Самые известные скульптуры микеланджело буонарроти

Статуя давида микеланджело во флоренции

Флорентийский «десант»

История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!

Задняя стена капеллы — «Страшный Суд»

После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.

Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12. Но и те, что сохранились, поражают искусством исполнения и разнообразием персонажей (более сотни на всех фресках!). Два цикла картин, по 6 фресок в каждом, опоясывают изнутри стены Капеллы: история Христа и история Моисея. Знаменитая «Тайная вечеря» здесь тоже присутствует.

По центру фреска работы Пьетро Перуджино — «Вручение ключей апостолу Петру», правее фреска работы Козимо Росселли — «Тайная вечеря»

Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.

До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.

Фрагмент потолка Сикстинской капеллы

О работе:

Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать.

Покров с фрески сняли 31 октября 1541 года, 29 лет спустя после того, как впервые глазам зрителей предстала потолочная роспись капеллы, тоже сделанная Микеланджело. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени. Джорджо Вазари писал о том, что новая работа Микеланджело была принята «с восторгом и удивлением во всем Риме». Правда, ещё до её окончания некоторые священники осудили фреску, усмотрев верх неприличия в обнажённых фигурах. В конце концов их точка зрения возобладала. За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение дописать на ряде персонажей набедренные повязки, которые прикрыли бы «постыдные части» тела. «Одеть» фигуры поручили Даниэле да Вольтерра (большому почитателю гения Микеланджело), после чего художник получил обидную кличку «Браджеттоне», что означает «рисовальщик штанов».

В 1590-х годах папа Климент VIII задумал смыть «Страшный суд», но его уговорили не делать этого. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

История создания

Изначально статуя Давида задумывалась как религиозная скульптура. Ей и еще одиннадцатью фигурами в XV веке должны были украсить периметр главного кафедрального храма Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Работы продвигались медленно, до Давида было изготовлено лишь две статуи. На этом процесс украшения храма и вовсе остановился. Огромная глыба мрамора, предназначенная для скульптуры иудейского царя, почти полвека стояла под открытым небом.

Она подвергалась воздействию солнца, осадков, да и некоторые мастера предпринимали попытки ее обтесать. В результате амбициозному молодому Микеланджело достался материал не самого лучшего качества. Ему нужно было превратить мраморную глыбу в красивую фигуру и при этом как-то «обойти» имеющиеся повреждения.

В 1501 году Микеланджело подписал договор на 200 флоринов и пообещал закончить работу над статуей Давида через 2 года.

Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Микеланджело работал один, передвигаясь вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за их ходом.

Противостояние двух титанов

Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.

Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок. К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.

Аристотель да Сангалло копия картона Микеланджело Битва при Кашине

Давид

Статуя Давида – общепризнанный символ эпохи Возрождения и, вероятно, самая известная скульптура в мире. Джорджо Вазари утверждал, что она «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». За прошедшие со времени создания Давида пять столетий положение вещей не сильно переменилось: микеланджеловский Давид по-прежнему воспринимается как эталон прекрасного тела и сильного духа. Вот несколько интересных фактов о статуе. На изготовление самого совершенного тела в истории использовался бракованный кусок мрамора

Микеланджело приступил к работе над Давидом в 1502 году, а мраморная глыба, доставшаяся ему для работы, лежала на подворье одной из флорентийских церквей еще с 1464 года. Почти 40 лет назад за неё брались другие скульпторы – то ли знаменитый Агостино ди Дуччо, то ли безвестный Бартоломмео ди Пьеро. Ни тот, ни другой по каким-то причинам не смогли закончить работу. Позднее сделать что-то путное из этого же мрамора предлагали и многих другим скульпторам, даже Леонардо да Винчи, тоже уроженцу Флоренции. Он, по легенде, отказался, сославшись на то, что мрамор уже обточен предшественниками и не годится для шедевра. И именно поэтому Микеланджело – согласился. Он испытывал к высокомерному Леонардо неприязнь и очень хотел его превзойти. В определенном смысле Микеланджело это удалось: подпорченный мрамор превратился в великую скульптуру, хотя на темени Давида видны следы чужого резца, а на спине кое-где не хватает нескольких миллиметров округлости.

Есть даже особое название для эмоции, которую выражает Давид и которой заражается от него зритель, — «террибилита»

Руки Давида судорожно сжимают камень и пращу перед решительным усилием – через секунду он рванет пращу, и камень со свистом полетит в Голиафа. Брови героя грозно нахмурены, ноздри разширены, глаза горят, напряжены мышцы шеи. Давид весь сосредоточенность и отвага. Это его узнаваемое выражение принято называть La terribilita. «Это не столько „устрашающая сила“, в буквальном смысле этого слова, — объясняет крупнейший знаток античности, историк Алексей Дживелегов, — сколько такое действие статуи или картины, которое способно вывести зрителя из спокойного состояния и заставить его с какой-то большой внутренней тревогой переживать свое впечатление».

Правитель Флоренции считал, что у Давида слишком большой нос

Об этом случае в своих «Жизнеописаниях» рассказал ученик и последователь Микеланджело Джорджо Вазари. Тогдашний пожизненный гонфалоньер Флоренции Педро Содерини пришёл посмотреть на результат двухлетних трудов Микеланджело. «Статуя ему очень понравилась, — свидетельствует Вазари, — но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват». Приметив, что гонфалоньер стоит внизу гиганта и что зрение не позволяет ему увидать по-настоящему, Микельанджело поднялся на мостки, устроенные на высоте плеч статуи, и, быстро схватив в левую руку резец и щепотку мраморной пыли, рассыпанной на досках мостков, стал, легонько взмахивая резцом, понемногу сбрасывать пыль, оставив нос в прежнем виде. Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Посмотрите-ка теперь». — «Теперь мне больше нравится, — ответил гонфалоньер, — вы придали больше жизни».

На главной площади Флоренции в наши дни стоит не оригинал статуи Давида, а всего лишь копия

Статуя Давида была задумана как символ Флоренции – в то время независимого города-государства. Юный библейский пастушок Давид, превозмогающий грозного великана Голиафа, должен был символизировать политический идеал республики, которая торжествует в борьбе с более крупными и сильными врагами (империей Габсбургов и пр.). Изначально планировалось, что Давид разместится у городского собора, но потом решено было перенести его на площадь Синьории и поставить возле Палаццо Веккьо, неподалеку от правительства города. Флорентийцы Давида очень любили: когда в 1527 году в время народных гуляний ему отбили камнем левую руку, весь мрамор до последней крошки был благоговейно подобран и приклеен на место. В 1873 году Давида перевезли под крышу музея Флорентийской академии изящных искусств, а на его старом месте поставили мраморную копию.

Архитектура

Структура

Внешний вид Сикстинской капеллы.

Часовня представляет собой высокое прямоугольное здание, и ее точные размеры определить трудно, так как известны только внутренние помещения: 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину, размеры Храма Соломона согласно Древнему Завету_

Внешний вид не имеет архитектурных или скульптурных украшений, как это принято во многих средневековых и ренессансных церквях в Италии. У него нет главного фасада или внешних входов; Доступ к нему возможен только через внутреннюю часть Апостольского дворца , а внешний вид виден только из окружающих окон и внутренних дворов дворца. Провисание и растрескивание кладки также повлияли на здание, что потребовало строительства больших контрфорсов для укрепления внешних стен. Строительство других примыкающих зданий также изменило первоначальный внешний вид.

Внутреннее пространство разделено на три уровня, нижний из которых представляет собой высокий цоколь с несколькими хозяйственными окнами и выходом на внешний двор. Подвал покрыт прочным сводом, поддерживающим часовню. Выше находится главное пространство, Сикстинская капелла, свод которой находится на высоте 20,7 метра. В здании было шесть высоких арочных окон с каждой стороны и по два с каждой стороны, но некоторые из них заложены кирпичом. Над часовней находится еще один этаж с помещениями для Папской швейцарской гвардии . На этом этаже была устроена дорожка под открытым небом, выступавшая из фасада и окружавшая здание, поддерживаемая аркой, выходящей из стен. Этот проход был перекрыт, так как из-за него в своде часовни образовалисьтечи .

Гравюра 19 века , показывающая внешний вид Сикстинской капеллы в конце 15 века , до вмешательства Микеланджело.

Интерьер

Пропорции интерьера часовни используют длину в качестве эталонной меры: деление на три дает ширину, а деление на два дает высоту. Для соблюдения пропорций было по шесть окон с каждой стороны и по два на каждом конце. Четко очерченные пропорции были особенностью архитектуры эпохи Возрождения и отражали растущий интерес к классическому наследию Греции и Рима.

Интерьер Сикстинской капеллы.

Потолок часовни представляет собой приспущенный бочкообразный свод с люнетами , окружающими арки окон. Свод поперечно прорезан небольшими сводами, образованными над каждым окном, которые делят его на нижнем уровне на ряд приподнятых парусов на пилястрах , расположенных между окнами. Цилиндрический свод первоначально был окрашен в ярко-синий цвет с золотыми звездами по проекту Пьерматтео да Амелия . Напольное покрытие cosmatesco, декоративный стиль, в котором используется мрамор и цветной камень в дизайне, который отражает пропорцию, которая ранее существовала в разделении интерьера, а также отмечает путь процессии от главной двери, используемый папой в важных случаях, таких как Вербное воскресенье .

Мраморная перегородка или трансенна , работа Мино да Фьезоле , Андреа Бреньо и Джованни Далмата , делит часовню на две части. Первоначально он был расположен в центре часовни, оставляя такое же пространство для членов , на стороне алтаря, и для паломников и граждан на другой стороне. Однако по мере роста числа помощников папы ширму перемещали, уменьшая площадь верующих. Трансенну венчает ряд богато украшенных, ранее позолоченных подсвечников, и имеет деревянную дверь, которая заменила старую дверь с орнаментом.золотое кованое железо . Скульпторы трансенны также создали канторию или кафедру для хора.

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала во времена Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Рекомендуем прочитать:

Сикстинская капелла Ватикана

Строительство Сикстинской капеллы, начатое в 1475 году, было практически завершено к весне 1481 года. Над росписью стен работали лучшие флорентийские мастера, а Пирматтео Лауро ди Амелио украсил…

Подробнее >>

Рекомендуем прочитать:

Фрески Сикстинской капеллы – самые известные росписи в мире

Грандиозные фрески Сикстинской капеллы явились символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками…

Подробнее >>

Рекомендуем прочитать:

Пьета Микеланджело – история знаменитого шедевра

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, являющееся выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. По силе эмоционального воздействия она до сих пор…

Подробнее >>

Очищенная от вековых наслоений копоти и пыли, обновленная роспись за алтарной стеной была представлена папой Иоаном Павлом II на торжественной мессе 8 апреля 1994 года. Он подвел окончательную черту в многовековом споре об уместности обнаженного тела в часовне, заявив, что « является действительным святилищем созданного Богом человеческого тела, свидетельствующем о его красоте. В нем Христос выразил тайну видимости невидимого».

Отели рядом с Ватиканом

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Художник впервые изобразил неузнаваемым Христа. Не понятно, как подобное могло случиться, еще и практически возле церкви? Ведь именно в ней поклонялись истинно существовавшему образу. По всей видимости готовая работа больше похожа на Аполлона Бельведерского, чей бюст часто воссоздавался во времена язычества.

Возле Христа, как было отмечено, находится Дева Мария. Его мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет не видеть того, как сын вершит правосудие. К тому же, в противном случае любое ее заступничество не возымеет силы. Принято считать, что мастер Микеланджело на этой своей фреске «Страшный суд» изобразил собственную почитательницу и близкую подругу, Витторию Колонна. Последняя была дочерью одной из самых благородных семей в Италии, четы Агнессы ди Монтефельтро и Фабрицио Колонна.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При рассмотрении фрески Микеланджело «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у него в руках находится содранная шкура, на которой, в свою очередь, можно увидеть автопортрет Микеланджело. Вероятно, что мастер подобным образом указал на то, как он видит клевету Аретино в свой адрес. Причиной тому стало неприятие Микеланджело тех советов, которые дал ему писатель относительно его работы «Страшный суд».

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.

Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса

Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Реакция мастера Микеланджело не заставила себя ждать, потому, в качестве намека на особые умственные способности, им были дорисованы уши осла у церемониймейстера в его образе на фреске «Страшный суд». Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе. Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

НАПЕРЕГОНКИ С МИКЕЛАНДЖЕЛО

Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери; это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Художники прошлых столетий для того, чтобы о них узнали, заговорили, поняли, полюбили, должны были добиваться признания в больших городах, под покровительством сильных мира сего. И Рафаэль не изобрел ничего нового, когда прибыл ко двору папы Юлия II, воспользовавшись рекомендацией архитектора Донато Браманте, который приходился ему родственником. В этот момент ему исполнилось 25 лет — самый прекрасный возраст для того, чтобы завоевать мир. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей — святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. Никто из присутствовавших не мог даже предположить, что спустя пять лет этот урбинец, одетый во все черное, станет главой римской школы живописи, создаст фрески, которые увековечат имя папы Юлия II и станут хрестоматийными примерами для художников классического направления. При всей хрупкости творческой натуры Рафаэль обладал удивительной силой характера и упорством бесстрашного воина. Расписывая Ватикан, он поставил себе амбициозную цель — превзойти титана Возрождения Микеланджело, создать такие стенные росписи, увидев которые, зритель хотя бы на мгновение забыл бы о существовании Буонарроти. Однако Рафаэль не гонялся за похвалами, хотя они постоянно сыпались на его голову от папских гостей, предрекавших ему великое будущее. Как настоящий гений он доверял только одному критику — самому себе.

К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. Сутки его были расписаны по минутам. Он работал безмерно много, но при этом успевал дружить с папами: его искренне любили и Юлий II, и Лев Х. Художник с легкостью находил общий язык с блистательными личностями своего времени. Рафаэль был от природы награжден даром личного обаяния, его современники утверждали, что после общения с маэстро не покидало ощущение, что ты искупался в ласковых солнечных лучах. И все же он оставался чужаком в толпе знати, тонким молчаливым юношей в черных одеждах, который безмолвно присутствовал на папских приемах. Его хотели приручить, управлять его жизнью: кардинал Бибиене мечтал выдать за него племянницу, сказочно богатый меценат Агостино Кияджи рассчитывал сделать из урбинца близкого друга. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Он приехал достичь вершин искусства, и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста.

Сотворение Адама. Описание фрески Микеланджело

Эта фреска часть грандиозной росписи потолка Сикстинской капеллы, бывшей домашней церкви папы Римского в Ватекане. Она была построена в эпоху правления папы Сикста четвертого, поэтому и получила название «Сикстинской». Тогда же в конце 15 века художник Герлен Дайо, Перуджино, Боттичелли и другие расписали фресками стены Сикстинской капеллы. Художник работал над фресками четыре с половиной года.

«Я рисую в неудобных позах, я вынужден постоянно опрокидывать голову, у меня очень болит шея, а в спину будто орел вогнал свои когти. И это все тогда, когда стекающая из кисти краска заливает мне глаза». Только величайшая стойкость и мастерство Микеланджело позволили ему украсить Сикстинскую капеллу прекрасными иллюстрациями к библейским легендам.

Сотворение Адама

В самой высокой точки свода, его еще называют плафоном, художник поместил фреску «Сотворение Адама». На локте правой руки на земле лежит первый в мире человек – Адам. Он молод и красив, но его тело еще слабое и безжизненное. Сколько покорности, изумление и надежды в его взгляде устремленным на создателя. А Бог смотрит власно, пристально и целеустремленно. Указующий перст указан на человека и Адам чувствуя Божественное дыхания пробуждается к жизни.

Между двумя персонажами словно пролегает хрупкий мостик, почти прикосновение, почти контакт, почти искра. В этом «почти» любовь Отца к своему творению и в то же время невозможность полного воссоединения Божественного и человеческого.

Рассмотрим фреску Микеланджело с точки композиции. Если между двумя фигурами прочертить линию, то опорным стержнем композиции будет длинная, слегка выгнутая линия, проходящая через протянутые руки. Параллельно усиливая первую идет вторая линия соединяющая два взгляда. Разные части тел персонажей грудная клетка колено, нога расположены па дном уровне. Фигуры разделены пустотой, нарушаемой лишь протянутыми руками. Пустота подчеркивает энергетику пространства и символизирует пропасть разделяющую Божественное и земное.

Описывая фреску «Сотворение Адама» искусствоведы отмечают, что создатель и ангелы, изображены в нутрии, имеют форму похожую на эллипс. А недавно исследователи выдвинули еще одну версию:

«Если по внимательно приглядеться ко творению Микеланджело и вспомнить азы анатомии, то можно предположить что не Господь Бог оживляет Адама, а огромный мозг, повторяющий построение головного мозга человека. В контурах тел создателя и ангелов угадывается боковая борозда отделяющая лобную долю мозга от височной. А профиль одного из ангелов повторяет границу между лобной и тимявой частями мозга».

Строения мозга художник мог знать только вскрывая трупы, а во временна Микеланджело это считалось надругательством над мертвым телом и каралось смертной казнью. В «Сотворение Адама» это зашифрованные сведения.

Автор сочинения: Алексей Петрушин

Symbolism

The sculpture portrays David, a biblical figure. In a particularly well-known narrative (1 Samuel 17), David battles Goliath, a colossal Philistine. Against all odds, an unarmored David knocks down his enemy using a sling and then beheads him with his own sword. Given David’s esteemed reputation, it is not surprising that the Office of Works would choose to feature the figure as a subject in their sculptural series of historic greats.

Additionally, as an independent city-state, the Republic of Florence was aware of the threats that surrounded them. Therefore, they viewed David as a perfect symbol of Florence, as he captured the unwavering courage, unexpected strength, and historic perseverance that they saw in themselves.

Интересные факты о статуе Давида

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Это тоже интересно: Достопримечательности Сиены

Описание

Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, Андреа дель Верроккьо) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле.

Рассматривать шедевр Микеланджело советуем в сопровождении профессионального гида Натальи Колесниковой на индивидуальной экскурсии в усыпальницы Медичи и галерею Академии. Мы считаем Наталью лучшим гидом Флоренции и искренне рекомендуем её всем читателям.

Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад.
Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому не было суждено.

В период работы над «Давидом» круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и «Давид» Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.

БРОСАЮЩАЯ В ТРЕПЕТ СИЛА

Говоря о силе воздействия работ Микеланджело, его современники часто употребляли слово «terribilita», что можно перевести как приводящая в трепет. Прошедшие с тех пор века ничего в этом смысле не изменили.

Больше всего поражает художественный универсализм Микеланджело. Он создавал одинаково гениальные произведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Микеланджело известен как превосходный рисовальщик и глубокий поэт.

Его характер и склад мысли можно представить по пятистам дошедшим до нас письмам художника и многочисленным отзывам современников.

Абсолютно все мемуаристы сходятся в том, что жизнь Микеланджело была без остатка посвящена работе. Вспоминают, что он даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на раздевание и одевание. Очень часто за весь день он ограничивался одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы.

Микеланджело оставался равнодушен к внешним атрибутам успеха, но при этом очень гордился своим аристократическим происхождением. Его кредо — художник должен быть, прежде всего, творцом, а уж потом крепким ремесленником. К собственному творчеству он относился предельно эмоционально. Так, крушение планов, связанных с возведением усыпальницы Юлия II, повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил всю свою юность», — с печалью писал он в 1542 году. Художник отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Он отваживался перечить самому Юлию II. Но со своими родственниками и друзьями Микеланджело был неизменно нежен, щедр и внимателен.

Нам довольно много известно о жизни Микеланджело. Вместе с тем есть в ней и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он столь блестяще овладел художественной техникой. В ученики к Доменико Гирландайо Микеланджело поступил в 1488 году, в возрасте 13 лет, то есть на несколько лет позже, чем это было принято. Странным выглядит то, что юный художник не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание полагать, что к этому моменту он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, предпочитая называть свой талант богоданным и тем самым мифологизируя его.

Но если даже в живописи Гирландайо мог быть учителем Микеланджело, то совершенно неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые его скульптуры принесли ему славу несравненного и ювелирно-точного мастера.

Когда была написана картина

Долгое время не утихали споры о дате создания произведения Караваджо. Если придерживаться гипотезы о том, что работа выполнялась по заказу кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, то можно смело предположить, что картина была написана до 1606 года, когда художник еще жил в Риме.

Однако, простота форм в лаконичной композиции, характерная для работ Караваджо, созданных в то время, когда мастер переехал в Неаполь, допускает версию о том, что произведение «Давид с головой Голиафа» относится к периоду бегства художника. Существует немало гипотез относительно даты создания картины. Одно из самых убедительных предположений связывает ее написание с убийством Рануччо Томассони, совершенным Караваджо 29 мая 1606 года. Глубокий драматизм произведения подтверждает эту версию.

Borghese Gallery in Rome,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: