Картина «призвание апостола матфея»

Время для посещений

Церковь открыта ежедневно:

  • с понедельника по пятницу 09:30-12:45 и 14:30-18:30;
  • суббота 9:30-12:15 и 14:30-18:30;
  • воскресенье 11:30-12:45 и 14:30-18:30.

Вход свободный. Во время торжеств посещение храма запрещено.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (31)
  • Сады и парки (8)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (12)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Караваджо

Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе. В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.

Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.

Мученичество Матфея

Отрывок, характеризующий Неверие апостола Фомы (Караваджо)

– Батюшки светы, ножик то… – Вишь татарка! – Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе. Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты. Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности. В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха. Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху. – Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев. – День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало! Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.

Влияние на мир искусства

Несмотря на то, что великий революционер живописи дожил только до 38 лет, он оказал глубокое влияние на современников и на более поздние художественные течения, особенно барокко и классицизм. Школа Караваджо представляет натуралистическое направление в живописи.

В то время как стиль гения итальянского барокко шокировал знать того времени, его картины в равной мере вдохновляли молодых, перспективных живописцев. Эти художники стали известны как караваджисты и распространили свое влияние по всей Европе, от Рима и Неаполя, до Нидерландов и Франции.


Неверие апостола Фомы

К 1605 году римские художники начали подражать стилю Меризи. А вскоре после этого мастера за пределами Италии включили драматические световые эффекты в свои знаковые работы.

Последователи Караваджо, ассимилировавшие технику и приемы мастера, и именитые художники, на которых великий итальянец оказал непосредственное влияние: Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Гвидо Рени, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст, Валантен де Булонь.

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

История создания.

По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино , бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо.

Отношение автора к вере.

Караваджо Микеланджело был человеком, который прошел тернистый жизненный путь, полный роковых ошибок, греховных падений, но невероятных творческих взлетов и душевных смятений. По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках. В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

Биография.

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле.

  • Приднестровье в составе золотой орды кратко

      

  • Смазочно охлаждающие материалы применение кратко

      

  • Особенности межкультурной коммуникации кратко

      

  • История о доброте кратко

      

  • История бчб флага беларуси кратко

Приложения

На столах Cerasi

  • (it) Мария Бернардини и др. , Караваджо Карраччи Мадерно: La Cappella Cerasi в Санта-Мария-дель-Пополо-а-Рома , Сильвана,2001 г., 160  с. ( ISBN  88-8215-321-5 ).
  • (в) Heather Nolin , »  » Нет piacquero аль Padrone «: A переосвидетельствования Распятия Караваджо Святого Петра Cerasi  » , Art Review Рутгер в , п о  24,2008 г., стр.  104 .
  • (ru) Лео Стейнберг , «  Наблюдения в часовне Чераси  » , The Art Bulletin , vol.  41, п о  2Июнь 1959 г., стр.  183-190 .

О творчестве Караваджо

  • Андре Берн-Жоффруа , Le Dossier Caravage: Психология атрибуции и психология искусства , Париж, Фламмарион, колл.  «Чемпионы искусств»,2010 г.( 1- е  изд., Выпуск 1959 г., полночь) ( ISBN  978-2-0812-4083-4 ), переиздание, аннотированное Арно Брейоном де Лаверни (сборник «Идеи и исследования») в 1999 году, затем обновленное для издания 2010 года.
  • Франческа Каппеллетти ( перевод из  Международного центра лингвистических исследований), Le Caravaggio et les Caravagesques , Le Figaro, колл.  «Великие мастера искусства»,2008 г., 335  с. ( ISBN  978-2-8105-0023-9 ).
  • Сибилла Эберт-Шифферер ( пер.  В. де Бермон и Ж. Л. Мюллер), Караваджо , Хазанские издания,2009 г., 319  с. ( ISBN  978-2-7541-0399-2 ).
  • (ru) Эндрю Грэм-Диксон , Караваджо: Священная и светская жизнь , Книги о пингвинах,2010 г., 514  с. .
  • Мина Грегори ( пер.  О. Менего), Караваджо , Галлимар,1995 г., 161  с. ( ISBN  2-07-015026-7 ).
  • Эберхард Кёниг ( перевод  с немецкого Екатерины Метаис-Бюрендт), Микеланджело Меризи да Караваджо 1571-1610 , Кёнеманн, колл.  «Мастера итальянского искусства»,1997 г., 140  с. ( ISBN  3-8290-0703-5 ).
  • Роберто Лонги (в переводе  Жерар-Жюльен Сальви ), Le Caravage , éditions du Regard,2004 г.( 1 — е  изд. , 1927), 231  с. ( ISBN  2-84105-169-2 ).
  • Альфред Мойр , Караваджо , Париж, Художественный кружок,1994 г., 52  с. ( ISBN  2-7022-0376-0 , OCLC   ).
  • Екатерина Пуглиси ( пер.  Канал D.-A.), Караваджо , Париж, Файдон,2005 г.( 1- е  изд. 1998 г.), 448  с. ( ISBN  978-0-7148-9995-4 ), 1- е изд. Французский 2005, репр. мягкая обложка 2007.
  • Жерар-Жюльен Сальви , Le Caravage , Gallimard, колл.  «Фолио биографии»,2008 г., 317  с. ( ISBN  978-2-07-034131-3 ).
  • Клаудио Стринати (  режиссер ) ( Trans. D.-A. Canal), Караваджо , Éditions Place des Victoires,2015 г., 360  с. ( ISBN  978-2-8099-1314-9 ).
    • Микеле Куппоне , «Жизнь Микеланджело Меризи» , Клаудио Стринати (реж.), Караваджо ,2015 г., стр.  15–27.
    • Фабио Скалетти , «Каталог оригинальных работ» , в Клаудио Стринати (ред.), Караваджо ,2015 г., стр.  29-209.
    • Клаудио Стринати , «Таинственные начала» , Клаудио Стринати (реж.), Караваджо ,2015 г., стр.  211–240.
  • (ru) Джон Варриано , Караваджо: искусство реализма , издательство Penn State University Press,2006 г., 288  с. .
  • Стефано Дзуффи , Караваджо в деталях , Хазан, сб.  «Изобразительное искусство»,октябрь 2016( ISBN  978-2754109680 ).

Сюжет

Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение — Мф. 9:9:

…Иисус увидел человека, сидячего у сбора пошлин, по имени Матфея, и гласит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках. Сторожи, вооружённые юные люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежка мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих только Левий сообразил, кто стоит перед ним. В изумлении, он вопросительно показывает на себя, ждя доказательства.

Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Его направление также организует взор зрителя, заставляя его читать сцену слева вправо. Фигуру Иисуса практически на сто процентов закрывает Пётр — только голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился только на мгновение его босоногие ноги повёрнуты к выходу. Караваджо три раза повторяет жест вытянутой руки, исследователи лицезреют в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.

В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и конкретно это сделало гигантскую популярность его картинам.

Техника и стиль

Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.


Давид с головой Голиафа

Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»)

«Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными

Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.


Усекновение главы Иоанна Крестителя

Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».

С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.


Джудит обезглавливает Олоферна

Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Татиана Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция. Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Сюжет

События картины отсылают к заключительным стихам 20 главы Евангелия от Иоанна, в которых говорится о том, что апостол Фома, не присутствовавший при предшествовавших явлениях Христа, выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников Иисуса и заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил возможность проверить истинность слов других апостолов и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал. Эти события описываются так:

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Ин. 20:26-28)

Композиция этого горизонтально ориентированного полотна организуется противостоянием хорошо освещённой фигуры Христа в левой части и склонившимися в сходной позе фигурами трёх апостолов в правой. Расположение голов персонажей словно образует крест или ромб. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола

Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси

В картине прекрасно передается объём человеческих фигур и игра светотени. Свет падает слева на правую часть тела Иисуса и фокусируется на его открытой груди с зияющей раной. Также световому акцентированию подвергается лысина третьего апостола. Лицо Фомы словно освещено отражённым от Иисуса светом. Лицо самого Христа и второго апостола находятся в тени.

Что нужно знать об именинах

Именины — это не просто праздник имени. Это день памяти святого покровителя, в честь которого окрещен (а не просто наречен) человек. Поэтому прерогатива отмечать этот праздник имеется только у крещеных людей. Другое его название — день ангела.

Выбирается день ангела тогда же, когда выбирается святой, в честь которого человек хочет креститься. В случае крещения младенцев это делают за него родители. Если же впоследствии имя святого забылось, то один раз допускается выбрать себе покровителя заново. Им может стать любой канонизированный в лике святых тезка человека. Если сам человек не может определиться, то ему может помочь процедура формального вычисления святого патрона. Для этого в святцах выискивается день памяти святого тезки человека, который максимально был бы приближен ко дню его рождения. Он-то и становится с того момента его покровителем, а день его общецерковной памяти — личным праздником именин.

Ниже мы поговорим о святых, в честь которых празднуются именины Матвея. Возможно, на самом деле их гораздо больше, чем мы можем представить в этой статье, но всех имен святых еще никому не удавалось собрать за прошедшие две тысячи лет. Еще один момент — в церковной традиции имя Матвей звучит как «Матфей» или «Матфий». И именины Матвея, это и их именины.

О творчестве великого живописца

Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.

Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.

Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.

Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.

Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.

Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.

Tags:

  • барокко
  • европейская живопись
  • живопись xvii века
  • итальянский художник
  • итальянское искусство
  • караваджо
  • картины караваджо
  • контраст света и тени
  • реформатор живописи
  • творчество караваджо

Религиозные сюжеты: «Призвание Апостола Матфея» и «Обращение Савла»

В этой части обсудим, как создавались картины с религиозными сюжетами: что передают жесты и мимика персонажей и почему у них такая мрачная палитра.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Обсудим религиозные сюжеты Караваджо. Это одна из главных тем художника и всей эпохи. Основным заказчиком картин оставалась церковь, а сами сюжеты были полны драматизма.

Картина — продолжение церковного интерьера. Караваджо точно знал, где будет висеть его работа, и учитывал это. Картина может быть обрамлена живописными колоннами и драпировками, чтобы события на ней происходили как бы на сцене. Позже живопись барокко станет очень театральной, а в церкви — особенно.

Жесты несут особый смысл. Караваджо одним из первых прибегает к активной мимике и жестам у персонажей. Это пришло из барочного театра и оперы: любое движение имеет значение, и зрители прекрасно его считывают. Так картина превращается в эмоциональную пьесу.

У Караваджо палитра становилась все мрачнее

В последние годы художник писал очень темные картины, акцентируя внимание на небольших проблесках света — это делало религиозные сцены еще эмоциональнее.. Караваджо

Призвание Апостола Матфея, 1600

Караваджо. Призвание Апостола Матфея, 1600

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Призвание Апостола Матфея» — одна из ранних работ Караваджо на религиозную тему. Она рассказывает, как Иисус призывает сборщика податей Левия идти с ним — и тот стал одним из апостолов под именем Матфея.

Как эту сцену показал Караваджо

Библия смешалась с современностью. Христос и апостол Петр изображены как традиционные библейские персонажи, но другие участники сцены одеты по моде начала 17 века

Обстановка комнаты тоже знакома любому зрителю времен Караваджо — это важно, чтобы почувствовать сопричастность

Свет символизирует божественное явление. Караваджо традиционно помещает источник света в один угол — в композиции он входит в комнату вслед за Христом.

Персонажи общаются жестами. Иисус протягивает руку, призывая идти с ним. Левий удивлен и не верит, что выбрали его. Его товарищи смотрят с непониманием. Все участники сцены реагируют по-разному — их диалог подробно передается через жесты.

Караваджо. Обращение Савла, 1601

Перед нами «Обращение Савла» — сцена из жизни фарисея, который позже стал апостолом Павлом. Караваджо подошел к сюжету по-своему.

Давайте посмотрим, как именно

Савл был гонителем христиан. По дороге в Дамаск, где он должнен был совершить несколько арестов, ему явился Иисус в виде божественного света. Савл ослеп физически, но прозрел духовно.

У Караваджо Савл будто выпадает из пространства картины в реальность. По расставленным рукам и закрытым глазам мы считываем его слепоту. Композиция очень динамичная — мы физически ощущаем падение с высоты лошади.

Самое заметное пятно на картине — круп лошади. Караваджо пошел на это не просто так: от лошадиного живота отражается свет, создавая дополнительный объем.

Караваджо. Неверие апостола Фомы, 1601–1602

За прошедшие части мы много узнали о манере Караваджо и научились отличать его работы. Дальше познакомимся с теми, кто попал под сильное влияние его творчества.

Теперь давайте потренируемся выделять черты караваджизма в работах других мастеров.

Перед нами картина Йорданса «Мелеагр и Аталанта». Рассмотрите ее повнимательнее и подумайте, есть ли здесь следы караваджизма?

Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта, 1617–1618

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: