Казимир малевич

1913 Малевич К.С. «Музыкальный инструмент (Лампа)»

Эта картина Казимира Севериновича Малевича была написана в 1913 году. Работа выполнена маслом на дереве. Произведение находится в Стеделик музеум, Амстердам. Произведения из музейных собраний мы прежде всего воспринимаем как некие наглядные пособия того, что художник мог или не мог сделать. Именно эта наглядность и ясность живописной структуры эталонов берется за основу для сравнения при проведении, к примеру, экспертного исследования. Между тем оказалось, что многие произведения Малевича сами по себе имеют сложную историю создания.Известно, что вернувшись из Берлина в Россию, художник заново повторил многое из своего раннего творчества, датировав картины прошедшим временем. Однако выясняется, что и в прежние годы мастер был склонен перерабатывать свои картины, растягивая процесс их создания на длительный период. Определенной неожиданностью было обнаружить в целом ряде известных произведений красочные слои, лежавшие поверх живописи с признаками возрастных изменений. Такие переделки можно наблюдать в ранних работах, например в «Портрете члена семьи», где Малевич весьма основательно менял центральную часть композиции. Подобные авторские изменения в большей или меньшей степени обнаруживаются во многих «крестьянских» и кубофутуристических произведениях.Такие известные картины, как «Музыкальный инструмент. Лампа» или «Конторка и комната» композиционно были построены по-другому, скорее всего в ясной кубистической стилистике. Видимая живопись была почти нарисована поверх существовавшего изображения. При этом приемы создания кубофутуристических композиций в амстердамских работах Малевича однотипны, так что вполне возможно, что художник переработал некоторые свои произведения в ином ключе практически одновременно и очень быстро. Так как художественная ситуация в те годы менялась постоянно и мастеру приходилось успевать соответствовать новым течениям, факт такой авторской переработки выглядит вполне логичным. В других случаях, где обнаруживается временной промежуток между красочными слоями, существовала другая причина для таких изменений.Скорее всего, художник «правил» картины перед выставкой. Так как документальные фотографии многих произведений Малевича на дореволюционных экспозициях отсутствуют, мы можем судить о происходивших изменениях и соответственно уточнять наше представление об эволюции замысла только на основании такого детального изучения самих произведений.

Рождение и семья

Казимир Малевич родился в г. Киев 11 февраля 1879 г. Его родители Северин и Людвига Малевич были поляками. Казимир стал первенцем в семье. После него у пары родилось еще 13 детей, 5 из которых не дожили до взрослого возраста. 

Казимир Малевич

Северин Антонович работал управляющим на сахароваренных заводах, а Людвига Александровна занималась домом и детьми. Казимир рос вместе с 4 братьями и 5 сестрами. Служба отца вынуждала семью постоянно переезжать по селам Подольской губернии. Несколько лет Малевичи прожили в г. Конотопе, а в 1986 г. перебрались в Курск.

Страсть к рисованию проявилась у Казимира в 14-15 лет. Согласно одним источникам, он увидел на выставке в Киеве портрет прекрасной девушки, который потряс его, вызвав желание рисовать. По другим, много раз наблюдая работу художников на пленэре в окрестностях Конотопе, Казимир проникся атмосферой и загорелся живописью. 

Первый набор красок художнику подарила мать, которая старалась дать детям образование, основанное на их склонностях и талантах. Отец не одобрял идею сына стать художником, утверждая, что последние обычно бедны и сидят по тюрьмам. 

Интересные факты из жизни художника

С того момента, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат» прошло почти 100 лет, а шумиха вокруг него так и не утихает. К единому мнению, как именно знаменитая картина была создана, до сих пор не пришли. Об истории происхождения шедевра, на данный момент, существует две версии: прозаическая и мистическая.

Прозаическая версия гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета нарисовал по верх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» — это когда краска растрескивается. Так выходит в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.

А вот мистическая версия гласит о том, что над этой работой Казимир работал не один месяц. Через философское осмысление мира, когда было достигнуто некое глубинное понимание и озарения, и был создан «Черный квадрат».

После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам творец, он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Он утверждал, что он видит в этом квадрате то, что люди когда-то видели в лице Бога.

Почему же эта картина известна на весь мир? Мало найдется людей, которые о ней не знают. Может все дело в том, что до Малевича такого никто не делал? Может, дело именно в новаторстве?

Но! Все дело в том, что Казимир Малевич не был первым художником, который нарисовал черный квадрат на холсте.

Почему же тогда о картине Малевича знает весь мир, а о картине Пола неизвестно ничего? Могу лишь предположить, что все дело в том, как именно работа была представлена публике.

На выставке картина Малевича висела в «красном углу». В таком месте принято вешать икону. Художник назвал свое творение высшим произведением искусства и окружил ее мистикой. А вот Билхот абсолютно ничего не поведал о скрытом значении своей работы. Ни кому не предложил попытаться разглядеть, что именно скрывается за простым черным пятном.

Последние годы жизни

В период революции и смены власти в стране, Казимир Малевич активно поддерживал большевиков. Это позволило ему войти в число художников, которым разрешалось устраивать выставки не только на территории СССР, но и за границей. В 1927 г. Малевич решил воспользоваться привилегией и отправился в Европу, где с успехом провел выставку в Варшаве. 

Однако, в этом же году советское правительство перестало поддерживать представителей «реакционного» авангардного искусства. Испортилось отношение и к Малевичу, яркому представителю авангарда. Находясь в Берлине, художник получил приказ срочно возвращаться на родину. 

Большинство выставочных картин Малевич оставил у немецких знакомых, т. к. планировал в ближайшем будущем выставку в Париже. Но вернуться в Европу художнику было не суждено. 

По прибытии в СССР Казимир Малевича арестовали по обвинению в шпионаже, он пробыл в заключении 3 недели. Хотя после освобождения художник получил возможность провести персональные выставки в Москве и Киеве, гонения на него не прекратились. 

В 1930 г. Казимир Малевич попадает в тюрьму уже на 3 месяца. Неволя не сломила художника. Но его мировоззрение изменилось. Он постепенно отходит от супрематизма и абстракционизма, возвращаясь к пейзажам и портретам в жанре традиционного реализма.


Автопортрет

В 1933 г. у Казимира Севериновича обнаружили рак предстательной железы. Работать он больше не мог. Пенсию от Союза художников Малевичу не платили, потому умирал он в нищете. Но художник не был брошен и одинок. Рядом с ним находились любимые женщины: мать, жена, дочери Галина и Уна. 15 мая 1935 г. Казимира Малевича не стало.

Похоронить себя эксцентричный художник просил в гробу в форме креста. Пожелание не было исполнено, тело кремировали. Прах художника покоится на кладбище с. Немчиновка Подольского района Московской области, где он любил бывать при жизни. 

Самые дорогие картины Малевича

Картины Казимира Малевича появляются на торгах крайне редко, так как в основном они находятся в музеях. На аукционы они попадают в тех случаях, если наследникам удается отсудить их у музеев или музеи вынуждены пойти на продажу части работ из-за бедственного положения. За период с 2000 по 2020 годы было продано на торгах всего 74 произведения художника. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.

Рекорд в продажах картин Малевича связан с работой «Супрематическая композиция». Художник написал ее в 1916 году, но вынужден был расстаться со своим детищем вот по какой причине. В 1927 году он показал картину на выставке в Берлине, однако там же ее и пришлось оставить, так как советские власти отказались продлять ему визу. Поскольку выставка продолжалась еще несколько месяцев, Малевич был вынужден оставить семь десятков картин на попечение Хуго Херинга. Забрать их художнику так и не удалось, так как из-за подозрений в шпионаже его больше не выпускали из СССР, а в 1935 году мастер скончался. В Германии картины едва не уничтожили как дегенеративное искусство, но Херинг успел продать их музею Амстердама, а позже пять из них отсудили наследники Малевича.

К. Малевич. «Супрематическая композиция (Синий прямоугольник поверх красного луча)». 1916 г.

В 2008 году наследники выставили «Супрематическую композицию» на аукционе Sotheby’s и продали за 60 млн долларов. Однако в 2018 году она снова появилась на торгах, на этот раз в аукционном доме Christie’s. Здесь работа была продана за 85,8 млн долларов, став самой дорогой картиной Малевича, когда-либо уходившей с торгов.

Следующие два крупных ухода также связаны с пятью картинами, отсуженными наследниками у музея. Первая из них — это ««Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)». При взгляде на нее многие начинали искать религиозную подоплеку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях, как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника, черный триптих. Последний и посвящен основным формам творения.

К. Малевич. «Мистический супрематизм». 1920–1922 гг.

В 2015 году картина появилась на аукционе Sotheby’s, но не сумела приблизиться к рекорду «Супрематической композиции». При заявленной начальной стоимости в 35-45 млн долларов картина ушла с молотка за 37,7 млн долларов. Тем не менее, эта сумма внушительная и превосходит совокупные продажи картин многих других известных художников.

Вторая картина называется «Супрематизм. 18-я конструкция». Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения. Если мы вернемся к фотографии выставки «0,10», то увидим там ряд картин с аналогичным сюжетом. Это полотно также появилось на торгах Sotheby’s в 2015 году и было заявлено в границах 31,6-47,3 млн долларов. Окончательная цена продажи в итоге составила 33,8 млн долларов.

К. Малевич. «Супрематизм. 18-я конструкция». 1915 г.

Отметим, что за последние 20 лет с аукциона ушло 74 работы Малевича, за которые новые владельцы суммарно заплатили 279,3 млн долларов.

Мы рассмотрели лишь наиболее показательные и дорогие картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.

Небольшая подборка картин художника

Есть художники, у которых сюжеты картин понятны большинству их почитателей с первого взгляда. А Малевич призывает зрителей подумать над своими творениями и даже порой переосмыслить их. О полотнах Малевича много говорят и спорят, но всем давно уже ясно, что это работы человека, который резко продвинул авангардизм и абстракционизм к вершинам искусства и создал на их основе новое направление.

Картина создана в 1913 году. В то время художник с семьей снимал дачу неподалеку от Немчиновки, так было гораздо дешевле, чем арендовать московскую квартиру. Эта работа Казимира Малевича очень необычная. И в первую очередь тем, что написана на обыкновенной деревянной дощечке, которая раньше была частью полки. На ней сохранились даже отверстия и следы от креплений. Но позволить себе купить качественный холст в то время художник не мог, у него просто не было денег.

Картина создана в 1915 г. и входит в цикл других супрематических работ К. Малевича. На протяжении многих лет является одной из самых обсуждаемых картин в русском искусстве.

Они представляли на этой выставке три важных составляющих супрематической системы. Это были три эталона. На их основе должны были рождаться новые формы.

Сюжет картины довольно простой. Практически в центре картины изображена небольшая женская фигура в белом платье. Неподалеку от раскидистого дерева стоит стол. К домику с белыми стенами ведет тропинка, а на заднем плане, вдалеке видны строения. И все буквально утопает в летней зелени, пронизано воздухом и солнечным светом. В картине нет идей супрематизма. Малевич словно вспоминает далекие годы детства, проведенные в деревне, и не перегружает ее особым философским смыслом.

Художник работал над этой картиной в 1928 — 1930 гг. Ее цветовое решение дополняет и подчеркивает геометрические формы пестрых и вызывающих оттенков. Фон картины выстроен из плоскостей, цветовые сочетания которых можно назвать довольно резкими. В центре — женщина, для изображения фигуры которой, Малевич использовал всего лишь две краски: черную и белую. Этим он совершенно обезличил грубый и мрачный образ. Художник применяет этот прием для того, чтобы показать массовость, одинаковость и ничтожность всей жизни человека. Безысходность и тяжелый, непосильный труд женщин-крестьянок — вот основная идея этой работы. Но автор предлагает зрителям поразмышлять над этой картиной и сделать свои выводы.

Многим ценителям искусства картины Малевича (фото с названиями) могут объяснить процесс личностного развития большого реформатора. Он подчеркивал, что философия супрематизма позволит художнику вывести искусство к самому себе.

Учеба

Казимир Малевич не имел академического художественного образования. Повинуясь желанию отца, в юности он окончил агрономическое училище, получив единственный в жизни диплом. 

В 1895 г. с подачи матери Казимир начал учиться в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко. Но, через год обучение пришлось оставить из-за переезда семьи в Курск. Там Казимир поступил на службу чертежником в местное железнодорожное управление. Работа не оставляла возможности учиться. 

Каждую свободную минуту парень занимался живописью, даже организовал выставку своих картин. Желание писать было огромно, знаний и умения не хватало. Чтобы получить художественное образование, Казимир решает ехать в Москву. Собрав деньги на год жизни и обучения, в 1905 г. он отправляется в столицу.

Мечтой художника было Училище живописи, ваяния и зодчества. Он сдавал вступительные экзамены 3 года подряд, не сдавался, слушал ознакомительные лекции в заветном училище и в Строгановском. Но результата не было. Поэтому следующие 4 года Казимир учился в частной студии Ф. Рерберга. 

Но большую часть знаний о живописи Малевич получил, самостоятельно изучая работы мастеров разных стилей и направлений, размышляя о смысле и роли искусства, создавая новые его формы. 

Философия супрематизма

Супрематизм – стиль, вошедший в основу художественных экспериментов. Его сущность как высшей ступени искусства, в беспредметности, исключающей всякий разум, осмысленной как чистое ощущение.

Супрематизм, как разновидность абстракционизма, формально можно определить так: набор геометрических фигур, закрашенных локальными цветами и распределенных на белом фоне по законам статики и динамики.

Самый главный элемент супрематических работ художника — квадрат (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «знак чистоты человеческой творческой жизни»), хотя использовал он в своих работах прямоугольники, круги, кресты, треугольники, эллипсоиды, трапецоиды.

На первых супрематических работах художника изображены сложные геометрические абстракции.

Малевич пытается осмыслить суть своего нового направления, меняет акценты и тональности в понимании сути супрематизма от эпатажных выпадов (работы 1920-23 гг.) к более спокойным рассуждениям (работы 1927 г.)

убеждает он своих коллег-художников. Основными параметрами супрематизма у него выступает «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Малевич ощущает энергетику предмета, формы, цвета. Он работает с ними, организует их в плоскости холста на основе предельной «экономии». «Экономию» Малевич называет «пятой мерой» (пятым измерением искусства), которая выводит его из плоскости холста и даже за пределы Земли. Она помогает преодолеть силу притяжения и выйти из трех-четырехмерного пространства, в котором находится человек, в особые космическо-психические измерения. Знаковые конструкции превратились у Малевича в «живые миры, готовые улететь в пространство» и жить там вместе с другими космическими мирами.

Заниматься живописью профессионально художник начал в 27 лет. Не обладавший «общей культурой» (об этом говорит язык его манифестов), он проявлял потрясающую «переимчивость» и остро ощущал актуальную «новизну». Каждое потрясение от знакомства с работами мастеров побуждало его к анализу чужого метода. В результате создавалось нечто свое, самобытное. Причем свои новые шаги он растолковывал в манифестах. В 1920 годах Малевич ставил на новых картинах ранние датировки, чтобы внести последовательность и логику в свои теоретические учения.

Серией работ «Белое на белом», в которой белые геометрические формы терялись на белом фоне, была «закрыта» вся живопись. В последние годы жизни художник подводил итоги творческого периода 1920-1930 годов. Абсолютизируя логику, которая привела его к исчезновению формы и цвета в живописи, он обратился к современникам:

Работы Казимира Малевича хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в городском музее Амстердама. Его имя известно всему миру, и этому послужила неординарность художника.

Живя с мыслью о космосе, он провозглашал себя «президентом космического пространства». Художник упорно стремился к преображению мира и к некой власти. Чтение его манифестов производит ошеломляющее впечатление. Их стоит знать, чтобы представить ценности, которым он служил.

Малевич оглашал глобальные идеи, находил им новые смыслы и твердо отстаивал их право на существование.

Уважаемый читатель! Для меня Казимир Малевич – художник-экспериментатор. А что думаете о нем вы? Как вы считаете, в каком возрасте можно начинать знакомство детей с творчеством и манифестами Малевича?

Малевич. Биография и стиль.

Молодость и обучение

Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов. В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.

В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.

Точильщик

Первые выставки

В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.

Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.

Девушки в поле

Алогизм

Антиевропейские взгляды на живопись Ларионова привели художников к разрыву. Малевич вступает в новый интеллектуальный круг современных художников, писателей и композиторов. Группа присоединилась к концепции «алогизма», идеей которой было вырваться из границ и общепринятых правил. Работы мастеров подрывали различные принципы и законы логики.

Супрематизм

Черный квадрат

Кульминацией «алогизма» стало создание в Санкт-Петербурге, в декабре 1913 года, оперы «Победа над солнцем», для которой Малевич конструировал декорации. Занавес с черным квадратом символизировал новые возможности, появившиеся в связи с кончиной старых порядков.

Так началось исследование и совершенствование Малевичем  революционной формы искусства, известной как супрематизм. Направление основывалось на утопических идеалах искусства и являлось политически-революционным.

Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича, включивших в себя изображение множества треугольников, прямоугольников и кругов, исполненных в ярких красках. Основным произведением стал знаменитый Черный квадрат на белом фоне, который помог приобрести Малевичу его статус и влияние.

Красный квадрат

После публикации манифеста от кубизма к супрематизму (1915 год), Малевич начинает работать с другими супрематистами, такими как Любовь Попова, Дэвид Бурлюк, Натан Альтман и другими.

Малевич обосновывал свой супрематизм, ссылаясь на желание создавать искусство, независимое от объекта и осуждал классическую живопись, обвиняя ее в краже образов из природы, а старых мастеров в неумении придумать нечто новое. На этапе развития направления, Малевич, создававший первоначально строгие и концептуальные работы, подобные черному квадрату, столкнулся с дилеммой. Развитие абстрактных образов расширяло содержание картин, препятствуя идеям о простоте и аскетизме. Фактически, после долгих поисков и экспериментов с глубиной цвета и содержанием, признание того, что исследования супрематизма зашли в тупик, стала композиция «Белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Белое на белом

Международное признание

В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.

Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде

В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века

Малевичевский алогизм

Алогизму художника был свойственен футуристический язык, названный в литературе «заумный». Этот язык помог Малевичу начать наступление на одряхлевшие, по его мнению, догмы старого искусства. Основой его метода стал эпатажный прием, аналогичный тем, которые использовали создатели кубизма Пикассо и Брак.

Первое «алогическое» произведение – картина «Корова и скрипка» (1913)

На обороте картины автор сделал надпись:

Его алогическая живопись («Дама на остановке трамвая», «Композиция с Моной Лизой», «Авиатор», «Англичанин в Москве» и др.), построенная на монтаже разнородных элементов, сложившихся в композицию, наполнена особым авторским смыслом.

Это интересно

На своем творческом пути художник дважды обращался к крестьянской теме. У него две совершенно разные по настроению серии крестьянских работ. На ранней серии работ (начало 1910-х годов) видны вангоговские и сезанновские следы, «иконописные» манеры в композиции, примитивистские тенденции в изображении крестьянских лиц — «Крестьянка с ведрами и ребенком» (1912).

В поздних крестьянских полотнах («На сенокосе» (1929)) заметно влияние супрематизма (использование геометрических конструкций в композиции, выбор красного цвета в качестве «основного»). Крестьянские образы в виде неодушевленных манекенов пронизаны тревогой.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

 Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

Творчество

Писать картины, по собственным воспоминаниям, Малевич начал в 1894 г. Работал в технике масляной живописи. Его первый пейзаж с изображением лунной ночи быстро нашел покупателя. Работу оценили в 5 руб.

После рисовальной школы Казимир увлекся импрессионизмом и работал в этом стиле вплоть до переезда в столицу в 1905 г. В Москве Малевич жил в коммуне художников. Здесь он много общался с другими живописцами, впитывал их знания, опыт. 

В поисках собственного творческого почерка художник копировал манеру именитых мастеров, много писал в духе импрессионизма, неоимпрессионизма («Портрет члена семьи художника», «Пейзаж с желтым домом»).


Портрет члена семьи художника

С 1910 г. начинается период авангардизма в творчестве Малевича. Он вступает в «Бубновый валет», самое крупное объединение раннего русского авангарда. Картины того периода:

  • «Садовник»;
  • «Мозольный оператор в бане»;
  • «Купальщик»;
  • «Полотеры».

Тогда же художник создает свою первую крестьянскую серию. Она начинается с полотен в духе неопримитивизма, на которых фигуры людей демонстративно увеличены, искажены: 

  • «Уборка ржи»; 
  • «Крестьянка с ведрами и ребенком»; 
  • «Крестьянки в церкви»; 
  • «Жницы».

Серия заканчивается картинами в стиле футурокубизма: «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне». 


Женщина с ведрами

Малевич искал себя в импрессионизме, примитивизме, кубизме и других направлениях авангарда. Ни один из них не соответствовал его взглядам на взаимодействие искусства и реальности. И в 1915 г. Казимир Северинович основал новое направление в авангардистском искусстве супрематизм (от лат. «наивысший»). 

В своей книге он писал, что творчество возможно, только если предлагаемая форма не берет начала ни в чем, уже созданном природой.

Малевич видел смысл искусства не в копировании натуры, а в создании качественно новой реальности на холсте. В основе 3 фигуры: квадрат, круг, крест. Из этих первоформ художник и строил свои супрематические картины. Основные цвета: черный, синий, желтый, красный. 


Супрематическая композиция

Впервые супрематические полотна Малевич продемонстрировал на Последней футуристической выставке картин «0.10». Здесь в числе еще 38 работ первый раз экспонировался «Черный квадрат», размещенный в «красном углу» наискосок, как икона. Этот манифест супрематизма был воспринят современниками неоднозначно, что не помешало полотну получить широкую известность. 

Очень скоро изображения в стиле супрематизма стали популярны в декоративно-прикладном искусстве. Шарфы, сумки, шкатулки, коврики с изображением геометрических фигур стремительно входили в моду. Супрематизм проник в архитектуру, дизайн, кино, фотографию. 

Черный квадрат: значение картины 

История создания одной из самых известных в мире картин окутана флером таинственности. Безусловно, с подачи автора. По степени загадочности и обсуждаемости с «Черным квадратом» может сравниться только «Джоконда» Леонардо да Винчи. 

Из воспоминаний Казимира Севериновича известно, что идея возникла во время работы над декорациями к опереПобеда над солнцемв 1913 г. Часть занавеса представляла собой закрашенный черной краской квадрат.

Окончательно же образ картины сложился позже, когда художник увидел со спины гимназиста с огромным черным ранцем за плечами. Идущего по снегу ребенка совсем не было видно. Только движущийся квадрат, олицетворяющий собою прошлое и будущее человека. 

В других воспоминаниях Казимир Малевич отмечал, что картина родилась внезапно и писалась грозовой ночью после недели беспокойства и скверного самочувствия. Художник утверждал, что в картине можно рассмотреть лик Бога.


Черный квадрат

Есть версия случайного создания «Черного квадрата»: у художника не получалась какая-то работа, он разнервничался и зарисовал холст черной краской. Эту догадку опровергает химический анализ холста, который установил, что картина написана тремя самодельными красками:

  • охрой;
  • жженой костью;
  • натуральным составом зеленого цвета.

К ним для избавления от глянцевого эффекта автор добавил мел. Это говорит о том, что он продумывал свой шедевр до мелочей. Со временем краска на картине потрескалась. Теперь исследователи пишут о загадочных узорах, складывающихся из этих трещин. 

Вкладывал ли автор какой-то смысл в это изображение? Однозначного ответа нет. У каждого он свой. Утверждать можно одно: «Черный квадрат» принес Казимиру Малевичу долгожданную славу, скандальную, но вечную. 

«Черный квадрат» (1915)

Идея «Черного квадрата» посетила Малевича в 1913 году во время работы над оперой «Победа над Солнцем». Сама картина появилась в 1915 году. Первый раз она была выставлена на суд зрителей в год своего рождения на Последней футуристической выставке «0, 10». Автор установил картину в «красном углу», доказывая ее «сакральный характер».

Встреча с картиной взмела бурю эмоций. Мирискусник Бенуа негодовал:

Малевич ответил:

Свое творчество художник уподобляет мирозданию. Белый фон означает бесконечность космического пространства, где нет перспективы и тяготения. Сам квадрат является первоформой, из которой рождается абсолютно все. (Все остальные формы, по мнению художника, (круг, треугольник, прямоугольник…) — производные квадрата, появляющиеся из него через определенные манипуляции).

Бытует мнение, что «Черный квадрат» является «черной дырой», ведущей в иные миры или же он представляет собой первичное тело, плывущее в бесконечности. В том и другом случае, «Черный квадрат» — вестник «иного».

Искусствоведы, заметившие трещинки, образовавшиеся от времени в красочном слое холста, утверждают, что до черного цвета художник использовал другие цвета, от которых в конце своего эксперимента отказался.

Квадрат, по мнению Малевича, является элементом, с помощью которого он приобрёл возможность выражать разные ощущения.

писал художник.

Черный квадрат Малевич считает знаком экономии, знаком пятого измерения искусства, «последней супрематической плоскостью на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшей за их орбиту». Художник сводит к минимуму телесность и изобразительность в живописи, оставляя пустой элемент — черную пустоту как знак-приглашение в Ничто или в себя. Он уверен, что в окружающем нас мире нет ничего ценностного, так как все благое находится внутри человека. Его «Черный квадрат» — знак-приглашение к медитации. В нем он видел сущность человеческого бытия и прорыв в неописуемое, но ощущаемое Ничто.

Картина стала своего рода символом нового понимания живописи.

Многие искусствоведы мира называют «Черный квадрат» шедевром, несмотря на то, что философские рассуждения автора попросту вводят людей в заблуждение. Картина «Черный квадрат» останется навсегда предметом жарких споров и будет вызывать различные ассоциации и толкования.

Интересные факты

С творчеством и жизнью художника связано множество интересных фактов:

В 21 в. картины Малевича стоят миллионы долларов, но при жизни художнику часто не хватало денег даже на новые холсты. Потому некоторые его работы написаны поверх других.
Считается, что идею граненого стакана Вере Мухиной подал именно Казимир Малевич

Якобы, художник, находясь в заключении в «Крестах», обратил внимание на слишком хрупкие стаканы из тонкого стекла.

Казимир Северинович был талантливым дизайнером, создавал рисунки в духе супрематизма для ткани и посуды. Однажды по просьбе знакомого парфюмера придумал флакон для одеколона в форме глыбы льда с крышкой в виде мишки

 
Чтобы избежать надоедливых вопросов, некоторые картины художник подписывал фразой: «Смысл картины автору неизвестен». 
С детства Казимир Малевич говорил на 3 языках: русском, польском и украинском. Но, по утверждению современников, был крайне косноязычен. Это не помешало ему написать десятки философских работ, в том числе на украинском языке. 
По некоторым данным художник был дружен с Сергеем Есениным. И даже писал портрет последнего, который, однако, не сохранился. 
Именно Казимир Северинович придумал слово «невесомость» как обозначение идеала, освобождения в своем развитии от веса, тянущего к земле. 

Казимир Малевич прожил недолгую, но насыщенную событиями жизнь, полную взлетов и падений, признания и порицания. Своими работами он внес неоценимый вклад в мировое искусство и обессмертил свое имя.

О ключевой фигуре искусства ХХ века – Казимире Малевиче о вкладе художника в интеллектуальную культуру и культуру быта, смотрите в видео:

https://youtube.com/watch?v=HimYv-13xLY

Литература:

  1. А.С.Шатских «Казимир Малевич».
  2. «Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика». Авторы-составители И.Вакар, Т.Михиенко.
  3. К. Малевич «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: