Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне
Моисей встретился со своим братом Аароном, которому тоже явился во сне Господь и велил выйти навстречу Моисею. Вместе они собрали старейшин колен Израилевых и передали слова Господа.
Люди пошли на отчаянный шаг — явились к фараону и сказали, что он должен их отпустить — такова воля Бога.
Фараон смеялся над ними: «кто ваш Господь, чтобы я слушал Его?» и прогнал тех, кто к нему пришел.
Несмотря на то, что люди приходили к нему снова и снова, Фараон видел чудеса, которые творит Господь, он был непреклонен. И тогда Бог наслал на Египет 10 казней:
- Превращение вод Нила в кровь;
- Нашествие жаб;
- Нашествие мошек;
- Нашествиее пёсьих мух;
- Мор скота;
- Болезни на людях и скоте;
- Град и огонь между градом;
- Нашествие саранчи;
- Тьма;
- Смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.
Наконец, фараон сдался и разрешил отлучиться на три дня. Народ отправился в пустыню Сур. Фараон, осознав, что его слуги не собираются возвращаться, отправил погоню. Скитания по пустыне длились долго, наконец, люди вышли на берег моря. Но люди фараона настигали. Что было делать? По велению Господа, Моисей поднял свой жезл над водой и тут случилось невероятное: воды расступились перед израильтянами и сошлись обратно перед египтянами.
Израильтяне были свободны. Но скитания на этом не закончились. Они длились 40 лет.
Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).
Моисей же отошел ко Господу перед самой Землей Обетованной.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)
Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 году. В некоторых источниках, впрочем, говорится, что он родился в 1517 или 1518 году, однако первая дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано датированной 1531 годом.
Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название — Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций. Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к XVI веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области. Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные
занятия, питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей. Старые авторы писали, что еще в XVI столетии в Бассано
свято хранились заветы предков, давно уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».
Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое
влияние на формирование личности будущего художника. Недаром
впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в
которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Но нельзя также
сбрасывать со счетов и семейную обстановку. Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых
оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его
рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма
образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну
куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство
своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.
Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и
хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в
мастерской Бонифацио Веронезе.
Пребывание Якопо Бассано в Венеции подтверждается необычным документом, датированным 15 января 1535 года. Это — патент, выданный живописцу и еще неким двум изобретателям за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и
осушать болота». Страсть к изобретательству Якопо, по всей вероятности, унаследовал от Франческо да Понте, тоже всю жизнь что-то мастерившего. Забегая
вперед, скажем, что «инженерная мысль» не оставляла Бассано и позднее. Уже вернувшись в родной город и сделавшись вполне почтенным и зрелым мужем, он разбил подле своего дома (тоже, кстати, весьма
необычного и напичканного различными техническими причудами) сад, где установил фигуры птиц и
животных, которые были сделаны так искусно, что казались живыми.
Работает [ править ]
Путь на Голгофу
Ранний период править
Способность Бассано экспериментировать и впитывать стилистические качества других современных художников проявляется в четырех различных периодах его творческого наследия. Каждый период показывает работу художника в гармонии его собственной эстетики со стилями его сверстников.
Ранние произведения, 1530-е годы и позже. Бонифацио де Питати дал своему юному ученику непреходящую оценку творчества Тициана, влияние которого ясно видно в его ранних произведениях. Самые ранние картины Бассано демонстрируют его пожизненную одержимость яркими красками, которые он видел в начальных работах Тициана, особенно в « Ужине в Эммаусе» Бассано.(1538). В этом задании для местной церкви Бассано наполняет холст яркими яркими красками, которые помогают людям отличать фигуры от окружающей их среды. Он отходит от обычаев своих современников, помещая фигуру Христа позади сцены и позволяя мирянам, окружающим его, играть более значительную роль в композиции пьесы. Они также уникальны в своей одежде. Вместо того, чтобы одевать свои фигуры в драпированные бесформенные ткани, многие художники эпохи Возрождения приравнивали к классической римской моде, Бассано предпочитал изображать фигуры в одежде 16-го века. Детали этого произведения — наиболее часто обсуждаемый аспект. Для многих искусствоведов его включение разнообразной еды на столах, лежащей собаки и крадущейся кошки вокруг стульев,а также многочисленные второстепенные персонажи — это свидетельство того, что Бассано рисовал с натуры вместо того, чтобы полагаться на стилистические условности того времени.
Маньеризм править
Произведение Бассано « Тайная вечеря» (1542 г.) показывает его новый интерес к маньеризму в итальянском искусстве. В своей работе он выразил влияние, связанное с современными гравюрами Дюрера и картинами Рафаэля . Это особенно выражается в сильно заряженных эмоциях испытуемых и в динамичной и стилизованной позе фигур. Озабоченность маньеристов высокоразвитыми элементами дизайна очевидна в тщательном размещении Бассано и «характере» фигур для создания активной композиции, которая направляет взгляд зрителя вокруг каждой детали холста. По сравнению с более ранними цифрами, которые были более ровными, фигуры Бассано в «Тайной вечере» кажутся живыми, их кожа напоминает мускулы и сухожилия, а не деревянные усталые позы его ранних работ.
Бассано начал экспериментировать со светом и своими объектами примерно в 1550–1570-х годах. Именно в этот период он был одним из первых художников, написавших «ноктюрн» или картину ночного пейзажа с искусственным освещением. Этот вид живописи был чрезвычайно популярен среди местной публики и сделал картины Бассано очень ценными. В его работах также стали появляться пасторальные элементы, которые были нарисованы его отцом и частью его окружения. Вместо того, чтобы помещать религиозные сцены в классические римские декорации (как это делали его коллеги из эпохи Возрождения), он поместил фигуры в более естественный ландшафт, где деревья и цветы были так же тщательно обработаны, как и его фигуры.
- Картины
-
Благовещение пастухам (1533 г.), замок Бельвуар
-
Путь на Голгофу (1535-1538), Фонд Бемберг
-
Ужин в Эммаусе (1538 г.), Художественный музей Кимбелла
-
Шествие на Голгофу (1540 г.), Национальная галерея
-
Тайная вечеря , 1542, Галерея Боргезе, Рим
-
Голгофа
-
Портрет кардинала
-
Портрет джентльмена
-
Поклонение королей , начало 1540-х годов
-
Алтарь, написанный для церкви в Томо, пинакотеки в Мюнхене
-
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1570 г.), Галерея Уффици
-
Крещение Христа , 1592 г., частное собрание
-
Якопо Бассано и мастерская — Очищение храма
-
Поклонение волхвов
-
Животные в Ноевом ковчеге
-
Чудесный улов рыб
-
Очищение храма , Национальная галерея
биография
Он родился и умер в Бассано-дель-Граппа , деревне недалеко от Венеции , от которой он получил свое название. Его отец Франческо Бассано Старший называл себя «крестьянским художником». В его картинах досконально описаны одуванчики и сорняки. Якопо перенял элементы своего стиля, которые он использовал для создания новаторских религиозных картин, включая, например, животных, фермы и пейзажи.
Начав работать в студии Бонифачо де Питати в Венеции, он также учился самостоятельно с другими художниками своего времени в других итальянских городах. Его отношения с ними были неоднозначными: таким образом, Якопо Бассано изобразил Тициана биржевым маклером в своей книге «Очищение храма» . Его интересовал «современный образ» новых художников, прибывающих в Венецию, и особенно гравюры из Рима. Однако он сохранил свой вкус к хроматическому натурализму и ярко выраженное чувство объема и формы, характерное для картин этого периода.
Когда он возвращается в Бассано, он живет недалеко от моста и зовется Якопо дал Понте. Его известность принесла ему имя своего города — где он работал со своими четырьмя сыновьями: Франческо Бассано Младший (1549-1592), Джероламо (1566-1621), Джованни Баттиста (1553-1613) и Леандро (1557-1622)) . Бассано разработал удивительную систему двойной подписи: на копиях или вариантах, сделанных его сыновьями, Якопо ставит свои инициалы, как знак качества. Таким образом, все они имеют много стилистических сходств, а некоторые работы трудно приписать.
Между серединой 1540-х и концом 1550-х он создал личную версию маньеризма, которая была популярна в Венеции. Вытянутые тела и великолепный эффект сбалансированной композиции, однако, не заставляют его отказываться от одежды своих могущественных животных. В конце его карьеры пасторальный жанр, сделавший его знаменитым, был заказан ему венецианскими коллекционерами. Он сочиняет их в сумеречном пейзаже, подчеркнутом почти театральными эффектами светотени. В одном из самых последних полотен, «Депозиция из Лиссабонского музея» (внизу) В. Р. Реарик «думает, что Якопо, вероятно, отправил ее в Венецию, чтобы она служила моделью в студии своего сына Франческо, где проходили большинство известных версий картины. тема вышла (в том числе и Луврская версия) » .
Введение повседневной жизни в религиозной живописи, встретили благосклонность спонсоров и имел большой успех в в XVII — м веке, в том числе суда Людовик XIV , с Ришелье
В XIX — м , когда мы начинаем обратить внимание на внутреннее качество каждой работы, появляются века неравенство их счета. Бассано в большом количестве пополняют запасы музея и немного забыты.. Якопо появляется в группе музыкантов Свадьба в Кане из Веронезе .
Якопо появляется в группе музыкантов Свадьба в Кане из Веронезе .
Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.
Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
Что нужно знать перед осмотром Ватиканской пьеты
«Ватиканская Пьета» хранится на территории Ватикана в базилике Святого Петра за пуленепробиваемым стеклом. Найти работу можно сразу у входа справа в первой капелле. Посетить культовое сооружение Ватикана разрешается с 7 утра до 19:00.
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Скитания
Во время скитаний евреи то и дело сожалели об уходе из Египта, ведь там была стабильность, гарантированный рабский паёк с мясом. А на диете из небесной манны и перепелов их вера и надежда быстро истончались.
Тинторетто. Сбор Манны Небесной
Если бы не заступничество Моисея, Господь мог бы за их неблагодарность стереть евреев с лица земли:
Медный змей
В 21 главе книги Чисел описывается один из многих случаев, когда евреи роптали на Бога. В этот раз они выразили негодование по поводу манны и того, что Бог водит их по пустыне, где нет ни хлеба, ни воды.
В ответ на это Господь наслал на них ядовитых змей. Народ взмолился о пощаде и Бог предоставил выход:
«И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
(Чс.21:6-9)
Это событие имеет большое значение для нас:
Отметим, что речь идёт не о формальном поклонении Богу, но о проявлении искренней веры в искупительную жертву Христа. Только так мы избавимся от смертельного яда греха.
К сожалению, со временем евреи стали поклоняться медному змею как идолу и дали ему имя Нехуштан. Праведный царь Езекия был вынужден его уничтожить.
Фёдор Бруни. Медный змий. 1841Холст, масло. 565 × 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Этот пример показывает, что нельзя относиться к искупительной жертве Христа как к магическому предмету. Если бы евреи смотрели на медного змея, но после этого вернулись к ропоту на Бога, то продолжили бы умирать от ядовитых змей. Так и с нами: искупительная жертва Христа помогает лишь тем, кто кается и перестаёт грешить.
Закон — 10 заповедей
10-ю заповедями (Заветом) называется договор между Яхве и Его народом. Скрижали Завета Моисею дал Бог на горе Синай, где постился в течение 40 суток.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей разбивает скрижали Завета
Однако в порыве гнева он их бросил на землю, и они разбились, так как за время его отсутствия евреи успели сделать золотого тельца и начали поклоняться ему, а не истинному Богу. Моисей покарал отступников, и Бог вручил ему новые скрижали.
Вернувшись на гору, Моисей провёл там ещё столько же дней, как до этого. То есть в общей сложности он постился и общался с Богом — практически без перерыва — 80 дней (Исход 24:18, 34:28). Это говорит о его неисчерпаемой внутренней силе и любви к Богу, а также своему народу, несмотря на его грехи.
Никола ПуссенПоклонение золотому тельцу. 1633–1634
Библейская энциклопедия, изданная Российским Библейским Обществом, указывает, что Завет — уникальный кодекс нравственных принципов. Сходство с другими торговыми и политическими договорами 2-го тысячелетия до н. э. есть, но лишь в манере составления.
Моисей получает законы Монастырь cв. Екатерины, Синай Ок. 565–566 гг.
Когда Моисей стоит на Синае, Синай кажется маленьким, настолько велик Моисей.
Протоиерей Александр Мень
Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1650 г. Лувр, Париж
Картина Никола Пуссена (1594-1665 гг.) «Аркадские пастухи» сама по себе вряд ли привлечёт Ваше внимание в Лувре. Если только Вы не обожаете самого Пуссена
- Но если знать сюжет этой картины, то она становится чуть ли не самой любопытной во всей мировой живописи.
- Итак, что же мы видим на картине?
- Судя по названию, перед нами три пастуха и ещё одна дама, смысл присутствия которой не очень ясен.
- Дело явно происходит в Древней Греции, судя по хитонам, венкам и сандалиям.
И даже место действия известно. Некая Аркадия, весьма приятная на вид: кудрявые деревья, скалы, высокое синее небо.
Пастухи обнаружили старое надгробие, на котором силятся прочитать неведомую фразу. И вот тут начинается самое интересное.
Фраза «Et in Arcadia Ego» переводится как «И я был в Аркадии».
Аркадия, как ключ к разгадке
Чтобы понять ее смысл, важно разобраться, чем же так славится Аркадия. Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство
И пастушество было самой главной профессией
В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией
Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией.
Пастухи вели размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. И постепенно сложился райский образ Аркадии, места, где человек и природа гармонично сосуществует.
И вот теперь смысл загадочной фразы проступает гораздо отчетливее.
Умерший как бы обращается к живым – наша жизнь скоротечна, все мы бренны. И даже в таком райском месте, как Аркадия, всех нас ждет смерть.
Откуда взялась история про аркадских пастухов
И вот что самое удивительное. Такого сюжета Вы не найдёте ни у одного античного автора. Разве что Аркадия существовала и в их времена.
Впервые этот сюжет мы видим у современника Пуссена, Гверчино. Тлеющим черепом крупным планом он недвусмысленно говорит нам о том же. Что смерть есть даже в Аркадии.
Гверчино. Et in Arcadia ego. 1618-1622 г. Палаццо Барберини, Рим
А уж где Гверчино взял эту фразу и сюжет, остаётся загадкой. С Пуссеном они об этом не успели переговорить. Гверчино покинул Рим за год до того, как туда прибыл французский художник.
Ранняя версия «Аркадских пастухов»
Пуссена так заворожила картина «Et in Arcadia Ego», что он написал свою версию. Тоже с черепом.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1627 г. Собрание герцога Девонширского
А через 20 лет написал ещё одну версию. Которая и стала самой знаменитой.
Она написана в очень узнаваемом стиле классицизма. Когда все подчинено четким канонам. Идеализация во всем. Поджарые и миловидные пастухи. Традиционная трёхцветка: красный-синий-желтый. Герои стоят почти в ряд, чтобы каждого из них мы могли разглядеть. Идеализированный пейзаж.
Череп Пуссен убрал. Вместе с ним избавившись от эмоциональности барокко. И сделал сюжет более романтичным и пасторальным.
Изменилась и пастушка. Если в первой авторской версии это была легкомысленная особа, спокойно оголившая свою грудь.
То в более поздней версии это уже статная дама
Обратите внимание, что она слишком белокожа, чтобы быть пастушкой. А ещё она меньше всех удивлена находке. Она положила руку на плечо молодому пастуху, как бы успокаивает, что мол ничего не поделать, такова жизнь
Она положила руку на плечо молодому пастуху, как бы успокаивает, что мол ничего не поделать, такова жизнь.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи (фрагмент). 1650 г. Лувр, Париж
Скорее всего, Пуссен превратил пастушку в аллегорию мудрости.
Что вполне в духе художника. Аллегории, появившиеся в Эпоху Возрождения, после Пуссена и вовсе наводнили картины.
Крылатая фраза «И я был в Аркадии»
Теперь фраза «И я был в Аркадии» или «И я в Аркадии родился» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.
Эта крылатая фраза была очень популярна в последующие столетия. Не раз встречается у поэтов.
- Но по какой-то необъяснимой причине обходилась стороной живописцами.
- Картина Пуссена так и осталась чуть ли не единственным полотном на этот сюжет в истории живописи (не считая ранней работы самого Пуссена и картины Гверчино).
- Если Вы знаете картины на этот же сюжет, пожалуйста, напишите мне в х.
- Оксана Копенкина
- Перейти на главную страницу
Литература[ | ]
- Alberton Vinco Da Sesso, Livia. Jacopo Bassano, i Dal Ponte: una dinastia di pittori : . — Bassano del Grappa : Ghedina & Tassotti, 1992. — 125 p. — ISBN 978-8-87-691101-9.
- Sennato, Marina. Dizionario Larousse della pittura italiana: dalle origini ai nostri giorni : . — Roma : Gremese Editore, 1998. — P. 41 – 44. — 554 p.
- Nuova enciclopedia popolare : . — Torino : Giuseppe Pomba e compania, 1844. — P. 792 – 793. — 1380 p.
- Галерея Боргезе. — Директ-Медиа, 2014. — (Великие музеи мира (Том 18)). — ISBN 9785871072578.
- Иванова, Е. В. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — ISBN 9785373008242.
- Булгакова, А. Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: вестник международного института антиквариата. — 2013. — Т. 2, № 2.