Картины на клеёнке
Денег на хорошие материалы не было и свои картины Пиросманишвили писал на том, что всегда находилось под рукой. Даже в самом дешёвом духане — простой клеёнке, снятой со стола, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. При этом он любил повторять: «Моя кисть пишет сама»…
Потом он применил этот приём написания на обычной клеёнке и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, необыкновенное.
Вот что сказал об этом писатель Константин Паустовский: «Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведённый почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеёнки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение».
Маргарита
Наибольшую известность получила одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, которая была известной французской актрисой. Ради нее художник потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенским, автором прославленного стихотворения, эта история была немного приукрашена, но суть осталась верной. События произошли в Тбилиси в начале XX века.
Актриса Маргарита
Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую безответно влюбился Пиросмани. Чтобы завоевать ее сердце, он продал все, что у него было на тот момент. А на полученные деньги скупил цветы, какие только нашел в Тбилиси. История произошла весной, поэтому розы еще не цвели. Нико выкупил у торговцев разные виды цветов и усыпал ими всю улицу перед домом возлюбленной. Охапки сирени, акаций, анемон, бегоний, лилий, маков, пионов были разложены прямо на мостовой. Действительно ли их было около миллиона, неизвестно.
От такого цветочного изобилия Маргарите показалось, что в нее влюбился местный богач. Она и не думала, что покорила сердце бедного художника. Измученный, без гроша за душой Нико так и не смог ее заинтересовать. Она вернулась во Францию и связала свою судьбу с каким-то военным. После ее отъезда Нико Маргариту больше никогда не видел. После его смерти, работы художника отправились на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старая женщина и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, а вот судьба Нико сложилась печально.
Первая и единственная прижизненная выставка автора прошла в квартире города Тифлиса. Это событие стало возможным с помощью братьев Зданевичей. Они открыли для публики удивительный талант Пиросмани. Нико заметили в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все сильнее отдалялся от людей, не принимал ничью помощь, вел отшельнический образ жизни. «Общество грузинских художников» собрало 300 рублей для помощи талантливому живописцу, но его так и не смогли найти, чтобы отдать эти деньги.
Смерть
Перед смертью Нико сильно голодал, вел нищенский образ жизни. Он ушел из жизни 5 мая 1918 года. Введение сухого закона в Тбилиси заставило многих духанщиков закрыть свои заведения, поэтому художник больше не смог зарабатывать себе на еду. Нико был согласен даже на милостыню, хотя ранее отказывался от любой помощи. Он нашел для проживания маленькую комнату, расположенную под лестницей в подъезде старинного дома. Ему не хотелось никого видеть, поэтому он старался не попадаться на глаза соседям.
Только сильный кашель выдавал его местонахождение. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем убежище он провел в беспамятстве не менее трех дней, когда его нашли соседи и сопроводили в больничные покои. В них он и умер, так и не придя в сознание.
Дом, где провел свои последние дни художник, сохранился. В маленькой комнатке под лестницей оборудован музей, а улица, на котором стоит этот дом, названа в его честь.
«Жираф»
Художник мечтал предоставить всем волю, и жирафа он написал без клетки. Как тут не вспомнить Н. Гумилева.
Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он строен и грациозен. Шкура его украшена волшебным узором. Только луна осмеливается с ней равняться, когда она дробится и покачивается в водах глубоких озер. Печален, грустен и полон немого вопроса взгляд больших глаз жирафа Пиросмани. Художник написал, что он помнит про запах немыслимых трав, про свой плавный и радостный бег среди них – этот цветной корабль саванн. Одно лишь лазурное небо напоминает пойманному и посаженному в клетку жирафу его родину.
Миллион алых роз…
До сих пор историю любви Нико каждый излагает по своему. Одни говорят, что художник пировал с друзьями и не пошёл в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала. Другие утверждают, что Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала в Париж.
Третьи вовсе считают, что Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши.
Никто точно не знает, были ли знаменитые розы и сколько было цветов на самом деле. По легенде, Нико прибыл к дому Маргариты ранним летним утром в сопровождении повозок, доверху гружёных цветами и усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой. А потом долго и терпеливо ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, поцеловала юношу в губы и ушла….
У этой истории есть продолжение, но опять же, установить насколько оно имело место быть, не представляется возможным.
Библиография
- Зданевич К. М. Нико Пиросманашвили. — М. 1964.
- Кузнецов Э. Д. Пиросмани / Художники серии: М. Аникст, С. Бархин.. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1975. — 168, с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Буачидзе Гастон. Пиросмани, или Прогулка оленя. — Тбилиси: Хеловнеба, 1981. — 296 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: niko-pirosmani.ru,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Нико Пиросмани: жизнь и творчество художникаПроголосуйте
Место для чувств
Жизнь Нико Пиросмани окружена легендами, которые слагали его друзья и почитатели. Одна из них — о страсти бедного художника к актрисе, подарившего ей миллион роз, — стала символом бескорыстной безответной любви. На самом деле эта история — очень в духе Пиросмани, которого считали человеком не от мира сего. Ему сложно было найти свое место в обыденной жизни. Единственное, что ему нравилось, — рисовать. Он никогда не учился живописи, не знал анатомии и не имел представления о перспективе — впоследствии его назвали «примитивистом» и «представителем наивного искусства». Этих слов он тоже, разумеется, не знал. Пиросмани просто рисовал как умел, как видел, как чувствовал, так, как рисуют дети — не рукой, а сердцем.
Нико родился в 1862 году в бедной крестьянской семье на востоке Грузии. Он сызмальства помогал отцу возделывать землю, а едва выпадала свободная минутка, мчался домой, где его ждали огрызок карандаша и обрывок бумаги. Ребенок старательно выписывал различную утварь, животных, людей — в нем просыпался художник.
После смерти родителей сироту пригрела богатая армянская семья Калантаровых, у которых отец Нико работал садовником в последние годы жизни. Опекуны забрали мальчика в Тифлис (нынешний Тбилиси). И тех пор имена Пиросмани и города неразрывно связаны — легенды о любимом Нико горожане передают из поколения в поколение.
Калантаровы очень привязались к Нико и с гордостью демонстрировали гостям творения приемного сына. Мальчик тоже питал к благодетелям нежные чувства, а особенно пылкие — к старшей дочери Калантаровых Элизабет. Нико прожил в приемной семье почти 15 лет. И, когда ему исполнилось 27 лет, он решился открыть свое сердце Элизабет и попросил ее руки. И тут стало ясно, что даже общее детство и долгие годы жизни под одной крышей не разрушили сословных барьеров. Юноше дали понять, что крестьянскому сыну без гроша в кармане не пристало мечтать о богатой наследнице… Отказ девушки глубоко ранил Нико. Он не мог больше оставаться в ставшем чужим доме среди людей, не желавших признать его ровней, и отправился куда глаза глядят. С того дня он больше ни разу не виделся с Калантаровыми.
Полеты на седьмом небе. Главный цвет в палитре Марка Шагала
Подробнее
О персонажах
Главными героями и моделями Нико были крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. На его портретах можно увидеть самые различные типажи старого Тбилиси. Но особое место в картинах занимают животные с человеческими, грустными и добрыми глазами. Это его «Жираф», «Пасхальный барашек», «Раненый олень».
Так как Пиросмани не был профессионалом, то в своих работах он не прибегал ко всякого рода сложным приёмам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать её на зрителя.
И что удивительно, вещи и фигуры на его картинах существуют как бы сами по себе
Если бы тогда на Пиросмани обратил внимание кто-то из специалистов-психологов, что он бы обязательно сказал: этот человек одинок и безумно тоскует. Причём, он оставался одинок даже когда пытается изобразить веселье или нарисовать большую сцену
Нико Пиросмани
Х удожник, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского, был случайно открыт братьями Зданевич – поэтом Ильей и художником Кириллом, которые увидели в Тифлисе одну из работ Пиросмани.
Эта кажущаяся простота сродни архаичным традициям в искусстве – иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани – портреты, натюрморты, изображения животных – сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются – он чаще писал на клеенке, – передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.
Странствующий художник создавал вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки вроде пира в деревне или встречи бездетного богача с многодетной бедной женщиной. Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли – в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. От его клеенок тоже немногое сохранилось. То, что дошло до нас, сегодня хранится в музеях России и Грузии.
О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, до сих пор известно не так много. К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Рано осиротел. Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру.
У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. Трепетное отношение семейства Калантаровых сыграло в формировании молодого человека двоякую роль: он сохранил чистоту души и доброе отношение к миру и одновременно оказался не приспособлен к тяготам взрослой жизни. Он, конечно, попытался получить профессию – в 28 лет устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. К тому же часто болел. В общем, служба его не задалась. Через четыре года Нико подал в отставку. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения. На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску. Дела его пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь.
Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника. Известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева – символ несостоявшегося чувства двоих.
Нико Пиросмани был художником-самородком и художником-странником. Не имея пристанища, он путешествовал и рисовал на заказ, но работа его стоила гроши. Он принял свою судьбу и не противился ей. Живопись была единственным ремеслом, на которое он оказался способен. Хоть он так и не получил никакого специального образования. Георгий Якулов писал, что Пиросмани «принужден был учиться у своего инстинкта».
Он рисовал жизнь, которую знал и любил: герои его полотен – продавцы, односельчане, женщины с детьми. Удивительны изображения животных – у львов, жирафа, оленей человеческие глаза.
В 1913 году в Москве на Большой Дмитровке состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезенные Ильей Зданевичем из Тбилиси.
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/niko-pirosmani-i-ego-shedevry-za-edu-542855/http://v-georgia.com/velikij-bednyak-niko-pirosmani/http://www.culture.ru/persons/8995/niko-pirosmani
голоса
Рейтинг статьи
Самостоятельные заработки
Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Его звали Алеша Пешков. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории. Так и появился в печати «Макар Чудра», и родился большой русский писатель. Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом начинающий художник, еще полностью не нашедший себя, открыл лавку по продаже молока. В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю. Наконец, он насовсем забросил торговлю и стал делать то, к чему тянулась душа – заниматься живописью. Это произошло в 1900 году.
Интересные факты из жизни художника
В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.
По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.
Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.
Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.
Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.
Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.
Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.
Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений — о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.
Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.
Творчество
«Вывеска пивной Закатала», Государственный Музей искусств Грузии, Тбилиси
Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.
Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича () и портрет Александра Гаранова (). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.
«Друзья Бегоса» (1910-е годы), Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.
Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.
Его творчество высоко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты. Живописец, график, сценограф и теоретик искусства М. Ф. Ларионов отмечал, что «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, — великолепны».
Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (); «Медведь в лунную ночь» (); «Гумно» (); «Лань» (); «Кутёж трёх князей», «Маргарита ()», «Жираф».
Несколько работ известно только по сохранившимся фотографиям (таковой считается картина «Собака Бартоломе»)
Тбилисская коморка под лестницей
Нико Пиросмани арендовал маленькую комнату под лестницей в доме, расположенном на улице Молоканская. Здесь он жил и занимался живописью, создавая свои великолепные шедевры. По воспоминаниям друга художника Ладо Гудиашвили обстановка этой квартиры состояла всего лишь из нескольких предметов – кровать, какой-то ящик на стене вместо шкафа, и повсюду ведра, краски и кисти.
Обычный трехэтажный дом в стиле 19 века с большим внутренним двором, бельем на веревках и деревянными балконами – таких домов, называемых итальянскими, в Тбилиси огромное множество. И только один из них украшен мемориальной табличкой, свидетельствующей о том, что здесь проживал «видный художник Грузии». За свою жизнь Нико, вероятно, не раз менял адрес, переезжая из одной лачуги в другую, но в силу отсутствия документов подтверждающих такой факт, памятная табличка установлена только здесь.
Сегодня они стоят миллионы
Более того, грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Нико жил очень бедно и поэтому коллеги собрали и вручили ему 10 рублей.
Надо сказать, что Пиросмани был очень гордым человеком и посчитал это своего рода подаянием. Однако деньги всё же принял и пообещал купить краски и написать картину для Художественного общества. Через несколько дней он и верно принёс полотно «Свадьба в Грузии былых времён». Однако больше на собраниях Общества его никто не видел…
Слава, столь внезапно обрушившаяся на художника, сменилась насмешкой. В одной из газет вышла карикатура на Нико Пиросмани, больно его ранившая. Опытные люди понимали, ведётся закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма. Но сам Пиросмани был далёк от интриг.
В отчаянии он уничтожил все свои работы, которыми так гордился. А вскоре и вовсе отвернулся от людей.
Всеми забытый Нико Пиросмани умер в Тифлисе в 1918 году. А вот его живопись оказалась нетленной. Немногие оставшиеся работы теперь стоят миллионы. К примеру, на одном из аукционов «Сотбис» за его картину «Арсенальская гора ночью» заплатили 1.600.000 долларов.
Вывеска
Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования. То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.
По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Восхищение – вот главное, что можно сказать об этой вывеске.
Черный царственный лев
Он поражает величием и сдержанностью красок. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а белилами выполнены все оттенки сияющего в закатных лучах солнца царя зверей. Живописец от Бога понимал цвет не хуже художников, закончивших академии.
Налитое нерастраченной мощью бронзовеющее тело, грозные клыки, великолепная грива, и при этом самые печальные глаза. Эта картина – шедевр Пиросмани, связана в наши дни с кражами и скандалами, исками в суд наследников. Пока она еще находится в Москве. Когда она вернется на родину, неизвестно, а по аукционным оценкам она стоит не один миллион долларов. Вот какой был дар у Пиросмани. Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более – понимал. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже.