Влияние на мир искусства
Никола Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских авторов оказалось колоссальным.
Первоначально работы художника не были оценены должным образом, воспринимались как некая диковинка, любопытная вещица. Лишь со временем стало ясно, насколько мощны его картины, какая сила таится в каждом их штрихе.
Царство Флоры
Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники обходили Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор снабдил их современным видением искусства, тем самым заложив основы методов классицизма.
Продолжателями идей Пуссена стали не живописцы XVII века, а художники-классицисты XVIII столетия. При жизни мастер кратко описал правила, которых он придерживался в работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения французской Королевской академии живописи и скульптуры.
Аполлон и Дафна
Картины Николы Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую картинную галерею.
Описание
Предмет
Modello (Национальная галерея Канады )
Картина представляет собой одну из многих пыток, которым подвергся Эразм Формийский, епископ Антиохии, взятый ангелом в южную Италию и преследуемый преследованием Максимиан Геркулес. Представленная здесь пытка исходит не от римского мартиролога, а от Золотая легенда из Якобус да Вараджин. Император приказал привязать его к столу и извлечь его внутренности с помощью лебедки. Согласно легенде, это последняя пытка, которую перенес святой перед смертью. В император приказал бы святому принести жертву богам, и он бы ответил, что он «отказался приносить жертвы каменным богам, на которых вы похожи». Потом однажды доставили в храм Юпитер, статуя превратилась бы в пыль. Статуя, представленная здесь в правом верхнем углу, не представляет Юпитера, а Геркулеса, напоминающего прозвище императора.
Исходное местоположение
Картина предназначалась для украшения запрестольного образа алтаря, расположенного слева от северного трансепта. У этого алтаря есть украшение, относящееся ко времени Папа Климент VIII из позолоченного лепнина и полихроматический мрамор. Он был освящен Святому Эразму Формийскому с 1605 года после того, как мощи святого были перенесены на место из старой базилики, где культ этого святого восходит к 1119 году. Это алтарь, который плохо приспособлен для его поклонения, но который является предметом горячего поклонения со стороны верующих, что, несомненно, объясняет его дальнейшее существование в новой базилике. Старый запрестольный образ был украшен картиной, известной как гравюра. Жак Калло. Его приписывали художнику-маньеристу Польский происхождение по имени Томас Третер, преданное забвению и датированное примерно 1575 годом. Однако эта атрибуция и датировка подвергаются сомнению. Эта картина хранилась в новой базилике по крайней мере между 1605 и 1627 годами.
Анализ
Картина по своему положению должна была рассматриваться преимущественно под углом, и Пуссен учел это в своей композиции. Он построил его наклонно, начиная снизу слева и голову святого вверху справа, статуя, вдоль тела святого и руки священника. Спектакль настаивает не на ужасе сцены, а на стоическом сопротивлении Эразма. В мученик (этимологически свидетель), свидетельствует о жертве Христа и о силе его сопротивляющейся веры. Пуссен отмечен здесь отпечатком больших венецианских алтарей и цветным искусством Пьетро да Кортона.
Диерик Баутс — Мученичество святого Эразма (ок. 1466 г.)
Смерть
Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.
Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.
Танкред и Эрминия
Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало. Мэтру был 71 год.
В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику — посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.
В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты и , подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.
Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.
В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.
Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в эго творчестве. Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры. Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти.
Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.
Умер художник осенью 1665 года в Риме.
Рекомендации
- Милованович и Сзанто 2015, стр. 97.
- ^ Милованович и Сзанто 2015, стр. 164.
- ^ Милованович и Сзанто 2015, стр. 164–165.
- ^ Милованович и Сзанто 2015, стр. 165.
- Райс 1997, стр. 225.
Источники
- Энтони Блант, Картины Николя Пуссена. Критический каталог, Лондон, Файдон, 1966, 271 п., п. 66-67 (уведомление 97)
- Жак Тюилье, Николя Пуссен, Париж, Фламмарион, 1994, стр.287 п. ( ISBN 978-2-08-012513-2), п. 250 (примечание 69)
- Ален Меро, Пуссен, Париж, Хазан, 2011, 336 п. ( ISBN 978-2-7541-0526-2), п. 48-49 (примечание 91)
- Пьер Розенберг и Луи-Антуан Прат, Николя Пуссен: 1594-1665: каталог выставки национальных галерей Большого дворца, 27 сентября 1994 г. — 2 января 1995 г., Реюньон национальных музеев, 1994 ( ISBN 978-2-7118-3027-5), примечание 26
- Луиза Райс, Алтарь и алтарь нового собора Святого Петра: оборудование базилики 1621-1666 гг., Издательство Кембриджского университета, 1997, 350 п. (lire en ligne ), п. 225-232 (примечание 10)
- Николя Милованович и Микаэль Санто (реж.), Poussin et Dieu: , Malakoff / Paris, Hazan / Louvre éditions, 2015, 488 п. ( ISBN 978-2-7541-0826-3), п. 164-166 (объявление 4) Каталог экспозиции Лувра с 30 марта по 29 июня 2015 г.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Пуссен, Никола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- Cambry, «Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin» (П., VII)
- Gaul de St-Germain, «Vie de N. Poussin, consideré comme chef de l’école française» (П., 1806)
- H. Bouchit, «N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d’une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu» (П., 1858)
- Poillon, «Nicolas Poussin, étude biographique» (2 изд., Лилль, 1875)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николя Пуссен: жизнь и творчество художника
2.8 (56.67%) 6 голос(ов)
История
Стол заказан на 5 февраля 1628 г.у фабрики Святого Петра, чтобы украсить алтарь, посвященный Эразму Формийскому , в базилике Святого Петра , точнее, расположенный слева от северного трансепта. Он должен был быть помещен рядом с Мученичество святого PROCES и Сен-Мартиньен по Валентину де Булонь (1629). Фабрика требует, чтобы Пуссен возобновил композицию картины, которую он должен заменить, за исключением того, что языческий священник должен быть перемещен в сторону композиции. Папа сначала настаивает на том, чтобы Петр Кортонский выполнил этот приказ. Но Пуссен окончательно выбран благодаря вмешательству его защитника, Кассиано даль Поццо , секретаря кардинала Франческо Барберини . Последний заказал ему «Взятие Иерусалима» ( Музей Израиля ) в 1626 году, а затем «Смерть Германика» (1628), что принесло ему большую известность в Риме, куда он прибыл четырьмя годами ранее.
Модельло из Оттавского музея.
Известны два подготовительных рисунка: первый хранится в Амброзианской библиотеке в Милане , а второй — в гостиной музея Уффици во Флоренции . Затем Пуссен создал модель, которая сейчас находится в Национальной галерее Канады в Оттаве . Панно — единственное произведение, которое можно увидеть в общественном здании города во времена художника, это также единственный алтарь, который он подписывает.
Картина была окончательно перенесена в Квиринальский дворец до 1763 года. Она была захвачена французскими войсками в 1797 году и отправлена в Лувр в Париже, где оставалась до 1817 года. В этот день она была возвращена Святому Престолу и хранилась в Ватикане. Музеи .
Личная жизнь
Никола Пуссен был женат. Супругу он встретил в Риме: Анн-Мари оказалась француженкой, дочкой кондитера. В 1629 году, когда художник серьезно заболел, семья Дюге взяла на себя заботы о его здоровье
За время пребывания в их доме живописец обратил внимание на старшую дочь хозяина и после выздоровления обручился с ней
Селена и Эндимион
Свадьба состоялась в 1630 году. Союз был крепким, счастливым. Детей в браке не родилось. Жена Пуссена скончалась в 1664 году. Это событие подкосило мастера, он перестал работать, пребывал в меланхоличном настроении. Через год он последовал вслед за супругой.
Аркадия, как ключ к разгадке
Чтобы понять ее смысл, важно разобраться, чем же так славится Аркадия. Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство
И пастушество было самой главной профессией
В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией
Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией.
Пастухи вели размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. И постепенно сложился райский образ Аркадии, места, где человек и природа гармонично сосуществует.
И вот теперь смысл загадочной фразы проступает гораздо отчетливее.
Умерший как бы обращается к живым – наша жизнь скоротечна, все мы бренны. И даже в таком райском месте, как Аркадия, всех нас ждет смерть.
След в искусстве
Никола Пуссен был выдающимся французским художником, одним из основоположников классицизма. В основном он писал полотна на исторические, мифологические и библейские темы, тщательно изучая литературные источники.
Над всеми этапами создания картины Пуссен трудился самостоятельно, не прибегая к услугам учеников и коллег. Он сам делал многочисленные эскизы, добиваясь наилучшего варианта, создавал трёхмерную восковую композицию, искал натурщиков. Над одной картиной художник мог трудиться более полугода.
В работе мастер придерживался принципа рационализма. Его картинам свойственны сложные аллегорические сюжеты, гармоничность, идеально точный рисунок, стройное и ясное композиционное построение, чёткое разделение планов с помощью формы и цвета, использование локальных цветов. Художественные приёмы, применявшиеся живописцем, легли в основу академизма.
-
Значение сна в жизни человека кратко
-
Колония это в микробиологии кратко
-
Специфичность в биологии это кратко
-
Христианство в русских землях до кн владимира святого кратко
- Корпорация ллойд история кратко
Самые известные картины Никола Пуссена
Картины Никола Пуссена подчинены принципам рационализма, в них нет ни малейшего намека на вычурность. Композиция безупречна, лишние детали отсутствуют. Среди лучших произведений художника:
Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) – французский художник, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственна ясность, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена были положены в основу обучения Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.
- Детство
- Творческий путь
- Техника и стиль
- Влияние на мир искусства
- Личная жизнь
- Смерть
- Интересные факты
- Известные картины
Творчество
В Риме Никола не только вдохновился работами гениев, но и получил желаемые знания, прожив здесь 20 лет. Следующий период творчества — после возвращения во Францию — короткий: в Париже живописец пробыл 2 года в статусе первого придворного. Но дворцовые интриги, устраиваемые коллегами и поддерживаемые Анной Австрийской, вынудили Пуссена в 1642-м вернуться в Рим, где ему покровительствовал кардинал Барбарини.
Особенностями творчества художника называют строгое подчинение его работ принципам рационализма, главенствующего в классическом направлении. Более всего Пуссена вдохновляли мифологические, библейские и исторические сюжеты.
Следуя канонам античной живописи и восхищаясь искусством Ренессанса, мастер избегал вычурности и лишних деталей: каждый предмет на его полотнах на своем месте и несет смысловую нагрузку. Пейзажи Пуссена излучают мягкое тепло и словно подернуты легкой дымкой, увидеть и запечатлеть которую можно лишь в Средиземноморье.
Никола Пуссен — «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»
Никола Пуссен одним из первых использовал в работе локальный свет, поняв его художественную ценность. В дальнейшем приемы мэтра стали эталоном. Академия Франции позаимствовала их при составлении свода правил, характерных для академизма.
В скрижали мировой живописи великий нормандец вошел с произведениями «Смерть Германика», «Царство Флоры», «Чума в Азоте», «Парнас», «Святое семейство на лестнице». Для собора Святого Петра в Ватикане мастер написал полотно «Мучения святого Эразма», которое ценители творчества Пуссена считают лучшим в его наследии.
Для позднего периода характерны сюжеты из литературы и мифологии. Самые известные работы — «Пейзаж с двумя нимфами», «Отдых на пути в Египет» и «Четыре времени года».
В Лувре хранятся картины кисти Пуссена «Вознесение Богородицы», «Пейзаж с Диогеном», «Чудо св. Франциска Ксаверия» и другие, которыми может гордиться любая художественная галерея мира. Для работ мэтра характерны идеальная точность рисунка и выверенная композиция с четким разделением планов посредством цвета и формы.
Смерть
Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.
Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.
Танкред и Эрминия
Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало. Мэтру был 71 год.
В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.
Детство
О детстве, отрочестве Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: утеряны приходские книги, в которых хранились сведения о новорожденных. В литературе упоминается 15 июня 1594 года, но это лишь условность. Сам художник утверждал в одном из писем, что родился в 1593 году. Его родиной является Лез-Андели в Нормандии.
разрушение Иерусалима
Родители будущего гения не имели никакого отношения к искусству. Ее мать была неграмотной и происходила из семьи зажиточных фермеров. Отец занимал более высокое положение и смог дать сыну достойное образование.
Показать таблицу
Справочник по истории | |
Годы жизни | 15 июня 1594 г. — 19 ноября 1665 г |
Страна | Франция |
Жанр | Картина |
Стиль | Классицизм |
Сюжеты | Пейзаж, история, мифология, религия |
Первые знания мальчик получил в Руане, столице Нормандии, в иезуитском монастыре. Там он увлекся рисованием. Парижский художник К
Варрен, приехавший расписывать церковь, обратил внимание на творчество талантливого юноши, взял его с собой в столицу Франции и сделал своим учеником
В Париже Николя Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ван Элле, затем он стал учеником Жоржа Лаллемана.
Смерть Германика
Его мировоззрение перевернулось после того, как юноша оказался в Лувре. Когда он увидел картины итальянских художников эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, он был очарован ими. Именно тогда созрело решение отправиться в Рим, оттачивать мастерство, искать свой путь в искусстве.
Родители амбиции сына стать артистом не поддерживали. В возрасте 18 лет он бежал в Италию, не обращая внимания на их неудовольствие.
Никола Пуссен
Никола Пуссен. Автопортрет |
XVII век в Европе ознаменовался как столетие победы и господство разума человека, подъема науки. Именно в этот период практически повсеместно в европейских странах ученые сделали фундаментальное открытия. Важнейшие из них принадлежат таким ученым: итальянскому астроному и философу Галилео Галилею, английскому физику и математику Исааку Ньютону, голландскому философу — рационалисту Спинозе, французскому математику Рене Декарту. безмерное стремление к торжеству человеческого разума выражено в суждении, бросившем вызов вечности: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт). Тем временем во французском искусстве зараждается новое направление — классицизм. Все виды искусства — и живопись, и архитектура, и литература пропитаны идеями героизма, мужества и отваги, преданности своему государству, однако влияние на разум и кисти художников этого столетия все же оказывает искусство античности.Основателем классицизма во французской живописи является Никола Пуссен (1594 — 1665), долгое время живший и работающий в Риме. Отдавая предпочтения античному искуссиву, сам художник восхищался работами Рафаэля Санти и Тициана Вечеллио. Картины Пуссена приковывают своей рассудительностью и рациональностью построения, все было продумано и выверено до мельчайших деталей: размещение героев полотен, геометрическая точность чертежей. Вместе с тем, вопреки такой педантичности в произведениях Пуссена отсутствуют элементы нудной и рассудочной конфигурации.
В первых известных картинах уже обнаруживаются все его качества. Эти картины были написаны им около 1630 г. для римского кардинала Барберини — «Смерть Германика» и «Разрушение Иерусалима».
Никола Пуссен. «Смерть Германика» |
Никола Пуссен. «Разрушение Иерусалима» |
Наиболее известными картинами Пусена написанными впериод творческой жизни в Риме являются: «Похищение Сабинянок», «Сбор манны», «Нахождение Моисея», «Парнас», написанная в духе Рафаэля, «Преследование Сиринги паном».
Никола Пуссен. «Похищение Сабинянок» |
Никола Пуссен. «Сбор манны» |
Никола Пуссен. «Нахождение Моисея» |
Никола Пуссен. «Парнас» |
Никола Пуссен. «Преследование Сиринги паном» |
Не смотря на огромное количество картин, относящихся к последнему периоду жизни в Риме, наибольший резонанс вызвало изображение Тайной Вечери в виде римского триклиниума с возлежащеми гостями из второй серии «Св. Даров». Полотно с Диогеном, бросающим чашу. Также незамеченными не остались изысканные произведения мастера «Аркадские пастухи», и «Завещание Эвдамида», реалистичная и нежная история Орфея и Эвридики
Никола Пуссен. «Тайная Вечеря» |
Никола Пуссен. «Аркадские пастухи» |
Никола Пуссен. «Орфей и Эвридика» |
Антуан Ватто
Портрет Антуана Ватто |
Отсутствие сильной страсти у героев, любовь к галантным сценам, беззаботного времяпрепровождения в тенистых парках и одновременно с этим тонкое проникновение в человеческую психологию, неподдельная поэзия — это все характерные черты искусства французского живописца Антуана Ватто.
Художник родился во фламандском городе Валансьене, захваченным королем Людовиком XIV не задолго до его рождения. Первым учителем Ватто был Жак-Альбер Герен.
Приблизительно в 1702 году художник перебрался в Париж, где был копиистом, копировал в основном произведения Рубенса, Ван Дейка и др. фламандских живописцев. В следуещем году продолжил дальнейшее свое обучение у Клода Жило и Клода Одрана до 1709 г. Обучение у этих художников пробудило интерес к театру и декоративному искусству. В 1717 стал академиком Королевской академии живописи и скульптуры. Умер знаменитый художник в 18 июля 1721 г. в городе Ножан-сюр-Ман.
Ватто отличало от его многих подражателей и модных, на то время, мастеров рококо, присущее живописное мастерство да еще своеобразная лиричность.Одни из лучших картин художник посвятил театру. Актеры, которых он писал, были со сложным внутренним миром, ему удается передать раздвоенность актера между его душевной настроенность и ролью на сцене театра.
Антуан Ватто. «Жиль» |
Антуан Ватто. «Музыкальное парти в летнем театре» |
Антуан Ватто. «Любовная гамма» |
Антуан Ватто. «Диана у ручья» |
Антуан Ватто. «Капризница» |
Антуан Ватто. «Прибытие на остров Киферу» |
Антуан Ватто. «Актеры французского театра» |
Антуан Ватто. «Танец» |
Читать часть I
Читать часть IIПри использовании данного материала ссылка на блог — обязательна
Техника и стиль
Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Нарцисс и Эхо
Художника классицизма чрезвычайно интересовали работы двух авторов эпохи Ренессанса – Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») техникой, исполнением схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.
Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:
- гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
- изображение людей в благородных позах и одеяниях,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, моральная направленность сюжета,
- точность рисунка, идеальность пропорций,
- четкое разделение планов при помощи игры цвета.
Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.
Творческий путь
Творческий путь Николы Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Ренессанса.
Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 г.г. начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. В этот период времени свет увидели:
В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но уже через 2 года мастер вернулся в Рим: предлагаемая французским монархом работа показалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против нового фаворита.
Мученичество святого Эразма
Техника и стиль
Отличительная черта творчества Пуссена заключается в его стремлении к реализму. Чтобы добиться идеальных пропорций, он измерял старые статуи. Перед рисованием он делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Нарцисс и Эхо
Художника-классицизма чрезвычайно интересовали произведения двух авторов эпохи Возрождения — Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») по технике и исполнению схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.
Последующие полотна приобрели больше индивидуальности. Они характеризуются:
- цветовая гармония – цвета не слишком яркие, приближенные к природным оттенкам,
- изображения людей в благородных позах и нарядах,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, нравственная направленность действия,
- точность рисунка, идеальные пропорции,
- четкое разделение планов с помощью игры цвета.
Николя Пуссен, изначально рисовавший картины на библейские сюжеты, ими не ограничивался. В его коллекции — герои античных мифов, исторические события, изображения красоты природы. Художник решил создать два собственных портрета (1649, 1650). Благодаря этому можно представить, как выглядел знаменитый художник.
Влияние на мир искусства
Николя Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских писателей было колоссальным.
Изначально работы художника не были должным образом оценены, они воспринимались как некая диковинка, странная вещица. Только со временем стало понятно, насколько сильны его картины, какая сила заключена в каждом их мазке.
Царство флоры
Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники игнорировали Ренессанс, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор придал им современное видение искусства, заложив таким образом основу приемов классицизма.
Продолжателями идей Пуссена были не живописцы 17 века, а художники-классицисты 18 века. Еще при жизни мастер кратко описал правила, которым он следовал в своей работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения Французской Королевской академии живописи и скульптуры.
Аполлон и Дафна
Картины Николя Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую художественную галерею.
Биография Никола Пуссена
Никола Пуссен появился на свет на севере Франции, в Нормандии, дата его рождения точно не установлена. Сведения о семье будущего гения и его ранних годах очень скудны. Юноша изучал латынь в Руане, в школе иезуитов, брал уроки рисования у Квентина Варена (Quentin Varin).
Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle), потом перешел в подмастерья к Жоржу Лаллеману (Georges Lallemand), живописцу-историку, но не сошелся с ним характерами. Никола, обладавший ярко выраженной индивидуальностью, не принимал студийную систему: всю свою творческую жизнь он писал медленно и тщательно, предпочитая работать в одиночку.
У молодого человека накопились внушительные долги. Он возвратился в отчий дом, но в 1616-м вновь уехал в Париж для изучения анатомии и перспективы. Благодаря дружбе с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа (Alexandre Courtois) художник смог посещать Лувр. Собственный стиль Никола Пуссена формировался под влиянием картин Рафаэля (Raffaello Santi) и Джулио Романо (Giulio Romano).
Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м тридцатилетний Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), а к наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен. Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) и считал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.
Выполнив взятые обязательства, в 1642 году Пуссен мчится обратно в любимый Рим. Его мастерство достигает апогея. Эпикурейские мотивы практически исчезают, художник все больше интересуется античной тематикой, пишет пейзажи.
В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер.
Крылатая фраза «И я был в Аркадии»
Теперь фраза «И я был в Аркадии» или «И я в Аркадии родился» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.
Эта крылатая фраза была очень популярна в последующие столетия. Не раз встречается у поэтов.
Но по какой-то необъяснимой причине обходилась стороной живописцами.
Картина Пуссена так и осталась чуть ли не единственным полотном на этот сюжет в истории живописи (не считая ранней работы самого Пуссена и картины Гверчино).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.