Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко, реформатор европейской живописи 17 века основатель реализма в живописи. Одним из первых применил манеру письма «къяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 29 сентября 1571 года в Бергамо или Милане. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
В 1584 в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.
Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.
Микеланджело да Караваджо около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
В это время созданы такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».
По характеру художник был вспыльчив и необуздан, это ввергало его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.
Картина Меризи да Караваджо «Лютнист», 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1595 году кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо и ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».
В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс».
Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна». ок.1598-1599
На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею.
Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600).
Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
Картина «Иоанн Креститель», Микеланджело да Караваджо
В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина «Успение Марии».
В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.
В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа».
К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.
В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
18 июля 1610 года Караваджо умер от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.
Творчество Караваджо сильно повлияло не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу.
Религиозные сюжеты: «Положение во гроб», «Смерть Марии» и «Ужин в Эммаусе»
Продолжаем тему религиозных сюжетов: смотрим картины Караваджо на сюжеты смерти, воскресения и мученичества.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Картины Караваджо:
1. Положение во гроб, 1603
2. Смерть Марии, 1604–1606
Продолжаем говорить о религиозных сюжетах Караваджо. Начнем с двух драматичных сцен — «Положение во гроб» и «Смерть Марии».
«Положение во гроб» рассказывает о том, как Христа сняли с креста и отнесли в гробницу.
Сильные эмоции. Каждый персонаж по-своему переживает потерю. Старец Никодим, с трудом удерживая тело Христа на мощных ногах, смотрит прямо на зрителя.
Иисус освещен ярче всего. Его мертвое тело помещено в центр картины.
Диагональная композиция: движение идет справа налево сверху вниз — в могилу. Туда же показывает безжизненная рука Христа. Это пугает, завораживает и напоминает, что перед нами реальная физическая смерть.
«Смерть Марии» — картина на популярный сюжет Успения Богоматери.
Прозаичность. В Византии Успение Богоматери писали на золотом фоне, Ренессанс изображал сцену в тишине и гармонии. Караваджо показывает похороны простолюдинки.
Вызывающий реализм. Апостолы — обычные мужчины с залысинами, выражающие разные грани скорби. Даже красная «барочная» драпировка не придает сцене помпезности.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Картины Караваджо:
1. Ужин в Эммаусе, 1602
2. Ужин в Эммаусе, 1606
Поговорим про «Ужин в Эммаусе». В этой сцене Христос после Воскресения явился двум ученикам. Ученики не узнали его, пока он знакомым жестом не преломил и не благословил хлеб.
Вот как эту чудесную сцену показал Караваджо
Атмосфера итальянского кабака: небольшой стол, хлеб и кувшин с вином. Кроме учеников Христа, свидетелями чуда становятся трактирщик с женой.
Игра со светом. По сюжету, когда Христа узнали, он стал им невидим. На картине правая сторона Христа будто растворяется во мраке. Чудесное исчезновение показано через реальный эффект освещения.
Караваджо написал две версии «Ужина в Эммаусе». На более ранней картине 1602 года цвета более насыщенные, света больше, а стол заставлен едой.
Одно место за столом пустует. Караваджо предлагает каждому зрителю «сесть за стол» и стать свидетелем чуда.
Караваджо. Мученичество святой Урсулы, 1610
Завершаем разговор о Караваджо картиной «Мученичество Святой Урсулы». Она считается последней работой художника — Караваджо написал ее в Неаполе.
К чему пришел Караваджо
Святая Урсула — дочь британского короля 4 века. По преданию, с 11 тысячами дев на одиннадцати кораблях она отправилась в паломничество в Рим. На обратном на паломников напали гунны. Последней погибла Святая Урсула, отказавшаяся стать женой предводителя варваров.
Показан самый драматичный момент. Стрела только пронзила грудь Святой Урсулы, рука предводителя гуннов еще там, где секунду назад была тетива. Барокко свойственно показывать мгновение, которое меняет все. Все фигуры замерли, экспрессию сменило ожидание неизбежного.
Света все меньше — он едва выхватывает из темноты объекты, остаются только акценты. Палитра черная и красная, белого почти нет.
Караваджо оказал огромное влияние на европейскую живопись, создав целое направление — караваджизм.
Караваджо. Бичевание Христа, 1607
Описание
Христос представлен прямо перед его бичеванием , в то время как два его палача связывают его на колонне: именно этот момент напряжения, предшествующий насилию, составляет суть сцены. Мучители Христа представлены в натуралистической манере, излюбленной ломбардским художником: их отмеченные лица и грубые руки придают им популярный вид, подтверждаемый их бедной и поврежденной одеждой; это гуманное, а не карикатурное обращение с ними. Точно так же жестокость их жестов, как изможденный вид Христа, относится к конкретной реальности.
Освещение слева четко разделяет картину на две части, и движение фигур выполнено в соответствии с этой композицией. Типичный для Караваджо свет из окна, падающий сверху, подчеркивает исполнение палачей и создает кинетический эффект. Историк искусства Эберхард Кениг отмечает, что Колонна Бичевания здесь рассматривается не как главная тема, а как атрибут Христа. Эта колонна, которая поднимается к небу, представляет собой мраморность, похожую на раны, в то время как спортивное тело осужденного абсолютно неповреждено. Символично, что красная мантия, брошенная на землю, кажется, олицетворяет падшую царственность Христа, а белый перизоний уже вызывает его саван. Совершенно нецентральная композиция также предлагает возможную символическую интерпретацию, предложенную историком искусства Арно Брейоном де Лаверни, который наблюдает за «великолепной идеей» лика Христа, обращенного к крайнему краю картины: «географически изолированное, потому что изолированное в его Страсти , отчаянно смотрит в пустоту; палачи — люди, выполняющие свою работу; зритель оказывается между ними. »
Жизнь и творчество Караваджо
Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).
Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо художника Оттавио Леони (ок. 1621 г.)
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини в Риме
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Юноша с корзиной фруктов (1593)
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Особенности картины
Что же мы видим на картине? Перед нами открывается вид на комнату, слабо освещённую солнцем. Свет с трудом просачивается из окна, которое расположено за пределами полотна. Он слегка касается голов склонённых мужчин и ярко озаряет руки и лицо Марии. Женщина облачена в простое красное платье, у её изголовья стоит молодой человек. Это святой Иоанн.
За счёт особенностей использования светлых и тёмных тонов Караваджо сумел добиться эффекта «воздушности», словно создав единую атмосферу, в которой находятся все персонажи полотна. Они словно бы окутаны тёмной дымкой, что усиливает ощущение скорби, пронизывающее картину. Рядом с ложем Девы Марии находятся апостолы. Они неподвижны, и не у всех мы можем увидеть лица. Однако их фигуры возвышаются грядой, словно могучие скалы. Создаётся ощущение, что они хотят заслонить Богоматерь от печалей мира, который остался где-то за пределами комнаты.
Особенное внимание привлекает фигура Марии Магдалины. Золотоволосая женщина опустила голову, весь её вид выражает глубочайшее горе
В её позе, в фигурах апостолов чувствуется неподдельная скорбь. Здесь, в отличие от некоторых других картин, связанных со смертью Марии, нет никакой театральности или демонстративных рыданий. Напротив, такая «тишина» позволяет глубже прочувствовать горе, которым охвачены души всех присутствующих.
В позе Марии Магдалины чувствуются неподдельное горе и скорбь
Скандальный художник
Картина «Успение Богоматери» («Смерть Марии») была написана в период расцвета творческого гения Караваджо. Стоит сказать, что сам художник, хотя и часто выбирал для своих работ библейские сюжеты, был не слишком образцовым христианином. Микеланджело Караваджо любил нарушать границы, рамки и запреты. Его жизнь напоминала бурное приключение, однако именно такие принципы помогали ему создавать поистине невероятные творения. Каноны он отвергал и в живописи, за счёт чего рождались совершенно новые поразительные картины. Одной из них стало «Успение Богоматери».
История шедевра начинается с заказа, который Караваджо получил в 1601 году. Известный римский юрист из папской администрации Лаэрцио Керубини обратился к прославленному мастеру с просьбой написать картину для семейной усыпальницы в церкви Санта-Мария-делла-Скала. Именно там не так давно появился орден босых кармелитов. В отличие от основного монашеского кармелитского направления, приверженцы этого ордена соблюдали более строгие правила. По сути, босые кармелиты были нищенствующими монахами.
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 годаМестонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Разочарование и надежда
Работа над «Успением Богоматери» продлилась достаточно долго – завершил картину мастер лишь к 1606 году. Причина столь долгой работы крылась в нескольких заказах, над которыми Караваджо работал параллельно. Однако завершение трудов не принесло ожидаемого успеха.
В жизни самого живописца начался этап проблем и скандалов, завершившийся убийством и побегом. Его картина была отвергнута, а заказ перенаправили другому художнику. Как мне кажется, отказ принять «Успение Богоматери» был связан вовсе не с неточностями изображения или низким уровнем мастерства – просто опального художника церковь не желала видеть среди своих исполнителей.
По иронии судьбы написанная другим художником, Карло Сарачени, «Вознесение Девы Марии» тоже не была принята. Выполнить заказ требовательной церкви удалось лишь со второго раза. И здесь стоит порадоваться тому, что все три картины сохранились до наших дней, благодаря чему можно увидеть «неправильную» подачу Караваджо и особенности, которые выделяли его на фоне других талантливых живописцев.
Казалось бы, «Успение Богоматери» Караваджо ожидала незавидная участь многих забытых картин. Но нет – здесь, сам о том не подозревая, на выручку художнику со скандальной репутацией пришёл его коллега. Когда произведение искусства увидел молодой Рубенс, служивший живописцем при дворе, он тут же порекомендовал герцогу приобрести этот шедевр. Более недели «Успение Богоматери» украшало одну из главных выставок Рима, причём все желающие могли прийти и взглянуть на прежде отвергнутую картину. Кстати, обязательным условием посещения являлся отказ от всяких попыток скопировать произведения, представленные на выставке.
Микеланджело Караваджо «Успение Богоматери», 1604-1606 годыМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Искусство барокко
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо – это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому — картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Интересные факты
- Картины живописца продаются по рекордно высоким ценам. Его полотно «Джудит обезглавливает Олоферна» оценивается в 170 миллионов долларов.
- В России есть одна работа великого итальянца, «Юноша с лютней», которая хранится в Эрмитаже
- Хотя художник жил и творил в конце XVI-начале XVII века, только в XIX столетии мир снова оценил его талант, а его искусство было открыто заново. Отчасти это связано со скандальной жизнью художника и его непростым характером.
- Портретист работал поразительно быстро. Он умер молодым, но пока был жив, был очень плодовитым художником, который создавал крупномасштабные картины. Он предпочитал рисовать прямо на холсте, без эскизов и обычно писал с живых моделей. Мастер часто не спал по ночам, рисуя по две недели подряд без перерыва.
- Хотя он был признанным гением своего времени, работы Караваджо удостаивались острой критики от возмущенных католиков. Он отказался от традиционных канонов изображений святых и представлял их в реалистичной манере. Его первая версия полотна «Святой Матфей и Ангел» вызвала неоднозначную реакцию его покровителей и духовенства. Так что мастеру пришлось переделать работу.