Переезд в Рим
Около 1593 г. Караваджо перебрался в Рим, где и достиг вершин зрелости как художник. Он работал в открытой полемике с маньеристическими вкусами, господствовавшими в официальном искусстве. В первых образчиках повседневного реализма, как вторгающихся даже в сферу мифологического, — Больной Вакх (Галерея Боргезе, Рим), более поздняя картина Шулеры (Галерея Шьярра, Рим) и великолепный натюрморт Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), открывающий новую страницу в истории этого жанра, за ними последовали более сложные композиции, подводившие к циклу в капелле Контарини римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези.
В 1595 г. был заключен контракт на монументальные полотна для этой церкви. После их написания (Святой Матфей и ангел, Призвание и Мученичество Святого Матфея) разразился скандал по причине дерзко реалистической интерпретации событий священной истории. Автор трактовал их драматичным языком резкой светотени, и это стало основой «караваджевского люминизма», сутью которого и была выразительная и структурирующая роль контраста «свет-тень».
Больной Вакх, около 1593-1594
Натюрморт корзина с фруктами, 1596 г.
Святой Матфей и ангел, 1602 г.
Библиография
- Махов А.Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
- Ламбер Ж.Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
- Элизабет ЛандиТайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
- Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М.Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, .
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3/5 — (3 голоса)
Приложения
Список используемой литературы
- Андре Берн-Жоффруа , Le Dossier Caravage: Психология атрибуции и психология искусства , Париж, Фламмарион, колл. «Чемпионы искусств»,2010 г.( 1- е изд., Выпуск 1959 г., полночь) ( ISBN 978-2-0812-4083-4 ), переиздание, аннотированное Арно Брежоном де Лавернье (сборник «Идеи и исследования») в 1999 году, затем обновленное для издания 2010 года.
- Лоран Болар , Караваджо , Файярд ,2010 г., 282 с. .
- Франческа Каппеллетти ( перевод с итальянского Центром международных лингвистических исследований), Le Caravage et les caravagesques , Париж, Le Figaro, колл. «Великие мастера искусства»,2008 г., 335 с. ( ISBN 978-2-8105-0023-9 ).
- Sybille Ebert-Schifferer ( перевод с немецкого Виржини де Бермон и Жан-Леон Мюллер), Караваджо , Париж, Хазанские издания ,2009 г., 319 с. , 32 см ( ISBN 978-2-7541-0399-2 ).
- Хосе Фреш , Ле Караваджо: Художник и убийца , Париж, Галлимар ,1995 г., 159 с. ( ISBN 978-2-07-043913-3 ).
- (ru) Эндрю Грэм-Диксон, Караваджо: жизнь священная и профанная , Лондон, Аллен Лейн,2010 г.( перепечатка 2011 г.), xxviii-514 с. , 25 см .
- Жиль Ламбер , Караваджо , Кельн / Париж, Ташен ,2004 г., 96 с. ( ISBN 978-3-8365-2380-6 ).
- (ru) Хелен Лэнгдон , Караваджо : жизнь, Боулдер, Westview Press,2000 г.( 1- е изд. 1998 г.), 436 с. ( ISBN 0-8133-3794-1 ).
- Екатерина Пуглиси ( перевод с английского — Канал Дени-Армана), Караваджо , Париж, Éditions Phaidon ,2005 г.( Repr. 2007), 1 — е изд. , 448 с. , 26 см ( ISBN 978-0-7148-9995-4 ).Оригинал на английском языке: (en) Catherine Puglisi, Caravaggio , London, Phaidon Press Limited,1998 г.( Репр. 2000, 2003 и 2010 гг.), 1- е изд. , 448 с. , 25 см ( ISBN 978-0-7148-3416-0 ).
- Жерар-Жюльен Сальви , Le Caravage , Gallimard, колл. «Фолио биографии»,2008 г., 317 с. ( ISBN 978-2-07-034131-3 ).
- (ru) Джон Т. Спайк, Караваджо , Нью-Йорк, Abbeville Press,2010 г.( 1 — е изд. 2001), 623 с. .
Влияние на мир искусства
Несмотря на то, что великий революционер живописи дожил только до 38 лет, он оказал глубокое влияние на современников и на более поздние художественные течения, особенно барокко и классицизм. Школа Караваджо представляет натуралистическое направление в живописи.
В то время как стиль гения итальянского барокко шокировал знать того времени, его картины в равной мере вдохновляли молодых, перспективных живописцев. Эти художники стали известны как караваджисты и распространили свое влияние по всей Европе, от Рима и Неаполя, до Нидерландов и Франции.
Неверие апостола Фомы
К 1605 году римские художники начали подражать стилю Меризи. А вскоре после этого мастера за пределами Италии включили драматические световые эффекты в свои знаковые работы.
Последователи Караваджо, ассимилировавшие технику и приемы мастера, и именитые художники, на которых великий итальянец оказал непосредственное влияние: Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Гвидо Рени, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст, Валантен де Булонь.
Микеланжело да Караваджо.Громила.Гений.Сутенер
Микеланджело Меризи да Караваджо был настоящим «плохим парнем» в мире искусства. За время своей короткой, но бурной жизни он спал с многочисленными мужчинами и женщинами, участвовал в случайных поединках, напал на проститутку с ножом и убил парня из-за карточной ссоры.
Он, как предполагают современные историки, подрабатывал сутенером и как-то напал с мечом на другого художника из-за того, что тот высмеял одну из его работ. Ничто не могло сравниться с его римской уличной бандой.
Группа художников и архитекторов, которые жили под девизом «nec spe, nec metu» («без надежды, без страха») была очень необычной бандой. Ночью они одевались, как старомодные рыцари и патрулировали улицы Рима на лошадях.
Public domain
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.
Меризи да Караваджо / public domain
Картина Меризи да Караваджо «Лютнист», 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».
Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».
Личность модели[ | ]
Как и в отношении всех ранних работ Караваджо, многое остаётся предположительным, и личность модели вызывает споры.
По одной из теорий, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода; начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов
илиГадалка, Марио выглядит менее женственно.
Майкл Фрид предположил, что на картине представлен замаскированный автопортрет самого Караваджо. Фрид утверждает, что положение рук изображённого юноши — одна вытянута, другая поднята вверх — совпадает с положением рук художника, держащего палитру во время работы над картиной.
Личная жизнь
Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.
Святой Матфей и Ангел
А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.
Стиль
Помимо предполагаемого автобиографического содержания, эта ранняя картина, вероятно, использовалась Караваджо для саморекламы, демонстрируя свое виртуозное мастерство в живописных жанрах, таких как натюрморт и портреты и намекая на умение писать классические фигуры античности. Три четверти угла лица были среди тех, которые предпочитали для портретов позднего Возрождения, но что поражает, так это гримаса и наклон головы, а также очень реальное ощущение страдания; черта, которую разделяет большинство произведений искусства барокко.
В натюрморт можно сравнить с тем, что содержится в более поздних работах, таких как Мальчик с корзиной фруктов и Мальчик, укушенный ящерицей где плоды находятся в гораздо лучшем состоянии, что, несомненно, отражает улучшение физического и психологического состояния Караваджо.
Картина показывает влияние его учителя, бергамского Симоне Петерзано, в использовании изображения напряженной мускулатуры и строгого стиля ломбардской школы с вниманием к реалистичным деталям
Восхождение Караваджо
29 сентября 1571 года в Милане стало датой отсчета новой жизни, творческой и противоречивой. В этот день родился Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик был сыном местного архитектора. Отец юного художника умер довольно рано от чумы. В 1584 году юноша уже стал учеником художника Петерцано – ученика самого Тициана.
Самые первые картины Караваджо, к сожалению, не сохранились до наших дней. С юных лет вспыльчивый характер живописца стал проявляться не в лучшем виде. Он много пил, дрался, его периодически заключали под стражу. В 1591 году одна из драк заканчивается для Меризи трагическим образом, он убивает одного молодого человека из непростого рода.
Микеланджело Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты», ок 1592-1593 годовМестонахождение: Хэмптон-корт, Королевское собрание, Лондон, Великобритания
Караваджо приходится бежать с родины, чтобы не попасть в тюрьму. Живописец – убийца осел в Риме, там ему пришлось писать копии с церковных картин, чтобы как-то прожить. Стоит отметить, что именно в Риме художник получил своё прозвище по месту рождения – Караваджо, так было принято в итальянском художественном обществе.
Первой серьёзной картиной, которая сохранилась для нашего взора, стала «Мальчик, чистящий фрукты», написанная живописцем в 1593 году. В Риме Микеланджело Меризи познакомился с юношей по имени Марио Миннити, ставшим его другом и моделью для многих картин. Попав после очередной драки в тюрьму, художник познакомился и с Джордано Бруно.
В том же году юный буян тяжело заболел лихорадкой. Видимо, от впечатления, оставленного болезнью, он создает картину «Больной Вакх», которая, в свою очередь, является первым автопортретом художника. Затем последовали работы «Шулера» и «Гадалка», в которых уже четко виден новый для эпохи стиль и видение сюжета живописцем. С этих пор в искусство начал прочно вклиниваться откровенный реализм Караваджо.
Микеланджело Караваджо «Больной Вакх», 1593 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Стиль
Помимо предполагаемого автобиографического содержания, эта ранняя картина, вероятно, использовалась Караваджо для саморекламы, демонстрируя свое виртуозное мастерство в живописных жанрах, таких как натюрморт и портреты и намекая на умение писать классические фигуры античности. Три четверти угла лица были среди тех, которые предпочитали для портретов позднего Возрождения, но что поражает, так это гримаса и наклон головы, а также очень реальное ощущение страдания; черта, которую разделяет большинство произведений искусства барокко.
В натюрморт можно сравнить с тем, что содержится в более поздних работах, таких как Мальчик с корзиной фруктов и Мальчик, укушенный ящерицей где плоды находятся в гораздо лучшем состоянии, что, несомненно, отражает улучшение физического и психологического состояния Караваджо.
Картина показывает влияние его учителя, бергамского Симоне Петерзано, в использовании изображения напряженной мускулатуры и строгого стиля ломбардской школы с вниманием к реалистичным деталям
Жизнь Караваджо
Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей
С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений
Как человека, его волновало предстояние перед вечностью
Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.
Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.
Караваджо в галерее Боргезе
Художественная галерея славится большим собранием полотен Караваджо, выдающегося и неоднозначного художника, работы которого потрясали, восхищали и даже приводили в ужас. Его произведения религиозной тематики вызывали резкую критику со стороны церковных деятелей и негодование общественности, подогревая тем самым интерес коллекционеров. Караваджо прослыл славой скандального гения и стал основоположником нового направления в живописи.
Советуем прочитать:
Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
Юноша с корзиной фруктов
Картина была написана в 1593-94 годах, в тот период, когда Караваджо был занят в мастерской Джузеппе Чезари. Это одно из первых полотен Меризи, созданных в Риме. Реализм, с которым художник изображает детали сцены, делает осязаемым буквально каждый предмет. Пышущие сладостью гроздья винограда, сочные персики, яблоки и другие фрукты выглядят именно так, как и в реальной жизни. Небольшие изъяны в виде неправильной формы или испорченной кожуры вовсе не портят картину, а наоборот, делают ее настоящей.
Юноша с корзиной фруктов
Больной Вакх
Не менее известным произведением Караваджо, представленным в галерее Боргезе, является полотно «Больной Вакх», написанная в тот же период, что и «Юноша с корзиной фруктов». Серо-желтое лицо молодого человека, бледные губы, измученный взгляд говорят о болезненном состоянии персонажа. Принято считать, что данная картина является автопортретом художника.
Больной Вакх
Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей)
Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери, известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. Картина, которая должна была украсить главный алтарь церкви Святой Анны Палафреньери, стала предметом многочисленных споров и разногласий. Некоторые так называемые доброжелатели узрели в образе Святой Девы Марии любовницу художника. Кроме того, Церковь посчитала крайне неприличным обнаженное тело младенца Иисуса, из-за чего богохульное произведение навсегда запретили размещать в каком-либо храме. Тем не менее, картина Караваджо заняла достойное место в коллекции кардинала Боргезе.
Мадонна со змеей
Святой Иероним
Данное полотно, написанное для коллекции Шипионе Боргезе в 1605-06 годах, представляет Святого Иеронима – Отца Церкви, папского советника и переводчика Библии на латынь, в образе старца-отшельника. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. Его правая рука тянется к чернильнице, а сосредоточенный взгляд устремлен в открытую книгу. Образ Святого Иеронима был очень популярен среди художников XVI—XVII вв., в период так называемой контрреформации – церковно-политического движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в Европе.
Пишущий святой Иероним
Давид с головой Голиафа
Одна из последних работ Караваджо, написанная во время его пребывания в Неаполе предположительно в конце 1609 года, куда художник перебрался после того как его обвинили в убийстве и приговорили к высшей степени наказания. Картину Меризи написал в качестве дополнения к письму с просьбой о помиловании, адресованному кардиналу Боргезе, племяннику Папы Павла V. На доле меча можно заметить буквы H-AS OS. Это аббревиатура, обозначающая на латыни Humilitas Occidit Superbiam, что переводится как «Смирение убивает гордость».
Давид с головой Голиафа
Святой Иоанн Креститель
Картина была написана весной 1610 года для того же кардинала Боргезе и имеет весьма интересную интерпретацию. Глубокий смысл, заложенный автором в данное полотно, становится понятен только после знакомства с биографией Караваджо. Данное произведение должно было стать своего рода дипломатическим подарком, выражающим благодарность за долгожданное помилование и возможность вернуться в Рим.
Святой Иоанн Креститель
Караваджо в Риме
В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.
Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons
Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Отдых на пути в Египет(1596-1597)
Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.
Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези
После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.
«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons
Советуем прочитать:
Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника
Техника и стиль
Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.
Давид с головой Голиафа
Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»)
«Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными
Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.
Усекновение главы Иоанна Крестителя
Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».
С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.
Джудит обезглавливает Олоферна
Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.
Влияние Караваджо на мир искусства
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.
Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).