Презентация, доклад по изо, мхк для 11 класса реализм в западноевропейской живописи

Конец карьеры

Картина Тема Заголовок Датировано Технический Габаритные размеры Место сохранения Справка
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1865 г. о бумага на холсте, масло 37 × 33  см Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
Литературный Дон Кихот и мертвый мул 1864 г. после масло на дереве 25 × 46  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса отдыхают под деревом 1864-1866 гг. масло на дереве 42 × 38  см Музей Ордрупгаард в Копенгагене
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса в горах 1865-1870 гг. масло на панели 30 × 45  см Музей Оскара Рейнхарта «Ам Рёмерхольц» , Винтертур
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1866-1868 гг. масло на холсте 78 × 102  см Старая национальная галерея , Берлин
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1866-1868 гг. масло на холсте 41 × 33  см Музей Хаммера , Лос-Анджелес
Литературный Дон Кихот и мертвый мул 1867 г. масло на холсте 132 × 54  см Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Литературный Чтение Дон Кихота 1865-1867 масло на холсте 82 × 65  см Кардиффский национальный музей
Литературный Дон Кихот за чтением 1867 г. о масло на дереве 33 × 26  см Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Жанровая сцена Художник у гроба 1867 г. о масло на дереве 26 × 34  см Реймсский музей изящных искусств
Литературный Дон Кихот 1868 г. о масло на холсте 52 × 33  см Новая пинакотека , Мюнхен
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса незаконченный 1868–1872 гг. масло на холсте 100 × 81  см Институт Курто , Лондон
Жанровая сцена Еда в деревне 1868 г. масло на панели 26 × 34  см Кардиффский национальный музей
История В беглецы 1868 г. о 38 × 68  см Институт искусств Миннеаполиса
Жанровая сцена Экономия Частное собрание, Аукцион 2005 г.
Жанровая сцена Экономия 1868–1872 гг. масло на холсте 34 × 28  см Гамбург Кунстхалле
Жанровая сцена Трубадур 1868–1873 гг. масло на холсте 84 × 57  см Кливлендский художественный музей
Портрет Художник перед своей картиной 1870 г. о масло на панели 11 × 8  см Фонд Барнса , Филадельфия
Жанровая сцена цех 1870 г. о масло на холсте 41 × 32  см Центр Гетти , Лос-Анджелес
Жанровая сцена Голова Дон Кихота 1870 г. о масло на панели 32 × 25  см Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло
Жанровая сцена Коллекционеры гравюр 1870 г. о масло 41 × 33  см Гентский музей изящных искусств
Жанровая сцена Художник за мольбертом 1870 г. о масло на панели 34 × 26  см Коллекция Филлипса , Вашингтон
Жанровая сцена Сальтимбанки в покое 1870 г. масло на холсте 55 × 65  см Музей Нортона Саймона , Пасадена
Жанровая сцена Два скульптора 1870-1873 гг. масло на дереве 27 × 36  см Коллекция Филлипса , Вашингтон
Жанровая сцена Пьеро с мандолиной 1873 г. о масло на дереве 35 × 27  см Музей Оскара Рейнхарта , Винтертур

Презентация на тему: » Оноре Домье ( ). Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе.» — Транскрипт:

1

Оноре Домье ( )

2

Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.

3

o Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий- иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. o С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. o Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня), будучи человеком, ненавидящим всякое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. o Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени.

4

Литография «Гаргантюа» (1831) — карикатура на Луи Филиппа(лейтенант- генерал королевства), изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Уже в этом графическом листе художник, преодолевая перегруженность композиции и повествовательность, тяготеет к монументальной, объемно- пластической форме, прибегает к деформации в поисках наибольшей выразительности лица или предмета. После того как Оноре Домье нарисовал карикатуру, художника посадили на полгода в тюрьму.

5

«Законодательное чрево» (1834) Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Лица депутатов выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Они беседуют между собой, читают, дремлют и бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры высовываются друг за другом, лица, заплывшие жиром и напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.

6

Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография изображает трагический финал рабочих восстаний 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном из мрака выплывает фигура мертвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование художника проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. «Улица Транснонен» 1834 г.г.

7

В карикатуре показано мелкое тщеславие буржуа, готовых на всё, лишь бы их портрет появился на престижной художественной выставке. Это напоминает стремление некоторых представителей современной нам богемы, деловой и политической элиты любой ценой попасть в различные «глянцевые» рейтинги. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г.

8

Образ Дон Кихота, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа над силой тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной составляющей образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота. « Дон Кихот» 1870 г.

9

Новый взлёт творчества художника пришёлся на 1848 г. время Февральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более динамичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство кабинета министров Луи Филиппа при виде юной девушки аллегорической фигуры Революции.

10

Картина «Прачка» была написана в 1861 году, и живописцу удалось настолько ярко и монументально передать женский образ, что общество сравнивало эту картину со скульптурами Микеланджело. На картине молодая еще, не старая женщина поднимается по высокой лестнице с маленьким сыном. Тюк с мокрым бельем от тяжести скатывается все ниже, большие, сильные руки покраснели от холодной воды, однако, сейчас женщину заботит не это. Видно, что мальчик с трудом поднимается по ступенькам, и мать поддерживает его словом.

Мушки

Ссора с евреем-покровителем. Из серии «Карьера проститутки». Карикатура Уильяма Хогарта. 1732 год

Одна из наиболее узнаваемых черт моды XVIII века, сохранявшая популярность на всем его протяжении, — мушки. Некоторый упадок интереса к мушкам наблюдается с 1780-х годов, в эпоху предромантизма, когда начала цениться «естественная» красота и женщины стали постепенно отказываться от тяжелого макияжа, отличавшего предшествующий период. Однако и в это время мушки продолжали носить многие пожилые дамы, верные привычкам своей молодости.

В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно — свинцовых белил, о вреде которых заговорили позже). Но в карикатуре уже в начале XVIII века мушки приобрели свой смысл: они обозначали модную женщину, а значит, в глазах моралистов, кокетку и даже распутницу. Подписи к некоторым картинкам намекают на то, что основным назначением мушек было скрыть следы сифилиса. Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление — недвусмысленный знак падения героини. Мушка на лбу дополняет характеристику героини, заданную ситуацией: она отвлекает одного любовника, чтобы другой мог скрыться.

Столица Франции глазами Писсарро

Импрессионисты жили в Париже во времена больших перемен в городе. В XIX веке центр города обветшал и устарел: там не было канализации, он состоял из узких улочек, которые во время революций горожане загромождали баррикадами, и барон Осман, мэр Парижа, представил Наполеону III план по перестройке центра города. Обновить предстояло и бульвар Монмартр, и в уже перестроенном виде он предстал перед нами на картине Камиля Писсарро.

Писсарро всю жизнь провел в сельской местности, в очень маленьком городке Понтуаз и его окрестностях, но в поздние годы у него ослабло зрение, и ему пришлось переехать в Париж. Квартиру в мансарде, в которой написана эта картина, художник снял в последние дни своей жизни.

Писсарро писал в несколько этапов: сначала он делал рисунок-набросок, строил перспективу, а потом дожидался нужного освещения, и тогда уже брался за холст и масляную краску. Как и для любого импрессиониста, свет для этого мастера был не менее важен, чем изображение действительной жизни. А полотна Писсарро, на самом деле, очень живые: парижская толпа шумит, люди куда-то спешат, садятся в трамвай, несутся экипажи. Интересна манера создания этих экипажей: художник не выписывал детали, он просто клал небольшие мазки краски, и создал этим такое впечатление, что колеса крутятся, и весь силуэт находится в движении.


«Площадь Французского театра в Париже», Камиль Писсарро, 1898. (Эрмитаж)

Благодаря взгляду на Париж с высоты, по картинам Писсарро можно провести небольшую экскурсию по Парижу. На полотне «Площадь Французского театра в Париже» виден комплекс Пале-Руаяль, «Королевский дворец», который был изначально построен кардиналом Ришелье для собственных нужд, но потом его подарили королю Людовику XIV. Здесь появился самый старый парижский театр «Комеди Франсез», а пространство перед ним назвали «площадь Французского театра». Сегодня это площадь Мальро. На картине «Набережная Малаке в солнечную погоду» — левый берег Сены, где расположена Сорбонна и многие другие учебные заведения. Вдалеке виднеется купол так называемого института Франции, комплекс которого построил архитектор Луи де Во в XVII веке, когда были основаны Академия наук и Академия искусств. Правее виден шпиль древней часовни Сен-Шапель на острове Сите. Собор Парижской богоматери из своего положения художник не увидел.

Одну из примет Парижа, изображенных Писсарро, мы видим и сегодня. Вдоль набережной на картине расположились лавочки букинистов. Они появились как раз в XIX веке и продавали книги, старые газеты, небольшие рисунки и гравюры, афиши. Он располагали товар в деревянных ящичках на ограждении набережных. Ночью ящички закрывались. Букинисты были неотъемлемой частью жизни столицы Франции того времени.

Еще один парижский пейзаж Писсарро — картина «Сады Тюильри», написанная на улице Риволи, идущей вдоль Сены

Эта работа создана в 1900 году, важном для Парижа — тогда в городе проходила Всемирная выставка. Именно для нее построили здание, которое виднеется на противоположном от зрителя берегу реки

Сегодня это музей Орсе, и его судьба была непростой. Организаторы выставки решили привозить её гостей в центр Парижа на поезде, и для этого пришлось построить новый вокзал, который назвали «Орсе» по фамилии герцога, которому раньше принадлежали эти земли. После выставки вокзал оказался заброшен, у него постоянно менялись владельцы, и к второй половине XX века здание обветшало настолько, что его захотели снести, но к счастью, власти Парижа усвоили урок ошибки, совершенно в 1968 году, когда был снесен прекрасный рынок, построенный архитектором Бальтаром при бароне Османе. Это было красивое здание с кружевными металлическими перекрытиями. Орсе решили перестроить, и сейчас там помещается музей искусств, где, кстати, выставлено множество работ импрессионистов.

Фижмы

Карикатура на фижмы. 1748 год

Женский костюм на протяжении большей части XVIII века был довольно объемным. Это достигалось при помощи скрытых под юбками сложных конструкций. Широкий каркас, вставлявшийся под юбку, а также сама юбка на таком каркасе назывались «фижмами» — предположительно, от немецкого слова Fischbein, «китовый ус». В начале века использовалась колоколообразная структура, состоящая из круглых обручей разного диаметра, однако к 1730-м годам в моду вошел уплощенный спереди и сзади, расширенный по бокам силуэт.

На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками, демонстрируя исподнее окружающим.

«Хромая юбка» (hobble skirt)

Открытка. Около 1910 года

В начале XX века в моду вошла перехваченная внизу длинная узкая юбка, название которой дословно переводится как юбка-хромоножка (от англ. hobble — «хромать», «стреноживать»). В названии карикатуры «Sh-Hopping» соединяются слова «шопинг» (shopping) и «подпрыгивание» (hopping) — карикатурист предполагает, что именно таким способом модница будет возвращаться домой из магазина. Помимо фасона платья здесь пародируются характерные для начала XX века огромные шляпы.

Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.

Открытка. Около 1911 года«Хромая юбка. Что это?» — «Это юбка с ограничением скорости».

В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода. 

Приложения

Библиография

  • N / A. Азар и Ло́с Дельтей , Резюме каталога литографированных работ Оноре Домье , Орруи-сюр-Уаз , 1904.
  • (ru) «Оноре Домье», в Британской энциклопедии , 1911 г. [ Домье  (ru) Читать онлайн на Wikisource ]
  • М. Буве, Домье, Гравировка мастера , Ле Гаррек, 1933 г.
  • Домье рассказал сам и его друзья , Лозанна , 1945, 309 с.
  • Морис Гобен, скульптор Домье , Эд. Пьер Кайлер, 1952 год.
  • (ru) Роберт Рей , Оноре Домье , Нью-Йорк, Гарри Н. Абрамс, Инк. , сб.  «Библиотека великих художников»,1965 г., 160  с. ( ISBN  0-8109-0064-5 и 978-0-8109-0064-6 , OCLC   ).
  • Словарь Ле Робер и Роберт Майяр (реж.), Универсальный словарь живописи , т.  2, Париж, Smeets Offset BV Weert (Нидерланды),Октябрь 1975 г., 3000  с. ( ISBN  2-85036-002-3 ) , стр.  156–161.
  • Сирил Дюма, Домье Планту, повторение политического замысла , изд. Cazenave, Les Baux de Provence , Музей Ива Брайера , 80 стр. ( ISBN  978-2-9525039-5-2 ) , 2008 г.
  • Марсель Леконт, скульптор Домье, Фигурки и другие скульптуры , Париж , Les Presses Artistiques, 1979.
  • Жан-Клод Роман, скульптор Домье, Les busts des Parlementaires , Galerie Sagot — Le Garrec, Париж, Les Presses Artistiques, 1979.
  • Роджер Пассерон, Домье: свидетель своего времени , Фрибург , Office du Livre, 1979, 322 стр.
  • Монография Домье, 1808–1879 , Réunion des Musées Nationaux , 1999.
  • Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol.  4, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440  с. ( ISBN  2-7000-3014-1 ) , стр.  268–271.
  • Сеголен Ле Мен, Домье и карикатура , Париж, Цитадели и Мазенод, 2008.
  • Мишель Мелот , Домье: искусство и республика , Париж, Les Belles Lettres / Archimbaud, 2008, 277 стр.

Иконография

  • Оноре Домье, Автопортрет , бронзовая скульптура, Чикаго , Институт искусств Чикаго  ;
  • Надар , Оноре Домье , фотография, Париж , Национальная библиотека Франции  ;
  • Адольф-Виктор Жоффруа-Дешом , бюст Домье , местонахождение не найдено ;
  • Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз , бюст Домье , 1862 г., терракота, Версаль , музей и поместье замков Версаля и Трианона  ;

Внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

  • Примечания в общих словарях или энциклопедиях  :
  • Авторитетные записи  :
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы, связанные с комиксами  :
  • Ресурс, относящийся к общественной жизни

    «Майтрон»

  • Музыкальный ресурс

    (ru)  MusicBrainz

  • Ресурсы исследования

    Персей

  • Портал гравюры и эстампов
  • Скульптурный портал
  • Портал живописи
  • Портал истории искусства
  • Юмористический портал
  • Портал Франции в XIX — го  века
  • Марсельский портал

Биография и творчество Оноре Домье

28.01.2016 08:00

Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.

В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.

Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.

Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.

Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.

Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.

После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.

Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.

В последние годы своей жизни художник был одинок и еще плюс ко всему стал слепым. Лучшие друзья наняли для него сиделку.

Вагон третьего класса, 1863-1865:

Ноша (Прачка), 1850-1853:

Республика и чиновники, 1848:

Различие Мане и Эннера

Одна из жемчужин коллекции импрессионистов в Эрмитаже — «Портрет м-ль Изабель Лемонье» кисти Эдуарда Мане. Этой молодой девушкой художник увлекся в последние годы своей жизни, когда уже был тяжело болен. Она происходила из знатной семьи, была дочерью ювелира с Рю де ля Пе — «улицы Мира». Это короткая улочка, известная своими ювелирными магазинами. Она отходит в сторону от Вандомской площади, которую украшает огромная колонна с барельефами, изображающими победы Наполеона Бонапарта.

На выставках, где показывали работы Мане, обязательно в витринах раскладывали его письма, ведь они очень интересны. Он писал и Изабель Лемонье. В одном из писем этой девушке он нарисовал сливу (он всегда рисовал что-нибудь в своих посланиях) и оставил надпись: «Эта мирабель — Изабель, но Изабель всех прекрасней».

Рядом с картиной Мане висит «Этюд женщины в красном» работы Жан-Жака Эннера

Возможно, такое расположение немного мешает восприятию «Портрета м-ль Изабель Лемонье», сделанного в спокойных тонах, потому что красное платье дамы с соседнего полотна переманивает внимание на себя. Эннер часто очень близок к классике, это касается и «Этюда», и множество его работ, в которых он писал обнаженных моделей: они идеализированы, а их фигуры очень вытянуты.


«Этюд женщины в красном», Жан-Жак Эннер, 1890-е. (Эрмитаж)

Дело в том, что многие художники того времени хотели выставляться в официальном Салоне французских художников. Это было не только престижно, но и вселяло в них надежду на то, что их картины купит кто-то из посетителей Салона. Часто это были разбогатевшие буржуа. Чисто импрессионистские, авангардные работы в Салоне не выставляли, поэтому многие художники, в том числе и Эннер, писали полотна, близкие к классике. Публика любила аккуратную декоративную живопись. По словам Натальи Валентиновны Бродской, главное различие между Эннером и Мане в том, что Эннер писал хорошенькую женщину, а Мане создавал красивую живопись.

Процесс создания

Процесс работы над полотном нельзя назвать простым. Делакруа создал более трёх десятков эскизов, что помогли ему подобрать образы и создать композицию самого творения. Заключительная версия картины создавалась более трёх месяцев.

Для самого Делакруа «Свобода, ведущая народ», значила очень много. В письмах к своему брату он отмечал:

На мой взгляд, полотно стало своего рода “оружием” художника, что воспевал революцию и победу интересов народа над безнаказанностью монархов.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Живописец несколько раз проводил эксперименты сочетания красного и чёрного цветов, что передавали драматизм и эмоциональный накал картины. Делакруа приобщал к работе своих натурщиков, с которых написал основные образы полотна.

Более того, живописец создал несколько эскизов неба. Его целью был поиск идеальных цветовых пропорций и решений, чтобы в оттенках небосвода публика увидела цвета французского флага.

«Свобода, ведущая народ» впервые появилась на выставке в Парижском салоне в мае 1831 года. Публика была в восторге от творения Делакруа. Вскоре за три тысячи франков из государственной казны полотно было приобретено для Люксембургского дворца, где стало украшением тронного зала.

В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью

Картина должна была напоминать королю Луи-Филиппу I о том, что именно решение людей и победа революции сделали его монархом, о том, что наивысшая власть – это власть простого народа.

После Июньского восстания следующего года полотно возвратилось к Делакруа, после чего тот переправил картину на хранение своей родственнице. После революции 1848 года «Свобода, ведущая народ», вновь появилась на публике, а в дальнейшем вошла в собрание величайших произведений искусства, хранящихся в Лувре.

Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

внешняя ссылка

  • Регистр Домье, полный каталог графических работ; огромный справочный сайт
  • Daumier.org: все о жизни и творчестве Домье
  • Работы и биография в галерее PicassoMio
  • подборка видеороликов Домье, сделанных DAUMIER-REGISTER, и 500 фотографий литографий Домье
авторитетный контроль
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q187506
  • Мультимедиа:
  • Идентификаторы
  • ВИАФ 96555949
  • ISNI 0000 0001 2144 4928
  • БНЭ ХХ1047419
  • БНФ 11898743p (данные)
  • КАНТИК 981058518623406706
  • Земля
  • LCCN n79089112
  • НДЛ 00437272
  • НККjn20000700365
  • NLA 35191103
  • CiNii DA03136745
  • SNAC w6pz5gk0
  • СУДОК 026812924
  • УЛАН 500117998
  • Открытая библиотека OL116727A
  • KulturNav идентификатор
  • РКД 20126
  • Словари и энциклопедии
  • Британика адрес
  • Треккани адрес
  • цифровые репозитории
  • Персей 249776
  • Europeana агент/база/48486
  • Данные: Q187506
  • Мультимедиа:

Примечания

  1. 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: