Смысл картины «черный квадрат» малевича и где найти оригинал

Где находится черный квадрат

Черные квадраты Малевича хранятся в государственных музеях России.

Черный квадрат в Третьяковке

Оригинал «Черного квадрата» находится в Третьяковской галерее в Москве. Он имеет самый насыщенный черный цвет. Длина грани фигуры составляет 79,5 см × 79,5 см.

Здесь же хранится еще одно полотно с квадратом Малевича. Оно имеет такие же размеры, как и оригинал, но несколько видоизменено.

Черный квадрат в русском музее

Еще один вариант супрематического квадрата, самый большой, находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Длина сторон квадратной картины составляет 106 см× 106 см. По времени создания данная версия квадрата является второй. Полотно создано в 1923 году.

Черный квадрат в эрмитаже

Самый маленький из вариантов картины с размерами 53,5 см × 53,5 см хранится в Эрмитаже. Холст не был известен до 1993 года, пока неизвестный его владелец не принес в банк в качестве залога для получения кредита. Как выяснилось, жена владельца была единственной наследницей художника, хотя и не по прямой линии. Картина была найдена в семейном архиве.

Через 5 лет банк разорился, и картина должна была бы перейти в собственность бывших банкиров, так как владелец не объявился. Все заложенные предметы были выставлены на аукцион, но Министерство культуры России изъяло полотно из торгов. Полотно, ценность которого признали эксперты, осталось в коллекции Инкомбанка.

Тем не менее каким-то образом спустя несколько лет картина была приобретена россиянином Владимиром Потанином за 1 млн американских долларов. В том же 2002 году он передал творение Малевича в Эрмитаж, где картина находится и висит поныне.

История создания черного квадрата

Впервые «Черный квадрат» был выставлен на Последней выставке футуристов 0,10. Картина занимала место в углу, как располагают иконы в домах. Такое место намекает на то, что картина должна быть воспринята как проводник к новому постижению искусства и к новому его направлению.

Возникновение идеи создания картины

19 декабря 1915 года должна была состояться последняя выставка футуристов. Малевич должен был предоставить несколько полотен. Он задумал создать их в жанре супрематизма. В числе 40 картин, отражающих новый взгляд художника, был «Черный квадрат».

Также изображение черного квадрата на белом фоне было задумано как картинка занавеса к постановке оперы «Победа над солнцем».

Сколько квадратов нарисовал Малевич

К. Малевич нарисовал четыре варианта квадратов. Первый был выставлен в 1915 году, а создание последнего относят к концу 1920-ых–началу 30-ых. Все версии картины отличаются размерами, насыщенностью цвета, фактурой и рисунком.

Один из вариантов квадрата, самый большой, был частью триптиха, в который также вошли крест и круг. Сопутствующие фигуры были выбраны неслучайно: они связаны с квадратом. Круг получится при вращении квадрата, а крест состоит из нескольких квадратов.

Композиция выставлялась на Международной выставке в Венеции в 1923 году, но на хранение была выдана России.

Еще один вариант картины был написан для персональной выставки в Третьяковской галерее, а самый последний квадрат выставлялся на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. До этого Малевич был обвинен в шпионаже. Учитывая такое настороженное отношение к художнику, можно понять, почему последний вариант картины после выставки не был передан музеям. На несколько десятилетий он попросту исчез из виду.

Что означает черный квадрат Малевича

«Черный квадрат» Малевича можно трактовать неоднозначно. Сам художник придавал ей смысл как нулевой точке нового движения. Ощущение беспредметности, провозглашенное автором, не равнозначно пустому квадрату. Художник указывал на связь с сущностью беспредметного мира, информация о котором выражена в его супрематической фигуре без других предметов.

За кажущимся черным цветом скрываются несколько оттенков. Смысл черного квадрата должен расширить восприятие зрителя, который привык все видеть только в плоском мире четких контрастов белого и черного.

Форма квадрата также может иметь разные значения. Перед нами вполне может быть куб. Черный куб Малевича еще больше намекает на загадочный смысл картины, который он скрывает.

Что скрывает чёрный квадрат Малевича

Первый супрематический квадрат отличается от последующих множественными трещинами — кракелюрами, появившимися из-за массивности красочного слоя. 11 ноября 2015 года на конференции, посвященной столетию картины, озвучили результаты её рентгеноскопии. Она проводилась сотрудниками Третьяковской галереи Екатериной Ворониной, Ириной Рустамовой и Ириной Вакар. Репортаж об этом показал телеканал «Культура» .

Несколько картин на одном холсте

Рентгеноскопия «Чёрного супрематического квадрата» Малевича

Выяснилось, что под «Чёрным квадратом» скрывается не одно, а вероятно даже два изображения. Нижнее — кубофутуристическая композиция, а среднее — протосупрематическая (т.е., предвестница супрематизма).

Результаты исследований «Чёрного супрематического квадрата» в рентгеновском и оптическом диапазонах

Первоначальное изображение Малевич счёл недостойным готовящейся выставки и решил заменить его чем-то радикально иным. Возможно, это решение было спонтанным, а возможно и нет.

Доводы в пользу обдуманного решения

Во-первых, Казимир Малевич использовал не просто чёрную краску, а специально приготовленную смесь. Кандидат химических наук и заместитель заведующего отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Елена Любавская утверждает , что художник смешал:

«черную железно-окисную краску — охру, черную органическую краску, которую мы определили как жженую кость, и арсенит меди, это темно-зеленая медная краска».

Кроме того она высказывает мнение, что:

«Чтобы добиться нужного цвета, он экспериментировал, искал соотношение. Допустим, если бы он использовал больше арсенита меди, то получился бы черно-зеленый квадрат. Значит, художник думал, готовился, работал сознательно, а не спонтанно».

Во-вторых, можно вспомнить участие Малевича в работе над эскизами костюмов и декораций для оперы «Победа над Солнцем» .

Обложка издания «Победа над Солнцем» (либретто и фрагменты партитуры), опера А.Кручёных, музыка А.Матюшина, СПб, Типография товарищества «Свет», 1913 год

Автор музыки оперы Михаил Матюшин писал, что Малевич исполнил 12 больших декораций . Они были в кубофутуристическом стиле и состояли из больших плоскостей — кругов, треугольников и деталей машин.

В 1915 году Матюшин собирался выпустить второе издание партитуры, и Малевич выслал ему эскизы тех декораций с пометкой, что они «в том виде, какими они были сделаны в 1913 году» . Это, безусловно, относилось и к изображению чёрного квадрата с «завесы в акте, где состоялась победа» .

Доводы в пользу спонтанности

Появление чёрного квадрата в 1913 году не означает, что Малевич помнил о нём все последующие годы. Обращение Матюшина могло просто воскресить этот образ в памяти Малевича, придав ему заодно новый смысл. Если в 1913 году чёрный квадрат заменил собой солнечный круг, став символом победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы, то в 1915 году он стал символом отказа от кубофутуризма и рождения супрематизма.

Казимир Малевич // Фото в статье: Globa Look Press, Владимир Лагранж

И смешанная заранее краска не обязательно готовилась именно для этой работы. Упоминаемую ранее Елену Любавскую спрашивали, встречалась ли такая смесь цветов в других работах Малевича. Её ответ:

«Пока сложно сказать — мало исследований. Но наши коллеги из Русского музея подтверждают, что Малевич использовал арсенит меди и жженую кость в работах, которые хранятся в их собрании. Может быть, это для него характерный прием, излюбленная краска. Это предстоит еще исследовать».

Также, если бы это было заранее обдуманным решением, для него нашёлся бы чистый холст. О печальных последствиях слишком толстого красочного слоя знают все художники. Поэтому они берут использованные холсты только вынужденно, когда под рукой нет чистого.

Надпись на картине

А теперь о ещё одном важном открытии при исследовании картины. В её левом нижнем углу была обнаружена карандашная надпись, выполненная подчерком автора: «битва негров ночью»

Этот факт открывает цепь историй и показывает, что Казимир Малевич был осведомлён о том, что его квадрат не первый в истории.

Обнаруженная надпись на полях картины «Чёрный супрематический квадрат»

Эволюции чёрного квадрата

Собственно говоря, «чёрный квадрат» — это скорее название некоего узнаваемого бренда. Сама же картина 1915 года называется «Чёрный супрематический квадрат», и с неё начался стиль супрематизм . Позже вышли ещё три авторские копии: в 1923 и 1929 годах, а также на рубеже 1920-30 годов. Вот они уже назывались просто «чёрными квадратами».

Казимир Малевич, «Чёрный супрематический квадрат», холст, масло (79,5х79,5 см), 1915 г., Государственная Третьяковская галерея

Цветные квадраты Малевича

Ещё Казимир Малевич создал красный и белый квадраты. «Красный квадрат» появился в том же 1915 году, что и квадрат «супрематический». На самом деле это не совсем квадрат, его верхняя сторона нарочито не параллельна нижней. Белый же квадрат («Белое на белом«) появился тремя годами позже. Он тоже не совсем квадрат, к тому же развёрнут относительно границ холста и смещён к правому верхнему углу.

Казимир Малевич, «Красный квадрат», холст, масло (53х53 см), 1915 г., Государственный Русский музей

Казимир Малевич, «Белое на белом», холст, масло (79,4х79,4 см), 1918 г., Нью-Йоркский музей современного искусства

Чёрный круг, чёрный крест и прочие фигуры

Тогда же были созданы «Чёрный круг» и «Чёрный крест», их часто называют частью своеобразного триптиха. Мол если квадрат начнёт вращаться, то получится круг, а крест — это совокупность пяти квадратов. Однако, на футуристической выставке «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, все они висели отдельно. Да и размеры у них несколько отличаются, хотя писались они специально для этой выставки. При этом супрематический квадрат висел в верху угла стен зала, претендуя на роль новой иконы.

Фото работ Малевича на последней футуристической выставке «0,10», 1915 год, Петербург

Кроме этого было представлено ещё 39 работ Малевича. Сами же круг и крест были клонированы автором в 1923 году. Но вернёмся к исходному супрематическому квадрату.

Кто такой Казимир Малевич

Казимир Северинович Малевич знаменит картинами в жанре футуризма, авангардизма и импрессионизма. Художник считался создателем нового направления супрематизма. Новаторское движение и стиль заключались в использовании разноцветных плоскостей различных геометрических фигур.

Супрематическое видение Малевич хотел утверждать не только на холсте. После смерти В. Ленина в 1924 году художник предложил свой проект монумента вождю. По замыслу фигура должна состоять из горы сельскохозяйственных инструментов, увенчанной символом вечности – кубом.

Биография Казимира Малевича таит загадок не меньше, чем его картины. Существуют различные данные касательно его жизни, некоторые из них даже противоречат друг другу. О загадочном художнике можно смело утверждать только в связи появлением его работ, когда даты четко фиксируются.

ЧК как троллинг[править]

Портрет бородатых Анонимусов работы Малевича


Добрый взгляд мэтра

Супрематизм (беспредметное искусство) Малевича и его абсолют в виде этого самого ЧК — один из ярчайших ранних примеров троллинга в изобразительном искусстве, паразитирования на сознании небыдла, армии худкритиков и бунта против сложившейся к тому времени ситуации на рынке искусства. И — увы, начало кризиса идей в искусстве и превращении его солидной части в Исхуйство, когда мазилка-неумеха искренне уверен в том, что его мазня имеет большую художественную ценность, попутно бунтуя против сложившихся и успевших окостенеть и заскорузнуть правил.

Между прочим, Казимир Малевич, не имея академического образования, кистью таки владеть умел, но кто это помнит, как и его ранние работы, кроме горстки искусствоведов, да такой же горстки людей с хорошей памятью на факты? Зато про его ЧК знают, кажется, даже не только люди, но и относительно равнодушные к искусству кошки, собаки и хомячки.

Сам Малевич напрочь заморочил нежные мозги искуствоведов, нарисовав квадратов минимум 4 + несколько спорного авторства, + несколько за авторством учеников Малевича. Доставляют искусствоведосрачи, какой из квадратов руки мастера, а какой — жалкая копия, соответственно и оценка в долларах у них тоже сильно разнится. Но одно дело рисовать квадраты во времена царской России, а другое во времена серпасто-молоткастой диктатуры. Малевич расчитывал неплохо ужиться с новой властью, продвигая идею, что он создает новое революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи. И ему таки в начале верили. Конечно же с приходом Сталина к власти все ухудшилось, и Малевичу пришлось покинуть высокие посты, что надавала ему красная власть, и умереть в 1935 году своей смертью.

Истинный смысл Чёрного квадрата[править]

По сути картина знаменовала собой приход формализма в искусство. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «красивая кошечка в лукошке», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение» и прочими бессмысленными для среднего обывателя понятиями. Картина, как и любое новое слово в искусстве, знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. То, что признал Малевич и не признали его современники (и наша быдломасса), является де-факто для современных художников с высшим образованием и «тупым квадратом» для всех остальных.


Не чёрный квадрат не Малевича.

Именно в этом и состоит ошибка неофитов: пытаясь найти буквальный смысл, быдломасса словно блуждает в двух измерениях, тогда как Малевич открыл третье, формальное измерение искусства.

Написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил тем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Вообще, Малевич сатанист еще тот. После того как он закончил свою мазню, подписался под ней: «Я НАЧАЛО всего», и после всего заявил: «Высшим произведением искусства является то, в чем нет ничего существующего».

Стоит также заметить, что на выставке квадратик поставили в т. н. «красный угол» — место, где по пгавославным обычаям должна находится икона, что какбэ символизирует и намекает…

Алсо существует мнение: Малевич пророчески уловил суть нарождавшегося современного искусства и явил миру его квинтэссенцию. Похуй, что и как сделано, главное — подать и продать. И ведь как в воду глядел!

Магический круг (картина) — WiKi

Картина «Магический круг» была представлена в Королевской академии в 1886 году и после «Совета с оракулом» и «Святой Евлалии» стала третьей картиной Уотерхауса на тему сверхъестественного, которая сохранялась в его творчестве на протяжении многих лет. Картина была хорошо принята на его выставке и в том же году приобретена галереей Тейт за 650 фунтов в соответствии с завещанием Френсиса Чантри.

Картина была весьма положительно принята критиками и общественностью.

На картине в типичном для Уотерхауса стиле в центре холста изображён главный герой произведения — одинокая женская фигура. Окружающий пейзаж туманен, как будто не вполне реален, и фигуры на заднем плане становятся различимыми лишь при ближайшем рассмотрении, что сделано художником намеренно, дабы образ ведьмы смотрелся как единственный важный объект на полотне.

Уотерхаус при создании данной картины обратил особое внимание на углы, сбалансировав круг, который фигура ведьмы очерчивает вокруг себя, с помощью треугольника: её прямой руки, продолжением которой как бы является палка, выставленная под углом 45 градусов к её прямому телу. Сила ведьмы подчёркивается её решительным выражением лица, исключением из круга ворон и лягушки — популярных символов магии в то время — и контролем над столбом дыма, выходящим из котелка

Столб, вместо того чтобы развеиваться в стороны или колебаться под действием ветра, остаётся прямым.

По своей композиции «Магический круг» сходен с более поздней картиной Уотерхауса, «Мирандой» (1916), также изображающей женщину, связанную с магией. Ведьма одета в платье, схожее с платьем «Миранды», а лицо её также доступно для обзора лишь в профиль. В отличие от картин, изображающих колдуний, кисти Фредерика Сэндиса, таких как «Медея» (1868) или «Фея Моргана» (1864), Уотерхаус решил изобразить лицо ведьмы решительным и интригующим, а не злорадным.

Чудеса, магия и дар пророчества являются частыми темами в творчестве Уотерхауса. Тема женщины-колдуньи часто повторяется в таких его работах, как «Цирцея предлагает кубок Одиссею» (1891, Олдхэмская галерея) и «Гилас и нимфы» (1896, Манчестерская галерея). Его творчество также включает ряд подобных работ на ближневосточную тематику, которые написаны под влиянием современных ему художников, таких как Ф. Льюис (1805—1876) и Лоуренс Альма-Тадема (1836—1912), а не основаны на его собственном опыте. Это одна из ранних работ Уотерхауса, отражающая его увлечение экзотикой.

Женщина на этой картине представляет собой, по всей видимости, колдунью или жрицу, наделённую магической силой и, возможно, даром пророчества. Её платье и общий вид весьма эклектичны и основаны на нескольких традициях: лицо женщины смуглого цвета и средневосточного происхождения; её причёска напоминает ранних англосаксов; её платье украшено как у персидских или древнегреческих воинов. В левой руке она держит серп в форме полумесяца, что связывает её с Луной и Гекатой. С помощью палочки в правой руке она очерчивает вокруг себя защитный магический круг. Вне круга пейзаж голый и бесплодный; группа грачей или воронов и лягушка — все они символы зла и связаны с колдовством — исключены из него. Но в его пределах находятся цветы и сама женщина, символы красоты. Смысл картины неясен, но её таинственность и экзотичность вызывают отклик у современных зрителей. Когда картина была выставлена в Королевской Академии в 1886 году, критик журнала Magazine of Art написал: «Мистер Уотерхаус в своём „Магическом круге“ остаётся лучшим в своём роде — оригинальным в концепции и живописным в своих результатах». (цитируется по: Hobson, p.37).

Прешественники чёрного квадрата

Альфонс Алле — Битва негров в пещере глубокой ночью

В 1882 году, за три десятилетия до квадрата Малевича, французский журналист, писатель и юморист Альфонс Алле (Alphonse Allais) начал серию монохромных полотен с остроумными названиями. Собственно говоря, он вообще был человеком с хорошим чувством юмора. Алле считается одним из трёх отцов популярного афоризма: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра». И, между прочим, два других отца — это Марк Твен и Оскар Уайльд.

Альфонс Алле (1854-1905)

Первым в цикле Алле стало полотно чёрного цвета под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». Только оно не квадрат, а прямоугольник, да и слово «супрематизм» Алле не употреблял. Он воспринимал это как шутку, без претензий на новую философию в искусстве. Однако, судя по его названию и обнаруженной на картине Малевича надписи, последний прекрасно знал это шуточное произведение.

Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882 год

За этим последовало ещё 6 аналогичных полотен, но других цветов, и два из них весьма примечательны. Если помните, Малевич поступил аналогично, и за супрематическим квадратом последовали «Красный квадрат» и «Белое на белом».

Альфонс Алле, «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1883 год

Альфонс Алле, «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», 1884 год

В 1893 году Алле снова вернулся к чёрному цвету в работе «Философы ловят черную кошку в темной комнате«.

Поль Бийо — Ночная драка негров в подвале

Альфонс Алле подхватил и развил идею другого француза, своего друга, драматурга и либреттиста Поля Бийо (Paul Bilhaud) . 1 октября 1882 года в Париже открылась выставка «Искусство непоследовательных». Её проводила группа «Салон непоследовательных», основанная в том же году французским писателем и издателем Жюлем Леви. На этой выставке Поль выставил работу под названием: «Ночная драка негров в подвале».

Поль Бийо, Ночная драка негров в подвале, 1882 год

Но и этот чёрный прямоугольник не был первым в истории Французской живописи и иллюстрирования XIX века.

Поль Гюстав Доре — История Святой Руси

Ещё тремя десятилетиями ранее, в 1854 году, другой француз — гравёр, иллюстратор и живописец Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Doré) , выпустил книгу-альбом «История Святой Руси».

Поль Гюстав Доре (1832-1883), фотограф — Феликс Надар, 1867 год

Полное название альбома «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями». На обложке альбома красовался чёрный прямоугольник с надписью «Происхождение российской истории теряется во мраке веков«.

Поль Гюстав Доре, Происхождение российской истории теряется во мраке веков, 1854 год

Берталь — Вид на Ла-Хог

Ещё десятилетием раньше, в 1843 году, и опять же во Франции появился чёрный прямоугольник Берталя. Шарль констант Альберт Николя д’Арну де Лимож Сен-Санс Берталь (Charles Constant Albert Nicolas d’Arnoux de Limoges Saint-Saëns dit Bertall) был карикатуристом, портретистом и иллюстратором.

Берталь (Д’Арну Шарль Альберт), 1820-1882

Он создал картину «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети» — горизонтальный чёрный прямоугольник, покрытый неясными знаками.

Берталь, Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети, 1843 год

Роберт Фладд — Великая тьма

Но ещё за два столетия до этого в Англии 1617 года тоже был свой чёрный квадрат. Его создал врач, философ, герметист-мистик, астролог, музыковед и теоретик музыки Роберт Фладд (Robert Fludd) .

Роберт Фладд (1574-1637)

Он оставил множество сочинений. На странице 26 трактата «Обоих миров, Великого и Малого, метафизика, физика, а также специальная история» есть гравюра чёрного квадрата с белыми полями под названием «Великая тьма«. С каждой стороны этого квадрата написано: «И так до бесконечности«.

Роберт Фладд, «Великая тьма», 1617 год

Однако, сам чёрный квадрат и тут не был придумкой Фладда. В Англии XVII века была традиция печати траурных книг, которые открывались черным четырехугольником с белыми поля­ми вокруг. Позже стало принято печатать его слева на каждом развороте поминальных книг. Самая ранняя известная нам подобная книга выпущена в Лондоне в 1612 году по случаю смерти от тифа принца Генри, сына короля Джеймса I.

Алле выбирал яркие цвета, а у Малевича получилось довольно уныло.

Выбор цвета картины легко объясним: чёрный цвет ― это квинтэссенция всех цветов, если смешать все краски разом, то получится именно чёрный. При этом для создания и восприятия живописи необходим свет. Чёрный цвет ― это отсутствие света. Поэтому «антикартина» Малевича будто бы показывает нам все цвета разом. И вместе с этим на ней изображено то состояние, при котором живопись невозможна.

Если же рассмотреть «Чёрный квадрат» вблизи, то можно также подметить интересные детали.

Во-первых, Малевич использовал не чистый чёрный цвет, макая кисточку прямо в банку. Тёмный оттенок, которым написан «Чёрный квадрат», получен из смеси жжёной кости, которая заменила сажу, а также чёрной охры и арсенида меди ― темно‑зелёного пигмента. Кроме того, художник добавил в краску мел, чтобы картина не бликовала и цвет казался глубоким.

Во-вторых, если вы решите рассмотреть самый первый из «Чёрных квадратов» внимательно, то обнаружите, что картина покрыта трещинами (художники их называют кракелюрами) и через них проступают другие цвета. Картина предлагает будто бы заглянуть за неё, узнать, что же сокрыто за чёрной фигурой.

Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.


Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).

Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005—2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2020 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: