Самые известные и красивые картины айвазовского

И. к. айвазовский. «черное море» (сочинение по картине)

Сочинение по картине Айвазовского «Буря на море ночью»

План

  1. О художнике.
  2. Общее впечатление.
  3. Море на картине.
  4. Корабль.
  5. Моё впечатление от полотна.

Я очень люблю пейзажи, поэтому с удовольствием взялся за описание картины «Буря на море ночью». Это морской пейзаж, его автор — знаменитейший русский художник-маринист И.К.Айвазовский, создатель многих красивых полотен, изображающих море. Самое известное из них — «Девятый вал» — тоже посвящено шторму. Наверное, художника восхищала игра природы, ее буйство и ярость.

Картина «Буря на море ночью» передает изумительную картину грозовой ночи. Небо заполнено клочками туч, немилосердно разорванных шквальным ветром. Почти в центре ярко светит полная луна, ее прекрасно видно в разрывы туч. Это сияющее пятно кажется нереальным в наполненном мглою небе.

Луна отбрасывает сверкающие блики на море, рисует на нем сверкающую дорожку. Море, покрытое беспорядочно мечущимися волнами, все сверкает и переливается в этом лунном сиянии. Это тоже создает какое-то непередаваемое фантастическое впечатление, напоминая причудливую балладу. Кажется, в морских волнах скрываются русалки или еще какие-то прекрасные и безжалостные духи моря.

Корабль, как щепка, мечется по волнам. Он почти лег на борт, но все равно борется со стихией. Жажда жизни заставляет людей бросать вызов буре и побеждать ее.

Сила человеческого духа вдохновляет моряков на борьбу, даже если она кажется бессмысленной. Но в картине Айвазовского нет ничего рокового.

Свет, пусть даже лунный, вселяет в нас уверенность, что корабль спасется, буре не справиться с ним.

Картина мне очень понравилась. Не только потому, что я люблю пейзажи, но и потому, что она дает зрителю мощный эмоциональный заряд. Ты словно слышишь могучий шум волн, ощущаешь запах морской воды. Глядя на картину, ты чувствуешь, как сердце наполняется мужеством, желанием бороться и побеждать.

Картина «Буря на море ночью», была написана в 1849-ом году, известным живописцем Иваном Константиновичем Айвазовским.

Художник, относится к маринистам, так как все свое творчество посвятил созданию картин, изображающие море во всех его проявлениях.

Общее настроение картины, очень правдиво передает состояние ночного бушующего моря, которое играет с парусником, как с маленькой щепкой. Как мне кажется, такого эффекта художник добился, благодаря точному выбору цвета и мастерскому исполнению.

На заднем плане картины, я вижу грозное ночное небо. Сквозь летящие тучи и обрывки облаков, выглянула полная луна. Сумев, лишь на несколько мгновений, пробиться через плотную пелену, она освещает обреченный корабль. Я думаю, что этот свет, хоть и холодный, все же дает надежду морякам на спасение.

Весь передний план картины занимает бушующее море. Я вижу могучие волны, которые идут одна за другой. Художник, очень реалистично изобразил разбушевавшуюся стихию. Глядя на картину, у меня создается стойкое ощущение того, что все усилия команды корабля, напрасны.

Огромные перекаты, бурлящая пена на гребне волн, выглядят устрашающе. В тех местах, где луна освещает волны, я осознаю пугающую глубину моря. Я считаю, такое настроение вызвано тем, что известный маринист очень хорошо использовал игру света и тени, когда писал картину.

Рассматривая картину гениального художника, я слышу крики обреченных моряков и треск деревянных мачт. Эти ощущения, возникают у меня благодаря хорошо прописанным деталям корабля.

Обрывки парусов и тросов, которые так жизненно изобразил И. К. Айвазовский, дополняют общее состояние картины.

Возвращение на Родину

После четырехлетнего отсутствия, Иван Айвазовский в 1844 г. возвращается в Россию. Его встречают с почетом, присваивают звание академика. Приписка к штабу военного флота позволяет ему ходить в плаванье на военных кораблях. Кроме того, Айвазовский получает доступ к документам Адмиралтейства. Весной 1845 г. он едет в экспедицию в берегам Турции и Малой Азии. Новые впечатления рождают новые шедевры.

Иван Константинович Айвазовский в 1845 г. возвращается в Феодосию. Зиму он проводит в Петербурге. Красоты Крыма подарили ему множество сюжетов для картин. Его занимает батальная живопись. Многие его картины посвящены морским сражениям на Черном и Балтийском морях, он воспроизводит на своих полотнах исторические события – Чесменский, Синопский, Наваринский бои, оборону Севастополя.

Очень интересны и его произведения, написанные на основе зарисовок из жизни приморских городов и рыбацких поселений. Полотна эти полны романтики и восхищения. Как и те картины, где море спокойное, умиротворенное, оно словно нежится в мягких лучах солнца, качая в свих могучих ладонях маленький кораблик или рыбацкий баркас.

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Описание 2

Наверное, нет такого человека, который бы не знал Айвазовского. У него имеются самые красивые картины, которыми восхищаются ценители искусства, а также обычные люди. Такое же восхищение приносит картина «Черное море». Если долго присматриваться к этой картине, то можно представить, что волны движутся и шторм надвигается все сильнее и сильнее. Каждую свою картину он пишет по памяти или по внутреннему видению.

За все время он написал огромное количество разных тематик, но практически все из них связаны с морем. Он мог написать морской штиль, большие горы, а внизу располагается море, на море непогода и лучше в такую погоду не выходить в море, но один кораблик оказался среди этой непогоды.

Когда бросаешь взгляд на картину, то она словно разделяется на две полосы. К первой половине относится море, а вот к другой половине относится небо. Здесь идет постоянная борьба между стихиями. Море постоянно колышется и бушует и буря растет и растет. И оно никогда не успокоиться. А вот далеко вдали виднеется красивое синее небо и по нему бегут черные облака. Оно приносит спокойствие. А может быть, ночью непогода усилиться и начнется гроза.

Где-то далеко еле виден маленький кораблик, который не знал о том, что будет буря и отправился в путешествие. Благодаря данной картине можно понять, что человеку никогда не обуздать стихию, которая изображена на картине. Даже кораблю с ней не справиться и все что ему остается, это двигаться к своему порту и не поддаваться шторму.

Первое что бросается в глаза, когда смотришь на картину это море. И по ней можно понять, что буря еще только начинается и последствия от нее могут быть ужасными, особенно для тех, кто находится в пути. На картине даже прослеживаются порывы ветра, который, то усиливается, то прекращается.

В картине присутствуют зеленовато-серые, а также свинцово-серые оттенки. Благодаря этому каждый человек может прочувствовать на себе погоду, которая царит здесь. На ней невозможно отыскать ни одного яркого цвета.

Только одному человеку удалось это все прочувствовать, а также и передать свои эмоции на картину. Не все современные художники понимают стиль, которым писал Айвазовский.

Детство и юность

Родина Айвазовского – прекрасная Феодосия в Крыму. Город на берегу Черного моря дал миру лучшего художника-мариниста, и это довольно символично. Семья художника не была состоятельной, но родные всемерно поддерживали Ивана, с раннего детства обладавшего завидным трудолюбием, отменной зрительной памятью и тягой к знаниям. Мальчика на берегу, рисующего море, заметил главный архитектор города. Посмотрев рисунки, он восхитился талантом ребенка, подарил ему набор красок и помог в получении должного воспитания и образования.

Когда Ивану исполнилось 13, его отдали в гимназию г. Симферополя, а через 3 года отправили в Петербург. Талантливый юноша был зачислен в Академию художеств. Он изучал пейзажную живопись под руководством профессора М.Н.Воробьева. Особенно близка ему была техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина.

Вскоре Иван Айвазовский стал брать уроки у известного мариниста Ф.Таннера (Франция), которого в Петербург пригласили для выполнения заказов императорского двора. В этот период молодой художник и сделал свой окончательный выбор и решил стать художником-маринистом. Правда, высокомерный француз отнесся к нему холодно и не хотел делиться секретами мастерства. Мало того, он едва не сломал карьеру художника в самом ее начале, оклеветав его перед императором Николаем I. Лишь заступничество Василия Жуковского и Михаила Крылова помогло нейтрализовать неприятную ситуацию.

История жизни

Любовь у морю Айвазовский питал с детства, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарила миру одного из лучших художников-маринистов мира. Семья Айвазовского была небогатой, но родственники поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбив, обладал великолепной зрительной памятью и тягой к искусств.

Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и писал море. Его случайно увидел главный архитектор города. Взглянув на рисунки, он восхитился и подарил ребенку набор красок. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи воспитание и соответствующее образование, которые стали путевкой Айвазовского в жизни и большое искусство. Когда Айвазовскому исполнилось 13 лет, он поступил в гимназию города Симферополь, а уже через некоторое время отправился учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств. Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, также он брал уроки у знаменитого мариниста Ф. Таннера из Франции. В Петербург того пригласили для выполнения заказов самого Императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что тогда многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.

Зимний обоз в пути (1857)

Французский маринист чуть не сломал карьеру Айвазовскому, отпустив неприятные замечания о нем перед императором Николаем I. Василий Жуковский и Михаил Крылов заступились за Айвазовского, и смогли решить этот неприятный инцидент.

Настроение произведения

Тревожная атмосфера картины является пугающей и мрачной. Зритель не знает, что скрывает морская пучина. И эта неизвестность пугает и настораживает. Такой психологический прием позволяет художнику передать тревожную обстановку.

Кажется, что от полотна исходит волнение и напряжение. Море как будто готовится к шторму. Волны раскачиваются и постепенно нарастают. Небо затянуто плотными тучами и готово обрушить потоки воды и молнии.

Картина вызывает сложные чувства, но ее нельзя назвать пессимистичной. Она является результатом переосмысления Айвазовским силы и воздействия водной стихии на состояние человека. Чувствуя красоту морского простора, художник поражается ее мощью и безграничностью. Это настроение живописец постарался донести до зрителя. Чтобы написать сочинение про Черное море в 4 классе, необходимо рассмотреть репродукцию картины художника Айвазовского.

Художник оставил значительный след в русской живописи. Полотно считается самым заметным в его творчестве. Никому из живописцев не удалось описать морскую стихию также точно и многогранно, как это сделал Айвазовский.

Сочинение-описание по картине Буря на море ночью Айвазовского

Море ассоциируется у большинства современных людей с отдыхом, спокойствием и полной душевной гармонией. Люди привыкли восхищаться морем и при первой возможности ехать отдыхать к морю, несмотря на дороговизну такого удовольствия, тратя накопленные за год работы средства.

Как показывает практика, морем восхищаются не только простые рабочие, но и представители творческого мира. Айвазовский – один из величайших русских художников. Он не просто писал картины, он жил своим творчеством и без него не представлял своей жизни.

И даже он среди своих шедевров нашёл место морю. Чёрное море по сравнению с другими морями России обладает своим особым шармом. Обычно оно достаточно спокойное, на его побережье приятно проводить время.

На полотне изображена стихия, которая беспощадно бросает по волнам бедный кораблик. Картина полностью написана в серых тонах, с синим отливом, что подчёркивает трагизм происходящего. Моряки – очень отважные ребята, всегда боялись морского шторма и считали его худшей напастью наряду с нападением пиратов.

Корабль нарисован очень маленьким на фоне туч и волн, что подчёркивает его беззащитность в борьбе против стихии. Действительно, экипаж судна в такие моменты не сильно влияет на ход событий. Грамотное управление кораблём всегда играет роль, но при сильной стихии людей в открытом море может спасти разве что чудо.

Кроме того в стороне можно увидеть скалы и разбившиеся судно. Люди, пребывающие в нём, выбрались повыше на скалы, однако что-то говорить об их судьбе ещё рано. Никому неизвестно, сколько времени продлится стихийное бедствие, и насколько долго придётся ждать помощи. В небе над корабликом видны чайки.

Они чувствуют приближение опасности для людей и ожидают в надежде на поживу. Кроме того особо бдительный зритель может увидеть неподалёку от корабля тень ещё одного судна также сражающегося со стихией. Вдали виднеется силуэт большого города. Он символизирует относительность всего в жизни.

Расстояние к нему небольшое, но в сложившихся условиях оно становится непреодолимым препятствием.

В целом картина производит очень сильное впечатление и останется в памяти каждого, кто имел возможность посмотреть на неё. Она напоминает нам, что от капризов природы не спасёт ничто, и во время бури единственным методом борьбы является ожидание её конца.

Айвазовский. Чёрное море. Описание картины

Айвазовский Черное море писал всю жизнь. Его марины – прекрасные образцы романтического направления в русской живописи. Практически на всех морских картинах люди – лишь способ подчеркнуть мощь стихии. Это роднит Айвазовского с Тёрнером, для которого главными героями всегда были море, небо, стихия.

До конца дней своих – а он прожил долгую жизнь, 82 года, – Айвазовский не выпускал кисть из рук, живо откликался на все события, происходившие с флотом, написал тысячи видов моря и умудрялся оставаться актуальным, каждый раз удивляя критиков, которые вот только разразились очередным текстом на тему «Айвазовский устарел».

А текстов таких хватало… В конце века на первый план вышло реалистическое направление в живописи. Айвазовскому в вину ставили чрезмерную театральность, романтический надрыв его картин. Он парировал эти обвинения отнюдь не ответными речами.

Отвечал он картинами, после которых обвинителям оставалось лишь развести руками и признать, что списать Айвазовского со счетов им снова не светит.

Желаете реализм? Буйство красок сменяет практически монохром. Но стихийность, бездна чувств, скрытая за этой реалистичностью, – остается.

«Дух Божий, носящийся над бездною», – выдохнул скупой на похвалы идеолог передвижничества Иван Крамской, наконец обретя дар речи у этой картины. Крамский был так потрясен, что поместил «Черное море» на свое полотно «Неутешное горе».

«На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», – восхищался Крамской. Собственно, вот и описан «сюжет картины».

Художник, ранее так умело заливающий солнечным светом небесную гладь, любовно изображающий многоцветие вод, представил практически 50 оттенков серого, но сколько же в них скрыто! Если всмотреться в эти оттенки, то богатство палитры поражает: здесь и изумрудные, и серебристые, и прозрачно-серые, и зеленые тона, и синева, почти переходящая в черноту.

Темное, сумрачное небо, тяжелые тучи, предвещающие скорую бурю. В просвет пробивается солнечный луч, отблески которого видны на воде. Это вообще особенность марин Айвазовского – в любом шторме при любой непогоде можно отыскать проблеск солнца. Не обнаружим мы его лишь в том случае, если изображена ночь, но тогда скорее всего будет лунный луч.

На первом плане – так называемая «волна Айвазовского». Так современники называли волны с гребешками пены на его картинах, которые он изображал так виртуозно, что, глядя на них, кажется, ощущаешь соленый вкус на губах.

Линия горизонта разделяет две стихии и одновременно объединяет изображение в единое целое. Единственный знак присутствия человека на этой картине – виднеющийся на линии горизонта парусник.

Иногда это трактуют так: автор показывает «превосходство стихии над человеком». Хотя это спорный вопрос – не в том смысле, что автор показывает противоположное. Гораздо вероятнее, что он вообще не ставит так вопрос. Почему? Достаточно посмотреть на этот затерявшийся кораблик, чтобы понять, почему.

Человек и стихии – вообще несопоставимы для Айвазовского. Этот подход роднит его с великим британским маринистом Джозефом Мэллордом Уильямом Тёрнером. Но у Тёрнера это противоборство все же показывается.

Кто побеждает? Чтобы вопросов не осталось, достаточно посмотреть на картину «Переход Ганнибала через Альпы». Там вдалеке виден хобот слона, так на нем как раз величайший полководец и восседает…

В 2015-м году в Третьяковской галерее побывал современный художник Аниш Капур.

Директор галереи Зельфира Трегулова, сопровождавшая его в экскурсии по галерее, рассказывает о том, какое впечатление произвело на него “Черное море”: “По дороге в зал иконописи — а он хотел посмотреть именно иконы — Капур остановился около «Черного моря» Айвазовского. Почти беспредметная картина, между прочим.

А на обратном пути просто встал как вкопанный, хотя уже опаздывал на собственное открытие в Еврейский музей. И когда я спросила: «Что вам в Айвазовском?» — он ответил: «Как же! Это абсолютная метафизика! Это то, что я делаю сегодня»».

А на следующий день Капур снова пришел в Третьяковку – уже на свидание с “Черным квадратом”. Похоже, он не сомневается, что между этими двумя картинами – Айвазовского и Малевича – кровная связь.

Описание картины Айвазовского «Корабль среди бурного моря»

На картине, написанной в 1887 году художником-маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским, изображен накренившийся под натиском разбушевавшихся волн корабль. На ветру трепещет флаг, за ненужностью спущены паруса, что передает обреченное настроение пассажиров судна. Слева от него — спасательная шлюпка, полная людей, которые спешат покинут тонущий корабль. Судно окружено заостренными волнами, о которые, кажется, можно порезаться, а вода вокруг корабля — черная.

На полотне присутствуют и живые представители природы — три чайки, летящие то ли от, то ли к кораблю. Людей и птиц художник изображает схематично, лишь обозначая основные черты, в отношении людей — силуэты. Легко различим раскрас крыльев чаек, но направление их полета определить трудно. Видны плечи и головы пассажиров, даже при внимательном рассмотрении цвета их одежды, но лиц не видно совсем. Из той информации, которую предоставляет Айвазовский художественному зрителю, сложно составить полную историю происходящего. Кто эти люди? Может, обычные моряки, занимающиеся ловлей рыбы, а может, путешественники-первооткрыватели.

Сюжет картины заключен не в человеческие судьбы. Во время внимательного анализа картины приходит осознание того, что корабль, занимающий, как кажется с первого взгляда, центральное место на полотне (это также подтверждает название), на самом деле является частью фона, в то время как на первом плане расположена подробно прописанная, полная энергии и жизни, голубая волна. Она светится своей прозрачностью и поражает оттенком голубого, ярко контрастирует с мутноватой зеленой водой в глубине картины. Для Айвазовского море — что-то игривое, неуловимое и, несмотря на свою разрушающую силу, беспорочное. В том, как по-разному художник изображает море, выражается его любовь к нему, любовь к любым проявлениям стихии. Он старательно вырисовывает и белоснежные прожилки голубой волны на переднем плане, и не забывает о мутных линиях темно-зеленого моря. Горизонт на полотне очень неспокойный; он сливается с небом, переходит в облака, делая море и небо единой субстанцией.

Кажется, будто все силы природы объединились против одинокого корабля: страшное небо, опасные волны, и, кажется, даже чайки насмехаются над его несчастьем. Корабль преклоняется перед стихией и печально, словно белым флагом, «машет» обрывком паруса. Художник, изображая море на пике стихии, восхищается его силой и необузданностью.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях – в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Сюжет картины

Простата сюжета художника прослеживается и в этой картине. Айвазовский «Черное море» — это очередное творение, где отображены две любимые стихии автора – море и небо. Сразу при первом взгляде бросается четкая линия далекого горизонта, что разделяет все полотно на две части. Именно эта тонкая белая полоска дает каждому надежду на лучшее будущее, на возможность спрятаться от стихии. В этом и кроется все описание Айвазовского «Черное море». Но нельзя говорить про сюжет картины, не уточнив про один момент. Вдали около линии горизонта виднеется едва заметный силуэт морского судна. Автор неслучайно сделал его едва различимым, простым взмахом кисти.


Фрагмент картины

Поиски своего стиля

В 1836 г. Айвазовский участвует в учебном походе Балтийского флота и набирается новых впечатлений. Осенью того же года на академической выставке он выставляет сразу семь картин, получивших высокую оценку прессы и публики. Выставку посетил А.С.Пушкин, и Айвазовскому посчастливилось познакомиться и поговорить с ним. Встреча эта осталась в памяти художника навсегда.

Круг интересных знакомств растет, общительность и хорошее воспитание привлекает к нему людей. Айвазовский хорошо пел, играл на скрипке, прекрасно разбирался в литературе. Дружеские отношения связывают его с К.Брюлловым, И.Глинкой, Н.Кукольником.

В 1837 г. Иван Айвазовский получает золотую медаль за блестящие успехи в живописи. Медаль дает ему право на поездку за границу для совершенствования художественного мастерства. А, перед тем, ему предоставляется поездка в Крым. По приглашению друга Пушкина – Николая Раевского, Айвазовский участвует в военной компании Черноморского флота у берегов Мингрелии (Абхазия). Он знакомится с блестящими русскими морскими офицерами — Нахимовым, Корниловым и Лазаревым. Картины, написанные по впечатлениям этого похода, имели большой успех у россиян.

Цветовая палитра

Айвазовский при написании Черного моря, на этот раз, использовал максимально темную гамму. Цвета получились насыщенными и богатыми, при этом на холсте не встретишь ни одного яркого или «открытого» оттенка. Благодаря использованию в построении картины только полутонов, волны поучаются такими переливающимися и живыми.

В стиле моря написано и небо, которое также затянуто и в напряжении. Свинцовые цвета и темная палитра помогают реалистично ощутить, что грозовые тучи вот-вот готовы разразиться ливнем и соединиться вместе с морской стихией.

Каждый понимает, что очутиться в этот момент в изображенном месте очень опасно. Только где-то на уровне горизонта автор прорисовал светлый луч надежды в виде белых облаков. Именно они позволяют надеяться одинокому кораблю, который стремится на этот свет, что его ждёт светлое будущее, и он доберется до земли, а не пропадет в морской пучине во время страшного урагана, что разыграется в считанные минуты.

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве

Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память

Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.

Краткая биография

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.

Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.

Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен. Если вам интересен Айвазовский в цифрах, читайте об этом статью [ 

Мнение известных людей о художнике

Айвазовский повсеместно любим и стопроцентно узнаваем. Так было всегда, и как показывает интерес к его творчеству на данный момент, так будет и в будущем. Современник художника писатель Фёдор Достоевский сравнивал его с Дюма:

Он действительно нравился всем, нравится и сегодня. В его картинах всякий мог и может найти что-то своё, родное. Скажем, герой обороны Севастополя адмирал Корнилов специально прибыл в Феодосию на боевом корабле «12 апостолов» и салютовал Айвазовскому из всех орудий — так было оценено историческое полотно «Чесменский бой». Художник не останется в долгу — этот корабль будет написан на восьми его картинах.

Чесменский бой, 1848

Две его ранние юношеские работы — «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье», написанные в 1835 году, восхитили баснописца Крылова:

Он уживался даже с новаторами. Известно, что Айвазовский задолго до опыта передвижников устраивал свои выставки не только в столицах, но и в провинции.

Передвижники не ревновали. Более того — ценили его мастерство, чему свидетельством совместная работа Айвазовского и Репина «Прощание Пушкина с морем».

Вот слова императора Николая I:

Слово своё он держал — на одной из выставок было представлено 9 картин художника. Император купил 6, в том числе и знаменитый «Девятый вал». По словам самого живописца, Николай I как-то на морской прогулке, перекрывая шум волн, крикнул ему:

Пожалуй, это самая точная оценка его картин.

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа – Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца

В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Продуктивность: Айвазовский мог написать картину по памяти и за два часа

Живопись была главной страстью и главным смыслом для Айвазовского. Он всегда чувствовал себя счастливым, когда находился в творческом состоянии. И всегда был вдохновленным – без поиска отдельных источников. В письмах Айвазовский часто упоминал, что именно сейчас работает над лучшей картиной. И так повторялось раз за разом. Ему настолько нравилось писать, что он брал паузы только, когда физически не мог этого делать – чаще всего на кораблях (из-за тряски).

Литератор Василий Кривенко наблюдал за работой Айвазовского: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение».

Изображенные объекты на холсте

Основная роль в картине Волна принадлежит гневному морю. Разразилась ужасная буря. Корабль накрыла огромная волна, оставив на поверхности лишь макушку мачты. За нее и ухватились пытающиеся спастись моряки. Корабельная шлюпка, балансирующая на гребне волны, с минуты на минуты перевернется, так как перегружена людьми. На картине Волна Айвазовский изобразил следующие детали и объекты:

  • огромные, серо-зеленые, клокочущие морские волны;
  • мачта затонувшего корабля со рваным красным флагом;
  • три человека, вцепившихся в спасительную рею, уходящую под воду;
  • лодка с моряками, и несколько человек, свалившихся за борт.

Яростная, мощная, морская стихия жестоко расправляется со слабыми людьми. На картине Волна Айвазовский изобразил трагическую ситуацию. Понятно, что эти люди, борющиеся с бурей, обречены. Даже когда закончится шторм, у них практически нет шансов на жизнь, так как они окажутся в открытом море на деревянных обломках судна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: