Портрет актёра, основателя первого русского театра

Чудесный улов, рафаэль

Лосенко А.П

Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.

Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским.

Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка.

В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно “Чудесный улов рыбы” (1762).

Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: “Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности…

и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться”.

Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был “другом совершенным, великодушным, бескорыстным…”

Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.

Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.

Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург “одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз…

” Речь шла о картине “Венера и Адонис” или “Смерть Адониса”, этюде “Апостол Андрей Первозванный” и эскизе “Изгнание из храма” (местонахождение неизвестно).

Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину “Авраам приносит в жертву сына своего Исаака”, более выразительную в цвете, чем “Чудесный улов рыбы”.

В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для “совершенства рисунку” рисует “из славных…

картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах” “упражняется в колерах”.

Лишенные “сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: “Каин”, “Авель”, “Правосудие” (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке – гордость успехами талантливого живописца.

С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной “Владимир и Рогнеда”, первым произведением, посвященным отечественной истории.

Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

Последняя картина Лосенко – “Прощание Гектора с Андромахой” (1773) – написана на сюжет “Илиады” и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.

Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:

Все живо, что твоя рука изобразила

И будет живо все. доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Литература

Основное исследование

Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил.

Дополнительные комментарии
  • П. П. Гнедич. История искусств. — С.-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 428—430. — 720 с.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М.: Юрайт. — С. 474—479. ISBN 978-5-9916-3527-1
Словари и энциклопедии
  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 305 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
  • Сомов А. И. Лосенко, Антон Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 19.
  • Эрнст С. Р. Лосенко, Антон Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 701–702.

Композиция

 Композиция картины включает в себя несколько групп людей. В центре можно увидеть самого Гектора, который показан народным героем. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына, левую протянул к небу. Художник показывает его не только любящим отцом, но и верным гражданином Трои.

    Как утверждает искусствовед Авраам Каганович, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, особенно его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия».

  Главное содержание образа Гектора у Лосенко заключается в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Поэтому этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения.

 Образ Андромахи, также занимает центральное место на картине. Однако, по словам Кагановича, выполнен менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, потому что «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики»

С маленьким сыном на руках, она повернулась к Гектору, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев»

  Немаловажное место занимает образ плачущей служанки, которая является характерным персонажем картины. Кстати, она присутствует в подготовительных эскизах Лосенко, начиная с самых ранних

Женщина плачет, утирая слёзы концом косынки. Самое интересное, что её костюм мало отличается от обычной одежды XVIII века и совсем не похож на ту, что носили во время Гомера.

Специальный указ императрицы

    Естественно, не всем его увлечение пришлось по вкусу. Более того кое-кто во время первого спектакля, который проходил в большом каменном амбаре, где прежде отчим хранил товар, устраивает разбой. Это не останавливает Фёдора Григорьевича. Через год специально для спектаклей на берегу Волги он возводит деревянный театр, который 7 января 1751 года открывает сезон трагедией Сумарокова «Хорев». Это был первый общедоступный театр в России.

     Вскоре про «ярославские комедии» узнают при дворе императрицы Елизаветы Петровны и она своим специальным указом вызывает Волкова в столицу: « …Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги… »

     Теперь  ярославцы во главе с Фёдором Волковым начинают играть перед императрицей и двором. Более того, способных молодых «охочих комедиантов» отправляют учиться в Сухопутный Шляхетный корпус, где они в течение четырёх лет получают «высшее образование»: учатся танцам, наукам, языкам, декламации. Только после того, как любители стали профессионалами, Елизавета Петровна подписывает Указ об учреждении «Русского для представления трагедий и комедий театра». Именно он положил начало созданию Императорских театров России, где Фёдора Волкова назначают «первым русским актёром».

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись. Написано это произведение было в 1773 году.

Автор, хоть и опирается на классический гомеровский сюжет, но не следует ему в точности. В своей работе Лосенко не стремился к воспроизведению атрибутов того далекого времени, посему практически не заботился об исторической достоверности того, что изображено на картине. Основная идея полотна заключается в патриотизме и самоотверженном служении Родине, выразителями которой являются главные персонажи картины – Гектор и Андромаха.

Место действия картины – город, из которого троянский герой Гектор отправляется на битву. Служащий фоном городской пейзаж обрамляет представленную на картине сцену по типу театральных кулис. Центральные персонажи картины – Гектор и его жена Андромаха выдвинуты немного вперед. Слева и справа находятся воины и пажи, которые, как в театре, представляют собой толпу не имеющих индивидуальности статистов, стоящих позади главных героев.

Поза Гектора исполнена трагического героизма – в эффектном красном плаще он стоит, подняв руку, и высокопарно обращаясь к небу, прощается с женой и всеми согражданами. Андромаха также захвачена патриотическим пылом мужа – как истинная жена героя, она не проливает горьких слез, а вдохновляет его на подвиг. При этом мы не видим никаких личных переживаний героев, целиком отдавшихся всепоглощающему чувству патриотизма.

В картине использованы строгие тона – никакой пышности и богатства одежд, буйной зелени, затейливо выписанных предметов обихода. Ничто не отвлекает зрителя от главной идеи – самопожертвования героя во имя Родины.

Воины

 Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся юноша, поддерживающий щит и мальчик со шлемом Гектора. Ещё можно видеть воинов и молодого троянца, который с нескрываемым восхищением смотрит на своего военачальника. Изображение чернобородого воина обычно называют одним из наиболее удачных в картине. Однако вместе с тем специалисты считают, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее является продолжением работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях.

 Слева расположена группа воинов со знаменем. Молодые и не очень солдаты сгруппированы вокруг главных героев, смотрят на Гектора, но не приминают никакого участия в действии. 

   Рассказывая о картине, нельзя не остановиться на изображённой Лосенко архитектуре. Свою картину он писал за сотню лет до того, как в 1870-х годах археологическая экспедиция Генриха Шлимана начала раскопки на месте подлинной Трои. Так что, главным источником информации при создании архитектурного фона для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Поэтому мастер изобразил город таким, каким его представлял. Надо сказать, смотрится он весьма грандиозно.

Дворянский титул

    Роль Волкова во время переворота и возведения на престол Екатерины II до сих пор неясна. Ибо не совсем понятно, почему гражданское лицо оказалось в числе отряда гвардейцев, охранявших свергнутого императора Петра III в Ропше. Более того, существует версия о причастности Волкова к смерти императора. Словом, слухов при дворе ходило множество.

     Доподлинно известно лишь одно — после переворота он входил в кабинет государыни без доклада, а в 1762 году братья Григорий и Фёдор Григорьевичи Волковы именным указом императрицы Екатерины II были возведены в дворянское достоинство с выдачей диплома и герба.

   Однако наслаждаться дарованными благами возможности не представилось. Во время маскарада, устроенного в честь коронации, на масляную неделю 1763 года, Фёдор Волков простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер.

    Его похоронили в Москве на кладбище не сохранившегося Златоустовского монастыря, который находился между улицами Мясницкая и Пироговская.

Крестьянский сын

     Рассказывая столько об «отце русского театра», было бы невежливо ничего не поведать о художнике, крестьянском сыне, уроженце украинского города Глухово Антоне Павловиче Лосенко.

    В возрасте семи лет на его прекрасный голос и музыкальный слух обратили внимание и взяли певчим в придворный хор Санкт-Петербурга. Но в 1753 году ему вместе с его друзьями Иваном Семёновичем Саблуковым и Кириллом Ивановичем Головачевским, которые в будущем также станут художниками, пришлось отказались от счастливой карьеры

Причина более чем банальна — стал ломаться голос.

    Однако судьба вновь улыбнулась крестьянскому сыну. По приказу императрицы Елизаветы Петровны потерявших голоса певчих отдают на обучение к крепостному графа Петра Шереметева, художнику Ивану Петровичу Аргунову, который преподавал в недавно учреждённой Академии художеств класс живописи.

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку.

Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида»

Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» — пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <…> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Источник тут

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Каин и Авель в картинах Д. Дюпре и А. П. Лосенко (описание)

Д. Дюпре. Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К легенде о Каине и Авеле обращались многие ху­дожники

Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дю­пре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Уби­тый Авель». Зловеще выражение лица Каина. Он смо­трит туда, где только что им было совершено престу­пление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой по­ступи. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человече­скому и на Земле преследует пер­вых людей.

Другая фигура — распростёр­тый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, без­жизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает од­новременно восхищение и усили­вает горечь утраты.

Д. Дюпре. Убитый Авель. 1842 г. Палаццо Питти, Флоренция

Среди работ русских художни­ков на этот сюжет можно выде­лить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Ни­кто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.

А. П. Лосенко. Каин. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в от­крытых устах. Он показан художником в сложном ди­агональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышца­ми, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, кото­рый лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень). Материал с сайта https://worldofschool.ru

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художе­ственный образ. Сильный обнажённый человек си­дит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут». Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приоб­ретает ещё большую выразительность. Тень подчёрки­вает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ мо­лодых, начинающих художников.

А. П. Лосенко. Авель. 1768 г. Художественный музей, Харьков

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу: Сопоставьте скульптурные портреты художника Д. Дюпре и живо­писные произведения А. П. Лосенко.

Лосенко Антон Павлович

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе.

В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят  в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П.

Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида»

Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре

Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.

«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» – пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины.

Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Портрет актёра Ф.Г. Волкова

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет актёра Я.Д. Шумского

Портрет поэта А.С. Сумаркова

Прощание Гектора с Андромахой

РЕСТАВРАЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО

ЛОСЕНКО Антон Павлович (30.07.1737, Глухов, Малороссия – 23.11.1773, Санкт-Петербург)

Живописец, рисовальщик, автор картин на исторические, библейские, мифологические сюжеты, портретист, педагог, основоположник отечественной школы исторической живописи.

1844 – отправлен певчим в придворный хор в Петербург. Первоначальные навыки рисования и живописи получил у художника Ольховского.

1753 – по распоряжению Елизаветы Петровны отдан в обучение к И.П.Аргунову.

Между 1753 – 1758 – копия с картины неизвестного европейского художника «Товий и ангел».

До сентября 1760 – репрезентативный портрет И.И.Шувалова, куратора Академии; изображение А.П.Сумарокова.

1760? 1763? – портрет Ф.Г.Волкова. По общему решению портрет не выходит за рамки барочной стилистики.

1760 – обучение в Париже под руководством Ж.Ресту (Младшего).

1762 – картина «Чудесный улов рыбы». Сложная многофигурная композиция является свободной копией одноименной картины французского живописца Ж.Жувене.

1764 – штудии человеческого тела «Лежащий натурщик», «Натурщик, сидящий на камне». Картина «Андрей Первозванный».

Многочисленные этюды и рисунки парижского периода утрачены.

1765 – картина «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)». Сочетание барочной экспрессии с присущим классицизму стремлением к правдивой передаче идеальной натуры.

1 декабря 1765 – переезд в Рим. Прославился как блестящий рисовальщик.

1768 – два превосходных изображения обнаженных натурщиков – «Каин» и «Авель» (названия даны в XIX в.)

1768-1769 – копия на холсте фрески Рафаэля «Правосудие» в станцах Ватикана

1769 – возвращение в Петербург

1770 – картина «Владимир и Рогнеда». Это едва ли не самая первая в России картина на сюжет из отечественной истории, чем и обусловлено её особое место в истории русского искусства. По драматической коллизии и динамичной композиции работа ближе стилю барокко, нежели классицизму.

1772 – директор Императорской Академии Художеств. В числе учеников Лосенко были И.А.Акимов и П.И.Соколов.

1773 – картина «Прощание Гектора с Андромахой» (не завершена). Написана по заказу Екатерины II. До появления полотна Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы.

Главные работы:

«Портрет И.И.Шувалова» (1760, ГРМ)

«Портрет А.П.Сумарокова» (1760, ГРМ)

«Портрет Ф.Г.Волкова» (1760(?), 1763(?), ГРМ; гравирован Е.П.Чемесовым в 1764)

«Чудесный улов рыбы» (свободная копия одноименной картине Ж.Жувене (1705), 1762, ГРМ)

«Андрей Первозванный» (1764, ГРМ; гравирован И.А.Берсеневым в 1784)

«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» (1765, ГРМ)

«Каин» (1768, ГРМ; гравирован Г.И.Скородумовым)

«Авель» (1768; Харьковский ХМ)

«Зевс и Фетида» (1769, ГРМ)

«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ)

«Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ; эскиз – ГТГ).

______________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: