1900-1917 гг. Богатство и признание
Начало века Огюст Роден встречает обеспеченным, признанным скульптором. Он коллекционирует произведения искусства, в его коллекции работы Ван Гога и античная скульптура. На всемирной выставке в Париже у Родена отдельный павильон, где представлено 150 работ. Его произведения покупают музеи со всего мира.
Огюст Роден 1900-е.
Личная жизнь скульптора в это время кипит – уже пожилой, он становится падким на женскую красоту. В его доме постоянно много женщин, которые используют его богатство и славу в своих целях.
Огюст Роден “Данаида” 1884-1885 г.
В 1916 году Роден пишет завещание, в котором передает все свое наследие государству.
За рубежом
«Когда мужчине сорок лет…»
Когда мужчине сорок лет,
ему пора держать ответ:
душа не одряхлела?-
перед своими сорока,
и каждой каплей молока,
и каждой крошкой хлеба.
Когда мужчине сорок лет,
то снисхожденья ему нет
перед собой и перед богом.
Все слезы те, что причинил,
все сопли лживые чернил
ему выходят боком.
Когда мужчине сорок лет,
то наложить пора запрет
на жажду удовольствий:
ведь если плоть не побороть,
урчит, облизываясь, плоть —
съесть душу удалось ей.
И плоти, в общем-то, кранты,
когда вконец замуслен ты,
как лже-Христос, губами.
Один роман, другой роман,
а в результате лишь туман
и голых баб — как в бане.
До сорока яснее цель.
До сорока вся жизнь как хмель,
а в сорок лет — похмелье.
Отяжелела голова.
Не сочетаются слова.
Как в яме — новоселье.
До сорока, до сорока
схватить удачу за рога
на ярмарку мы скачем,
а в сорок с ярмарки пешком
с пустым мешком бредем тишком.
Обворовали — плачем.
Когда мужчине сорок лет,
он должен дать себе совет:
от ярмарки подальше.
Там не обманешь — не продашь.
Обманешь — сам уже торгаш.
Таков закон продажи.
Еще противней ржать, дрожа,
конем в руках у торгаша,
сквалыги, живоглота.
Два равнозначные стыда:
когда торгуешь и когда
тобой торгует кто-то.
Когда мужчине сорок лет,
жизнь его красит в серый цвет,
но если не каурым —
будь серым в яблоках конем
и не продай базарным днем
ни яблока со шкуры.
Когда мужчине сорок лет,
то не сошелся клином свет
на ярмарочном гаме.
Все впереди — ты погоди.
Ты лишь в комедь не угоди,
но не теряйся в драме!
Когда мужчине сорок лет,
или распад, или расцвет —
мужчина сам решает.
Себя от смерти не спасти,
но, кроме смерти, расцвести
ничто не помешает.
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО «ХГС» 1995.
Примечания
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 28 января
- Родившиеся в 1864 году
- Родившиеся в Зарайске
- Родившиеся в Рязанской губернии
- Умершие 7 сентября
- Умершие в 1927 году
- Умершие в Московской области
- Художники по алфавиту
- Скульпторы России
- Женщины-художники России
- Женщины-художники
- Скульпторы по алфавиту
- Похороненные в Московской области
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Голубкина, Анна Семёновна» в других словарях:
Голубкина Анна Семёновна — (1864 1927), советский скульптор. Училась в Москве у С. М. Волнухина (1889 90), в МУЖВЗ (1891 94) и петербургской АХ (1894), в парижской академии Коларосси (1895 96). В 1897 98 работала в собственной мастерской в Париже, пользовалась… … Художественная энциклопедия
Голубкина Анна Семёновна — А. С. Голубкина. Голубкина Анна Семёновна (1864, Зарайск 1927, там же), скульптор. Училась в Москве в Классах изящных искусств художника архитектора А.О. Гунста у (188990), в (189194) у С.И. Иванова, в петербургской Академии… … Москва (энциклопедия)
Голубкина, Анна Семёновна — Голубкина, Анна Семеновна ГОЛУБКИНА Анна Семеновна (1864 1927), российский скульптор. Обобщенно символичные образы рабочих (“Железный”, 1897), портреты (“Т.А. Иванова”, 1925). Для многих произведений характерны черты импрессионизма (“Березка”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Голубкина — Голубкин фамилия, женский вариант Голубкина. Известные носители: Голубкина, Анна Семёновна (1864 1927) скульптор. Голубкина, Лариса Ивановна (1940) актриса. Голубкина, Людмила Владимировна (1933) российский драматург … Википедия
ГОЛУБКИНА — 1. ГОЛУБКИНА Анна Семёновна (1864 1927), скульптор. В творчестве Голубкиной текучая пластичность форм в духе импрессионизма и стиля модерн (горельеф Пловец , или Волна , на фасаде МХАТа, 1901) сосуществует с поисками конструктивной ясности формы… … Русская история
Голубкина А. С. — ГОЛУ́БКИНА Анна Семёновна (18641927), скульптор. В творчестве Г. текучая пластичность форм в духе импрессионизма и стиля модерн (горельеф Пловец , или Волна , на фасаде МХАТa, 1901) сосуществует с поисками конструктивной ясности формы… … Биографический словарь
Anna Golubkina — Anna Semjonowna Golubkina Anna Semjonowna Golubkina (russisch Анна Семёновна Голубкина; * 4. Januarjul./ 16. Januar 1864greg. in Saraisk, Oblast Moskau; † 25. Augustju … Deutsch Wikipedia
Golubkina — Anna Semjonowna Golubkina Anna Semjonowna Golubkina (russisch Анна Семёновна Голубкина; * 4. Januarjul./ 16. Januar 1864greg. in Saraisk, Oblast Moskau; † 25. Augustju … Deutsch Wikipedia
Дед Анны Голубкиной в свое время был крепостным, но скопил деньги и купил себе вольную. Отец девочки рано умер, и она осталась вместе матерью, братьями и сестрами.
Первые двадцать пять лет ее жизни прошли, по сути, на огороде. Грамоте Анну Семеновну выучил церковный дьячок. Местный учитель рисования заметил в ней талант и долго уговаривал ехать учиться в Москву. Там Голубкину ждали Классы изящных искусств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Потом — несколько месяцев в Петербургской Академии художеств. Одним из преподавателей Анны был будущий ректор этого учебного заведения — В. А. Беклемишев. В него Голубкина влюбилась безответно с первого взгляда, что стоило ей серьезного нервного заболевания.
Продолжила учебу Анна Голубкина в Париже, ее учителем там был сам Огюст Роден, высоко оценивший дарование молодой женщины. Впрочем, ценили ее и на родине. Ее произведения не раз удостаивались комплиментов от Александра Бенуа, бывшего не только известным художником, но и признанным мэтром художественной критики.
В родной Зарайск Голубкина приезжала часто — навещала родную семью, лечила душевные раны, искала вдоховение.
Когда в начале XX века Зарайск превратился в место ссылки неблагонадежных молодых людей, многие из них собирались в доме известного скульптора, где ночи напролет вели разговоры о судьбах России.
После революции Анна Семеновна Голубкина вошла в Комиссию по охране памятников и Комиссию по борьбе с беспризорностью. Приводила бездомных детей к себе в мастерскую, кормила их и оставляла ночевать. И не изменила этой привычке даже после того, как сироты ограбили ее.
Как-то, когда ей уже было за шестьдесят, она решила сама передвинуть тяжелую глыбу, выбранную для создания скульптурного портрета Льва Толстого. Поступок оказался роковым — у Голубкиной открылось кровотечение, и через несколько дней ее не стало. Случилось это в сентябре 1927 года.
-
Консервативная партия великобритании кратко
-
Русская деревня в произведениях астафьева кратко
-
Своеобразие готики в чехии кратко
-
Административно территориальное устройство в зарубежных странах кратко
- Колхицин это в биологии кратко
Поражение № 3: Отсутствие мужа и детей
>А может, это и не поражение, а тоже победа? Недаром Голубкина говорила одной девушке, которая хотела стать литератором: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».
Впрочем, хотя Голубкина была незамужней и не имела детей, она нежно любила племянников, воспитала дочь своего брата Веру. А среди ее работ особенно трогательны изображения племянника Мити, который родился больным и умер, не дожив до года. Одним из любимых ее произведений был рельеф «Материнство», к работе над которым она возвращалась из года в год.
Ее карманы всегда были набиты сладостями для детей, а в послереволюционные годы — просто едой. Из-за детворы она однажды чуть не погибла: приютила стайку беспризорников, а они опоили ее снотворным и ограбили.
Поражение № 4: Отношения с советской властью
Несмотря на революционное прошлое, с большевиками Голубкина не сработалась. Она отличалась мрачностью характера, непрактичностью и неумением устраивать свои дела. В 1918 году она отказалась работать с Советами из-за убийства члена Временного правительства Кокошкина. Со временем, пожалуй, могло бы и наладиться — но в конкурсе на памятник Островскому в 1923 году она заняла не первое место, а третье, и впала в гнев.
В 1920-е годы Голубкина зарабатывала преподаванием. Ее здоровье слабело — обострилась язва желудка, которую пришлось оперировать. Последними работами мастера стали «Березка» — символ юности и портрет Льва Николаевича Толстого, которого она ваяла по памяти, принципиально не смотря на фотографии. Незадолго до смерти Голубкина вернулась к родным в Зарайск, в окружении которых и умерла в 63-летнем возрасте.
Новаторство Родена
О том, каким Огюст Роден был человеком, Вы можете сделать вывод из фактов его биографии и мемуаров о нём. Но в чем же конкретно его заслуга, как великого скульптора? Я постаралась выделить ключевые идеи Родена, которые стали, по своей сути, новаторскими для скульптуры:
- Новая пластика. Роден освободил скульптуру от условностей – нет больше постановочных поз, определенного сюжета, теперь скульптура – это неостанавливающийся поток движения, наполненного чувством.
- Удивительный симбиоз традиций и революции в искусстве – глубоко осознав совершенство античной скульптуры, Роден «перешел на новый уровень», который невозможен без разрушения устоявшейся традиции.
- Психологическая выразительность обнаженной натуры. К концу XIX века, художники уже достигли высокого профессионализма в написании психологических портретов, отражающих внутреннее состояние модели. Роден наделяет таким же свойством скульптуру, говоря о том, что любое психологическое состояние человека находит отражение в движении тела, в каждом мускуле человека. Роден открывает для скульптуры новые жанры – торс и фрагмент.
Огюст Роден “Руки любовников” 1904 г.
Победа № 1: Огородница становится скульптором
Чудом стало не то, что Голубкина прославилась. Чудо вообще в том, что она сумела стать скульптором. Ведь в XIX веке женщине овладеть профессией было сложно. Вспомним трудный путь художницы ее поколения Елизаветы Мартыновой (модель сомовской «Дамы в голубом»), которая поступила в Академию художеств в первый же год, когда это было дозволено женщинам. Студенток было около десятка, и на них смотрели со скепсисом. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом.
А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.
Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.
Литература
- А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников.- М. : Советский художник, 1983.
- Каменский А. А. Анна Голубкина: Личность. Эпоха. Скульптура. — М.: Изобразительное искусство, 1990.
- Каменский А. Рыцарский подвиг: Книга о скульпторе Анне Голубкиной. М., 1978
- Добровольский О. М. Голубкина. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 352, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 707). — 150 000 экз. — ISBN 5-235-00787-5.
- Русские художники. Энциклопедический словарь. Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. — М. : Азбука, 2000. ISBN 5-267-00064-7
- Калугина О. В. Скульптор Анна Голубкина: Опыт комплексного исследования творческой судьбы: монография. — М.: Галарт, 2006. — 248 с. — ISBN 5-269-01043-7. — Библиогр.: с. 228—237. — Имен. указ.: с. 239—241. — Прил.: с. 245.
- Рецензия М. Волошина на выставку Товарищества московских художников см.: Русская художественная летопись (прил. к «Аполлону»), 1911, февр., No 4, с. 62—63.
- Волошин М. А. С. Голубкина. Впервые опубликовано в журнале «Аполлон» (1911, No 6, с. 5—12); на вкладках этого номера «Аполлона» помещены фотографии скульптур Голубкиной.
- Чулков Георгий. Годы странствий: Из книги воспоминаний. М., 1930, с. 205.
- Машковцев Н. О современном скульпторе (По поводу выставки А. С. Голубкиной). — Сев. записки, 1915, No 3, с. 98.
- Булгаков С. Тихие думы. М., 1918, с. 57 (у С. Н. Булгакова в статье «Тоска», посвященной выставке Голубкиной 1914—1915 гг.: «…её творчество <…> исполнено той высшей, правой тоски, которая есть всегда преодолеваемая основа радости»)
- Россций . А. С. Голубкина (выставка скульптур). — Рус. ведомости, 1915, 10 янв.).
- Врангель Н. История скульптуры. М., , с. 402.
- Ефимов Иван. Об искусстве и художниках. М., 1977, с. 188
Поражение № 2: Революционная деятельность
Голубкина родилась во время пожара и сама утверждала, что характер у нее «пожарный». Она была нетерпима и бескомпромиссна. Несправедливость ее возмущала. Во время революции 1905 года она чуть было не погибла, останавливая лошадь казака, разгонявшего рабочих. Начались ее связи с РСДРП: по их заказу она создает бюст Маркса, посещает конспиративные квартиры, делает из дома в Зарайске явку для нелегалов.
В 1907 году ее арестовали за распространение прокламаций и приговорили к году в крепости. Однако из-за психического состояния Голубкиной дело было прекращено: ее отпустили под надзор полиции.
1880 год. Успех
Получен первый заказ от государства на создание портала для здания нового музея декоративно-прикладного искусства в Париже. Вдохновившись «Божественной комедией» Данте Алигьери, Роден создает грандиозные 7-ми метровые «Врата ада», в которых воплощает целый мир человеческих чувств.
Огюст Роден “Врата ада” 1880-е гг.
Это произведение состоит из 186 фигур, среди которых: «Мимолетная любовь», «Поцелуй», «Адам и Ева», «Три тени» а также «Мыслитель», задуманный как портрет Данте. Зданию не суждено было стать построенным и все скульптуры Родена обрели самостоятельную жизнь.
Огюст Роден “Поцелуй” 1889 г.
Огюст Роден “Три тени у врат ада” 1880-е гг.
Огюст Роден “Мыслитель” 1880-е гг.
Биография
Анна Семёновна родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала учиться в Москву, поступила в Классы изящных искусств архитектора А.О. Гунста (1889—1890 гг.), где её способности заметил известный скульптор и педагог С.М. Волнухин. Учится несколько лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.И. Иванова. В 1894 году учится в училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (класс В. А. Беклемишева).
Начиная с 1895 года, Анна Голубкина, в качестве продолжения своей учебы, трижды подолгу живет в Париже. Посещает занятия Академии Коларосси. Работает в собственной мастерской. Изучает технологию обработки мрамора. Посещает музеи Лондона. С 1897 года пользуется консультациями французского скульптора Огюста Родена. В эти годы созданы такие её произведения как «Старость», «Портрет Э.-Ж. Бальбиани», «Женская маска в блоке». На Весеннем Парижском салоне в 1899 году удостоена бронзовой медали Академии за скульптуру «Старость».
В 1899 году возвращается в Москву. В 1902-1903 годах выполняет рельеф «Пловец» над входом в Московский Художественный театр. С 1910 года живет и работает в своей мастерской в Большом Лёвшинском пер.12 (ныне по этому адресу — Музей-мастерская А.С. Голубкиной, отдел Государственной Третьяковской галереи). Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922 гг.). В 1914-1915 годах в недавно открытом Музее Изобразительных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) прошла персональная выставка Анны Голубкиной. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923 год).
Скульптурные произведения Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музейных собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей, Музей Орсе и другие). Наряду с творчеством С.Т. Коненкова, А.Т. Матвеева, С.Д. Эрьзи, В.И. Мухиной — искусство Голубкиной определило значение отечественной скульптуры первой трети XX века.
В число известных произведений созданных скульптором в разные годы входят портреты Л.Н. Толстого, А.М. Ремизова, Вяч. Иванова, Андрея Белого, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого и др.
Могила А. С. Голубкиной в Зарайске
Умерла в Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище (могила сохранилась).
Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в ее родном доме. В 1999 году во дворе музея установлен памятник Голубкиной работы Ю.Ф. Иванова.
В честь Анны Голубкиной назван кратер на Венере и ролкер проекта В-481(ПНР) «Скульптор Голубкина», входивший в состав флота ЧМП.
1884 год. Граждане Кале
Роден получает заказ на памятник в честь средневековых героев войны между Англией и Францией. История гласит, что в 1346 году, английские войска почти год держали в осаде французскую крепость Кале. Голод вынудил горожан вступить на путь переговоров, но английский король Эдуард III потребовал выдать ему шестерых знатных горожан для казни. При этом обреченные на смерть должны были появиться перед королем обнаженными с повязанными веревками на шеях. Первым добровольцем, который вызвался спасти город, стал самый богатый горожанин Эсташ де Сен-Пьер, за ним последовали другие. Но беременная супруга английского короля, Филиппа, сжалилась над обессиленными, но мужественными людьми и во имя своего будущего ребенка вымолила перед мужем пощаду пленных.
Огюст Роден “Граждане Кале” 1884 г.
Изначально предполагалось создание однофигурной скульптуры Эсташа де Сен-Пьер, но за ту же плату, Роден выполняет шестифигурную композицию, наполненную отчаянием перед лицом смерти и героическим усилием воли. «Граждане Кале» – одно из самых великих драматических произведений в истории искусства.
История жизни Анны Семеновны Голубкиной
В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал — «Огонь» (1900), «Кочка» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908). Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой.
Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора «.
Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников — формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом — оптимизм, радостное принятие жизни, во втором — вдумчивость, глубина переживаний.
Портрет А.Н. Толстого, 1911
В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями — «Березкой» и портретом Л.Н.Толстого.
Хрупкая фигура стоящей девушки — поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом.
Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки.
Кариатиды, 1911
«Березка» и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина.
Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура.
Победа № 3: Вторая поездка в Париж
Восстановив душевное спокойствие, Голубкина в 1897 году возвратилась в Париж. И наконец нашла того, у кого ей следовало учиться — Родена.
В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).
Голубкина по-своему истолковала учителя. И сделала это с успехом: ее наградили бронзовой медалью и хвалили в прессе. Когда на следующий год она вернулась в Россию, о ней уже слышали. Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения МХАТа. Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова. Шаляпина, впрочем, ваять отказалась: он ей не нравился как человек.
Навигатор
-
Не знаю, для кого как, но для меня моя жизнь стала адом в течение последних 6-и лет.
-
И вполне допустимо после 50-ти лет не бежать сразу и регистрировать брак. А просто пожить вместе и понять, а надо ли бабушке замуж-то выходить?
-
Сто лучших блогов, веб-сайтов и влиятельных лиц бэби-бумеров в 2023 году
Любой возраст таит в себе радость, но также печаль о том, что ты начинаешь стареть. Особенно различия видны в 50 лет.
-
В этом возрасте мужчины обычно женаты, имеют взрослых детей и даже внуков.
-
Как говорится: «седина в бороду, — бес в ребро». И Виктор Васильевич, неожиданно для себя, отчаянно влюбился в кассиршу Анну, причём, молодая женщина, которой было всего лишь двадцать с лишним лет, ответила ему взаимностью. Уж чем-то он её обаял.
-
Когда после сорока пяти лет от Сергея Петровича ушла его жена и подала с ним на развод, то он не очень огорчился.
-
Снижение уровня тестостерона в организме заставляет мужчин опускать руки.
-
Если вы сейчас гораздо моложе 60-ти лет, то у вас есть все шансы, чтобы подготовиться к старости заранее.
-
7 приемов зрелой дамы, которая своей привлекательностью даст фору молодой
Любая женщина и в зрелом возрасте может выглядеть не хуже, а, порой, и лучше юной красотки.
Биография
Руками одной из самых известных русских женщин-скульпторов сделано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры. Работы находятся в крупнейших музеях и собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей и других). Голубкина стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда. Ей также принадлежит первый в России скульптурный портрет Карла Маркса.
В последние годы часто возвращалась на родину. Почувствовав приближение смерти уехала в Зарайск, где и была похоронена на городском кладбище. Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в её доме. В 1999 году в музее установлен памятник Голубкиной работы Ю. Ф. Иванова.
1875 год. Характер
Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона. Меняются нравы и отношение к реалистичному изображению – теперь не подчеркнутая красота человека волнует художников, а его естественный образ, со всеми изъянами. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело».
Огюст Роден “Человек со сломанным носом” 1864 г.
1883 год. Страсть
В мастерскую Родена приходит начинающий талантливый скульптор Камилла Клодель. У учителя и студентки вспыхивает роман, который продлится девять лет.
Камилла Клодель, фотография 1883 г.
Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. Талант Камиллы Клодель начинает меркнуть на фоне блестящего учителя, она превращается в его тень. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Обиженная и униженная таким обстоятельством Камилла бросает Родена, но эта страсть продолжает преследовать ее и медленно сводить с ума. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры.
Огюст Роден “Вечный идол” 1889 г.
Бюст скульптора, созданный Камиллой Клодель, навсегда остался его любимым произведением, с которым он впоследствии никогда не расставался.
Камилла Клодель “Роден” 1888-1889 гг.
До сих пор искусствоведы спорят о возможном заимствовании идей Камиллы Клодель Роденом.
Одним из самых эмоциональных произведений Камиллы становится «Зрелый возраст». В аллегории торжества смерти, можно узнать личную драму девушки, не желавшей делить любимого мужчину с другой женщиной.
Камилла Клодель “Зрелый возраст”
Клейма на работах Родена
Самые первые работы Родена не имели подписи, так как автор часто работал анонимно. Во время работы скульптора с Каррье-Беллезом последний продавал скульптуры французского мастера под своим именем. Когда Роден пометил одну из работ своим именем и попытался продать ее самостоятельно, Каррье-Беллез тут же распрощался с ним. Впрочем, в 1879 году это не помешало ставшему руководителем Севрской мануфактуры Каррье-Беллезу пригласить набиравшего популярность скульптора работать на мануфактуре.
На большинстве работ Родена встречается клеймо «А. Роdin». Одновременно с ним литейщики указывали клейма своих фабрик, а также отмечали другую информацию. Это могла быть дата отливки, число выпущенных экземпляров и порядковый номер конкретной отливки.
На репродукциях скульптора ставили знак Reproduction или Reproduction Bronze для изделий из бронзы.
После смерти мастера государство разрешило Музею Родена сделать в ограниченном количестве отливку с оригиналов скульптур, в том числе с его незавершенных работ. Отливкой занималась мастерская бронзолитейного предприятия Алексиса Рудьера, с которым Роден сотрудничал с 1902 года. Рудьер помечал копии своим клеймом. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. С 1954 года в клейме появилось имя Жоржа Рудьера, племянника Эжена Рудьера, а также номер отлитого экземпляра в пределах разрешенных 12 копий.
Работы Родена отливали и другие заводы. В частности, известная фабрика Фердинанда Барбедьена еще в конце 19 века заключила со скульптором контракт на отливку в течение двадцати лет его работ «Поцелуй» и «Вечная весна». В это время фабрикой руководил племянник великого бронзолитейщика Гюстав Лебланк, который еще долгое время пользовался клеймом Барбедьена: «F. Barbedienne Fondeur».
После смерти Огюста Родена Музей Родена и его Фонд заказывали отливку скульптур мастера для различных выставок. Это были предприятия Masters Limited Edition, Airaindor Valsuani и некоторые другие.