельной схватки живым

На среднем плане полотна победоносно развивается бордовый княжеский плащ Александра Невского. Князь не скрывается позади своих дружинников, а бьётся вместе с ними, в едином строю, на могучем коне. Конные воины в явном меньшинстве на Чудском озере: основная битва происходит между людьми пешими. Чувствуется, что противники новгородцев уже потеряли напор и боевой дух, и действуют теперь разрозненно, стараясь уже не победить, а просто отбиться и уцелеть.

Александр Невский

Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.

Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».

12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.

На переднем плане картины зритель видит полководца

Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней. За предводителем идет его свита, его близкие друзья

Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя

За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.

Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: